Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №1 (85) March, 2024

Тown planning

Ordynskaya Yulia V.

PhD. (Architecture), Associate Professor,
Higher School of Architecture and Urban Planning.
Institute of Architecture, Construction and Design.
Pacific National University.

Russia, Khabarovsk, e-mail: ordynka.y@yandex.ru

Dyachkova Lyudmila G.

Doctor of Pedagogical Sciences,
Professor at the Higher School of Architecture and Urban Planning
Institute of Architecture, Construction and Design.
Pacific State University.

Russia, Khabarovsk, e-mail: 003795@pnu.edu.ru

Formation of trade spaces in Khabarovsk: from the Chinese bazaar to the socio-cultural field

УДК: 711:316.43
Шифр научной специальности: 2.1.13
DOI: https://doi.org/10.47055/19904126_2024_1(85)_17

Abstract

The publication provides a detailed presentation of historical transformation of the retail street spaces in Khabarovsk since its foundation. The authors define local zones, provide a typology of retail facilities within the city, and identify current trends in the formation of retail trade zones arising the course of historical development. A cartographic analysis of open-air retail trade spaces is carried out. An attempt is made to classify historical stages in the evolution of the city’s retail environment supported by a typological and cartographic analysis of the objects under study. It is claimed that problems associated with the location of shopping zones, caused not only by the city's planning structure but also by the conceptual treatment of retail facility forms, determine the current state of the built environment and require solutions using urban planning modeling of retail trade organization in the city.

Keywords: unregulated trade, markets, organization, urban space

Введение

Открытые торговые пространства значимы для организации городской среды не столько потому, что отчасти стабилизируют финансовую ситуацию населения, сколько являются инструментом, определяющим стадию развития общества, так как, обеспечивая коммуникативную функцию градостроительного моделирования взаимодействия власти с гражданами, представляются слепком возможностей общественного развития, формирование особенностей городских пространств которого свидетельствует о рациональности принимаемых решений и обнаруживает исторически сложившиеся особенности территориального планирования.

Учитывая, что торговля на улице является неотъемлемой частью социально-экономического ландшафта государства, следует уделять внимание изучению деталей организации как пространственных характеристик организуемых торговых мест, так и предметного наполнения соответствующих решений на стадии определения городского пространства.

По мере изучения процесса формирования открытых торговых зон в пространстве города стал очевидным тот факт, что в доступных исторических исследованиях эта тема рассматривалась в разных аспектах (экономических, социальных, изучении архитектурного наследия и др.), но открытые торговые пространства города не становились предметом отдельного изучения [1, 2, 6, 8, 10].

Тем не менее, полагая значимыми проявления процессов исторического преобразования городской среды, можно признать, что торговые пространства формируются как ранее не развивающиеся, и сам факт их появления способен свидетельствовать о переменах в отношениях населения и государства, о преобразованиях в стиле жизни и особенностях развития территории города [6].

Следовательно, изучение расположения торговых мест и пространств, способно выявлять, кроме истории их формирования, уровень заинтересованности государства в процессе градоустройства, свидетельствующего о степени развития общества, чем и определяется актуальность темы данного исследования.

Степень изученности темы исследования невелика, если не принимать в расчет публикации, косвенно касающиеся вопросов формирования градостроительных моделей взаимодействия государства с населением, постепенно определяющихся в отдельное исследовательское поле, интерес к которому обнаруживает поиски оснований для реконструкции сценария формирования городов, в том числе и региональных, таких как Хабаровск, определяемых историей освоения материка, установления границ государства. В рамках исследования были использованы фундаментальные труды по истории региональной архитектуры, созданные Н.П. Крадиным [4, 10]; публикации историков-краеведов: Л.Н. Булдыгеровой [2]; М.Ф. Буриловой [3, 19], А.Ф. Вежновца [4]; архивные свидетельства*, диссертационные работы [5] и др. [1, 7, 8, 9,13].

Объектом исследования являются торговые места и открытые торговые пространства на территории Хабаровска, предметом – классификация исторически сформированных торговых пространств, определивших архитектурно-планировочное решение города.

Цель исследования – определение этапов исторического формирования торговых мест и открытых торговых пространств на территории Хабаровска по мере его становления и уточнение типологической классификации полученных результатов в соответствии с параметрами, определяющими уровень градостроительного моделирования городской застройки.

Методология исследования обеспечена историческим подходом к выявлению структурных компонентов, определяющих градостроительный каркас населенного пункта, города и т.д. Методы исследования представлены натурным, картографическим и сравнительным анализом, что позволяет уточнить критерии типологической классификации исследуемых градостроительных решений и описать их специфику, определяющую характер исторических преобразований пространственного оформления решений в области торговой деятельности населения города.

В рамках исследования проанализированы этапы формирования торговой городской среды, на которые значительное влияние оказали региональные особенности. Первая особенность – удаленность от европейской части страны, вторая – географическая близость к Китаю. Исследование показало, что открытые торговые пространства Хабаровска прошли несколько самостоятельных этапов развития, которым поспособствовали социально-экономические изменения в стране.

Авторский вклад в развитие темы исследования представлен результатами изучения и последующей систематизации теоретических материалов; формализации данных, полученных в процессе опроса городского населения. Результаты натурного обследования городского пространства с целью изучения возможностей организации торговой среды позволили определить типологические группы. В рамках исследования впервые приведены характеристики исторических этапов организации торговых пространств Хабаровска.

Теоретическая значимость исследования подтверждается выводом о необходимости поиска новых форм и соответствующих планировочных решений, на основе изучения исторически сложившегося опыта создания торговых открытых пространств в городе.

Практическая значимость исследования определяется возможностью планировочных решений территориальной организации открытой торговли в городской черте, способных реализовать существующие предложения в области использования уличных торговых объектов.

 

Первый этап – китайский базар (1877–1899): становление первой торговой площади и массовой торговли, организованной представителями китайской диаспоры в городе. «Нижний базар» (или «Рыбный») исторически известный как одна из первых по стадии организации торговых зон города, открылся в 1877 г. в устье р. Плюснинки (рис.1-3) и просуществовал до шестидесятых годов ХХ в.

Естественно, что первично торговля осуществлялась на причале и только в 1880 г. в целях улучшения городского устройства была создана специальная комиссия, обратившая внимание на специфику формируемого торгового пространства, благодаря чему были определены и место, и «базарные старосты», отвечавшие за порядок в процессе реализации нехитрых товаров, большинство из которых составляли продукты речного промысла, а также простейший бытовой импорт из Китая. В результате уже в 1890-х гг. на торгах появились деревянные лавки, впоследствии замененные на двухэтажные каменные ряды на 16 мест [20].

Рис. 1. Схема расположения торговых объектов на территории Хабаровска 1877–1921 гг.
Сост. Ю.В. Ордынская

Контролируемые купцами торговые ряды были упорядочены, была назначена оплата арендуемых мест, что обусловило резкое падение интереса к торговле со стороны китайской диаспоры и стихийный товарооборот стал резко сокращаться. Тем не менее, к этому времени многие представители китайской торговли стали оседлыми в Хабаровске: так называемые «китайские слободки» существовали в районе Артиллерийской горы (ныне – ул. Ленина района площади Славы от набережной до ул. Кавказской) и Казачьей горы, за железнодорожным вокзалом (ныне – ул. Ухтомского) (рис. 1). В этих локациях китайская диаспора продолжала торговлю и строила жилища – фанзы. Таким образом, можно предполагать, что архитектурно-планировочные особенности рассмотренного периода представлены самобытной планировкой, обладающей живописными характеристиками и способностью организовать уникальное двунациональное общественное пространство.

Рис. 2. Нижний базар. Хабаровск. 1903.
Источник: https://www.etoretro.ru 

Рис. 3. Нижний базар. Хабаровск. Конец XIX в.
Источник: https://www.etoretro.ru/ 

 

Рис. 4. Торговые ряды Нижнего базара.
Первая треть ХХ в.
источник: https://www.etoretro.ru/ 

Рис. 5. Торговые ряды Нижнего базара.
Современное состояние.
Фото Ю.В. Ордынской

Второй этап – купеческий ряд (1899–1912): установление постоянного контроля со стороны части городского населения, сословно представленного (городского купечества) и профессионально занимающегося торговлей, над процессом организации открытых торговых площадей, результатом которого можно признать первичное появление рядов как разновидности организованной застройки.

На протяжении данного периода становится очевидным изменение функциональных характеристик торговых пространств – появляются первые товарные склады (верхние этажи каменных построек рынка занимали именно склады, в то время как нижние использовались как торговые помещения). Береговая торговля, обеспечивавшая популярность речных районов города за счет организации продаж с баркасов, определила активное строительство торговых домов в прибрежной зоне наравне с внутригородским возведением подобных объектов. Эта особенность региональной городской застройки определила ряд отличий от европейских аналогов, определяемых:

- географическими условиями (строительство осуществлялось в условиях сложного рельефа и заболоченной местности);
- отсутствием традиционных торговых пассажей и присутственных галерей (характерных для европейской части страны);
- возведением торговых домов в прибрежных районах (бухтах) (в европейской части страны такое строительство разворачивалось вдоль трактов гужевого извоза);
- малыми размерами торговых площадей.

По мере роста города в его структуре появлялись новые торговые территории, определяемые площадями и перекрёстками, военными плацами (ныне территория площадей Серышева, Ленина). Стихийная китайская торговля сохранялась, постепенно локализуясь на территории китайских кварталов (рис. 1) и захватывая береговые формы торгов, осуществляемых с бортов плавсредств. Следовательно, архитектурно-планировочные особенности данного периода можно описать как формирование линейного торгового пространства, композиционная организация которого полностью была зависимой от особенностей берегового ландшафта и предполагала формирование застройки ленточного типа.

Третий этап – новый рынок (1912–1920): появление новых торговых территорий, формируемых в соответствии с утверждением городской Думой обновления планировочной городской структуры за счет Хабаровского Нового рынка (падь р. Чердымовки (ныне Амурский бульвар) в пределах Линейной улицы (ныне ул. Л. Толстого). В наши дни этот объект все еще именуется Центральным рынком и сохраняет функции универсального городского торгового пространства (рис. 1); поэтому архитектурно-планировочные особенности торговых пространств выделенного этапа допустимо представить элементами регулярной планировки, постепенно формирующейся в процессе организации торговых пространств и подчиненной общей городской застройке.

Четвертый этап – социалистический рынок (1920–1991), определяемый как экономическими, так и политическими преобразованиями в жизни страны, соответствующими установлению Советской власти и т. д. на Дальнем Востоке. Значительные перемены, произошедшие в функционально-планировочной структуре города, были обеспечены социальными преобразованиями, поскольку уже к 1932 г. был создан новый генеральный план, стабилизировавший развитие планировочных работ, определивших северо-западное, юго-восточное направления и центральную часть предлагаемой застройки.

В свою очередь, расширение города обеспечило развитие форм торговли: государственной, кооперативной (организованных рынков) и колхозной (неорганизованных, но контролируемых государством рынков) [17]. В это время осуществлялась конфискация имущества купеческого сословия, что сказалось на сокращении объемов продаж и площадей городских торговых территорий. На фоне параллельного подъема промышленности, обусловленного концепцией индустриализации страны, ряды торгов на Нижнем базаре существовали до 1930-х гг. и впоследствии преобразовались в здание Речного вокзала. Территория этого объекта вплоть до 1950 г. частично сохраняла функциональные характеристики торгового пространства.

По мере того, как в конце 30-х гг. представители китайской диаспоры были выведены за пределы города, китайская торговая линия пришла в упадок. В 1990-х гг. Речной вокзал прекратил свое существование как отраслевое транспортное учреждение и превратился в многопрофильное предприятие административного характера, вместив в свои пределы массу вновь созданных «перестроечных торговых офисов».

Новый рынок также прошел этап реконструкции, и в 1986 г. на его месте открылся Центральный, где вместо ранее существовавших открытых торговых павильонов возник закрытый комплекс, хотя открытые торговые зоны не исчезли, но преобразовались, расположившись вокруг нового объекта. Обновлению способствовало открытие специализированных отделов рынка, соответствующих сбыту продукции коллективных хозяйств: овощей, рыбной продукции, мясной и проч. Кроме того, постепенное формирование крупного рынка – «Кирпича» (ул. Выборгская, пересечение с проездом «Кирпичный завод») заполнило целую улицу, стремительно поглощая окружающее пространство частного сектора и расширяясь с каждым годом.

Особенностью архитектурно-планировочного решения, характерного для данного периода, можно назвать изменение в составе функциональной специализации торговых площадей, так как помимо торговых появляются объекты общественного питания и отдыха.

Пятый этап – перестройка, кризис города (1990-е гг.): возвращение китайцев на торговые площади города, чему способствовало открытие границы, подписание двусторонних договоров в 1992 г., определивших, что «страны (РФ и КНР) рассматривают друг друга в качестве дружественных государств» [7], и обнаруживают стратегию доверительных отношений, свидетельствующих о расширении всех форм партнерства, тем более – торгового, это очень быстро сказалось на усилении компонента импорта, сформировавшего профильные продажи бытовых товаров на так называемых «барахолках», что и определило организацию новых торговых площадей.

«Перестроечная» торговля, ставшая одним из культурных явлений исторического периода, была возможностью выживания граждан, утрачивающих работу, и определила ряд стратегий существования населения – в том числе и «челночный бизнес», характерный для приграничных регионов страны. Активная массовая торговля на всех свободных площадках, ныне обсуждаемая как «способ адаптации граждан к структурному кризису российского общества на микроуровне» [9], преобразовала город и сформировала локации стихийной торговли или обмена необходимыми для существования населения продуктами и повседневными вещами. Выстроенная в советское время система торговых пространств была деформирована. Под торговые точки стихийно отводились любые площади, пространства, которые интегрировались практически в любую городскую среду. Появилось множество «эпизодических» торговых зон, для которых была характерна кратковременная торговля.

Тотальный дефицит товаров, задержка заработной платы и многое др. сталкивали население в область стихийных продаж, от результатов которых зависела выживаемость, а не только благосостояние граждан. В этот период торговая деятельность осуществлялась повсеместно, причем в весьма неожиданных местах (например, в учреждениях здравоохранения из-за скопления потенциальных покупателей из числа пациентов), и существующие торговые площади быстро расширялись. Торговля на улицах, ставшая в тот период знаковым этапом в биографиях значительного количества дальневосточников, росла за счет возможностей трансграничной торговли и внутри регионального торгового посредничества. Уличная среда, обнаружившая адаптивные возможности открытой городской системы, в условиях социальных потрясений стала источником исследовательского интереса и определила проблемное поле градостроительного моделирования взаимодействия с населением [9].

Шестой этап – становление социокультурного поля современного рынка (нач. 2000-х по настоящее время) определено социально-экономическими преобразованиями, которые обнаружили не характерные для раннего советского этапа плановой экономики параметры градостроительной деятельности, так как на первый план вышли социальные задачи – изменение социальной структуры общества, преобразующие его культурные ценности и структуру потребления в целом [13].

На сегодняшний день в Хабаровске взаимодействуют несколько основных типов торговли: уличная стихийная, павильонная, рыночная. В городе функционирует множество организованных открытых рыночных пространств: Многорядов, Судоверфь, Фермерский дворик, продуктовый рынок «Депо», Городской, Зеленый, Выборгский, Экодом, рынок «Али» и др.); уверенно работают торговые комплексы, сезонные мини-рынки, рынки выходного дня, автомобильные и т.п. (рис. 6).

Администрация города осуществляет распределение торговых мест в пространстве застройки, утверждая схемы размещения НТО (нестационарных торговых объектов), на основании которых составляется извещение о размещении, находящееся в онлайн доступе. Графическая часть данного извещения представлена визуализацией карты, свидетельствующей о размещении НТО. Будучи адресным планом, на котором указаны проекты планировки территорий, кадастровые сведения и информация об инженерно-технических сетях, размещение объектов временной торговли на земельных участках или в зданиях и сооружениях, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, обеспечивает понимание соответствия данных объектов условиям планирования мест временной торговли.

Тем не менее, несмотря на попытки администрации города развивать торговую инфраструктуру и сопутствующие ей объекты мелкой стационарной торговли, в Хабаровске очевидна несогласованность проектных решений НТО и общего образного характера городской застройки. Активная, несанкционированная уличная торговля усиливает несоответствие архитектурно-планировочного решения открытых пространств нуждам населения, что характеризуется увеличением количества неорганизованных стихийных рынков, все чаще формирующих конфликтную среду на улицах и остановках общественного транспорта, мешая движению пешеходных потоков.

Учитывая, что продавцы могут использовать личные автотранспортные средства для размещения в них товаров, а многие размешают продукты для продажи на скамьях, бордюрах, газонах (используя для обозначения прилавка упаковочные коробки, бытовые раздвижные столы и проч.), легко осознать необходимость создания цивилизованных мест для торговли, соответствующих потребительским интересам широких слоев населения.

Рис. 6. Основные открытые рыночные площади в планировочной схеме Хабаровска.
Сост. Ю.В. Ордынская

В результате наблюдений за функционированием стихийно возникших торговых точек на территории Хабаровска авторы определили средовые факторы, обеспечивающие размещение несанкционированных торговых позиций и сопоставили их с существующей типологией объектов открытой стихийной торговли по разным качественным/количественным характеристикам. Результатом стало обобщение наиболее часто встречающихся вариантов организации торговли в типологические ряды, учтенные в планировочной схеме города (рис. 6).

Параметрами обобщения стали:

А. Численность торгующих граждан, образующих торговое пространство

1. Мелкое – 1–5 чел. (преимущественно на территориях жилых районов, не относящихся к центральной части городского пространства).
2. Среднее – 5–9 (скопления торгующих поблизости от остановок общественного транспорта или на территории транспортных /пересадочных узлов).
3. Крупное – 9–15 (на территориях поблизости от организованных рыночных площадок).

Б. Тип архитектурного пространства (открытое/закрытое)

1. Открытые локальные торговые зоны на общественных территориях поблизости от остановок наземного транспорта (остановки, крупные транспортные узлы (автовокзал, ж/д вокзал и т. д.).
2. Закрытые территории – подземные пространства (пешеходные переходы).

В. Относительно разных типов/структур общественного пространства города

1. Центральное «ядро» города.
2. Городские общественные субцентры местного значения, размещенные в планировочных элементах города разного функционального значения, в том числе на территориях жилых комплексов (в группах жилых домов: дворы или общественные территории при объектах торговли, общественно-рекреационных и т.д. (например: по ул. М.П. Даниловского у входа в помещение социального рынка), у торгового центра «Большая медведица» (с локализацией у входа в подземный переход) как традиционная площадка торговли сезонными товарами, предметами быта и др.).
3. Торговое общественное пространство – рынок, ярмарка (вокруг официально организованных пространств часто формируются локации объектов стихийной торговли).

Г. Относительно основных архитектурно-планировочных элементов (каркаса) города

1. Вдоль транспортных путей, улиц (при наличии пешеходных путей).
2. Вдоль транспортных путей, независимо от наличия/отсутствия пешеходных переходов (как правило, в таких условиях продают сезонный/временный товар для автолюбителей, например, незамерзающая жидкость, цветы к общенародным праздникам и т.д.).
3. Пересечению транзитных путей (пешеходных дорог) (мест перераспределения потоков людей).

Д. Время

1. Сезонность (наиболее активный период весенне-осенний, разница в категории предложенных товаров и т.д.): суточная, предпраздничная, сезоном обеспеченный ассортимент продаваемых товаров: мед, рыба, фрукты, продукты народных промыслов и др.
2. Места единовременных событийных ситуаций в городе (фестивали, ярмарки, тематические продажи и др.), праздничные дни.
3. По времени суток: утреннее, обеденное, вечернее, полный световой день и т.д.

Е. Тип использования торгового оборудования

1. Самодельное мобильное (переносное) оборудование: ящик, коробка, газеты, картон большого размера и проч.).
2. Использование (приспособление) элементов городской среды (бордюры, скамьи, ступени и т.д.).

Максимально распространенными являются такие формы организации мест стихийной торговли, как определяемые массовым скоплением граждан в определенное время суток (например, поблизости от остановки общественного транспорта) или исторически сложившиеся как публичные торговые пространства, связанные с социальными характеристиками массового скопления проживающих в микрорайонах граждан: военные, работники больниц, больших предприятий и т.п., где люди не могут выходить на поиск или покупку продуктов питания вне кратковременных перерывов в течение рабочего дня.

Подобные результаты подтверждают выводы, сформулированные авторами в части признания значимости для создания градостроительных решений стихийно организованных торговых мест как инструмента взаимодействия с населением (в большей части несамодеятельным по возрасту), что требует детального анализа в области градостроительного моделирования гармоничного жизнеобеспечения населения и повсеместной доступности к необходимым для существования элементам инфраструктуры в застройке.

Рис. 7. Этапы исторического формирования торговых пространств в Хабаровске.
Сост. Ю.В. Ордынская

Заключение

В результате исследования стало возможным определение шести периодов, в течение которых сформировались городские торговые пространстве Хабаровска (рис. 7). Ретроспективный анализ подтвердил востребованность открытых торговых пространств как микро- и макровариантов социально-экономической организации территорий города.

Будучи созданными в рамках социально-коммуникативного формата освоения городской среды, торговые зоны по сравнению с другими обладают явными преимуществами, так как предполагают традиционное общение, обмен информацией, удобное местоположение, выгодное ценообразование и т.д. [15]. Городские площадки, используемые населением для обмена/реализации повседневных продуктов, не утрачивают актуальности, тем не менее продажи предметов быта сокращаются из-за расширения возможностей интернет-торговли. Таким образом, можно предполагать, что поиск новых форм и соответствующих времени планировочных решений территориальной организации открытой торговли в городской черте изменит к лучшему существующие предложения в области использования уличных торговых объектов.

 Примечание

* Хабаровск. Страницы истории: сборник документов Государственного архива Хабаровского края Российского государственного исторического архива Дальнего Востока об истории развития города Хабаровска. – Хабаровск: Частная коллекция, 2008. – 448 с.

References

1. Avdoshkina, O.V. (2007). The big bourgeoisie and merchants in the Far East in the second half of the 19th - early 20th century. Bulletin of the TSPU, No. 3. [Online] cyberleninka.ru.  Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/krupnaya-burzhuaziya-i-kup echestvo-na-dalnem-vostoke-vo-vtoroy-polovine-xix-nachale-hh-veka  (in Russian)

2. Buldygerova, L.N. (2014).  Development of Far Eastern trade at the beginning of the twentieth century. New Ideas of the New Century. [Online] pnu.edu.ru. Available at:   https://pnu.edu.ru/ru/faculties_old/full_time/isptic/iogip/science/nir/elcatalog1/text4/ . (in Russian)

3. Burilova, M.F. (2007). Society of Old Khabarovsk (late 19th - early 20th century): Based on family photo albums and other rarities. Khabarovsk: Publishing house. Riotip of the regional printing house. (in Russian)

4. Vezhnovets, A.F., Kradin, N.P. (2000). Notes of local historians. Khabarovsk: Magellan. (in Russian)

5. Vorontsova, D.S. (2011). Communication and recreational spaces in the architecture of public shopping centers. Summary of PhD dissertation (Architecture). Nizhny Novgorod State University of Architecture and Civil Engineering. (in Russian)

6. Goncharov, S.N., Zhou Li. (2019). On the formation of the text of the Russian-Chinese Treaty of Good Neighborhood, Friendship and Cooperation, negotiations on it and its signing. Society and State in China,  No. 1. [online] cyberleninka.ru. Available at:   https://cyberleninka.ru/article/n/o-formirovanii-teksta-rossiysko-kitayskogo-dogovora-o-dobrososedstve-druzhbe-i-sotrudnichestve-peregovorah-po-nemu-i-ego-podpisanii  (in Russian)

7. Zhelnina, A. (2011). It’s like a museum here: a shopping center as a public space. Laboratorium, No. 2. [Online]. Available at:    https://cyberleninka.ru/article/n/zdes-kak-muzey-torgovyy-tsentr-kak-obschestvennoe-prostranstvo    (in Russian)

8. Ivanova, A.P. (2018). Folk Far Eastern architecture: our suburbs. Balandin Readings, pp. 511-517. (in Russian)

9. Kovalevskaya, Yu.N. (2021). Street market trade as a stage in the life trajectory of Far Easterners (1990s). Vestnik of Tomsk State University, No. 469. [Online]. Available at:    https://cyberleninka.ru/article/n/rynochnaya-torgovlya-kak-etap-zhiznennoy-traektorii-dalnevos tochnikov-1990-e-gg   (in Russian)

10. Kradin, N.P. (2018) Old Khabarovsk: portrait of the city in wood and stone (1858–2008). 3rd ed. Khabarovsk: Priamurskie Vedomosti. (in Russian)

11. Maitland, B. (1989). Shopping Malls: Planning and Design. Translated by A.R.Anisimov. Moscow: Stroyizdat. (in Russian)

12. Okhotnikova, Yu.V., Gromenko, I.V. (2021). Reconstruction and renovation of Khabarovsk squares. Innovations and investments, No. 4. [Online]. Available at:     https://cyberleninka.ru/article/n/rekonstruktsiya-i-renovatsiya-ploschadey-habarovska (in Russian)

13. Pereverzeva, N.V. (2010). Multifactorial model of the functional-planning organization of the central trading zone of a large city. Journal of Urban Planning. Moscow: All-Union Research Institute of Issues in Scientific and Technical Progress of Information in Construction. (in Russian)

14. Petrova, G.M., Moor, V.K., Erysheva, E.A. (2018). Development of open-air retail spaces. New Ideas of the New Century, Vol.2, pp. 254 – 257. (in Russian)

15. Layout of non-stationary retail facilities [2023]. [Online]. Available from: Khabarovsk. https://khv27.ru/administration/structural-units/upr-torg/inaya-informatsiya/razmeshchenie-nestatsionarnykh-torgovykh-obektov/skhema-razmeshcheniya-nestatsionarnykh-torgovykh-obektov/  (in Russian)

16. Trade in pre-revolutionary Khabarovsk: Chinese and Russian merchants [2023].  habinfo.ru [Online]. Available from:  https://habinfo.ru/torgovlya-habarovsk  (in Russian)

17. istmat.org. (2023) Trade turnover under socialism. The nature and role of trade under socialism. Project – historical materials [Online].  Available from: https://istmat.org/node/33650  (in Russian)

18. Shutova, A.S. (2014). Historical public spaces of Far Eastern cities: background and prospects. Khabarovsk. Balandin Readings, pp. 249 – 253. (in Russian)

19. Khabarovsk of merchants. In photographs and documents [1999]. hksbs.ru/catalog2 [Online]. Available from: http://hksbs.ru/catalog2/хабаровск-купеческий-в-фотографиях-и-2/  (in Russian)

Citation link

Ordynskaya, Yu.V., Dyachkova L.G. Formation of trade spaces in Khabarovsk: from the Chinese bazaar to the socio-cultural field //Architecton: Proceedings of Higher Education. – 2024. – №1(85). – URL: http://archvuz.ru/en/2024_1/17/  – doi: 10.47055/19904126_2024_1(85)_17


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 04.12.2023
Views: 197