Уральский государственный архитектурно-художественный университет

ISSN 1990-4126

Архитектон: известия вузов. №2 (86) Июнь, 2024

История архитектуры

Гаврилова Светлана Игоревна

консультант по культурному наследию.
Издательство «Банк культурной информации».

Россия, Екатеринбург, e-mail: avolirvag@mail.ru

Советское наследие: клубы, дворцы культуры и другие культмассовые сооружения г. Каменска-Уральского, возведённые в 1940-е гг.

УДК: 72.03
Шифр научной специальности: 2.1.11
DOI: https://doi.org/10.47055/19904126_2024_2(86)_12

Аннотация

В статье представлен историко-архитектурный анализ уникального наследия советской эпохи – клубов и дворцов культуры г. Каменска-Уральского, возведенных в 1940-е годы. Прослеживается смена архитектурного стиля этих зданий и принципов их использования в связи с изменением политической ситуации в стране.

Ключевые слова: культурное наследие советского периода, авангардная архитектура, ар-деко, советский неоклассицизм, Каменск-Уральский

«Когда говорили пушки», музы…«подавали снаряды»
и закладывали основы мирной жизни.

К составу населения, проживавшему в Каменске-Уральском на июнь 1941, в годы Великой Отечественной войны добавились специалисты эвакуированных из прифронтовой полосы архитектурно-строительных организаций, предприятий оборонных отраслей промышленности, лёгкой и пищевой промышленности [15], депортированные немцы из центральной России и пограничных районов, мобилизованные на трудовой фронт граждане из разных регионов страны. В состав строительных батальонов входили также уроженцы Узбекистана. С 1942 г. в Каменск-Уральский на горнодобывающие и строительные работы направлялись военнопленные, которых селили в специально оборудованных городках.

Уральскому алюминиевому заводу (до 1934 г. – комбинату) с самого начала его строительства в 1932 г. правительством СССР, уделялось особое внимание как к одному из важнейших стратегических объектов1, поскольку он находился на большом расстоянии от государственной границы.

Осенью 1941 г. в Каменск-Уральский на промышленную площадку УАЗа отправились эшелоны с персоналом и оборудованием заводов соответствующего профиля из Ленинграда, Волхова, Тихвина, Запорожья, Кандалакши и др.

С сентября 1941 г. по начало 1944 г. УАЗ был единственным действующим алюминиевым предприятием в СССР [8, с. 27].

«Нападение фашистской Германии на Советский Союз вынудило законсервировать стройку Дворца Советов в Москве. Значительная часть проектировщиков и строителей во главе с начальником строительства А.Н. Прокофьевым в первые дни войны была направлена на сооружение оборонительных рубежей на дальних подступах к столице, а затем перебазирована со всеми механизмами и материалами на строительство и реконструкцию алюминиевого завода на Урале» [18, с. 108].

Таким образом, в октябре 1941 г. по постановлению ЦК ВКП(б) и правительства в Каменск-Уральский на строительство второй очереди Уральского алюминиевого завода была направлена группа проектировщиков и строителей Дворца Советов. Возглавил Управление строительства Уральского алюминиевого завода и Красногорской ТЭЦ (УАЗа и КТЭЦ) А.Н. Прокофьев, главным инженером стал А.М. Кораблинов [8, с. 28; 10, с. 84].

Начальником проектного бюро при Управлении назначили А.И. Баранского. В состав бюро входили специалисты из «Проектной мастерской Дворца Советов при СНК СССР» – архитекторы, архитекторы-художники и инженеры: Б.М. Иофан, Я.Б. Белопольский, К.С. Бобровский, П.А. Куцаев, Я.Ф. Попов, А.И. Сегаль, Е.А. Столяров, А.Ф. Хряков, Д.М. Цинирович2.

В производственном отделе при Управлении работали архитекторы и инженеры П.В. Абросимов, М.Ф. Гунгер,Б.А. Дзержкович, А.Н. Кондратьев, А.М. Кочунов, Г.Б. Красин, В.Н. Насонов, А.Н. Печенкин, и др.3, скульпторы – В.И. Мухина, В.А. Андреев и др. [1, с. 139–140; 18, с. 108]. Группа московских проектировщиков была объединена с коллективом архитекторов и инженеров из Уралалюминстроя.

Специалисты занимались разработкой проектов промышленных объектов, жилых и общественных зданий, планировок микрорайонов не только для соцгорода УАЗа. Сохранился один из проектов временного жилого здания (барака) 1942 г. (рис. 1.1, 1.2). В марте 1943 г. был завершен «Эскизный проект планировки и реконструкции соцгорода УАЗа» (руководители: Б.М. Иофан, Г.Б. Красин, автор проекта Е. Столяров)4 в русле концепции города-сада, задуманный со столичным размахом: озелененными жилыми микрорайонами, комфортабельными домами, коттеджами, техникумом, театром, картинной галереей, дворцом культуры, зоопарком, бухтой для яхт, прогулочными катерами и др. [4] (рис. 1.3, 1.4).

 

Рис.1.1. Проект щитового барака, сентябрь 1942 г. Управление строительства УАЗа и КТЭЦ.
Архив ОАО УАЗ СУАЛ, фонд проектов организации «Уралалюминий» 1930–1950-х гг.
Рис.1.2. Штамп чертежа проекта щитового барака, сентябрь 1942 г.
Рис.1.3. Эскизный проект планировки и реконструкции соцгорода УАЗа, март 1943 г.
Проектная мастерская строительства Дворца Советов при СНК СССР.
Руководители: Б.М. Иофан, Г.Б. Красин, автор проекта Е. Столяров. Архив ООО «МКП».
Рис.1.4. Штамп чертежа эскизного проекта планировки и реконструкции соцгорода УАЗа, март 1943 г.
Автор проекта Е. Столяров.

Со второй половины 1930-х гг. в соцгороде УАЗа функционировали пять культурно-зрелищных заведений: первый клуб, клуб-столовая (оба барачного типа), клуб строителей УАЗа (каркасно-камышитовый), клуб-ресторан для ИТР и летний кинотеатр (оба деревянные) [6]. Все клубные здания в военный период были переоборудованы для проживания приезжих из других регионов. В здании клуба строителей УАЗа, например, разместили группу трудармейцев из Узбекистана, которых впоследствии перевели в возведенные для переселенцев бараки, и клуб продолжил свою деятельность.

В военные годы для тружеников тыла, которые много работали, жили в сложных, стесненных условиях, клубы приобрели особое значение: это были островки мирной жизни, очаги культуры и надежды, объединяющие людей в стремлении приблизить победу, дающие новые силы на преодоление трудностей.

Из мемуаров инженера художника А.М. Очева: «Большую культурно-массовую и воспитательную работу среди трудящихся вел единственный в Красногорском районе клуб строителей. В нем демонстрировались кинокартины, ленты кинохроники, читались лекции, давались концерты. Клуб работал круглосуточно, и люди шли, им нужна была разрядка. Шли в клуб в свой небольшой свободный промежуток времени между работой. Из клуба возвращались на стройку, на монтаж» [14, с. 63–64].

Клуб строителей УАЗа, 1935 г. (ул. Октябрьская, 11а, снесён в 1960-х гг.)

Об этом клубе было подробно рассказано в предыдущей публикации [6] (рис. 2.1) Вера Игнатьевна Мухина, находившаяся в Каменске-Уральском с 30.10.1941 по 20.04.1942 г. [12], разрабатывала эскизы реконструкции интерьеров клуба строителей УАЗа – лепные барельефы и капители для колонн5 – и выполняла гипсовые скульптурные портреты своих современников, в частности, сохранились изображения узбека6 (бюст и сидящая фигура), которые впоследствии были переведены в бронзу (рис. 2.2). Также на Урале знаменитым скульптором были задуманы работы: «Партизанка», «Возвращение», «Потрет бойца»7.

По воспоминаниям В.И. Мухиной, в мастерской, расположенной в деревянном бараке, вместе с ней работали другие известные скульпторы: В.А. Андреев и Бела Уиц [12]. Их творческое наследие каменского периода пока не исследовано.

В 1941 г. в клубе строителей УАЗа была создана любительская драматическая труппа, которая ставила патриотические произведения о силе духа советского народа и победе над фашизмом.

В 1942 г. выпускник БАУХАУЗ, крупнейший советский художник-архитектор немецкого происхождения Эрих Борхерт после расформирования строительного батальона, в составе которого он был направлен на строительство УАЗа, подрабатывал в этом клубе художником, рисовал антифашистские плакаты (Каменский цикл) в стилистике немецкого экспрессионизма, писал портреты передовиков производства УАЗа [3, с. 103–107; 16, с. 174–175]. Сохранились уникальные рисунки городских пейзажей этого мастера, выполненные в редкие минуты отдыха и дающие представление о застройке соцгорода УАЗа начала 1940-х гг. (рис. 2.3–2.5). Но довоенный клуб строителей8 был тесен для населения соцгорода УАЗа, численность которого в годы Великой Отечественной войны увеличилась в несколько раз.

Рис. 2.1. Клуб строителей УАЗа. Фото 1940-х гг. Частный архив А.А. Гачевского.
Рис. 2.2. Портрет узбека. Автор В.И. Мухина, 1942 г.
 (отлив 1942 г., 1955 г., бронза, основание – гранит). [30, ил.]
Рис. 2.3. Вид из окна, 1942 г. Э.В. Борхерт.
Вид из окна жилого дома на ул. Каменская, 9 (в комплексе ЦЖС) на жилые дома в квартале 2-27.
Частный архив семьи Кольченко. Рис. 2.4. Вид из окна, 1942 г. Э.В. Борхерт.
Вид из окна жилого дома на ул. Каменская, 9 на жилые дома на ул. Строителей, 10 и Алюминиевой, 12 (Комплекс ЦЖС).
Частный архив семьи Кольченко.
Рис. 2.5. Пейзаж Красногорского района, 1941 г. Э.В. Борхерт. Частный архив семьи Кольченко

Кинотеатр УАЗа (1943–1944 гг.), его реконструкции под киноконцертный зал УАЗа (1945–1948 гг.) и дворец культуры УАЗа (после 1948 г.), ул. Алюминиевая, 2.

В 1943 г. было принято решено построить новое культурно-зрелищное здание – кинотеатр УАЗа со сквером с южной стороны от него. Архитектурно-ландшафтный комплекс предполагалось разместить в южной части соцгорода с юго-восточной стороны от пересечения главной улицы соцгорода – Алюминиевой с ул. Октябрьской9. Главный фасад здания был раскрыт на ул. Алюминиевую. Данное местоположение кинотеатра УАЗа и сквера не соответствовало проекту генплана соцгорода УАЗа от марта 1943 г. (рис. 1.3), т.е. в генплан практически сразу начали вносить корректировки.

В следующем проектном варианте – «Каменск. Генеральный проект планировки», разработанном в декабре 1943 г. в Архитектурно-планировочной мастерской (АПМ) НККХ РСФСР авторским коллективом10 под руководством Д. Соболева (предполагаем, что это известный московский архитектор Д.М. Соболев), будущий кинотеатр тоже не отображен – лишь зарезервирован участок прямоугольной формы возле рынка (рис. 4.1). Рынок впоследствии будет перенесен, и на его месте разместится сквер (рис. 4.2).

Историко-культурный анализ здания кинотеатра УАЗа (впоследствии ДК УАЗа), был выполнен автором данной статьи совместно с историком А.П. Лысковым и опубликован [7, с. 218–241]. В данной работе резюмируются основные выводы из указанной статьи и излагаются новые материалы11.

Рис. 3. Приказ № 137 от 03.05.1943 г. по Управлению строительства УАЗа и Красногорской ТЭЦ.
МКУ «Архив Каменск-Уральского городского округа». Ф. 32. Оп. 1-л. Д. 64. Л. 99


Рис. 4.1. Каменск. Генеральный проект планировки. АПМ НККХ РСФСР. Декабрь 1943 г.
Архив УАЗ СУАЛ ОАО СУАЛ, фонд проектов организации «Уралалюминий» 1930–1950-х гг.
Рис. 4.2. Планировка сквера, 1944 г. Гипроалюминий. Архив ДК УАЗа

К началу мая 1943 г. эскизный проект двухзального кинотеатра со зрительными залами на 750 мест и на 400 мест разработал московский архитектор из иофановской группы П.В. Абросимов (рис. 3). Здание имело сложное объемно-планировочное решение, свойственное авангардной архитектуре. Оно состояло из четырех объемов, помещения в которых были организованы по анфиладной системе, но на разных уровнях. Из вестибюля центральная парадная лестница вела в фойе, расположенное в цокольном этаже, а две боковые парадные лестницы вели в малый зрительный зал, размещенный над фойе. Посетители, которые следовали в большой зал, проходили в него через фойе, поднимаясь по лестнице, расположенной напротив центральной парадной. Гардероб находился на 1-м этаже, примыкая к малому залу с двух продольных сторон, и обслуживал оба зала (рис. 5.2, 5.3, 6.1–6.3). В объёмно-планировочном решении этого здания синтетически взаимодействует архитектурное наследие разных эпох, творчески переработанное автором: планировочная структура храма по типу «корабль» с осевым построением запад-восток, объемно-планировочное решение здания итальянского театра XVI–XVII вв., планировки кинотеатров и театров ведущих советских архитекторов, разработка которых велась в 1920-х – начале 1940-х гг., например двухзального кинотеатра им. А.С. Пушкина в Челябинске (арх. Я. Корнфельд, Т. Заикин, 1935–1937),театра им. Навои в Ташкенте (арх. А.В. Щусев,1940–1947) (рис. 7.1 – 7.4).

Рис. 5.1. Проект фасада и разрезов кинотеатра УАЗа, июнь 1943 г. Автор П.В. Абросимов.
Управление строительства УАЗа и КТЭЦ. Архив ДК УАЗа. 
Рис. 5.2. Проект фасадов, декабрь 1943 г. Автор П.В. Абросимов.
Управление строительства УАЗа и КТЭЦ. Архив ДК УАЗа.
Рис. 5.3. Продольный разрез, ноябрь 1943 г. Управление строительства УАЗа и КТЭЦ.
Автор проекта П.В. Абросимов. Управление строительства УАЗа и Красногорской ТЭЦ. Архив ДК УАЗа.
Рис. 5.4. Здание кинотеатра, возведённое по проекту П.В. Абросимова. Вид с юго-запада. Фото 1944 г.
Частный архив А.А. Гачевского

Внутри здание кинотеатра УАЗа многоуровневое, имеет множество лестниц, переходов. Основные помещения, расположенные по центральной оси, сдвинуты по вертикали по отношению к вспомогательным на пол-этажа. Залы двухсветные, малый зрительный зал устроен в виде амфитеатра, а большой зрительный зал оборудован сценой с оркестровой ямой, возможно, для дивер-тисмента перед киносеансами (рис. 5.3, 6.1–6.3). Пересекающиеся в разных плоскостях пространства создают дополнительные ракурсы для восприятия интерьеров, формируют у зрителя ощущение многомерности окружающих их архитектурных декораций, театральности, торжественности, праздника (рис.10.1–1.6).

Сохранились два варианта проекта главного западного фасада здания. Один из вариантов, датируемый июнем 1943 г., создан в духе архитектурного стиля ар-деко, с лучшими образцами которого, отечественными и западными, автор был хорошо знаком. Фасад симметричный, имеет сложную пластику: оформлен боковыми ризалитами, объединенными вогнутой криволинейной стеной, его центральная часть акцентирована порталом со ступенчатой нишей, внутри которой размещены главный вход и высокий оконный проем над ним. В объемах за ризалитами находятся лестничные клетки, в которые ведут отдельные входные группы с порталами. На западную сторону ориентированы входные группы для помещения вестибюля, расположенного в следующем объеме здания (рис. 5.1, 6.1–6.3). Но стилистика ар-деко в 1943 г. уже не отвечала тенденциям советского зодчества, осваивающего архитектурные принципы классицизма и ампира.

Рис. 6.1. План цокольного этажа, июнь 1943 г. Автор проекта П.В. Абросимов.
Управление строительства УАЗа и КТЭЦ. Музей ДК УАЗа.
Рис. 6.2. План 1 этажа, ноябрь 1943 г. Автор проекта П.В. Абросимов.
Управление строительства УАЗа и КТЭЦ. Музей ДК УАЗа.
Рис. 6.3. План 2 этажа, ноябрь 1943 г. Автор проекта П.В. Абросимов.
Управление строительства УАЗа и КТЭЦ. Музей ДК УАЗа

К декабрю 1943 г. главный фасад здания кинотеатра УАЗа был изменен П.В. Абросимовым (рис. 5.2). Конструктивные элементы – ризалиты и ниша криволинейной формы – сохранились, но на фасадных стенах появилась отделка (горизонтальный руст) и декоративные элементы, характерные для советского неоклассицизма: рустованные и плоские пилястры, несущие антаблементы и др. [7, с. 229]. От выходов из вестибюля на западную сторону автор проекта отказался.

Конструктивную часть проекта этого здания разрабатывали инженеры под руководством известного ученого в области строительных конструкций В.Н. Насонова. В состав Проектного бюро Управления строительства УАЗа и КТЭЦ в этот период входил еще один ученый-новатор в области строительных материалов и технологий доктор технических наук Г.Б. Красин. Здание кинотеатра УАЗа возведено из шлакоблоков, изготовленных из золы Красногорской ТЭЦ по бесцементной технологии. В штампах рабочих чертежей указаны также следующие архитекторы и инженеры, входившие в проектную группу: М.Ф. Гунгер., А.М. Кочунов, А.Н. Кондратьев, Джишкориан12 и др. По проекту П.В. Абросимова здание кинотеатра УАЗа было возведено до уровня трёх этажей к лету 1944 г. (рис. 5.4).

Рис. 7.1. План 1 этажа Свято-Троицкой церкви в с. Троицкое Каменского района. Храм построен в 1850–1880-е гг.
Частный архив С.И. Гавриловой.
Рис. 7.2. План итальянского театра XVI-XVII вв. [28, ил.]
Рис. 7.3. Проект театра имени Навои в Ташкенте, 1940-1947 гг. Архитектор А. В. Щусев. [26, ил.]
Рис. 7.4. Планы 1-го, антресольного и 2-го этажей двухзального кинотеатра им. Пушкина в г. Челябинске, 1935-1937 гг.
Авторы проекта Я. Корнфельд, Т. Заикин. [27, ил.]

С марта 1943 г. московских проектировщиков постепенно начали отзывать из эвакуации и направлять на восстановление городов, разрушенных во время войны. Для завершения строительства культурно-зрелищного здания в соцгороде УАЗа был приглашён известный свердловский архитектор В.В. Емельянов. Но назначение возводимого сооружения к 1945 г. уже изменилось, его предстояло переоборудовать под киноконцертный зал. По мнению В.В. Емельянова, облик новой доминанты южной части соцгорода был недостаточно монументальным, архитектор дополнил западный фасад новыми объемами и аттиковым этажом, опирающимся на боковые колоннады со стилизованными капителями – своеобразные пропилеи, а в центральных частях продольных фасадов (северного и южного) разместил открытые галереи с ритмическим рядом четырехгранных колонн с полочками вместо капителей; отказался от рустовки фасадов (рис. 8.1-8.4). Таким образом, центральная часть западного фасада, разработанного по проекту П.В. Абросимова, стала восточной стеной интерьеров помещений, примыкающих к новому главному входному порталу (рис. 9.1). На 1-м этаже здание обрело входной тамбур овальной формы, на 2-м – двухсветную кухню при вновь созданном буфете, на 4-и – небольшой зал. Также под руководством свердловского архитектора были выполнены проекты интерьеров (вплоть до мебели) по принципу синтеза искусств: живописные панно и росписи стен, скульптуры, барельефы, лепные украшения, балясины, осветительные приборы, скобяные изделия и др. (рис. 10.1-10.6). Зрительный зал был преобразован в камерный концертный зал: центральная выгнутая часть восточной стены стала плоской и была расписана пейзажем с судоходной рекой и высоким небом – волжским пейзажем, на фоне которого установили скульптуру молодого М. Горького (рис. 6.2, 8.4, 10.5). С западной стороны от вновь созданного камерного зала на следующем высотном уровне размещен буфет и столовая (Фото 10.6). Из инженерных особенностей здания отметим вращающуюся сцену большого зала и лифт для доставки продуктов в буфет.

Рис. 8.1. ДК УАЗа. Вид с юго-запада. Фото к. 1940-х гг. ГНИМА имени А.В. Щусева. НВФ 442-3.
Рис. 8.2. Проект Киноконцертного зала. 1946 г.
Автор В.В. Емельянов. Музей архитектуры и дизайна УрГАХУ. Фонд В.В. Емельянова.
Рис. 8.3. План 1 этажа, втор. пол. 1940-х гг.
Автор проекта В.В. Емельянов. ГНИМА имени А.В. Щусева. НФ-ОФ 366-1940 XI 6617.
Рис. 8.4. План 2 этажа, втор. пол. 1940-х гг.
Автор проекта В.В. Емельянов. ГНИМА имени А.В. Щусева. НФ-ОФ 366-1942.XI 6619.
Рис. 8.5. Государственная библиотека СССР им. В.И. Ленина в г. Москве. 1928-1941 гг.
Авторы В. Щуко, В. Гельфрейх. Фото ТАСС / Э. Евзерихин. 1968 г. [29, илл.]
Рис. 8.6. Вид с северо-востока на библиотеку им. В.И. Ленина в г. Москве.
Фото Гавриловой С.И. 2024 г.
Рис. 8.7. Кинотеатр в парке им. Маяковского в Свердловске, 1936 г.
Автор П.И. Лантратов. Вид с юго-востока. Фото Гавриловой С.И. 2011 г.
Рис. 8.8. Кинотеатр в парке им. Маяковского в Свердловске, 1936 г.
Автор П.И. Лантратов. Вид с юго-запада. Фото Гавриловой С.И. 2011 г.

В этот период в проектной группе работали специалисты из организации «Уралалюминстрой»: Завадский, Гольдман, Каймонакова, Кругликова, Решетников, Попова, Сурис, Ежов, Сорин, Режепп13, Г.П. Колпаков и др. Художественным оформлением здания занимались свердловские скульпторы и лепщики под руководством В.А. Буланкина и свердловские живописцы: А.П. Давыдов, Н.П. Голубчиков, И.М. Вахонин14, выполнившие росписи стен в интерьерах малого зала, буфета и потолка в зрительном зале. Оригинал для скульптурной группы, «изображающей труд и отдых»15, венчающей главный фасад здания, создал скульптор А.А. Анисимов. В отделке фасадов и интерьеров киноконцертного зала принимала участие лепная мастерская «Уралалюминстроя» под руководством В.Н. Артимоновича.

После ввода в эксплуатацию 31 декабря 1947 г. (официально 16 января 1948 г. «…при условии выполнения работ по недоделкам в указанные комиссией сроки»)6  здание использовалось как клубно-театральное, впоследствии стало Дворцом культуры УАЗа17. Это здание в 1947 г. было удостоено 2-й премии на Всероссийском конкурсе по качеству строительства.

В связи с изменением политического курса в стране после 1953 г. профиль И.В. Сталина на барельефе в малом (камерном) зале был заменён профилем К. Маркса (Фото 10.5).

В окончательном варианте облик ДК УАЗа отдаленно напоминает известные образцы архитектуры: кинотеатр в парке им. Маяковского в Свердловске (арх. П.И. Лантратов, 1936), библиотеку им. Ленина в Москве (арх. В. Г. Гельфрейх, В. А. Щуко и др., 1928–1958) (рис. 8.5–8.8). Принцип композиционного построения объемов и пластического решения фасадов этих сооружений имеет некоторое сходство: главный торцевой фасад протяженного здания акцентирован колоннадой в несколько рядов, увенчан высоким аттиком или аттиковым этажом; продольные фасады оформлены ритмическим рядом вертикалей оконных проемов, чередующихся с пилястрами, или оконные проемы объединены на разных этажах общим наличником, а выходы из зрительного зала на тех же продольных фасадах размещены в нишах с колоннадами (у кинотеатра и Дворца культуры).

В результате реконструкции 1960-х гг. у здания ДК УАЗа изменился восточный фасад – к нему был пристроен трехэтажный объем с подвалом и залами в интерьерах (Фото. 9.1). В начале 1970-х гг. на продольных фасадах между колоннами возвели стены с оконными и дверными проемами (рис. 9.1). Скульптурная группа, венчавшая здание, была утрачена в середине 1970-х гг.

Рис. 9.1. План 1 этажа здания ДК УАЗа. История строительства. Чертёж Т.А. Коротовских.
Рис. 9.2. Проект сквера возле ДК УАЗа, 1951 г. ОКС УАЗа. Архив ДК УАЗа.
Рис. 9.3. Фрагмент сквера у ДК УАЗА. Памятник К. Марксу и Ф. Энгельсу – слева, фонтан – справа.
Фото н. 1950-х гг. Частный архив В.М. Сидорова.
Рис. 9.4. Проект памятника К. Марксу и Ф. Энгельсу.
Фото н. 1950-х гг. Частный архив А.А. Гачевского

Большую роль для сохранения здания Дворца культуры УАЗа сыграл директор алюминиевого завода Б.И. Смоляницкий. После снятия здания с баланса завода оно находится в частной собственности – сначала у ООО «КСК» под руководством Ю.А. Мезенцева, в настоящее время – у ООО «УК «Энергокомплекс» под руководством А.А. Филимонова; собственники вкладывали и продолжают вкладывать значительные средства в содержание и ремонт здания, стремятся возобновить функции дворца культуры. 28.12.2001 г. Постановлением правительства Свердловской области № 859-ПП здание признано памятником архитектуры регионального значения.

Проект сквера возле ДК УАЗа был разработан в 1944 г. (рис. 4.2). Сквер располагался с южной стороны здания, планировка его была свободной: живописные группы зеленых насаждений, газоны, криволинейной формы дорожки. С северной стороны планировка элементов благоустройства имела регулярную структуру: ряд прямоугольных в плане клумб, газонов и зон отдыха, расположенных вдоль северного фасада.

В 1951 г. Отделом капитального строительства (ОКС) УАЗа был выполнен «Проект сквера у киноконцертного зала УАЗа» (Автор М.Л. Сурис) (рис. 9.2). По данному проекту сквер размещен с южной, восточной и северной сторон здания и занимает более обширную территорию, чем на проекте 1944 г., в границах современных улиц Красногорской, Исетской, Октябрьской, Алюминиевой.

Рис.10.1. Фрагмент интерьера вестибюля ДК УАЗа. Вид с северо-запада. Фото Гавриловой С.И. 2017 г.
Рис.10.2. Плафон большого зрительного зала. Фото Т.А. Коротовских. 2011 г.
Рис.10.3. Фрагмент интерьера большого зрительного зала. Фото к. 1940-х гг. КУКМ.
Фонд документов советского периода.
Рис.10.4. Капитель балкона большого зрительного зала. Фото Т.А. Коротовских. 2011 г.
Рис.10.5. Фрагмент интерьера малого зала. Вид на центральную часть восточной стены (бывший экран кинозала).
Фото 1950-х гг. ГНИМА имени А.В. Щусева. НФ-ОФ 366-1930 XI 6607.
Рис.10.6. Фрагмент интерьера малого зала. Вид с северо-востока. Фото С.И. Гавриловой 2000-х гг.

Северо-восточная часть сквера имела свободную планировку, юго-западная – геометрически выверенную. Центральное ядро композиции сквера – фонтан в виде двух декоративных чаш разных диаметров, закрепленных на вертикальный ствол сложной профилировки (рис. 9.3) – один из вариантов фонтана № 8-B – Two Basin Fountain из каталога 190418 [20] (впоследствии был заменен другим фонтаном); вокруг него размещалась площадка для отдыха, от которой веерообразно расходились аллеи: две вели к выходам из сквера на ул. Алюминиевую, а одна – к ресторану по ул. Исетской. Кольцевая аллея опоясывала зеленую зону, окружающую центральное ядро. Между фонтаном и зданием ДК была установлена чаша бассейна. Восточную часть сквера отделяла дугообразной формы аллея, соединяющая юго-восточный и северо-восточный входы, ведущие на ул. Исетскую. По сторонам аллеи, ведущей к крыльцу ресторана, располагались волейбольные площадки. В сквере были высажены деревья и кустарники, разбиты клумбы. Вдоль аллей размещались скамейки, вазоны, парковая скульптура. Со стороны южного фасада ДК УАЗа зала была установлена скульптурная группа «Карл Маркс и Фридрих Энгельс». Датой её возведения считается 1947 г., но это не верно. Гипсовый оригинал этого произведения был выполнен скульпторами Е.И. Белостоцким и Э.М. Фридманом в 1949 г.19 [19]. Проект по установке бронзовой копии в сквере у Дворца культуры УАЗа разрабатывали архитектор В.В. Емельянов, скульптор-художник В.А. Буланкин. Но в 1971 г. к 100-летию провозглашения Парижской коммуны скульптурная группа вождей революции была перенесена на бульвар Парижской коммуны. Аналогичный памятник К. Марксу и Ф. Энгельсу находится в ЦПК и О в Белгороде; белгородский монумент является объектом культурного наследия. В настоящее время сквер возле ДК УАЗа заброшен, ограда почти утрачена.

В 1969 г. на западной стороне площади, расположенной перед главным фасадом ДК УАЗа был воздвигнут мемориальный комплекс «Уральским алюминщикам, погибшим на войне 1941–1945 гг.», авторы: художник В.Н. Котельников, архитектор И.Я. Безруков)20. Таким образом, архитектурно-ладшафтный ансамбль получил логического завершение.

По следующим заводским клубам, кроме клуба-кино СинТЗ (ДК СинТЗ) автор данной статьи не располагает проектной документацией.

Клуб завода № 515 (будущего завода ОЦМ), 1942 г., ул. Спиридонова, д. 24

С 14 ноября 1941 г. по 16 февраля 1942 г. осуществлялась эвакуация оборудования и персонала Кольчугинского завода по обработке цветных металлов на промышленную площадку недостроенного паровозовагоноремонтного завода вблизи Каменск-Уральского магниевого завода. В этот же период проводилась доставка оборудования из Москвы и Ростова [17]. Продукция предприятий цветной металлургии были очень важна для оборонной промышленности страны21.

Застройка соцгорода Каменск-Уральского магниевого завода капитальными жилыми домами вдоль главной улицы будущего Ленинского поселка началась еще в 1940 г. (дом по ул. Лермонтова, 38) и продолжалась в юго-восточном направлении в военный период. По «Генеральному проекту планировки г. Каменска-Уральского 1940 г.» (АПМ НАРКОМХОЗ. РСФСР, руководитель академик архитектуры В.Н. Семёнов, главный инженер И.К. Жилко.) с юго-восточной стороны от первого жилого квартала по обе стороны ул. Лермонтова22 планировалась площадь соцгорода (рис. 11.1). В южной части этой площади на чертеже изображен прямоугольный в плане клуб – предполагаемый или, возможно, существующий деревянный. Но новый клуб завода ОЦМ был построен в северо-западной части сквера, на его криволинейном участке, он был ориентирован главным фасадом на центральное композиционное ядро сквера, на котором в 1957 г. был установлен памятник В.И. Ленину (рис. 11.2).

Капитальное двухэтажное здание клуба было возведено из шлакоблоков в 1942 г. (рис. 11.3–11.5). Оно имеет сложную планировку: центральную часть, левое и правое крылья, причем левое крыло практически изолировано от центральной части и имеет отдельный вход (рис. 11.6-11.7). Каждый объем покрыт собственной крышей. Главный вход расположен в центральной части главного юго-восточного фасада; в интерьере фойе справа и слева от входного тамбура размещены гардероб и подсобное помещение. Из северо-восточной части фойе через продольно расположенный коридор можно попасть в спортивный зал и тренерскую комнату. К западной и восточной стенам фойе примыкают лестничные клетки, находящиеся в объемах крыльев, возле них – санузлы. В северо-восточной части правого крыла размещены помещение аккумуляторной, коммутатор и др. В западной части расположены кружковые комнаты и кабинеты, на втором этаже актовый зал – над спортивным залом первого этажа – и кабинеты по периметру коридора. Планировка здания была частично изменена за время его эксплуатации, и возможно, назначение помещений тоже изменилось по сравнению с первоначальным: по воспоминаниям старожилов в клубе работал кинозал на 350 мест, различные кружки23. В интерьерах здания потолок вестибюля оформлен кессонами, основные помещения имели декоративные элементы в виде настенных и полочных тяг с растительным орнаментом и потолочных розеток геометричного рисунка. Возможно, декор в интерьеры был добавлен в 1950-е гг.

Рис.11.1. Фрагмент «Генерального проекта планировки г. Каменска-Уральского 1940 г.».
АПМ НАРКОМХОЗ. РСФСР. Рук. АПМ – академик архитектуры В.Н. Семёнов, гл. инж. И.К. Жилко.
ГАСО, Фонд Р-2642, Оп. 1, Д. 5, Л. 58.
Рис.11.2. Вид с юга на центральную часть Ленинского посёлка в г. Каменске-Уральском. В центре – клуб завода ОЦМ, 1942 г.
Фото 2011 г. Частный архив Т.И. Четыркина.
Рис.11.3. Центральная часть юго-восточного (главного) фасада клуба завода ОЦМ. Фото Гавриловой С.И. 2023 г.
Рис.11.4. Главный фасад клуба завода ОЦМ. Фото Гавриловой С.И. 2014 г.
Рис.11.5. Вид с запада на клуб завода ОЦМ. Фото Гавриловой С.И. 2023 г.
Рис.11.6. План 1 этажа. Техпаспорт БТИ. 2007 г. 11.7. План 2 этажа. Техпаспорт БТИ. 2007 г.

Главный юго-восточный фасад здания симметричен, его центральный ризалит акцентирован плоскими пилястрами, оконные проемы прямоугольной формы имеют профилированные полочки; стены фасадов завершены профилированными карнизами. На торцевых фасадах объемы лестничных клеток также выделены ризалитами с пилястрами.

Здание клуба завода ОЦМ компактное, фасады его оформлены лаконично, что характерно для архитектуры военного времени, но выглядит оно монументально. Автор проекта клуба не установлен, возможно, что за основу был взят типовой проект.

В 1973 г. после возведения Дворца культуры «Современник» на противоположной стороне площади данного соцгорода здание заводского клуба использовалось под клуб юных техников (до 2004), затем под социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Лада». В настоящее время здание не используется, охраняется ЧОП.

«12 июля 1941 г. Государственный комитет обороны выбрал Каменск-Уральский местом эвакуации нескольких предприятий Наркомата авиапромышленности. Они должны были разместиться на площадках строящихся заводов № 268 и 286 (будущих КУМЗа и КУЛЗа). Строительство было поручено переброшенному из Москвы тресту № 30 во главе с И.П. Афанасьевым. Вслед за кадровыми рабочими прибыли заключенные и красноармейцы, которые составили 60% строителей» [13].

Клуб завода № 268 (будущего КУМЗ), проект 1942 г., (снесен в начале 1960-х гг.)

Решение о строительстве крупного промышленного предприятия южнее дер. Волкова было принято еще в 1939 г., а в мае 1940 г. началось возведение заводской площадки и подъездных путей к ней24, первых жилых домов и бараков для строителей. Но в связи с началом Великой Отечественной войны на подготовленной заводской площадке был размещен завод № 268 (будущий КУМЗ), построенный на базе оборудования эвакуированного завода из г. Ступино [15].

Жилой поселок для рабочих и строителей (с 1942 г. – посёлок им. Чкалова) расположили с северо-западной стороны от заводской территории вплотную к ней. История формирования этой жилой зоны была изложена автором данной статьи в более ранней публикации [5]. Застройка капитальными домами осуществлялась в 1942–1943 гг. Вероятно, в этот же период начало формироваться пространство предзаводской площади с северной стороны от проходной завода и общественного центра рабочего поселка с западной стороны от промышленной зоны (Фото 12.1-12.3).

Территорию общественного центра с северной стороны ограничивало здание кирпичной двухэтажной школы, возведенной в 1943–1944 г., с северо-западной стороны – здание заводского деревянного клуба-кино со сквером (рис. 12.2, 12.3), а с южной стороны в 1949 г. был построен стадион «Металлист» (рис. 12.1).

Проект клуба-кино разработан в 1942 г. (рис. 12.3). Здание состояло из двух объемов: двухэтажного, главный восточный торцевой фасад которого был ориентирован на Центральную улицу, и примыкающего к нему с западной стороны одноэтажного объема, оба были перекрыты двускатными крышами. По проекту главный восточный фасад имел центральную нишу с треугольным завершением, интрадос которой планировалось украсить кессонами с шестигранными декоративными элементами. Широкий входной портал на 1-м и 2-м этажах был обрамлеён пилястрами, несущими антаблемент. На первом этаже два входных проема с двухстворчатыми дверьми, имеющими фрамуги, были увенчаны барельефом (супрапортой). На втором этаже узкие простенки между четырьмя окнами, установленными по принципу горизонтального остекления, предполагалось оформить тонкими пилястрами. Справа и слева от входного портала на 1-м и 2-м этажах предусматривались дополнительные оконные проемы. Боковые поверхности главного фасада были акцентированы филенчатыми лопатками, между которыми разместились бы барельефы или транспаранты с профилями вождей страны, что было характерно еще в 1930-е гг.

Рис.12.1. Фрагмент планировки посёлка им. Чкалова в г. Каменске-Уральском.
Архив Комитета по архитектуре и градостроительству.
Рис.12.2. Проект «Благоустройства и озеленения участка клуба». Май 1943 г. Авт. гл. инженер Л.Я. Зиндер.
Проектно-техническое Бюро Генплана и Георабот. НКАП. Архив ОКС ОАО КУМЗ.
Рис.12.3. Панорама. Вид с северо-востока на клуб и школу. Фото 1945 г.
Посёлок им. Чкалова. Альбом фотоснимков 1944-1947 г. Музей ОАО КУМЗ.
Рис.12.4. Проект клуба в посёлке им. Чкалова, 1942 г. ГКУСО «ГАСО», Ф. Р-179, Оп. 1, Д. 8, Л. 28.
Рис.12.5. Вид с юго-востока на главный фасад клуба. Фото А.Т. Мальгина. 1950-е гг.
Рис.12.6. Вид с юго-востока на клуб. Фото 1960-х гг. Частный архив Г.А. Якимовой (Сапиной)

В процессе реализации проект был изменен: от портала с пилястрами и антаблементом отказались; в центральной части фасада был возведен объем входного тамбура, на крышу которого на 2-м этаже опирался балкон с ограждением из декоративных балясин (рис.12.4, 12.5). Вместо лопаток на боковых поверхностях главного фасада сначала устроили ниши (рис. 12.5), потом их заложили, а в 1950-е гг. справа и слева от центральной ниши фасада установили скульптуры рабочих-металлургов (рис. 12.5). На южном фасаде одноэтажного объема были выходы из фойе зрительного зала. В 1946 г. в клубе-кино имелись библиотека и читальный зал, зрительный зал на 486/500 мест, лекционный зал, комната отдыха, буфет, радиоузел, киноустановка и открытая площадка для работы клуба в летнее время. Работал кружок изобразительного искусства25.

Главный фасад этого клуба отчасти напоминает главный фасад здания старого деревянного цирка в Свердловске, возведенного в 1933 г.: центральной нишей с треугольным завершением, угловыми пилястрами на боковых выступающих объемах и гладкими стенами для афиш и плакатов между ними.

В мае 1943 г. был разработан проект «Благоустройства и озеленения участка клуба» (автор гл. инженер Л.Я. Зиндер. Проектно-техническое бюро Генплана и Георабот. НКАП), по которому сквер располагался с юго-западной стороны от здания клуба-кино и состоял из двух зон: прогулочной и зоны отдыха (рис. 12.2). Прогулочную зону формировали две расположенные перпендикулярно друг к другу широкие аллеи, одна из них вела в сквер от южного крыльца здания, другая направляла поток пешеходов от ул. Центральной к зоне отдыха сквера. Между этими аллеями размещались зелёные территории с дорожками криволинейной формы. Зона отдыха представляла собой центральную круглую площадку со скамейками по краям, к которой с северной стороны широкая дорога вела к танцплощадке, а с южной – к буфету. Центром композиции зоны отдыха была большая клумба круглой формы. Сквер не сохранился.

Дом культуры в старой части города (Старом Каменске), пл. Соборная,1

В дореволюционной части города (бывшем поселении Каменский завод) в 1930-е гг. здание складских помещений Каменского чугунолитейного завода, возведенное в 1828–1829 гг. по проекту известного екатеринбургского архитектора М.П. Малахова, использовалось под клуб.

Изначально кирпичное здание состояло из нескольких объемов: одноэтажного центрального с четырехколонным портиком на главном южном фасаде, сзападной и восточной сторон к основному корпусу примыкали одноэтажные протяженные объемы крыльев, на торцах которых располагались двухэтажные объемы, ориентированные по оси север-юг (рис. 13.1–13.3). Вдоль главного фасада перед крыльями здания размещался навес, опирающийся на колонны. Колонны портика и навеса имели дорические капители (рис. 13.3). При реконструкции здания под клуб в 1930-е гг. к его объемам были добавлены деревянные пристрои с тамбурами и дополнительными помещениями (рис. 13.1–13.3), а на северном фасаде были пробиты оконные проемы.

В годы Великой Отечественной войны в соседнем здании – бывшей конторе чугунолитейного завода – несколько месяцев размещалось проектное бюро строительного треста № 41 Народного Комиссариата Авиационной промышленности (НКАП)26. В 1943 г. по проекту архитектора из этого бюро Л.И. Попиковой осуществлялась реконструкция здания бывших складов (клуба) под дом культуры27, в процессе которой была изменена внутренняя планировка; перед главным входом южного фасада был установлен двенадцатиколонный портик с четырехгранными колоннами и прямоугольным аттиком над его центральной частью; южный фасад восточного объема здания был оформлен четырьмя плоскими пилястрами и аттиком с треугольным завершением над карнизом (рис. 13.4–13.6).

Рис.13.1. Здание складов Каменского чугунолитейного завода, 1828 г.
Автор М.П. Малахов, переделанное под клуб в 1930-е гг. Вид с юго-востока. Фото до 1942 г. КУКМ.
Фонд документов советского периода.
Рис. 13.2. Фрагмент здания складов Каменского чугунолитейного завода, 1828 г.
Автор М.П. Малахов, переделанное под клуб в 1930-е гг. Вид с юго-востока. Фото до 1942 г. КУКМ.
Фонд документов советского периода.
Рис. 13.3. Первомайская демонстрация на площади 25-го Октября (ныне Соборная площадь).
На дальнем плане – главный фасад здания складов, переделанного под клуб. Фото 1934 г.
Архив ОАО УАЗ СУАЛ.
Рис. 13.4. Центральная часть главного фасада дома культуры, реконструкция здания складов Л.И. Попиковой, 1944 г.
Фото 1955 г. Архив КУКМ.
Рис. 13.5. Дом культуры, реконструкция здания складов Л.И. Попиковой, 1944 г. Фото сер. 1950-х гг.
Вид с юга-востока. Частный архив В.М. Сидорова.
Рис. 13.6. Главный южный фасад дома культуры, реконструкция здания складов Л.И. Попиковой, 1944 г. Фото нач. 1950-х гг.
Архив КУКМ. Фонд В.А. Гагарина

В 1943 г. в это здание был переведен из Нижнего Тагила профессиональный театр28, коллектив которого своими постановками поднимал дух тружеников тыла и выезжал на фронт. Главным художником этого театра на протяжении многих лет был выпускник Строгановского художественного училища Н.А. Клеев29.

В 1957–1958 гг. осуществлялась реконструкция здания дома культуры под кинотеатр и драмтеатр по проекту архитектора В.А. Гагарина.

О творческой и культурной жизни в заводских клубах и деятельности драмтеатра в годы Великой отчественной войны подробно рассказывают: статья «Заводские клубы. Часть 101. Главы из книги о Каменске» [21] и электронная выставка «Культурная жизнь города Каменска-Уральского в годы Великой Отечественной войны» [22].

Клуб ИТР Синарского трубного завода (СинТЗ), начало 1930-х гг. (снесен в начале 1960-х гг).

Необходимо сделать отступление к клубной архитектуре 1930-х гг.: при подготовке предыдущей главы автор данной статьи не располагала информацией о местоположении деревянного клуба ИТР, возведенного в начале 1930-х гг. [6]. Но после анализа дополнительных архивных материалов совместно с исследователями исторического и культурного наследия г. Каменска-Уральского В.М. Сидоровым и И.А. Бушлановым было установлено, что «клуб ИТР» и «старый клуб СинТЗ» – это одно и то же здание (рис. 14.2-14.5), которое размещалось в центральной части соцгорода, а в 1943 г. с юго-западной стороны от него началось строительство кирпичного здания клуба-кино на 550 мест (рис. 14.4).

Здание деревянного клуба возведено в формах авангардной архитектуры, состояло из нескольких прямоугольных объемов разной высоты и этажности, завершенных двух- и односкатными крышами. Все объемы имели горизонтальное и вертикальное остекление на западном (главном) и южном фасадах. Переплеты окон на главном фасаде были со сложным геометрическим рисунком (рис. 14.2). Впоследствии фрагменты сплошного остекления были частично утрачены (рис. 14.3). Главный вход располагался в центральной части одноэтажного объема. На фотографии восточного (дворового) фасада четко видны 4 прямоугольных в плане объема: южный двухэтажный, расположенный поперек основной оси здания, к нему примыкает протяженный одноэтажный с двумя входными тамбурами, в который с северо-западной стороны были встроены ещё 2 высоких объёма (рис. 14.4, 14.5).

Рис.14.1. Фрагмент проекта Соцгорода Трубный, нач. 1930-х гг. Архив АО СинТЗ.
Рис. 14.2. Вид с юго-запада на фрагмент клуба ИТР СинТЗ (старый клуб Син ТЗ).
Фото 1930-х гг. Частный архив А.А. Юровских.
Рис. 14.3. Вид с юго-запада на фрагмент клуба ИТР СинТЗ (старый клуб Син ТЗ).
Фото 1960-х гг. Архив АО СинТЗ.
Рис. 14.4. Вид с юго-востока на фрагмент клуба ИТР СинТЗ (старый клуб Син ТЗ).
Фото 1960-х гг. С левой стороны возвышаются объёмы нового клуба-кино (ДК СинТЗ).
Частный архив Г. Федосеевой.
Рис.14.5. Вид с юго-востока на фрагмент клуба ИТР СинТЗ (старый клуб Син ТЗ).
Фото 1960-х гг. Архив АО СинТЗ.

В военный период именно в этом здании осуществлялась клубная деятельность для тружеников соцгорода СинТЗ: демонстрация кинофильмов, кинохроники, проведение концертов, лекций.

В первые месяцы войны на Синарский трубный завод был эвакуирован персонал и оборудование заводов им. Ленина и им. Либкнехта (Днепропетровск), им. Куйбышева (Мариуполь), им. Андреева (Таганрог), им. Молотова (Ленинград), Макеевского и Тульского заводов и др. [15]. В 3,5 раза увеличилась производственная мощность Синарского трубного завода, работавшего на оборону.

Клуб-кино СинТЗ, дворец культуры завода № 705 (СинТЗ), 1940-1945 гг., ул. К. Маркса, 62

В предыдущей публикации было рассказано о том, что в 1938–1940 гг. переработкой проекта повторного применения клуба Первоуральского Новотрубного завода, разработанного в 1938 г. архитектором Свердловского отделения организации «Госсоюзпроектин-Т №4». К.В. Глушковым, занимался отдел капитального строительства Синарского трубного завода (ОКС СинТЗ), переделывая его под клуб-кино СинТЗ [6]. К строительству здания приступили в 1943 г.. 6 ноября 1945 г. здание будущего Дворца культуры СинТЗ30 было введено в эксплуатацию (рис. 15.1, 15.2).

Свердловский архитектор В.В. Емельянов31, который в 1944–1947 гг. завершал работу над киноконцертным зданием УАЗа, параллельно разработал проект интерьеров здания клуба-кино СинТЗ в стилистике советского неоклассицизма, а также внес дополнение в композицию главного фасада: добавил на колонны капители по мотивам капителей коринфского ордера (Фото 15.2–15.5).

В интерьерах клубного здания пол мозаичный, потолок оформлен кессонами, декорированными бусами, иониками и акантовым листом; в центральной части кессонов – розетки сложной формы с кистями по краям (рис. 15.3). Потолок зрительного зала украшен тягами с растительным орнаментом. Композиция интерьера зрительного зала построена на чередовании раскрепованных пилястр с гирляндами на капителях, фланкированными полуколоннами стилизованного коринфского ордера. В верхней части простенков между группами колонн-пилястр размещены медальоны с барельефными портретами деятелей культуры (рис. 15.4, 15.5). Интерьеры фойе оформлены пилястрами со стилизованным декором в стиле ампир; между пилястрами располагались росписи с сюжетами местных пейзажей (рис. 15.6). В настоящее время росписи стен и декор нижних и средних частей пилястр утрачены. Дверные проемы имеют порталы с профилированными полочками, украшенными иониками.

После снятия здания дворца культуры с баланса завода, оно находится в частной собственности, сначала использовалось как клубное организацией ООО ЦК И НТ "ОРБИТА", в настоящее время в нем находится банкетный зал «Луна», кофейня «Карамель» и др.

В 1947 г. разработан «Генеральный проект планировки жилого кв. 3 и 5 завода № 705». (авторы А.В. Десятков, Д.В.Кулаков, Е.В. Рачковский. КЭУ Урал ВО. Военпроект). В проекте также предусматривалось благоустройство главной Клубной площади соцгорода СинТЗ (с 1965 г. плошадь им. П.И. Беляева); на которую Дворец культуры ориентирован главным западным фасадом (рис. 15.1).

Рис.15.1. Генеральный проект планировки жилого кв. 3 и 5 завода № 705.
Авт. А.В. Десятков, Д.В. Кулаков, Е.В. Рачковский. КЭУ Урал ВО. Военпроект. 1947 г.
Архив АО СинТЗ. Рис. 15.2. Панорама. Вид с запада на дворец культуры СинТЗ.
Рис.15.3. Фрагмент зрительного зала. Декоративные элементы. Фото С.И. Гавриловой. 2009 г.
Рис.15.4. Зрительный зал. Вид на сцену. Фото С.И. Гавриловой. 2009 г.
Рис.15.5. Фрагмент интерьера вестибюля. Фото С.И. Гавриловой. 2009 г.
Рис.15.6. Фрагмент интерьера фойе. Фото 1950-х гг. Частный архив А.А. Гачевского

В центре площади – памятник В.И. Ленину. От него веерообразно расходятся лучи: главная аллея – продолжение ул. Клубной (ныне ул. Беляева) – ведет к ДК СинТЗ, другие аллеи проходят по диагоналям площади. Центральное ядро сквера – прогулочная зона в виде ромба, пересеченная треугольными секторами в направлении запад-восток; ее опоясывают три аллеи эллипсовидной формы. На дальних радиусах элипсов установлены фонтаны. С северной и южной сторон площади расположены шестигранные площадки для отдыха, от которых расходятся дорожки криволинейной формы. Ккомпозиция сквера сочетает регулярную и свободную системы планировок.

В военный период в городе работали еще несколько клубов: железнодорожной станции Синарская32, завода № 286 33(будущий КУЛЗ) и др. Но они не представляют интереса с точки зрения архитектуры.

Таким образом, в объемно-планировочных композициях и пластике фасадов клубов и кинотеатров 1942–1944 гг. в Каменске-Уральском сохраняются традиции авангардной архитектуры 1930-х гг., но отделка фасадов этих зданий лаконична (в реализованных проектах). После 1945 г. на фасады и в интерьеры зданий архитекторы стали более активно добавлять элементы в стилистике советского неоклассицизма; тогда же начинают проектироваться архитектурно-ландшафтные ансамбли.

Клубы в военный период осуществляли не только объединяющую, идеологическую, культурно-развлекательную, просветительскую функции, но и являлись источниками силы и поддержки для тружеников тыла. Их начали проектировать и возводить в 1942–1943 гг. не в виде временных сараев, а преимущественно в виде капитальных зданий с эстетическими характеристиками. Вероятно, это было частью идеологической политики страны.

На наш взгляд, культурно-просветительские здания, возведенные в разгар войны34 для творческой послевоенной жизни олицетворяют собой мужество и веру в победу советского народа в Великой Отечественной войне: ни у кого из инициаторов создания и воплощения этих архитектурных сооружений не было сомнений в победе Советской Армии – для себя строили клубы и дворцы, не для захватчиков. Особенно выделяется Дворец культуры УАЗа, однозначно – символ Победы (рис. 8.1).

В 2021 году Каменск-Уральский был удостоен звания "Город трудовой доблести"35. В 2023 г. на площади им. Ленинского комсомола – главной площади города – была установлена стела в честь этого важного события.

Источники иллюстраций

1. ГНИМА имени А.В. Щусева.

2. Архив Комитета по архитектуре и градостроительству г. Каменска-Уральского.

3. Комитет по управлению имуществом Каменск-Уральского городского округа.

4. ГАСО.

5. ГКУСО, ГАСО.

6. МКУ «Архив Каменск-Уральского городского округа».

7. Музей архитектуры и дизайна УралГАХА. Фонд В.В. Емельянова.

8. Архив КУКМ.

9. Архив ОАО УАЗ СУАЛ.

10. Музей ОАО УАЗ СУАЛ.

11. Архив ОКС ОАО КУМЗ.

12. Архив АО «Синарский трубный завод».

13. Архив ДК УАЗа.

14. Музей УАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3 имени Героя Советского Союза летчика-космонавта П.И. Беляева».

15. Архив ООО «МКП».

16. Частный архив С.И. Гавриловой.

17. Частный архив А.А. Гачевского.

18. Частный архив семьи Кольченко.

19. Частный архив А.Т. Мальгина.

20. Частный архив Л.Н. Плахиной.

21. Частный архив В.А. Сидорова.

22. Частный архив Г. Федосеевой.

23. Частный архив Т.И. Четыркина.

24. Частный архив А.А. Юровских.

25. Частный архив Г.А. Якимовой (Сапиной).

26. История Советской архитектуры 1917-1954 гг.: учеб. пособие для архит. вузов и факультетов / под ред. Н.П. Былинкина – М.: Госстройиздат, 1962. – 344 с.: ил.

27. Конышева Е.В. Первый двухзальный кинотеатр в Челябинске в контексте формирования образа советского кинотеатра в 1930-е годы / Конышева Е.В. // Academia. Архитектура и строительство – № 1 (2021) 24 марта 2021, с. 40-47. – URL: https://aac.raasn.ru/index.php/aac/issue/view/26 

28. Лившиц А. История возникновения залов различного назначения. Классификация залов по назначению и акустическим требованиям / А. Лившиц // Строительный эксперт. – URL: https://ardexpert.ru/article/8942 

29. Олтаржевский Г. Большое путешествие: как канцлер отдал своё собрание стране. Культура. Известия. 29.05.2021 г. – URL: https://iz.ru/1170092/georgii-oltarzhevskii/bolshoe-puteshestvie-kak-kantcler-rumiantcev-otdal-svoe-sobranie-strane 

30. Мухина В.И. Портрет узбека. 1942 г. Коллекция онлайн. Виртуальный русский музей. – URL: https://rusmuseumvrm.ru/data/collections/sculpture/20/so-718/index.php 

Примечания

1Из воспоминаний директора института Гипроалюминий М.С. Голынского, в сентябре 1940 г. срочно вызванного на совещание в Москву в Союзалюминий: «…первый же вопрос И.В. Сталина был об УАЗе (Уральском алюминиевом заводе - ГСИ): - Скажите, товарищи алюминщики, что конкретно должно предпринять руководство страны, чтобы быстрее закончить строительство и вывести на полную мощность алюминиевый завод в Каменске?... В случае какой-либо авантюры со стороны западных держав Волховский и Днепровский алюминиевые заводы, географически слишком близко находящиеся от границы, окажутся под угрозой выхода из строя. Необходимо в глубине СССР иметь крупное производство алюминия. Вот этот завод на Урале будет надежной базой для нашей военной промышленности» [8, с. 26].

2МКУ Архив Каменск-Уральского городского округа. Ф. 32. Оп. 1-л. Д. 28. Л. 181.

3Фамилии в штампах чертежей 1942–1944 гг. ОАО УАЗ СУАЛ фонд проектов организации «Уралалюминий» 1930-х – 1950-х гг.

4Подписи Б.М. Иофана на генплане нет, поскольку в марте 1943 г. он был отозван из Каменска-Уральского на восстановление г. Сталинграда.

5До настоящего времени эскизы лепных украшений для интерьеров клуба не найдены. Из воспоминаний художника В.В. Пермякова. Музей УАОУ "Средняя общеобразовательная школа № 3 имени Героя Советского Союза летчика-космонавта П.И. Беляева".

6Прототипом был молодой узбек-трудармеец из Самарканда, работавший до войны горшечником, который помогал В.И. Мухиной выполнять замес глины для будущих форм ее работ. Из воспоминаний художника В.В. Пермякова. Музей УАОУ "СОШ № 3 имени Героя Советского Союза летчика-космонавта П.И. Беляева".

7Погодин С. «Я сыта, но жизни со всей страной нет…» Прославленный скульптор Вера Мухина полгода провела на Урале. Кладовая истории // Уральский рабочий – 2014. – 30 апр. – с. 10.

8Из отчета о деятельности клуба в 1945 г.: «При клубе работали 12 кружков: русско-украинский ансамбль песни и пляски, балетная группа взрослых, вокальная группа, духовой оркестр, драм. коллектив, юношеская секция драм. коллектива, кружок художественного слова, детская хореографическая группа, кружок папье-маше, фотокружок и др». ГКУСО «ГАСО». Ф Р-105, Оп. 1, Д. 1, Л. 30.

9Современные названия улиц.

10Подписи двух его коллег в штампе чертежа автору статьи расшифровать не удалось.

11ДК УАЗа – неисчерпаемое здание, которое можно изучать бесконечно, открывая все новые нюансы и подробности его истории и архитектуры.

12Инициалы в проектах не указаны.

13Инициалы в проектах не указаны; архив личных дел организации «Уралалюминстрой» сохранился не в полном объеме.

14Статья в газете «Уральский рабочий», декабрь 1947 г. [Точные выходные данные статьи не известны].

15Статья в газете «Уральский рабочий», декабрь 1947 г. [Точные выходные данные статьи не известны].

16Решение исполнительного комитета Каменск-Уральского городского Совета депутатов трудящихся № 29 «О вводе в эксплуатацию киноконцертного зала Уральского ордена Ленина Алюминиевого завода». 16 января 1948 г. ГКУСО «ГАСО». Ф. Р-102. Оп. 1. Д. 47. Л. 54.

17В разные годы в ДК УАЗа работали следующие коллективы: духовой оркестр, симфонический оркестр, оркестр народных инструментов, ансамбль домрачей, кружок баянистов, хоровые коллективы, в том числе хор ветеранов, вокальная группа, ансамбль русского танца, коллектив спортивного бального танца, юношеский драмколлектив, народный театр, акробатический кружок, цирковая студия, изостудия, фотокружок, кружок кройки и шитья и др.; библиотека с книжным фондом 80 000 экземпляров. Информация из периодической печати – газет «Каменский рабочий», «За Уральский алюминий», «Уральский рабочий» и др. 1946–1980-х гг. и архива ДК УАЗа.

18Каталог ваз, диванчиков, фонтанов и другой садовой мебели (Catalogue of vases, settees, fountains and other lawn furniture) от E.T. Barnum WireandIron Works. 1904 г.Detroit Public Library [20].

19Оригинальный гипсовый памятник Карлу Марксу и Фридриху Энгельсу был выполнен в 1949 г. народным художником УССР Ефимом Исаевичем Белостоцким и заслуженным деятелем искусств УССР Элиусом Моисеевичем Фридманом.. Композиция получила высокую оценку, благодаря чему была тиражирована в бетоне и бронзе и заказана рядом городов для оформления парков и скверов в соответствии с планом монументальной пропаганды.[19].

20Перечень объектов монументального искусства. Управление культуры г. Каменска-Уральского.

21«Каменский магниевый завод (КМЗ) единственный в стране производил пиротехнические металлические порошки и пудру» [17]. Предприятие ОЦМ, воссозданное в Каменске-Уральском, занималось не только производством цветных металлов, но и их переделом, снабжало продукцией машиностроение и оборонную индустрию [17].

22Современное название улицы.

23Из отчёта «Работа клубов и художественная самодеятельность за 1947 г… «В клубе ОЦМ ... кроме кружковой художественной самодеятельности работают кружки: кройки и шитья, шахматно-шашечный, английского языка, мотовелодела». ГКУСО «ГАСО». Ф. Р-105, Оп. 1. Ед. х. 1, Л. 227.

24Постановления Экономсовета СССР № 513-99С от 3 июня 1939 года о строительстве в районе Каменска-Уральского завода № 268 как базы по производству магниевых сплавов [15].

25Отчет о работе клуба им. Чкалова в 1946 г. ГКУСО «ГАСО». Ф. Р-105, Оп.1, Ед. хр. 1, Л. 127.

26Архив КУКМ. Фонд документов советского периода.

27Архив КУКМ. Фонд В.А. Гагарина.

28Решение исполкома Каменск-Уральского горсовета депутатов трудящихся № 427 «О работе драмтеатра в г. Каменске-Уральском». ГКУСО «ГАСО». Ф. Р-102, Оп.1., Д.15, Л.43.

29КУКМ. Фонд Н.А. Клеева.

30В отчете о культмассовой работе завода № 705 за 1945 г. говорится, что в клубе проводились спектакли как силами профессиональных артистов, так и самодеятельных коллективов, концерты, киносеансы, вечера молодежи. Работали кружки: хоровой, драматический, художественной вышивки, духовой оркестр, оркестр струнных инструментов. При клубе работала детская комната с одноразовым горячим питанием на 25 человек. После школы дети выполняли домашние задания, был организован досуг, занятия художественной самодеятельностью. ГКУСО «ГАСО». Ф. Р-105, Оп.1, Ед. хр. 1, Л. 28.

31О клубе в соцгороде Трубников: «К строительству клуба на трубном заводе приступили еще в 1943 году. Kлy6 оформляется по проекту заместителя главного архитектора города Свердловска тов. Емельянова» // Каменский рабочий. – 1945. – 24 марта.

32В отчете о работе клуба за 1948 г. указано, что в клубе имелся зрительный зал на 220 мест, библиотека, работали кружки: хоровой, духовой, художественной вышивки, драмкружок, концертная база. ГКУСО «ГАСО». Ф. Р-105, Оп.1, Ед. хр. 1, Л. 229.

33В 1946 г. клубе работали кружки: хоровой и драмтический, есть радиоаппаратура. Отчет о культмассовой работе клуба завода № 286.Ф.107, Оп.1, Ед. хр. 7, Л. 142.

34Даже если эти здания проектировались и возводились в период или после завершения коренного перелома в ВОВ, это ничуть не умаляет их значимости – война продолжалась ещё 2 - 2,5 года.

35Указ Президента Российской Федерации от 20.05.2021 № 304 "О присвоении почетного звания Российской Федерации "Город трудовой доблести".

Библиография

1. Воронова, О.И. Вера Игнатьевна Мухина / О.И. Воронова – М.: Искусство, 1976. – 191 с., ил. (Жизнь в искусстве).

2. Гаврилова, С.И. Памятники архитектуры Каменска-Уральского / С.И. Гаврилова, Л.В. Зенкова, А.В. Кузнецова, А.Ю. Лесунова. – Екатеринбург: Банк культурной информации, 2008. – 92 с.

3. Гаврилова, С.И. Антифашистский и Каменский цикл Эриха Борхерта / Баухауз на Урале: от Соликамска до Орска: мат-лы Междунар. науч. конф. 12–16 ноября 2007 г., Екатеринбург / науч. Ред.: Л.И. Токменинова. – Екатеринбург: Вебстер, 2008 – 176 с.

4. Гаврилова, С.И. Aрхитектура 1940–1950-х гг. соцгорода УАЗА в г. Каменске-Уральском /С.И. Гаврилова // Архитектон: известия вузов. – 2010. – №1(29). – URL: http://archvuz.ru/2010_1/2 

5. Гаврилова, С.И. Развитие градостроительной структуры г. Каменска-уральского начала XVIII – середины XX веков / С.И. Гаврилова // Архитектон: известия вузов. – 2010. – №2(30). – URL: http://archvuz.ru/2010_2/14  doi: 10.47055/19904126_2023_4(84)_9  

6. Гаврилова, С.И. Советское наследие: клубы, дворцы культуры и другие культмассовые сооружения г. Каменска-Уральского, возведенные в 1930–1960-е годы / С.И. Гаврилова //Архитектон: известия вузов. – 2023. – №4(84). – URL: http://archvuz.ru/2023_4/9/ 

7. Гаврилова, С.И., Лысков, А.П. Историко-архитектурный анализ дворца культуры Уральского алюминиевого завода в г. Каменске-Уральском /С.И. Гаврилова, А.П. Лысков // Вестник науки 2021. – 4-1(6) апрель. – С. 218–241 – URL: https://www.yumpu.com/ru/document/read/65635008/- 

8. Голден, Н.Ф. УАЗ – фронту! / Н.Ф. Голден. – Екатеринбург: Банк культурной информации, 2010. – 152 с.; ил.

9. Каменск-Уральский – город на Исети / Свердловск: Сред. -Урал. кн. изд-во, 1967. – 160 с.

10. Каменск-Уральский / Свердловск: Сред. -Урал. кн. изд-во, 1978. – 160 с.

11. Конышева, Е.В. Первый двухзальный кинотеатр в Челябинске в контексте формирования образа советского кинотеатра в 1930-е годы. / Е.В. Конышева // Academia. Архитектура и строительство. – 2021. – № 1, 24 марта. – С. 40–47. – URL: https://aac.raasn.ru/index.php/aac/issue/view/26 

12. Лысков, А.П. Скульптор Вера Мухина. Сколько она прожила на Урале? / А.П. Лысков // vokrugkamenska. 5 июня 2020. – URL: https://dzen.ru/a/XtnDNI5uB0y0LOCa 

13. Лысков, А.П. Умер в рабочем батальоне в городе Уаз… / А.П. Лысков // vokrugkamenska. LIVEJOURNAL. 27 августа 2018. – URL: https://vokrugkamenska.livejournal.com/1476.html   

14. Очев, А.М. Будем говорить о себе / А.М. Очев. // 50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.: мемуары. – Шадринск: Исеть, 1995. – 148 с.

15. Предприятия, эвакуированные в Каменск-Уральский в период Великой Отечественной войны. КУКМ им. Стяжкина. – URL: https://museum-kamensk.ru/gorod-trudovoj-doblesti/vse-predpriyatiya,-evakuirovannye-v-kamensk-u 

16. У времени в плену… Эрих Борхерт. 1907–1944. Графика из собрания семьи художника / Г. Кислых, Э. Кольченко, И. Кольченко, Д. Кольченко, А. Фольперт. – М.: Группа ЭПОС, 2012. – 200 с.: ил.

17. Шкерин, В.А. Рождение Каменск-Уральского завода по обработке цветных металлов (1942 г.) Страницы истории. Каменск-Уральский. 22.03.2024 / В. Шкерин. – URL: https://history-kamensk.ru/history/467-rozhdenie-kamensk-uralskogo-zavoda-po-obrabotke-cvetnyh-metallov-1942-g.html 

18. Эйгель, И.Ю. Борис Иофан / И.Ю. Эйгель. – М.: Стройиздат, 1978. – 192 с.; ил. – (Народные архитекторы СССР).

19. Alexander del Sanches S. Памятник Марксу и Энгельсу в г. Белгороде / Alexander del Sanches S // LIVEJOURNAL. – URL: https://sanchess-city31.livejournal.com/78674.html   

20. Catalogue of vases, settees, fountains and other lawn furniture.E. T. Barnum Wireand Iron Works (1904) Detroit Public Library. – URL: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Catalogue_of_vases,_settees,_fountains_and_other_lawn_furniture_(1904)_(14589804137).jpg 

21. Заводские клубы. Часть 101. // Какменск-Уральский краеведческий музей им. Стяжкина. – URL: https://museum-kamensk.ru/gorod-trudovoj-doblesti/kniga-vov-101ch 

22. Культурная жизнь города Каменска-Уральского в годы Великой Отечественной войны. ГКУСО «ГАСО»: выставка. – URL: https://xn--80aaebf3an9auge0i.xn--p1ai/kultura-kamensk-uralskii 

Ссылка для цитирования статьи

Гаврилова, С.И. Советское наследие: клубы, дворцы культуры и другие культмассовые сооружения г. Каменска-Уральского, возведённые в 1940-е гг./ С.И. Гаврилова // Архитектон: известия вузов. – 2024. – №2(86). – URL: http://archvuz.ru/2024_2/12/  – doi: https://doi.org/10.47055/19904126_2024_2(86)_12 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Дата поступления: 16.04.2024
Просмотров: 160