Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №3 (75) September, 2021

History of architecture

Blatova Olga Yu.

PhD. (Art Studies). Associate Professor of the Department of Architecture and Reconstruction of the Urban Environment. 
Novosibirsk State University of Architecture and Civil Engineering.
ORCID: http://0000-0003-1726-2261 

Russia, Novosibirsk, e-mail: 9059849359@mail.ru

THE ROLE OF THE CIVIL ENGINEER IVAN NOSOVICH IN THE DEVELOPMENT OF ARCHITECTURE AND PLANNING IN SIBERIA IN THE LATE 19TH– FIRST THIRD OF THE 20TH CENTURY

УДК: 72:929
DOI: 10.47055/1990-4126-2021-3(75)-11

Abstract

The article reconstructs the biography of the civil engineer I.F.Nosovich, whose professional activity unfolded in the Altai District at the end of the 19th – early 20th century. This study gives an insight, for the first time ever, into the techniques and methods characteristic of the architect's creativity, enables the creative heritage of this specialist to be viewed from a new perspective and restores the significance of the specialist in the development of architecture and urban planning in the region.

Keywords: biography, civil engineer, I. F. Nosovich, regional architecture, Altai district

Цель статьи – введение в научный оборот доныне неизвестных сведений о жизни и особенностях профессиональной деятельности гражданского инженера И. Ф. Носовича, творческое наследие которого стало предметом настоящей статьи. Впервые публикуются различные материалы: чертежи, отчеты, техническая документация, – которые позволяют более полно представить вклад, внесенный архитектором в жизненную и культурную среду Алтайского округа рубежа XIX–XX вв., и обогатить художественную культуру русской провинции.

При изучении архитектуры и градостроительства Алтайского округа конца XIX – начала XX в. И. Ф. Носович предстает как квалифицированный специалист и общественный деятель. На основе анализа многочисленных источников – от энциклопедий Алтайского края и Барнаула до научных трудов C. Н. Баландина, А. П. Долнокова, В. А. Скубневского, В. С. Петренко и др. – выяснилось, что профессиональная биография архитектора представлена лишь краткой информацией, в то время как его деятельность в Сибири протекала в течение довольно длительного периода. Обнаруженные лакуны профессиональной деятельности объясняются тем, что глубокого биографического исследования его жизни и деятельности ранее не проводилось1. Изученные архивные сведения позволяют утверждать, что в Алтайском округе в конце XIX – начале XX в. архитектор И. Ф. Носович был ведущим специалистом, и каждый выявленный факт о его жизни и работе представляет собой ценный вклад в историческое и архитектурное наследие провинции.

В опубликованных ранее энциклопедических источниках биография И. Ф. Носовича представлена краткой справкой и небольшим списком архитектурных проектов2, что подтолкнуло к более детальному их изучению и проверке – потребовалась длительная работа с фондами Центрального государственного исторического архива Санкт-Петербурга (ЦГИА СПб) и Государственного архива Алтайского края (КГКУ ГААК). В результате установлено точное имя архитектора – Иван-Каликст Феодосиевич-Каземирович Носович, родился 14 октября 1862 г. в г. Ровно Волынской губернии в обедневшей дворянской семье3, начальное образование получил в Ровенском реальном училище (1874–1883). Профессиональную подготовку будущий архитектор получил в Институте гражданских инженеров (Санкт-Петербург) в 1884–1889 г. 28 мая 1889 г. он получает диплом с присвоением звания гражданского инженера I разряда4 (рис. 1).

Рис. 1. И. Ф. Носович на общем фото. Фрагмент. Дата и место съемки неизвестны. Публикуется впервые.
Источник: Государственный музей истории литературы, искусства и культуры Алтая. Ящик 24. ОФ. 910 (1910 г.)

Считалось, что окончив обучение, И. Ф. Носович сразу же получил назначение в Хабаровск, однако установлено, что в 1889 г. он работал чертежником при Институте гражданских инженеров. Затем, по прибытии в Хабаровск в 1890 г., получил назначение в управление приамурского генерал-губернатора, где работал до 1893 г.5 Единственный значительный проект, отмеченный памятным подарком и зафиксированный документально, – триумфальные арки и украшение города к приезду цесаревича Николая Александровича, будущего императора Николая II6 . Из Хабаровска И. Ф. Носович в должности старшего архитектора переводится в Семипалатинск на должность архитектора7, совмещая ее с должностью инженера, затем, начиная с июля 1897 г., занимает должность заведующего ирригацией Семипалатинской области8. Причины его желания сменить место службы с Семипалатинска на Алтайский округ не установлены, но вывяленный в архиве документ указывает на то, что на новое место службы И. Ф. Носович переехал уже с женой и 3-летней дочкой.

Скудные сведения и немногочисленные атрибутированные объекты ранее не позволяли полноценно говорить о творческом наследии И. Ф. Носовича, имя архитектора практически забыто в истории отечественной архитектуры. Поэтому нашей задачей стало достойное представление труда И. Ф. Носовича как специалиста, архитектурный талант которого максимально раскрылся в Сибири. Приведенные в статье объекты зафиксировали авторский стиль И. Ф. Носовича, который тяготеет к эклектичному направлению с элементами, присущими западной католической культуре. В постройках архитектора, подобно работам петербургского архитектора И. О. Китнера, прослеживаются черты «кирпичного стиля», оформление фасадов и композиционные решения Католического костела, здания 4-классного городского училища № 1 и Городской думы Барнаула во многом перекликаются с Городком Сан-Галли в Санкт-Петербурге (арх. В. Р. Курзанов). В деревянных частных постройках И. Ф. Носовича угадываются модернистские мотивы, но большинство проектов практически полностью утрачено и существует только в виде чертежей. Единственный «сохраненный» авторский деревянный проект – дом архитектора И. Ф. Носовича, перенос и реставрация которого превратили его в памятникообразный новодел.

Стилистически застройка Сибири в XIX в. проходила в традициях классицизма, эклектики. В Барнауле под руководством первого профессионального архитектора А. И. Молчанова, работавшего в 1765–1824 гг., формировались ансамбль Демидовской площади, горная аптека, канцелярия Колывано-Воскресенского завода, сереброплавильного завода и фабрики. В традициях классицизма работали архитекторы Я. Н. Попов (1802 – после 1852 г.), Л. И. Иванов (1803–?), И. Н. Шрейбер9, архитектор Алтайских заводов, управляющий Колывано-Воскресенскими заводами И. М. Злобин (1818–1885)10, после которого постоянного специалиста-архитектора в Алтайском округе не было вплоть до 1899 г.

В 1899 г. в должности техника по строительной и дорожной части Алтайского округа утвержден И. Ф. Носович11, который сразу же включился в работу. Первым известным объектом его надзорной деятельности стал Народный дом в Барнауле (проект арх. И. П. Ропета), в строительстве которого был задействован с разрешения Кабинета Её императорского величества фундамент сгоревшего здания тюрьмы. По проекту главный фасад имеет асимметричную форму с четким решением в русском стиле XVII в. с характерными деталями: декорированными башенками в форме кокошников и имитацией башни увеличенного объема с конической крышей, наличниками, витыми колонками, «плетенкой». Окна обрамлены рельефной резьбой по камню, крупные окна 3-го этажа решены в венецианском стиле, что органично влилось в композицию главного фасада. При строительстве здание было лишено указанных в плане декоративных балконов с развитыми кронштейнами и балюстрадой, но в процессе реконструкции 1999–2007 гг. они были установлены. Сразу же после открытия в декабре 1900 г. Народный дом стал культурным и просветительным центром Барнаула, сегодня в здании располагается Государственная филармония Алтайского края.

По найденным документам установлено, что в 1899 г. И. Ф. Носович курировал работы в Салаирском имении и его округе: на Егорьевском промысле занимался строительством больницы12, в селе Кольчугинское выполнил проект дома помощника управляющего имением13. Чертежей или технической документации по данным объектам на сегодня не найдено. До настоящего исследования ни в одном из опубликованных источников не упоминалась работа И. Ф. Носовича в Новониколаевске, хотя в этот период поселок входил в Алтайский округ, и, следовательно, находился под надзором административной власти Барнаула. Так, в 1900 г. И. Ф. Носович был членом комиссии по введению в эксплуатацию лесопильного завода в Новониколаевске, занимался строительством домов для служащих этого завода, осуществлял ремонт здания существующей деревянной школы14, а также разработал проект и контролировал строительство школы и пожарного сарая15. Зимой 1901 г. в с. Колыванском И. Ф. Носович осуществлял надзор за ремонтными работами на «колоссальной фабрике» Колыванской шлифовальной фабрики и в квартире управляющего фабрикой16.

Итак, И. Ф. Носович активно работал в Алтайском округе. В 1903 г. он создал проект мужской и женской церковно-приходской школы Барнаула17, в 1907 г. разработал проекты прачечной и бани «при госпитале и богадельне»18 (рис. 2), где при кажущейся утилитарной практичности прослеживается авторский подход в решении фасада. На чертеже представлен разрез и главный фасад, который демонстрирует эклектичное решение с отсылками к классицизму. Это небольшое каменное здание, прямоугольное в плане, с ризалитом входной конструкции и люкарной, с логичной планировкой и простым геометрическим решением. Фасад здания подчеркнут архитектурным поясом и развитым карнизом, углы здания оформлены лопатками. Полуарочные, скорее с луковичной перемычкой, окна с одинарным замковым камнем встречаются и в более поздних проектах архитектора И. Ф. Носовича, являясь элементом его авторского стиля. Вальмовую крышу венчает кирпичная труба с выступающими элементами в форме «сухариков» с флюгаркой. Данный объект относится к наиболее ранним проектам И. Ф. Носовича и имеет ценность как уникальный сохранившийся памятник архитектуры Сибири.

Рис. 2. Проект прачечной при госпитале и богадельне. Барнаул.
Источник: КГУ ГААК. Ф. 50. Оп. 11. Д. 161

В 1907 г. по решению Барнаульской Городской думы И. Ф. Носовичу было поручено разработать проект трехэтажного каменного здания для 4-классного Городского училища № 1 (1907–1908 гг.)19 (рис. 3). Это каменное здание «кирпичного стиля» в плане имеет сложную форму, которая образует курдонер. Объемно-планировочное решение продуманно с учетом требований освещенности, предусмотренных для учебных заведений, окна расположены на юго-восток. Декоративное оформление сосредоточено на главном фасаде в виде элементов лицевой кирпичной кладки с применением локального кирпича, фризов, рапорты которых включают городки, зубчики, консольные арочки, фигурные кронштейны. Центральная часть главного фасада имеет три оконные оси, которые делятся фигурными лопатками, разделяющими фриз и карниз. Центральный вход имеет декоративно оформленный тамбур, который завершен аттиком, декоративными лопатками и накладными элементами. Фасад здания демонстрирует эклектическую направленность, близкую к западным образцам, что свойственно творчеству И. Ф. Носовича. Характерная особенность здания – высокие арочные окна 2-го этажа с замковым камнем и лучковые на 1-м и цокольном этажах. Окна двустворчатые с фрамугами, со стороны юго-восточного фасада – трехстворчатые с мелкой расстекловкой. Современная реконструкция здания в 2013 г. привела к полной утрате первоначального авторского вида и производит впечатление новодела: неоштукатуренные фасады первого этажа оштукатурены, второго – окрашены, установлены пластиковые окна. Постановлением правительства Алтайского края 28 февраля 2020 г. данному объекту присвоен статус памятника культурного наследия регионального значения20, однако в документации И. Ф. Носович как автор проекта не указан.

Рис. 3. Трехэтажное каменное здание для Городского училища № 1. Открытое письмо начала XX в.

В 1907 г. архитектор построил собственный деревянный дом, имевший впоследствии непростую судьбу: в связи с активной застройкой района в 1992–2006 гг. здание было разобрано и перенесено с ул. Чернышевского на ул. Анатолия с почти полной заменой исходных материалов на новые – стены дома лишь частично сохранили подлинные бревна. Это привело к значительной утрате первоначального вида, но, несмотря на это, зданию присвоен статус уникального памятника региональной архитектуры деревянного зодчества усадебного типа, решенного в стиле модерн21.

Рис. 4. Дом И. Ф. Носовича. Фото начала ХХ в. Источник: КГУ ГААК. Фотофонд № 11558
Современный вид. Фото О.Ю. Блатовой, 2009

В период массового переселения крестьян в Сибирь началось активное строительство церквей, приуроченное к 150-летию Алтайского округа. С 1901 по 1909 гг. в таких селах, как Романово (Чуйские пруды, 1901), Черновой, Верх-Каргадский (1903.), Николаевский, Полтава, Родино (а) (1904), Анисимовское (1906), Сорокино22 (1909) были построены церкви под техническим надзором И. Ф. Носовича.

В 1909 г. И. Ф. Носович спроектировал здание смешанной церковно-приходской школы23, а также стал автором проекта хоров в Димитровской церкви Барнаула (рис. 5). Церковь построена в 1831 г., в ее создании участвовали архитекторы А. И. Молчанов, Л. И. Иванов, Я. Н. Попов, росписью и иконостасом занимался академик живописи М. И. Мягков. Уникальная ротондовая церковь в классицистическом стиле построена с крупным основанием и с расположенными крестообразно ризалитами. Проект хоров И. Ф. Носовича демонстрирует лаконичное проникновение в сформированную внутреннюю среду храма: рисунок элементов ограждения хоров перекликается с дверной раскладкой в форме квадратов, в поддержку на стене созданы декоративные элементы той же формы с орнаментальным заполнением. Опорой для антресолей служат четыре колонны, подъем предусматривал винтовую лестницу. Композиционно решение хоров можно отнести к эклектике с элементами классицизма. В настоящее время является утраченным элементом храма.

Рис. 5. Проект Хоров в Димитровской церкви. Барнаул. 1909.
Источник: КГКУ ГААК. Ф. 50. Оп. 11. Д. 11

Одним из самых значительных культовых сооружений архитектора стал римско-католический костел Барнаула (1909–1913 гг.), расположенный в конце Московского проспекта (сегодня пр. Ленина) и ставший украшением города. Проект был утвержден в строительном отделении Томского губернского управления в июле 1909 г.24 (рис. 6). Перед нами здание из красного кирпича, в плане имеющее симметричную крестообразную форму, вход предусмотрен через тамбур, который по обе стороны отделен небольшими помещениями, в левой части установлена винтовая лестница для подъема на колокольню. Центральная часть костела прямоугольной формы, пространство предусматривало симметричное расположение окон. В северо-восточной части расположена килевидная алтарная ниша с алтарем. Ассиметричный главный фасад демонстрирует доминату композиции, с левой стороны 3-ярусная колокольня, углы которой имеют рустованные лопатки и зубчатые декоративные элементы, завершается шатром восьмигранной стрельчатой формы, что задает стремительное движение вверх. Нестандартный подход в решении лицевого фасада заключается в четкой симметрии первого этажа и в нарастающем движении форм второго. Рустованные лопатки визуально делят главный объем на части, центральная часть нарочито увеличена для главного входа, а по боковым сторонам лопатки образованы контрфорсами, что в целом задает статичность образу.

Рис. 6. Проект Римско-католической церкви. Барнаул. 1909.
Источник: КГУ ГААК. Ф. 65. Оп. 1. Д. 232. Л. 2

Второй этаж решен в виде тимпана с трехчастной килевидной нишей, в которой читаются силуэты фигур, и завершается двухскатной крышей с щипцом. Декоративное решение фасадов в виде кирпичной кладки с локальным кирпичом демонстрирует обращение архитектора к неоготике и является элементом его авторского стиля. В 1931 г., Барнаульским городским советом здание было изъято у польской общины, в 1936 г. передано в Главаптекоуправление, которое провело губительную реконструкцию. В результате здание лишилось динамичного второго этажа, стало статичным, добавился ряд окон с имитацией замкового камня. На главном фасаде появился развитый карниз с венчающим подобием аттика, в центральной части – надпись «Аптека», а в завершении «1937 г.» (рис. 7). Постройку оштукатурили и покрасили в бело-розовый цвет, который, невзирая на историческое несоответствие, активно использовался при проведении восстановительных работ исторической части Барнаула. В 1989 г. зданию присвоен статус памятника архитектуры регионального значения. В 2017 г. городской совет рассмотрел и одобрил эскизный проект реконструкции костела, после чего здание официально передали польской общине25.

Рис. 7. Римско-католический костел. Фото нач. ХХ в. Источник: КГУ ГААК. Фотофонд № 4912.
Современный вид костела. Фото О.Ю. Блатовой. 2009

К 1908 г. И. Ф. Носович принял решение о перемене места службы, о чем подал прошение в Кабинет его Императорского Величества: «В виду дороговизны жизни на Алтае, не нахожу возможным оставаться на службе в округе с уменьшением содержания»26. Прошение было удовлетворено в 1910 г.27, но архитектор остался в городе, вел общественную деятельность и привлекался к экспертной работе. Из сообщения в журнале «Зодчий» известно, что в конце мая 1910 г. И. Ф. Носович получил назначение на должность губернского архитектора строительного отдела Харьковского губернского правления и уехал в Харьков28. Однако новое место службы оказалось кратковременным, и уже в июне 1912 г. на заседании Городской думы в Барнауле было принято решение о повторном назначении И. Ф. Носовича на должность городского архитектора «с предоставлением средств на переезд от места жительства до Барнаула»29 [5].

Вернувшись к своим обязанностям, в 1912–1913 гг. И. Ф. Носович осуществил реконструкцию здания Горной химической лаборатории (1844–1851) для Краеведческого музея. Здание было построено для лаборатории сереброплавильного завода по проекту петербургского подполковника Евреинова30, работами в Барнауле руководил архитектор Я. Н. Попов. После упадка золотодобычи в округе на Кабинетских приисках в конце XIX – начале ХХ в. на 2-м этаже здания разместилось Западносибирское отделение Русского географического общества. Процесс реконструкции здания запечатлен на фотографии начала ХХ в. (рис. 8), где видно, что проводились работы с главным фасадом. Центральная часть окон 2-го этажа претерпела изменения, им была задана арочная форма, впоследствии добавлены декоративные элементы и замковый камень. Аттик приобрел более развитую форму. Изменения 1-го этажа проследить сложно, рустовка, форма окон и деталей сохранены, работы с главным входом сложно проанализировать, так как других, более подробных фотодокументов, актов, чертежей реконструкции не найдено. Внесенные И. Ф. Носовичем изменения превосходно вписались в объемно-планировочную и конструктивную систему здания и не создают композиционного диссонанса, что подтверждает архитектурную деликатность и высокий профессионализм зодчего. В настоящее время в здании находится Алтайский государственный краеведческий музей со статусом памятника архитектуры, истории и культуры середины XIX в. федерального значения.

Рис. 8. Реконструкция Горной химической лаборатории для Краеведческого музея. Источник: КГКУГААК  Фотофонд 0-3859
Современный вид здания лаборатории. Барнаул. Фото О.Ю. Блатовой

 

Из выявленных ранее неизвестных объектов архитектора того периода – различные общественные здания Барнаула: здание заразной больницы (1912), школы на «горе» (1913) и на 2-й Алтайской улице, барак для ополченцев31. Все перечисленные объекты и чертежи к ним утрачены, информация выявлена из смет, актов, протоколов заседаний, но эти данные наглядно демонстрируют вклад, который внес архитектор в развитие градостроительства и общественной жизни Барнаула начала XX в. Архитектор занимался также проектированием частных объектов: выявлен ряд домовладений – А. М. Макаровой, К. П. Ончукова, И. Г. Трошкова32, И. С. Шумихина33, которые служат образцами провинциальной усадьбы начала XX в. и разительно отличаются от столичных образцов, являясь сегодня сферой научных интересов исследователей культуры Сибири, например И. С. Гурьяновой34.

Проект дома для К. П. Ончукова (рис. 9) – яркий пример провинциальной усадьбы начала ХХ в. c характерным отсутствием парковой зоны или аллеи на небольшом частном участке, но имеющей элементы усадебного типа: дом, сараи с общим навесом, конюшню, амбар, баню. Фасад одноэтажного деревянного дома, обшитый рейкой в горизонтальном направлении, имеет четыре оконных оси с равным ритмом, главный вход смещен к левому краю фасада, а окна доминируют над парадным входом. Развитые наличники, соприкасаясь, формируют затейливый узор в стиле модерн. На двускатной крыше расположено слуховое окно, фронтоны зашиты вертикальной доской, что придает особую выразительность общему виду. Фасад постройки от цоколя зашит вертикально доской, в центральной части чередуется сочетание ромбообразной и горизонтальной доски; фронтон, как и в основном строении, имеет вертикальное расположение доски. Деревянный комплекс выполнен в едином стиле, центральное место отведено дому. Представленный авторский проект имеет выразительные черты, которые уникальны не только как элемент городской застройки, но и как проявление аутентичности жизненной и культурной среды Алтайского округа начала XX в.

Рис. 9. Проект деревянного дома, сарая, конюшни, навеса, амбара, бани для домовладельца К. П. Ончукова.
Барнаул, ул. Гвардейская (М. Змеёвская), № 9, кв. 40. Источник: КГКУ ГААК. Ф. 166. Оп.1. Д. 74. Л. 113

В сохранившейся старой части города одна из архитектурных доминант – здание Городской думы, выполненное по проекту И. Ф. Носовича35, которое является памятником культурного наследия Российской Федерации регионального значения. Построено в начале XX в. на пересечении Московского пр. (пр. Ленина) и Большой Тобольской ул. (ул. Л. Толстого) на месте старого здания Городской думы (рис. 10).

Рис. 10. Здание Городской думы до перестройки. Источник: КГУ ГААК. Фотофонд № 0-5573;
после перестройки в 1930-е гг. Барнаул. Источник: КГУ ГААК. Фотофонд 5876-309

На основании плана Барнаула можно утверждать, что здание построено до 1895 г., автор проекта и период строительства не известны. В мае 1914 г. было принято решение о частичном разборе старого здания и использования материалов в строительстве нового корпуса36 с пристройкой и надстройкой к магазину товарищества «Яковлева и Полякова»37. Основные строительные работы, согласно архивным документам, выполнялись в 1915–1916 гг., строительство башенной части здания и торговых корпусов по ул. Л. Толстова велось в 1914–1917 гг. Работа не была доведена до конца в силу ряда обстоятельств: прежде всего, из-за недостатка финансирования и нехватки специалистов, а также вследствие сильнейшего пожара, случившегося в Барнауле в мае 1917 г., когда здание Городской думы выгорело до основания (рис. 11).

Рис. 11. Здание Городской думы после пожара в мае 1917 г. Барнаул.
Источник: КГУ ГААК. Фотофонд № 8062

Как проходил период восстановительных работ, неизвестно из-за отсутствия документов, известно лишь, что завершающий этап строительства был возложен уже на городского техника П. Ф. Фролова38. Точная дата окончания работ не установлена.

В современном виде здание имеет сложную объемно-планировочную форму, решено несколькими объемами и вместе с внутренними постройками образует «двор-колодец», предположительно, разных периодов строительства. Фасад декорирован лекальным кирпичом. Центральная часть фасада (по ул. Л. Толстого) выделена широким ризалитом, в котором три оконных оси, фланкированные лопатками, большое центральное окно декорировано сандриком на кронштейнах. Завершение организовано сложным треугольным фронтоном со слуховым окном и дополнено веерным замком. Боковой фасад здания (по пр. Ленина) имеет ложный ризалит, включающий пять оконных осей, окна 2-го этажа декорированы замковым камнем, под ними неглубокие ниши, украшенные декоративным заполнением, над которыми установлен треугольный аттик, разбитый на шесть частей формами, напоминающими пилястры сложной конфигурации, «вырастающими» за пределы аттика в форме столбиков. Аттик подчеркнут зубчатым карнизом и кронштейнами и декорирован элементами в форме сухариков. Окна первого этажа увеличенной формы без декоративных элементов. Между этажами простой пояс, рустованные лопатки в нижней части массивные со скругленными углами на уровне второго этажа, благодаря чему объем становится значительно «легче» и завершается над карнизом декоративными столбами. Часть здания, расположенная по пр. Ленина и по ул. Ползунова в плане Г-образной формы, имеет схожие архитектурные черты с главным корпусом (рис. 12). Протяженный фасад делится ризалитами, которые значительно выше уровня карниза, и завершается прямоугольным аттиком, в центре которого прямоугольные накладные элементы, завершающиеся зубчатыми формами, повторяющимися в карнизе.

Корпуса здания объединяет трехъярусная башня, через которую первоначально имелся проезд во двор, шатровая крыша покрыта кровельной сталью с объемной чешуей и завершается шпилем. На втором этаже два окна вытянутой прямоугольной формы, в чердачном помещении установлено тройное окно с квадратной раскладкой филенок, над окнами и по боковым сторонам круглые слуховые окна, обрамленные плоским рамочными наличниками и дополненные стилизованными архивольтами с зубчиками. Шатер башни килевидной формы, в основании восьмигранник, отделенный небольшим карнизом, в широких гранях шатра установлены небольшие люкарны. Крыша основного здания вальмовая, сложной конфигурации, делится брандмауэрными стенами. Внутренний двор замыкает двухэтажная каменная постройка, фасады имеют междуэтажный и подкарнизный пояс, не имеют декора, крыша плоская.

Рис. 12. Здание Городской Думы на пересечении пр. Ленина и ул. Толстого,
Вид с пр. Ленина и ул. Ползунова, Барнаул. Современный вид. Фото О.Ю. Блатовой, 2009

В апреле 1914 г. гласный Зудилов предлагает Думе заменить Носовича другим архитектором, более молодым и энергичным, так как И. Ф. Носович, по его мнению, обременен частными работами [3]. В апреле 1916 г. в Барнаульскую Городскую управу представлен доклад по вопросу вознаграждения за возведение построек бывшего городского архитектора И. Ф. Носовича и техника П. Ф. Филатова39. Следовательно, архитектор все-таки оставил занимаемый пост, однако после городского пожара, когда пострадали городская архитектура и большая часть населения Барнаула, И. Ф. Носович был вновь приглашен на должность городского архитектора в августе 1917 г.40 О сложившемся строительном кризисе, текущих строительных проектах и своей роли в проекте города-сада (рис. 13) Барнаула И. Ф. Носович в январе 1918 г. направил доклад в Городскую управу41, на чем стоит остановиться подробнее.

В 1917 г. в северной части Барнаула развивался проект города-сада, и ранее считалось, что И. Ф. Носович являлся разработчиком плана и проекта. Однако подтверждающих этот факт документов или сведений в КГКУ ГААК и у специалистов-краеведов не найдено, следовательно, утверждение можно отнести к эфемерным. Безусловно, обнаруженные чертежи и сметы по застройке территории, которые велись под руководством И. Ф. Носовича с октября 1917 по ноябрь 1920 г., позволяют говорить о его вкладе в развитие проекта, но не говорят о нем как об авторе проекта. Отличительной особенностью развития города-сада была массовая, компактно спланированная застройка, жилье проектировалось небольшое по площади, отвечая возможностям и потребностям заказчика – городской администрации, и было своеобразной Сибирской субурбией. Участие в этом проекте И. Ф. Носовича с его идеями позволяет говорить о нераскрытом творческом потенциале архитектора как проектировщика новой архитектурной формы, которая ранее рассматривалась только в негативном контексте – считалось невозможным обеспечить комфортное проживание в домах небольшой площади.

В 1922 г. И.Ф. Носович исполнял обязанности Алтайского губернского архитектора42, был членом комиссии по приему лесопильного завода № 143: это последние выявленные документы, связанные с профессиональной деятельностью И. Ф. Носовича. В июле 1922 г. на заседании Президиума Алтайского Губернского исполнительного комитета слушали доклад товарища Ленского «О губархитекторе Носовиче», по результатам которого было принято решение: «Считать Носовича освобожденным от обязанностей Губархитетора. Временно назначить товарища Волошина»44.

Рис. 13. Город-сад. Западная часть кв. 10, м2. Проект дома С. Г. Харькова. Барнаул.
Источник: КГКУ ГААК. Ф. 166. Оп. 1. Д. 74

Дальнейшая судьба Ивана Носовича не известна, место смерти не установлено. Непростые отношения, сложившиеся между административной властью и архитектором в последние годы его работы в Барнауле, а также вереница трагических событий в жизни, оставившая его без близких родственников, повлияли на принятие решения в пользу переезда И. Ф. Носовича из Алтайского округа. По запросу в органы ЗАГС получено официальное подтверждение, что И. Ф. Носович в Барнауле в период с 1922 по 1940 гг. отсутствовал, что является стимулом для дальнейших поисков. Методичный сбор информации позволяет говорить об установлении определенной последовательности творческих и личных событий биографии И. Ф. Носовича, восстановлении ранее утраченных сведений.

Подводя итог, можно сказать, что на примере архитектора И. Ф. Носовича представлена не только частично восстановленная историческая действительность, введены в научный оборот объекты и проекты, имеющие культурную, архитектурно-градостроительную значимость, но и затронуты глобальные вопросы понимания ценности личности, культурной ценности архитектурного объекта и проекта, которые формируют жизненную среду региона и страны. Роль инженера И. Ф. Носовича неотъемлема от градостроительства Алтайского округа, его творческие проекты сформировали центральные улицы Барнаула, которые в настоящее время практически утратили уникальные объекты, их значимость заключается в редком проявлении стиля западной эклектики. Умение представлять и подавать объект в материале без дополнительной облицовки, обшивки, штукатурки является авторским приемом, который отражает характер творчества И. Ф. Носовича. Можно утверждать, что И. Ф. Носович был архитектором-интуитивистом и прогностиком в области градостроительства и развития жизненной среды Алтайского округа в конце XIX – начале XX в. и внес весомый вклад в развитие региона. Исследование биографии И. Ф. Носовича позволило по-новому целостно посмотреть на его жизнь, восстановить последовательность событий, которые в определенной степени явились причиной почти полного забвения И. Ф. Носовича в истории архитектуры.

Примечания 

1 Наиболее полно профессиональная биография И. Ф. Носовича представлена в работе: Блатова О. Ю. Деятельность губернского архитектора И. Ф. Носовича и процесс формирования жизненной среды в Алтайском округе на рубеже XIX — XX веков: дис. … канд. искусствоведения / РГПУ им. А. И. Герцена. СПб., 2020. – 325 с. URL: https://disser.herzen.spb.ru/Preview/Karta/karta_000000615.html. В диссертации впервые консолидированы сведения из документальных, эпистолярных и др. источников, определены эфемерные факты, искажающие события и биографию архитектора.

2 Поляков О. Н. Носович Иван Каллист Феодосиевич // Барнаул: энциклопедия.  – Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 2000. – С. 205–206.

3 РГИА. Ф. 184. Оп. 3. Д. 2518. Л. 16–17; 26, л. 64.

4 РГИА. Ф. 4. Оп. 1. Д. 145. Л. 17, 26 об; 29.

5 Барановский, Г. В. Юбилейный сборник сведений о деятельности бывших воспитанников Института гражданских инженеров (Строительного училища) 1842–1892. Вып. 2. – СПб. : Ин-т гражд. инж., 1893. – С. 249.

6 КГКУ ГААК. Ф. 4. Оп. 1. Д. 145. Л. 21 об.

7 КГКУ ГААК. Ф. 4. Оп. 1. Д. 1082. Л. 17 об, 18.

8 КГКУ ГААК. Ф. 4. Оп. 1. Д. 145. Л. 26–33.

9 История архитектуры Барнаула // Библиофонд. – URL: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=563085#text

10 Гончаренко, Е. Б. Отец и сын Злобины — архитекторы // Баландинские чтения. 2016. Т. XI. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otets-i-syn-zlobiny-arhitektory/viewer

11 КГКУ ГААК. Ф. 4. Оп. 1. Д. 145. Л. 20.

12 КГКУ ГААК. Ф. 4. Оп. 1. Д. 1533. Л. 5 об.

13 КГКУ ГААК. Ф. 4. Оп. 1. Д. 1533. Л. 5.

14 КГКУ ГААК. Ф. 4. Оп. 1. Д. 1082. Л. 47 об.

15 КГКУ ГААК. Ф. 4. Оп. 1. Д. 1082. Л. 11.

16 КГКУ ГААК. Ф. 4. Оп. 1. Д. 145. Л. 57.

17 КГКУ ГААК. Ф. 31. Оп. 1. Д. 486.

18 КГКУ ГААК. Ф. 4. Оп. 1. Д. 3476.

19 КГКУ ГААК. Ф. 40. Оп. 1. Д. 5. Л. 28–29.

20 Об установлении зоны охраны объекта культурного наследия регионального значения «Городское четырехклассное училище», 1908 ... // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. URL: http://docs.cntd.ru/document/561772917 

21 Дом Носовича. URL: https://ru_monuments.toolforge.org/get_info.php?id=221310007730005 

22 КГКУ ГААК. Ф. 31. Оп. 1. Д. 524.

23 КГКУ ГААК. Ф. 31. Оп. 1. Д. 486.

24 КГКУ ГААК. Ф. 65. Оп. 1. Д. 232.

25 Мэрия Барнаула вернет католикам бывший костел в центре города // Altapress. 2019. URL: https://altapress.ru/realty/story/meriya-barnaula-soglasilas-peredat-katolikam-zdanie-bivshego-kostela-v-tsentre-goroda-252049

26 КГКУ ГААК. Ф. 4. Оп. 1. Д. 1082. Л. 1.

27 КГКУ ГААК. Ф. 4. Оп. 1. Д. 1082. Л. 23 об.

28 Правительственные распоряжения // Зодчий. 1910. № 17. С. 186.

29 КГКУ ГААК. Ф. 219. Оп. 1. Д. 24. Л. 16, 16об, 72об.; Д. 25. л. 52.

30 Предположительно, речь идет о П. И. Евреинове (21 сент. 1812 — 29 сент. 1849) – русском горном инженере, преподавателе химии в Институте корпуса горных инженеров в Петербурге и управляющем лабораторией департамента горных и соляных дел.

31 КГКУ ГААК. Ф. 219. Оп. 1. Д. 92. Л. 29–31об, 36, 36 об.

32 КГКУ ГААК. Ф. 166. Оп. 1. Д. 74.

33 КГКУ ГААК. Ф. 84. Оп. 1. Д. 1. л. 23, 23а, 23в.

34 Гурьянова, И. С. Усадьба в культурном пространстве Сибирского Города: автореф. дис. ... канд. культурологии / СПбГУ. 2008. URL: https://vivaldi.nlr.ru/bd000208220/view/?#page=1 

35 КГУ ГААК. Ф. 219. Оп. 1. Д. 67.

36 КГУ ГААК. Ф. 219. Оп. 1. Д. 35.

37 КГУ ГААК. Ф. 219. Оп. 1. Д. 47.

38 КГУ ГААК. Ф. 219. Оп. 1. Д. 13.

39 КГКУ ГААК. Ф. 219. Оп. 1. Д. 46. Л. 39.

40 Жизнь Алтая. 1917. № 183, 25 авг.

41 КГКУ ГААК. Ф. 219. Оп. 1. Д. 19. Л. 123–125.

42 КГКУ ГААК. Ф. Р-10. Оп. 1. Д. 134. Л. 164–165 об.

43 КГКУ ГААК. Ф. 29. Оп. 1. Д. 21.

44 КГКУ ГААК.Ф. Р-29. Оп. 1. Д. 23. Л. 9.

References

1. Baranovskii, G.V. (1893) Anniversary collection of information about the activities of former students of the Institute of Civil Engineers, 1842–1892. Issues 1–2. Saint-Petersburg: Tipo-litografija K. L. Pentkovskogo. (in Russian)

2. Guryanova, I.S. (2008) Estate in the cultural space of a Siberian city. Summary of Ph. D. dissertation (Culturology). Saint-Petersburg: Saint-Petersburg State University. (in Russian)

3. Polyakov, O.N. (2000) Nosovich, Ivan Kallist Feodosievich. In: Kulagina, T.G. (ed.) Barnaul: Encyclopedia. Barnaul: Altai State University, pp. 205–206. (in Russian)

Citation link

Blatova. O.Yu. THE ROLE OF THE CIVIL ENGINEER IVAN NOSOVICH IN THE DEVELOPMENT OF ARCHITECTURE AND PLANNING IN SIBERIA IN THE LATE 19TH– FIRST THIRD OF THE 20TH CENTURY [Online] //Architecton: Proceedings of Higher Education. – 2021. – №3(75). – URL: http://archvuz.ru/en/2021_3/11/  – doi: 10.47055/1990-4126-2021-3(75)-11


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 28.04.2021
Views: 118