Architecton: Proceedings of Higher Education №1 (53) March, 2016
Reviews
Maksimov Oleg G
Doctor of Architecture, Professor of the Department of Landscape Architecture.
Moscow Architectural Institute (State Academy).
Russia, Moscow
Ю.Г. Алонов, Д.Л. Мелодинский. «КОМПОЗИЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ. Курс объемно-пространственного формообразования в архитектуре»
![]() |
Ю.Г. Алонов, Д.Л. Мелодинский.
КОМПОЗИЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ. Курс объемно-пространственного формообразования в архитектуре. Москва. Издательский центр Академия. 2015
В 1962 году на кафедре «Основы архитектурного проектирования» МАРХИ был воссоздан курс объемно-пространственной композиции как теоретико-педагогическое наследие методики Ладовского-Кринского архитектурного факультета ВХУТЕМАС. Мне, к сожалению, не привелось проходить обучение по этому курсу, поскольку именно в этом 1962 году я закончил МАРХИ. Но важно то, что в числе моих учителей на первых курсах были М.А.Туркус, В.Ф.Кринский, И.В.Ламцов – активные представители того периода, и именно их стараниями был воссоздан этот курс. По этой причине было интересно и профессионально полезно внимательно следить за развитием процесса обучения по возрожденной методике, издания новых монографий и методических пособий, востребованных как студентами, так и преподавателями.
Данный учебник подводит итог более чем полувекового периода деятельности коллектива кафедры ОАП МАРХИ со времени воссоздания курса, за который были оживлены и развиты основы теоретических заданий и упражнений, направленные на изучение и закрепление главенствующих положений архитектурной композиции. Так возникла дисциплина, получившая название «Композиционное моделирование». Благодаря неутомимой творческой и педагогической деятельности архитекторов Ю.Г. Алонова и Д.Л. Мелодинского, их фантазии, целенаправленности и вдумчивому обобщению огромного теоретического и практического материала, вышел в свет данный учебник.
Значение этого учебника трудно переоценить, учитывая, что в последнее двадцатилетие архитектурное образование, как и в целом архитектурная профессия в стране, столкнулись с множеством серьезнейших вызовов. Сюда относится, прежде всего, полная трансформация образовательного формата по так называемой «Болонской системе» с сокращением сроков обучения и введением бакалавриата и магистратуры. Также нельзя не отметить активное и повсеместное вторжение компьютерных технологий, что оттеснило приоритет рукотворного творчества и, прежде всего, не могло не отразиться на программах первых лет обучения. В данной ситуации курсы «Основ архитектурного проектирования» были подвержены особой атаке оппонентом, утверждающим необходимость конкретного проектирования начиная с первых курсов. Основная ценность данного учебника именно в том, что он утверждает ошибочность этих утверждений, доказывая, что нельзя с порога погружать студента в конкретную практику проектирования сооружений, а надо опереться на особые формы и методы овладения навыками и методами архитектурного творчества. В этом и состоит главная задача предварительного введения в профессию. Как это оптимально реализовать на практике подробно и профессионально изложено в данном учебнике. Он состоит из двух частей – теоретической и методико-практической, что логично для развития творческого мышления студента и его композиционных навыков и умений.
На основании изложенного можно утверждать, что рецензируемое издание служит развитию теории и практики архитектурного формообразования, является значительным вкладом в методологию обучения
References
Ю.Г. Алонов, Д.Л. Мелодинский. КОМПОЗИЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ. Курс объемно-пространственного формообразования в архитектуре. Москва. Издательский центр Академия. 2015
Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная