Architecton: Proceedings of Higher Education №4 (72) December, 2020
History of architecture
Nianchen Ren
PhD. (Architecture), Associate Professor.
Nanotong University
China, Nantong, e-mail: rennianchen@gmail.com
METALLIC ARCHITECTURE OF CHINA IN LATE MIDDLE AGES: TYPOLOGY AND ARTISTRY
УДК: 72.03
Шифр научной специальности: 85.113(3)
DOI: 10.47055/1990-4126-2020-4(72)-12
Abstract
Keywords: temple architecture of China, pagodas, metallic architecture
Начиная с эпохи Шан (1600–1046 г. до н.э.) техника бронзового литья в Китае получает большое распространение в архитектуре. Металлические элементы в деревянных строениях высокого ранга выполняли как конструктивную, так и декоративную функцию. В течение эпох Суй (581–618 г. н.э.) и Тан (618–907 г. н.э.) с постепенным совершенствованием возведения деревянных конструкций уже не требовались вспомогательные металлические элементы, которые в архитектурном декоре со временем заменяет полихромная роспись, глазурованная керамика, резьба по камню и кирпичу. Однако художественное литье из бронзы и чугуна продолжает использоваться в архитектуре, но не столько в виде отдельных конструктивных и декоративных элементов, а особенно, начиная с эпохи Сун (960–1279 г. н.э.), в виде отдельных металлических сооружений, а также монументальной скульптуры.
Буддийские пагоды были первыми, выполненными из металла архитектурными постройками. Сохранившиеся образцы относятся к периоду правления династии Сун, в это время они были уже достаточно широко распространены. Отдельные детали таких пагод отливали из чугуна, а затем собирали в единое целое.
Обычно пагоды были полые внутри. С древних времен, хотя техника бронзового литья в Китае была достаточно распространенной, изделия из медных сплавов ценились очень дорого, поэтому уже со времени Сун китайцы широко использовали чугунное литье, так как железо было легче получить и обработать. Из-за ограничения прочности конструкции и материалов первые металлические пагоды имели достаточно тонкие стенки и были невысокими. В период правления династии Мин конструкция металлических пагод претерпевает изменения. Несмотря на то, что пагода по-прежнему была полой, внутри стенки стали выкладывать кирпичом, таким образом, железные плиты в виде облицовки располагалась снаружи. Это увеличило устойчивость и позволило выдерживать нагрузки перекрытий. В результате появилась возможность увеличения высоты и диаметра конструкции, а также возведения таких пагод, на которые можно подниматься. Важно отметить, что в металле отдельные архитектурные элементы пагоды в рельефе имитировали общую структуру деревянных конструкций, визуально воспроизводя привычный архитектурный облик, а также включая в композицию традиционный для буддийских сооружений декор. На каждой грани пагоды могли располагаться буддийские орнаментальные мотивы (лотосы, ваджра и др.), рельефы с образами Будд и бодхисаттв, а также имена мастеров, которые создавали пагоду и имена верующих, внесших пожертвования на ее строительство.
Уже в период Средней Мин (1368–1644 г. н.э.) пагоды, отлитые из бронзы и чугуна, становятся необычайно востребованными, поскольку сам материал, наделенный в символическом восприятии большей сакральной и репрезентативной значимостью, свидетельствовал о ценности сооружения. Формы таких пагод были изящны, техника исполнения совершенной, а декоративное оформление изысканным.
Замечательным примером является пагода Фучансы в городе Сянъяне, построенная в эпоху Мин (рис. 1). В технике литья здесь также имитируются объемные деревянные кронштейны доугуны, а в рельефах – деревянные створки дверных и оконных проемов с решетчатыми панелями, традиционным облачным орнаментом и изображениями цветов лотоса, пеона, а также образами драконов и фениксов. В нишах располагались фигуры сидящих Будд, а вокруг – горельефные изображения бодхисаттв. Таким образом, в металлических пагодах полностью повторялся внешний облик пагод, построенных из дерева, кирпича и камня. Прием переноса конструкций и декора из построек, выполненных из традиционно исторически использовавшихся материалов, в архитектуру с применением нового материала со своими, отличающимися физическими и художественными возможностями, характерен для всех цивилизаций. Здесь срабатывает своеобразный консерватизм визуального восприятия, не исключением является и архитектура металлических пагод Китая.
Рис.1. Железная пагода монастыря Фучансы Эпохи Мин в г. Сяньян
Неизменным и обязательным символическим элементом пагод оставалось символическая конструкция завершения кровли (таша), которое в пагодах, построенных из разных материалов, старались всегда отливать из металла. Металлические таша в период позднего Средневековья подразделялись на два основных вида: к первому относились так называемые древовидные таша и таша в форме тыквы-горлянки, ко второму типу – таша в виде небольшой ступы. Поскольку сама пагода в странах юго-восточной Азии являлась прообразом ступы в Индии, то, естественно, в своих формах и символике она обращается к первоисточнику, однако в процессе развития на национальной почве ее отдельные части претерпевают изменения. Первоначально таша состояла из таких элементов как основание – Львиный трон с тринадцатью дисками и шпилем, увенчанным жемчужиной и пламенем. Центральная часть таша могла иметь вид стилизованного дерева, тыквы-горлянки или вазы.
Древовидные таша характерны для начального периода правления династии Сун, они просуществовали до периода правления династии Юань. В процессе развития исчезают отдельные элементы и появляются другие: в первую очередь исчез Львиный трон, а к эпохе Ранней Мин остались только купол и диски над ним. В период Средней Мин древообразные таша были полностью заменены на таша в форме тыквы-горлянки (рис. 2). Таша на тибетских пагодах в период правления династии Юань всегда имели вид миниатюрных ступ, например Белая пагода монастыря Мяоин-сы династии Юань в Пекине. Таша на ней состоял из фундамента, корпуса в виде вазы, трех ярусов дисков и драгоценной жемчужины, все части были полностью покрыты позолотой. К периоду правления династии Цин декоративные миниатюрные ступы были заменены элементами в форме полумесяца (янъюэ), драгоценными жемчужинами и пламенем (хоянь) (рис. 3).
Рис. 2. Таша пагоды монастырей в эпоху Мин
Рис. 3. Таша тибетской пагоды эпохи Мин-Цин
В период правления династий Мин и Цин возводятся храмы, построенные полностью из металла. Их называли медными или золотыми, хотя, строго говоря, они строились из позолоченной латуни. На сегодняшний день, самым древним медным храмом считается храм Уданшань, построенный на 11 год правления династии Юань под девизом Дадэ (1307) (рис. 4). Изначально из металла возводили даосские храмы. Архитектурная форма медного храма, которая была популярна в эпохи Мин и Цин, произошла от возведенного в 1418 г. золотого храма даосского монастыря Тайхэгун на горе Уданшань. Его существенным отличием от золотых храмов династии Юань является то, что храм монастыря Тайхэгун представлял собой настоящее металлическое архитектурное сооружение, а золотые храмы династии Юань были больше похожи на ниши со статуями божеств. Золотой храм монастыря Тайхэгун возведен на гранитном стилобате, длина его фасада составляет 4,4 м, глубина 3,2 м, а высота 5,5 м (рис. 5).
Рис. 4. Медный зал Эпохи Юань на горе Удан
Рис. 5. Медный храмовый зал Монастыря Тайхэгун Эпохи Мин на горе Удан
Сооружение венчает двухъярусная четырехскатная крыша. Архитектурные элементы здания полностью воспроизводят деревянные сооружения, имитируют деревянные конструкции и декор. Крыша покрыта медной черепицей с установленными на ней декоративными элементами чивэнь (скульптурное завершение поперечного конька) и цзишоу (фигурки животных и мифологических существ, располагавшихся на диагональных коньках). На медных балках нанесены рельефы, имитирующие резьбу по дереву и полихромную роспись. В интерьере медного храма потолок оформлен кессонами. Колонны и пол также выполнены из меди и покрыты позолотой. После завершения строительства золотой храм монастыря Тайхэгун стал своего рода эталоном для возведения такого рода медных сооружений. В эпоху Мин по всей стране было построено большое количество медных храмов, они повторяли общую композицию храма Тайхэгун, но не копировали, а варьировали ее. Иногда использовали четырехскатную полувальмовую крышу, иногда возводили храм в виде двухэтажного терема. К Поздней Мин золотой храм стал обязательным сооружением в больших храмовых комплексах, посвященных даосскому божеству Чжэньу (сооружения для почитания мифического императора Чжэньу). Такие храмы в основном выполняли символическую роль, а не являлись достаточно вместительными для проведения богослужений, как в храме монастыря Тайхэгун.
Технология возведения медных храмов в эпоху Цин уже была полностью отработана, поэтому медные сплавы широко использовали в сооружениях тибетско-буддийской архитектуры, так как это направление буддизма было государственной религией, принятой правящей маньчжурской династией. Наиболее выдающимися примерами металлической архитектуры времени Цин является павильон Баоюньгэ в парке Ихэюань в Пекине (рис. 6) и не сохранившийся павильон Цзунцзингэ в дворцово-парковом комплексе Бишу Шаньчжуан («Горное убежище от летнего зноя») в городе Чэндэ. Все элементы павильона Цзунцзингэ, включая пол, были отлиты из медного сплава и украшены изящными узорами. Однако, к глубочайшему сожалению, в 1944 г. это здание было разрушено японскими захватчиками.
Рис. 6. Медный храмовый зал «Баоюньгэ» и Медный храмовый зал «Цзунцзингэ»
На основе изложенного можно заключить, что использование бронзового и чугунного литья в архитектуре, начинается с возведения буддийских пагод в эпоху Сун, но широкое распространение металлическая архитектура различных типов получила в эпоху Мин. В это время из латуни и чугуна отливали пагоды, даосские храмы и садовые павильоны. Все архитектурные сооружения копировали деревянные прототипы с передачей конструктивных особенностей и декора. Если говорить об эволюции металлической архитектуры от эпохи Сун до элохи Цин, то следует отметить тенденцию к стандартизации декора в нерелигиозных постройках. Со временем орнаменты становились более изящными, а композиции более насыщенными. Что касается религиозных построек, то в аспекте конструкции и декора металлические таша на традиционных буддийских пагодах к эпохе Цин по сравнению с предыдущими эпохами также упростились, но это не касалось тибетско-буддийских пагод, сложность и роскошь оформления которых сохранились во всем. Медные павильоны, используемые в даосских храмовых комплексах, являлись скорее примером технико-технологических возможностей эпохи этого периода, нежели памятниками, демонстрирующими новые художественные достоинства архитектуры. Следует отметить, что в технике литья не было создано каких-то конструктивных и декоративных новаций, но ее технологические возможности позволяли передать в мельчайших деталях все особенности деревянных прототипов. Использование металла, который был дорогим материалом, лимитировало размеры архитектурных сооружений, но придавало постройкам большую репрезентативность и сакральную значимость.
References
1. Lou Qingxi (2011). Five books on the decoration of ancient Chinese architecture. Beijing: Tsinghua University. (in Chinese)
2. Zhang Jianwei (2015). Research on Ancient Chinese Metal Architecture. Nanjing:South-East University. (in Chinese)
3. Wu Qingzhou (1994). Research on the kinds of Tasha of Chinese Budhhist Pagodas(part 1). Traditional Chinese Architecture and Gardens,No.4,p.21-28. (in Chinese)
4. Wu Qingzhou (1995). Research on the kinds of Tasha of Chinese Budhhist Pagodas(part 2). Traditional Chinese Architecture and Gardens,No.1,p.13-17. (in Chinese)
5. Wang Fuzhun (2007). Ancient large iron Pagodas and large iron Tasha of ancient Pagodas. Foundry Equipment Research,No.6,p.45-54. (in Chinese)
6. Wang Fuzhun (2013). Ancient large copper Pagodas and large copper Tasha of ancient Pagodas. Foundry Equipment and Technology,No.2,p.60-66. (in Chinese)
Citation link
Nianchen R. METALLIC ARCHITECTURE OF CHINA IN LATE MIDDLE AGES: TYPOLOGY AND ARTISTRY [Online] //Architecton: Proceedings of Higher Education. – 2020. – №4(72). – URL: http://archvuz.ru/en/2020_4/12/ – doi: 10.47055/1990-4126-2020-4(72)-12
Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная