Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №3 (83) September 2023

Fine art

Yakovleva Elena P.

Doctor of Art History,
Leading researcher, Sector of Current Issues in Modern Artistic Culture,
Russian Institute of Art History.

Russia, St. Petersburg, e-mail: avmonal@yandex.ru

The photographic image of works of art as an instrument of expert appraisal and attribution (on the example of paintings and drawings by V. I. Shukhaev)

УДК: 75+77
DOI: 10.47055/19904126_2023_3(83)_26

Abstract

The article is based on a study of paintings and drawings by Vasily Ivanovich Shukhaev (1887–1973) from the collections of state museums and private collections, as well as from works available on the antiques market. The study again poses the question of artwork appraisal and attribution and, accordingly, of research methods and tools used by experts. The appraisal and attribution practice of the author of this article has shown the importance of using photographic images of works of art, museum and exhibition displays and interiors of residential premises that captured the works examined, and photographs of natural landscapes taken by artists himself. Of particular value are photographs taken during the author’s lifetime and received in archival storage from his collection. In addition to the above, these include photographs containing inscriptions on the passe-partout or on the back. All this material allows one to imagine what the lost works of art looked like, provides a basis for confirming the authorship and date of creation of the artist’s works, makes it possible to identify variants and copies of paintings, exclude fakes, show stages and peculiarities in the creation of a work of art by the artist, and in some cases witness the repainting of works many years later, which was typical of V.I. Shukhaev. The use of photographic images in expert attribution work can concretize and visualize the creative path and activity of the artist, which is important for objective study of their art and can be used in research, museum exhibition, and educational work by humanities specialists.

Keywords: photographic image of artwork, expert appraisal, attribution, painting and drawing, Vasily Shukhaev

Актуальность темы, заявленной в названии статьи, обусловлена необходимостью введения в научный оборот систематизированной информации об использовании в ходе проведения искусствоведческой экспертизы произведений Василия Ивановича Шухаева фотоизображений его работ, фотоснимков экспозиций выставок художника и его семейных фотографий из государственных собраний и частных архивов – Научного архива Российской академии художеств в Санкт-Петербурге, Отдела рукописей Государственного Русского музея, Российского государственного архива литературы и искусства, Московского музея современного искусства, Национального архива Грузии, бывшего архива Шухаевых, принадлежащего ныне государственным и частным лицам. Фотоизображения не раз применялись и будут применяться впредь с целью исследования жизни и творчества художника, а также в качестве инструмента при проведении искусствоведческих экспертиз и атрибуций произведений искусства [1, с. 107–113].

Как известно, искусствоведческая экспертиза – это первый этап в изучении художественного произведения, идентификация и установление его статуса и накопление первичных знаний о нем. Атрибуция же – это углубленное изучение произведения, направленное на уточнение его авторства, места и времени создания, выяснение провенанса и иных особенностей. Экспертиза и атрибуция художественных произведений предполагают использование основных групп источников – дополняющих друг друга технико-технологических, художественных, литературных и документальных материалов, в том числе фотоизображений.

Можно привести многочисленные и разнообразные примеры их использования в процессе исследования отдельных произведений и всего творчества Василия Шухаева. Прежде всего, стоит отметить, что исключительно благодаря сохранившимся фотографиям сегодня известно, что представляли собой пропавшие в 1949 г. в Тбилиси большеформатные, значимые для творческой биографии художника полотна [2, с. 32–36] – конкурсная картина «Вакханалия» (1912), за создание которой автор был удостоен пенсионерской поездки в Италию [2, с. 35;], две картины на библейский сюжет: «Сусанна и старцы» (1913), написанная в Риме во время пенсионерской поездки [2, с. 32], и «Иосиф и жена Пентефрия» (1923), созданная спустя десять лет в эмиграции во Франции [2, с. 34], а также соцреалистическая картина «Молотьба» (1936) [3, с. 76], над которой художник работал после возвращения из эмиграции сначала в кабардино-балкарском колхозе, где собирал материал, а затем в Ленинграде, где жил до своего ареста в 1937 г. О композиции и размерах (300х400 см) этого широкоформатного полотна дает представление фотография, снятая на экспозиции первой в Советском Союзе персональной выставки Шухаева (1936) в ленинградской Академии художеств [4, с. 40, ил. 38] и в московском «Всекохудожнике» [3, с. 76].

Здесь следует подчеркнуть чрезвычайно важное для исследователей значение фотоизображений экспозиций прижизненных выставок художника, особенно когда они не сопровождались каталогами. Так, именно фотоизображения подтвердили провенанс ряда произведений, в том числе тех, что до сих пор не выявлены в коллекциях и могут еще появиться на антикварном рынке.

Исключительно благодаря фотографии из бывшего архива В.И. и В.Ф. Шухаевых (ныне частный архив) известно, как выглядела заказная картина «Товарищ Сталин на сходке в Крцанисском ущелье» (1953), упоминаемая лишь в списках произведений художника. Благодаря надписи Веры Федоровны Шухаевой, жены автора, на паспарту этой фотографии известны дата создания картины, техника ее исполнения (масло) и размеры (200х300 см), а также факт ее уничтожения самим автором [4, c. 42, ил. 40].

Судя по фотографиям экспозиции выставки произведений Шухаева, проходившей в Ленинградском Союзе художников с декабря 1962 по январь 1963 г. [4, с. 59, ил. 5, 6], а также согласно документальным материалам, именно с этой выставки Государственный Русский музей приобрел в свое собрание несколько подготовительных рисунков (1916) к неоконченной картине «Полк на позициях» (1917) [5] и ставший знаменитым двойной автопортрет Александра Яковлева и Василия Шухаева «Арлекин и Пьеро» (1914; завершен Шухаевым в 1962). Сравнение фотоизображения двойного автопортрета на момент его создания в 1914 г. с завершенной картиной свидетельствует о первоначальном замысле композиции и последующем ее изменении: готовясь к выставке, Шухаев удалил арки над фигурами Арлекина и Пьеро и написал одну общую, объединяющую фигуры и придающую целостность композиционному построению [4, с. 14, ил. 10, 11].

Эту особенность Шухаева-живописца – переписывать накануне предстоящих выставок фрагменты уже завершенных и даже сфотографированных картин – следует отметить особо. Подобного рода произведения не раз вводили в заблуждение экспертов несовпадением изображений на картине и на фотографии, причем фотографии, принадлежащей самому автору. Однако, зная об этой особенности, эксперт может учитывать ее при проведении других исследований. В то же время, такой подход автора к завершению своей работы по-своему характеризует его творческий метод и дает представление о процессе создания картины. Так, спустя два года после окончания работы над композицией «Обнаженная с тазом» (1920) Шухаев дописал интерьер, создав, по существу, новое произведение (1922) [4, с. 27, ил. 20]. Завершенный и сфотографированный эскиз картины «Обсуждение эскизов» (1955) (рис. 1) явился основой картины «Художники» (1955), имеющей бóльшие размеры (160х98 вместо 100х63 см). В правой части композиции картины художник изменил лица двух девушек и переписал правую руку мужчины в шляпе [4, с. 107, ил. 39]. Остается лишь предполагать, в период подготовки какой выставки это произошло.


Рис. 1. В.И. Шухаев. Обсуждение эскизов. 1955. Холст, масло. 100х163.
Местонахождение неизвестно. Фото из бывшего архива Шухаевых. Частный архив

О том, как выглядит завершенный в 1925 г. живописный портрет парижского издателя Люсьена Вожеля, местонахождение которого в настоящее время не установлено, сегодня можно судить не только по его графическому эскизу из собрания Национального музея Грузии, но также по семейному фотоснимку Шухаевых, на котором запечатлены жена художника и ее мать на фоне большеформатного портрета издателя, изображенного в черном фраке и цилиндре спускающимся по беломраморной лестнице [4, с. 35, ил. 32].

Фотография рисунка мужской головы в профиль из бывшего архива Шухаевых, отпечатанная в парижском фотоателье, и надпись на ее обороте, сделанная женой художника, позволили атрибутировать это произведение (рис. 2) [6, p. 76–77, lot 57]. Прежде всего, уточнить имя изображенного – капитан Обур. Сравнение профильного рисунка головы немолодого мужчины с образом одного из персонажей картины «Беседа» (фр.: «La Conversation») (рис. 3), известной по другой фотографии из того же архива, показало их сходство. Поиски информации о картине, местонахождение которой в настоящее время неизвестно, привели к совместной выставке Александра Яковлева и Василия Шухаева, проходившей в парижской галерее Барбазанж в декабре 1921 г. Согласно ее каталогу, картина «Беседа» экспонировалась с названием «La Conversation» [7, № 4]. Датируя рисунок на обороте фотографии «1923–4» годом, жена художника ошиблась, и это понятно, поскольку Шухаевы, с 1921 по 1925 г., отдыхая на острове Пор Кро в Средиземном море, ежегодно общались там с капитаном Обуром. Название острова «Port-Cros» Вера Федоровна также привела в надписи на обороте фотографии картины. Таким образом, в действительности, и сама картина, и натурный подготовительный рисунок к ней в виде профильного портрета капитана Обура были созданы Шухаевым летом 1921 г. на острове Пор Кро. Дарственная надпись автора на лицевой стороне рисунка, адресованная Генриетте Леопольдовне Гиршман, датирована 11 июня 1922 г. [6, p. 77, lot 57], т. е. уже после создания упомянутой выше фотографии, что также опровергает дату создания портрета капитана Обура, приведенную женой художника.

Рис. 2. В.И. Шухаев. Капитан Обур. Эскиз к картине «Беседа» (фр.: «La Conversation»). 1921.
Фото из бывшего архива Шухаевых. Частный архив

Рис. 3. В.И. Шухаев. Беседа. 1921. Местонахождение неизвестно.
Фото из бывшего архива Шухаевых. Частный архив

Подчеркивая роль фотоизображений в процессе изучения творчества Шухаева, необходимо отметить, что ряд французских и грузинских пейзажей художник писал, опираясь не только на натуру, но и на специально снятые им фотографии этих мест. Они хранятся в разных архивных фондах художника, но специальному анализу и определению их значимости в создании произведений искусства мастера до сих пор не подвергались. Одним из многих показательных примеров является горный пейзаж «Панкисское ущелье» (1963. Холст, темпера. 120х95. Частное собрание), написанный по фотографии этого места [4, с. 110, ил. 45, 46].

Фотография графического портрета не известного на момент исследования корнета 4-го гусарского Мариупольского полка (1916) [5, c. 104] способствовала выявлению подделки сангинного рисунка, фигурировавшего на антикварном рынке. В ходе исследования, в том числе с использованием групповой фотографии офицеров данного полка (1916) [5, с. 103], удалось установить предполагаемое имя корнета – Януш Бокщанин. Последующая работа с польскими литературными источниками, содержащими фотографии полковника Польской армии Януша Бокщанина, и идентификация его облика с обликом корнета с рисунка Шухаева подтвердили имя изображенного, а документы из Российского государственного военно-исторического архива способствовали уточнению биографии офицера до 1918 г., т. е. до его перехода на службу в Польскую армию.

Огромная роль принадлежит фотоизображениям, использованным в процессе исследования картины Шухаева «В Оверни», датированной автором 1929 г. и приобретенной современным владельцем на лондонском аукционе [8, lot 24] (рис. 4). На оборотной стороне картины, на подрамнике, прикреплены две выставочные наклейки: «Всекохудожника» c несохранившейся надписью, свидетельствующая об экспонировании произведения на персональной выставке Василия Шухаева 1936 г. в Москве и Ленинграде, и наклейка с названием картины «В Оверни», показанной на выставке художника 1958 г. в Выставочном зале Союза советских художников. Подчеркнем, что на выставочной наклейке 1936 г. надпись с названием картины не сохранилась, а в каталоге выставки [10] произведение «В Оверни» 1929 г. создания отсутствует.

Анализ фотоизображений московской экспозиции данной выставки позволил выявить на одном из фотоснимков пейзаж, композиционно похожий на картину «В Оверни» [3, с. 76, 4-я картина слева в верхнем ряду]. В бывшем архиве Шухаевых (ныне частный архив) удалось выявить фотографию именно этого пейзажа. На оборотной стороне фотоснимка почерком Веры Федоровны Шухаевой написано название картины «Корсика», дата ее создания – 1930 г., а также материал, техника и размеры: холст, темпера, 59х78 см и местонахождение: «Собр<ание> Корнилова Ленинград».

Сравнение фотоизображения картины «Корсика» с картиной «В Оверни» показало их сходство и различие, а именно близость размеров, общего построения картины и многих деталей ее композиции. Установлено, что одно и то же место в композиции обеих картин занимают одинаковые деревья, их стволы и в большинстве своем – кроны, а также холмистая местность и жилые постройки на спуске с холма.

Различия касаются изображения пейзажей дальнего плана (справа на линии горизонта), наличие в картине «В Оверни» фигуры крестьянина, спускающегося по склону холма, и бредущего за ним быка, а также авторской надписи В. Шухаев 1929. На линии горизонта, в центре композиции, в глубине, хорошо видны купы деревьев и очертания полуразрушенного замка, напоминающего средневековый замок Мольтгильберт, расположенный на территории горной местности Центральной части Франции в районе Оверни. Этот образ по-своему подтверждает название картины. В отличие от «чистого» пейзажа в картине «Корсика», полотно «В Оверни», благодаря изображенным на нем образам крестьянина и быка, носит жанровый характер.

Гора на дальнем плане на фотографии пейзажа «Корсика» (справа от центра) своими очертаниями напоминает известный корсиканский архипелаг Сангинэр с его знаменитым маяком, а силуэтные пейзажи дальнего плана картины подтвердили обоснованность ее названия – «Корсика». Все перечисленное, а также многочисленные композиционно-образные совпадения с картиной «В Оверни» позволили предположить, что картина «Корсика» лежит в основе картины «В Оверни». Более того, последняя представляет собой переписанную, а потому не существующую более, картину «Корсика». Однако справа внизу на картине «В Оверни» стоит авторская надпись, включающая подпись (В. Шухаев) и дату (1929). Между тем, пейзаж «Корсика» был создан предположительно в 1930 г., когда Василий Шухаев и его друг Александр Яковлев находились на этом острове. Дату «1930 г.» поставила на обороте фотографии картины «Корсика» и Вера Федоровна. Исходя из этого, версия о том, что в основу жанровой картины «В Оверни», датированной 1929 г., была положена более поздняя по времени создания картина «Корсика» (1930), кажется сомнительной, если не учитывать, что авторская надпись на картине «В Оверни» сделана по-русски, а это значает, что Шухаев нанес ее на картину не во Франции, где он проживал до 1935 г., а в Советском Союзе, уже после возращения из эмиграции. Во Франции свои произведения художник подписывал исключительно по-французски. Кроме того, никаких надписей на картине «Корсика», если судить по упомянутой выше фотографии произведения из архива Шухаевых, нет.

Таким образом, установлено, что на персональной выставке художника в Москве и Ленинграде (1936) экспонировалась картина «Корсика» (Холст, темпера. 60х78), что подтверждают отчасти наклейка выставки «Всекохудожника», фотография московской экспозиции выставки [3, с. 76] и ее каталог [10, с. 14, № 44) (в каталоге картина «Корсика» ошибочно введена в блок произведений 1929 г. создания, а не 1930). В дальнейшем история бытования этой картины (в отличие от одноименного произведения из собрания ленинградского искусствоведа и коллекционера П. Е. Корнилова) не прослеживается. Один из пейзажей с названием «Корсика» (1930. Холст, темпера. 59,7х78,2) как собственность Корнилова экспонировался на выставке Шухаева в Ленинграде (1968), но на московской выставке художника (1977) уже был представлен как экспонат Архангельского областного музея изобразительных искусств (ныне Государственного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера», г. Архангельск).

Рис. 4. В.И. Шухаев. В Оверни. 1929. Холст, темпера. 78,5х60.
Частное собрание. Публикуется с разрешения владельца

Спустя год после успешного проведения выставок 1936 г. Шухаев был арестован по 58-й статье и десять последующих лет провел в ссылке на Колыме. Лишь осенью 1947 г. он поселился в Грузии и в 1954 г. при поддержке Союза художников Грузинской ССР в Тбилиси подготовил первую за последние восемнадцать лет выставку своих работ. В ее состав вошла картина «В Оверни». Данный факт зафиксирован в опубликованном недавно машинописном списке произведений, названном автором «Персональная выставка в 1954 г. художника В. И. Шухаева» [9, с. 282, № 11].

В 1958 г. последовала более масштабная Выставка произведений Василия Ивановича Шухаева в Москве, в выставочном зале Союза художников СССР. Об этом свидетельствуют каталог выставки и вторая наклейка на подрамнике картины. Экспонировалось произведение также на последующих персональных выставках Шухаева в Тбилиси (1962) и Ленинграде (1962–1963 и 1968). Анализ выставочных каталогов позволил предположить, что после ленинградской выставки 1968 г. картина «В Оверни» поступила сначала в собрание семьи Кулаковых [11, с. 150], а потом в коллекцию известного ленинградского собирателя А. Ф. Чудновского [12, p. 56–57, lot 46]. Во всех каталогах техникой исполнения картины «В Оверни» и других произведений французского периода значится темпера, но лишь иногда уточняется, что речь идет о яичной темпере, а именно ею обычно работал художник [13, c. 42].

Возвращаясь к названию картины «Корсика», стоит обратить внимание на пейзаж Шухаева с названием «Перед дождем» (холст, темпера. 60,5х78,5), датированный 1914 г. «с вопросом» из собрания Государственного Русского музея [14, с. 211, № 1180]. В Отделе рукописей Русского музея, в фонде Шухаева, хранится фотография этого произведения (ОР ГРМ. Ф. 154. Оп. 1. Ед. хр. 182. Л. 11) с надписью на обороте, сделанной рукой стареющей Веры Федоровны. Надпись включает несколько названий изображенной на картине местности: Франция, зачеркнутые слова Корсика, Цихисчжвари, а также дату: 1930 г. и имя владельца: собственность Е.И. Хучуа. Этот пейзаж в 1977 г. Русский музей приобрел у частного лица с неуточненными названием и датой. Между тем фотоизображение пейзажа и надпись жены художника на обороте фотоснимка, а также образно-стилистическая близость его живописи с другими пейзажами французского периода творчества Шухаева, в том числе с корсиканскими, может служить основанием для переатрибуции работы.

Таким образом, все приведенные примеры убедительно подтверждают роль и значение фотоизображений произведений искусства как одного из важных инструментов при проведении художественной экспертизы и атрибуций.

References

1. Yakovleva, E.P. (2012). The role and significance of photography in the examination and attribution of works of fine art. Photography, cinema, video: questions of history, theory and pedagogy: Proceedings of the 1st interuniversity scientific and practical conference with elements of scientific school. St. Petersburg. Express, pp. 107–113. (in Russian)

2. Yakovleva, E. P.(2005). The missing paintings of Vasily Shukhaevю Антик-Respekt, May, pp. 32–36 (in Russian).

3. Yudina T. (2017) “Vystavki Vsekokhudozhnika”: Antique world, Exhibitions of the "All-Artist". Archival materials of the Ministry of Agriculture Library: Vasily Ivanovich Shukhaev. Opening and exposition of the exhibition in Moscow in the halls of "Vsekohudozhnik" on Kuznetsky, 11. No. 10, January, pp. 56–77. (in Russian)

 4. Yakovleva, E. P. (ed.) (2015) Vasily Shukhaev (1887–1973). A Retrospective: Exibition catalogue. Moscow: BooksMArt. (in Russian)

5. Yakovleva, E. P.(2020). About V. I. Shukhaev’s painting "Regiment at positions" and portraits of officers of the 4th Mariupol Hussar Regiment. In: Yakovleva, E.P. Vasily Shukhaev: Art, Biography, Heritage. Moscow: BooksMArt, pp. 100–121. (in Russian)

6. Christie’s. (2017). Important Russian Art, London, 27 November.

7. Exposition (1921). Alexandre Iacovleff et Vassili Choukhaeff, du 15 novembre au 1er decembre. Galerie Barbazanges, Paris.

8. MacDougall (2019). London, 5 June. Important Russian Art Auctions, at Asia House. Arts LTD. Masterpieces of Russian art.

9. Kamenskaya, E.N. (2020) About the first exhibition of V.I. Shukhaev in Tbilisi (1954). In: Yakovleva, E.P. Vasily Shukhaev: Art, Biography, Heritage. Moscow: BooksMArt, pp. 279–295. (in Russian)

10. Catalogue of the exhibition of works by Vasily Ivanovich Shukhaev. Union of Artists of the USSR, Union of Artists of the Georgian SSR. Moscow, 1958. (in Russian)

11. Myamlin, I.G. (1972). Vasilii Ivanovich Shukhaev. Leningrad: Khudozhnik RSFSR. (in Russian)

12. Sotheby’s (2016) Russian pictures. Auction in London 7 June. [London, 2016.]

13. Yakovleva E. P.(2020). V.I. Shukhaev on the technique and technology of painting. In: T.L. Astrakhantseva (ed.). Features of the development of techniques and technologies in art. History and Modernity. Moscow: Soyuz Design, p.p. 39–44. (in Russian)

14. The State Russian Museum presents: Painting of the First Half of the 20th Century (S – Ya). Almanac, Issue 463  Catalogue: Vol. 13. St. Petersburg: Palace Editions. (in Russian)

Citation link

Yakovleva, E.P. The photographic image of works of art as an instrument of expert appraisal and attribution (on the example of paintings and drawings by V. I. Shukhaev)//Architecton: Proceedings of Higher Education. – 2023. – №3(83). – URL: http://archvuz.ru/en/2023_3/26/  – doi: 10.47055/19904126_2023_3(83)_26


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 20.07.2023
Views: 104