Архитектон: известия вузов. №4 (84) Декабрь, 2023
Градостроительство
Рыбалкина Мария Николаевна
кандидат архитектуры, старший преподаватель.
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
Россия, Санкт-Петербург, e-mail: m.n.rybalkina@mail.ru
Формирование архитектуры жилого городка для служащих завода «Людвиг Нобель» в Санкт-Петербурге. 1885–1917
УДК: 728.1
DOI: 10.47055/19904126_2023_4(84)_14
Аннотация
Ключевые слова: планировочная структура, жилая застройка, архитектурные комплексы, Э.Л. Нобель, Санкт-Петербург
Введение
С конца XIX в. в периферийных районах Петербурга стали возводиться жилые комплексы для работников промышленных предприятий. Первым образцом такой комплексной жилой застройки, реализованной в границах города, является «Жилой городок для служащих завода «Людвиг Нобель»1 (архитекторы: В.А. Шрётер, Э.Ф. Мельцер, Р.Ф. Мельцер, Ф.И. Лидваль, 1893–1913) [1, с. 39].Об этом жилом комплексе существует мало специальных публикаций, за исключением сообщения Бориса Михайловича Кирикова, сделанного в 1989 г. на Историко-культурном семинаре «Стокгольм-Петербург» [2, с. 50] и исследования Л.А. Соболевой в связи с ее работой над паспортом КГИОП2.
Цель настоящей статьи – описание особенностей формирования архитектуры упомянутого рабочего городка, определивших переходный этап от традиций строительства доходных домов к формированию квартальной организации комплексной жилой застройки, и послуживших прообразом для дальнейшего развития жилых комплексов послереволюционного периода.
Методика
В процессе исследования были применены методы комплексного изучения архитектурного наследия, включающего сравнительно-сопоставительный, иконографический, типологически-системный, графоаналитический и композиционный анализы.
Результаты исследования
История формирования рабочего городка начинается в 1885 г.3, когда Эмануил Людвигович Нобель приобретает в Санкт-Петербурге протяженный участок напротив завода – на противоположной стороне Большого Сампсониевского проспекта, на котором началось формирование колонии машиностроительного завода «Людвиг Нобель» (рис. 1).
Рис. 1. Дом и завод Э. Л. Нобеля в Санкт-Петербурге. 1903–1909 [3, с. 295]
В этот период в Санкт-Петербурге среди благоустроенных жилых комплексов при предприятиях выделялась рабочая колония чугунолитейного и механического завода Ф.К. Сан-Галли, состоявшая из деревянных типовых домов, сада, школы и магазина (1879–1880, арх. Д. Д. Зайцев) [4, с. 121–122].
Комплекс для служащих завода «Людвиг Нобель» развивался поэтапно и не имел заранее разработанного единого плана, по сравнению с формированием Гаванского рабочего городка, реализация которого происходила почти в то же время (1904–1908) [5, с. 58–66].
С 1893 г. по 1913 г. на участке формировалась жилая колония завода4. Рабочий городок включал комплекс из тринадцати жилых зданий и здания школы. Длинная, узкая структура владельческих усадебных участков определила планировочную структуру будущего «Нобелевского городка».
Владельцы придавали большое значение единению всех участников производственного процесса, материальной заинтересованности работников и служащих в успехе предприятия, подготовке грамотных, хорошо обеспеченных трудовых кадров [6, с. 92]. В процессе развития жилого городка ставились задачи комплексной организации территории с учетом особенностей промышленного процесса, быта и досуга, обучения детей служащих, организации культурных программ, благоустройства и создания озелененных дворов-садов.
В дореволюционной строительной истории развития участка прослеживаются три этапа, каждый из них связан с творчеством одного из зодчих (рис. 2):
• I этап – 1893–1895 (арх. В.А. Шрётер);
• II этап –1898–1906 (арх. Р.Ф. Мельцер);
• III этап – 1910–1913 (арх. Ф.И. Лидваль).
Рис. 2. Периодизация строительства объектов жилого городока для служащих завода «Людвиг Нобель»5.
Исследовательский материал М.Н. Рыбалкиной
На каждом этапе развития пространственно-планировочной структуры городка решались архитектурные задачи в соответствии с новыми социальными идеями заказчика.
На первом этапе (1893–1895) происходит строительство жилых флигелей для служащих, служебных и хозяйственных зданий. По проекту архитектора Виктора Александровича Шрётера внутри участка возводятся жилые корпуса и одноэтажные служебные постройки – службы, экипажный сарай, оранжереи. Заложена основа композиции участка – квартала будущего городка. Вытянутые вдоль северной границы участка служебные постройки наметили направление внутриквартального проезда и будущую фронтальную линию застройки. Поставленные напротив фронта зданий жилые корпуса не примыкали друг к другу, размещались на участке отдельно, что давало возможность разнообразить композицию квартала, позволяя использовать пространства между домами для создания пейзажных композиций – клумб, садиков, а также создавало условия для различных планировочных решений квартир. На этом этапе участок был застроен фрагментарно – отдельно стоящими небольшими жилыми домами и вытянутыми вдоль северной границы служебными постройками.
Квартиры в жилых домах предназначались для высокооплачиваемых специалистов завода и членов семьи Нобелей6, квартиру в жилом городке могли получить потомственные рабочие, имевшие высокую квалификацию.
Первые годы строительство жилых корпусов вел архитектор В. А. Шрётер. В 1893 г. он построил корпусы № 3 и 4, а в 1895 г. – корпус № 5 (рис. 1). Первые два расположенные друг против друга корпуса образуют между собой озелененное пространство.
Дома были решены в строгом рациональном модерне с использованием форм исторической архитектуры (древнерусского и романского зодчества), связанной с традициями «кирпичного стиля» (рис. 3) [7, c.117–122].
Рис. 3. Фасады корпусов: 1 – корпус № 3; 2 – корпус № 4; 3 – корпус № 5.
Образцы декора корпусов №3-5. Арх. В.А. Шрётер.
Материалы натурной съемки М.Н. Рыбалкиной
В.А. Шрётер использовал прием сочетания оштукатуренной плоскости стены и краснокирпичных декоративных элементов. Впоследствии архитектурное решение этих домов послужило прообразом в формировании архитектурно-художественного облика послевоенных малоэтажных жилых комплексов, возведенных во второй половине 1940-х гг. на улице Крупской (арх. Е.А. Левинсон и арх. Л.Е. Асс) [8] и в Сосновой Поляне (арх. А.А. Оль) [9].
Второй этап (1898–1906) связан с творчеством архитектора Роберта-Фридриха (Романа Федоровича) Мельцера, зарекомендовавшего себя строительством павильона товарищества «Братья Нобель» на Всероссийской выставке 1896 г. в Нижнем Новгороде и приступившкго в 1897 г. к строительству «двухэтажной каменной чайной на Нюстадской улице, 11–24» – будущего Народного дома Э. Нобеля (Лесной пр., 19) (рис. 4).
Рис. 4. Народный дом Э. Л. Нобеля. 1908–1909 [3]
В эти же годы архитектор занимается расширением особняка с конторой Э.Л. Нобеля на Выборгской наб., 19 (рис. 5), построенного в 1873–1874 гг., а затем перестроенного в 1885–1886 гг.
Рис. 5. Особняк с конторой Э.Л. Нобеля на Выборгской набережной. Фото начала XX в. [3]
Народный дом-библиотека Эммануэля Нобеля («Читальня и зал для народных чтений») был предназначен для досуга служащих и их детей. Вместимость зала, расположенного на первом этаже, предусматривала размещение 600–700 человек (рис. 7). На втором этаже располагался больший зал со сценой и хорами, лекционный зал, используемый иногда для игры в теннис. В доме были размещены комнаты для библиотеки, кружков, бильярдная, зал заседаний, вестибюль (рис. 8), а в полуподвальном этаже – раздевалка, уборные и другие удобства.
Рис. 6. Народный дом Э.Л. Нобеля: 1 – кинозал, 2 – зал для детских собраний. Фото начала XX в. [10]
Рис. 7. Вестибюль Народного дома Э. Л. Нобеля. Фото начала XX в. [10]
Это было одно из первых культурно-просветительных заведений в России и Петербурге, созданное для трудящихся, их жен и детей. Специально для детей служащих был предоставлен в пользование находящийся при Народном доме обширный сад с площадкой для тенниса, где зимой устраивается каток и ледяная гора.
30 октября 1901 г. в только что открытом Народном доме Э. Нобель проводил демонстрацию дизельного двигателя, 15 ноября 1906 г. была открыта библиотека для служащих и рабочих завода. Фонды библиотеки включали литературу различной направленности: духовного содержания, беллетристику (оригинальную и переводную), книги по естествознанию, истории, географии, технологии и общественным наукам, а также введенный по просьбе, читателей отдел иностранных книг: немецких, французских, финских и эстонских. Здесь бывали многие известные деятели науки и культуры, проводились научно-популярные лекции.
В начале ХХ в. Э.Л. Нобель предпринял работы по благоустройству участка: были предусмотрены прокладка труб по водоснабжению, устройство садов (рис. 2) и мощение внутриквартальной улицы (Нобелевский пер.)7.
Р.Ф. Мельцер продолжает развивать застройку северного фронта внутриквартального проезда (рис. 1): происходит строительство школы (1904–1905 гг. – корпус №9), жилых домов (1906 г. – корпусы № 1, 2, 6), реконструкция и надстройка служебных флигелей (1898–1906 гг. – корпусы № 10–13)8.
Нобели прагматично использовали свои земли, перемежая жилье с заводскими складами, необходимыми для нужд производства. Таким образом, здания, возведенные по проекту В. А. Шрётера, надстраиваются и меняют назначение – одноэтажные служебные корпуса и экипажный сарай приспосабливаются под жилье. В промежутках между домами возводятся новые корпуса, в результате создается сплошной протяженный фронт зданий вдоль северной границы участка, оформивший красную линию внутриквартального проезда (современный Нобелевский переулок).
В решении фасадов внутриквартального пространства архитектор придерживался предложенного ранее В. А. Шрётером кирпичного стиля, преемственно развивая ансамблевый характер застройки.
17 сентября 1901 г. на средства семьи Нобеля в честь Эмануила Людвиговича Нобеля, была основана школа для детей рабочих и служащих завода 9. В 1904–1905 г. Р. Ф. Мельцер проектирует и строит корпус школы со столовой-кухней для учащихся (рис.1, 9, корпус № 9). Школа состояла из 3 отделений: начальной школы, двух подготовительно-профессиональных классов и двух отделений рукодельного класса для девочек, окончивших школу [10].
Рис. 8. Школа им. Э. Л. Нобеля. 1 – Общий вид, 2 – классная комната. Фото начала XX в. [10]
В это же время архитектор строит новый особняк для Нобеля на Нюстадской улице, заводские корпуса и ворота завода10.
26 августа 1906 г. было получено разрешение на строительство двух четырехэтажных отдельно стоящих бетонных жилых домов (корпусы № 1, 2) (рис.1, 10) – это первые образцы типовой жилой застройки для служащих завода в Санкт-Петербурге11. Жилые дома решены в стиле модерн, стилистика построек имеет общие черты с формами жилых зданий, возводившихся в те годы на Петроградской стороне. Главный фасад корпусов ассиметричен, покрыт шероховатой штукатуркой. Его главная композиционная ось – вертикаль лестничной клетки, выступающая из основного объема здания и завершенная щипцом, сдвинута на правый фланг. Слева сгруппированы балконы с решетками простого рисунка. Плоские стены оживлены ритмом прямоугольных окон и различной фактурой штукатурки. В домах расположены трехкомнатные квартиры, оснащенные при строительстве центральным отоплением, кухнями, санитарными узлами, ваннами.
Рис. 9. Жилые дома для служащих завода. Общий вид. Фото 1906–1912 гг.
Арх. Р.Ф. Мельцер. 2-й период строительства [10]
В 1907–1909 гг. продолжается расширение застройки северного фронта внутриквартального проезда: надстраиваются корпусы № 1112 и № 1213 (рис. 1).
На третьем этапе (1910–1914) архитектор Федор Иванович Лидваль застраивает лицевые границы участка по Нюстадской улице (Лесной пр., 20) и Большому Сампсониевскому проспекту. Строительством лицевых корпусов (корпус № 8 – доходный дом и № 15 – жилой дом с торговыми помещениями на 1-м этаже (1913) завершается планировка участка, организуются планировочные и визуальные связи с соседними владениями Э. Нобеля – заводом на Большом Сампсониевском проспекте, особняком владельца и Народным домом14.
В 1910 г. архитектор Ф.И. Лидваль начинает строительство одного из самых знаменитых своих произведений – дома для служащих завода «Людвиг Нобель» на Нюстадской улице (Лесной пр., 20). Дом обозначил восточную границу «Нобелевского городка», оформив въезд на его территорию парадной романической аркадой. Подобный прием был в то же время использован Лидвалем при создании жилого дома – комплекса М.П. Толстого между Фонтанкой и Троицкой улицей (1910–1912) [11]. Через высокие арки просматривалась перспектива протяженной застройки дворового пространства рабочего городка. Такое решение позволило визуально объединить и подчеркнуть законченность композиции квартала.
Здание доходного дома (корпус № 8) построено в стиле северного модерна, имеет характерную для модерна асимметричную композицию, состоящую из трех частей: основной левой пятиэтажной части, узкой правой четырехэтажной части и соединяющей их части с трехпролетной высокой аркадой и галереей-лоджией над ней. Доминантой здания является парадный вход в левой части, с выведенной на фасад лестничной клеткой, завершенной куполом с башенкой (рис. 11) [12].
Рис. 10. Проект фасада доходного дома Э. Л. Нобель в Санкт-Петербурге. 1914. Арх. Ф. И. Лидваль15
Это был самый комфортабельный дом для служащих завода «Людвиг Нобель»: здесь преобладали пятикомнатные квартиры двусторонней планировки, предусматривающей сквозное проветривание, ванные комнаты и камины. Оформление фасада жилого дома – сдержанное, за исключением главного входа в парадную, обрамленного парами рустованных пилястр со скульптурными группами путти. Фасад покрыт шероховатой штукатуркой, использован красный отделочный кирпич в перемычках и гранитные блоки в первом этаже (рис. 12).
Рис. 11. Доходный дом Э. Л. Нобеля в Санкт-Петербурге:
1 – фрагмент дворового фасада, въездная аркада, 2 – фрагмент лицевого фасада, парадный вход,
3 – фрагмент фасада с башенкой, 4 – фрагмент лицевого фасада, скульптурная композиция путти/
Арх. Ф.И. Лидваль. Иллюстрации М.Н. Рыбалкиной
В это же время архитектор надстаивает четвертый этаж здания школы (корпус № 9). В 1913 г. Ф.И. Лидваль также оформил въезд в квартал со стороны Большого Сампсониевского проспекта (корпус № 15) (рис. 13): дом и примыкающий к нему одноэтажный служебный флигель (корпус № 14) завершили фронтальную застройку вдоль северной границы участка. Здание имело градообразующую значимость: поставленное торцом на красной линии проспекта и лицевым фасадом вдоль фронта внутриквартальной улицы-проезда, оно организовало въезд в жилой квартал городка, при этом открытый проезд на территорию жилого городка позволил визуально связать его с территорией завода.
Рис. 12. Проект фасада жилого дома (корп. №15). Утвержденный проект, ноябрь 1913 г. Арх. Ф.И. Лидваль16
В стилистике фасадов сочетаются черты модерна и кирпичного стиля. Симметричный торцевой фасад с витринным окном на первом этаже был решен как элемент въездных пропилеев и обращен в сторону проспекта. Остальная, западная часть границы участка не была застроена, что обеспечивало лучшую аэрацию территорий по сравнению с традиционной возводившейся на тот момент периметральной застройкой Санкт-Петербурга. В организации внутриквартального пространства в это время прослеживается отказ от принципа строительства компактных отдельных флигелей в пользу плотной периметральной застройки: в 1912–1913 гг. по проекту Ф.И. Лидваля был возведен протяженный дворовой флигель (корпус № 7). Так была сформирована планировка комплекса: организованная вокруг продольной оси, композиция внутриквартального пространства была построена на контрасте между фронтом застройки вдоль проезда и фрагментами «строчной» застройки жилых корпусов. Здания городка были объединены элементами кирпичного стиля и составляли единый комплекс.
Выводы
На каждом этапе архитекторы стремились сформировать композицию жилого городка как архитектурно-градостроительного ансамбля с учетом характера протяженного участка и возможностей наилучшей инсоляции зданий. Принципы формирования комплекса основывались на сочетании композиционных приемов линейной фасадной структуры и архитектуры отдельно стоящих объемов. Планировка участка была организована вокруг внутриквартального проезда – благоустроенной внутриквартальной пешеходной улицы, связывающей жилую зону с проходными завода и общественными зданиями – школой и Народным домом Э. Нобеля. Предусматривалась организация озелененных дворов с фонтанами.
Прогрессивное функциональное наполнение, благоустроенное и озелененное пространство городка с его трех-пятиэтажной застройкой имели значительное благоприятное отличие от доходных домов, традиционно возводившихся в тот время в Петербурге. Отражение подобных демократических тенденций в архитектуре жилых домов превращало «рабочий городок» в самодостаточное жилое образование с необходимым набором функций обслуживания.
Заключение
Нобелевский рабочий городок, созданный на рубеже ХIХ–ХХ вв., стал первым примером социально организованной, благоустроенной жилой среды для служащих промышленных предприятий в Санкт-Петербурге, определившим создание нового прогрессивного жизненного уклада. Новая функциональная комплексная организация жилого городка для служащих завода «Людвиг Нобель» предусматривала школу, торговые помещения, Народный дом, озелененные дворы-сады, уход от типовой периметральной организации участков, улучшенную инсоляцию и аэрацию дворов. Первые типовые проекты многоквартирных жилых домов для служащих промышленных предприятий, включали улучшенные планировочные решения квартир с двусторонней ориентацией и сквозным проветриванием, а также благоустройство территории. Все это послужило прообразом для дальнейшего формирования жилых комплексов и создания новых принципов квартальной организации застройки послереволюционного периода [13].
Примечания
1 Официальное название по спискам памятников истории и культуры С.-Петербурга, состоящих под государственной охраной, – «Жилой городок для служащих завода «Людвиг Нобель» (Памятники истории и культуры С.-Петербурга, состоящие под государственной охраной (сокр. ПИКСПб) : Справочник / Отв. ред. Б.М. Кириков. – СПб., 2000. – С. 121–122.
2 НМИИС КГИОП, П. 622, инв. 990 п.
3 Год указан согласно исследованиям Л.А. Соболевой.
4 ЦГИА СПб. Ф.513. Оп.102. Д. 2856. Л. 142–158.
5 Схема и периодизация строительства объектов и анализ формирования объемно-пространственной структуры застройки составлены на основании: 1. Акта по результатам государственной историко-культурной экспертизы проектной документации по сохранению ОКН регионального значения «Жилые дома» для служащих завода Л. Нобеля (комплекс с территорией), по адресу Большой Сампсониевский пр., 27, Лесной пр., 20», выполненной ООО «НПО Наука-Строительству», шифр П-14025. 2015. 2. Плана участка 1913 г. Архитектор Лидваль. ЦГИА СПб. Ф. 513. О.102. Д. 2855, лл.119. Об. – 121.
6 Архив КГИОП. П. 622 Н-5275.
7 ЦГИА СПб Ф. 573. О. 1, Д. 4444. Письмо 21 марта 1900 г. в Городской исполнительный комитет по водоснабжению.
8 ЦГИА СПб Ф. 513. О. 102, Д. 2855, 202-206, 313-314, Д. 2856. Л. 171, 191-199, 209-210, 261-262, 304-305, 309-310.
9 Школа находилась в ведении Постоянной Комиссии по техническому образованию при Имперском Техническом Обществе.
10 ЦГИА СПб. Ф. 513. О. 102, Д. 2855. Л.37, Д. 2856. Л. 295-296, 279-280, 298.
11 ЦГИА СПб. Ф. 513. О. 102, Д. 2856. Л. 272-280, Л. 298.
12 ЦГА СПб. Ф. 513. О. 102, Д. 2856. Л.175-179, 261-262, 309-310.
13 ЦГА СПб. Ф. 513. О. 102, Д. 2855. Д. 2856. Л.191-199.
14 ЦГА СПб. Ф. 513. О. 102, Д. 2855. Л.105-115.
15 ЦГИА СПб. Ф. 513. О. 102, Д. 2855. Л. 128.
16 ЦГИА СПб. Ф. 513. О. 102, Д. 2855. Л. 129-130.
Библиография
1. Рыбалкина, М.Н. Формирование архитектуры малоэтажных жилых комплексов Петербурга – Ленинграда: конец XIX – середина XX веков: дис. … канд. архитектуры (2.1.11) / Мария Николаевна Рыбалкина. – СПб.: СПбГАСУ, 2023. – 156 с.
2. Кириков, Б.М. Городок Нобелей на Выборгской стороне : (история формирования архитектурного комплекса) / Б.М. Кириков, С.Г. Федоров // Стокгольм – Петербург : ист.-культур. семинар / Сов. фонд культуры. – Л., 1989. – С. 11–15.
3. На память о дне пятидесятилетия Эмануила Людвиговича Нобель. – СПб.: Комиссия служащих Т-ва нефт. пр-ва бр. Нобель, [1909]. – С. 295. (301 с.).
4. Архитекторы–строители Санкт-Петербурга середины XIX – начала XX века: справочник / Сост. А.М. Гинзбург, Б.М. Кириков при участии С.Г. Фёдорова, Е.В. Филиппова; под. общ. ред. Б.М. Кирикова. – СПб.: Пилигрим, 1996. – С. 121–122. – 400 с.
5. Рыбалкина, М.Н. Вклад Н.В. Дмитриева в развитие жилищного строительства Санкт-Петербурга в дореволюционный период / М.Н. Рыбалкина, Е.В. Воронина // Университетский научный журнал. – 2023. – № 75. – С. 58–66.
6. Мешкунов, В.С. Русские Нобели / В. С. Мешкунов // Вопросы истории естествознания и техники. – 1992. – №4. – С. 92–116. C. 92.
7. Инчик, В.В. «Кирпичный стиль» и получение лицевого кирпича в Санкт-Петербургской губернии в XIX веке / В. В. Инчик // Вестник гражданских инженеров. – №5 (70). – 2018. – С. 117–122.
8. Рыбалкина, М.Н. Проблема сохранения послевоенной малоэтажной застройки Ленинграда (на примере «Малоэтажного жилого комплекса за Пролетарским заводом») / М. Н. Рыбалкина // Архитектон: известия вузов. – 2019. – №3(67) – URL: http://archvuz.ru/2019_3/5 .
9. Рыбалкина, М.Н. Творческий вклад А. А. Оля в развитие малоэтажного жилищного строительства (на примере малоэтажных жилых комплексов в Урицке и Сосновой поляне) / М. Н. Рыбалкина // Архитектон: известия вузов. – 2020. – №2(70) – URL:https://archvuz.ru/2020_2/6/ DOI: 10.47055/1990-4126-2020-2(70)-6 .
10. Механический завод Людвиг Нобель: 1862–1912: Описание. – СПб.: Т-во Р. Голике и А. Вильборг, 1912. – 112 с.
11. Исаченко, В.Г. Федор Лидваль / В.Г. Исаченко, Г.А. Оль – Л.: Лениздат, 1987. – 95 с.
12. Кириков, Б.М. Архитектура петербургского модерна. Особняки и доходные дома / Б. М. Кириков. Изд. 4-е, с измен. – СПб.: Коло, 2012. – 576 с.: ил.
13. Rybalkina, M.N. Low-rise Residential Complexes of Petersburg-Petrograd-Leningrad of 1900–1941 Period Peculiarities of a New Residential Planned Unit Formation / M. N. Rybalkina // International Journal of Psychosocial Rehabilitation. Vol. 23, Issue 04, July, 2019. – P. 486-495. DOI: 10.37200/IJPR/V23I4/PR190207.
Ссылка для цитирования статьи
Рыбалкина, М.Н. Формирование архитектуры жилого городка для служащих завода «Людвиг Нобель» в Санкт-Петербурге. 1885–1917/ М.Н. Рыбалкина //Архитектон: известия вузов. – 2023. – №4(84). – URL: http://archvuz.ru/2023_4/14/ – doi: 10.47055/19904126_2023_4(84)_14
Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная