Уральский государственный архитектурно-художественный университет

ISSN 1990-4126

Архитектон: известия вузов. №2 (42) Июнь, 2013

Дизайн

Курочкин Валерий Алексеевич

кандидат искусствоведения, профессор, зав. кафедрой индустриального дизайна.
Уральский государственный архитектурно-художественный университет имени Н.С. Алфёрова,

Россия, Екатеринбург, e-mail:  designkiv@gmail.com

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕМАТИКА В ГОРОДСКОМ АРТ-ДИЗАЙНЕ

УДК: 62:7.05
Шифр научной специальности: 30.18

Аннотация

Арт-объект в городской среде расcматривается как социокультурный элемент с эстетическим потенциалом и фунциональным назначением. Исследование направлено на систематизацию и анализ инновационных и экологически ориентированных арт-объектов в городской среде. Образная направленность, интеграция в существующую архитектурную структуру, функциональность и дружественный дизайн способствуют значительному снижению негативного влияния окружающей среды на человека и созданию позитивной комфортной атмосферы.

Ключевые слова: арт-объект, арт-дизайн, городская среда, экодизайн

Комфортность пребывания человека в городской среде и качество жизни определяются не только отсутствием грязи и пыли, шума и неприятных запахов, наличием газонов, деревьев, зон отдыха с удобным оборудованием, информационной организацией и т. п., но и единством визуального облика всех составляющих этой среды: архитектуры, дизайна и ландшафта, их гармонией с природой человека. Наиболее ярким компонентом визуального восприятия, близкого человеку, являются элементы искусства и арт-дизайна (арт-объекты) в городской среде.

Арт-объект – это объект искусства, вещь, которая представляет собой не только материальную, но и художественную ценность. Он создается в основном не как функциональный объект, а именно как предмет, в который вложена идея и душа творца. В современном понимании арт-объект рассматривается с новой точки зрения, где его функциональная составляющая сопоставима с художественно-выразительной. Данный взгляд основывается на природных качествах человека как цельного индивида, поэтому в рамках экологического мировоззрения городская среда должна быть близка внутреннему миру человека и не противоречить, а, напротив, способствовать его внешним проявлениям. В современном городе функция и красота органично сочетаются в арт-объектах, формирующих пространство жизнедеятельности человека.

Арт-объект – это средовая доминанта, он наполняет пространство смысловым содержанием, поэтому находит активное применение в городской среде, архитектурных композициях и дизайне интерьеров [1]. О значении арт-объекта в городском пространстве красноречиво говорит зарубежный опыт, анализ и классификация которого выявляет присущие ему качества:
1) жанровость: деталь или объект исторического плана, скульптура реалистичная или абстрактная, структурная композиция из элементов, построенная по принципам дизайна; арт-объект с функциональными элементами и т.д., аккумулирующий и выражающий определенную идею, заданную архитектурой и дизайном среды, либо создающий в среде конкретную смысловую направленность. Ярким примером может служить арт-объект «Дерево» в Лондоне, выражающий идею экодизайна в городской среде и освещающий территорию в вечернее время (рис. 1);

Рис. 1. Дерево, Лондон, 2011. Фото автора

2) интегративность: объект художественного творчества, как правило, островной, но встречается и включенный в архитектуру здания как элемент конкретной среды. Например, арт-объект из стекла в одном из торговых центров Лондона, органично дополняющий инновационный архитектурный ансамбль торгового комплекса из стекла и легких самонесущих конструкций. Дополнительная функциональная нагрузка арт-объекта – место отдыха при переходе из одного торгового пространства в другое; образное решение построено на ритмически повторяющейся структуре, создающей в целом спиралевидную композицию, которая может ассоциироваться с природными мотивами (рис. 2);

Рис. 2. Арт-объект из стекла, Лондон, 2011. Фото автора

3) самодостаточность: арт-объект обладает всеми признаками произведения искусства и авторского дизайна, способен организовать любую городскую среду. Такой арт-объект может быть любым по стилю: от знакового авангардного до старинной технической детали или оборудования. Выделенный цветом или размещенный в зонах отдыха, он становится доминантой, или акцентом, данной территории. Примерами таких арт-объектов являются «Зеленая мебель» на набережной Темзы (рис. 3) или композиция «Руки», представленная на Всемирной выставке «100% дизайн» в 2011 г. в рамках Лондонского фестиваля дизайна (рис. 4):

Рис. 3. Зеленая мебель на набережной Темзы,Лондон, 2008 . Фото автора

Рис. 4. Руки, Лондон. фестиваль «100% дизайн», 2011. Фото автора

4) функциональность: арт-объект имеет первичное функциональное значение, подчеркнутое дизайн-идеей (светится в темное время суток, является рекламным носителем, местом отдыха и т. д.). Выразительные особенности арт-объекта в сочетании с заданным назначением придают среде функционально-эстетическую направленность; при этом он «работает» как средство передачи многослойной информации. Примером может служить арт-объект испанской компании «TelefonicaО2Europa» в Лондоне, транслирующий на Millennium Dome информацию о компании посредством как своего оригинального образа, так и рекламных дисплеев, вмонтированных в арт-объект (рис. 5). Не менее интересны по своим функциональным характеристикам и дизайну интернет-скамейка в Хельсинки и арт-скамейка на South Walk в Лондоне (набережная Темзы; рис. 6, 7). Образ волны в этих арт-объектах решен принципиально по-разному: в первом случае это свернутая лента, во втором – скамейка, выполненная в виде массивного пластически изогнутого объема.

Рис. 5. Рекламная установка Telefonica О2 Europa. Millennium Dome, Лондон, 2007.
Фото В.А. Брагина

Рис. 6. Интернет-скамейка, Хельсинки, 2012. Фото В.А. Брагина

Рис. 7. Арт-объект Скамейка на набережной South Walk, Лондон. Фото автора

5) возможность трансформации, или модульность: конструкция создается с помощью модульных элементов (прием, характерный для дизайна) и формирует среду по заданному сценарию. Для создания арт-объекта используются инновационные технологии (3D-моделирование) или материалы. Благодаря уникальному дизайну образ городского арт-объекта меняется в зависимости от ракурса. Кроме того, ему можно придать дополнительные эффекты, например отражение, свечение и др. Данное качество арт-объектов присуще произведениям Захи Хадид, в частности «Urban Structure» (рис. 8), Джонни Хоукса (3D-арт-объект «Half Sphelix» – рис. 9) и Тони Крага (3D-арт-объект «Ferryman» – рис. 10), продемонстрированные в рамках выставки «100% дизайн» на Лондонском Всемирном фестивале дизайна в 2007 – 2012 гг. Все объекты выражают наивысшую степень творческого интеллекта их создателей, так как в них учитывается внутренняя природа человека, особенности зрительного восприятия, когда отдельные части объекта и весь объект целиком человек может воспринимать одновременно, при этом он подсознательно объединяет элементы и самостоятельно конструирует тот образ, который для него в данный момент важнее. Модульность арт-объектов позволяет, таким образом, реализовать потенциальные возможности человека, стимулирует его мыслительную деятельность.

Рис. 8. Арт-объект из модульных элементов Urban Structure Захи Хадид,  Лондоне, 2007.
Фото В.А. Брагина

Рис. 9.  Half Sphelix 3D арт-объект Джонни Хоукса, Лондон, 2010. Фото В.А. Брагина

Рис. 10. Ferryman, Тони Крэгг, Лондон, 2001. Фото В.C. Крохалева

Именно поэтому арт-объекты, незначительные с точки зрения монументального искусства и архитектуры, вызывают положительные человеческие чувства и объединяют людей вокруг себя. В статье рассматриваются не все арт-объекты, а лишь произведения арт-дизайна. Основные отличия этого жанра: композиции создаются по законам дизайна, с помощью приемов и методов, относящихся к дизайнерской деятельности, а именно:
- гармоничное совмещение функций (полифункциональность или привнесение новых функций, например зарядка мобильных телефонов, рекламный носитель, обозначение интернет-зоны и т. д.) с эргономической проработкой;
- использование принципа модульности или комбинаторики;
- использование элементов интерактивности в оборудовании;
- применение инновационных материалов и технологий;
- экологичность и гуманная ориентированность на потребителя;
- использование природной энергии (солнца, ветра, движений человека) для создания различных эффектов, зарядки гаджетов или освещения и т. п.

Рассмотрим опыт создания арт-объектов в нашей стране, который еще не получил широкого распространения. Наиболее близки к ним многочисленные скульптурные формы или композиции со стилизованно-ироничным подтекстом или намеком на юмор. Подобные жанровые «украшения» улиц и парков вызывают неоднозначную реакцию людей разных возрастов или социальных групп и внутренний дискомфорт, чуждый природе человека. Трактуемые однозначно прямолинейные образы становятся лишь неким препятствием на пути следования людей, так как не гармонируют с окружающей архитектурой, дизайном зданий, ландшафтом парковых зон. Также под понятие «арт-объект» искусственно подгоняется любая скульптура, или композиция из мусора, роспись на заборе и т. п.

Некоторым объектам, установленным в российских городах, удается придать смысловое значение. Например, стилизованная рамка для фотографии (скульптура «Пермяк соленые уши» в Перми) или компания для групповой съемки (композиция «Молодые» на ул. Вайнера в Екатеринбурге). Игровой функцией обладает скульптурная композиция «Водитель в машине» (Екатеринбург, ул. Вайнера) или «Ю. Никулин у автомобиля» около цирка на Цветном бульваре в Москве. Иногда подобные арт-объекты даже становятся местом поклонения или назначения встреч, но они далеки от арт-дизайна ввиду иного предназначения.

В Екатеринбурге наиболее близка к арт-дизайну композиция «Терка». Это арт-объект молодежной субкультуры, символизирующий место встреч и обсуждения актуальных проблем. Будучи одновременно и арт-объектом, и совершенно небанальным рекламным носителем, «терка» дружественно приглашает горожан «перетереть» новости на площадке нового интернет-ТВ и гармонично вписывается в современный молодежный сленг. Буквальный образ терки и сленговое название арт-объекта на фоне Храма Большого Златоуста помогают создать место слияния культур, поколений, эпох [2]. Арт-объект усилил значимость этой территории для города, создал интерес как к ее истории, так и к современным технологиям, в данном случае это интернет-ТВ. Образ «Терки» многозначен, вызывает у каждого человека свои ассоциации, но в то же время близок и понятен каждому, не вызывает отторжения или негативного восприятия. Арт-объект воплощает и жанровость, и самодостаточность, и функциональность.

Дизайнерский подход к арт-объекту позволяет задать одну или несколько функций осознанно, а не спонтанно, как это происходит у художников-монументалистов. Человек, находящийся рядом с арт-объектом, может восприниматься другими людьми как его часть. Созерцая арт-объект как художественную доминанту городского пространства, человек имеет возможность тут же отдохнуть, зарядить свое мобильное устройство, получить информацию о городских мероприятиях или навигацию по городу. Кроме того, этот объект может просто освещать определенную территорию, создавая в пространстве позитивные образы, благоприятно влияющие на внутренне состояние людей.

Арт-объекты более сложны с визуальной и содержательной точки зрения, нежели объекты монументального искусства. Они, мотивирующие и «заостренные», вызывают позитивные эмоции, способствуя ощущению комфорта. Арт-объекты – штучные продукты творческой мысли, штучные и потому дорогие ввиду своей уникальности и использования особых технологий. Они становятся либо своего рода манифестом в защиту экологии человека, его комфортной жизни в городской среде, либо уникальными опытными образцами, побуждающими к дискуссии, работающими на обратную связь или на получение информации. Чем выше цена арт-объекта, тем выше интерес к теме и дизайнеру [2]. А это становится средством формирования (экономическим и эстетическим) экологического мировоззрения современного человека, роль которого (мировоззрения) невозможно переоценить в условиях урбанизации.

Осознавая необходимость экологического воспитания в современном мире, Адмистрация Екатеринбурга и МБУ «Столица Урала» осенью 2012 г. объявила очередной конкурс «Малые архитектурные формы города Екатеринбурга: декоративная скульптура и архитектурные формы» среди архитекторов, дизайнеров, специалистов архитектурных и дизайнерских бюро, а также среди студентов соответствующих специальностей. Перед участниками конкурса стояли следующие задачи:
- улучшение облика города путем создания оригинальных скульптур, композиций и конструкций;
- повышение интереса к городу как к туристическому центру;
- формирование художественного вкуса горожан;
- создание малых идейно-художественных доминант в архитектурных ансамблях города с учетом привязки к конкретной территории [3].

Кафедра индустриального дизайна УралГАХА приняла активное участие в данном мероприятии, так как на выставке «Иннопром-2012» была создана мотивация к организации конкурса и выставки по промышленному городскому дизайну для выставки «Иннопром-2013». Руководители проекта предложили концепцию, ключевыми моментами которой должны быть инновационность, интерактивность, экологичность, интегративность, функциональность, дизайн-формообразование, художественная образность с привязкой к конкретной территории. Студенты приняли активное участие в конкурсе и предложили ряд дизайн-проектов, которые в результате заняли призовые места:
 - композиция из группы деревьев «Сад фонарей» (рис. 11), представляющих собой светильники и олицетворяющих своеобразный синтез природы и новых технологий. Арт-объект обладает жанровой направленностью, самодостаточностью, художественной выразительностью, функционален, эстетичен, отражает экологические аспекты творчества, создает дополнительные эффекты в городской среде и меняет восприятие окружающего пространства, что полностью соответствует всем современным мировым тенденциям в дизайне арт-объектов (1-е место);

Рис. 11. Сад фонарей. Автор студентка 3 курса УралГАХА К. Голова. 2012.

- композиция «Glob» (рис.12) представляет собой сферу из стилизованных фигур человечков, символизирует дружбу всех народов, объединенных творчеством, несущих в мир добро, радость и улыбку. Арт-объект перекликается по форме с планетой Земля и с куполом цирка, рядом с которым предполагается его установить, формирует композиционное единство площади (2-е место);

Рис. 12. Glob. Автор студентка 3 курса УралГАХА А. Картузова, 2012

- арт-объект «Флос» в виде стилизованного бутона символизирует синтез урбанистической среды и городского социума, объединенных в пластичной природной структуре, светящейся в темное время суток. Арт-объект воплощает идею экодизайна, призывая человека к единству с окружающей средой (3-е место);
- интерактивное «Пиксельное» дерево» (рис.13) с частично изменяющимся цветом отдельных частей (стилизованных листьев). За счет использования инновационных материалов и технологий арт-объект при прикосновении к его поверхности позволяет человеку придавать окружающей среде новые световые эффекты, тем самым самостоятельно трансформируя ее; он вовлекает индивида в создание своей среды обитания по гармоничному принципу дерева, природы и внутренней гармонии. «Пиксельное дерево» с игровой функцией несет в себе глобальную идею экодизайна, подвластную человечеству, желающему вернуться к своим природным истокам. Оно ясно и доступно, легко и ненавязчиво воспитывает экологическое мировоззрение.

Рис. 13. Пиксельное дерево. Автор студентка 3 курса УралГАХА И. Нежданова, 2012

Профессионально и грамотно сформулированная концепция, установка на инновационное благоустройство города при подготовке к «ЭКСПО-2020», проведение конкурса в рамках курсового проектирования, обеспечивающего высокое качество подачи, позволило провести эту работу достаточно успешно и получить первое, второе и два третьих места в двух номинациях.

Итак, экологическая направленность арт-объектов обусловлена необходимостью противостоять агрессивной и загрязненной городской среде, ее недостаточной комфортности для горожан в психологическом и духовном плане. Природные образы арт-объектов, их жанровая экологическая направленность, интеграция в существующую архитектурную структуру, функциональность и миролюбивый дизайн позволяют визуально трансформировать пространство, способствуют снижению негативного влияния окружающей среды и повышению творческого потенциала личности, создают комфортную атмосферу, улучшают качество жизни и тем самым оказывают благотворное воздействие на общество. Городская среда становится местом полноценной жизнедеятельности человека, его труда и отдыха. Арт-объекты наполняют пространство города новым содержанием – единением техногенного общества с живой природой человека. Они служат нитью, которая связывает человека со всеми атрибутами городской среды: архитектурой, дизайном, ландшафтом. Таким образом, объекты экологического арт-дизайна не только влияют на имидж города, создавая его уникальный образ, но и функционально способствуют духовному и физическому оздоровлению общества.

Библиография

1. Arthouse [Электронный ресурс]//Галерея современного искусства. – 2009. – Режим доступа: http://www.stavgallery.ru/gallery/objects/ 

2. Кибардин, В. Промышленный дизайн или арт-объекты [Электронный ресурс]// Reklamist.com.ua. – 2009. – Режим доступа: http://reklamist.com.ua/promyishlennyiy-dizayn-ili-art-obektyi-16140/ 

3. Постановление Администрации города Екатеринбурга от 30 июля 2012 г. № 3334 «О проведении конкурса «Малые архитектурные формы города Екатеринбурга: декоративная скульптура и архитектурные формы» в 2012 году» // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/20900894/ 

4. Старкова, О.Д. Приемы изобразительных искусств в создании архитектурных арт-объектов//Архитектон: известия вузов № 30. – Екатеринбург. – 2010. – Режим доступа: http://archvuz.ru/2010_22/5 

5. Арт-объекты [Электронный ресурс] // Blumenart. Флористическое дизайн-бюро. – 2006. – Режим доступа: http://www.blumen-art.ru/art.htm 

Ссылка для цитирования статьи

Курочкин В.А. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕМАТИКА В ГОРОДСКОМ АРТ-ДИЗАЙНЕ [Электронный ресурс] /В.А. Курочкин //Архитектон: известия вузов. – 2013. – №2(42). – URL: http://archvuz.ru/2013_2/16 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Дата поступления: 29.06.2013
Просмотров: 234