Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №2 (42) June, 2013

History of architecture

Merkulova Maria E.

PhD. (Art Studies), Associate Professor,
Chair of Foundations of Architectural Design.
Siberian Federal University, Institute of Architecture and Design,

Russia, Krasnoyarsk, e-mail: merkulova55@mail.ru

Sysoeva Anastasiya I.

Senior Lecturer, Chair of Foundations of Architectural Design,
Siberian Federal University, Institute of Architecture and Design,

Russia, Krasnoyarsk, e-mail: sysoeva_a@list.ru

KRASNOYARSK MUSEUM OF LOCAL HISTORY – «THE EGYPTIAN TEMPLE» ON THE BANK OF THE YENISEI RIVER

УДК: 727.7
Шифр научной специальности: 85.110.2

Abstract

The article is devoted to the history and the architecture of the building of the Krasnoyarsk Museum of Local History constructed in the early 20th century to the design of L.A.Chernyshev. The architect’s references to the "Egyptian" theme are considered in the context general interest in Ancient Egypt in both Western European and Russian culture.

Keywords: museum architecture, Egyptian style, facades of museums, the Krasnoyarsk Regional Museum

Во второй половине XIX – начале XX в. общероссийской тенденцией было активное развитие музейного дела. Реформы в области народного образования, просветительские настроения российской интеллигенции способствовали созданию во многих городах России, среди которых был и Красноярск, музеев различной специализации.

Председатель общества попечения о народном образовании А. Р. Шнейдер на публичном заседании Красноярского подотдела Императорского русского географического общества 28 ноября 1913 г. отмечал: «Мы переживаем сейчас время общественного строительства в целях создания местных культурных очагов. Томск в прошлом году обогатился Домом Науки, Дом Науки строится в Барнауле, построены музеи в Якутске и Владивостоке, в будущем году у нас будет отстроен и начнет функционировать Дом Просвещения, в Астрахани заложен дом Наук и Искусств. … Это местное строительство знаменует собой новую эпоху в жизни провинции: она заметно выросла, осознала, что создание культурных очагов – ее дело, ее право и обязанность…» [1].

В Енисейской губернии одним из первых в 1889 г. был построен городской музей в Минусинске. В этом же году был организован краеведческий музей в Красноярске, до 1895 г. размещавшийся «на Старом базаре в доме наследников Крутовского», занимая его верхний этаж. В 1904 г. музею была передана часть верхнего этажа старых гостиных рядов. К 1912 г. назрела необходимость строительства специального здания музея, экспонаты которого уже не вмещались в приспособленные помещения. В связи с этим впервые в практике проектирования для города общественных зданий Красноярской думой был организован конкурс на проект музея. Из проектов и предложений, поступавших в специально учрежденный комитет по постройке здания музея, был выбран проект архитектора Л.А. Чернышева, предложившего стилизацию на египетскую тему [2].

Выбор темы не был случайным. Образы культуры Древнего Египта обрели «вторую жизнь» в искусстве и архитектуре XIX – начала XX в., когда «египетский стиль» оказался востребованным по всей Европе. Дух историзма, познавательные цели были причиной обращения архитекторов при проектировании музейных и выставочных зданий к историческим стилям. Культовые постройки Древнего Египта: храмы Гора в Эдфу, Амона в Карнаке, Амона в Луксоре, их лаконичные монументальные формы послужили образцом и стали источником вдохновения для архитекторов при проектировании выставочных залов для частных коллекций и национальных павильонов Египта на международных выставках (рис. 1).

Рис. 1. Храм Гора в Эдфу [3]

Одним из первых сооружений в египетском стиле стал Египетский зал (Egyptian Hall) в Лондоне, построенный в 1812 г. по заказу Уильяма Баллока для размещения коллекции древностей. Уподоблялись египетским храмам национальные павильоны Египта на Всемирных выставках в Париже (1867, 1878), Вене (1873), Чикаго(1893) (рис. 2).

Рис. 2. «Египетская» тема в архитектуре XIX в.:
а – Египетский зал (Лондон. P. J. Robinson. 1811-1812. Фото 1895).
Источник:
http://www.georgianindex.net/Bullocks/Egyptian_Hall.html  
б – павильон Египта на Всемирной выставке в Париже 1867 г.
Источник:
http://www.digitalbookindex.org/_search/search010hstexpoparis78a.asp  
в – павильон Египта на Всемирной выставке в Париже 1878 г. Источник: Gonse Louis. L'art ancien a l'Exposition de 1878. Paris, 1879.
Источник:  http://www.digitalbookindex.org/_search/search010hstexpoparis78a.asp
г – Entrance to the Egyptian quarter, Chicago,1893
Источник:
http://publishing.cdlib.org/ucpressebooks/view?docId=ft8x0nb62g&chunk.id=d0e1831&toc.depth=1&toc.id=d0e1234&brand=ucpress

Проектируя в 1911 г. павильоны для Первой Западно-Сибирской сельскохозяйственной, лесной и торгово-промышленной выставки в Омске, одному из павильонов – Научному – Л.А. Чернышев придал облик египетского храма с двумя обелисками и рядами сфинксов перед главным входом (рис. 3).

Решенный в духе египетской архитектуры периода Нового царства, он выглядел величественно, как и подобает храму науки. Если «Египетский дом» в парке Трокадеро на Международной Парижской выставке 1878 г. представлял национальный дух своей страны, то близкий ему по архитектурному решению Научный павильон в Сибири был призван своим обликом символизировать науку как поиск вечных истин [5].

Рис. 3. Первая Западно-Сибирская сельскохозяйственная и промышленная выставка в Омске. Павильон Научный. Архит. Л.А. Чернышев. 1911 [4]

Найденное решение храма науки было использовано Л. А. Чернышевым при создании в 1912 г. проекта краевого музея в Красноярске.

Лаконичные монументальные формы, заимствованные из архитектуры Древнего Египта, соответствовали масштабности речной панорамы, открывавшейся с набережной, на которой располагался участок, отведенный под строительство музея. Его здание, по замыслу архитектора, должно было стать второй после Воскресенского собора опорной точкой в панораме набережной Енисея и завершить формирование речного фасада города (рис. 4). О том, что Чернышев задумал прибрежный ансамбль, писал основатель заповедника Столбы, известный краевед А.Л. Яворский (1889-1977): «По его проекту на площади должен был быть сад, над ним во весь квартал – многоэтажный университет, рядом на восток Музей, ниже его, как бы завершая оформление, протянулся бульвар с благоустройством в виде широких лестниц со спуском к Енисею. В мысли Чернышева строить рядом (со зданием музея – прим. авт.) такой же корпус и соединить оба галереей» [6].

В течение XX в. пространство вокруг музея постепенно застраивалось, оставляя для обзора здания все меньше места. Около него были построены Коммунальный мост, квартал пятиэтажных домов, административный комплекс и здание пароходства. Несмотря на изменившийся масштаб окружающей застройки, музей остается одним из значительных архитектурных элементов всей набережной (рис. 5).

Рис. 4. Панорама набережной Енисея с Красноярским краеведческим музеем. Фото начала XX в.
Источник:
http://www.krasplace.ru/zdanie-krasnoyarskogo-muzeya  

Рис. 5. Современный вид Красноярского краеведческого музея.
Источник:
http://www.krasplace.ru/zdanie-krasnoyarskogo-muzeya

Строительство здания музея началось в 1914 г., после того как горожане собрали достаточные средства, было прервано с началом первой мировой войны и завершилось лишь в 1929 г. Объемно-планировочное решение типично для музейных зданий, строившихся в России в последней четверти XIX в. Ядром плана является центральное двухсветное пространство, которое могло использоваться в качестве лекционной аудитории и, в соответствии с замыслом архитектора, должно было освещаться через фонарь верхнего света. На первом и втором этажах вокруг центрального пространства расположены музейные залы с большими высокими окнами. В цокольном этаже проектом были предусмотрены рабочие помещения, библиотека, лаборатории, склад материалов. От большинства строившихся в Красноярске общественных зданий, рассчитанных на «фасадное» восприятие, музей отличается трехмерным, четко очерченным объемом, все фасады которого решены как единое целое (рис. 6).

Рис. 6. Красноярский краеведческий музей. Объемно-пространственная композиция.
Фото Н. В. Барановой, А. И. Сысоевой. 2005.

Разрабатывая объемно-планировочное решение здания музея, архитектор использовал такие характерные признаки египетского храма, как большие устои-пилоны с наклонными со стороны фасада стенами, выгнутый карниз. Пропорциональный анализ главного фасада и плана здания музея выявил применявшуюся в архитектуре Древнего Египта систему пропорций, построенную на квадрате и его «производных» (рис. 7).

Рис. 7. Пропорциональный анализ главного фасада и плана здания Краеведческого музея в Красноярске. Чертеж М. Е. Меркуловой

Ясная архитектурная композиция музея подчеркнута декоративными росписями по штукатурке на его стенах. Общий колорит здания определяется цветовым сочетанием горизонтальных уровней. Первый ярус – темно-коричневый цокольный этаж, второй и третий этажи окрашены в мягкий розоватый оттенок. Завершает цветовое созвучие светлый фриз в верхней части основного объема и пилонов.

Декоративно-изобразительная композиция, объединяющая фасады музея, интегрирует архитектурную форму и монументальное искусство в целостный ансамбль, впечатляющий своей смысловой насыщенностью, визуальной связанностью и искусной деталировкой. Изобразительность монументального убранства нарастает от нижних этажей к фризу: цоколь лишен изображений; во втором ярусе появляется геометрический орнамент, оформляющий окна, и растительный орнамент с ростками папируса на пилястрах. Далее, в верхней части основного объема, орнамент «расцветает» в декоративном поясе с изображениями прорастающего, зацветающего и цветущего папируса. На северном и южном фасадах орнамент над пилястрами и колоннами дополняется символическим изображением крылатого Ра – египетского бога солнца.

Логическим завершением монументальной композиции является фриз в верхней части пилонов. По горизонтали фриз делится на две ленты, нижняя из которых содержит изображения сцен из египетского быта; верхняя – растительный орнамент, включающий побеги и цветы папируса (рис. 8) [7]. Содержание сюжетных сцен, иллюстрирующих жизнь древних египтян (пир, пахота и жатва, уход за животными, строительство), заимствовано из известных фресок Древнего Египта (рис. 9).

Рис. 8. Декоративные росписи на стенах Краеведческого музея в Красноярске.
Фото Н. В. Барановой, А. И. Сысоевой. 2005

Рис. 9. Египетские изображения, послужившие основой для декоративных росписей на фасадах Краеведческого музея в Красноярске: а – пахота; б – сбор папируса; в – строительство;
г – кормление антилоп (изображения по Р. Випперу [8]); д – пир (фрагмент росписи из гробницы вельможи Небамона. Лондон, Британский музей). 
Источник: 
http://de.academic.r/dic.nsf/dewiki/2384082

Разнообразие сюжетных сцен, воплощенных в ясные целостные композиции, выразительность линейных изображений, изысканная декоративность, мягкие цветовые сочетания неразрывно связаны с восприятием архитектурной формы. Архитектурные детали оплетаются орнаментом, фасады "прорастают" полосами с декоративными и сюжетными изображениями: стилизованная под египетские образцы архитектурная форма находит гармоничное продолжение в системе декоративного убранства, являя зрителю целостный образ, созданный средствами архитектуры и изобразительного искусства.

Прекрасный в своей цельности и оригинальности образ краеведческого музея, созданный Л. А. Чернышевым, напоминает о единстве мирового культурного пространства, символизирует «встречу» столь отдаленных, на первый взгляд, культур Сибири и Древнего Египта.

Уникальность здания музея отмечена и в последних трудах отечественных исследователей, в частности В.А. Дубровиной, назвавшей его «последним образцом тяготения к настоящей "египтомании" в отечественной архитектуре первой трети XX в.» [9].

References

1. The State Archive of Krasnoyarsk Krai (GAKK). Fund 565, Inventory 1, File 2. On the construction of the Krasnoyarsk Museum. 1913–1915.

2. Grinberg, Yu.I.(1989) Chernyshev – the architect and the builder of the Krasnoyarsk Museum. In: The century of selfless devotion. Krasnoyarsk: Krasnoyarsk Regional Musem of Local History, pp. 16–23.

3. General history of architecture. Architecture of the ancient world. (1944) Vol.1. Moscow: Publishing house of the USSR Academy of Architecture. Table 58

4. The State Archive of Krasnoyarsk Krai (GAKK). Fund 2120, Inventory 1, File 50. Photographs of the pavilions of the first Western Siberian Expo in Omsk. 1911.

5. Gumenyuk, A.N. (2007) The first Western-Siberian Expo of 1911. Modern and "pop art". On style in provincial architecture. Omsky Nauchny Vestnik, No. 4. (58), pp. 213–218

6. Yavorsky, L.A. City architectural forms in their evolution (manuscript). The State Archive of Krasnoyarsk Krai (GAKK), Fund 2120, Inventory 1, File 87.

7. Olshanskaya, A.I. (2006) Architecture of the Krasnoyarsk Museum of Local History (on the synthesis of arts). In: Surikov readings: conference proceedings. Krasnoyarsk, pp. 64–68.

8. Vipper, R. Yu. and Vasilev, A.A. (1993) History of the ancient world. History of the Middle Ages. Moscow: Respublika.

9. Dubrovina V. A. (2011) The Egyptian motifs in Western European architecture of the18th – early 20th century. Author’s summary of PhD dissertation in Art Studies. Moscow: MGHPU

Citation link

Merkulova M.E., Sysoeva A.I. KRASNOYARSK MUSEUM OF LOCAL HISTORY – «THE EGYPTIAN TEMPLE» ON THE BANK OF THE YENISEI RIVER [Online] //Architecton: Proceedings of Higher Education. – 2013. – №2(42). – URL: http://archvuz.ru/en/2013_2/12 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 29.06.2013
Views: 115