Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №4 (32) December, 2010

Theory of architecture

Puchkov Maxim V.

PhD (Architecture), Deputy Minister of Construction and Infrastructure Development,
Sverdlovsk Region Government

Russia, Yekaterinburg, e-mail: maxpouthkov@mail.ru

MEDIA INFORMATION CENTRES AT CONTEMPORARY UNIVERSITY CAMPUSES

УДК: 72.10
Шифр научной специальности: 38.7

Abstract

The article reviews issues in the construction of new objects for education systems – standard information centres and media libraries, considers foreign experiences in the establishment of effectively operating university libraries and media libraries, and defines principles of their functional and spatial architectural organisation.

Keywords: media information centre, space, typology, functional layout, universities

Анализ мировых тенденций развития образования и науки показывает, что современный университет перестал быть местом простой передачи знаний от преподавателя к студенту в форме лекций. Здесь идет формирование интеллекта во всех его формах: в форме знаний, инноваций, компетенций. Вместе с тем он остается местом встреч и совместной работы исследователей, преподавателей и студентов, где обрабатывается и производится информация во многих её видах. – в виде знаний, умений, комплексных компетенций.

Когда требования к результатам обучения формируются на базе текущей экономической практики, система образования всегда на несколько лет отстает от реальных общественных запросов. Ничего страшного не происходит, если это классическая индустриальная экономика, где человек в процессе обучения готовится занять конкретную функциональную ячейку в структуре экономики и практически не меняет сферу профессиональной деятельности. Но в настоящее время, когда мировая и национальная экономики переживают бурные трансформации, такой подход не всегда будет эффективен и потребует замены на стратегию, где возможна оперативная адаптация человека к новому рабочему месту, и где основными качествами (компетенциями) становится способность человека ориентироваться в инфрмационных потоках, способность быстрой обработки новой информации и обучения новым навыкам.

Новые образовательные технологии наиболее полно могут быть реализованы в новых образовательных пространствах и формах. Поэтому для полноценного развертывания процесса обучения образовательные учреждения предпочитают проектировать новые пространства. Примерами могут служить решения о строительстве новых кампусов и новых научно-образовательных центров для 8-го Парижского университета в Марн-ла-Валле (Франция), Мегакампус на 10 университетов в Гуанчжоу (Китай) и многих других мировых университетов. Российским примером может служить новый кампус Международной школы управления «Сколково» [1].

Одним из основых показателей современного обучения на базе подхода, развивающего компетенции студентов, является развитие способностей по анализу и обработке информации. Информационные центры всегда были средоточием знаний в университетах, начиная с самого момента их возникновения. А вначале были, конечно, библиотеки. Одной из основных функций университета всегда являлось накопление и систематизация информации на различных носителях. Для понимания пространственной структуры и перспектив развития типологии пространственных форм университетских информационных центров необходимо разобраться в их истории и глобальных трендах, которые существуют в настоящее время. Для решения поставленных задач мы проанализируем ряд объектов в университетских кампусах Европы и Азии и постараемся сформулировать некоторые принципы их пространственного строения.

Для начала определим, что такое информационный центр как новая типологическая единица университетского кампуса, отличающаяся от классической библиотеки университета прошлого века.

Информационный центр в современном университетском комплексе, в первую очередь, – это многофункциональное сооружение, включающее в себя различные сервисы, объединение которых «под одной крышей» дает многократно усиленный положительный эффект в процессе обучения и научно-исследовательских работ.

Одними из основных принципов построения пространственной структуры информационного центра являются трансформируемые пространства и свободный план, что предполагает использование стоечно-балочной системы или монолитного каркаса и позволяет реализовать принцип свободной планировки без несущих стен здания, с возможностью изменения конфигурации помещений, использования передвижных стен и варьирования высоты помещений на разных этажах.

Такие принципы построения сооружения дают возможность изменять количество, емкость и структуру его внутренних пространств.


 Рис.1. Институт Арабского мира в Париже, арх. Ж.Нувель, 1983.
Публичная лекция во дворе Института (фото автора)

В современную «цифровую» эпоху классическая библиотека меняет свой облик и приобретает дополнительные функции, становясь практически во всех университетах информационным медиацентром, в котором хранится, накапливается, обрабатывается информация на различных носителях, и которое служит центром общения, проведения различных мероприятий. Даже смежное внешнее пространство информационного центра часто становится ареной для разнообразных публичных мероприятий (рис.1.) Также центр становится общим местом работы с различными источниками и информационными носителями.

Автором предложены принципы построения структур информационного центра, которые можно сформулировать и разделить на функциональные и архитектурно-композиционные, применяемые для создания нового образовательного пространства.

Функциональные принципы информационного центра современного университета:
- мультифункциональность,
- мультимедийность,
- открытость и трансформируемость,
- наличие большого количества пространств для общения студентов,
- наличие общего объединяющего пространства,
- технологичность, принцип «интеллектуального здания».

Архитектурно-композиционные принципы:
- ярусность,
- «черный ящик» – все функции в одном объеме сооружения,
- презентационность,
- светлые цвета и ясные формы,
- открытые пространства для работы,
- удобство коммуникаций,
- экологичность.

Все эти принципы наглядно прослеживаются в новых зарубежных информационных центрах.

Медиатека в Лионе, Франция, 2000 г. 


Рис. 2. Медиатека в Лионе. Арх. Д.Перро, 2000.
Интерьер читального зала [4]

Медиатека расположена на южной окраине Лиона, формально не принадлежит университету, но является частью схемы урбанистической регенерации локальной территории. Не имея никаких корреляций с окружающей застройкой, здание представляет собой два стеклянных объема, которые могут изменять светопроницаемость своих стен при помощи алюминиевых жалюзей между двумя слоями стекла, меняя внутреннюю световую среду помещений и биоклиматические характеристики его интерьера [4, с. 56].

Абсолютно свободный план, не разделенный перегородками, совмещает на едином уровне пространства для разных возрастных групп и разных видов деятельности (рис.2). Зонирование внутреннего пространства произведено только при помощи мебели – столов, шкафов и модульных перегородок, которые формируют отдельные локальные места внутри общего зала, окруженного внутренней «улицей» – общим коридором, идущим вдоль фасада вокруг всего здания.

Все коммуникации собраны в открытый инженерный «слой», идущий под потолком. Это сооружение, построенное еще в конце ХХ века, демонстрирует концепцию «ящика», единого пространства, объединяющего много видов активностей, связанных с обработкой и потреблением информации, и также своим обликом, легким серебристым цветом структурных элементов и остекления выражает идею прозрачности и чистоты информационных потоков [2, с. 38].

Библиотека в Университете Сан Ят Сен, Гуанчжоу, Китай, 2009 г.

Библиотека университета Сан Ят Сен расположена на территории нового мегакампуса, объединяющего 10 университетов в Гуанчжоу, столице провинции Гуандун на юге Китая. Здание расположено на центральной оси кампуса Сан Ят Сен и замыкает эмблематичное центральное пространство этого университета. Визуальный образ «открытой книги», который читается в фасаде здания, подчеркнут цветовым решением и масштабностью сооружения библиотеки (рис.3).

Все пространство кампуса соединено подземными уровнями для инженерных коммуникаций, и библиотека служит центральным «хабом» как для социальных процессов взаимодействия, так и для электронной инфраструктуры.

Малые приватные пространства в общежитиях компенсируются большими и открытыми пространствами для различного рода занятий в библиотеках, научно-образовательных центрах, учебных аудиториях, в том числе, напрямую не связанных с учебным планом.

Рис. 3.
Библиотека Университета Сан Ят-сен
в мегакампусе Гуанчжоу (GZUC), 2009
(фото автора)

Рис. 4.
Интерьер информационного центра
университета Сан Ят-сен (фото автора)

Внутреннее пространство объединяется большим холлом, который свободно перетекает на нескольких уровнях в пространства читальных залов и аудиторий для занятий (рис.4).

В гигантском стилобате, вмещающем несколько уровней, расположены хранилища для книг и информационные инженерные системы.

Библиотека университета Цзинань, Гуанчжоу, Китай, 2005 г. 

В кампусе университета Цзинань, как и в большинстве других университетах Китая, условия проживания студентов продуманы для того, чтобы максимально коллективизировать процесс работы с информацией. А библиотека, как медиацентр, становится местом общения и учебы. Качество пространства этого информационного центра напрямую влияет на уровень обучения будущих специалистов. Библиотека Университета Цзинань (построена в 2005 г.) расположена на центральной парадной площади университета, как раз напротив главного входа в основной городской кампус университета (рис.5), с противоположной стороны площадь ограничена основным научно-образовательным центром университета. Центром библиотеки является общий атриум – коммуникационное и рекреационное пространство (рис.6).

p5.jpg

Рис. 5. Внешний вид медиатеки
Университета Цзинань в Гуанчжоу
(фото автора)

Рис. 6. Атриум медиатеки Университета
Цзинань в Гуанчжоу
(фото автора)

В результате анализа современных информационных центров университетов мы сможем сформулировать некоторые особенности формирования их пространств.

 Принципиальными составляющими информационного центра нового поколения, или функциональными группами пространств, являются следующие:

  •  пространства для работы с информационными носителями, к которым относятся читальные залы, компьютерные залы;
  • пространства для индивидуальной работы, которые учитывают специфику образовательного процесса и технологий. Они могут включать:
    - помещения для индивидуальных занятий студентов и консультаций (на 1-5 человек), малые аудитории (до групп в 20 человек);
    - компьютерные помещения (до 30 человек), многофункциональные трансформируемые помещения;
    - помещения для индивидуальной работы преподавателей и профессоров (на 1 человека);
    - комнаты для проведения спецсеминаров и переговоров (от 5 до 20 человек).
  • пространства для научно-организационной деятельности. В эту функциональную группу пространств можно включить:
    - залы для проведения мероприятий (например, зал ученого совета для защиты диссертаций – 100 человек);
    - центры для обеспечения дистанционного наблюдения и обучения, локальные библиотеки и хранилища;
    - общие трансформируемые залы для лекций и презентаций (трансформация до 80-150 человек);
  • административные помещения. Это кабинеты руководителей, офисы отделов, комнаты переговоров, помещения для обеспечения функционирования и эксплуатации здания.

Отдельной группой стоят помещения для обеспечения питания (рестораны, буфеты, столовые, кафе с их служебными помещениями) и группа помещений для проведения крупных культурных и коммуникационных мероприятий – конференц-залы (до 300-500 человек), конгресс-холлы (от 500 человек) [1]. Эти помещения могут быть трансформируемыми.


 Рис.7. Школа управления «Сколково», Москва, Россия, 2010, арх. Д. Аджайе, 2010 (www.skolkovo.ru)

Помещения для хранения информационных носителей включают специальные сооружения с поддержанием особого микроклимата, обеспечивающие электростатическую и физическую защиту. В новых научно-информационных центрах можно встретить включение жилых пространств в функциональную схему образовательного пространства, совместно с учебными помещениями, тренинговыми и конференц-зонами. Одним из последних примеров создания такого многофункционального пространства в России может служить здание Школы управления «Сколково», строительство которой было закончено в Москве в 2010 году (арх. Д.Аджайе, рис. 7).

В дополнение к этим основным функциональным единицам информационного центра, он должен иметь холлы, коммуникационные и рекреационные пространства типа крытых дворов, внутренних садов, техпомещения, коридоры, а в некоторых случаях – помещения для организации активного отдыха работающих и учащихся и спортивные помещения. Кроме того, в успешных, эффективных и эффектных в архитектурно-пространственном смысле информационных центрах обязательно существование некоего смыслового рекреационно-коммуникационного пространства, которое является объединяющим центром (как в информационном центре университета Цзинань) (рис.6).

Проблема имиджа и «лица» информационного центра, как части (или даже основного эмблематичного здания) университетского кампуса, в мировых университетах решается различными способами, но во многих случаях архитектурная концепция основана на образовательной и исследовательской, и их симбиоз создает запоминающийся образ, который может стать символом научного прорыва и «магнитом» для будущих студентов и исследователей.

В соответствии со сложным пространством современного университета и сложной функциональной структурой, здание медиатеки (библиотеки) в пространственой структуре университетского кампуса чаще всего воспринимается с разных сторон, как такового центрального и единственного фасада у него часто не существует. Поэтому информационный центр представляет собой «здание без задней стороны и заднего двора», имеет несколько главных входов. Основным принципом интерьера становятся «свобода» внутреннего устройства и возможность его перепланировки для обеспечения максимума коммуникационных процессов между студентами, исследователями и преподавателями и возможностей проведения индивидуальности научной и образовательной деятельности.

Заключение

Анализ отдельных примеров в области создания информационных центров позволяет выявить характерные особенности архитектурных концепций этих сооружений. К их числу, в частности, можно отнести ряд типичных основных принципов. К ним относится, в первую очередь, свобода внутреннего устройства и возможность его перепланировки для обеспечения максимума коммуникационных процессов между студентами, исследователями, преподавателями и индивидуального подхода к научно-образовательной деятельности. Также основой архитектурных концепций этих сооружений является обеспечение возможностей для применения современных технологий образования, компьютерных программ, а также для досуга, творчества и прочей деятельности, не лежащей напрямую в русле научно-образовательных мероприятий.

Экологичность и энергоэффективность новых зданий при максимальном использовании природных и возобновляемых источников энергии, естественного света соответствуют общим тенденциям экологичного строительства.

Все это становится возможным при правильной организации пространства, наличии мощностей и систем организации технических процессов эксплуатации зданий университетов.

References

1. Концепция и программа развития Уральского федерального университета. – МШУ «Сколково»: Сколково, 2009.– 500 с.

2. Пучков М.В. Архитектура в эпоху информационных технологий / М.В. Пучков. – Екатеринбург: Архитектон, 2006.– 118 с.

3. Stephen A. Kliment. Building type basics for College and University Facilities. Editions: David J. Neuman. – London: KAIA, 2009. – 310 р.

4. Light box – mediateque of D. Perraut // The architectural review – July, 2002 – P. 56-58

Citation link

Puchkov M.V. MEDIA INFORMATION CENTRES AT CONTEMPORARY UNIVERSITY CAMPUSES [Online] //Architecton: Proceedings of Higher Education. – 2010. – №4(32). – URL: http://archvuz.ru/en/2010_4/4 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 27.12.2010
Views: 135