Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №3 (51) September, 2015

Theory of architecture

Kondrashina Sofia V.

Postgraduate student.
Research supervisor: Professor O.A. Shipitsyna, PhD (Architecture),
Ural State Academy of Architecture and Arts,

Russia, Yekaterinburg, e-mail: kondr.sonia@gmail.com

EVOLUTION OF FUNDAMENTAL ARCHITECTURAL ENSEMBLE CONCEPTS IN THE PERIODICALS OF THE 1930s – EARLY 21st CENTURY

УДК: 72.01
Шифр научной специальности: 85.110

Abstract

The article reviews the theme of architectural ensemble in the 1930s – early 21st century periodicals with reference to two fundamental concepts: "development of ensembles is one of the most important aspects of urban planning" and "harmonious ensembles are wonderful examples of architecture." The aim of the research is to study the influence of some texts on the other and identify the typology that had the greatest importance for the development of this theory. The author concludes that theoreticians employed the first fundamental concept mainly in critical and theoretical texts, and the second in historical ones. Overall, the greatest impact on the texts devoted to architectural ensembles was produced by the theoretical works whose authors analyzed the phenomenon of architectural ensemble comprehensively. It is owing to these texts that new publications on ensembles, both theoretical and critical, kept appearing throughout the 20th century.

Keywords: architectural ensemble, architecture history, architectural criticism, theory of architecture

Введение

В современных условиях массового строительства становится актуальным обращение к истокам формирования улиц, кварталов, районов и городов в целом – к вопросам ансамблевой застройки. Изучение предшествующего опыта позволит выйти на качественно новый уровень осмысления проблем ансамблевости в современных условиях и подвести итоги 80-летнего существования темы ансамбля в отечественной периодике начиная с 1930-х годов, когда появилось большое количество периодических изданий, оказавших огромное влияние на развитие архитектурной теоретической мысли («Архитектура СССР», «Советская архитектура», «Архитектурное наследство», «Строительство и архитектура Москвы» и другие).

Систематизация статей тридцатых годов XX – начала XXI в. [1] позволила прийти к выводу, что авторы-теоретики с той или иной периодичностью неизменно обращались к осмыслению вопросов ансамблевости, но на разных уровнях (теоретическом, историческом и критическом). В свою очередь, исследование содержательной информации, заложенной в текстах об архитектурных ансамблях, позволило выявить спектр высказываемых авторами суждений – главных идей работы, на основе которых были сформулированы обобщенные идеи или же представления времени – сжатые фактуально-концептуальные данные публикаций. Таким образом, представления – это суммарное отражение мыслей всех авторов, а не главных идей отдельных текстов [2].

К основополагающим представлениям об архитектурном ансамбле относятся две мысли: «формирование ансамблей – один из важнейших аспектов градостроительства» и «гармоничные ансамбли являются замечательными образцами архитектуры». Первая формулировка предполагает, что архитекторы воспринимают ансамбль как неотъемлемый элемент городского пространства, вторая же подчеркивает ценность наследия – выдающихся исторических архитектурных ансамблей. Эти основные идеи активно формулировались на протяжении всего рассматриваемого периода (с 1930-х гг. и до начала XXI века), поэтому изучить тему архитектурного ансамбля и влияние одних текстов на другие предлагается на примере самих текстов. К задачам статьи также относится проследить существование и развитие исторических, критических и теоретических текстов в рамках двух основополагающих представлений времени и выявить типы текстов, оказавших наибольшее влияние на появление новых публикаций.

Методика. Анализ темы об архитектурном ансамбле осуществляется на основе публикаций, в которых развивались наиболее популярные архитектурные мысли периода – представления времени. На основе изучения содержания и типологии этих текстов происходит выделение основных «связей» между публикациями и анализ их влияния друг на друга, а также выделяются статьи, оказавшие наибольшее влияние на развитие теории архитектуры. В ходе анализа изучаются все тексты, в которых освещалась определяющая архитектурная идея периода. Далее изучается содержание и типология этих публикаций в хронологическом порядке. В итоге выявляется типология, которая в большей степени способствовала развитию темы.

Основная часть

Представление «формирование ансамблей является одним из важнейших аспектов градостроительства» впервые было сформулировано в 1933 году в статье Л.А. Ильина [3]. В статье автор рассуждает о месте и значении ансамбля в городе, о сложении ансамблевой застройки Петербурга. В следующей работе (1935) автор рассматривает различные типы исторических архитектурных ансамблей сквозь призму общего единого городского построения [4]. В том же году появилась еще одна статья В.А. Лаврова, в которой он подчеркивает необходимость изучения и углубления базы теории архитектурного ансамбля для успешной практической деятельности – формирования ансамблей [5]. В полном объеме данный текст опубликован в 1936 году в книге «Проблемы архитектуры». Все четыре текста 1930-х годов принадлежат к теоретическому типу, в котором поднимаются общие для теории архитектуры вопросы, высказываются новые предложения, концепции, проводится анализ. Эти тексты продолжают развитие теории архитектурного ансамбля, предоставляют основу для дальнейших изучений.

В 1940-е годы не появилось ни одной публикации, где была бы сформулирована мысль о важности формирования ансамблей. 1950-е же годы были отмечены появлением пяти статей, в которых освещалась именно эта идея. В 1952 году вышла публикация Е. Ащепкова, где автор утверждает, что только при всестороннем, комплексном подходе при решении всех архитектурных вопросов возможно создание гармоничных ансамблей. Эта статья относится к критическому типу текстов, популяризирующему современные архитектурные ансамбли и нередко впервые представляющему информацию о возведенных ансамблях. Д.Ходжаев в теоретической статье 1953 года [7] подчеркивает, что для формирования гармоничного окружающего городского пространства необходимо всестороннее изучение вопросов ансамблевого строительства. В 1954 году появились теоретические тексты, авторы которых подчеркивали важность формирования ансамблевых структур в пространстве населенных пунктов: работа И. Крикуновой, З. Чечика [8] посвящена возведению общественных зданий, которые позволят сформировать ансамбли площадей; статья А. Опочинской [9] говорит о важности формирования ансамбля высотных зданий. По мнению автора, разработка единого композиционного решения будет способствовать сложению ансамбля высотных зданий. К 1954 году относится критический текст Р. Агабабяна [10] о роли архитектурного ансамбля в силуэте городской застройки.

В 1960-е годы не опубликовано текстов, в которых бы развивалась мысль о важности для города формирования ансамблей. Зато в 1970-е годы в печати появилось семь таких текстов. Это критическая статья В.Егерева [11] 1974 года, в которой автор говорит, что при строительстве городов первоочередной задачей должно являться создание целостных и красивых градостроительных ансамблей. В том же году вышла еще одна критическая статья Т.Ф. Беленькой и М.А. Садовского, где авторы приходят к выводу, что архитектурная общественность должна больше внимания уделять возведению объектов промышленной архитектуры, вливающихся в ансамбль [12]. В 1975 году опубликована теоретическая статья М.В. Цимбала [13], в которой автор пишет, что главным в образовании ансамблей является художественное единство его элементов, система масштабности, подчиненность основной идее. В критической статье В. Павличенкова (1976) говорится о вкладе в развитие градостроительства формируемых в Зеленограде ансамблей [14]. Л. Лоповок в теоретическом тексте 1977 года подчеркивает важность понимания исторической роли сложения ансамблей для современного градостроительства [15]. В том же году была опубликована теоретическая статья Р. Гайзаковой «Пространственная целостность и условия восприятия ансамбля» [16], в ней автор говорит, что при формировании архитектурных ансамблей особое внимание следует уделять созданию единства и слитности пространства и объемов. 1979 год был отмечен появлением еще одной теоретической публикации Л. Лоповка [17], в которой автор пишет, что архитекторы при формировании ансамблей должны стремиться к созданию гармоничной и целостной системы вне зависимости от принципов построения (контрастных или нюансных).

В 1980-е годы появилось еще четыре статьи, авторы которых обращались к вопросу формирования архитектурных ансамблей. Это теоретический текст М. Бархина [18], где подчеркивается, что только при условии комплексной организации проектирования возможно создание красивых целостных ансамблей, критический текст В. Бузычкина, посвященный формированию ансамблей в городах и селах РСФСР [19]. 1981 год был отмечен появлением теоретической статьи Л.Соколова [20] о многогранности процесса формирования архитектурного ансамбля и требованиях к нему. В 1987 году вышла теоретическая статья А. Бабурова [21], в которой автор пишет, что архитектурный ансамбль – феноменологическое явление, требующее тщательного изучения и мастерства при его формировании.

Таким образом, рассмотрение представления «формирование ансамблей является одним из важнейших аспектов градостроительства» показало:

– тексты этой группы принадлежат к теоретическому и критическому типу. Данная архитектурная мысль появилась в теоретических текстах Л.А. Ильина и В.А. Лаврова в 30-е годы XX века, а уже потом – в 50-е, 70-е и 1980-е – развивалось как в теоретических, так и в критических текстах (рис. 1). В большинстве случаев развитие этой идеи осуществлялось на основе связи – «теория – критика». Это прямая связь, так как теоретические тексты представляют собой основу любых научных текстов. В свою очередь, исторические тексты дают необходимую базу для развития публицистической критики. Соответственно, связь «история – критика» также будет прямой, а «критика – история» – обратной;

– мысль о том, что углубление теоретической базы важно для практической деятельности – построения ансамблей, которую высказал В.А. Лавров, развивалась на протяжении десятилетий и в теоретических, и в критических текстах. Мысль о важности создания целостных ансамблей, сформулированная Л.А. Ильиным, также углублялась в последующие десятилетия в текстах, поднимающих теоретические и критические вопросы формирования ансамблей;

– это архитектурное представление чаще формулировалось авторами в теоретических текстах на страницах «Архитектуры СССР». Это можно обосновать тем, что освещение этой мысли непосредственно связано с рассуждением на общие вопросы архитектуры и градостроительства, что, в свою очередь, сопряжено с теоретическим анализом.

Рис.1. Изменение обращения к тезисам разных типов при формулировании представления "Формирование ансамблей – один из важнейших аспектов градостроительства"

Другая мысль «гармоничные ансамбли – замечательные образцы архитектуры» впервые появилась в исторической статье Б. Васильева в 1953 году. Публикация относится к историческому типу текстов, описывающих архитектурное наследие. В этой статье автор рассказывает об истории застройки Петербурга во второй половине XVIII в., о парадных ансамблях города [22]. К критическому типу текстов относится статья Н. Колли (1954) о сложении ансамбля улицы, о зданиях на проспекте им. Сталина в Минске [23]. К публикациям этого же года относится и критическая статья А. Жукова о зданиях и павильонах, построенных в связи с реконструкцией сельскохозяйственной выставки в 1939-1940-х гг. [24]. В 1955 году опубликован исторический текст Л. Невоструевой, посвященный ансамблю в Ораниенбауме как цельному художественному произведению, отражающему переход от барокко к классицизму в русском зодчестве. Также высокую оценку получают архитектурные ансамбли в исторических текстах Г. Рабиновича [26], Р. Кацнельсона [27], Н. Воронцова и И. Сахаровой [28] (1956). Иосифово-Волоколамскому монастырю посвящена также историческая публикация В. Павличенкова [29] 1958 года.

В 1960-е годы не было издано ни одной публикации, в которой бы утверждалось, что «гармоничные ансамбли являются замечательными образцами архитектуры». В 1970-е годы было опубликовано семь таких статей, причем 5 из них – в 24-м номере «Архитектурного наследства», посвященного ансамблю. Все эти работы принадлежат к историческому типу текстов, к ним относятся тексты С.Л. Агафонова [30], Г.Я. Мокеева [31], Г.В. Алферовой [32], Л.М. Лисенко [33], Е.Д. Квитницкой [34]. К историческому типу текстов 1976 года относится и статья М. Тарановской [35], опубликованная в «Архитектуре СССР». Критический тип текстов представлен публикацией Ю.В. Курбатова 1979 года о гостинице «Прибалтийской», гармонично вписанной в ансамбль «морского фасада» Васильевского острова [36].

В 1980 году был опубликован историко-теоретический текст О.И. Брайцевой, посвященный ансамблю улицы Покровки конца XVIII в. в Белом городе Москвы [37]. В том же году вышла критическая публикация В. Глазычева, в которой автор говорит, как олимпийская архитектура улучшила городскую среду Москвы [38]. В 1981 году появилось две критические статьи, в которых заострялась рассматриваемая мысль – статья О. Кайгородцевой о единстве архитектуры и окружающей среды, посвященная усадьбе Кусково [39], и Л. Кирилловой о формировании Трускавца как целостного, композиционно выверенного ансамбля [40]. В 1983 году был опубликован критический текст Т. Грашковой, где автор говорит о народном дворце культуры в Софии как большом достижении национальной архитектуры и художественной культуры [41]. В 1985 году опубликовано два исторических текста – Д.О. Швидковского о реконструкции ансамбля Царского Села Ч. Камероном [42] и А.Ф. Крашенинникова об ансамбле Архиерейского двора в Воронеже [43].

В 1996 году появилась историко-теоретическая статья Н. Душкиной, в которой автор высоко оценивает Ходынский ансамбль и творческий потенциал Баженова. В том же году опубликована историческая статья Ю.В. Чантурии [45], а в 1997 году – историческая публикация И.А. Бондаренко [46].

Анализ представления «гармоничные ансамбли являются замечательными образцами архитектуры» показал:

– это представление зарождалось в 1950-е годы и развивалось в 1970-е в исторических и критических текстах. В 1980-е и 1990-е годы появились тексты теоретические, посвященные анализу этой мысли. Стоит отметить, что в 1990-е годы авторы перестали обращаться к критическим вопросам, заостряя внимание на исторических и теоретических проблемах (рис. 2). Развитие представления осуществлялось в равной степени на основе как прямых («история – критика», «теория – история»), так и обратных («критика – история», «история – теория») связей;

– данная мысль чаще появлялись на страницах «Архитектурного наследства», авторы которого обращались в большей степени к историческим вопросам темы архитектурного ансамбля. И, соответственно, сама мысль формулировалась авторами чаще в исторических текстах. Это можно связать с тем, это представление является логическим «итогом» исторических текстов. Авторы, описывая ансамблевые произведения прошлого, в большинстве случаев приходили к выводу, что исторические архитектурные ансамбли прекрасно спроектированы и гармонично сосуществуют со своим окружением.

Рис. 2. Изменение обращения к текстам разных типов при формулировании представления "гармоничные ансамбли являются замечательными образцами архитектуры"

Выводы

Таким образом, на примере формулирования авторами двух представлений удалось выявить, каким образом развиваются и трансформируются фактуальные данные статей. Так, если представление «гармоничные ансамбли являются замечательными образцами архитектуры» формулировалось авторами практически без особых содержательных изменений, то мысль «формирование ансамблей является одним из важнейших аспектов градостроительства» трансформировалась под влиянием исторических событий. Это связано с тем, что первое представление формулировалось на протяжении всего периода в текстах, описывающих ансамбли прошлого. Второе же представление освещалось авторами в текстах, заостряющих внимание на вопросах, связанных как с историческими, так и с современными ансамблями. В свою очередь, возведение новых ансамблевых форм всегда находится в неком историческом контексте. В одни десятилетия контекст требовал заострить внимание на важности обращения к теории ансамбля, в другие – подчеркнуть необходимость создания целостных гармоничных ансамблей.

Определяющая мысль «формирование ансамблей является важнейшим аспектом градостроительства» освещалась авторами в теоретических и меньше – в критических текстах. Эта мысль появилась в 1930-е годы в теоретических статьях, а затем до 1990-х годов развивалась, трансформировалась и в теоретических, и в критических публикациях. Авторы, теоретически осмыслявшие проблематику формирования ансамблей, во многом повлияли на появление теоретических и критических статей, в которых эта тема продолжала развиваться. Содержание представления «гармоничные ансамбли являются прекрасными образцами архитектуры» с течением времени не изменялось. Оно активно развивалось в 1950-е годы и вплоть до наших дней не потеряло своего описательного значения.

Анализируя формулирование данных двух представлений, можно прийти к выводу, что существование и дальнейшее развитие определенной архитектурной темы может осуществляться как в текстах одного типа (пример – преимущественно исторические тексты представления «гармоничные ансамбли являются замечательными образцами архитектуры»), так и в публикациях разных типов текстов (пример – тексты представления «формирование ансамблей является одним из важнейших аспектов градостроительства»). В целом основное влияние на тексты оказали работы теоретические. Именно авторы, теоретически осмыслявшие проблематику формирования ансамблей, во многом повлияли на появление статей, авторы которых продолжали эту тему как в теоретических, так и в критических работах.

References

1. Shipitsyna, O.A., Kondrashina, S.V. (2011) The theme of the architectural ensemble in the Russian periodicals of the 1930s - early 21st century. Bulletin of Tomsk State Architectural University. No. 3 (32). P. 66-78. (in Russian)

2. Shipitsyna, O.A., Kondrashina, S.V. (2012) Interaction of information in texts on architecture. Academia. Moscow: RAASN. P. 43-46. (in Russian)

3. Ilyin, L.A. (1933) The ensemble in the architectural appearance of Leningrad. Architecture of the USSR. No. 5. P. 9-11. (in Russian)

4. Ilyin, L.A. (1935) The ensemble of the city architecture. Architecture of the USSR. No. 5. P. 39-48. (in Russian)

5. Lavrov, V.A. (1935) Issues in the architectural and planning ensemble. Architecture of the USSR. No. 5. P. 51-56. (in Russian)

6. Aschepkov, E. (1952) Formation of architectural ensembles in Novosibirsk. Soviet architecture. No. 2. P. 52-58 . (in Russian)

7. Khodzhaev, D. (1953) Some issues in the theory of the architectural ensemble. Architecture of the USSR. No. 2. P. 14-18. (in Russian)

8. Krikunova, I. Czeczik, Z. (1954) Public buildings in the ensemble of a village square. Architecture of the USSR. No. 4. P. 8-11. (in Russian)

9. Opochinskaya, A. (1954) Ensemble of tall buildings in Moscow and national traditions of Russian architects. Soviet architecture. No.5. P. 60-69. (in Russian)

10. Aghababian, R. (1954) Architectural ensemble in mountainous terrain. Architecture of the USSR. No.8. P. 18-20. (in Russian)

11. Egerev, V. (1974) Formation of architectural ensembles. Architecture of the USSR. No. 4. P. 3-11. (in Russian)

12. Belenkaya, T.F., Sadovsky, M.A. (1974) An important component of the urban ensemble. Construction and Architecture of Leningrad. No. 10. P. 18-20. (in Russian)

13. Tsymbal, M.V. (1977) Spatial integrity and condition of perception of the ensemble. Architecture of the USSR. No. 5. P. 52-57. (in Russian)

14. Pavlichenkov, V. (1976) Zelenograd and ensembles. Architecture of the USSR. No. 3. P. 8-19. (in Russian)

15. Lopovok, L. (1977) Historical lessons of architectural ensemble formation. Architecture of the USSR. No. 5. P. 43-51. (in Russian)

16. Gayzakova, R. (1977) Spatial perception of the integrity and condition of the ensemble. Architecture of the USSR. No. 5. P. 52-57. (in Russian)

17. Lopovok, L. (1979) Harmony and contrasts in the architectural ensemble. Architecture of the USSR. 1979. No. 7. P. 50-53. (in Russian)

18. Barkhin, M. (1980) A set – a complex – an ensemble. Architecture of the USSR. No. 1. P. 40-44. (in Russian)

19. Buzychkin, V. (1980) RSFSR: the ensembles of cities and villages. Architecture. Supplement to Stroitelnaya Gazeta. No. 4. P. 10-11. (in Russian)

20. Sokolov, L. (1981) Ensemble: design and nature Architecture of the USSR. No. 5. P. 59-60. (in Russian)

21. Baburov, A. (1987) On the nature of the architectural ensemble. Architecture of the USSR. No. 2. P. 84-89. (in Russian)

22. Vasilyev, B. (1953) Towards the history of St. Petersburg plan in the second half of the 18th century. Architectural heritage. No. 4. P. 14-29. (in Russian)

23. Collie, N. (1954) Formation of the central ensemble of a city. Soviet architecture . No. 4. P. 28-39. (in Russian)

24. Zhukov, A. (1954) The architectural and planning ensemble of the All-Union Agricultural Expo. Architecture of the USSR. No. 7. P. 8-12. (in Russian)

25. Nevostrueva, L. (1955) Rinaldi ensemble in the town of Lomonosov. Architectural heritage. No. 4. P. 109-124. (in Russian) 26. Rabinovich, G. (1956) Architectural ensemble of the Pskov-Caves monastery. Architectural heritage. 1956. No. 6. P. 57-86. (in Russian)

27. Katsnelson R. (1956) Ensemble of the Simonov monastery in Moscow. Architectural heritage. No. 6. P. 87-106. (in Russian)

28. Vorontsov, N., Sakharova, I. (1956) New materials of the architectural ensemble of Joseph-Volokolamsk monastery. Architectural heritage. No. 6. P. 106-131. (in Russian)

29. Pavlichenkov, V. (1958) Ensemble of Joseph-Volokolamsk monastery. Architectural heritage. No. 10. P. 127-152. (in Russian)

30. Agafonov, S.L. (1976) Reconstruction of the ensemble of the 17th century Nizhny Novgorod Kremlin. Architectural heritage. No. 24. P. 51-59. (in Russian)

31. Mokeev, G.Y. (1976) Capital center of Pskov of the late 15th century. Architectural heritage. No. 24. P. 60-69. (in Russian)

32. Alferov, G.V. (1976) The ensemble of the monastery of the Cross on the Cue-island. Architectural heritage. No. 24. P. 83-93. (in Russian)

33. Lysenko, L.M. (1976) Stages of formation of the Kizhi ensemble. Architectural heritage. No. 24. P. 94-103. (in Russian)

34. Kvitnitskaya, E.D. (1976) Mogilev Spassky monastery. Architectural heritage. No. 24. P. 104-115. (in Russian)

35. Taranovskaya, M. (1976) Genius master of the architectural ensemble. Architecture of the USSR. No. 1. P. 40-48. (in Russian)

36. Kurbatov, Y. (1979) Ensemble of the "Marine Facade". Architecture. Supplement to Stroitelnaya Gazeta. No. 23. P. 2. (in Russian)

37. Braitseva, O.I. (1980) About the ensemble of Pokrovka Street of the late 18th century. White City Moscow. Architectural heritage. No. 2. P. 47-51. (in Russian)

38. Glazychev, V. (1980) The Olympic ensemble of the capital. Architecture. Supplement to Stroitelnaya Gazeta. No. 14. Page 3. (in Russian)

39. Kaigorodtseva, O. (1981) Revival of the 18th century architectural ensemble. Architecture of the USSR. No. 7. P. 48-52. (in Russian)

40. Kirillova, L. (1981) City-ensemble. Architecture. Supplement to Stroitelnaya Gazeta. 1981. No. 27. P. 2-3. (in Russian)

41. Grashkova, T. (1983) Multi ensemble in Sofia. Architecture. Supplement to Stroitelnaya Gazeta. No. 32. Page 4. (in Russian)

42. Shvidkovskiy, D.O. (1985) On the reconstruction of the Tsarskoye Selo ensemble by Charles Cameron. Architectural heritage . No. 33. P. 62-68. (in Russian)

43. Krasheninnikov, A.F. (1985) Quarenghi’s unknown design for the ensemble of the Archbishop’s court in Voronezh. Architectural heritage. No. 33. P. 266-270. (in Russian)

44. Dushkina, N. (1996) Holiday architecture. An experience in reconstruction of an amusement ensemble at Khodynka Meadow in Moscow. Architecture of the world. No. 5. P. 28-38. (in Russian)

45. Chanturia, Y. (1996) The ensemble of the main square of Polotsk in the late 18th-19th century. Architectural heritage. No. 41. P. 111-118. (in Russian)

46. Bondarenko, I.A. (1997) The ensemble of Moscow Kremlin (15th-17th centuries). Architectural heritage. No. 42. P. 26-51. (in Russian)

Citation link

Kondrashina S.V. EVOLUTION OF FUNDAMENTAL ARCHITECTURAL ENSEMBLE CONCEPTS IN THE PERIODICALS OF THE 1930s – EARLY 21st CENTURY [Online] //Architecton: Proceedings of Higher Education. – 2015. – №3(51). – URL: http://archvuz.ru/en/2015_3/7 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 26.08.2015
Views: 125