Архитектон: известия вузов. №3 (11) Сентябрь, 2005
Достояние
Предеина Екатерина Афанасьевна
аспирант
Научный руководитель: профессор, кандидат архитектуры Н.П. Чуваргина
УралГАХА
,
МОНУМЕНТАЛЬНЫЕ ЗАНАВЕСЫ - ОДИН ИЗ ЭТАПОВ ТВОРЧЕСТВА ЕКАТЕРИНБУРГСКОГО ХУДОЖНИКА РУЧНОЙ РОСПИСИ ТКАНИ И.Н. ФЕДОРОВОЙ
Четверть века живет и работает в Екатеринбурге замечательный художник, Ирина Федорова. По праву можно сказать, что с ее именем связан расцвет уральской школы росписи ткани. Ирина Федорова известна как мастер монументально-декоративных композиций. Произведения, выполненные художницей, не только органично вписываются в предлагаемую окружающую среду, но и становятся ее неотъемлемой частью, смысловым акцентом.
Ученические годы Ирины Федоровой связаны с Екатеринбургским художественным училищем (Свердловским художественным училищем) им. Шадра, которое она успешно закончила по классу «Промышленная графика». Спустя год она поступила в высшее художественно-промышленное училище (бывшее Строгановское) на отделение художественного текстиля. Студенческие годы оказали большое влияние на формирование личности художника. То стремление к знаниям, к совершенствованию мастерства, которое было характерно для Ирины Федоровой еще в годы ученичества, заставило будущую художницу искать свои пути в искусстве. В стенах училища она приобрела необходимый запас знаний, навыки, высокое профессиональное владение материалом. Ирина Федорова – прирожденный график, но Строгановка помогла раскрыть в ней талант живописца.
С первых шагов Ирина Федорова определяет круг сюжетов и тем. В одних автор стремится к камерности образов, в других, напротив, достигает большого эмоционального взлета, поднимаясь до высот монументальной экспрессии. Во второй половине 80-х годов И. Федорова создает цикл произведений, которые можно назвать этапными в ее творчестве. Это четыре декоративных панно: «Труд», «Семья», «Космос» и «Наука», выполненные для библиотеки здания техникума в пос. Белоярский Свердловской области. Выполненные в технике холодного батика данные работы ярко демонстрируют почерк художницы, которому свойственен лаконизм и гармония цветового решения, графичность и выразительность рисунка, уравновешенность и сдержанность композиции.
В тематических композициях, разработанных И. Федоровой, ведущим стало изображение советского человека – человека-труженика, человека-ученого, человека-героя, строителя счастливой жизни. Эти четыре монументальных панно, состоящие из трех прямоугольных полос ткани, воспринимаются как цельное законченное произведение. Ирина Федорова ясно и просто организует композиционную доминанту: центральная часть занавеса аккумулирует в себе смысл всего произведения. В центре художница помещает фигуру человека /«Космос»/ или группу людей /«Труд», «Семья», «Наука»/. Боковые полотнища выступают как декоративный фон, состоящий из различных атрибутов и символов. Орнаментальное окружение, в которое автор помещает своих героев, несет не только декоративную, но и смысловую нагрузку. Введение контрастных линий и пятен вносит драматическое напряжение в мажорный колорит картин, построенный на сочетании золотистых, охристо-коричневых, оранжевых /«Семья», «Труд»/, усиленном звучании фиолетовых, голубых, синих цветов различных оттенков / «Космос», «Наука»/. Автор полностью заполняет пространство полотна, почти не оставляя пустого места, детально прорабатывая каждый элемент композиции. Каждый фрагмент росписи приобретает самодавлеющее значение, представляя законченный смысловой вариант. Подобная фрагментарность будет характерна и для её более поздних работ. В целом данные композиции органично вписываются в архитектонику интерьера.
Декоративное панно библиотеки техникума г. Белоярска, Свердловской области
Рис.1. Труд | Рис. 2. Семья |
Рис. 3. Космос | Рис. 4. Наука |
Такую же детальную прорисовку форм, сопоставление крупных цветовых пятен и создание из них единой декоративной композиции мы встречаем в панно «Цирк», созданном в 1992 году для оформления детского комбината Оптико-механического завода. Панно состоит из шести полос ткани, организованных вертикально. Роспись выполнена в технике холодного батика, так любимого художницей. Автор избрал теплый колорит, построенный на сопоставлении красных, желтых, оранжевых цветов и различных оттенков голубого и синего. На этом фоне художница вводит акцент – золотое пятно, в которое вписана фигура клоуна. Мотив «клоуна» становится ведущим, автор легко варьирует его, создавая новые и интересные композиционные решения. Ритмическая тенденция движения, явно выраженная и направленная вдоль плоскости, вовлекает в свое движение все элементы композиции, включая и пустое пространство полотна. Подобный композиционный прием, применявшийся художницей и ранее, в значительной степени оживляет роспись, позволяет создать иллюзию пространственности, не нарушая при этом цельности архитектурной плоскости. Данная работа является несомненным творческим успехом Ирины Федоровой.
Панно "Цирк". Детский комбинат Оптико-механического завода
Рис.5.
Рис. 6.
Эти произведения демонстрируют не только умение художницы решить крупную тематическую композицию, но и понимание специфики архитектурной ситуации. Ее работы органично входят в архитектурную среду, становясь при этом не только организующей частью интерьера, но и своеобразным знаковым и значимым элементом различных общественных учреждений и предприятий городов Свердловской области.
Ссылка для цитирования статьи
Предеина Е.А. МОНУМЕНТАЛЬНЫЕ ЗАНАВЕСЫ - ОДИН ИЗ ЭТАПОВ ТВОРЧЕСТВА ЕКАТЕРИНБУРГСКОГО ХУДОЖНИКА РУЧНОЙ РОСПИСИ ТКАНИ И.Н. ФЕДОРОВОЙ [Электронный ресурс] / Е.А. Предеина //Архитектон: известия вузов. – 2005. – №3(11). – URL: http://archvuz.ru/2005_3/8
Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная