Уральский государственный архитектурно-художественный университет

ISSN 1990-4126

Архитектон: известия вузов. №4 (72) Декабрь, 2020

Теория архитектуры

Степанчук Алена Валентиновна

кандидат архитектуры,
доцент кафедры градостроительства и планировки сельских населенных мест. 
Казанский государственный архитектурно строительный университет.

Россия, Казань, e-mail: alena.stepanchuk@bk.ru

Гафурова Светлана Валерьевна

старший преподаватель кафедры градостроительства и п.с.н.м.
ФГБОУ ВО «Казанский государственный архитектурно строительный университет»

Россия, Казань, e-mail: svetlanagaff@mail.ru

Латыпова Мария Сергеевна

старший преподаватель кафедры градостроительства и п.с.н.м.
ФГБОУ ВО «Казанский государственный архитектурно строительный университет»

Россия, Казань, e-mail: latypovamary@gmail.com

«ДУХ МЕСТА» КАК ИМПУЛЬС РЕВИТАЛИЗАЦИИ ТЕРРИТОРИИ АДМИРАЛТЕЙСКОЙ СЛОБОДЫ ГОРОДА КАЗАНИ

УДК: 711.585
Шифр научной специальности: 85.118
DOI: 10.47055/1990-4126-2020-4(72)-6

Аннотация

В статье рассматривается трансформация понятия «дух места» в контексте реорганизации территорий в историческом центре города, выявляются его материальные и нематериальные аспекты на примере территории Адмиралтейской слободы г. Казани. Даны рекомендации по сохранению «духа места» и формированию идентичности городской среды на территории Адмиралтейской слободы: функциональное насыщение территории, развитие сети объектов социального обслуживания, реконструкция и создание новой жилой среды, сохранение объектов культурного наследия и реорганизация промышленных территорий с созданием на их месте современных культурно-креативных кластеров, организация единого ландшафтно-рекреационного каркаса, продвижение культурного бренда территории.

Ключевые слова: дух места, культурный бренд территории, культурно-креативные кварталы, исторический ландшафт территории, морфотипы жилой среды

Введение

В настоящее время перед многими городами России стоит ряд сложных задач, связанных с повышением уровня комфортности городской среды, развитием культурной и деловой активности, ростом инвестиционной привлекательности. Однако не менее пристального внимания в рамках реновации и реорганизации городских территорий заслуживают вопросы поиска и сохранения местного своеобразия городской среды.

Утрата своеобразия городской среды является следствием пренебрежительного отношения к понятию «дух места». Ключевой задачей в работе современного архитектора стал поиск способа сохранения памяти и «духа места». Именно они являются неотъемлемыми элементами в сохранении целостности территории и формировании индивидуальности городской среды. Эту мысль подтверждает и такой факт, как присуждение Притцкеровской премии в марте 2020 г. ирландскому архитектурному бюро Grafton Architects, возглавляемого Ивон Фаввел (Yvone Farrel) и Шелли Макнамара (Shelly McNamara). Одной из уникальных особенностей бюро, по мнению жюри, является способность «принимать во внимание уникальность каждого места, где они работают», и точно отражать дух места в архитектурных решениях [1].

В последние десятилетия в западноевропейских городах особенно популярна ревитализация деградировавших постиндустриальных районов, расположенных в исторических районах городов. При этом можно выделить два основных подхода к преобразованию этих территорий для превращения их в инновационные коммерческие или культурные инвестиционные площадки:

– соединение науки с промышленностью, формирование инновационной среды;
– увеличение культурного потенциала с опорой на «дух места». 

«Уважать «дух места» не означает копировать старые модели. Это значит определить идентичность места и интерпретировать его все новыми способами» [2].

Кроме того, следует отметить, что ежегодно увеличивается количество туристов, стремящихся познакомиться с культурой и историей города или страны, в которую совершается путешествие, почувствовать ее «дух места», что напрямую влияет на развитие экономики местности. Для того чтобы городская среда была комфортной и привлекательной для людей необходима атмосфера отражающая дух данного пространства, способствующая адаптации человека. Эмоции, возникающие в такой среде, помогают увидеть город таким какой он есть и сформировать впечатления о нем. При этом сохранение нематериальных компонентов городской среды важно не только для туристов, но и для местных жителей. В условиях процессов глобализации, знание своей истории и приобщение к наследию своего народа помогает человеку самоидентифицировать себя с территорий, налаживая связь поколений. При восприятии любой территории ключевое впечатление формирует ее материальное и нематериальное культурное наследие, ее «дух места».

Сегодня перед Казанью, как и перед другими городами России, остро стоит вопрос сохранения своей истории и поиска собственной культурной идентичности. Важно при этом соблюсти равновесие между сохранением традиций и прогрессом, ведь в этом кроется ключ к успешному развитию города. Одна из уникальных территорий Казани, обладающая богатейшей историей и требующая переосмысления и реорганизации, – Адмиралтейская слобода. Обладая уникальными ландшафтными, географическими и трудовыми резервами, слобода около трех веков влияла на развитие города, однако в настоящий момент вероятность утраты своеобразия велика. Значительную часть Адмиралтейской слободы занимают территории промышленных предприятий, часть которых работают не в полную мощность или вовсе прекратили свою деятельность. Мировой опыт использования промышленных территорий свидетельствует о тенденциях сохранения исторического прошлого территории, ее «генетического кода», зафиксированного как в материальных, так и в нематериальных элементах. Реорганизация территорий бывших промышленных предприятий как одного из ключевых элементов «духа места» обеспечивает преемственность и сохранение идентичности городской среды.

Анализ отечественной и зарубежной литературы

Упоминание «Gelius loci» («дух места») встречается еще в античной мифологии и представляет собой обобщенное представление об анимистическом существе, обитающем в определенном месте. Природа же воспринималась как проявление его воли. Примером подобного обобщения является греческий демон или римский гений. В XVIII в. мифологический образ «Gelius loci» стал метафорой в литературе и поэзии (Александр Поуп, Вернон Ли, Кристофер Тилли), для которой характерна значимость взаимосвязи человека с местом его обитания и признанием влияния пространства на человека [2].

Смысл и ценность духа места по-прежнему находится в центре внимания в современных философских, культурологических и архитектурных работах. В разные периоды над понятием духа места работали: К. Норбарг-Шульц, К. Дэй, Саймондс, К. Линч. Для перечмсленных авторов понятие «дух места» представляет собой набор определенных элементов: ландшафт, архитектура, функция и человек. Каждый из них трактует набор данных элементов по-своему, порой расширяя его, К. Норбарг-Шульц добавляет к этому перечню «места встреч» и «городской пульс».

В исследованиях выделенных авторов основным элементом «духа места» выступает ландшафт как элемент, влияющий на представление человека о месте. Не менее важной составляющей является архитектура, отражающая региональные и культурные особенности места и влияющая на поведение человека. Также важными составляющими «духа места» являются функция места и исторический контекст, пронизывающий все описанные элементы. Последней и самой подвижной составляющей является человек. Архитектура и городское пространство в целом развиваются и формируются благодаря деятельности человека [3].

Принятая в 2008 г. Квебекская декларация ИКОМОС об охране «духа места» определила «дух места» как единство материальных и нематериальных составляющих городской среды, формирующих уникальность места. Этот принцип положен и в основу Рекомендаций ЮНЕСКО по охране исторического городского ландшафта (HUL), принятых в 2011 г. В соответствии с Хартией Бурра (1979–2013) признается роль как материальных, так и нематериальных компонентов (отношения между обществом и природой) [4]. В Рекомендациях ЮНЕСКО предложен ландшафтный подход для выявления, сохранения и управления историческими районами в их более широком городском контексте путем рассмотрения взаимосвязей объектов, их пространственной организации и связи с остальной территорией города, особенностями рельефа, а также социальными, культурными и экономическими ценностями [5]. Одна из ключевых отличительных черт подхода HUL – подчеркивание разнообразия и множественности исторических слоев (старых и новых), ценностей наследия (природных, культурно–материальных и нематериальных), а также акцент на гражданскую активность за пределами исторического ядра [6].

В отечественной практике понятию духа места посвящены исследования: О.А Аврамченко А.А. Пастовой, А.А. Иванова, И.А. Полякова. В работе «Концепция духа места в архитектуре» А.А. Пастова выделяет в качестве составных элементов духа места: материально-культурное содержание места (в т.ч. архитектура), природно-ландшафтные особенности и событийно-историческую оболочку. По мнению А.А.Пастовой, оптимальный подход, должен строиться на сочетании нововведений и принципов местного своеобразия. [7]. А.А. Иванов сохранение духа места (души места) выделяет как «краеугольный камень» стратегии сохранения градостроительного наследия. По его мнению, с изучения и принятия во внимание духа данного места должна начинаться работа над территорией [8].

На основании всего выше перечисленного авторы статьи выделяют ряд основных элементов, в основе которых лежат составляющие феномена «духа места» материально-культурное содержание места (в т.ч. архитектура), природно-ландшафтные особенности, событийно-историческую оболочку и компоненты, представляющие собой принципы местного своеобразия (культурный код) и новизны (дизайн-код), являющиеся обязательными составляющими при работе с историческими территориями.

Одним из способов популяризации и развития уникальных материальных и нематериальных характеристик территории, способствующих формированию ее позитивного имиджа в восприятии жителей и туристов, является ее брендирование. Брендинг территорий — относительно новое направление научных исследований. Однако на сегодняшний день оно имеет уже достаточно широкий круг последователей как в зарубежной, так и в отечественной практике. Вопрос брендинга территорий рассматривается в работах Анхольта [9], Бэкера [10], Бикфорд-Смита [11], Динни [12], Котлера, Асплунда, Рейна и Хайдера. Среди российских ученых стоит отметить исследования Г.Л. Багиева, О.В. Жердевой, Т.В. Мещерякова, А.П. Панкрухина, Т.В. Савчук, О.У. Юлдашевой и др [13]. По мнению Е. Н. Кукина бренд территорий должен отражать идентичность места, его непреходящие ценности, неповторимые оригинальные потребительские характеристики, которые получили широкую известность и общественное признание у потребителей. Среди ключевых параметров территориального бренда можно выделить его уникальность, идеологию и обоснованность факторов [14]. Наличие бренда территории становится одним из ключевых критериев ее эффективного развития. Брендинг территории призван выявить характеристики присуще только данному месту, играющее роль ее своеобразной визитной карточки. Бренд территории — это ее неповторимое лицо, несопоставимое с другими. Поэтому результатом территориального брендинга становится продукт выявления и развития уникального характера территории [15].

На сегодняшний день широко распространнн маркетинговых подход к брендированию территорий, рассматривающий территорию и ее наполнение как некий конкурентный продукт на рынке [16]. При маркетинговом подходе ключевым параметром эффективности бренда становится положительная оценка товара, его положительное восприятие потребителем. Однако для успешности брендинга территорий одинаково сильное влияние оказывают как экономические, так социальные и культурные аспекты. Культура – это прежде всего глубокие смыслы, уникальные истории, неповторимое сочетание этнических, исторических, культурных, эстетических особенностей, частного и общего. Все эти категории составляют основу культурного бренда территории. Цели, задачи и смыслы культурного бренда определяются уникальной культурной спецификой территории. А.А. Гуцалов выделяет два ключевых шага в процессе брендинга территорий – брендирование уникальных феноменов данного народа и места, а также и последующего брендирования территории со всеми ее составляющими [18]. В основе культурных феноменов лежат материальные и нематериальные аспекты территории.

Выявление характеристик присущих территории, раскрытие ее новых возможностей и потенциала ее объектов, а также воссоздание и оживление городского пространства является неотъемлемыми этапами процесса ревитализации. Проблемам ревитализации промышленных территорий Казани (Республика Татарстан, Российская Федерация) с развитием креативного кластера на базе Льнопрядильной фабрики Алафузова посвящены исследования М.И. Тукмаковой, И.А. Фахрутдиновой [17]. Проблемам комплексного развития Адмиралтейской слободы в Казани посвящены работы А.А. Дембича [18].

Цели и задачи исследования

Цель данной статьи – разработка рекомендаций по ревитализации территории Адмиралтейской слободы (Казань) в современных социальных, культурных и экономических условиях. В качестве основных задач были обозначены следующие: исследование исторических аспектов становления понятия «дух места»; выявление современных мировых тенденций и подходов к реорганизации бывших промышленных территорий, расположенных в исторических районах; определение составляющих «духа места» Адмиралтейской слободы; исследование способов брендинга территории в аспекте понятия «дух места».

Методика исследования

Исследование территории было проведено в рамках воркшопа конференции «Реконструкция крупных территориальных городских фрагментов» проектной командой, состоящей из преподавателей и студентов кафедры градостроительства и планировки сельских населенных мест КГАСУ.

На предпроектном этапе работы команда студентов кафедры градостроительства и планировки сельских населенных мест КГАСУ обобщила и систематизировала результаты предыдущих исследований территории Адмиралтейской слободы, выполненные Научно-исследовательским центром «Интерра» КГАСУ (стратегический мастер-план «Адмиралтейская слобода», 2012–2013); Историко-краеведческим музеем РТ (2014); МУП Институтом Казгражданпроект (проект планировки территории «Старое русло и Адмиралтейская слобода», 2014 г.); Архитектурным бюро SPEECH (2017).

В рамках исследования были приняты следующие границы исследуемой территории: на юге территория ограничена акваторией р. Волги, на востоке – ул. Краснококшайской, на севере – ул. Болотникова, на западе – улицами 1-е Мая и Лазарева.

Для оценки текущего состояния территории Адмиралтейской слободы использован метод фотофиксации, а также общенаучные методы: теоретический сравнительный анализ, классификация, логическое моделирование, которые позволили систематизировать материал, выявить современные тенденции сохранения «духа места» при работе с историческими городскими ландшафтами, территориями бывших промышленных предприятий, подходы при брендировании и ревитализации территорий, тенденции формирования креативных индустрий; метод междисциплинарного синтеза, включающий проведение социологического опроса местных жителей, экспертов в области городского развития, который позволил получить данные о предпочтительных направлениях развития территории; ретроспективный анализ, направленный на выявление ключевых этапов развития Адмиралтейской слободы, заключающийся в сборе, систематизации и обобщении исторических данных, выявивший материальные и нематериальные составляющие «духа места» территории.

Демографический анализ выявил гендерный и возрастной состав, плотность населения в Кировском и Московском районах, на территории которых находится Адмиралтейская слобода. Градостроительный анализ позволил получить данные о текущем процентном соотношении различных функциональных зон, площади застройки территории, количестве культурных и деловых учреждений и объектов социального обслуживания, связанности территории Адмиралтейского слободы с остальными районами города. Ландшафтно-визуальный анализ общегородских панорам и видовых раскрытий показал связи находящегося на возвышении Зилантова монастыря с Казанским кремлем – объектом культурного наследия ЮНЕСКО, с акваторией р. Казанки, с Кировской дамбой и с основными транспортными магистралями.

Проблемы территории и ресурсы развития Адмиралтейской слободы

На основе проведенного комплексного исследования выявлены следующие основные проблемы территории (рис. 1.):

• низкая транспортная связанность исследуемой территории с центральным ядром города;
• значительное количество неэксплуатируемых промышленных объектов и заброшенных территорий;
• разрушение памятников истории и культуры;
• значительный физический износ застройки, большое количество ветхих и аварийных объектов;
• низкий спрос и предложение на жилищное строительство в районе Адмиралтейской слободы;
• низкая плотность населения;
• недостаточная оснащенность территории общественным транспортом;
• низкая интенсивность пешеходного движения на территории;
• низкий уровень благоустройства территории;
• отсутствие единой системы общественных пространств и рекреационного каркаса.

Наличие этих проблем серьезно сказывается не только на качестве городской среды, но и на уровне социальной безопасности территории.

Рис. 1. Схема проблем территории. Сост.: А.В. Степанчук, С.В. Гафурова, М.С. Латыпова

К ресурсам территории, способствующих развитию, можно отнести (рис. 2.):

• крупный ландшафтно-рекреационный фрагмент городской среды – территория Старого русла;
• резервы территории бывших промышленных предприятий, намеченных к выводу с территории Адмиралтейской слободы;
• протяженность береговой линии р. Волги и р. Казанки;
• формирование силуэта и панорамы города со стороны акватории;
• визуальная связь территории Адмиралтейской слободы и главной исторической достопримечательности города – объекта Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО - Казанского кремля;
• наличие выявленных объектов культурного наследия и исторически ценных зданий, которые потенциально привлекательны для включения в туристические маршруты;
• сохранились выходы улиц к береговой линии;
• наличие различных видов транспортной инфраструктуры, являющихся базой для формирования связи территории Адмиралтейской слободы с остальной территорией Казани.

Рис. 2. Схема территориальных ресурсов. Сост.: А.В. Степанчук, С.В. Гафурова, М.С. Латыпова

Для Адмиралтейской слободы можно выделить следующие материальные и нематериальные аспекты развития:

Материальные аспекты:

• русла рек Волги и Казанки;
• морфология и структура застройки;
• выходы улиц к воде;
• система визуальных связей;
• ландшафт территории;
• силуэт города с панорамы Казанки;
• существующая трассировка улиц.

Нематериальные аспекты:

• значение территории Адмиралтейской слободы в структуре г. Казани и в структуре России;
• существующие и/или утраченные функции территории;
• знания и навыки, связанные с традиционными ремеслами и видами деятельности, традиции судостроения.

Результаты исследования и рекомендации к развитию территории Адмиралтейской слободы

На основании проведенного предпроектного исследования Адмиралтейской слободы и выявленных элементов феномена «духа-места», была сформирована концепция ревитализации территории Адмиралтейской слободы, включающая в себя:

1. Формирование материально-культурного содержания территории.

С этой целью особое внимания необходимо уделить функциональному насыщение территории, реконструкции и развитию жилой застройки и объектов социального обслуживания (рис.3). Разнообразное функциональное насыщение – обязательное условие для формирования комфортной городской среды и экономической привлекательности территории. Политика развития Адмиралтейской слободы в советский период исключительно в ключе промышленной зоны привела к монофункциональности территории и последующей ее стагнации в период промышленного застоя. Для выхода из этой ситуации территорию необходимо насытить новыми современными функциями.

С целью привлечения нового социального слоя населения необходимы реконструкция и формирование новой жилой застройки. В связи с ограниченным количеством территориальных ресурсов, предлагается рассмотреть под редевелопмент территорию Казанского вертолетного завода и территорию пескобазы «Песчаный мыс».

Развитие городской среды и формирование новых территориальных комплексов должно осуществляться в соответствии с пространственно-композиционными закономерностями (дизайн-кодом), на базе уже сложившихся морфотипов застройки, с учетом композиционных доминант и визуальных связей. Использование при проектировании форм и размеров характерных для исторически сложившихся кварталов, применение местных материалов, элементов, цвета и традиционного декора позволят сформировать среду присущую ранее Адмиралтейской слободе, а также усилит чувство патриотичности жителей.

Предлагаются следующие архитектурно-планировочные и дизайнерские приемы:

– смена функции без смены формы; - сохранение характера планировочной системы и морфологии застройки;
– использование индустриальных форм и символов в дизайне, позволяющих «читать ландшафт»;
– использование характерных материалов.

Для поддержания «духа места» так же необходимо сохранение существующих выходов улиц к акватории реки Волга, как в структуре существующей застройки, так и в структуре вновь формируемых комплексов, в том числе «Песчаного мыса».

Рис. 3. Функциональная модель территории. Сост.: А.В. Степанчук, С.В. Гафурова, М.С. Латыпова

2. Формирование единого ландшафтно-рекреационного каркаса на базе существующих и вновь создаваемых общественных и рекреационных пространств (бульвары, скверы, площади, набережные и т.д.) (рис. 4). Одним из ключевых ресурсов территории Адмиралтейской слободы является крупный ландшафтно-рекреационный фрагмент городской среды – территория Старого русла. Предлагается рассматривать данный ключевой элемент зеленого каркаса в качестве ее планировочного и смыслового ядра – Парка мирового класса «Старое русло» – позиционируемого как центр притяжения для жителей и гостей города.

Парк мирового класса – это обширная озелененная территория, как правило, не менее 10 га, многофункционального направления рекреационной деятельности, обладающая уникальным планировочным, архитектурным, ландшафтным и идейно-смысловым решением, всесезонного использования, отражающая ландшафтное разнообразие своего региона, обеспеченная высокой транспортной и пешеходной доступностью, предназначенная для массового отдыха населения и гостей города. Создание парков мирового класса служит не только инструментом формирования идентичности территории, но и укрепления экономического ландшафта, повышения качества городской среды.

В архитектурно-пространственной организации парка «Старое русло», его функциональном насыщении могут найти последовательное отражение ключевые исторические этапы, повлиявшие на развитие территории: периоды правления Петра I, Екатерины II, советского и современного периодов. Благоустройство набережной реки Казанки так же решается в ключе сохранения духа места, отражая период развития поселения Биш-Балта, формируя, таким образов, своеобразный «мост времени», подчеркивая связь поколений. В каждой функциональной зоне парка предлагается размещение экономузеев как форма возрождения к жизни (ревитализации) нематериального культурного наследия Адмиралтейской слободы, с трансляцией знаний современному поколению, на примере современного использования.

Для развития единой ландшафтно-рекреационной системы необходимо формирование зеленых связей, способствующих объедению разрозненных рекреационных фрагментов и существующих общественных пространств в единую структуру. В качестве основных зеленых коридоров предлагается выделить следующие улицы: Адмиралтейская, Мало-московская, Клары Цеткин, Кызыл Армейской, Архангельской, Жуковка, Богатырева и Энгельса.

Рис. 4. Схема реорганизации территориальных фрагментов территории. Сост.: А.В. Степанчук, С.В. Гафурова, М.С. Латыпова

3. Формирование событийно-исторической оболочки территории (культурного кода).

Одной из форм архитектурно-пространственного решений в ключе указанного подхода является формирование культурно-креативных кварталов/кластеров (рис. 5). Существовавшие ранее промышленные производства заменяются на мелкие предприятия так называемых «креативных индустрий», организуются образовательные пространства, где возможна трансляция нематериального наследия следующим поколениям, учитываются современные потребности местного населения и варианты привлечения туристов, рассматривается значение территории для города в целом.

В Адмиралтейской слободе целесообразна организация культурно-креативных кварталов на территориях бывших Алафузовских мануфактур, завода Сантехприбор и на базе деревянной застройки улицы Жуковка. Отреставрированную деревянную застройку улицы Жуковки можно органично вписать в современную застройку, расположив в них небольшие мастерские с музейными и торговыми помещениями, с видом на Зилантов монастырь и парк «Старое русло». В здании Алафузовских мануфактур возможна организация лофт пространства с размещением креативных индустрий, интерактивного музея и образовательных пространств. Так же, на территориях культурных кварталов могут быть расположены мастерские с помещениями для организации мастер-классов, кафе и рестораны, университеты и колледжи, культурно-познавательные и культурно-развлекательные объекты, экономузеи, совмещающие мелкое производство и демонстрацию процесса. При этом в планировочной организации объектов креативных индустрий и ремесленных мастерских необходимо предусмотреть помещения для мастер-классов, как наиболее показательной формы знакомства туристов с нематериальным наследием территории и сохранения «духа места».

Рис. 5. Схема природно-рекреационной модели. Сост.: А.В. Степанчук, С.В. Гафурова, М.С. Латыпова

Культурный брендинг территории может стать эффективным инструментом актуализации историко-культурного наследия, а брендирование территорий в их взаимосвязи и при комплексном и дифференцированном подходе способно привести к новому импульсу их развития.

В качестве основных культурных феноменов территории, обладающих привлекательностью как для жителей, так и для гостей города и лежащих в основе территориального бренда Адмиралтейской слободы можно выделить следующие объекты:

• Петровская верфь (восстановленная в виде музейно-выставочного комплекса вблизи парка «Старое русло»);
• парк «Старое русло», рассматриваемый как парк мирового уровня, посвященный истории развитии Адмиралтейской слободы;
• Зилантов монастырь как крупный паломнический центр;
• культурно-креативные кварталы/кластеры (Жуковка, Алафузов-лофт, Сантехприборы). 

Для усиления бренда территории необходимо включить район Адмиралтейской слободы и располагающейся рядом с ней Ягодной слободы в существующую систему городских туристических маршрутов. Сформировать на базе объектов культурного наследия, культурно-креативные кварталов/кластеров, общественных и рекреационных пространств систему туристических маршрутов, включающую в себя пешеходные, автобусные маршруты и маршруты водного транспорта (рис. 6). Развитие туризма на территории способно сформировать новые рабочие места.

Рис. 6. Схема системы туристических маршрутов. Сост.: А.В. Степанчук, С.В. Гафурова, М.С. Латыпова

Выводы

Территория Адмиралтейской слободы, как уникальная по своим характеристикам территория Казани, является носителем «духа места» города, его «генетического кода». Материальные и нематериальные культурные аспекты потенциала территории, а также природно-ландшафтные характеристики, могут стать  импульсом для восстановления Адмиралтейской слободы и возвращения ей былой значимости и утерянного престижа.

Выявление и комплексный учет составляющих феномена «дух места» территории – материально-культурного содержания места (дизайн-код), природно-ландшафтных особенностей (ландшафтный код),  событийно-исторической оболочки (культурный код) позволит сохранить своеобразие Адмиралтейской слободы в ходе ревитализации.

Создание разнообразного функционального насыщения территории в соответствии с исторически сложившимися пространственно-композиционными закономерностями городской среды, сохранением существующих выходов улиц к акватории  р. Волги являются составляющими дизайн-кода этого важного для Казани района.

Формирование единого ландшафтно-рекреационного каркаса на базе существующих и вновь создаваемых общественных и рекреационных пространств, с ключевым элементом – территорией Старого русла подчеркнет ландшафтный код территории Адмиралтейской слободы.

Трансляция культурного кода и сохранение событийно-исторической оболочки территории осуществляется, в том числе, организацией культурно-креативных кварталов/кластеров, где происходит трансляция нематериального наследия следующим поколениям и знакомство туристов с местным нематериальным наследием. Создание и развитие на базе объектов культурного наследия, культурно-креативных кварталов/кластеров, общественных и рекреационных пространств системы туристических маршрутов с активным брендингом Адмиралтейской слободы увеличит приток посетителей на территории и создаст новые рабочие места.

Предложенные мероприятия будут способствовать формированию позитивного имиджа территории, позволят существенно трансформировать социокультурную среду и контингент жителей, сделать Адмиралтейскую слободу местом развития малого бизнеса и предпринимательства, увеличить туристическую привлекательность Казани, сохранив при этом историю и «дух места».

Библиография

1. Сочалин, О. Притцкеровскую премию 2020 впервые получили архитекторы из Ирландии // ARCHITIME.RU – информационно-образовательный ресурс. 2020.– URL: http://architime.ru/news/pritzkerprize2020/grafton_architects.htm  (дата обращения 11.03.2020).

2. Ujma-Wasowicz, K., Sulimowska-Ociepka, A. Genius Loci – Examples of Changes of the Image of Post-industrial Areas in Poland in the Region of the Upper Silesian Conurbation. / Ujma- K. Wasowicz, A. Sulimowska-Ociepka // Advances in Human Factors. – Springer, Cham, 2018. – Pр. 53-63.

3. Полякова, И.А. Антропология места, или культурные метаморфозы Genius Loci / Полякова И.А. //Вопросы культурологии. – 2011. – №10. – С. 46–51.

4. Аврамченко, О.А. «Дух места» в малых уральских городах// ГАУК СО «СОУНБ им. В. Г. Белинского». 2007. – URL: http://book.uraic.ru/project/conf/txt/005/archvuz14_pril/31/template_article-ar=K41-60-k43.htm  (дата обращения 11.03.2020).

5. Girard, L.F., Nocca, F., Gravagnuolo, A. Matera: city of nature, city of culture, city of regeneration. Towards a landscape-based and culture-based urban circular economy/ L.F. Girard, F. Nocca, A. Gravagnuolo //Aestimum, 74 – 2019. – Р. 5-42.

6. Ricca, S., Luo, X. The Implementation of the UNESCO Historic Urban Landscape Recommendation / S. Ricca, X. Luo // Proceedings of the International Expert Meeting, WHITRAP. – Shanghai, 2018.

7. Žlender, V., Gemin, S. Testing urban dwellers' sense of place towards leisure and recreational peri- urban green open spaces in two European cities. / V. Žlender, S. Gemin // CITIES 98. – 2020. – Р. 1-6.

8. Пластова, А.А. Концепция «духа места» в архитектуре / А.А. Пластова //Архитектурные концепции и экспериментальные проекты: мифы и реальность: мат-лы Всеросс. науч.-практ. конф. / Под ред. Ю.С. Янковской. – Екатеринбург, 2013. – С. 32–33.

9. Иванов, А.В. Сохранить невидимое? Дух места и архитектурная этика (случай Ичери Шехер, Баку) / А.В. Иванов // Вестник Евразии. – 2008. – №1. – С. 204-241.

10. Anholt, S. GMI nations brand index. How the world sees the world / S. Anholt // Place Brand Public Dipl, LNCS. – 2006. – № 2. – рр. 18-31.

11. Baker, B. Destination Branding for Small Cities /B. Baker. – The Essentials for Successful Place Branding, 2007. – р.192.

12. Bickford-Smith, V. Creating a city of the tourist imagination: The Case of Cape Town, The Fairest Cape of Them All / V. Bickford-Smith //Urban Studies. – 2009. – № 46 (9). – Р. 1763-1785.

13. Динни, К. Брендинг территорий. Лучшие мировые практики / К. Динни. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. – 336 с.

14. Eidelman, B.M., Bunakov, O.A., Fakhrutdinova, L.R. The main directions of supply chain management development of territorial branding in Russia in modern conditions / B.M. Eidelman, O.A. Bunakov, L.R. Fakhrutdinova // International Journal of Supply Chain Management. – 2019. – 8 (4). – Pp. 561–566.

15. Кукина, Е. Н. Брендинг территорий: сущность и принципы разработки / Е. Н. Кукина // Известия волгоградского государственного технического университета. – 2011. – №4 (77). – С. 204–209.

16. Ferreira, P., Dionísio, A. City brand: What are the main conditions for territorial performance?/ Ferreira, P., Dionísio, A.// Sustainability (Switzerland). – 2019. – 11 (14). – Р. 3959.

17. Pobirchenko V., Shutaieva E., Karlova A., Polyukhovich E. Territory brand: Approaches to definition, simulation methodology / V. Pobirchenko, E. Shutaieva, A. Karlova, E. Polyukhovich// Journal of Environmental Management and Tourism. – 2019. – №10 (6). – Р. 1351–1364.

18. Гуцалов, А. А. Культурный бренд и брендинг территорий. / А. А. Гуцалов // Культурное наследие России. – 2018. – № 3. – С. 86-91.

19. Тукмакова, М.Р., Фахрутдинова, И.А. Творческие индустрии как метод ревитализации льно-прядильной фабрики Алафузова в г. Казани. / М.Р. Тукмакова, И.А. Фахрутдинова // Известия КГАСУ. – 2017. – № 2(40). – С. 45–51.

20. Дембич, А.А., Закирова, Ю.А. Методика комплексного освоения городской территории на примере Адмиралтейской слободы г. Казань. / А.А. Дембич, Ю.А. Закирова // Известия КГАСУ. – 2015. – №2(32). – С. 114–122.

Ссылка для цитирования статьи

Степанчук А.В., Гафурова С.В., Латыпова М.С. «ДУХ МЕСТА» КАК ИМПУЛЬС РЕВИТАЛИЗАЦИИ ТЕРРИТОРИИ АДМИРАЛТЕЙСКОЙ СЛОБОДЫ ГОРОДА КАЗАНИ [Электронный ресурс] / А.В. Степанчук, С.В. Гафурова, М.С. Латыпова //Архитектон: известия вузов. – 2020. – №4(72). – URL: http://archvuz.ru/2020_4/6/  – doi: 10.47055/1990-4126-2020-4(72)-6


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Дата поступления: 16.11.2020
Просмотров: 229