Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №4 (52) December, 2015

History of architecture

Sabrekova Olga A.

PhD student, Department of Industrial and Civil Construction.
Research supervisor: Associate Professor N.N. Dmitriyeva, PhD. (Architecture).
M.Kalashnikov State Technical University,

Russia, Izhevsk, e-mail: o.sabrekova@mail.ru

TYPOLOGICAL AND COMPOSITIONAL FEATURES OF THE REGULAR PLANS OF UDMURT CITIES IN THE LATE 18TH – EARLY 19TH CENTURY

УДК: 72.03
Шифр научной специальности: 85.113(2)

Abstract

The article presents the results of analysis and systematization of Udmurt cities’ regular plans of the late 18th – early 19th century, including Sarapul, Glazov, Votkinsk, and Izhevsk. Archival materials have allowed the history of the first regular plans to be checked and their originality and typological features to be identified. The author describes basic preconditions and factors that influence the emergence of these cities and considers phases in their evolution of the plans and introduction of regular plans.

Keywords: history of Vyatka province, cities of Udmurtiya, regular plan, planning structure, compositional centre

Введение

В настоящее время заметно возросло число работ, посвященных изучению историко-градостроительного наследия отдельных русских городов и областей. Исследования показали, что особенно актуальной в последние десятилетия стала проблема недооценки роли исторической преемственности при перепланировке центральной части городов, что ведет к нарушению исторически сложившейся планировочной структуры. Как отмечает И.М. Смоляр, «в градостроительстве всегда действовала и будет действовать сложная диалектическая связь старого и нового… Идеи нового города нередко служат моделью для определения пути развития исторически сложившегося города» [1, с. 3]. Следовательно, для сохранения индивидуального облика города необходимо, чтобы каждый этап формирования планировки развивал на новом уровне основные идеи и принципы, заложенные в предыдущем.

Взаимоотношение старого и нового в планировочной структуре затронуло не только столичные города, но и регионы, роль которых все более возрастает в условиях мировой культурной интеграции.

Большой исследовательский интерес представляют города Удмуртии, обладающие богатым архитектурно-градостроительным наследием – Сарапул, Глазов, Воткинск и Ижевск. При организации территории в данных городах недостаточно учитываются исторически сложившиеся особенности архитектурно-планировочного каркаса, что ведет к нарушению архитектурно-пространственной композиции. Для решения данной проблемы необходимы знания о развитии архитектурно-планировочной среды города, которые помогут создать гармоничную взаимосвязь нового и исторического в планировочной структуре.

Значимость проблемы сохранения и преемственного развития архитектурно-градостроительного наследия определяет актуальность темы исследования. Особого внимания заслуживает формирование градоструктуры рассматриваемых городов конца XVIII – начала XIX века, для этого периода характерно наиболее плодотворное планировочное развитие населенных мест. Градостроительное наследие данной эпохи по сей день во многом определяет как облик рассматриваемых городов, так и их дальнейшее планировочное развитие.

Исследований архитектурно-градостроительного наследия городов Удмуртии рассматриваемого периода немного. В основном это работы краеведов и историков: по Ижевску – О.В. Севрюкова [2], И.И. Кобзева; по Воткинску – Т.А. Васиной [3], Т.О. Санниковой [4]; по Сарапулу – Н.Л. Решетникова, А.А. Шепталина [5]; по Глазову – Г.М. Ложкина и В.И. Зырянова[6]. Значимый вклад в изучение данных вопросов внес Е.Ф. Шумилов, который рассматривал отдельные памятники, проводил обзор стилевых тенденций и градостроительных процессов [7, 8]. В монографии Р.М. Лотаревой [9] отмечены характерные черты планировки заводских поселений, в том числе при Ижевском и Воткинском заводах. Архитектурно-планировочные особенности Сарапула и Глазова получили описание в работах Л.Б. Безверховой [10] и Н.А. Николаевой [11], при этом композиционные особенности регулярных планов характеризуется лишь обзорно. Анализ работ показал, что комплексных теоретических исследований в области градостроительного развития городов Удмуртии не проводилось.

В статье материал рассматривается в следующей последовательности: исторические предпосылки и факторы, которые привели к формированию населенных мест; влияние основных этапов общероссийского развития и местных особенностей на формирование планировочной структуры городов; внедрение регулярных начал и перестройка городов; типология и своеобразие регулярных планов.

С конца XVIII до начала XX века удмуртские земли относились к обширной территории Вятской губернии. Таким образом, изучение возникновения населенных пунктов Удмуртии на вятской земле невозможно в отрыве от ее истории, которая, в свою очередь, является уникальным пластом общерусского градостроительства. Рассмотрение и анализ городов ведется по хронологии их возникновения.

Предпосылки возникновения и формирования городов

Главной функцией городов в XIV–XV веках была оборонительная. Для охраны юго-восточных границ Русского государства во второй половине XVI века возникла необходимость создания укрепленных центров. Так в конце XVI века был основан г. Сарапул.

На месте прежнего чувашского поселения была срублена крепость, занявшая плато на высоком правом берегу реки Камы, ограниченное с севера и юга оврагами. Посад развивался в западном направлении от крепости и в южном от торга, образовавшегося у ее восточного подножия [12, с. 173]. Изначально Сарапул был селом, именовавшимся Вознесенским, а с 1701 года село становится дворцовым с одноименным названием. Исторический Сарапул располагался на очень благоприятном месте: пойма реки служила основой миграционного хозяйства, высокая Старцева гора, острова и перекат позволяли издалека контролировать границы владений.

В 1780 году село Сарапул, получив статус города, превратилось в центр Сарапульского уезда. Город развивался очень стремительно, утрачивая свои оборонительные способности и постепенно превращаясь в торговую «столицу» на реке Каме – естественной транспортной артерии. В конце XVIII – начале XIX века Сарапул был крупным уездным купеческим городом Вятской губернии. В конце XVII века на берегу реки Чепцы располагалась деревня Глазов, которую в 1748 году переименовали в село Глазово. Вслед за Сарапулом по указу Екатерины II оно получило права города и стало центром Глазовского уезда. В XVIII – начале XIX века город Глазов, являясь самым маленьким городом Вятской губернии, практически не имел промышленности, но славился своими ярмарками и был своеобразной столицей северных удмуртов.

Сарапул и Глазов, будучи уездными центрами, в области градостроительной политики подчинялись непосредственно губернским учреждениям. Следовательно, общегосударственные градостроительные идеи оказывали значительное влияние на дальнейшее развитие этих городов, однако не исключали проявления местных традиций и особенностей. Совершенно иные факторы повлияли на возникновение таких городов Удмуртии, как Воткинск и Ижевск. Развитие уральской промышленности при Петре I, так необходимое для России, становящейся на новый путь развития, не обошло стороной и вятские земли. К концу XVIII века на территории Удмуртии (тогда еще в составе Вятской губернии) уже действовали больше десятка железоделательных заводов, самые крупные – Воткинский (1759) и Ижевский (1760).

Промышленные предприятия как градообразующий фактор привели к появлению здесь нового типа поселения – заводского поселка, который в литературе фигурирует также под названиями «заводского поселения», «города-завода» [9, 13]. Как отмечает Р.М. Лотарева, «города-заводы были своеобразным явлением в градостроительстве России XVΙΙΙ – первой половины XIX в. Они определили новый тип поселений, сложившихся на основе вододействующих заводов… Особенность их формирования заключалась в том, что они целиком зависели от производственной структуры заводов и были органически связаны с нею» [9, с. 3].

Место для Воткинского и Ижевского железоделательных заводов было выбрано, во-первых, по близости к реке Каме, обеспечивающей транспортную доступность; во-вторых, по наличию лесов, бывших в то время главным топливом для промышленности, и, в-третьих, по близости к горнодобывающим предприятиям. Особенностью данных заводов были искусственно созданные пруды, необходимые для технологического процесса (плотина, использование энергии воды).

Воткинский и Ижевский заводы развивались быстрыми темпами, что вело к росту численности населения и к увеличению площади поселения за счет присоединения новых территорий. Однако они продолжали оставаться в ранге заводских поселков до 1918 года, что существенно повлияло на их застройку и благоустройство.

Итак, при изучении предпосылок, условий и факторов, повлиявших на возникновение населенных пунктов, рассматриваемые города Удмуртии были разделены на две группы: города-заводы (Ижевск, Воткинск) и города – административно-торговые центры (Сарапул, Глазов).

Формируясь в русле общероссийских тенденций, каждый из рассматриваемых городов имел свои особенности развития, определяемые ресурсами, историческими факторами и уровнем развития экономики.

Развитие планировочной структуры городов и присвоение им регулярных планов

При исследовании развития планировочной структуры рассматриваемых городов, необходимо учитывать процессы, протекавшие в градостроительстве России в XVIII – начале XIX века.

Русское градостроительство прошло два основных этапа. Первый включает период с X до XVII века и характеризуется становлением целостной системы градостроительного искусства средневековой Руси. Второй этап (XVIII – первая половина XIX века) отмечен внедрением регулярных принципов в практику строительства городов и беспримерной до этого реконструкцией всех губернских и уездных городов России [12, с. 166].

Централизованное руководство крупномасштабной проектной и строительной деятельностью осуществляла специально учрежденная в конце 1762 г. Комиссия о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы. Одна из функций Комиссии заключалась в разработке и утверждении регулярных планов новых городов, а также в осуществлении строительного надзора и руководстве перепланировкой существующих городов.

Города – торгово-административные центры (Сарапул, Глазов)

В первой трети XVIII века развитие вятских городов, в том числе Сарапула и Глазова, несколько замедлилось, так как основные силы были направлены на строительство Санкт-Петербурга и Москвы, а также других крупных городов. Тем не менее, к середине XVIII века будущие уездные города Вятско-Камского региона представляли собой поселения с определенной планировочной структурой.

В XVI веке первое поселение Сарапула, располагаясь вдоль берега реки Камы, характеризовалось приречным типом заселения и линейной планировочной системой с преобладанием двух продольных улиц. К середине XVIII века сложное секторно-мысовое развитие будущего уездного города представляло собой сочетание порядковой системы в прибрежной, низинной части города и веерной – в мысовой возвышенной, что являлось отличительной чертой планировочной структуры Сарапула (рис. 1а).

Рис. 1 а) План г. Сарапула (XVIII) [12,таб.143]; б) План г.Сарапула (1784) [14, с.94]; в) Анализ композиции регулярного плана г. Сарапула. Графическая схема разработана и выполнена автором

В XVII веке Глазов, расположенный на холмистой равнине вдоль берега реки Чепцы, только начинал планировочное развитие. В отличие от Сарапула, он формировался медленно и не отличался выразительностью облика. Первоначальное расположение улиц села Глазово предопределило его будущую веерно-центричную планировку (рис. 2а). Таким образом, на первом этапе формирования уездных городов Сарапула и Глазова особую роль в сложении и историческом развитии их планировочной структуры играл природный ландшафт со всеми естественными компонентами, входившими в пространственную среду городского образования.

Наравне с губернскими городами в 1784 году Екатерина II утвердила первые генеральные планы застройки Сарапула и Глазова (рис. 1б; 2б). Автор этих регулярных планов – архитектор И. Лем, возглавлявший в течение 22 лет проектную часть Комиссии. Для составления планов применялась прямоугольная сетка с равномерно расчлененными квадратами (Сарапул) и радиально-кольцевая с лучевыми улицами, сходящимися к общему центру (Глазов). Река, как градообразующий элемент, играла важную роль в пейзаже местности, придавая живописность геометрически правильным планам. В пояснении к регулярным планам излагались конкретные указания по застройке городов. Например, предусматривалось зонирование территории по высоте и качеству построек, в центральных кварталах необходимо было возводить каменные здания, а на окраинах допускалась деревянная застройка.

Первый регулярный план Сарапула (1784) предполагал освоение низинной части берега Камы при сохранении в полной мере характера порядковой системы планировки (рис. 1в). Место административной Соборной площади, расположенной на возвышенном плато, совпало с исторически сложившимся ядром города, являвшимся главным композиционным центром, через который ведущей композиционной осью проходила улица Покровская. Главенствующая роль этой улицы в системе планировки Сарапула подчеркнута также расположением двух площадей (Соборной, Покровской), сформированных еще в период дорегулярного развития города.

Однако радиально-кольцевая планировка в северном возвышенном районе была изменена, уличная сеть подверглась выпрямлению. Появились новые улицы – Вятская и Вознесенская, которые, пересекаясь на Соборной площади, активно формировали планировочную структуру города. Площади составляли основу нового плана прямоугольного типа и были местом расположения храмов – композиционных доминант. Важную роль играла река Кама, являясь природной композиционной доминантой. Вдоль нее раскрывалась основная панорама города.

Таким образом, планировочная структура города в центральной части осталась прежней, сохранив основные градостроительные узлы. Но регулярный план, перенесенный с большой точностью в натуру, приобрел более геометричные формы, увеличилось количество кварталов, получила другое очертание границ северная часть города. Сарапул существенно изменил планировочную структуру и направление развития в процессе реализации первого генерального плана.

За соблюдением всех оговоренных А. Лемом градостроительных требований должны были следить губернские и уездные архитекторы. Но, в частности в Глазове, в середине XIX века уездных архитекторов не было. Разметкой всего предусмотренного генеральным планом руководил в 1804 году губернский архитектор Ф. М. Росляков.

Сравнивая планы Сарапула и Глазова, можно проследить общую закономерность построения архитектурно-пространственной модели города. И в том, и в другом случае центром композиции выступает улица-ось, которая замыкается главной площадью на месте исторического ядра. Но при определенном сходстве генеральный план города Глазова отличается бóльшей оригинальностью, поскольку в нем получила последовательное воплощение веерная радиально-кольцевая планировочная структура. Такая планировка Глазова диктовалась ровным рельефом местности и была неприемлема для холмистого рельефа города Сарапула.

Рис. 2. а) План деревни Глазово (XVII в.) [12, таб. 146]; б) План г. Глазова (1784) [14, с. 84]; в) Анализ композиции регулярного плана г. Глазова. Графическая схема разработана и выполнена автором

Регулярный план города представлял собой трапецию с пятью основными прямолинейными улицами, расходящимися от главной (Соборной) площади многоугольного очертания. Планировочная система усложнена четырьмя промежуточными радиальными проулками. На пересечении двух из них расположены прямоугольные площади – Сенная и Дровяная. Три параллельные улицы концентрически повторяют очертания границ города, пересекая радиальные лучи. Соборная площадь, обращенная на реку Чепцу, совпадая с главным общегородским планировочным центром, является важным композиционным центром, задающим направление основным улицам, которые формируют лучевую композицию (рис. 2в).

Регулярным планом Глазова определена в качестве композиционной оси всего города центральная улица Преображенская, которая замыкается с одной стороны Соборной площадью, а с другой – полукруглой Хлебной.

Перспективу основных улиц замыкал силуэт Преображенского собора (1786) на главной площади, обеспечивающий зрительную ориентацию и придающий архитектурному облику города цельность. Он был виден с любой продольной улицы города и был главной композиционной доминантой на протяжении полутора веков. Естественно, что самые первые дома в спланированных кварталах строились вдоль главной площади или в кварталах, прилегающих к ней.

Веерная планировка центральной части города сохранилась в основных линиях и до наших дней, став самобытным памятником градостроительного искусства XVIII века. Статус уездного города и природный ландшафт во многом повлияли на композицию регулярных планов Сарапула и Глазова, определивших дальнейшее развитие их планировочной структуры.

Города-заводы (Ижевск, Воткинск)

Градостроительный замысел, в русле которого развивались Ижевск и Воткинск, был характерен для «вододействующих» городов-заводов Урала и Прикамья. Поскольку промышленные поселения при заводах проектировали и отстраивали штатные заводские архитекторы, их планировка имеет много общего. Центр города – плотина, через которую проложена основная заводская магистраль, и две предзаводские площади с той и с другой стороны. С одной стороны возвышаются старые заводские корпуса, с другой – в едином архитектурном ансамбле собор, заводская контора, горная школа и «генеральский дом», где жил начальник завода. Чуть в стороне, на берегу пруда, возводился городской госпиталь [8]. Все эти элементы также присутствовали в планировке Воткинска и Ижевска.

Профессиональный уровень заводских архитекторов был очень высок. В первой половине XIX века на Камских заводах – Воткинском и Ижевском – работали восемнадцать выпускников столичной Академии художеств. Наиболее талантливыми из них были С.Е. Дудин и В.Н. Петенкин. Оба они были учениками выдающегося петербургского зодчего А. Захарова, влияние которого отразилось в облике построенных ими зданий и градостроительных решениях Воткинска и Ижевска.

Первой постройкой Воткинска была плотина (1759), ставшая основной транспортной магистралью будущего города. Она соединяла заречную и нагорную части (рис. 3а). Градостроительным ядром Воткинска стал пруд, а плотина определила направление улиц и переулков: улицы вытянулись вдоль плотины перпендикулярно пруду. Дорегулярный план развития Воткинска представлял собой систему улиц, расходившихся преимущественно в восточном и западном направлении от заводской плотины. Заводская контора была построена одновременно с корпусами завода, дав название одной из главных улиц – Конторской (Базарной). На Главной (предзаводской площади) в 1760 году была построена первая деревянная церковь – Дмитриевская. В 1817 году на этом же месте начали возводить Благовещенский собор, который строился в стиле русского классицизма в течение 20 лет. Вторая площадь была устроена перед главным корпусом завода с другого конца плотины. Отсюда начиналась улица Господская с домами для чиновников. Обе площади были раскрыты к пруду и хорошо просматривались при движении по нему.

Рис. 3. а) План поселка «Воткинский завод» (1764–1769, датируется временем работы на заводе А.А. Ирмана, РГАДА, ф.271.Кн.1238.Л.828 ) [15, с. 21]; б) План поселка «Воткинский завод» (1838) [16]; в) Анализ композиции регулярного плана Воткинска. Графическая схема разработана и выполнена автором

На развитие планировочной структуры поселка оказало огромное влияние творчество В.Н. Петенкина, приехавшего служить на завод в 1823 году, поскольку он являлся автором первого генерального плана Воткинска (рис. 3б). План представлял собой прямоугольную сетку кварталов, что указывает на его «регулярный» характер. Следует отметить преемственность в закреплении местоположения прежних композиционных доминант — Главного корпуса железоделательного завода («Николаевский корпус») и Благовещенского собора (1829) при составлении регулярного плана (рис. 3в).

Со временем город расширялся, здания перестраивались, но в целом заложенная В.Н. Петенкиным градостроительная структура и ее основные элементы сохранились. При анализе первого плана поселка «Ижевский завод» (рис. 4а) были выявлены следующие особенности: завод, основанный на водной системе привода заводских механизмов, был технически закреплен в своем местоположении; первоосновой поселка являлась площадка железоделательного завода, вокруг которой строились жилые, административные и культовые здания. Согласно плану 1764 года в поселке было две улицы: одна проходила по плотине заводского пруда (Плотинный переулок), другая — перпендикулярно первой, по высокому левому берегу реки Иж (Береговая улица). Эти улицы, образуя при пересечении «крестообразный каркас», повлияли на формирования уличной сети прямоугольного типа.

Рис. 4 а) План поселка «Ижевский завод» (1764) [7]; б) План поселка «Ижевский завод» (1808, ВИМАИВ и ВС, ф.27,оп.6,д.1) [9]; в) Анализ композиции регулярного плана г. Ижевска. Графическая схема разработана и выполнена автором

Новый этап в градостроительстве Ижевска датируется началом ХIХ века после принятия в 1809 году первого генерального плана города с новой сеткой прямых улиц (рис. 4б). Проектировали генеральный план Ижевска архитекторы С. Е. Дудин, П. А. Андреевский, А. П. Белянинов [13, с. 159].

Территориальное развитие города-завода по этому плану намечалось в северном и восточном направлениях, развивая первоначальную прямоугольную планировочную систему поселка (рис.4в).

Центральная часть города представляла собой архитектурный ансамбль, являясь и композиционным центром. В массе застройки формировались и другие площади с доминирующими зданиями и сооружениями, образуя композиционный каркас поселения. Сохранив прежнее положение в планировочной структуре, композиционные доминанты – Главный корпус оружейного завода, Александро-Невский собор и Михайловская часовня – фиксировали общую схему дорегулярной планировки. Их нерегулярное расположение на рельефе местности и ориентация в пространстве относительно друг друга сглаживали геометричность планировки.

Большие работы по планировке русских городов, которые проводились Комиссией о каменном строении городов С.-Петербурга и Москвы почти не коснулись Урала, потому что новые заводы и поселения строились в спешке, без контроля и руководства специалистов-архитекторов. Однако сложившаяся на самом раннем этапе истории города прямоугольная планировочная система поселка Ижевского завода, обусловленная требованиями производства, отвечала градостроительным требованиям того времени [17].

Таким образом, для данного периода характерно создание первого регулярного плана поселка, который сохранил элементы дорегулярного развития и на многие годы предвосхитил его дальнейшую эволюцию.

Производство оказало значительное влияние на формирование городской среды, поэтому его функциональную организацию необходимо рассматривать как исходную градостроительную основу городов-заводов – Воткинска и Ижевска. Сформировавшаяся на раннем этапе развития городов прямоугольная планировочная система, продиктованная требованиями производства, отвечала градостроительным требованиям того времени.

Заключение

Градостроительное развитие городов Удмуртии с конца XVIII до начала XIX века проходило с привязкой к основным историческим этапам развития страны. Внедрение регулярных начал в планировку городов была важным и своевременным явлением, открывающим новый этап в развитии русского градостроительства. Несмотря на то, что регулярные планы утверждались единым государственным градостроительным органом, они отличались индивидуальностью, обусловленной различными факторами возникновения и влиянием местных особенностей и традиций.

Анализ композиции регулярных планов городов Удмуртии дает представление о том, что процесс их внедрения шел по пути сохранения преемственности. Новые композиционно-планировочные приемы взаимодействовали со сложившимися ранее планировочными структурами и оказывали значительное влияние на их дальнейшие изменения.

В процессе становления и формирования центров городов Удмуртии, независимо от их градообразующего фактора (города-крепости или города-заводы), культовым сооружениям отводилась главенствующая роль в решении градостроительных задач. Соборы фиксировали этапы развития города и его площадей, став композиционными доминантами в окружающей среде. Как правило, площади формировались около культового сооружения или в непосредственной близости от него.

Следовательно, несмотря на геометризацию планировочной структуры, свойственную регулярным планам, города сохранили традиционную живописность и своеобразие архитектурного облика.

References

1. Smolyar, I.M. (1973) General Plans of New Cities. Moscow: Stroyizdat. (in Russian)

2. Sevryukov, O.V. (1972) Izhevsk. A Regional Study Essay. Izhevsk: Udmurtiya. (in Russian)

3. Vasina, T.A. (2006) Kama Mills: Population, Culture, Life (late 18th – first half of 19th century). Izhevsk: Udmurt Institute of History, Language and Literature of UrO RAN. (in Russian)

4. Sannikova, T.O. (2011) Wooden Architecture of Votkinsk and Votkinsk District. Izhevsk: Udmurt University. (in Russian)

5. Sheptalin, A.A. (2007) Sarapul. Regional Study Essays. Izhevsk: Udmurtiya. (in Russian)

6. Lozhkin, G.M., Zyryanov, V.I. (2010) The Streets of Glazov. Glazov: Glazov State Pedagogical Institute. (in Russian)

7. Shumilov, E.F. (1998) The City on the River Izh, 1760-2000. Izhevsk: Svitok. (in Russian)

8. Shumilov, E.F. (1995) Plant-Towns on Izh and Votka. In: Landmarks of the Fatherland: Almanac. Moscow: Russian Society for Conservation of Monuments of History and Culture. Moscow. Issue 33. No. 1/2. P. 108–114. (in Russian)

9. Lotareva, R.M. (1993) Plant-Towns of Russia. 18th – first half of 19th century. Ekaterinburg: Ural Institute of Architecture and Arts. (in Russian)

10. Bezverkhova, L.B. (2001) Architectural and Planning Evolution of Vyatka Region Cities and Towns from Ancient Time to Mid-18th Century. Author’s summary of PhD dissertation. Architecture. [Online]. Available from: http://www.dissercat.com/content/arkhitekturno-planirovochnoe-razvitie-gorodov-vyatskoi-zemli-s-drevnosti-do-serediny  (in Russian)

11. Nikolayeva, N.A. (2002) Architectural and Planning Evolution of District Towns in Vyatka Province in the Last Third of 18th – Early 20th Century. Author’s summary of PhD dissertation. Architecture. [Online]. Available from: http://www.dissercat.com/content/arkhitekturno-gradostroitelnoe-razvitie-ezdnykh-gorodov-vyatskoi-gubernii-poslednei-treti-x  (in Russian)

12. Tinsky, A.G. (1996) Encyclopaedia of Vyatka Region: Volume 5. Architecture.Kirov: GIPP "Vyatka". (in Russian)

13. Alferov, N.S. (1960) Architects of the Old Urals. First half of the 19th Century. Sverdlovsk: Sverdlovsk Book Publishing House. (in Russian)

14. Speransky, M.M. (1830) Complete Collection of the Laws of the Russian Empire. First Colelction. 1649–1825. Book of Drawings and Sketches (City Plans) in 45 volumes. Saint-Petersburg: Printing House of 2nd Department of His Imperial Majesty’s Office. (in Russian)

15. Gorbacheva, S.V., Nikonova, E.P. and Pushkarev, N.G. (1999) Votkinsk. Documents and materials. 1758–1998. Izhevsk: Udmurtiya. (in Russian)

16. Nelzin, A.V. (2005) The Genealogy of the Nelzins – the Craftsmen of Votkinsk Mill. Notes on History of the Mining City. Votkinsk. (in Russian)

17. Sabrekova, A.A. Architectural Spatial Development of the City of Izhevsk in the Late 18th – Mid 19th Century [Online]. Architekton: Proceedings of Higher Education. No.49. Available from: http://archvuz.ru/en/2015_1/14  (in Russian)

18. Izhevsk: Documents and Materials, 1760–2010. Committee on Affairs of Archives under the Government of Udmurt Republic. Izhevsk, 2010. (in Russian)

19. Sarapul: Documents and Materials, 1596–1985. Committee on Affairs of Archives under the Government of Udmurt Republic. Izhevsk, 1987. (in Russian)

Citation link

Sabrekova O.A. TYPOLOGICAL AND COMPOSITIONAL FEATURES OF THE REGULAR PLANS OF UDMURT CITIES IN THE LATE 18TH – EARLY 19TH CENTURY [Online] //Architecton: Proceedings of Higher Education. – 2015. – №4(52). – URL: http://archvuz.ru/en/2015_4/10 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 02.10.2015
Views: 104