Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №2 (82) June, 2023

History of architecture

Suzdaltsev Evgeny L.

PhD (Pedagogy), Associate Professor,
Acting Head of the Department of Spatial Design.
State University of Education,

Russia, Mytishchi, e-mail: egens@mail.ru

Sokolova Anna S.

Doctoral student, Department of Painting.
State University of Education,

Russia, Mytishchi, e-mail: sanet18@yandex.ru

Lvova Inna A.

PhD. (Pedagogy), Associate Professor,
Head of the Department of Folk Arts and Crafts.
State University of Education,

Russia, Mytishchi, e-mail: nzfamily@mail.ru

Larionova Nina L.

Associate Professor, Department of Environmental Design.
State University of Education,
ORCID 0000-0001-9266-0804

Russia, Mytishchi, e-mail: larri.n@mail.ru

The role of visual sources in the restoration of the historical appearance of the estate Semenovskoe-Otrada

УДК: 719
DOI: 10.47055/19904126_2023_2(82)_12

Abstract

The article addresses the role of works of art as pictorial sources in the restoration of the Russian manor. Given the fact that historical research is facing growing complex challenges, there is a need to consider sources that previously were considered as auxiliary. First of all, this applies to works of art. Pictorial sources are no less important than any other is. As a confirmation of this fact, the article reviews the works of K.K. Kolman, G.A. Bosse, V.V. Kabanov, N.A. Kiselev, Y.N. Raukh, and a painting by an unknown artist of the mid–19th century. Using these artworks as an example, the significance of works of art in the restoration of the historical appearance of a Russian manor, the Semyonovskoye-Otrada manor, is evaluated. A conclusion is drawn whether it is possible to use exclusively works of art for the organization restoration work or whether other sources are also needed.

Keywords: pictorial sources, Russian manor, restoration, Semenovskoe-Otrada

Введение

Русская усадьба – явление национальной культуры, включающее взаимодействие различных видов искусства, ее изучают как отечественные, но и зарубежные специалисты. «Усадьбоведение» стало отдельным направлением науки. Историю русских усадеб, их облик, структуру, особенности можно узнать из архивных документов, мемуаров, фотографий, а также из произведений живописи. Российский искусствовед Е.А. Савина, анализируя творчество мастеров «Товарищества передвижных художественных выставок», отмечала, что расцвет усадебного искусства совпал с расцветом усадьбы и пришелся на первые десятилетия XIX в. [1]. Таким образом, произведения искусства в числе других источников могут стать превосходным инструментом для восстановления исторического облика русской усадьбы и проведения работ по ее реставрации. Они дают возможность: лучше понять планировку усадебных комплексов, проанализировать рельеф местности, фасады построек, малые архитектурные формы, скульптуры; увидеть, какие материалы были использованы при строительстве зданий и укладке дорожек; определить цветовую палитру, частично ознакомиться с ассортиментом растений.

В конце ХХ в С.О. Шмидт предложил новую классификацию исторических источников, являющихся основой любого исторического исследования, по типам и подтипам, где он разделил изобразительные источники на 3 группы:

• художественно-изобразительные (включающие произведения изобразительного искусства, искусства кино и фотографии);
• изобразительно-графические (прежде всего памятники, содержащие информацию, выражаемую при помощи наглядных графических образов, не составляющих алфавит);
• изобразительно-натуральные (прежде всего фотографии, кинокадры) [2].

Тема значимости роли изобразительных источников для проведения реставрации отражена в работах многих исследователей. Например, Д.Ю. Гузевичи, И.Д. Гузевич, изучая проблему самого изображения как источника, в итоге приходят к следующему выводу: «…все есть источник. Надо только уметь им пользоваться» [3, с. 73]. Е.М. Коляда пишет, что во все периоды истории ландшафтная архитектура являлась материалом для вдохновения художников, которые в своих картинах и рисунках запечатлели парки и сады, в настоящее время либо полностью уничтоженные, либо подвергшиеся серьезным изменениям [4]. Е.М. Коляда также отмечает, что композиционные решения довольно значительной части приусадебных парков были приняты с опорой на живописные полотна художников. М.А. Полякова, рассматривая проблему исторической реконструкции утраченных усадебных музейных собраний, выделяет значимость в данном процессе изобразительных источников [5]. И.А. Ртищева при анализе исторических источников представляет произведения известного российского художника А.М. Васнецова как визуальные реконструкции прошлого Москвы [6].

О важности анализа изображений на рисунках и живописных полотнах при организации реставрационных работ говорится и в исследованиях о процессе возвращения исторического облика различным усадьбам. В качестве примера можно привести статью К.Э. Сорокиной, где указывается, что только благодаря изображениям усадьбы в картинах таких художников, как Н.В. Новиков, И.Э. Грабарь и И.И. Фирсов, удалось узнать цветовой колорит усадьбы [7]. О.Е. Глаголева в статье «Компьютерные реконструкции исторических усадеб: Богородицкий дворцово-парковый ансамбль XIII века», подчеркивает, что фотография хоть и позволила понять форму и внешний видо дной из построек дворцово-паркового ансамбля, но не дала информации о материалах. Только благодаря акварели А.Т. Болотова удалось установить использовавшийся материал и цветовое решение [8]. В другом исследовании по данной теме, принадлежащем Школе ландшафтного дизайна, отмечается, что только благодаря картинам В.А. Серова, И.И. Левитана, И.Е. Репина, К.К. Коровина, А.А. Киселева, на которых изображены виды усадьбы Абрамцево, мы имеем возможность увидеть, какие планировочные решения применялись, и какие растения высаживались в прошлом [9].

Теоретические основы исследовательской деятельности

Задачи, стоящие перед историческими исследованиями, постепенно усложняются, из-за чего возникает необходимость осваивать источники, которые ранее играли вспомогательную роль и, как точно подметил крупнейший в России специалист в области источниковедения Г.Н. Ланской, «являлись лишь дополнением к тексту» [10, с. 101], особенно это касается произведений искусства. Как указывает другой специалист по источниковедению отечественной истории В.В. Алексеев, «в условиях современности идет процесс осознания значимости визуальных источников и приравнивание их по информативности к письменным документам» [11, с. 91].

Над темой изобразительных источников и их роли в исторических исследованиях работали А.В. Кибовский, Л.В. Белгородская, Е.Л. Суздальцев, Н.В. Середа и др. [13–16]. Самый известный из них – доктор исторических наук, действительный член Российской академии художеств А.В. Кибовский – научно обосновал историко-предметный метод атрибуции, известный с конца XIX в. [12].

Другой из перечисленных исследователей – Л.В. Белгородская [14], предложила комплекс алгоритмов и моделей работы с изобразительными источниками, который выглядит следующим образом:

• подбор информация о художнике;
• определение периода создания картины;
• нахождение места картины на сегодняшний день;
• рассмотрение сюжета картины;
• анализ находок художника при изображении исторического материала;
• вычленение ошибок в картине. Этот пункт особенно важен, так как произведения искусства не всегда точно отображают действительность, художники по разным причинам «уходят» от исторической достоверности. Данную проблему поднимает в своих исследованиях и педагог, художник и военный реконструктор Е.Л. Суздальцев [15];
• изучение данных современной науки о периоде, изображенном на картине;
• определение значимости художественного произведения в культурном и историческом плане. Об этом писал О.В. Соколов, историк и специалист по периоду наполеоновских войн [17].

Иными словами, при рассмотрении произведений искусства в качестве исторических источников необходимо провести критический анализ, а также изучить исторические сведения о картине и периоде ее создания.

Практические результаты

Более подробно проследим значимость произведений искусства при организации работ по возвращению исторического облика русской усадьбе на примере изобразительных источников, которые можно использовать для восстановления усадьбы XVIII в. Семеновское-Отрада, расположенной в селе Семеновское Ступинского района Московской области.

Рис. 1. К.К. Кольман. «Главный дом». 1864. Бумага, акварель. 40х30 см. Отдел рукописей РГБ

Начнем с акварели профессора Императорской Академии художеств, известного российского архитектора Карла Кольмана, созданной им в 1864 г. (рис. 1). В его работах довольно часто главенствующая позиция отводилась значимым эпизодам строительства, где «документальная точность была очень важна» [18, с. 103]. Данная акварель не стала исключением. В то время К.К. Кольман частично перестраивал главное здание усадьбы, в том числе переделывал балконы, на что, в первую очередь, и сделал акцент в своем рисунке, где им представлен левый вход в здание, над которым и расположен балкон, обрамленный балюстрадой.

Сразу можно определить, что здание выполнено в классическом стиле. Есть возможность довольно детально рассмотреть оформление окон и дверного проема, а также барельефа на стене, расположенного между окнами первого и второго этажа. Их облик можно качественно и подробно восстановить по рисунку. Карниз менее проработан, его центральная часть просто намечена последовательными мазками, из-за чего точно рассмотреть узор и конфигурацию невозможно – только примерные очертания.

Несмотря на легкость и воздушность изображения, К.К. Кольман все же смог отчасти передать материал здания,сделанного из красного кирпича. О том, что это не просто красная краска, а именно кирпич, говорят характерные мазки ближайшего угла дома (для сравнения – на белой пристройке входа полоски отсутствуют).

Цвет дорожного покрытия указывает на то, что оно сделано, скорее всего, из материала, похожего на сегодняшнюю смесь, состоящую из щебня, карьерного непромытого песка и порошковой глины, или уложен крошкой (если судить по красноватому оттенку, то, вероятно, кирпичными высевками). Для более точного определения необходима дополнительная информация из других исторических источников.

Для определения размеров окон, дверных проемов, высоты здания К.К. Кольман изобразил людей, по росту которых можно рассчитать все перечисленные элементы.

Рис. 2. Фасад главного дома усадьбы Семёновская-Отрада (реконструкция). 2022.
Компьютерная графика. Автор А.С. Соколова. Частная коллекция

Акварель К.К. Кольмана сыграла значительную роль при реконструкции главного здания усадьбы в программе 3Dmax (рис. 2), позволив точно узнать вид балкона и входа, обрамление окон и двери, примерный вид карниза, высоту здания, окон, двери, балюстрады. Она имела большое значение при подборе материалов здания и дорожного покрытия.

Рис. 3. Й.Н. Раух. «Отрада». 1838. Холст, масло, 70х98 см. Сызранский краеведческий музей

Далее в качестве изобразительного источника по восстановлению исторического облика усадьбы рассмотрим картину«Отрада» австрийского художника XIX в., мастера пейзажа Й.Н. Рауха (рис. 3), написанную в 1838 г., которая часто позиционируется как картина неизвестного художника начала XIX в.

В конце ХХ в. Л.М. Смирнов, анализируя выставку «Русская усадьба в изобразительном искусстве», прошедшую в Москве в 1990-е гг., заключил, что XIX в. можно охарактеризовать как «дворянский» период жизни усадьбы, а изобразительное искусство того времени – как «живописно-романтическое» [19, с. 35], что находит полное отражение в работе Й.Н. Рауха.

На картине можно рассмотреть главный комплекс усадьбы (рис. 4), правда, из-за его отдаленного расположения мелкие детали утрачены, не совсем понятно строение ворот – художник передает только их приблизительный вид. Художественное полотно позволяет исследователям определить локализацию и вид мавзолея (самое правое здание), храма, определить частичную конфигурацию дорожек, распределение деревьев и облик моста через реку.

Рис. 4. Здания основного комплекса усадьбы Семёновское-Отрада (реконструкция), 2022.
Компьютерная графика. Автор А.С. Соколова Частная коллекция

Въезд в усадьбу проектировал известный российский архитектор и художник середины XIX в. Г.А. Боссе, являющийся создателем входной группы – парадного двора усадьбы, расположенного перед входом в основное здание. Сохранились эскизы мастера, на которых он очень тщательно и подробно изобразил главные ворота. На рисунке видны проработанные узоры ограды, фонари, калитки, барельефы, скульптуры лежащих львов над калитками. В центре ворот вверху можно даже рассмотреть корону (рис. 5). Весь декор, согласно современным исследованиям, выполнен из популярного в конце XIX в. сплава на основе меди и цинка.

Рис. 5. Г.А. Боссе. «Ограда парадного двора». 1851. Бумага, перо, тушь. 15х40 см. Отдел рукописей РГБ

Рисунок известного российского историка В.В. Кабанова (рис. 6) был выполнен более 100 лет спустя после изображения Г.А. Боссе. При их сравнении можно заметить, что поменялась поза львов, строение ворот (расположение калиток сместилось ближе к центру, львы больше не находятся над ними, оставшись по бокам), переделан узор ограды, исчезла корона, находившаяся вверху в центре ворот.

Рис. 6. В.В. Кабанов. «Отрада. Главные ворота дворца». 1970. Бумага, перо, тушь. 15х40 см. Отдел рукописей РГБ

По данному изображению можно предположить, какой материал использовался для строительства. Если у Г.А. Боссе ворота однотонные, то у В.В. Кабанова видна кирпичная кладка. Из этого следует, что столбы, опора ворот, созданы, скорее всего, из кирпича и окрашены светлой краской.

На дальнем плане видно, что оформление окон дома соответствует представленному на акварели К.К. Кольмана «Главный дом». Есть возможность рассмотреть расположенные между воротами и домом очертания небольших столбиков для солнечных часов. Благодаря изображениям Г.А. Боссе и В.В. Кабанова, одному из авторов удалось реконструировать данные ворота в компьютерной программе 3Dmax.

Рис. 7. А.С. Соколова. Ворота со львами усадебного комплекса Семёновское-Отрада (реконструкция). 2022.
Компьютерная графика. Частная коллекция

В предлагаемом исследовании авторы больше внимания уделили работе Г.А. Боссе, так как именно он изначально создал не только проект ворот усадьбы, но и выполнил рисунок данных ворот. В свою очередь, рисунки В.В. Кабанова сыграли важную роль при определении материалов, используемых при строительстве усадьбы и уточнении оформления окон главного здания, а также в воссоздании облика солнечных часов.

Рис. 8. Картина неизвестного художника «Вид усадьбы Отрада-Семеновское». Середина XIX в.
Холст, масло, 70х120 см. Государственный исторический музей

Продолжая работу над темой, авторы обратили внимание на картину неизвестного художника, написанную в середине XIX в. На ней тщательно изображены массивы деревьев и их расположение относительно главного комплекса усадьбы и друг друга. При ближайшем рассмотрении можно заметить две классические беседки-ротонды. Они не прорисованы подробно, просто чуть намечены, но основная суть передана. Можно предположить, что большая часть беседок данной усадьбы выглядела именно так.

Помимо рассмотренных ранее зданий основного комплекса, можно увидеть на картине сооружение с арками и башенками на дальнем берегу реки. Оно выполнено в том же цвете, что и главное здание усадьбы, из чего можно сделать вывод, что оно тоже сделано из кирпича. Здание представляет особый интерес, так как стилистически отличается от основного комплекса и беседок, к тому же в настоящее время оно полностью разрушено и в других изобразительных и документальных источниках упоминание о нем отсутствует.

Растения на картине сложно определить. Ствол деревьев слева на переднем плане сделан светлыми и темными мазками, а если просмотреть в дополнение к картине библиографический очерк графа В.Г. Орлова за 1878 г. [20], то можно утверждать, что, скорее всего, здесь изображены осины.

В итоге благодаря данной картине удалось более точно составить чертежи усадьбы, подобрать растения, уточнить облик основного комплекса, воссоздать примерный вид беседок и здания с башенками в компьютерной программе 3Dmax (рис. 9), определиться с материалами для здания с башенками.

Рис. 9. А.С. Соколова. Беседка и здание с башенками усадебного комплекса Семёновское-Отрада
(реконструкция по картине неизвестного художника «Вид усадьбы Отрада-Семеновское»)». 2022.
Компьютерная графика. Частная коллекция

Конец XIX – начало XX в. принято описывать как «буржуазный» период жизни усадеб, а искусство того времени как «этюдно-поэтическое». Это четко прослеживается в картинах Н.А. Киселева (рис. 10), которые по сравнению с картинами XIX в. теряют свой масштаб и сложность, становятся быстрыми картинами-набросками, передающими общее настроение, но не отличающимися подробной прорисовкой деталей.

Рис. 10. Н.А. Киселев. «Пейзажи усадьбы Семеновское-Отрада». 1922.
Холст, масло, 33,5х22 см. Частное собрание

Н.А. Киселев не писал главный комплекс усадьбы или другие значимые усадебные постройки, а в основном концентрировался на изображении природы, поэтому его картины не дают информации о зданиях, планировке или малых архитектурных формах, вместо этого они предлагают расширить представление о растениях, произраставших на территории. На пейзажах усадьбы Семёновское-Отрада, написанных им в1922 г., можно увидеть произрастающие в усадьбе березу, ель, осину, злаковые травы.

Рис. 11. Н.А. Киселев. «Часовенка в лесу Отрады». 1922.
Холст, масло, 33,5х22 см. Частное собрание

По картине Н.А. Киселева «Часовенка в лесу Отрады» (рис. 11) можно подробно изучить облик часовенки, определить материал, из которого она сделана, а именно: красный кирпич, умело намеченный художником. Растения нарисованы не совсем понятно поэтому удалось определить только синие высокие цветы как цикорий обыкновенный.

Анализ всех перечисленных произведений искусства, которые в данном исследовании выступили в качестве изобразительных источников по усадьбе, позволил определить примерный вид фасада главного здания; получить частичное представление о солнечных часах, беседках, храме, мавзолее, здании с башенками, мосте через реку, материалах, используемых в строительстве, ассортименте растений; изучить облик главных ворот; узнать примерную конфигурацию одной из частей дорожно-тропиночной сети; примерное расположение деревьев и зданий основного комплекса усадьбы, что является ценной информацией, которая играет существенную роль при организации работы по реставрации усадьбы.

На основе данных материалов авторами статьи начата работа над проектом, воссоздающим исторический облик усадьбы Семёновское-Отрада.

Заключение

Подбор произведений искусства по теме исследования является началом работы по реставрации исторического облика усадьбы. При правильном анализе они позволяют определить планировку усадебных комплексов, фасады зданий, малые архитектурные формы, скульптуры, рельефы, материалы, цветовой колорит, ассортимент растений и т.д. Но важно помнить, что они не могут выступать как единственный источник информации – для реставрации усадьбы необходимо дополнять информацию, полученную при анализе художественных работ, другими источниками: документальными и материальными, что позволит наиболее полно восстановить исторический облик памятника культурного наследия.

Подводя итог, можно сказать, что произведения искусства – важный источник информации для реставрации, который необходимо активно использовать при работе с памятниками культурного наследия в комплексе с другими историческими материалами.

References

1. Savina, E.A. (2014) Estate motifs in the paintings of the masters of “Partnership of Mobile Art Exhibitions” [Online]. Available from: https://terrahumana.ru/arhiv/14_04/14_04_20.pdf  (Date accessed 06.03.2023) (in Russian)

2. Shmidt, S.O. O (1997) On classification of historical sources. In: Historian‘s Way: Selected Works on Source Studies and Historiography. Moscow: Russian State University of Humanities, рр. 87-89. (in Russian)

3. Guzevich, D.Yu., Guzevich, I.D. (2019) Pictorial sources: look and see / not see. In: Golikov, A.G. The role of pictorial sources in informational support of historical science. Moscow, рр. 72-89. (in Russian)

4. Kolyada, E.M. Gardens and parks in European fine art [Online]. Available from: https://cyberleninka.ru/article/n/sady-i-parki-v-evropeyskom-izobrazitelnom-iskusstve/pdf  (Date accessed 06.03.2023) (in Russian)

5. Polyakova, M.A. (2019) Figurative sources in the historical reconstruction of the lost-estate museum collections. In: A.G.Golikov (ed.) The role of visual sources in the information support of historical science: collection of articles. Moscow, рр. 162-170. (in Russian)

6. Rtishcheva, I.A. (2019) Apollinariy Vasnetsov. Visual reconstructions of Moscow's past. In: A.G.Golikov (ed.) The role of visual sources in the information support of historical science: collection of articles. Moscow, рр. 310-317. (in Russian)

7. Sorokina, K.E. Virtual reconstruction of the Moscow region estate Olgovo: sources, methods and research techniques. Available from: https://cyberleninka.ru/article/n/virtualnaya-rekonstruktsiya-podmoskovnoy-usadby-olgovo-istochniki-metody-i-tehnologii-issledovaniya/pdf  (Date accessed 06.03.2023) (in Russian)

8. Glagoleva, O.E. (2013) Computer Reconstructions of Historical Estates: Bogoroditsky Palace and Park Ensemble of the 13th Century. In: Historical informatics. Information Technology and Mathematical Methods in Historical Research and Education, No. 3, рр. 15-29. (in Russian)

9. School of Landscape Design. Landscape design on the canvases of Russian artists [Online]. Available from: https://7dach.ru/Marina_Andreeva/landshaftnyy-dizayn-na-polotnah-russkih-hudozhnikov-vsem-klassom-v-muzey-210648.html  (Date accessed 06.03.2023) (in Russian)

10. Lanskoi, G.N. (2019) Theoretical and methodological aspects of the classification of figurative sources in historical research. In: A.G.Golikov (ed.) The role of visual sources in the information support of historical science: collection of articles. Moscow, рр. 101-109. (in Russian)

11. Alekseev, V.V. (2019) The Phenomenon of Figurative Sources / Visual Sources: On the Question of Terminology and Classification. In: A.G.Golikov (ed.) The role of visual sources in the information support of historical science: collection of articles. Moscow, рр. 90-101. (in Russian)

12. Alekseev, V.V. (2000) Figurative and Documentary Reflection of Historical Reality in Visual Sources. Issues in Source Studies and Historiography. Proceedings of the 2nd readings in memory of academician I.D.Kovalchenko. Moscow: ROSSPEN, рр. 297–301. (in Russian)

13. Kibovskii, A.V. (2019) 500 unknowns. Moscow: Fond «Russkie Vityazi». (in Russian)

14. Belgorodskaya, L.V. (2019) Teaching technologies for extracting information from works of historical painting. In: A.G.Golikov (ed.) The role of visual sources in the information support of historical science: collection of articles. Moscow, рр. 953-962. (in Russian)

15. Suzdaltsev, E.L. et al. (2022) The Problem of the Reliability of the Transfer of the Material Environment and Behavioral Imperatives in the Works of Russian Artists [Online]. Architecton: Proceedings of Higher Education, No. 1 (77). Available from: http://archvuz.ru/en/2022_1/19/  (Date accessed 16.03.2023) (in Russian)

16. Sereda, N.V. (2019) Archeography and problems of translating visual information into verbal. In: A.G.Golikov (ed.) The role of visual sources in the information support of historical science: collection of articles. Moscow, рр. 923-929. (in Russian)

17. Sokolov, O.V. Eshchenko, A.O. The early period of the Napoleonic Wars through the eyes of the artist and soldier Louis-Francois Lejeune. Bulletin of the Ural Federal University, Series 2 Humanities, vol. 21, issue 2 (187), рр. 95-107. (in Russian)

18. Solomatina, N.N. On the authorship of several watercolors dedicated to the construction of the Alexander Column from the collection of the PGUPS Scientific and Technical Library [Online]. Available from: https://cyberleninka.ru/article/n/ob-avtorstve-neskolkih-akvareley-posvyaschennyh-vozvedeniyu-aleksandrovskoy-kolonny-iz-sobraniya-nauchno-tehnicheskoy-biblioteki/viewer  (Date accessed 06.03.2023) (in Russian)

19. Smirnov, L. (1994) Manor landscapes of Russia. Our Heritage, No. 29-30, рр. 35-49 (in Russian)

20. Orlov-Davydov, V.P. (1878) Bibliographic essay of Count Vladimir Grigorievich Orlov. Compiled by his grandson Count Vladimir Orlov-Davydov. Vol. 2. Saint-Petersburg: Academy of Sciences. (in Russian)

Citation link

Suzdaltsev, E.L., Sokolova, A.S., Lvova, I.A., Larionova, N.L. The role of visual sources in the restoration of the historical appearance of the estate Semenovskoe-Otrada [Online] //Architecton: Proceedings of Higher Education. – 2023. – №2(82). – URL: http://archvuz.ru/en/2023_2/12/  – doi: 10.47055/19904126_2023_2(82)_12


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 04.04.2023
Views: 159