Architecton: Proceedings of Higher Education №3 (79) September, 2022
History of architecture
Hailong Cao
Doctoral student, Department of Art Studies and Art Pedagogy
Research supervisor: Professor E.K.Blinova, Doctor of Art Studies.
Herzen State Pedagogical University
Russia, St. Petersburg, e-mail: 986652925@qq.com
THE STUDY OF THE MONUMENTS OF THE CHANG'AN-TIEN-SHAN CORRIDOR OF THE GREAT SILK ROAD IN THE CONTEXT OF ARCHITECTURAL REGIONALISM
УДК: 72.03
DOI: 10.47055/1990-4126-2022-3(79)-2
Abstract
Keywords: Silk Road, Chinese culture, Buddhist architecture, Chinese temple, pagoda, types of temples
Великий шелковый путь был основным каналом торговли и культурного обмена, соединяющим разные районы Евразийского континента, свидетелем столкновения и интеграции множества культур, оставивших после себя богатое культурное наследие и превратившихся в неделимую целую линию [1]. На основе изученного материала можно сделать вывод о том, что в настоящее время типология буддийских архитектурных объектов в регионе коридора Чанъань–Тянь-Шань Великого шелкового пути не разработана в полной мере. В целом вопрос о региональных особенностях буддийской архитектуры анализируемого региона слабо изучен. По результатам анализа источников выявлено, что многие исследователи сходятся во мнении относительно высокой значимости буддийских объектов, расположенных в регионе коридора Чанъань–Тянь-Шань Великого шелкового пути [2]. При этом данный коридор ввиду его значительной протяженности может быть условно разделен на несколько участков, в каждом из которых архитектурные объекты обладают спецификой, обусловленной влиянием локальных культур и географического расположения, а также рядом политических и религиозных причин (рис. 1).
Рис. 1. Регион коридора Чанъань–Тянь-Шань Великого шелкового пути
В рамках настоящей статьи внимание сфокусировано на развитии буддийских архитектурных комплексов, расположенных в регионе коридора Чанъань–Тянь-Шань. Это один из ключевых отрезков, составляющих Великий шелковый путь. Исторически сеть маршрутов Чанъань–Тянь-Шанского коридора являлась первой и основной сетью торговли между Китаем и Западом. Социальную, культурную и историческую важность подтверждает включение объектов, расположенных на участке Чанъань–Тянь-Шаньского коридора Великого шелкового пути, в состав объектов Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
Данный коридор сформировался в период между II в. до н.э. и I в. н.э. и использовался до XVI в., связывая города и народы и содействуя культурным обменам всей Центральной Азии, где купеческие караваны пересекали горы [2]. Коридор Чанъань–Тянь-Шань брал начало в городе Чанъань, провинция Шэньси на северо-западе Китая, проходя в западном направлении через коридор Хоси, а затем в горах Тянь-Шаня и по долинам юго-восточного Казахстана и северного Кыргызстана. Во II в. до н.э. впервые был открыт восточный путь маршрута после того, как китайский дипломат Чжан Цянь отправился из столицы Сиань в Центральную Азию и Индию для установления официальных отношений с иностранными царствами. Коридор оставался центральным торговым маршрутом в Центральной Азии с VIII по XII в. Пик его развития пришелся на VIII и IX вв., что было связано с утверждением власти Исламского халифата, династии Тан и Византийской империи.
Вместе с усилением потока караванов по данному каналу Великого шелкового пути возводились различные постройки: пагоды, пещерные храмы и буддийские монастыри. Они являются свидетельствами распространения буддизма в Китае. В них также находят отражение заимствованные из других стран архитектурные элементы, которые интегрировались и адаптировались к условиям традиционной китайской культуры. В свете этого кажется удивительным, что буддийская архитектура региона Чанъань–Тянь-Шань находила отражение лишь в ограниченном круге исследований.
Прежде всего, среди имеющихся работ, посвященных культовым объектам данного региона, следует отметить монографию Гун Гоцяна, в которой было проведено исследование буддийских храмов в городе Чанъань. Автор отмечает, что время династий Суй и Тан было чрезвычайно важным этапом в истории развития китайского буддизма, а столица Чанъань, будучи важнейшим в то время буддийским центром страны, оказала решающее влияние на развитие буддизма в Восточной Азии в целом, а также на стилистику храмовых комплексов в последующие периоды [3]. В качестве материала для своего изыскания автор выбрал буддийский монастырь Чанъань времен династий Суй и Тан, который имеет важное академическое значение для изучения археологии древней китайской столицы и археологии древнекитайского буддизма. Автор систематизировал имеющиеся документальные источники и археологические материалы и определил базовые принципы строительства и размещения буддийских храмов в городском пространстве в разные периоды. Важным достижением исследования стало то, что были выявлены отношения между планировкой культовых сооружений и столичной застройки, описаны различные типы форм храмов, а также специфика отдельных построек.
На исследования исторических и культурных особенностей развития буддийской архитектуры в период династии Тан региона Чанъань–Тянь-Шань повлияли работы китайских ученых. Так, согласно версии Гун Гоцяна, династия Тан была периодом процветания феодального общества Китая и периодом быстрого развития буддизма [4, c. 5]. В статье Чжан Инь «Распределение буддийских храмов Чанъань во времена династии Тан, его значение и роль в культурном обмене» отмечено, что буддийские храмы были выражением буддийской культуры на архитектурном уровне [5, c. 211]. В поле внимания автора также входил город Чанъань. Во времена династии Тан он был расположен в ключевом узле движения «восток-запад», а также считался ключевым экономическим, политическим и культурным центром, что и сделало его центром буддизма в Древнем Китае.
В Чанъане было выстроено множество буддийских храмов при династии Суй. Причем в дальнейшем некоторые из них были трансформированы и перестроены по мере необходимости в соответствии с новыми принципами планировки и архитектурной стилистики. Например, в 618 г., после того как Ли Юань основал династию Тан, город, носивший название Дасин, был переименован в Чанъань и стал столицей. В начале династии Тан в нем уже существовал 71 монастырь. Вместе с тем, на тот момент 49 монастырей, напротив, были заброшены и подвергнуты разрушениям. Последующая династия Тан, несомненно, была более богатой. Между 618 и 755 гг. город достиг расцвета. Благодаря восстановлению и развитию экономики национальная мощь становилась все сильнее, правители уделяли более значительное внимание развитию буддийской архитектуры, что способствовало росту храмовых комплексов. Согласно данным Чжан Иня, за 137 лет правления ранней династии Тан в Чанъане было построено 56 новых храмов [5, c. 211]. Автор также привлекает в качестве аргументов записи современников династии, например, известного японского монаха Юань Жэня, который писал в «Путешествии в династию Тан», что в те времена в городе было более 300 буддийских храмов. Но в конце династии Тан многие храмы были разрушены. Известно, что в конце династии Тан император Уцзун приказал провести инспекцию буддийских храмов по всей стране в Хуйчане за пять лет и разрушил более 4600 храмов [6, c. 45].
Исследователь Чжан Инь также отмечает ряд важных изменений, произошедших в архитектурной конструкции буддийских храмов в этот период. В частности, в период династии Тан возник новый тип архитектуры буддийского храма, предполагающий планировку с несколькими внутренними дворами, в центре каждого из которых располагалась пагода. Примечательно, что это стало основой китайской буддийской архитектуры в последующие столетия. Исследователь делает вывод, что в городе Чанъань в эпоху династии Тан были не только небольшие буддийские храмы с залом, но и множество крупных буддийских храмов с большой площадью и десятками дворов, соединенных между собой [5, c. 212]. Тогда же появились многосекционные буддийские храмы. Это было своеобразным ответом на социальную потребность общества того времени в культовых сооружениях. В аннотации к «Стихотворениям на стене тибетского двора Хуаду» есть упоминание, что «в храме Хуаду бесконечные тибетские дворы, и милостыня изо дня в день процветает» [7, c. 75]. Буддизм всегда делал упор на воспитании доброты и милосердия, поэтому более крупные монастыри в Чанъане имели хорошую экономическую базу, что позволяло им заниматься раздачей милостыни и предоставлять кров нуждающимся. Это способствовало развитию буддийских храмовых комплексов с множеством отдельных построек. Важное место в архитектуре храмовых комплексов этого периода в Чанъане занимали сады, оценить очарование которых, к сожалению, сейчас возможно лишь по историческим свидетельствам.
Храм Симин – один из самых представительных буддийских храмов среди культовых зданий Чанъаня времен династии Тан. В последние годы большинство исследований китайских авторов было сосредоточено на установке происхождения названия храма Симин и причины его расположения на площади города (рис. 2). Изучение самого здания с архитектурной и исторической точки зрения требовало иного, более глубокого подхода. Отметим, что храм Симин был одним из нескольких храмов, закрепленных за государством, местом хранения императорских священных писаний династии Тан и культурным центром города. Он расположен в юго-западном углу Янканфана, в районе деревни Баймяо. Тан Хаочуань отмечает, что было установлено довольно много наименований храмов, установлено их местонахождение, датировка постройки и перепланировок, типы и причины их возникновения [8].
Рис. 2. Главный вход в храм Симин.
Источник: https://ru.itravelblog.net/21283/
Храм Симин указывает на то, что во времена династии Тан в архитектурной концепции буддийского храмового комплекса сформировалось особое отношение к пагодам. Синтез китайской этики и буддийских учений нашел своеобразное отражение в архитектуре, а пагода является символом буддийской культуры. Строение и стилистика пагоды возникли в Непале и Индии. По сути, она представляет собой гробницу, в которой находятся реликвии, а также место, в котором осуществляется поклонение Будде. Индийские устоявшиеся приемы планировки буддийского храма изначально были основаны на высокой ступе, окруженной квадратным внутренним двором и залом монастырских ворот. Однако в Китае уже во времена Северной и Южной династий стали появляться и развиваться так называемые храмовые залы. Во времена династий Тан и Сун они практически полностью заменили пагоду в качестве центральной части храма, а форма буддийского храма трансформировалась в главный зал Будды. Планировка буддийского храма, построенного с использованием его в качестве ядра, соответствует традиционной китайской структуре двора с несколькими входами [9, c. 12].
Рис. 3. Вход в гроты храма Большого Будды в районе «Бинлинг». Фото: Sebastfailla. 2017.
Источник: https://www.tripadvisor.ru/Attraction_Review-g528732-d2088629-Reviews-Bingling_Temple_Grottoes-Tianshui_Gansu.html
В диссертации Чэнь Лэй изучены особенности архитектурной конструкции храма Большого Будды в уезде Бинь, расположенного на северной дороге крепости на восточном участке Великого шелкового пути, Гроты храма Большого Будды находятся в районе «Биннинг» Северной династии (рис. 3). Это также первая остановка для въезда и выезда с равнины Гуаньчжун. Гроты выступают образцом буддийских статуарной пластики в Чанъане [10, c. 110].
Гроты храма Большого Будды также изучались археологами. Например, У Ци исследовал художественные особенности пещерного храма [11, c. 89], а Ань Дунлэй изучил систему пещер в контексте истории местной культуры. Автор отмечает, что пещерные храмы представляют собой завершенную архитектурную систему, состоящую из надземных храмов, пещер, связанных зданий и других элементов [12, c. 34]. Форма пещер близка китайским храмам, а планировка заметно усложнилась по сравнению с индийской. Центральная ось делает гроты симметричными, основная статуя расположена в конце центральной оси, а алтарное основание перевернутой «вогнутой» формы постепенно поднимается вверх, что подчеркивает идею строгой иерархии.
На примере гротов храма Большого Будды заметно, что планировка дворцового типа династии Тан предстала в новой форме в рамках, допускаемых религией, размеры стали меньше, а форма – более сложной и разнообразной. Более того, значительное количество пещер в северной части провинции Шэньси обрели плоские подковообразные формы. Исследователь отмечает, что на гроты повлияли эстетический вкус и методы строительства района Чанъань. В диссертации автор обращается к понятию «модель Чанъань», которое также встречается в ряде других исследований. В этом понятии объединяются особенности архитектуры времен правления династии Тан.
В диссертации Гао На на основе анализа пагод храма Большого Будды Бинлин в районе Сяси, Шанси, Дунгоу, Едзигоу, Байтагоу, храма на хребте Капля воды и др. также была проведена типология пагод; выделены такие типы пагод, как пагоды с рельефом, пагоды с круглой резьбой, пагоды с фресками и глиняные пагоды, пагоды из позолоченной бронзы [13, c. 28]. Там же отмечено, что пагоды, создаваемые в период династии Тан, имели форму пагод «дангдок», имитирующих деревянные храмовые пагоды и пагоды с крытыми чашами. В работе на основе статистических и археологических данных описано географическое расположение пагод храма Бинлин. В диссертации сделан вывод, что пагоды типа храма Бинлин в основном расположены в районе Нижнего храма, Ецзигоу, Байталин, Шанси, Дунгоу и других местах.
В храме Бинлин много видов пагод, среди которых больше всего пагод с настенными росписями и рельефных, а количество пагод с глиняными скульптурами, пагод с позолотой из бронзы и пагод с круглыми скульптурами относительно невелико. Развитие буддийских пагод в разные периоды имело различные характеристики формы и художественные стили. Причем они варьировались в рамках эволюции трех базовых типов таких построек: пагоды «подвесной волны»; пагоды, имитирующей деревянный дворец; пагоды, покрытой чашей. Второй тип связан с традиционным китайским архитектурным стилем Третий тип в основном представляет собой тибетскую пагоду, в которой располагается статуя Будды.
Рис. 4. Гигантская пагода диких гусей в Сиане. 652 г. н. э. во времена династии Тан,
когда город назывался Чанъань. Фото: Бобак Ха'Эри. 2005.
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D0%B0%D0%BD%D1%8A%D0%B0%D0%BD%D1%8C#/
media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:ChinaTrip2005-110.jpg
Упомянутая Пагода диких гусей – это один из наиболее известных буддийских архитектурных объектов данного региона (рис. 4). По мнению Хао Пэнчжаня, является ядром коммуникационной системы древнего города [14, c. 61]. Исследователь отмечает, что пагода – это не только культурный центр, расположенный на центральной оси города Чанъань времен династии Тан, но и важный узел городского сообщения. Вокруг здания сформировался уникальный городской ландшафт, в котором отражен процесс распространения культуры Чанъань. Пагода диких гусей была построена на третьем году правления Юнхуэй династии Тан (652) и имеет семь этажей. Основная функция заключалась в хранении статуй Будды, реликвий и классических санскритских произведений, привезенных из Индии мастером Сюаньцзаном. Пагоду перестраивали многократно в период правления династии Мин (1604).
Первоначальная конструкция и вид пагоды во времена династии Тан долгое время оставалось загадкой. В 2017 г. Хао Пэнчжань опубликовал статью «Знаменитая архитектура и городские коммуникации: на примере Большой пагоды диких гусей Чанъань времен династии Тан», в которой аккумулировал сведения, подчерпнутые из записей Сюаньчжэня и других древних текстов, а также существующих гипотез. Он пришел к выводу, что пагода была изменена на десять уровней во времена У Цзэтяня и на семь уровней во времена поздней династии Тан. При этом корпус Большой пагоды диких гусей всегда оставался неизменным [14, c. 61]. На основе анализа описаний Большой пагоды в поэзии в статье Жэнь Цзинцзэ делается вывод о том, что данный архитектурный объект как культурное явление в истории Китая изучается в рамках разных областей искусства, включая литературу, археологию, каллиграфию, живопись и др., но не показан в контексте комплексного исследования верований, их канонов и архитектурно-художественных воплощений этих идей [15, c. 19].
Одним из ключевых буддийских архитектурных объектов западного отрезка коридора Чанъань–Тянь-Шань выступает буддийских храм Субаши. Это крупнейшая из сохранившихся построек такого типа в Синьцзяне [16]. В монографии профессора университета Цинхуа Убри Мемати Айли «Исследование наследия архитектуры синьцзянского участка Шелкового пути» особое внимание уделяется архитектурным объектам данного региона. Отмечено, что архитектурная культура синьцзянского участка путипредставляет собой коммуникационную платформу, она играла важную роль в развитии восточного и западного искусства архитектуры [17, c. 105].
Место расположения буддийского храма Субаши – важный транспортный узел [18]. После продолжительных археологических раскопок здесь обнаружено несколько памятников. Так, вся территория храма состоит из гротов, домов монахов, храмов, башен и гробниц, протянувшихся с севера на юг. По сути, он представляет собой «храм в храме», так как внутри него расположены башни, а в них – залы. Большинство пещер на территории буддийского храма Субаши – это пещеры Дзэн, отражающие представления буддизма Хинаяны, популярного в Цючи. Данную тематику отражают многочисленные артефакты, представляющие древнюю керамику, глиняную скульптуру, фрески, резьбу по камню и иные формы искусства и ремесла [19, c. 257]. Архитектурный стиль храма заметно отличается от архитектуры других аналогичных по типу построек города Чанъань. Это позволяет поставить вопрос о региональных различиях в ходе формирования стилей буддийской архитектуры на разных отрезках коридора Чанъань–Тянь-Шань Великого шелкового пути.
Другим буддийским архитектурным объектом данной местности выступают гроты Кызыл. Они являются наиболее хорошо сохранившимися и самыми крупными среди буддийских памятников в Цючи [20]. В 2013 г. Исследовательский институт Синьцзян Цюци подал заявку на включение гротов Кызыл в проект Организации Объединенных Наций по охране и исследованию всемирного культурного наследия [21].
Важным материалом для исследования особенностей архитектурных комплексов Чанъань–Тянь-Шаньского коридора Великого шелкового пути выступают старинные карты, а также исторические материалы Чанъань (ныне Сиань). В частности, был использован «Исторический атлас Сианя» (1996) – первый исторический атлас древней столицы Сианя. Атлас, состоящий из 89 составленных карт и 89 сопоставленных с ними изображений, а также кратких текстовых описаний, показывает облик городов Сиань и Гуаньчжун в интуитивно понятной форме [22]. Атлас демонстрирует, как размещались дворцы, мавзолеи и другие архитектурные постройки от эпохи неолита до основания Китайской республики. Также интерес представляют карты в «Иллюстрированном экономическом поясе Шелкового пути» (2019) [23], составленном Сианьским картографическим издательством. В них используются результаты геодезической съемки и картографирования, что очень важно для систематического и наглядного отображения эволюции Великого шелкового пути. Так, результаты картографических исследований Чэнь Юэин, представленные в диссертации, раскрывают особенности территориального распределение буддийских архитектурных объектов на разных отрезках изучаемого коридора. Чжан Инь отмечает, что в начале династии Тан (618 – 907, кит. 唐朝, Танчао) благодаря государственной поддержке развития и распространения буддизма, а также подъему и быстрому развитию народного хозяйства, строительство буддийских храмов достигло пика [4, c. 7]. Он анализирует общее количество и распределение храмов в городе Чанъань во времена династии Тан вплоть до восстания Ань Лушаня / 安史之亂 (755 – 763 гг.). Сделан вывод, что в Чанъане в начале династии Тан было 117 буддийских храмов. Причем распространение буддийских храмов крайне неравномерно: в центральных и западных районах относительно плотное, всего 67 храмов, что составляет 57,3% от общего числа храмов в предыдущий период; на востоке и северо-востоке — 27 буддийских храмов, т. е. 23,1% от общего числа храмов. На юге было расположено всего 15,4% буддийских архитектурных объектов.
Строительство храма Чанъань напрямую связано с расцветом и падением династии Тан. До восстания Ань Лушаня количество и распределение буддийских храмов в пригородах Чанъаня было все же неравномерным. Храмы в основном сосредоточены в горах Чжуннань (55,3%) и южных пригородах г. Чанъаня (23,8%) [4, c. 7]. К концу династии Тан количество буддийских храмов в Чанъане уменьшилось со 117 до 42. Причина в том, что в начале династии Тан политическая стабильность, быстрое экономическое развитие, относительно открытая культура, стабильное общество и частые международные обмены давали более благоприятную почву для развития буддизма.
Архитектурные объекты на территории Великого шелкового пути привлекали внимание разных специалистов, как китайских, так и российских, а также представителей научных сообществ других стран. Изучение социокультурного пространства и регионального своеобразия Шелкового пути, его материальных и нематериальных компонентов имеет для Китая первостепенное значение, так как связано с поиском корней национальной культуры и природой национальной идентичности.
References
1. Yu, B. (2014) Architectural features of Buddhist and Taoist temple complexes of coastal areas of Shandong province. Summary of Ph.D. dissertation (Art history). Saint-Petersburg: Herzen State Pedagogical University of Russia. (in Russian)
2. Liu, Y. (2014) Research on the overall protection of the Silk Road (Shaanxi Section) from the perspective of Immaterial culture. Ph.D. dissertation. Xi'an: Xi'an University of Architecture and Technology. (In Cinese)
3. Unesco silk roads programme. Silk Road: a network of routes of the Chang'an–Tian Shang Corridor. UNESCO World Heritage List [online]. Available at: https://ru.unesco.org/silkroad/content/shelkovyy-put-set-marshrutov-chanan-tyan-shanskogo-koridora-voshel-v-spisok-vsemirnogo [Accessed 6 May 2022]. (in Russian)
4. Gong, G. (2006) Research on Buddhist Temples in Chang'an City of Sui and Tang Dynasties. Beijing: Cultural Relics Publishing House (In Cinese).
5. Zhang, Y. (2006) The distribution of Chang'an Buddhist Temples in the Tang Dynasty and their value and role in cultural exchanges. Journal of Kaifeng Institute of Education, pp. 129. (In Cinese)
6. Zhang, Y. (2018) The development and popularization tendency of Chang'an Monasteries in the Tang Dynasty. Journal of Culture, 10, pp. 210–213. (In Cinese)
7. Cheng, Z. (2014) The modern process of studying Chang'an architecture in the Sui and Tang Dynasties. Ph.D. dissertation. Xi'an: Xi'an University of Architecture and Technology. (In Cinese)
8. Liu, W. (2015) The Sinicization of Buddhism and the secularization of Buddhist architecture. Journal of South China University of Technology (Social Sciences Edition), No. 4, pp. 72-76. (In Cinese)
9. Tang, H. (2013) Architectural Research on Ximing Temple in Chang'an, Tang Dynasty. Ph.D. dissertation. Xi'an: Xi'an University of Architecture and Technology. (In Cinese)
10. Feng, B. (2012) Research on Symbolic Culture in Chinese Buddhist Architecture. Ph.D. dissertation. Changsha: Hunan University. (In Cinese)
11. Chen, L. (2018) Re-study of the grottoes of the Great Buddha Temple in Binxian County. Ph.D. dissertation. Xi'an: Xi'an Academy of Fine Arts. (In Cinese)
12. Wu, Q. (2020) The artistic technique of space creation in the Grotto Temple--taking Bingling Temple as an example. Drama House, No. 9, pp. 136. (In Cinese)
13. Gao, N. (2019) Investigation and research on the stupa of the grottoes of Bingling Temple. Ph.D. dissertation. Lanzhou: Northwest Normal University.
14. Hao, P. (2017). Landmark Architecture and Urban Communication - Taking the Big Wild Goose Pagoda in Chang'an in the Tang Dynasty as an example. Famous city in China, No. 4, pp. 59-63. (In Cinese)
15. Chen, Z. (2014) The modern research history of Chang'an Architecture in the Sui and Tang Dynasties. Xi'an: Xi'an University of Architecture and Technology. (In Cinese)
16. Ren J. (2021) Outline of the Poetry of the Big Wild Goose Pagoda of Cien Temple in the past Dynasties under the vision of Silk Road Literature. Journal of Shaanxi University of Technology (Social Sciences Edition), No. 39(03), pp. 16–21. (In Cinese)
17. Peng, J. (2019) Conceptual design of landscape architecture of Subash Buddhist Temple Ruins Park - Taking Children to see the ruins. Chinese artist, No. 10, pp. 105–106. (In Cinese)
18. Ubri M. (2021) Architectural Research on the Silk Road—Xinjiang Section. [online] https://2ly4hg.smartapps.cn/pages/article/article?articleId=123604517&authorId=501362&spm=smbd.content.share.0.1639551259768s2iIpiC&_trans_=010005_wxhy_shw&_swebfr=1&_swebFromHost=heytapbrowser [Accessed 05 May 2022]. (In Cinese)
19. Miao, W. (2019) Research on bronze artifacts at the ruins of Subash Buddhist Temple. Ph.D. dissertation. Xi'An: Northwest University. (In Cinese)
20. Ran, W. (2019) Preliminary results of the investigation and excavation of the ruins of Subashi Buddhist Temple in Kuche, Xinjiang. Western Archaeology, No. 2, pp. 250–260. (In Cinese)
21. Yang, F. (2017) Research on the image of the story of the Buddha in the Kyzyl Grottoes. Ph.D. dissertation. Shanghai: East China Normal University. (In Cinese)
22. Shi, N. (1996) Xi'an Historical Atlas. Xi'an: Xi'an Map Publishing House.
23. Pang, W. (2019) Illustrated Silk Road Economic Belt. Xi'an: Xi'an Map Publishing House. (In Cinese)
Citation link
Hailong, С. THE STUDY OF THE MONUMENTS OF THE CHANG'AN-TIEN-SHAN CORRIDOR OF THE GREAT SILK ROAD IN THE CONTEXT OF ARCHITECTURAL REGIONALISM [Online] //Architecton: Proceedings of Higher Education. – 2022. – №3(79). – URL: http://archvuz.ru/en/2022_3/2/ – doi: 10.47055/1990-4126-2022-3(79)-2
Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная