Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №2 (86) June, 2024

Theory of architecture

Alexandrova Anna A.

Master degree student.
Research supervisor: Associate Professor I.S.Akhtyamov.
Kazan State University of Architecture and Civil Engineering.

Russia, Kazan, e-mail: anna.aleksandrova.tiarch@gmail.com

Akhtyamov Ilnar I.

Associate Professor, Department of Architectural Theory and Practice.
Kazan State University of Architecture and Civil Engineering
ORCID: 0000-0002-4804-8260

Russia, Kazan, e-mail: e.aсhti@gmail.com

The activation of city squares through sociocultural programming of architecture

УДК: 721.01
Шифр научной специальности: 2.1.11
DOI: https://doi.org/10.47055/19904126_2024_2(86)_4

Abstract

The article examines the relation between the architecture of a public square and the level of its social activity. The concept of a place’s sociocultural environment and its influence on the popularity and attractiveness of the area in the city are analyzed in detail. It is suggested that vibrant urban life could be restored using a method of sociocultural programming of city squares by changing the physical conditions of the environment for different scenarios of space use. Emphasis is placed on identifying architectural means for the implementation of sociocultural programmes that create opportunities for various forms of social interaction and everyday and festive activities of people in the public square.

Keywords: public spaces, city squares, socio-cultural environment, socio-cultural programming, scenario based design

Введение

Продолжающийся процесс урбанизации и стремительный рост городов свидетельствует о том, что все больше людей выбирают городской образ жизни, однако до сих пор нет четкой дефиниции этого понятия и соответственно представления о том, какая организация городской среды способствует более полному раскрытию потенциалов горожан.

Город представляет собой гетерогенную сверхконцентрацию людей и результатов их деятельности в одной точке пространства, которое формируется в определенно построенной среде. Если приватная жизнь человека осуществляется в закрытых для доступа публики местах, то его социализация происходит непосредственно в общественных пространствах города – на улицах, площадях, в парках и т.д. Они представляют собой «арену» публичной жизни, в первую очередь проявляющейся через опыт экспонирования себя и наблюдения других в городе, который провоцирует социальное взаимодействие.

Однако сейчас мы повсеместно наблюдаем кризис публичных пространств городов, поскольку как такового взаимодействия на них больше не происходит. Улицы и площади в первую очередь стали восприниматься как инфраструктура для городского трафика, где непредвиденная активность воспринимается препятствием на пути перемещения индивида.

Одновременно мы наблюдаем, как повышенная плотность населения и конкуренция не связанных друг с другом незнакомых людей все больше повышает и без того возросшие уровни стресса и одиночества в крупных городах [1, с. 99]. Социальная изолированность характеризуется отсутствием положительных эмоциональных связей не только в масштабе близкого круга общения, но и в целом городском сообществе, что усугубляет такие социальные проблемы, как потеря доверия к обществу и причастности к месту, заинтересованности в личном и городском развитии [2].

Возникает парадоксальная ситуация. В городе концентрируется множество ресурсов, но доступ к ним не очевиден, т. е. не возникает та социокультурная среда, которая бы способствовала наиболее полному развитию и реализации человеческих потенций. При отсутствии подобной поддержки общества уровень социальной активности снижается. Он является ключевым показателем здоровья общества и характеризуется инициативной и целенаправленной деятельностью личности, направленной на преобразование себя и социокультурной среды в соответствии с общими интересами [3].

Здесь мы снова возвращается к «телу» города и его сети общественных пространств, в которых площади являются ключевыми центрами публичной жизни города и отражением состояния общества. В исследованиях, проводившихся в Мельбурне и Копенгагене в 1994 и 2004 гг., документально доказывается, что существует тесная связь между качеством городского пространства и активностью городской жизни [4, с. 30], поскольку создавая условия для человека как пешехода и как активного пользователя городской среды, мы уже на уровне организации пространства предоставляем приоритет социальному взаимодействию в городе. Изучением теории формирования публичных пространств и способов их апроприации в разное время занимались многие авторитетные специалисты: К. Зитте, Д. Джекобс, К. Линч, Я. Гейл, К. Эллард, В.Л. Глазычев, А.В. Крашенинников и др.

В рамках существующих, ставших уже классическими, исследованиях не были охвачены все подходы к общественным пространствам, поскольку не учитывались последние тенденции, и в основном были раскрыты общие способы активации городской жизни без учета социокультурного контекста места. Попытки слепого копирования успешных практик в дальнейшем оборачивались провалом, например, как это гиперболизированно произошло в китайском жилом районе Тиандученг [5]. Необходимо провести полноценное исследование взаимосвязи архитектурной организации городских площадей с социокультурной средой города и составить новый метод раскрытия потенциала городских территорий.

Гипотеза исследования – через проектирование городских общественных пространств, учитывающее социокультурные особенности среды и ее потенциалы, возможно создание новых маркеров городской идентичности, формирующих у горожан чувство причастности к месту, и повышающих их социальную активность, т. е. возможна активация места как такового в городе. Объект исследования – городские общественные пространства, в частности площади. Предмет исследования – методология проектирования активных общественных пространств. Цель исследования - определение методов активации площадей через социокультурное программирование архитектуры. Задачи исследования:
− проанализировать научную литературу, касающуюся темы исследования;
− определить структурные элементы социокультурной программы на базе анализа факторов социокультурной среды;
− определить архитектурные средства активации городских площадей;
− проанализировать основные аттракторы (средства активации) ряда городских площадей Европы.

Методы и материалы

Для проверки гипотезы данного исследования применялись общенаучные методы изучения теоретического и практического опыта в смежных с темой областях науки и синтеза полученных знаний применительно к общественным пространствам города.

Далее в процессе достижения поставленной цели исследования анализировались философские, социальные теории современности и итоги исследований городских пространств разных стран, полученные результаты систематизировались для выявления ключевых элементов и факторов социокультурной среды и способов ее программирования через архитектуру.

Также были проведены эмпирические исследования городских площадей Европы, где методом натурного наблюдения была составлена выборка архитектурных способов активации городской жизни на площади, далее через сравнительный анализ ряда территорий было проведено исследование частоты их применения.


Как уже было отмечено, не любая незастроенная или названная общественной территория является таковой по своей сути. Чтобы публичное пространство конституировало общественную жизнь, недостаточно предоставить пустое место, необходимо создать своеобразный вакуум в городе, упоминаемый в трудах М Хайдеггера [6].

Необходимо сформировать высоко концентрированную среду вокруг городской площади, чтобы внутри образовалась среда низкого давления, делающая возможными множественные проявления социальной активности. Например, социальные институты, размещенные вокруг площади, обеспечивают постоянный приток разных групп населения, где объединяющее незастроенное пространство провоцирует на случайные встречи и на новые социальные практики [7].

Таким образом, активность общественных пространств в городе зависит от состава их социокультурной среды, что поднимает необходимость определения ее ключевых компонентов и того, как их использовать при проектировании.

Социокультурная среда и ее программирование

Среди трактовок понятия социокультурной среды можно выделить наиболее значимые для архитектурной области. В широком понимании социокультурная среда представляет собой совокупность культурных ценностей, общепринятых норм, законов, правил, научных данных и технологий, которыми располагает социум (и человек в социуме) для эффективных действий и взаимодействий со всеми компонентами своей жизненной среды. Под социокультурной средой понимается закрепленное за каждым индивидом конкретное социальное пространство посредством которого человек входит в культурно-социальные отношения с обществом и активно участвует в них [8]. Это пространство представляет собой множество условий жизнедеятельности человека, с помощью которых происходит взаимодействие с социумом. Это и совокупность контактов человека, его социальных связей, как глубинных так и случайных, и конкретное природное, предметное окружение, в котором может действовать человек.

Таким образом, социокультурная среда города определяет повседневную жизнь человека и слагается в процессе взаимодействия компонентов жизненной среды и общества. Она определяется и устанавливается следующими факторами [9]:

1. Фундаментальные материальные условия среды, которые устанавливают границы и формы самореализации людей.
2. Способы организации и регуляции социокультурной жизни людей, которые вырабатываются и закрепляются в ходе общественной практики (институты, нормы, ценности, образцы поведения).
3. Индивидуальные характеристики личности, которые влияют на ее предрасположенности и возможности в процессе создания своего жизненного пути в определенных средовых условиях.

Богатая социокультурная среда активизирует социальные ресурсы множественного содержания, способствует их накоплению и возобновляемости. Без них эффективное использование природных, материальных и финансовых капиталов фактически становится невозможным. Это объясняется тем, что социальные ресурсы являются жизненными силами сообществ, своеобразным источником для всех остальных типов ресурсов, который деградирует и истощается, если его не задействовать и не предоставлять для него соответствующие условия [10].

Активизация социальных ресурсов с помощью грамотно построенной среды, наоборот, приводит к их расширенному воспроизводству и дальнейшему произведению новых форм деятельности сообщества, что в совокупности можно определить как социальную активность, непосредственно связанную с реализацией личностных компетенций для индивидуальных и общественных целей.

Таким образом, становится явной потребность в перепрограммировании наших инертных общественных пространств (площадей) в активные центры городской жизни, как необходимое условие для процветания местного сообщества и повышения его социальной активности.

Цели и задачи социокультурного программирования

Опираясь на изложенные факторы социокультурной среды, можно прийти к выводу, что в задачи социокультурного программирования входит не только активация места через городские события, такие как фестивали и праздники, но и реструктурирование городской ткани непосредственно вокруг центров социальной активности (городских площадей). То есть комплексная программа по активации общественных пространств города должна также включать создание необходимых материальных условий среды – архитектурных границ, которые будут задавать новые формы взаимодействия.

Социокультурная программа должна быть нацелена на раскрытие потенциалов конкретно существующей территории с сопутствующим решением ее ключевых проблемных сторон. Следовательно, цель социокультурного программирования городской площади – ее активация через разработку и реализацию плана мероприятий различных видов и форматов, учитывающих и отражающих идентичность города, существующие социальные практики горожан, а также его природные, географические и климатические особенности.

Структурные элементы социокультурной программы

Любая программа опирается на входные данные, которые при прохождении через составленные алгоритмы, достигают определенно поставленной цели. Поэтому составление социокультурной программы для конкретного места требует предварительного анализа факторов существующей среды, в которые помимо антропогенных (культура и традиции местного сообщества, структура городской ткани), входят также экологические, абиотические и биотические (климат и природные ресурсы). После оценки исходных условий и ресурсов необходимо определить цель, ожидаемый результат от преобразования места, и выбрать подходящие инструменты для ее достижения. Например, зная историю площади, анализируя функции прилегающих к ней кварталов и фиксируя существующие и былые социальные практики, можно выявить ряд потенциалов территории и задать целенаправленные векторы развития. Чтобы задействовать эти элементы, на следующих этапах программы идет составление алгоритмов или, в случае городской среды, сценариев использования пространств.

Метод сценарного проектирования – часть более широкого направления прогнозирования при проектировании городской среды. Его целесообразно использовать, чтобы спрогнозировать средовое поведение людей на разных городских территориях, т. е. определить возможный набор действий в пространстве при определенном наборе действующих лиц и провоцирующих на взаимодействие с ними элементов городской среды [11]. Этот метод способен заложить основные сценарии, проигрывание которых в реальности может открыть дорогу «неожиданным» цепочкам событий, приводящим к новым сценарным ответвлениям. Иначе говоря, реализация базовой программы будет способствовать естественному креативному развитию городской среды в дальнейшем. Исполнение сценариев невозможно без размещения на «сцене» акторов – активных деятелей, приводящих все в движение, вступающих и вовлекающих в социальное взаимодействие [12].

Рис. 1. Этапы социокультурной программы. Сост. А.А. Александрова

Архитектурные средства активации городских площадей

В рамках данной статьи выделяется три вида акторов на городских площадях:

1. Конституирующие – те, кто играет определяющую в роль в создании, установлении и определении содержания и внешнего вида общественного пространства и его окружения. Например, собственники, непосредственно владеющие землей, зданиями, или заведениями вокруг площади;

2. Целенаправленные – те, кто использует общественное пространство для своих целей (торговли, волонтерства, рекламы и т.д.). Например, общественные движения и группы людей, организующих рынки и фестивали, благотворительные акции, а также люди, пришедшие с конкретной целью посещения определенного заведения на площади;

3. Фланирующие – те, кто пользуется пространством с целью развлечения и получения удовольствия от наблюдения городской жизни.

Как уже говорилось, степень активности площади зависит от количества, качества и частоты появляющихся на ней социальных практик людей – способов их времяпрепровождения в общественном пространстве. Чтобы описать характер и виды действий, возможных на городской площади, авторы сочли уместным заимствовать терминологию из театрального искусства. Так, непосредственно покрытие площади можно назвать сценой, которая может трансформироваться и наполняться различными «декорациями» для того или иного действия, где границами сценического пространства становятся обрамляющие площадь фасады зданий или элементы природной среды.

«Если граница не работает, пространство никогда не оживет», писал К. Александер [13], определяя ключевое значение оживленных границ для улиц и площадей, на которые приходится от 50 до 70% всех видов активности в общественном пространстве [4, с. 75–87]. Многофункциональность и визуальное разнообразие первых двух этажей привлекает людей, создает общее чувство безопасности, и, главное, формирует постоянную публику на площади – условие, необходимое для появления временных и уникальных событий, таких как уличные представления, фестивали и др.

У каждого актора есть своя роль, свой набор действий в общественном пространстве, которые можно представить следующими видами деятельности:
− произведение (ремесло, произведение искусства, работа и т.д.);
− обмен (приобретение товаров, общение, получение знаний и т.д.);
− потребление (культура еды);
− развлечение (фестивальные площадки, танцы, аттракционы и т.д.);
− игра (спорт, театр, игровые площадки);
− транспорт (перемещение);
− пауза (отдых, остановка, расслабление);
− наставление (образование, политика, религия, реклама);
− коммеморация (культурное наследие, памятники, сохранившиеся исторические слои);
− эксперимент (инновации, городские лаборатории, тестирование прототипов).

В зависимости от принятой социокультурной программы меняется функциональное зонирование территории. Когда на сцене появляются акторы, начинается взаимодействие, которое осуществляется либо посредством прямого контакта человека с человеком, либо через объекты материальной среды, изучаемое проксемикой [14]. В городской среде для репрезентации ролей участников повсеместно используются декорации – различные архитектурные элементы, которые может использовать человек в процессе осуществления своей деятельности. Для активации городской жизни необходима апроприация актором городской среды [15, с. 169]. Это означает, что в элементы архитектуры должны закладываться возможности для взаимодействия посредством них или непосредственно с ними. Так, финальный этап реализации социокультурной программы будет заключаться в составлении пространственного кода места [15] через язык архитектуры, через подготовку сценического пространства площади, содержащего возможности для осуществления различных социальных практик.

Рис. 2. Примеры активации городских площадей архитектурными средствами.
Сост. А.А. Александрова

Выбор инструментов для активизации площади напрямую зависит от изначально поставленных целей, ожидаемой степени социальной активности и ограничений разнообразия практик до определенных ее видов. Роль пространства в создании условий для действия и его допустимых границ подчеркивалась К. Линчем: «Программы организации среды должны ориентироваться на изобретение обстановки для нового поведения» [16, с.139]. Архитектурными средствами активации могут быть как элементы временной архитектуры, наполняющей площадь эпизодически, так и капитальные сооружения – фасады зданий, их крыши и уровни площади (например, подземные этажи парковок или станций метро), служащие ее границами (рис. 2). В конечном итоге всегда необходима комбинация разных средств и их программируемая смена в зависимости от событий, происходящих в городе, и погодных условий.

Помимо временной компоненты, характеризующей эпизодичность архитектурных элементов на площади и их сменяемость, при проектировании объектов для открытых общественных пространств необходимо задавать их многофункциональность и вариативность использования конструкции, иначе говоря, применять мультимодальный подход [17]. То есть в архитектуре объекта должны присутствовать ансамбли модусов, материальных средств передачи смысла, где каждый реализует характеристики своих аффордансов*. Архитектурная концепция общественного пространства должна учитывать обширность сенсорно-перцептивной сферы человека и задействовать полный спектр наших ощущений в пространстве. Например, временная инсталляция от Eness «Оркестр дирижаблей», состоящая из надувных скульптур-хористов с датчиками движения, переливалась разными цветами и генерировала каждый вечер новую песню в зависимости от активности людей. Или фонтан Крауна в Чикаго, интерактивный паблик-арт в США, состоящий из заглубленной гранитной площади и двух башен из стеклоблоков с встроенными фонтанами и светодиодами, проецирующими динамические изображения. Внедрение этого аттрактора создало новое место встреч в городе с поп-культурными элементами развлечения, летом превращающееся в общественную игровую площадку с водой.

Эти примеры также свидетельствуют о текущей тенденции геймификации городской среды, которая в совокупности со стремительно развивающимися цифровыми технологиями и активным внедрением дополненной реальности, может значительно изменить повседневную городскую жизнь.

Анализ основных аттракторов ряда городских площадей Европы. Сост. Александровой А.А.

Обозначенные средства говорят об интеракционности архитектуры городской площади, формирующей условия для социального взаимодействия, что актуализирует необходимость дальнейшего изучения того, как «с помощью и посредством архитектуры становится возможной интеракция» [18].

Результаты и обсуждения

В ходе исследования был проведен анализ понятия социокультурной среды и определены ее факторы, необходимые для повышения социальной активности горожан. Для архитектурного проектирования ключевыми факторами являются фундаментальные условия материальной среды, демонстрирующие прямую связь между проявлениями социальных практик в городе и архитектурной организацией общественного пространства. В исследовании составлены цели и задачи социокультурного программирования территорий, и выявлены ключевые элементы программ, где архитектурные средства представлены как один из главных инструментов их реализации. По итогам работы составлены обобщенные категории средств активации городских площадей (рис. 2), оформлена визуальная схема этапов социокультурной программы (рис. 1), и проанализированы основные аттракторы ряда площадей европейских городов (таблица).

Таким образом, доказано, что раскрытие потенциала городской площади и увеличение на ней социальной активности невозможно без трансформации материальной среды, учитывающей особенности ее социокультурной среды.

Проведенное исследование демонстрирует целесообразность дальнейшего изучения темы и разработки метода социокультурного программирования для активизации городской жизни на площадях.

Заключение

В наш век стремительного технологического и информационного прогресса на передний план выходят проблемы социального взаимодействия и поиски новых форматов нашего совместного проживания в городах. Поскольку общественные пространства служат ареной для социальных практик горожан, для их актуализации должны создаваться условия, учитывающие социокультурный контекст и соответствующие потребностям и активностям современного человека.

 Примечание
 * Аффорданс (англ. affordance «возможность» от англ. afford «предоставлять, позволять») – «приглашающее», интуитивно понятное качество объекта, указывающее на способы взаимодействия с ним. Термин применяется в психологии и дизайне. 

References

1. Ellard, C. (2022) Places of the Heart: The Psychogeography of Everyday Life. Translated into Russian by Anastasia Vasilyeva. 3rd ed. Moscow: Alpina Publishing Group. (in Russian)

2. Oldenburg, R. (2014) The Great Good Place: Cafes, Coffee Shops, Bookstores, Bars, Hair Salons, and Other Hangouts at the Heart of a Community. Moscow: New Literary Observer. (in Russian)

3. Sitarov, V.A. and Maralov, V. G. (2015) A Person's Social Activity (Levels, Criteria, Types and Ways of Development). Knowledge. Understanding. Skill, No. 4, pp. 164-174. (in Russian)

4. Gehl, J. (2012) Cities for people. Moscow: KROST. (in Russian)

5. Sui, D., Zhao, B., Kong, H. (2017) The Development of Copycat Towns in China: An Analysis of Their Economic, Social, and Environmental Implications. Working Paper Series, Lincoln Institute of Land Policy, Boston, MA. Available from: https://www.lincolninst.edu/publications/working-papers/development-copycat-towns-in-china 

6. Groys, B. (2012) Public space: from emptiness to paradox. Moscow: Strelka Press, 20 p. (in Russian)

7. Giddens, A. (2005) The Constitution of Society. Outline of the Theory of Structuration. Moscow: Akademicheskii Proekt, 528 p.(in Russian)

8. Balzhinimayeva, E. P. (2016) The socio-cultural environment as a factor of social stability. Humanities, Socio-Economic and Social Sciences, No. 5, pp. 21-23. (in Russian)

9. Orlova, E.A. (2002) Sociocultural Space of Everyday Life: Manual for the Cultural Anthropology Course. Moscow: GASK. (in Russian)

10. Bogdanova, L.P. and Smirnov, I.P. (2018) Social activity of urban communities: a study on the example of medium-sized cities of Tver region. Ecology of Urban Areas, No. 1, pp. 50-57. (in Russian)

11. Krasheninnikov, A. (2017) Scenario-Based Design of the Built Environment. Architecture and Modern Information Technologies, No. 4(41), pp. 242-256. (in Russian)

12. Bakhmarova, V.N. (2012) Social actor in M. Crozier’s conception of management. Theory and Practice of Social Development, No.1, pp. 85-87. (in Russian)

13. Alexander, C., Ishikawa, S. and Silverstein, M. (2020) A Pattern Language. Towns . Buildings. Construction. 2nd ed. Moscow: Art. Lebedev Studio, 1096 p. (in Russian)

14. Hall, E.T.(1990) The Hidden Dimension. New York: Anchor Book Press.

15. Lefebvre, H. (2017) The production of space. Moscow: Strelka Press, 430 p. (in Russian)

16. Lynch, K. (1986) A theory of good city form. Moscow: Stroyizdat, 264 p. (in Russian)

17. Kress, G. (2016) Social semiotic and the challenge of multimodality. Moscow: Political Science, No. 3, pp.77-100. (in Russian)

18. Petrova, A. A. (2018) Architecture-for-interaction, Social topography and Interaction space as key concepts for the analysis of communication in institutions (Book Review: Interaktionsarchitektur, Sozialtopographie und Interaktionsraum / H. Hausendorf, R. Schmitt, W. Kesselheim (Hg.). - Tübingen : Narr, 2016. - 448 S. - (Studien zur Deutschen Sprache ; bd. 72)). Science Journal of VolSU. Linguistics, Vol. 17, No. 4, pp. 240-244 (in Russian)

Citation link

Alexandrova, A.A., Akhtyamov, I.I. The activation of city squares through sociocultural programming of architecture //Architecton: Proceedings of Higher Education. – 2024. – №2(86). – URL: http://archvuz.ru/en/2024_2/4/  – doi: https://doi.org/10.47055/19904126_2024_2(86)_4 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 15.04.2024
Views: 132