Архитектон: известия вузов. №4 (52) Декабрь, 2015
История архитектуры
Сабрекова Ольга Александровна
аспирант кафедры промышленного и гражданского строительства.
Научный руководитель: кандидат архитектуры, доцент Н.Н. Дмитриева.
ФГБОУ ВПО «Ижевский государственный технический университет им. М.Т. Калашникова»,
Россия, Ижевск, e-mail: o.sabrekova@mail.ru
ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ И КОМПОЗИЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛЯРНЫХ ПЛАНОВ ГОРОДОВ УДМУРТИИ КОНЦА XVIII – НАЧАЛА XIX ВЕКА
УДК: 72.03
Шифр научной специальности: 85.113(2)
Аннотация
Ключевые слова: история Вятской губернии, города Удмуртии, регулярный план, планировочная структура, композиционный центр
Введение
В настоящее время заметно возросло число работ, посвященных изучению историко-градостроительного наследия отдельных русских городов и областей. Исследования показали, что особенно актуальной в последние десятилетия стала проблема недооценки роли исторической преемственности при перепланировке центральной части городов, что ведет к нарушению исторически сложившейся планировочной структуры. Как отмечает И.М. Смоляр, «в градостроительстве всегда действовала и будет действовать сложная диалектическая связь старого и нового… Идеи нового города нередко служат моделью для определения пути развития исторически сложившегося города» [1, с. 3]. Следовательно, для сохранения индивидуального облика города необходимо, чтобы каждый этап формирования планировки развивал на новом уровне основные идеи и принципы, заложенные в предыдущем.
Взаимоотношение старого и нового в планировочной структуре затронуло не только столичные города, но и регионы, роль которых все более возрастает в условиях мировой культурной интеграции.
Большой исследовательский интерес представляют города Удмуртии, обладающие богатым архитектурно-градостроительным наследием – Сарапул, Глазов, Воткинск и Ижевск. При организации территории в данных городах недостаточно учитываются исторически сложившиеся особенности архитектурно-планировочного каркаса, что ведет к нарушению архитектурно-пространственной композиции. Для решения данной проблемы необходимы знания о развитии архитектурно-планировочной среды города, которые помогут создать гармоничную взаимосвязь нового и исторического в планировочной структуре.
Значимость проблемы сохранения и преемственного развития архитектурно-градостроительного наследия определяет актуальность темы исследования. Особого внимания заслуживает формирование градоструктуры рассматриваемых городов конца XVIII – начала XIX века, для этого периода характерно наиболее плодотворное планировочное развитие населенных мест. Градостроительное наследие данной эпохи по сей день во многом определяет как облик рассматриваемых городов, так и их дальнейшее планировочное развитие.
Исследований архитектурно-градостроительного наследия городов Удмуртии рассматриваемого периода немного. В основном это работы краеведов и историков: по Ижевску – О.В. Севрюкова [2], И.И. Кобзева; по Воткинску – Т.А. Васиной [3], Т.О. Санниковой [4]; по Сарапулу – Н.Л. Решетникова, А.А. Шепталина [5]; по Глазову – Г.М. Ложкина и В.И. Зырянова[6]. Значимый вклад в изучение данных вопросов внес Е.Ф. Шумилов, который рассматривал отдельные памятники, проводил обзор стилевых тенденций и градостроительных процессов [7, 8]. В монографии Р.М. Лотаревой [9] отмечены характерные черты планировки заводских поселений, в том числе при Ижевском и Воткинском заводах. Архитектурно-планировочные особенности Сарапула и Глазова получили описание в работах Л.Б. Безверховой [10] и Н.А. Николаевой [11], при этом композиционные особенности регулярных планов характеризуется лишь обзорно. Анализ работ показал, что комплексных теоретических исследований в области градостроительного развития городов Удмуртии не проводилось.
В статье материал рассматривается в следующей последовательности: исторические предпосылки и факторы, которые привели к формированию населенных мест; влияние основных этапов общероссийского развития и местных особенностей на формирование планировочной структуры городов; внедрение регулярных начал и перестройка городов; типология и своеобразие регулярных планов.
С конца XVIII до начала XX века удмуртские земли относились к обширной территории Вятской губернии. Таким образом, изучение возникновения населенных пунктов Удмуртии на вятской земле невозможно в отрыве от ее истории, которая, в свою очередь, является уникальным пластом общерусского градостроительства. Рассмотрение и анализ городов ведется по хронологии их возникновения.
Предпосылки возникновения и формирования городов
Главной функцией городов в XIV–XV веках была оборонительная. Для охраны юго-восточных границ Русского государства во второй половине XVI века возникла необходимость создания укрепленных центров. Так в конце XVI века был основан г. Сарапул.
На месте прежнего чувашского поселения была срублена крепость, занявшая плато на высоком правом берегу реки Камы, ограниченное с севера и юга оврагами. Посад развивался в западном направлении от крепости и в южном от торга, образовавшегося у ее восточного подножия [12, с. 173]. Изначально Сарапул был селом, именовавшимся Вознесенским, а с 1701 года село становится дворцовым с одноименным названием. Исторический Сарапул располагался на очень благоприятном месте: пойма реки служила основой миграционного хозяйства, высокая Старцева гора, острова и перекат позволяли издалека контролировать границы владений.
В 1780 году село Сарапул, получив статус города, превратилось в центр Сарапульского уезда. Город развивался очень стремительно, утрачивая свои оборонительные способности и постепенно превращаясь в торговую «столицу» на реке Каме – естественной транспортной артерии. В конце XVIII – начале XIX века Сарапул был крупным уездным купеческим городом Вятской губернии. В конце XVII века на берегу реки Чепцы располагалась деревня Глазов, которую в 1748 году переименовали в село Глазово. Вслед за Сарапулом по указу Екатерины II оно получило права города и стало центром Глазовского уезда. В XVIII – начале XIX века город Глазов, являясь самым маленьким городом Вятской губернии, практически не имел промышленности, но славился своими ярмарками и был своеобразной столицей северных удмуртов.
Сарапул и Глазов, будучи уездными центрами, в области градостроительной политики подчинялись непосредственно губернским учреждениям. Следовательно, общегосударственные градостроительные идеи оказывали значительное влияние на дальнейшее развитие этих городов, однако не исключали проявления местных традиций и особенностей. Совершенно иные факторы повлияли на возникновение таких городов Удмуртии, как Воткинск и Ижевск. Развитие уральской промышленности при Петре I, так необходимое для России, становящейся на новый путь развития, не обошло стороной и вятские земли. К концу XVIII века на территории Удмуртии (тогда еще в составе Вятской губернии) уже действовали больше десятка железоделательных заводов, самые крупные – Воткинский (1759) и Ижевский (1760).
Промышленные предприятия как градообразующий фактор привели к появлению здесь нового типа поселения – заводского поселка, который в литературе фигурирует также под названиями «заводского поселения», «города-завода» [9, 13]. Как отмечает Р.М. Лотарева, «города-заводы были своеобразным явлением в градостроительстве России XVΙΙΙ – первой половины XIX в. Они определили новый тип поселений, сложившихся на основе вододействующих заводов… Особенность их формирования заключалась в том, что они целиком зависели от производственной структуры заводов и были органически связаны с нею» [9, с. 3].
Место для Воткинского и Ижевского железоделательных заводов было выбрано, во-первых, по близости к реке Каме, обеспечивающей транспортную доступность; во-вторых, по наличию лесов, бывших в то время главным топливом для промышленности, и, в-третьих, по близости к горнодобывающим предприятиям. Особенностью данных заводов были искусственно созданные пруды, необходимые для технологического процесса (плотина, использование энергии воды).
Воткинский и Ижевский заводы развивались быстрыми темпами, что вело к росту численности населения и к увеличению площади поселения за счет присоединения новых территорий. Однако они продолжали оставаться в ранге заводских поселков до 1918 года, что существенно повлияло на их застройку и благоустройство.
Итак, при изучении предпосылок, условий и факторов, повлиявших на возникновение населенных пунктов, рассматриваемые города Удмуртии были разделены на две группы: города-заводы (Ижевск, Воткинск) и города – административно-торговые центры (Сарапул, Глазов).
Формируясь в русле общероссийских тенденций, каждый из рассматриваемых городов имел свои особенности развития, определяемые ресурсами, историческими факторами и уровнем развития экономики.
Развитие планировочной структуры городов и присвоение им регулярных планов
При исследовании развития планировочной структуры рассматриваемых городов, необходимо учитывать процессы, протекавшие в градостроительстве России в XVIII – начале XIX века.
Русское градостроительство прошло два основных этапа. Первый включает период с X до XVII века и характеризуется становлением целостной системы градостроительного искусства средневековой Руси. Второй этап (XVIII – первая половина XIX века) отмечен внедрением регулярных принципов в практику строительства городов и беспримерной до этого реконструкцией всех губернских и уездных городов России [12, с. 166].
Централизованное руководство крупномасштабной проектной и строительной деятельностью осуществляла специально учрежденная в конце 1762 г. Комиссия о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы. Одна из функций Комиссии заключалась в разработке и утверждении регулярных планов новых городов, а также в осуществлении строительного надзора и руководстве перепланировкой существующих городов.
Города – торгово-административные центры (Сарапул, Глазов)
В первой трети XVIII века развитие вятских городов, в том числе Сарапула и Глазова, несколько замедлилось, так как основные силы были направлены на строительство Санкт-Петербурга и Москвы, а также других крупных городов. Тем не менее, к середине XVIII века будущие уездные города Вятско-Камского региона представляли собой поселения с определенной планировочной структурой.
В XVI веке первое поселение Сарапула, располагаясь вдоль берега реки Камы, характеризовалось приречным типом заселения и линейной планировочной системой с преобладанием двух продольных улиц. К середине XVIII века сложное секторно-мысовое развитие будущего уездного города представляло собой сочетание порядковой системы в прибрежной, низинной части города и веерной – в мысовой возвышенной, что являлось отличительной чертой планировочной структуры Сарапула (рис. 1а).
Рис. 1 а) План г. Сарапула (XVIII) [12,таб.143]; б) План г.Сарапула (1784) [14, с.94]; в) Анализ композиции регулярного плана г. Сарапула. Графическая схема разработана и выполнена автором
В XVII веке Глазов, расположенный на холмистой равнине вдоль берега реки Чепцы, только начинал планировочное развитие. В отличие от Сарапула, он формировался медленно и не отличался выразительностью облика. Первоначальное расположение улиц села Глазово предопределило его будущую веерно-центричную планировку (рис. 2а). Таким образом, на первом этапе формирования уездных городов Сарапула и Глазова особую роль в сложении и историческом развитии их планировочной структуры играл природный ландшафт со всеми естественными компонентами, входившими в пространственную среду городского образования.
Наравне с губернскими городами в 1784 году Екатерина II утвердила первые генеральные планы застройки Сарапула и Глазова (рис. 1б; 2б). Автор этих регулярных планов – архитектор И. Лем, возглавлявший в течение 22 лет проектную часть Комиссии. Для составления планов применялась прямоугольная сетка с равномерно расчлененными квадратами (Сарапул) и радиально-кольцевая с лучевыми улицами, сходящимися к общему центру (Глазов). Река, как градообразующий элемент, играла важную роль в пейзаже местности, придавая живописность геометрически правильным планам. В пояснении к регулярным планам излагались конкретные указания по застройке городов. Например, предусматривалось зонирование территории по высоте и качеству построек, в центральных кварталах необходимо было возводить каменные здания, а на окраинах допускалась деревянная застройка.
Первый регулярный план Сарапула (1784) предполагал освоение низинной части берега Камы при сохранении в полной мере характера порядковой системы планировки (рис. 1в). Место административной Соборной площади, расположенной на возвышенном плато, совпало с исторически сложившимся ядром города, являвшимся главным композиционным центром, через который ведущей композиционной осью проходила улица Покровская. Главенствующая роль этой улицы в системе планировки Сарапула подчеркнута также расположением двух площадей (Соборной, Покровской), сформированных еще в период дорегулярного развития города.
Однако радиально-кольцевая планировка в северном возвышенном районе была изменена, уличная сеть подверглась выпрямлению. Появились новые улицы – Вятская и Вознесенская, которые, пересекаясь на Соборной площади, активно формировали планировочную структуру города. Площади составляли основу нового плана прямоугольного типа и были местом расположения храмов – композиционных доминант. Важную роль играла река Кама, являясь природной композиционной доминантой. Вдоль нее раскрывалась основная панорама города.
Таким образом, планировочная структура города в центральной части осталась прежней, сохранив основные градостроительные узлы. Но регулярный план, перенесенный с большой точностью в натуру, приобрел более геометричные формы, увеличилось количество кварталов, получила другое очертание границ северная часть города. Сарапул существенно изменил планировочную структуру и направление развития в процессе реализации первого генерального плана.
За соблюдением всех оговоренных А. Лемом градостроительных требований должны были следить губернские и уездные архитекторы. Но, в частности в Глазове, в середине XIX века уездных архитекторов не было. Разметкой всего предусмотренного генеральным планом руководил в 1804 году губернский архитектор Ф. М. Росляков.
Сравнивая планы Сарапула и Глазова, можно проследить общую закономерность построения архитектурно-пространственной модели города. И в том, и в другом случае центром композиции выступает улица-ось, которая замыкается главной площадью на месте исторического ядра. Но при определенном сходстве генеральный план города Глазова отличается бóльшей оригинальностью, поскольку в нем получила последовательное воплощение веерная радиально-кольцевая планировочная структура. Такая планировка Глазова диктовалась ровным рельефом местности и была неприемлема для холмистого рельефа города Сарапула.
Рис. 2. а) План деревни Глазово (XVII в.) [12, таб. 146]; б) План г. Глазова (1784) [14, с. 84]; в) Анализ композиции регулярного плана г. Глазова. Графическая схема разработана и выполнена автором
Регулярный план города представлял собой трапецию с пятью основными прямолинейными улицами, расходящимися от главной (Соборной) площади многоугольного очертания. Планировочная система усложнена четырьмя промежуточными радиальными проулками. На пересечении двух из них расположены прямоугольные площади – Сенная и Дровяная. Три параллельные улицы концентрически повторяют очертания границ города, пересекая радиальные лучи. Соборная площадь, обращенная на реку Чепцу, совпадая с главным общегородским планировочным центром, является важным композиционным центром, задающим направление основным улицам, которые формируют лучевую композицию (рис. 2в).
Регулярным планом Глазова определена в качестве композиционной оси всего города центральная улица Преображенская, которая замыкается с одной стороны Соборной площадью, а с другой – полукруглой Хлебной.
Перспективу основных улиц замыкал силуэт Преображенского собора (1786) на главной площади, обеспечивающий зрительную ориентацию и придающий архитектурному облику города цельность. Он был виден с любой продольной улицы города и был главной композиционной доминантой на протяжении полутора веков. Естественно, что самые первые дома в спланированных кварталах строились вдоль главной площади или в кварталах, прилегающих к ней.
Веерная планировка центральной части города сохранилась в основных линиях и до наших дней, став самобытным памятником градостроительного искусства XVIII века. Статус уездного города и природный ландшафт во многом повлияли на композицию регулярных планов Сарапула и Глазова, определивших дальнейшее развитие их планировочной структуры.
Города-заводы (Ижевск, Воткинск)
Градостроительный замысел, в русле которого развивались Ижевск и Воткинск, был характерен для «вододействующих» городов-заводов Урала и Прикамья. Поскольку промышленные поселения при заводах проектировали и отстраивали штатные заводские архитекторы, их планировка имеет много общего. Центр города – плотина, через которую проложена основная заводская магистраль, и две предзаводские площади с той и с другой стороны. С одной стороны возвышаются старые заводские корпуса, с другой – в едином архитектурном ансамбле собор, заводская контора, горная школа и «генеральский дом», где жил начальник завода. Чуть в стороне, на берегу пруда, возводился городской госпиталь [8]. Все эти элементы также присутствовали в планировке Воткинска и Ижевска.
Профессиональный уровень заводских архитекторов был очень высок. В первой половине XIX века на Камских заводах – Воткинском и Ижевском – работали восемнадцать выпускников столичной Академии художеств. Наиболее талантливыми из них были С.Е. Дудин и В.Н. Петенкин. Оба они были учениками выдающегося петербургского зодчего А. Захарова, влияние которого отразилось в облике построенных ими зданий и градостроительных решениях Воткинска и Ижевска.
Первой постройкой Воткинска была плотина (1759), ставшая основной транспортной магистралью будущего города. Она соединяла заречную и нагорную части (рис. 3а). Градостроительным ядром Воткинска стал пруд, а плотина определила направление улиц и переулков: улицы вытянулись вдоль плотины перпендикулярно пруду. Дорегулярный план развития Воткинска представлял собой систему улиц, расходившихся преимущественно в восточном и западном направлении от заводской плотины. Заводская контора была построена одновременно с корпусами завода, дав название одной из главных улиц – Конторской (Базарной). На Главной (предзаводской площади) в 1760 году была построена первая деревянная церковь – Дмитриевская. В 1817 году на этом же месте начали возводить Благовещенский собор, который строился в стиле русского классицизма в течение 20 лет. Вторая площадь была устроена перед главным корпусом завода с другого конца плотины. Отсюда начиналась улица Господская с домами для чиновников. Обе площади были раскрыты к пруду и хорошо просматривались при движении по нему.
Рис. 3. а) План поселка «Воткинский завод» (1764–1769, датируется временем работы на заводе А.А. Ирмана, РГАДА, ф.271.Кн.1238.Л.828 ) [15, с. 21]; б) План поселка «Воткинский завод» (1838) [16]; в) Анализ композиции регулярного плана Воткинска. Графическая схема разработана и выполнена автором
На развитие планировочной структуры поселка оказало огромное влияние творчество В.Н. Петенкина, приехавшего служить на завод в 1823 году, поскольку он являлся автором первого генерального плана Воткинска (рис. 3б). План представлял собой прямоугольную сетку кварталов, что указывает на его «регулярный» характер. Следует отметить преемственность в закреплении местоположения прежних композиционных доминант — Главного корпуса железоделательного завода («Николаевский корпус») и Благовещенского собора (1829) при составлении регулярного плана (рис. 3в).
Со временем город расширялся, здания перестраивались, но в целом заложенная В.Н. Петенкиным градостроительная структура и ее основные элементы сохранились. При анализе первого плана поселка «Ижевский завод» (рис. 4а) были выявлены следующие особенности: завод, основанный на водной системе привода заводских механизмов, был технически закреплен в своем местоположении; первоосновой поселка являлась площадка железоделательного завода, вокруг которой строились жилые, административные и культовые здания. Согласно плану 1764 года в поселке было две улицы: одна проходила по плотине заводского пруда (Плотинный переулок), другая — перпендикулярно первой, по высокому левому берегу реки Иж (Береговая улица). Эти улицы, образуя при пересечении «крестообразный каркас», повлияли на формирования уличной сети прямоугольного типа.
Рис. 4 а) План поселка «Ижевский завод» (1764) [7]; б) План поселка «Ижевский завод» (1808, ВИМАИВ и ВС, ф.27,оп.6,д.1) [9]; в) Анализ композиции регулярного плана г. Ижевска. Графическая схема разработана и выполнена автором
Новый этап в градостроительстве Ижевска датируется началом ХIХ века после принятия в 1809 году первого генерального плана города с новой сеткой прямых улиц (рис. 4б). Проектировали генеральный план Ижевска архитекторы С. Е. Дудин, П. А. Андреевский, А. П. Белянинов [13, с. 159].
Территориальное развитие города-завода по этому плану намечалось в северном и восточном направлениях, развивая первоначальную прямоугольную планировочную систему поселка (рис.4в).
Центральная часть города представляла собой архитектурный ансамбль, являясь и композиционным центром. В массе застройки формировались и другие площади с доминирующими зданиями и сооружениями, образуя композиционный каркас поселения. Сохранив прежнее положение в планировочной структуре, композиционные доминанты – Главный корпус оружейного завода, Александро-Невский собор и Михайловская часовня – фиксировали общую схему дорегулярной планировки. Их нерегулярное расположение на рельефе местности и ориентация в пространстве относительно друг друга сглаживали геометричность планировки.
Большие работы по планировке русских городов, которые проводились Комиссией о каменном строении городов С.-Петербурга и Москвы почти не коснулись Урала, потому что новые заводы и поселения строились в спешке, без контроля и руководства специалистов-архитекторов. Однако сложившаяся на самом раннем этапе истории города прямоугольная планировочная система поселка Ижевского завода, обусловленная требованиями производства, отвечала градостроительным требованиям того времени [17].
Таким образом, для данного периода характерно создание первого регулярного плана поселка, который сохранил элементы дорегулярного развития и на многие годы предвосхитил его дальнейшую эволюцию.
Производство оказало значительное влияние на формирование городской среды, поэтому его функциональную организацию необходимо рассматривать как исходную градостроительную основу городов-заводов – Воткинска и Ижевска. Сформировавшаяся на раннем этапе развития городов прямоугольная планировочная система, продиктованная требованиями производства, отвечала градостроительным требованиям того времени.
Заключение
Градостроительное развитие городов Удмуртии с конца XVIII до начала XIX века проходило с привязкой к основным историческим этапам развития страны. Внедрение регулярных начал в планировку городов была важным и своевременным явлением, открывающим новый этап в развитии русского градостроительства. Несмотря на то, что регулярные планы утверждались единым государственным градостроительным органом, они отличались индивидуальностью, обусловленной различными факторами возникновения и влиянием местных особенностей и традиций.
Анализ композиции регулярных планов городов Удмуртии дает представление о том, что процесс их внедрения шел по пути сохранения преемственности. Новые композиционно-планировочные приемы взаимодействовали со сложившимися ранее планировочными структурами и оказывали значительное влияние на их дальнейшие изменения.
В процессе становления и формирования центров городов Удмуртии, независимо от их градообразующего фактора (города-крепости или города-заводы), культовым сооружениям отводилась главенствующая роль в решении градостроительных задач. Соборы фиксировали этапы развития города и его площадей, став композиционными доминантами в окружающей среде. Как правило, площади формировались около культового сооружения или в непосредственной близости от него.
Следовательно, несмотря на геометризацию планировочной структуры, свойственную регулярным планам, города сохранили традиционную живописность и своеобразие архитектурного облика.
Библиография
1. Смоляр, И.М. Генеральные планы новых городов / И.М. Смоляр. – М.: Стройиздат, 1973. – 231 с.
2. Севрюков, О.В. Ижевск. Краеведческий очерк / О.В. Севрюков. – Ижевск: Удмуртия, 1972. – 270 с.
3. Васина, Т.А. Камские заводы: население, культура, быт (конец XVIII – первая половина XIX в.): монография / Т.А. Васина. – Ижевск: Удмуртский ин-т истории, языка и литературы УрО РАН, 2006. – 280 с.
4. Санникова, Т.О. Деревянное зодчество Воткинска и Воткинского района : книга-альбом / Т.О. Санникова. – Ижевск : Удмуртский университет, 2011. – 140 с.
5. Шепталин, А.А. Сарапул. Сарапулъ. Сарапуль. Историко-краеведческие очерки / А.А. Шепталин. – Ижевск : Удмуртия, 2007. – 376 с.
6. Ложкин, Г.М., Зырянов, В.И. Улицы и переулки Глазова / Г.М. Ложкин, В.И. Зырянов. – Глазов: Глазов. гос. пед. ин-т, 2010. – 96 с.
7. Шумилов, Е.Ф. Город на Иже, 1760-2000 /Е.Ф. Шумилов. – Ижевск: Свиток, 1998 – 399 с.
8. Города-заводы на Иже и Вотке / Е.Ф. Шумилов // Памятники отечества: альманах / Всерос. общество охраны памятников истории и культуры. – М., 1995. – Вып. 33. – № 1-2. – С. 108–114
9. Лотарева, Р.М. Города-заводы России. XVΙΙΙ – первой половины XΙX вв. / Р.М. Лотарева. – Екатеринбург: Изд-во Урал. архит.-худож. ин-та,1993 – 213с.
10. Безверхова, Л.Б. Архитектурно-планировочное развитие городов Вятской земли с древности до середины XVIII века: автореф. дис. … канд. архитектуры. – 2001 [Электронный ресурс]. – URL: http://www.dissercat.com/content/arkhitekturno-planirovochnoe-razvitie-gorodov-vyatskoi-zemli-s-drevnosti-do-serediny
11. Николаева, Н.А. Архитектурно-градостроительное развитие уездных городов Вятской губернии последней трети XVIII – начала XX века: автореф. дис. … канд. архитектуры. – 2002 [Электронный ресурс]. – URL: http://www.dissercat.com/content/arkhitekturno-gradostroitelnoe-razvitie-ezdnykh-gorodov-vyatskoi-gubernii-poslednei-treti-x
12. Энциклопедия земли Вятской: Том 5. Архитектура / ГИПП «Вятка». – Киров, 1996 – 385 с.
13. Алферов, Н.С. Зодчие старого Урала. Первая половина XIX века /Н.С. Алферов. – Свердловск, 1960 – 216 с.
14. Полное собрание законов Российской империи. Первое собрание. 1649–1825. Книга чертежей и рисунков (планы городов) в 45-ти томах / Под ред. М.М. Сперанского. – СПб.: Тип. II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1830 – 424с.
15. Горбачева, С.В. Воткинск. Документы и материалы. 1758–1998 / С.В. Горбачева, Е.П. Никонова, Н.Г. Пушкарева. – Ижевск : Удмуртия,1999.– 354с.
16. Нельзин, А.В. Родословная Нельзиных – мастеровых Воткинского завода. Записки по истории горного города / А.В. Нельзин. – Воткинск, 2005. – 310 с.
17. Архитектурно-пространственное развитие города Ижевска конца XVIII – середины XIX в. [Электронный ресурс] / О.А. Сабрекова // Архитектон: известия вузов.– 2015.– №49. – URL: http://archvuz.ru/2015_1/14
18. Ижевск: документы и материалы, 1760–2010/ Комитет по делам архивов при Правительстве УР.- Ижевск, 2010. – 900 с.
19. Сарапул: документы и материалы, 1596–1985/ Комитет по делам архивов при Правительстве УР. – Ижевск, 1987 – 267 с.
Ссылка для цитирования статьи
Сабрекова О.А. ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ И КОМПОЗИЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛЯРНЫХ ПЛАНОВ ГОРОДОВ УДМУРТИИ КОНЦА XVIII – НАЧАЛА XIX ВЕКА [Электронный ресурс] / О.А. Сабрекова //Архитектон: известия вузов. – 2015. – №4(52). – URL: http://archvuz.ru/2015_4/10
Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная