Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №1 (65) March, 2019

Theory of architecture

Rakova Natalya N.

Doctoral student
Saint-Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering

Russia, St. Petersburg, e-mail: 12natali1992@gmail.com

THE DEVELOPMENT OF THE BUILT ENVIRONMENT IN THE VYBORG SIDE OF ST. PETERSBURG

УДК: 711.62(470.23-25)
ББК: 85.118

Abstract

The article reviews the development of the waterfront area in the Vyborg Side with the aim of identifying building types that present historical and cultural value. We consider the evolution of the Vyborg planning structure according to the city plan developed by I.B.Sikhgeim, the city plan by F.F.Schubert and the 1852 plan, which was one of the first special plans allowing forthe industry of St.Petersburg. The archival plans (1857–1912) of individual properties with residential and industrial buildingsare analyzed. Special attention is givento the morphotypicalcharacteristics and spatial planning structure of the buildings, structures and complexes.

Keywords: historic built-up area, I.B. Zikhgeim's plan, F.F. Schubert's plan, spatial planning structure, property

Первые упоминания о Выборгской стороне содержатся в архивных материалах царствования Петра Великого «О постройках в Петербурге» и «Памятная докладная записка о постройках в Петербурге». В первые годы существования Петербурга застройка Выборгской стороны «была редкой и разбросанной, преобладали одноэтажные дома, деревянные и мазанковые с крышами из теса или из деревянной черепицы, часто покрытые дерном» [1, с. 27].

Существующая застройка конца 30-х гг. XVIII в. с геодезической точностью показана на плане И.Б. Зихгейма. На Выборгской стороне в южной части обозначены слободы – Синявинская, Морская, Сухопутная, Бочарная, Компанейская и Казачья. В слободах располагались заводы, дворы, каменные и деревянные магазины, погреба, сараи и т. д. Вокруг заводов застроенные участки чередовались с пустырями, в результате чего постройки не были объединены планировкой в одно целое. Северная часть представляла собой заболоченную местность, почти сплошь покрытую лесом. Застройка прибрежной территории сложилась преимущественно вдоль набережной Большой Невы и Малой Невки. Подробное описание Выборгской стороны и каждой части города на конец XVIII в. содержится в одном из первых фундаментальных изданий – в монографии И.Г. Георги «Описание российско-императорского столичного города Санкт-Петербурга и достопамятностей в окрестностях оного, с планом».

Рис. 1. Репродукция плана И. Б. Зихгейма, выполненная во II пол. XIX в. П.Н. Петровым1

Во II половине XVIII в. на территории возводятся дома с садами Бакунина, Синявина, Собакина, сад графа Безбородко с летним домом, деревянный дом управляющего меднопрокатного и трубного завода «Розенкранц», здание которого «органично включено в промышленные постройки, сформировавшие предзаводскую площадь» [2, с. 64], особняк И. Дурдина (табл. 2). На плане Петербурга 1828 г. (рис. 2), составленного под руководством генерал-майора Ф.Ф. Шуберта, подробно показана конфигурация каждого здания и указаны не дошедшие до нашего времени дачи: Молчанова, Миницкаго и Зотова (на территории которых сейчас расположен завод «Красный выборжец»), дача Качалова и Ейнглери (в настоящее время на этом месте расположен комплекс производственных зданий завода ООО «Силовые машины»), и дача пом. Саблукова. В 1873–1874 гг. на ул. Михайлова архитектором А. Шиллингом была построена резная деревянная дача Б.И. Гофмарка (здание снесено в XX в.).

 

Рис. 2. Подробный план столичного города С. Петербурга, снятый под начальством генерал-майора Ф.Ф. Шуберта, гравирован при Военно-топографическом депо2

Планировочная особенность сохранившихся зданий усадебной застройки заключается в том, что дома поставлены в глубине участка и каждый из них имеет свой образ (табл. 1). Стилистические особенности усадьбы Г.А. Кушелева-Безбородко и дачи П.П. Дурново имеют традиционный для того времени вид и возведены в классическом стиле.

Таблица 1
Усадебная застройка

В начале XVIII в. на Выборгской стороне стали появляться промышленные предприятия. По указу Петра I на набережной Невы были построены водочный завод, воскобелильный завод и пивоварня. Производство «Компании пивоваренных заводов», располагалось в Компанейской слободе» [5, с. 26]. Позже были построены каменная фабрика, кожевенный завод, канатный и сахарные заводы.

На плане И. Б. Зихгейма выше по течению Большой Невы (левее от Бочарной слободы) обозначена канатная фабрика. В архивных материалах Выборгской части 1-го квартала содержится план «пустопорожнего» участка по Набережной р. Большой Невы и Арсенальной улицы, принадлежавшего Городскому Ведомству, который «желала приобрести вдова Титулярного Советника Мария Ивановна Алексеева»5. Согласно плану 1826 г., на территории двора вдовы М. Алексеевой можно увидеть канатную фабрику, здания торговых бань и сараев для хранения пеньки и канатов. На генеральном плане участка 1839 г. указаны предполагаемые вновь к постройке здания – деревянный дом, дом для служб, сараи и т. д. Позднее, в 1890 г., на этом месте был утвержден план двора жены полковника О.В. Дерфельден.

В первой половине XIX в. происходит быстрое развитие прибрежных территорий Выборгской стороны. На плане 1852 г., одном из первых специальных планов, отображающих промышленность Петербурга, указаны заводские корпуса «Арсенала», сахарный завод В. Алферовского, Фарикова, Гауфа и шелковая фабрика Попова. Завод «Арсенал», образованный корпусами мастерских, представляет в архитектурно-планировочной организации периметральный тип застройки двух расположенных напротив друг друга участков. Заводские строения сахарного завода П. М. Пивоварова (после него этим участком владел купец 1-й гильдии Л.А. Гауф) были перестроены в 1879–1881 гг. в четырехэтажный жилой дом, принадлежавший И.А. Пастухову. На территории, где располагался сахарный завод В. Алферовскаго, в 1868 г. был возведен машиностроительный завод «Феникс». Во II половине XIX в. возведена канатная фабрика М.Я. Эдвардса и Ц.А. Кавоса (1876) и в I половине XX в. – механический завод акционерного общества «Промет» (1915).

Строительство корпусов Канатной фабрики М.Я. Эдвардса и Ц.А. Кавоса началось с 1875 г. на одном из участков парка усадьбы Кушелева-Безбородко. Строительство фабрики длилось с 1876–1880 гг. на территории. принадлежавшей академику Цезарю Альбертовичу Кавосу. Позже по проекту генерального плана, который был утвержден С. Петербургской Городской Управой (членом Управы Н. Бенуа) в 1892 г., место принадлежало великобританской подданной Камиль Николаевны Эдвардс. Были возведены канатный цех, смольня, склады, котельная с дымовой трубой и рядом с фабрикой располагались деревянные дома рабочих. «В советское время предприятие специализировалось на выпуске шпагата и называлось прядильно-шпагатной фабрикой «Нева». В начале 1990-х гг. канатная фабрика перестала существовать как промышленное предприятие» [6, с. 162], а в 2005–2006 гг. здания были снесены. Механический завод АО «Промет», основанный в 1915 г. в стиле модерн, работал исключительно на оборону, производя минные аппараты и мины, минометы, прожекторы и прожекторные станции, бомбы и бомбометы и т.д. Завод снесен в 2009 г.

Вторая половина XIX в. «обусловлена ростом промышленного производства и изменением отраслевой структуры. В связи с быстрыми темпами развития железных дорог повысился спрос на металл, рельсы, паровозы и вагоны. Росту металлургических предприятий способствовала Крымская война 1853-1855 г.г. Появлению нового производства – машиностроения, способствовала Промышленная революция. В Петербурге и его окрестностях началась постройка новых и перестройка старых заводов, которые вскоре стали самыми крупными в стране» [6, c. 26]. На набережной р. Большой Невы возводятся новые промышленные комплексы, такие как меднопрокатный и трубный завод «Розенкранца» (1857), Санкт-Петербургский металлический завод (1857), машиностроительный завод «Феникс» (1868), Славянский пивомедоваренный завод (1875–1876) (табл. 2). Характерной чертой промышленных комплексов, сформировавших существующую ткань застройки большинства кварталов исследуемой территории, является дисперсный тип застройки, не имеющий четкой конфигурации кварталов, «поскольку рост промышленности опережал планировочные предложения комитета и застройка периферийных районов города осуществлялась, по существу, стихийно. Сооружение фабрик и заводов как на Выборгской стороне, так и в других периферийных частях города сопровождалось жилым строительством, как правило, беспорядочным и внеплановым» [1, с. 39].

Таблица 2
Промышленные комплексы

Также важную роль в общей композиции промышленных комплексов играют такие выразительные элементы, как дымовые трубы, входящие в комплексы производственных построек. Наиболее яркий пример – машинное здание с котельной и дымовой трубой комплекса построек водоподъемной станции. К машинному зданию примыкает одноэтажная котельная с простой отделкой. Дымовая труба четырехгранная, грани с филенками на всю высоту, увенчана карнизом.

В связи с быстрым ростом промышленных предприятий, увеличением числа населения и строительством Литейного моста в 1875–1879 гг., связавшего Выборгскую сторону с центром города, развернулось строительство доходных домов. Они возводились в основном на площади Финляндского вокзала (ныне площадь Ленина), ул. Симбирской (ныне ул. Комсомола) и Безбородкинскому проспекту (ныне Кондратьевский проспект).

С конца XVIII в. доходные дома предписывалось возводить во всю ширину участка, «в линию» с соседними, «одной сплошной фасадою и вышиной». Этот тип жилой застройки, в отличие от особняков, имеет четкие пространственные параметры. Дома, выходящие на линию застройки улицы, вплотную примыкающие друг к другу брандмауэрными стенами и составляющие сплошной фасад застройки (табл. 3), расположены по Симбирской улице. Объемно-планировочная особенность – малая этажность зданий (до четырех этажей).

«На рубеже XIX–XX вв. наметились новые подходы к организации жилой среды. Одним из них стал отход от периметральности, постановка домов отдельными зданиями» [8, с. 192]. Планировочные особенности таких зданий в том, что они состояли из П- и Г- образного в плане корпуса (табл. 3). Доходные дама, имеющие такую планировочную особенность, возводились по Симбирской улице и Безбородкинскому проспекту и представляли разноэтажную (от трех и до пяти этажей), разряженную застройку.

Таблица 3
Доходные дома

Характерной чертой прибрежной территории Выборгской стороны стало не только расположение промышленных территорий, но и сосредоточение здесь зданий, обусловленных нуждами пенитенциарной системы Санкт-Петербурга, потребовавшей в конце XIX в. строительство новых тюремных зданий. В 1884–1889 гг. по проекту архитектора А.И. Томишко [9] на набережной Невы, западнее Арсенала, возводится комплекс Санкт-Петербургской одиночной тюрьмы «Кресты», в 1885–1890 гг. – Санкт-Петербургской женской исправительной тюрьмы (архитекторы А.И. Томишко, К.Я. Маевский, А.Г. Трамбицкий) (табл. 4).

Таблица 4
Исторические тюремные комплексы

Характерной особенностью комплексов является сходное планировочное решение корпусов «Крестов» и женской исправительной тюрьмы – в форме креста. В стилистическом решении исторического комплекса «Кресты» и женской исправительной тюрьмы присутствуют ретроспективные черты; декор фасадов выполнен с применением мотивов неорусского и неовизантийского стилей. В неовизантийском стиле выполнены фасады и оформлены интерьеры церкви во имя Св. Благоверного Князя Александра Невского, возведенной на территории «Крестов» и играющей роль важной силуэтной доминанты в панораме набережной Невы.

В результате анализа исследуемой территории Выборгской стороны выявлены следующие типы застройки:
– усадебная застройка;
– промышленные комплексы;
– доходные дома;
 исторические тюремные комплексы.

Преобладающим морфотипом, формирующим характер среды Выборгской стороны, являются промышленные комплексы, занимающие большую часть исследуемой территории (78%). Выявленные объекты культурного наследия легли в основу структуры пространственно-планировочной организации прибрежной территории. В связи с этим перевод земель исторических промышленных комплексов, утративших свою первоначальную функцию, в статус жилых (приводящий к сносу уникальных объектов промышленной архитектуры и утрате характера исторической среды), должен быть регламентирован системой охраны, учитывающей не только физические, но и визуальные границы памятников.


1 Санкт-Петербург. План С.Петербурга в 1738 г. [Карты] = Plan de la ville de St.Petersbourg en 1738: К ст. П.Н. Петрова. – Санкт-Петербург : Императорское Санкт-петербургское общество архитекторов, 1878–1883. – Программа исп. непосред. с компакт-диска. 1 к. (8 л.) : цв., указ. ; 34,3х23,6 см и др.

2 Шуберт, Ф.Ф. Подробный план столичного города Ст. Петербурга; Снимали топлграфы 1-го кл.: Монахов, Емельянов 1-й, Коровников, Гололобов, Иванов 1-й, Рябов, Жиргинцов. Вырез. кантон. Данилов. Гравир. при Военно-Топографическом Депо. – Санкт-Петербург : Военно-Топографическое Депо, 1828. – 1 т. Гравюра на меди ; 71х51 см; 51х51 см

3 Санкт-Петербург. План Санкт-Петербурга составлен на основании плана Шуберта 1828 г. Гидрографических планов Невы и ее устья/ [Карты] / Изд. Гидрогр. Деп. Морского мин-ва. – СПб. : Гидрогр. Деп. Морского мин-ва, 1899. – 4 л. в общей рамке : гравюра ; 63х85 см.

4 План столичного города С.-Петербурга, вновь снятый в 1858 году, гравированный при Военно-топографическом депо в 1860 году, исправлен в 1881 году [Электронный ресурс ]/ ЭтоМесто // ЭтоМесто: старые карты on-line. – URL: http://www.etomesto.ru/map-peterburg_1881/.

5 ЦГИА СПб Ф. 513. Оп. 102. Д. 2812.

6 ЦГИА СПб Ф. 513. Оп. 102. Д. 2813.

7 Цылов, Н. И. Атлас тринадцати частей С.-Петербурга с подробным изображением набережных, улиц, переулков, казенных и обывательских домов / Сост. Н[иколай] Цылов. – СПб. 1849. – [20] л., 407 л. разд. паг. : план. ; 27 см.

8 ЦГИА СПб Ф.513. Оп. 102, Д. 2810. Л. 24–25.

References

1. Kogan, A.Ya.,Likhtin, A.A., Zaznobina, N.V. (2001) History of Saint-Petersburg. Vyborg Side: Saint-Petersburg is 300 years old.SPb: Polygon. (in Russian)

2. Granstrem, М.А. (2018) Historical Architectural Aspects of the Complex of Buildings of the Rosenkranz Factory. Contemporary Issues in History and Theory of Architecture.Proceedings of the IV National Research to Practice Conference; Saint-Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering, p. 62-70. (in Russian)

3. Bozhenkova, M.I. (1997) Leningrad Metal Plant [1857– 1997]: Historical sketches.SPb.: TO Palmyra. (in Russian)

4. Zodchy: Journal published by St.Petersburg Society of Architects. ImperialSt.-Petersburg Society of Architects. G.7.. 1878.No. 1 (Jan.) –12 (Dec.). 1878. (in Russian)

5. Akselrod, V.I., Guseva, A.V. (2013) Around the Finland Station: a Guide to the Vyborg Side. Moscow; Saint-Petersburg: Centrpoligraf.

6. Stiegliz, М.S.,Lelin, V.I., Gordeyeva, M.A., Kirikov, B.M.Industrial Architecture Heritage of Saint-Petersburg.Saint-Petersburg:Black and White, 2005.

7. Zhirnov, A.I., Tsamutali, N.M. (1927) Production facilities and equipment of the KrasnyVyborzhets Plant: For the 10th anniversary of the proletarian revolution 1917–1927. [Leningrad]: KrasnyVyborzhets Plant, [1927] («Tvorchestvo» printer). (in Russian)

8. Kirikov, B.M. (2012) Architecture of St. Petersburg Art Nouveau. Mansions and For-Profit Houses. 4th ed. Saint-Petersburg: Kolo. (in Russian)

9. Granstrem, M.A. (2015) Towards the history of the area of the former Aleksandrovsky Parade Ground in St. Petersburg. The complex of transit prison buildings. Almanac of the Department of History and Theory of Architecture «Evolution of the historical urban environment: studies, modernity, prospects», Issue 1; SPBGASU, p 54–63. (in Russian)

Citation link

Rakova, N. N. THE DEVELOPMENT OF THE BUILT ENVIRONMENT IN THE VYBORG SIDE OF ST. PETERSBURG //Architecton: Proceedings of Higher Education. – 2019. – №1(65). – URL: http://archvuz.ru/en/2019_1/6 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 25.12.2018
Views: 145