Архитектон: известия вузов. №3 (19) Сентябрь, 2007
Дизайн
Стариков Александр Александрович
кандидат архитектуры, профессор, советник ректората УрГАХУ,
почетный академик Российской академии художеств,
член-корреспондент Российской академии архитектуры и строительных наук,
заслуженный архитектор России.
ФГБОУ ВО «Уральский государственный архитектурно-художественный университет».
Россия, Екатеринбург
ДИЗАЙН И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Аннотация
Ключевые слова: дизайн. конкурентоспособность промышленности, креативная сфера, НИОКР
Почему в России экономика не конкурентоспособна? Можно ли в обозримый период войти в число стран-лидеров современной конкурентоспособной промышленности? Много ли на это нужно инвестиций? Есть ли в России необходимые ресурсы? Постараюсь ответить на эти вопросы.
Экономика нашей страны не конкурентоспособна, потому что она практически целый век по большей части была традиционна и не гибка, её базис составляли средства производства, естественные ресурсы, труд, капитал. Как известно, всего этого в России достаточно. Чего не хватает – можно купить.
Однако наши конкуренты в конце ХХ века перешли к экономике нового типа, где основным ресурсом являются новые знания и информация, а продуктом - так называемые инновации, будь то новые технологические разработки или образцы потребляемого товара. Известный американский социолог Ричард Флорида пишет в этой связи, что главной движущей силой в этой экономике является креативность, т.е. способность предприятия к созданию на базе знаний и информации новых форм производимого продукта, обеспечивающих конкурентные преимущества производителя.
Со второй половины XX века все развитые страны мира, включая СССР, пережили бурный рост творческой активности на основе увеличения размеров инвестиций в исследования и НИОКР. Благодаря этому росло количество изобретений и открытий, а также людей, занятых в этой сфере. Лидировали здесь США, где затраты на НИОКР составляли более 40 % от совокупных затрат всего мира (табл. 1).
Таблица 1
Инвестиции в креативность. Затраты США на НИОКР, 1953-2000 гг.
Результаты дали о себе знать. В 1990-е гг. – время развала креативной сферы в России – в США происходит её бурный подъем, растет и обслуживающий ее персонал, достигая к концу столетия 5 млн. чел. (Табл. 2,3)
Таблица 2
Креативная производительность: выдача патентов в США, 1900-1999 гг.
Таблица 3
Рост креативного персонала в США
Не случайно Ричард Флорида делит креативный персонал на 2 составляющие: ученых, инженеров и представителей богемы. К последним он относит, прежде всего, дизайнеров, а также представителей ТВ, радио, рекламы, кино, искусства и моды, сформировавших целую индустрию. Эта индустрия определяет стиль жизни, моду и, в конечном счете, спрос и продвижение товара на внутреннем и внешнем рынках.
Во всем мире стратегически важным аспектом бизнеса становится дизайн. Он – зримое воплощение результатов деятельности корпорации. Благодаря дизайну компании могут выделяться на фоне конкурентов. Неуклонный процесс повышения планки качества исполнения, в свою очередь, побуждает менеджеров к поиску инноваций и новых технологических решений.
Сам того не осознавая, потребитель покупает по сути дела новый дизайн, на 40-50 % обеспечивая доходы корпорации Таким образом, дизайн в новой экономике стал неотъемлемым элементом НИОКР, обеспечивая успех инновации.
Велики ли затраты на дизайн высокотехнологичного продукта, да и НИОКР в целом, коль скоро они обеспечивают конкурентоспособность экономики?
Отнюдь! Как показано на табл. 4., рынок НИОКР колеблется от 1,9 % в странах Евросоюза до 3,2 % от ВВП в Японии, а промышленного дизайна всего-то от 0,16 % до 0,5 % от ВВП.
Таблица 4
Рынок НИОКР и промышленного дизайна в сравнении с ВВП в млрд. $
Россия тратит на НИОКР всего лишь 0,8 %, а на дизайн 0,01 %, с учетом величины ВВП – в 40 раз меньше, чем Китай, и в 220 раз меньше, чем Япония. Что мы хотим экспортировать?
Если мы хотим достичь конкурентоспособности Китая или Индии, мы должны увеличить инвестиции в НИОКР в 10 раз, а в дизайн – минимум в 50 раз. Цена инвестиций в дизайн должна быть не менее 10,0 млрд. $, а в целом в НИОКР – 40 млрд. $. Разве это много?
Где взять деньги?
Деньги должны инвестировать корпорации, если они хотят стать серьезными игроками на рынке. В таблице 5 приведены данные расходов лидеров на НИОКР. Учитывая, что расходы на дизайн составляют примерно 10 % от НИОКР, видно, что эти расходы не превышают 5,5 % MICROSOFT и 0,4 % TOYOTA. Вот и вся арифметика: тратим 0,4 %, получаем 40 % продаж.
Таблица 5
Расходы мировых лидеров на НИОКР
Роль государства
Многие страны мира осознали существенную роль дизайна в росте экспорта, прямой вклад в экономическое благосостояние и содействуют формированию и развитию дизайниндустрии. В Великобритании насчитывается 12 450 консалтинговых фирм в области дизайна, 50 тыс. независимых дизайнеров, 80 тыс. штатных дизайнеров корпораций с общим оборотом 11,6 млрд. евро в год (2004 г.). В ноябре 2005 г. Великобритания приняла программу развития творческой экономики «Creative Economi Programme», которая направлена на то, чтобы страна стала «творческой осью» мира. Программа включает 7 направлений: повышение производительности творческих отраслей, образование, конкурентоспособность, интеллектуальная собственность, технологии, доступ к финансам и поддержка бизнесом, дифференфикация, формирование инфраструктуры, анализ.
Государственные программы развития промышленного дизайна имеются также в Германии, странах Скандинавии, приняты в Китае и Индии. Программы включают поощрение компаний за использование дизайна и способность экспортировать свои услуги. Существуют дизайн-центры и агентства, продвигающие дизайн и осуществляющие помощь корпорациям, которые существуют за счет государственных и частных источников.
Развитые страны инвестируют образовательную деятельность по подготовке дизайнеров. Так Великобритания ежегодно выпускает 3 % дизайнеров и 6,2 % всех творческих специальностей от всего выпуска. В России соответственно – 1 % и 4 %.
Ресурсы
Есть ли в России креативный ресурс? Безусловно, есть. Россия – творческая страна, с развитой наукой, хорошей системой ВПО, наукоемкими отраслями производства в сфере ВПК. Есть и рынок креативной экономики на радио, телевидении, в рекламе, кино, изобразительном искусстве. Есть хорошие школы промышленного дизайна у нас на Урале, в Санкт-Петербурге, Москве, Нижнем Новгороде, Самаре.
Дизайнеры нашей школы не востребованы на родине, и потому работают у наших конкурентов – в Тойоте, Самсунг-Электроникс, Мицубиси-Моторс, Бош, Сименс и в других известных фирмах ведущими дизайнерами.
Нет востребованности, государственной и корпоративной стратегии, менеджмента, способного интегрировать маркетинг дизайна, НИОКР, производство, продажи.
Президент России дал поручение Правительству разработать концепцию и программу развития промышленного дизайна в стране. Такие документы подготовлены Минэкономразвития с участием представителей ВШ. Согласно этим документам предполагается стимулировать образование в этой сфере, повысить конкурентоспособность продукции отечественных предприятий, создать территориальные центры развития промышленного дизайна.
Пилотный центр планируется создать в г. Екатеринбурге на базе нашей академии. В настоящее время нами разрабатывается проект строительства, Правительством и Губернатором Свердловской области для этого выделены необходимые средства (рис.6).
Рис. 6. Уральский центр развития дизайна
Уральский центр развития дизайна будет призван оказывать предприятиям региона информационные, образовательные, консалтинговые и производственные услуги по дизайн-разработке товаров и услуг и по их продвижению на рынке (табл. 7).
Таблица 7
Сферы деятельности Уральского центра развития дизайна
Библиография
1. В России – ресурсная экономика, поэтому она не конкурентоспособна.
2. Россия может в течение 10 лет войти в число лидеров новой инновационной конкурентоспособной экономики, если изменить взгляды на место НИОКР и дизайна в промышленном бизнесе.
3. Ежегодный объем инвестиций в НИОКР и дизайн невелик, однако, в 10 раз увеличивает объем продаж.
4. Необходимо "встроить" промышленный дизайн в бизнес-процессы корпораций, в структуру НИОКР компаний, ориентируясь на опыт лидеров глобальной экономики.
5. Государству необходимо стимулировать создание национальной дизайниндустрии, приняв на правительственном уровне подготовленную программу, а также предусмотреть налоговые преференции предприятиям-производителям конкурентоспособной высокотехнологичной продукции.
Ссылка для цитирования статьи
Стариков А.А. ДИЗАЙН И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРОМЫШЛЕННОСТИ [Электронный ресурс] /А.А. Стариков //Архитектон: известия вузов. – 2007. – №3(19). – URL: http://archvuz.ru/2007_3/8
Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная