Architecton: Proceedings of Higher Education №2 (66) June, 2019
Theory of architecture
Lamekhova Nataliya V.
PhD. (Architecture), Associate Professor, SubDepartment of Architectural Design.
Ural State University of Architecture and Art,
Russia, Yekaterinburg, e-mail: Lamekhova@mail.ru
FORMATION OF A HEALTHY ENVIRONMENT FOR EARLY CHILDHOOD EDUCATION
УДК: 725.573
Шифр научной специальности: 38.712
Abstract
Keywords: preschool educational institution, health-saving environment, landscaping
Введение
Дошкольные образовательные учреждения (далее ДОУ) за последнее десятилетия претерпевают массу изменений, в основном это касается поиска оптимальных решений по формированию структурной и средовой организации архитектурного пространства для дошкольного образования: Н.Б. Блохина, И.А. Брызгалова, Л.Т. Вихрова, А.А. Грашин, Г.М. Давыдова, С.Г. Змеул, А.О. Кадурина, Г.Б. Маркизова, Н.В. Михеева, Г.Н. Пантелеев, Л.Н. Пантелеева, В.А. Петровский, Н.А. Платохина, Л.А. Смывина, А.К. Чалдымов, Л.М. Чехова, Н.Н. Щетинина, Т. Эрнст, И.А. Брызгалова А.В. Долгов, Н.Н. Карасев, Н.Б. Мельникова, Е.Б. Сычева и др. Некоторые эстетические аспекты, касающиеся организации территории ДОУ, были рассмотрены в работах А.А. Кузнецовой, И.В. Ждановой, Е.В. Малышевой и др.
В современном мире, в частности в городах, жизнь ускоряется, предъявляя все больше требований; это касается и детей. Наряду с общей тенденцией по развитию общешкольного образования, возросшей нагрузки на учеников увеличивается информационный поток и на детей дошкольного возраста. Воспитанники часто и много занимаются в ДОУ, где архитектурно-планировочные особенности не всегда позволяют в полной мере «выплеснуть» накопившуюся усталость, что приводит к частой утомляемости и возросшему риску заболеваний. «Детская субкультура – огромный мир, живущий по своим законам, не всегда понятным взрослым. Дошкольник стремится к активным действиям, общению, самовыражению, ярким впечатлениям» [3, с. 11]; удовлетворение потребностей воспитанников является первостепенной задачей ДОУ. Однако это не всегда можно сделать в стенах здания. Большим преимуществом в этом отношении обладает прогулочная территория, на ней дети чувствуют себя более свободно, имеют возможность бегать, прыгать, играть. К сожалению, при проектировании прогулочных территорий реализуются не весь потенциал, которым могли бы обладать площадки. В последнее время любому архитектору известно, что отечественная практика благоустройства территории ДОУ отличается весьма узким типологическим рядом игровых элементов. Дети, так же как и взрослые, стремятся, с одной стороны, к бóльшему комфорту, а с другой – активно включают в свою игровую деятельность элементы естественной среды обитания (поляны, деревья, кусты, холмы и т.д.). В этом отношении большую роль может оказать работа по созданию здоровьесберегающей среды на территории ДОУ. Под понятием здоровьесбергающая среда понимается гибкое, развивающееся архитектурное пространство участка, способствующее укреплению здоровья воспитанников с возможностью проявления разных видов активности и достижением их благоприятного психоэмоционального состояния.
Цель работы заключается в том, чтобы систематизировать и обобщить современный опыт проектирования территории ДОУ. Для этого необхожимо:
– рассмотреть современную планировочную организацию и функциональное зонирование территории;
– изучить ландшафтные игровые элементы, малые архитектурные формы, оборудование отдельных элементов здания, способствующих формированию среды, отвечающей требованиям здоровьесберегающего архитектурного пространства.
Методология исследования включает: анализ графических материалов отечественного и зарубежного опыта; изучение научных трудов, справочных, методических нормативных документов; экспериментальное проектирование, моделирование.
Типология зданий ДОУ динамично развивается. Разные формы организации занятий с целью обеспечении современного учебно-воспительного процесса способствуют развитию внутренней структуры разных групп помещений. Под влиянием социально-экономических, административных и иных факторов идет обновление объемно-планировочных структур и отдельных элементов зданий, таких как эксплуатируемая кровля, имеющая натуральное покрытие. Она может представлять собой часть игровой зоны (горизонтальная поверхность на кровле, либо часть пологого спуска, переходящего в плоскость земли). Далее приведен ряд примеров по использованию пространства кровли: искусственно воссозданные и вложенные структуры (рис. 1). Искусственно воссозданные архитектурные объемы с элементами скатных кровель, склонов (стрелка слева) могут быть озеленены либо выложены из разных строительных материалов (камень, дерево, комбинированное использование нескольких видов материалов), которые так или иначе могут быть частью благоустройства территории с целью проведения разного рода мероприятий на открытом воздухе. Здания-холмы, вземленные объекты представляют собой структуры, которые активно используют рельеф участка. В процессе геопластики могут быть восстановлены естественные рельефы участка, а также сделаны новые формы с защитными функциями. Такой подход при создании территории идет на благо детям.
Рис. 1. Варианты развития кровельных пространств (возможные пути использования кровельной части в дошкольном учреждении) [12]
В Швеции, Австралии, Канаде и Соединенных Штатах наблюдения за детьми на школьных площадках (дети в США идут в школу с 5 лет), где уголки естественной природы перемежаются с техническим оборудованием, засвидетельствовали, что в зеленых зонах дети склонны к творческим играм. Одна из таких работ показала, что чем больше на школьном дворе природы, тем больше дети в играх проявляют фантазии и воображения, при этом мальчики и девочки участвуют в них на равных. В другой работе отмечено, что в таких условиях детям свойственно больше удивляться [7, с. 122]. Это подтверждает тот факт, что наряду со стационарным оборудованием должно быть больше естественных природных форм либо искусственно воссозданных.
Данный факт подтверждает тенденцию создания более естественной среды обитания, которая присуща человеку как биологическому виду, и способствует росту здоровьесберегающего потенциала территории ДОУ с позиции проявления физической и творческой активностей детей. Учитывая данное обстоятельство, стоит рассмотреть более подробно функциональные зоны ДОУ.
Расположение участка ДОУ, его конфигурация напрямую зависят от градостроительного решения и размещения в городской структуре. В отечественной практике градостроительного проектирования выделяется три типа расположения ДОУ на участке (отдельно стоящие, встроенно-пристроенные, встроенные в жилой дом, либо в общественный центр (многофункциональный жилой комплекс, досуговый центр), либо скооперированные со зданием школы). Функциональный состав зон для ДОУ (общего типа) определен соответствующими нормативными документами. Выделяются следующие зоны, входящие в состав участков под застройку ДОУ:
– зона входа (может быть одна или две, расположенные с разных сторон участка);
– хозяйственная зона (с отдельным въездом на участок);
– игровые площадки на территории (в том числе располагаемые на эксплуатируемых кровлях ДОУ), которые следует разграничивать по возрастным группам;
– площадка для занятий физкультурой (одна площадка площадью 250 м2, для ДОУ свыше 150 мест – две площадью 250 м2 и 150 м2).
– тематические игровые площадки, обучающие правилам дорожного движения;
– дорожно-тропиночная сеть.
Зона входа обычно граничит с размещением гостевой парковки и входом на территорию ДОУ. В России размещение гостевых и служебных парковок на территории ДОУ запрещено нормативными документами: «Не допускается располагать на участках ДОУ, а также встраивать и пристраивать непосредственно к зданиям ДОУ надземные и подземные сооружения закрытых и открытых автомобильных стоянок (гаражей-стоянок)» [8]. Подобная ситуация приводит к переполненной служебной парковке, а также к появлению неофициальных стоянок в пешеходной зоне около детского сада. Обеспечение ДОУ парковками для персонала, родителей, посетителей, аварийных и служебных автомобилей могло бы создать условия для формирования безопасной среды для пешеходов, особенно для детей в зоне входа на территорию ДОУ.
В зарубежной практике в некоторых случаях встречается размещение парковки под прогулочной территорией ДОУ и даже под зданием. Примером этому может служить Центр по присмотру и уходу за детьми в Китае (рис. 2).
Рис. 2. Пример подземной парковки, находящейся на территории центра по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста в Китае. Проектная мастерская LEE Anchieh and Du Zhenwei [9]
В отечественной практике теоретически тоже можно предположить обустройство парковки под территорией игровых, хозяйственных и спортивных площадок, поскольку парковки имеются в подземном уровне жилых дворов. Исходя из этого, можно выделить альтернативный вариант традиционной открытой парковки (наземной), размещаемой вне территории ДОУ – это подземная парковка с эксплуатируемой кровлей. Подземный паркинг способствует сокращению транспортных проблем, созданию безопасного дорожного движения.
Хозяйственная зона, как правило, примыкает к зоне входа, имеет связь со служебной парковкой. Учитывая ее унитарный характер, можно предложить некоторую маскировку за счет незначительного понижения рельефа участка по отношению к объему здания и другим функциональным зонам. Понижая рельеф в хозяйственной зоне, можно обеспечить комфортные условия разгрузки продуктов, так как обычно здание с этой стороны имеет высокий цоколь (дебаркадер).
Игровые площадки. Разнообразие окружающего ландшафта делает игру более интересной, позволяет детям расширять границы своих возможностей. Дизайн игровых площадок направлен на поощрение творческих игр в среде, связанной с природными системами, изменяющимися в зависимости от сезона [6].
Особое значение имеют игровые площадки на территории существующих и проектируемых ДОУ. А.А. Кузнецова, И.В. Жданова и Е.В. Малышева отмечают, что, с точки зрения формирования современной эстетически-комфортной среды на территории ДОУ, есть ряд проблем, связанных «с наличием однотипных площадок и недостаточным разнообразием территории; дефицитом игровых, развивающих и учебно-опытных площадок, низким уровнем функционального разнообразия среды на территории ДОУ, а также недостатком мест пассивного отдыха с навесами» [5, с. 86]. Эти проблемы можно решить даже при нахождении ДОУ в стесненных градостроительных условиях. Рассмотрение примеров международного опыта позволило выявить ряд архитектурных приемов и средств, способствующих созданию здоровьесберегающей архитектурной среды, повышающих потенциал игровой площадки.
• Использование элементов ландшафта при благоустройстве участка. Для поддержания здоровьесберегающей среды необходимо задуматься о формировании зон с позиции организации ландшафта. «Ландшафт» из нем. Landschaft, вид местности, от Land – земля и schaft – суффикс, выражающий взаимосвязь, взаимозависимость. Дословно может быть переведен как «образ края» [1]. Понятие «ландшафт» более нагружено содержанием, чем «территория», главной характеристикой которой выступает размер. Ландшафт насыщен материализованными в нем событиями природного и социального мира, он сотворен и предметен. Поэтому столь важно искусственно формировать элементы живой природы. На рис. 3 приведены примеры создания малых архитектурных форм на детской игровой площадке за счет изменения земляных масс.
Рис. 3. Примеры создания малых архитектурных форм на детской игровой площадке [12]
Заглубленная часть территории может нарушать единство плоскости земли, оставаясь при этом неотъемлемой частью окружающего пространства. Заглубив часть плоскости, можно выделить более интимную (тихую) зону в пределах одного участка или территории в целом. Подъем на возвышение выражает экстравертный характер и значение пространства, а спуск вниз придает ему интровертность, намекая на его защитные и укрывающие свойства.
Контраст по форме, геометрии или ориентации тоже может визуально усиливать индивидуальность и независимость утопленного поля от окружающего пространственного контекста.
• Использование элементов природы в игровых целях. Это старые стволы деревьев, живые кустарники, искусственные водоемы, которые повышают информационный потенциал и вносят разнообразие в формирование пространства игровой площадки (рис. 4).
Старые стволы деревьев могут быть задействованы и в экспериментальной деятельности детей. Преимущество этих элементов в том, что они могут представлять игровой комплекс, как для группы детей, так и для нескольких групп одновременно (во время проведения общих праздников), их нужно закладывать на этапе проектирования по всему периметру территории ДОУ. Использование в играх воды – как водопроводной, так и дождевой – способствует объединению детских коллективов, стимулирует воспитанников к экспериментированию (рис. 5).
Рис. 4. Пример организации прогулочного пространства из природных элементов на территории дошкольного учреждения [11]
Рис. 5. Пример благоустройства ландшафта для игр с водой на прогулочном участке (справа).
Пример игрового оборудования, выполненного из природных материалов для прогулочного участка (слева) [12]
• Размещение здания на участке с учетом максимального приближения прогулочных зон к входным группам. Формирование прогулочных площадок с максимальным приближением участков к входным элементам в дошкольное учреждение позволяет использовать прием «приближения к природе», который близок к параметрам жилой ячейки индивидуального жилого дома.
Пример дошкольного учреждения в Лондоне с расположением прогулочных участков при выходе из группы представлен на рис.6. Входной элемент тграет роль коммуникационного узла – распределителя, а также игрового модуля в виде горки с канатным спуском. Идея приближения прогулочного участка к выходу из группы способствует формирования у детей чувства собственности и принадлежности данного объекта к определенной группе, приближает природные элементы к групповым ячейкам.
Рис. 6. Детский сад в Лондоне. Арх. бюро Built Engineers [2]
Ввиду того, что необходимо предусматривать пожарные проезды вокруг всего здания ДОУ, такое решение в чистом виде применить в отечественной практике невозможно, так как будут нарушены нормативные документы. Но примыкать веранды и коммуникации непосредственно к зданию можно. «Допускается предусматривать пристроенные к зданию ДОУ теневые навесы в виде крытых террас или остекленных веранд, а также террас, трансформируемых в веранды с раздвижными элементами покрытий и вертикальных ограждающих конструкций, согласно 3.9, 3.10 СанПиН 2.4.1.3049-13. При этом теневые навесы не должны сокращать необходимую освещенность помещений групповых ячеек» [8]. Между тем, здания ДОУ относятся к классу пожарной опасности Ф1.1, т.е. помещения в этих зданиях, как правило, используются практически круглосуточно, в зданиях имеются спальные помещения, что в итоге может создать специфические условия при эвакуации детей во время чрезвычайной ситуации. Класс пожарной опасности в данном случае предопределяет наличие пожарного подъезда со всех сторон (круговой объезд). Каким образом тогда можно использовать этот прием?
Вокруг всего здания необходимо оставить отступ для пожарной машины из расчета: 1,0 м отмостка + 4 м газон + 3,5 м зона проезда пожарной машины с уплотненным покрытием, итого 8,5 м – это то расстояние от здания, на котором не следует размещать стационарное игровое оборудование (рис. 7).
![]() | ![]() |
Рис.7. Фрагмент плана групповой ячейки со встроенным помещением веранды (слева).
Схема сечения участка с обозначением пожарного проезда (справа)
Подобные варианты находят применение на практике, но очень неактивно. Элементы фасадной части детского сада в Лондоне (рис. 6) вполне применимы и в условиях отечественного опыта с учетом организации пожарного проезда (рис. 7).
Площадка для занятий физкультурой и тематические игровые площадки могут располагаться по соседству с другими площадками ДОУ. В дополнение к основным зонам может появиться экологическая тропинка как связующий элемент перечисленных зон.
На общей физкультурной площадке рекомендуется предусматривать зеленую лужайку для подвижных игр, кольцевую или прямую беговую дорожку, ямы для прыжков в длину, площадку для командных спортивных игр. Габариты площадки для командных игр в составе общей физкультурной площадки ориентировочно принимаются 6×9 м.
В составе игровой зоны в соответствии с технологическим заданием допускается предусматривать солярий, парк крупноразмерных игрушек, лыжню, зимний каток, велосипедную дорожку, площадку для изучения правил дорожного движения.
Площадка для занятий физкультурой может размещаться на кровле здания ДОУ.
Наличие экологической тропы на территории ДОУ – элемент не обязательный, но желательный. «Экологическая тропа в образовательном учреждении – это место приобретения знаний и пропаганды правильного поведения в природном сообществе... Правильно организованная природоохранная деятельность на экологической тропе позволяет раскрыть воспитанникам их творческие способности, соединить умственные и физический труд по изучению, оценке состояния и охране природы родного края, что дает возможность применять знания по экологии, биологии, географии, химии, физике на практике» [10, с. 4–10]. Все чаще экотропы организуют на территориях дошкольных учреждений. Их основными отличиями от троп в рекреационных зонах является малая протяженность, компактность и насыщенность тематическими площадками. Основные функции экотроп в дошкольном учреждении – познавательная, развивающая, тренинговая. На таких маршрутах часто устраиваются зоны игр с водой и песком, ландшафтные амфитеатры, аптекарские огороды, цветники и т.д. [4, с. 119]. Проектирование экологических тропинок возможно не только по периметру здания, но и на части кровельных пространств. Они могут переходить в склон, быть частью ограждающих конструкций (стен), входных групп на территории ДОУ.
Дорожно-тропиночная сеть представляет собой горизонтальную коммуникацию для быстрой связи основных функциональных зон, размещаемых на территории ДОУ. Может быть включена в состав экологической тропы.
Заключение
Приведенные приемы и средства не решают всех проблем, а лишь частично помогают в решении конкретных вопросов, касающихся благоустройства территории в рамках решения задач здоровьесберегающей среды на территории ДОУ. Примеры из международного опыта свидетельствуют о заинтересованности в формировании современного гибкого, развивающегося архитектурного пространства для воспитанников.
Выявленные архитектурные приемы и средства обустройства участка здания ДОУ должны обеспечивать защиту от неблагоприятных внешних воздействий, обладать рядом качественных характеристик по формированию благоприятной здоровьесберегающей архитектурной среды.
References
1. Landscape[Online]. Wikipedia. Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/Ландшафт (in Russian)
2. Kindergarten in London[Online]. Available at: http://www.erectarchitecture.co.uk/projects/2-c-education.html (in Russian)
3. Evdokimova, Е.S. (2008) Design Technology at a Children's Educational Institution. Мoscow: Sfera. (in Russian)
4. Kasper, N.V. (2017) Preschool Children's Ecological Pathway. Architecture and Building Construction in Russia, No.1, p. 118-119. (in Russian)
5. Kuznetsova, А.А., Zhdanova, I.V. and Malysheva, E.V. (2018) Development of an Esthetically Comfortable Environment at Educational Institutions. Bulletin of Samara Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. Social, Humanaties, Medico-Biological Sciences, No.2, Vol. 20, p. 81-88. (in Russian)
6. Meseneva, N.V. and Milova, N.OP. (2017) Tendencies in the Deisgn of Children's PLaygrounds in a Modern Urban Environment. Fundamental Research, No. 12-1, p. 74-79. (in Russian)
7. Osorina, M.V. (2007) The Secret World of Children in the Adult World's Space. Saint-Petersburg: Rech. (in Russian)
8. SP 252.1325800.2016. Preschool Children's Educational Instituion Buildings. (in Russian)
9. Preschool Child Care Center in China [Online]. Available at: https://www.archdaily.com/777047/shenkeng-childrens-playground-lrh-architect-and-associates
10. Ecological Pathway as One of the Forms of the Educational and Personal Development Process. Biryuch: MOU DOD SUN, 2011. (in Russian).
11. New playground brings families together [Online]. Available at: https://earthwrights.co.uk/case-study/new-playground-brings-families-together/
Citation link
Lamekhova, N.V. FORMATION OF A HEALTHY ENVIRONMENT FOR EARLY CHILDHOOD EDUCATION [Online] //Architecton: Proceedings of Higher Education. – 2019. – №2(66). – URL: http://archvuz.ru/en/2019_2/7/
Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная