Architecton: Proceedings of Higher Education №4 (76) December, 2021
Design
Korotich Andrey V.
DSc. (Architecture), DSc. (Art Studies), DSc. (Engineering),
Corresponding member of the Russian Academy of Science and Civil Engineering,
Professor, International Academy of Architecture, Honored Inventor of Russia
Professor of the Department of Architecture,
Ural Federal University
Russia, Yekaterinburg, e-mail: avk-57@inbox.ru
FORM CREATIVITY STRATEGIES IN DISCRETE STRUCTURE MODELING IN DESIGN
УДК: 72.01
DOI: 10.47055/1990-4126-2021-4(76)-29
Abstract
Keywords: polyhedron, three-dimensional space, symmetry, lattice, folded shell
В настоящей работе, которая является логическим продолжением предыдущей статьи автора, изложены наиболее значимые социально-технические стратегии, мотивационные идеологические установки и особые художественные парадигмы, которые в ряде случаев являются определяющими факторами процесса моделирования и выбора конкретной формы объекта
1. Модульная комбинаторика
1.1. Модульная комбинаторика как процесс составления вариабельных по форме плоскостных или пространственных структур из одинаковых/однотипных исходных/заданных модулей, выполненных в виде отсеков различных поверхностей, оболочек или объемных фигур, где структуры преобразуются перестановкой модулей (в том числе по фрактальным схемам).
Здесь прежде всего необходимо отметить широчайший спектр детских конструкторов, основанных на гибком последовательном соединении одинаковых призматических модулей, способных к вариабельной пространственной компоновке. Так, известный конструктор «Змейка» способен образовывать многочисленные вариации в форме животных (например, петух, собака, змея – рис. 1а, б, в, д), укладываться в плотный призматический брикет (рис. 1е), формировать замкнутое многогранное кольцо (рис. 1ж) или полуправильный многогранник (рис. 1г). Полное количество пространственных комбинаций конструктора до сих пор не определено.
Треугольный структурный элемент с внутренним трехлучевым подразделением также способен давать большое число плоскостных и пространственных комбинаций (три из возможных плоскостных комбинаций показаны на рис. 1з–к).
Рис.1. Модульная комбинаторика как методология формообразования объектов дизайна и архитектуры.
Источники: а- [43]; б,в,д- [40]; г- [41]; е- [42]; ж- [44]; з-о: разработки и рисунки А.В. Коротича
1.2. Модульная комбинаторика как процесс плотнейшего заполнения либо подразделения-паркетирования (в первую очередь – равноэлементного) плоскостных или трехмерных исходных объектов, имеющих замкнутую плоскую конфигурацию (круг, треугольник, шестиугольник и др.) или ограниченный параметрический объем (куб, сфера, многогранники и т. д.), а также безразмерных объектов («плоскость», «пространство»).
Классическая задача равноэлементного подразделения различных поверхностей и объемов в фундаментальной науке, архитектуре и дизайне занимает особое место и считается одной из сложнейших. При этом операции модульного плотнейшего заполнения или подразделения могут производиться применительно как к поверхности объектов (например, равноэлементные/изоэдральные разбиения сферической поверхности на многоугольные сферические отсеки), так и к объему объектов.
На рис. 2а, б показаны примеры модульного плотнейшего подразделения сферической и цилиндрической поверхностей, где в качестве модуля фигурирует трехгранная полая пирамида. При этом следует отметить, что данный модуль может плотнейшим образом паркетировать/покрывать также и очень сложные по конфигурации поверхности. В данном разделе прежде всего следует выделить работы Р. Фуллера, М. Туполева и З. Маковски, Д. Рихтера по плотнейшему паркетированию поверхности сферы и плоскости различными пространственными модулями, как плоскогранными, так и гиперболическими.
Классический модуль плотнейшего заполнения трехмерного пространства – многогранник «усеченный октаэдр» – способен в процессе компоновки образовывать решетчатые и призмообразные структуры (рис. 2в, г), аппроксимировать, например, сросшиеся вершинами бипирамиды октаэдрального типа (рис. 2д), а также формировать неисчислимое количество пространственных вариаций с различной конфигурацией.
Рис. 2. Модульная комбинаторика как методология формообразования объектов дизайна и архитектуры.
Источники информации: а- [37]; б-д: разработки и рисунки А.В. Коротича
1.3. Модульная комбинаторика как процесс вариабельного заполнения многоугольных ячеек плоскостных или пространственных решетчатых структур (реальных или виртуальных/графов) однотипными модульными элементами (плоскогранными, линейчатыми или нелинейчатыми элементами/отсеками поверхностей или составными модулями).
В данном случае вариативность процесса формообразования определяется количеством форм модулей, плотно заполняющих ячейки заданного пространственного каркаса. На рис. 1л изображен пространственный решетчатый структурный каркас из десяти одинаковых ромбовидных ячеек, сгруппированных по пять вокруг двух противолежащих осевых вершин. Данные ячейки могут быть вариабельно заполнены различными пространственными модулями, имеющими аналогичное ромбовидное очертание, например отсеком линейчатой поверхности-гипара (рис. 1м), складчатой оболочкой из треугольных панелей (рис. 1н), отсеком линейчатой поверхности с центральным ромбическим сквозным проемом-заглублением (рис. 1о). При этом количество вариантов заполнения ячеек ничем не ограничивается.
2. Слоистое формообразование
Формотворческая сущность направления заключается в моделировании какой-либо формы массивом плотно составленных слоев-плит одинаковой толщины.
Наиболее простой вариант построения многослойной формы – дискретное движение/комбинация движений исходного объемного элемента-слоя с какой-либо стабильной параметрической конфигурацией (например, плоскопараллельный перенос слоя вдоль оси с одновременным поворотом его на некоторый фиксированный угол – рис. 11з). В результате получается ступенчатая винтообразная многослойная структура, имеющая очевидный природообразный облик (автор Ю. Лебедев).
Перемещение заданного слоя может осуществляться комбинацией самых различных движений, в ряде случаев обеспечивая его самопересечение.
Более сложный вариант построения многослойной формы с регулярной структурой – дискретное движение/комбинация движений объемного элемента-слоя с одновременным дискретным изменением его геометрических параметров: габаритов, конфигурации, пропорций. Так, на рис. 3а–в показаны примеры вертикально-слоистых структур, в том числе с криволинейными контурными линиями, где при плоскопараллельном смещении слоя происходит его постепенная или скачкообразная параметрическая трансформация. На рис. 3г приведен пример горизонтально-слоистой структуры, где очертания горизонтального слоя-этажа проходят постепенную параметрическую деформацию от трехлучевой конфигурации в верхнем ярусе через очертание выпуклого многоугольника в центральной зоне к первоначальной развернутой трехлучевой конфигурации в нижней зоне. На рис. 3д приведена составная структура из горизонтально-слоистых треугольных модулей, каждый из которых образован уложенными друг на друга слоями, имеющими равностороннее треугольное очертание и постепенно уменьшающимися от основания к вершине с одновременным их поворотом вокруг оси модуля.
Вместе с тем в рамках данного направления возможно создание сложных скульптурных форм, имеющих четко выраженную образно-символическую направленность. Так, архитектор В. Клюкин создал ряд проектов небоскребов для Манхэттена, горизонтально-слоистые поэтажные структуры которых достаточно определенно имитируют фигуры Венеры Милосской (рис. 6г) и греческой крылатой богини (рис. 3е). Разумеется, каждый слой, имеющий специфическое сложное очертание, смоделирован в соответствии с индивидуальным параметрическим компьютерным алгоритмом.
Рис. 3. Слоистое формообразование как методология структурного моделирования объектов дизайна и архитектуры.
Источники информации: а-д: концепты, разработки и рисунки А.В. Коротича; е- [8]
[Можно отметить, что сегодня слоистое формообразование неразрывно с пара-метрическим моделированием в части рабочего компьютерного инструментария].
3. Заданные условия оптимального функционирования формы как определяющий фактор формотворчества
Оптимизационное формообразование насчитывает не один десяток лет. Сюда, например, можно отнести аэрогидродинамические конструкции в конкретном режиме функционирования (крыло самолета, корпус подводной лодки – рис. 4и). Оптимальная форма придается акустическим оболочкам в залах с конкретными геометрическими параметрами и особым акустическим режимом. Форма водонапорных башен, отличающаяся наибольшей конструктивно-технологической целесообразностью – «обратный конус» (рис. 4а, б). А оптимальная по эксплуатационным характеристикам форма газгольдеров – сферическая.
Линзообразное поперечное сечение и угловое взаимное расположение двух остроугольных зданий комплекса Международного торгового центра в Манаме, Бахрейн (рис. 4в) определено отнюдь не эстетическими соображениями: такая форма объемов и расположение их под строго определенным углом резко усиливает воздушные потоки, направляя их в узкий зазор между зданиями, где в различных горизонтальных уровнях расположены пропеллеры эффективных ветровых генераторов.
Яркий пример оптимизационного проектирования формы несущих конструкций с конкретными геометрическими параметрами нагружения – многопролетные перекрытия шерстяной фабрики Гатти в Риме (инж. П.Л. Нерви), где усиливающие конструкцию ребра-нервюры располагаются именно в зонах наибольших усилий, определенных статическими расчетами (различные очертания оребрения перекрытий, определенные конкретным расположением колонн и балок в различных залах фабрики – рис. 4г-з). Те же качества присущи радиальным пластинчато-стержневым «траекториальным» структурам (авторы В. Темнов и Е. Митрофанов).
Рис. 4. Заданные условия оптимального функционирования формы как определяющий фактор формотворчества.
Источники информации: а- фото А.В. Коротича; б- [27]; в- [4]; г- [33]; д- [34]; е,ж,з- [1]; и- [38]
С использованием современных информационных технологий успешно развивается такое известное направление, как «топологическая оптимизация» (устранение из структуры конструктивно «неработающего», лишнего материала). Прогрессирует и такое направление оптимизационной конструктивной морфологии, как «трабекулярные (сквозные мультирешетчатые/многоячеистые несплошные) структуры», которые во многих отношениях оказываются гораздо эффективнее сплошных монолитных структур.
4. Особые свойства применяемых материалов, конструкций и режимов эксплуатации, а также технологические особенности и возможности промышленного производства как определяющий фактор формотворчества
Современные технологии обработки разнообразных материалов и изготовления из них различных форм (штамповка, фрезеровка, гибка, литье, экструзия, напыление, печать на 3D-принтерах, лазерная резка, нанотехнологии и др.) при всем их многообразии, сильном техническом оснащении и постоянном совершенствовании имеют определенные пределы формотворчества, которые пока человек не может преодолеть.
Так, физико-механические и химические свойства используемых в дизайне материалов во многом (а зачастую во всем) определяют формы результирующих изделий, что позволяет выделять данные свойства в особую категорию важных факторов формотворчества. Например, конструктивные структуры на основе тентовых, вантовых и воздухоопорных систем не могут принимать любые произвольные формы: применяемые материалы с особыми свойствами и соответствующие дополнительные конструктивные элементы для обеспечения их эффективной работы обусловливают соответствующую рациональную морфологию изделий.
Облик всемирно известного гигантского «паруса» – фасадного светопрозрачного тентового полотна, экранирующего атриум островного отеля «Burj Al Arab» в Дубае – определен его натяжением на выпуклые горизонтальные изогнутые фермы, подразделяющие форму тента на отдельные гиперболические отсеки с эффектной светотеневой картиной (рис. 5а). То же самое свойство тента – образовывать криволинейные пластически выразительные фактуры при натяжении на внутренний трубчатый каркас – использовано при создании фасадной тентовой оболочки баскетбольной арены Олимпиады-2012 в Лондоне (рис. 5г, д). Для формирования очертания тентовой оболочки могут быть использованы наружные трубчатые опоры и тросовые растяжки – так сформирована эффектная светопрозрачная тентовая оболочка стадиона Олимпиады-1976 в Мюнхене (рис. 5б). Характерная форма шатровых тентовых покрытий с острой вершиной (рис. 5в,е) определяется расположением внутренней центральной трубчатой опоры.
Рис. 5. Особые свойства применяемых материалов, конструкций и режимов эксплуатации,
а также технологические особенности и возможности промышленного производства
как определяющий фактор формотворчества.
Источники информации: а,в,е- фото А.В. Коротича; б- [30]; г- [28]; д- [29]
Такие же примеры, когда свойства применяемого материала, особое конструктивное решение или граничные возможности промышленного производства являются определяющими факторами формотворчества, можно без труда выявить в сфере вантовых и пневматических оболочек. Здесь яркий пример того, как свойства материалов и конструкций могут определять форму результирующих оболочек, – выполнение железобетонных складчатых сводов и куполов на пневмообпалубке, когда на пневматическую оболочку, перетянутую тросами в самых различных вариантах с образованием вспарушенных складок различного очертания, укладывают тонкий слой бетона до его полного отвердения, после чего гибкую сдутую пневмоопалубку снимают. [При этом следует отметить, что плоскогранных складчатых оболочек, которые легко можно получить из гнутых композитных или металлических листов, тентовые, вантовые и пневматические покрытия образовать никогда не смогут].
5. Особые индивидуальные художественно-эстетические концепции и предпочтения как определяющий фактор формотворчества
Существует особая группа нестандартных формотворческих решений объектов дизайна, которая выходит за рамки каких-либо строгих и определенных морфологических закономерностей и алгоритмов построения их структуры.
В качестве основных мотивов создания формы таких объектов могут выступать:
а) стремление обозначить собственную уникальность за счет яркого эпатажа;
б) четкое обозначение/трансляция определенных образно-символических аналогий путем частичной или полной имитации формы какого-либо объекта-прототипа (стилизация);
в) обозначение национальных семантических и символических культурных кодов в русле развития национального самосознания и самоидентификации.
К первой категории объектов, несомненно, могут быть отнесены:
- небоскреб с очертаниями скульптуры Венеры Милосской в Нью-Йорке (рис. 6г), равно как и ее уменьшенная копия – скульптура средового дизайна в Сеуле (рис. 6д);
- гофрированная оболочка музея Гуггенхейма в Бильбао (рис. 6б);
- перевернутый на крышу жилой дом (рис. 7е);
- вилла с видом на залив, встроенная в вертикальный утес скалы (рис. 7б);
- средовая скульптура Сеула в виде трех рук, торчащих из земли (рис. 6е);
- небоскреб в виде ведерка со льдом и бутылкой шампанского (рис. 7в) а также небоскреб «Top Sexy Tower» для Нью-Йорка, где многоэтажная стройная женская ножка в туфле на высоком каблуке пикантно выставляется из фасада обычного прямоугольного остекленного объема [9].
Рис. 6. Особые индивидуальные художественно-эстетические концепции, предпочтения и образные
аналогии как определяющий фактор формотворчества.
Источники информации: а- [5]; б- [6]; в- [7]; г- [8]; д,е- фото А.В. Коротича
Ко второй категории объектов можно определенно отнести:
- многоэтажное здание-чайник (рис. 6а);
- жилой дом-ботинок (рис. 7г);
- здание музыкальной школы в Китае в виде рояля с прислоненной к нему скрипкой (рис. 6в);
- музей в форме друзы кристаллов (рис. 7а);
- здание музея Восточного ковра в Баку в виде свернутого в трубку ковра (рис. 7д);
- здание фирмы по выпуску корзин в форме корзины с ручками (рис. 7ж);
- здания-«цветки» (отель в Макао и музей в Сингапуре – рис. 8б,г);
- небоскреб-«линкор» в Дубае (офис компании «Etisalat» – рис. 8в);
- пирамидальный комплекс «Raffles Dubai» с детально воспроизведенной ритуальной древнеегипетской скульптурной символикой;
- здание в Шардже с луковичными куполами от Храма Василия Блаженного (рис. 8а);
- большая категория зданий и скульптур средового дизайна в виде животных: собаки (рис. 9б); рыбы (рис. 9в); слона (рис. 9е); улитки (рис. 9г); раковин (рис. 9а, д); черепахи (рис. 9ж).
Рис. 7. Особые индивидуальные художественно-эстетические концепции, предпочтения
и образные аналогии как определяющий фактор формотворчества.
Источники информации: а- [10]; б,е- [11]; в- [8]; г- [12]; д- фото А.В. Коротича; ж- [13]
К третьей категории можно отнести выставочный зал «Tri-Bowl» в Инчхоне, Южная Корея (рис. 8е), три перевернутые конусообразные чаши которого символизируют три стихии – воздух, воду и землю. Сюда же определенно можно причислить небоскреб «Guangzhou Circle», кольцеобразная форма которого символизирует сакральный древнекитайский артефакт – нефритовый диск Би – символ здоровья, удачи и богатства. Имеются примеры выполнения зданий в форме китайских и арабских символических иероглифов, сложенных в молитве рук, а также стопки древних китайских монет и проч.
Сегодня становится очевидным, что прогресс этой ярко выраженной и далеко неоднозначной во всех отношениях тенденции способствует полному стиранию отраслевых и профессиональных границ между объектами промышленного, средового и ландшафтного дизайна, традиционными архитектурными формами зданий, произведениями скульптуры и натуральными природными объектами.
Рис. 8. Особые индивидуальные художественно-эстетические концепции,
предпочтения и образные аналогии как определяющий фактор формотворчества.
Источники информации: а,в,д- фото А.В. Коротича; б- [39]; г- [10]; е- фото Е.А. Шуваловой
Рис. 9. Особые индивидуальные художественно-эстетические концепции,
предпочтения и образные аналогии как определяющий фактор формотворчества.
Источники информации: а- фото А.В. Коротича; б- [14]; в- [15]; г- [17]; д,ж- [35]; е- [16]
6. Природообразные структуры
В русле направления, часто обозначаемого как «биотек» (bio-tech: бионика как наука об использовании в технике принципов формирования, свойств, функций и структур живой и неживой природы), по мнению автора, сегодня сосредоточено наибольшее число технически эффективных и эстетически выразительных формотворческих решений дизайна. Бионическое формотворческое направление в современном дизайне имеет два четко выраженных аспекта: 1) использование рациональных конструктивно-технологических принципов и способов природного морфогенеза при создании технически эффективных форм искусственных объектов (конструктивно-технологический аспект); 2) имитация пластически выразительных природных форм (художественно-эстетический аспект).
[Анализируя и раскрывая формотворческие особенности и перспективы этого направления, следует сделать одну важную оговорку. Неизвестно, чем именно вдохновлялись авторы впечатляющих произведений архитектуры, представленных на рис.10,11 и имеющих очевидный природообразный облик, – никакой точной информации об этом не имеется. Но доподлинно известно, что Заха Хадид использовала только строгие математические алгоритмы при создании целого ряда проектов, имеющих выраженный «бионический» имидж, не пользуясь при этом никакими природными аналогами и не имитируя их формы. В свете этого далеко неясно, какие именно произведения следует полноправно относить к категории «биотек», а какие из них получили выразительные природообразные формы совершенно случайно, в том числе в результате вариационных художественно-пластических поисков или при использовании строгих параметрических расчетов].
Рис.10. Природообразное формообразование как определяющий фактор образно-конструктивных
решений объектов дизайна и архитектуры.
Источники информации: а- [20]; б- [26]; в- [36]; г- [45]; д- [31]; е,ж- фото А.В. Коротича
Рис. 11. Природообразное формообразование как определяющий фактор образно-конструктивных
решений объектов дизайна и архитектуры.
Источники информации: а- [18]; б- [23]; в- [21]; г- [22]; д- [19]; е- [45]; ж- [32]; з- [2]
7. Возможности современных информационных технологий, в том числе «искусственного интеллекта», как определяющий фактор формотворчества
Многовариантное компьютерное параметрическое или алгоритмическое формообразование (в том числе без участия человека) на основе наперед заданных качеств/параметров объекта и окружающей среды выделено автором в отдельную категорию направлений формотворчества. Сейчас это направление получило стремительное развитие на базе последних достижений информационных/компьютерных технологий в сочетании с новейшими достижениями технологий обработки материалов (в том числе печати на 3D-принтерах).
Используются различные пакеты графических и расчетных прикладных программ и приложений по 3D-моделингу, рендерингу/визуализации, анимации и оптимизации (самые востребованные – 3D-studio max, Revit, SATIA, семейства программ CAD/CAM и CAAD, а также Maya, Cinema 4D, ZBrush, Blender, Houdini, V-Ray, Maxwell, Corona).
Прежде всего, весьма заметно информационные технологии повлияли на прогресс уже давно известного параметрического формотворчества. В рамках этого на-правления 3D-моделями точно описываются параметры всех составляющих структурных элементов, определенные единым базовым алгоритмом формообразования, который генерирует самые сложные формы и линии с плавным очертанием, а также разнообразные складчатые, решетчатые и фрактальные композиции с регулярной и иррегулярной структурой. После завершения начальной фазы компьютерного моделирования каждый из индивидуальных элементов системы изготавливается на технологическом оборудовании с ЧПУ с последующей сборкой целостной конструкции. Предложениями по так называемой «параметрической мебели», образованной параллельными плоскими слоями толстой листовой фанеры, каждый из которых имеет строго определенное индивидуальное криволинейное очертание, заполнены сайты всех известных мебельных фирм (примеры «параметрического пристенного панно» и «параметрического кресла» из таких листов приведены на рис. 12д, е). [В данном случае компьютерное моделирование многослойных структур тесно смыкается с направлениями параметрического и слоистого формообразования, изложенными выше]. Весьма убедительно представляют открывающиеся возможности компьютерной параметризации объектов архитектуры впечатляющие проекты и постройки Захи Хадид (рис. 10б, е–ж).
Стремительно развивается и такое перспективное направление информационных технологий, как «генеративный дизайн», которое по своей сущности достаточно сильно отличается от параметрического формообразования и подразумевает использование нейросетей либо генетических алгоритмов. Если в первом случае весь процесс моделирования формы в значительной степени контролируется и корректируется человеком (что обусловливает получение на выходе достаточно предсказуемых результатов), то во втором случае на основе заданных человеком исходных параметров генерирование новых форм производится путем произвольного/случайного вариативного поиска, что обусловливает появление абсолютно непрогнозируемых причудливых форм, до которых человеку не додуматься самому. [В частности, здесь уместна аналогия с детским калейдоскопом, когда человек вкладывает в трубку между трех зеркал маленькие элементы – кусочки стекла, бусинки, скрепки и проч., т.е. задает исходные параметры формотворческого процесса, но далее, вращая трубку, уже не способен контролировать и корректировать конкретные возникающие результаты – многочисленные и причудливые картины отражений].
Использование современных информационных технологий позволяет получать исключительно сложные по пластике формы и вскрывать ранее неизвестные возможности художественно-композиционных построений (наиболее яркий пример – скульптурный Цифровой Грот в Центре Помпиду, созданный немецким дизайнером-программистом Михаэлем Хансмайером совместно с Бенджамином Дилленбургером – рис. 12а–в). По заявлению авторов, пластический результат компьютерных вариаций наполовину оказался непредсказуемым.
Рис.12. Возможности современных информационных технологий, генеративного дизайна и
искусственного интеллекта как определяющий фактор формотворчества.
Источники информации: а- [47]; б- [48]; в- [49]; г- [46]; д- [25]; е- [24]
Технологические возможности производства на 3d-принтерах пластически сложных сетчатых оболочек достаточно убедительно демонстрирует павильон на одной из строительных выставок (рис. 12г).
Наряду с Михаэлем Хансмайером безусловными лидерами данного направления считаются также архитекторы Й. Гилис и Фрэнк Гэри.
Получил известность итальянский архитектор Ц. Содду, который создал алгоритм, генерирующий сложные формы архитектурных оболочек методом подбора определенных групп параметров. В частности, на основе этой разработки, которая позиционируется им как коммерческий продукт и не подлежит разглашению, он выполнил серию проектов небоскребов для Гонконга, имеющих весьма характерный внешний облик [3; с. 255–261]. (По мнению автора статьи, данные весьма спорные и неэстетичные формотворческие решения Ц. Содду – примеры крайне неудачного использования компьютерных технологий для целей создания современных уникальных и впечатляющих архитектурных произведений и служат скорее антирекламой как создавшему их архитектору, так и примененному им алгоритму).
Использование же возможностей «искусственного интеллекта», когда компьютер способен самостоятельно (без какого-либо участия человека) генерировать неисчислимое количество эстетически выразительных и технически эффективных форм виртуальной реальности на основе самоорганизации и самообучения – процесс интригующий, многообещающий, с непредсказуемым результатом, но все же – реалия будущего.
8. Сочетание названных направлений в различных вариантах
Вполне вероятно, что наибольшей эффективностью в контексте композиционно-технологической вариативности будут обладать именно разнообразные сочетания описанных направлений (строгих геометрических алгоритмов, методологий и способов, социальных стратегий, принципиальных концептуальных художественных подходов и философских парадигм).
Заключение
Без качественного, надежного и многофункционального инстументария любая отрасль человеческой деятельности мертва. Описанные в настоящей и предыдущей работах автора совершенно различные по своему характеру методологии и подходы к моделированию форм объектов дизайна и архитектуры, имеющих дискретную структуру, безусловно, не исчерпывают всего перечня инструментальных возможностей формотворчества – данная актуальнейшая сфера в самом ближайшем будущем получит мощный импульс развития. Вскрытие новых потенциальных возможностей уже известных методологий, а также создание принципиально нового инструментария экспериментально-поискового виртуального и физического моделирования еще неизвестных на сегодняшний день форм – самый эффективный путь технологического прогресса дизайна и архитектуры ХХI в.
References
1. Ivanova, E.K. and Katsnelson, R.A.(1968) Pier Luigi Nervi. Moscow: Stroyizdat. (in Russian).
2. Otto, F. (1983) Lightweight Construction in Architecture and Nature - Natural Structures (IL 32). Stuttgart: IL.
3. Shubenkov, M.V. (2006) Structural Laws of Architectural Form. Moscow: Arkhitektura-S. (in Russian).
4. Korotich, A.V. (2018) Skyscraper as a masterpiece of plastic art. Ekaterinburg: Architecton. (in Russian).
5. http://liveinternet.ru/users/4085298/post214782183/ [Accessed 05.02.2021).
6. http://alamyimages.fr/photo-image-guggenheim-museum-bilbao-pays-basque-espagne-57508495.html [Accessed 05.02.2021].
7. http://wikipoints.ru/point/363 [Accessed 05.02.2021].
8. http://inspirationist.net/vasily-klyukins-designing-legends/ [Accessed 05.02.2021].
9. http://designboom.com/design/vasily-klyukin-top-sexy-tower-new-york-city-04-24-2015 [Accessed 05.02.2021].
10. http://royalpark-vdk.ru/2018/12/30/sovremennaya-arhitektura-porazhayushhaya-voobrazhenie/ [Accessed 15.02.2021].
11. http://zen.yandex.ru/media/id/5ea8432177d8ae256581e0f0/samye-neobychnye-doma-planety-5eadc935cd655a1fde55cae1 [Accessed 05.02.2021].
12. http://vk.com/@domstroi_tobolsk-neobychnye-doma [Accessed 05.02.2021].
13. http://lifeglobe.net/blogs/details?id=564 [Accessed 05.02.2021].
14. http://veditour.ru/corporative/nestandartnye-varianty-razmeshhenija/ [Accessed 05.02.2021].
15. http://handf.mirtesen.ru/blog/43316585173/Dom-slon-i-drugie-zdaniya-v-vide-zhivotnyih-po-vsemu-miru [Accessed 05.02.2021].
16. http://hyperallergic.com/546005/lucy-the-elephant/ [Accessed 05.02.2021].
17. http://uznayvse.ru/interesting-facts/samyie-neobyichnyie-doma-v-mire.html [Accessed 05.02.2021].
18. https://zadumkin.ru/blog/creative/194.html [Accessed 06.07.2019].
19. https://www.prohandmade.ru/dacha/elektricheskaya-energiya-iz-energii-voln/ [Accessed 16.02.2021].
20. http://pinterest.ru/pin/863706034765570920/ [Accessed 15.02.2021].
21. http://pinterest.ru/pin/459437599456173985/ [Accessed 15.02.2021].
22. http://aquaticurbanism.com/floating-lilypad-city/lilypad-2/ [Accessed15.02.2021].
23. http://buvali.ru/ispaniya/tenerife/plyazhi/santa-krus-de-tenerife [Accessed15.02.2021].
24. http://design-guru.moscow/parametricheskaya-mebel/ [Accessed 02.03.2021].
25. http://free3d.com/3d-model/parametric-wall-07-7730.html [Accessed 02.03.2021].
26. http://zaha-hadid.com/architecture/lusail-hotel/ [Accessed 15.02.2021].
27. http://elledecoration.ru/news/architecture/el-kuveit-gorod-mechetei-i-neboskrebov-id6759361/ [Accessed 15.02.2021].
28. http://holstroy.com.ua/articles/basketball_stadium.html [Accessed15.02.2021].
29. http://modulo.net/en/realizzazioni/olympic-basketball-arena#group-5 [Accessed 15.02.2021].
30. http://ardexpert.ru/article/2439 [Accessed 15.02.2021].
31. http://putidorogi-nn.ru/100-chudes-sveta/531-sidneyskiy-operniy-teatr [Accessed15.02.2021].
32. http://pinterest.ru/pin/739505201286516599/ [Accessed15.02.2021].
33. http://pinterest.ru/pin/463659724113783678/ [Accessed15.02.2021].
34. http://interior.ru/architecture/9755-pier-luidzhi-nervi-arhitektura-kak-vizov.html [Accessed 15.02.2021].
35. http://telegraf.com.ua/kurezy/3103966-smeshnyie-zdaniya-v-vide-zhivotnyih.html/3/ [Accessed 15.02.2021].
36. http://en.m.wikipedia.org/wiki/File:Lotus_Temple_in_New_Delhi_03-2016.jpg [Accessed 15.02.2021].
37. http://crimeanblog.blogspot.com/2012/11/dom-kupol-vysokoe.html [Accessed 15.02.2021].
38. http://kaporka.ru/community/user/13253/?MODEL=389329 [Accessed15.02.2021].
39. http://pinterest.ru/pin/495396027743230600/ [Accessed15.02.2021].
40. http://deal.by/p3335859-zmejka-rubika-rubiks.html [Accessed15.02.2021].
41. http://epicentrk.ua/shop/hubr-zmeyka-rubika-shengshou-belo-sinaya-krut-0292-1.html [Accessed 15.02.2021].
42. http://galileo24.ru/shengshou-snake-72-zmejka-rubika [Accessed 15.02.2021].
43. http://inteltoys.ru/catalog/nastolnye-igry/golovolomki/golovolomki-rubika/1008.html [Accessed 15.02.2021].
44. http://gra.ua/product/umnyy-kubik-zmeyka-blue-white-smart-cube [Accessed 15.02.2021].
45. http://poleteli.ru/progulki-po-gorodam/614-gorod-iskusstv-i-nauk-v-ispanii.html [Accessed 15.02.2021].
46. http://parametrichouse.com/deadalus-pavilion/ [Accessed02.03.2021].
47. http://360photography.in/archives/13928 [Accessed 02.03.2021].
48. http://roskofrenija.blogspot.com/2012/09/michael-hansmeuer-organsko-filigranske.html [Accessed 02.03.2021].
49. http://daftap33blog.wordpress.com/2014/12/07/digital-grotesque-by-michael-hansmeyer-and-benjamin-dillenburger/ [Accessed 02.03.2021].
Citation link
Korotich A.V. FORM CREATIVITY STRATEGIES IN DISCRETE STRUCTURE MODELING IN DESIGN [Online] //Architecton: Proceedings of Higher Education. – 2021. – №4(76). – URL: http://archvuz.ru/en/2021_4/29/ – doi: 10.47055/1990-4126-2021-4(76)-29
Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная