Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №4 (88) December, 2024

History of architecture

Gavrilova Svetlana I.

Consultant for Cultural Heritage.
‘Bank of Cultural Information’ Publisher

Russia, Yekaterinburg, e-mail: avolirvag@mail.ru

Historical architectural analysis of the youth complex of the Ural Aluminum Plant in Kamensk-Uralsky

УДК: 72.03
Шифр научной специальности: 2.1.12
DOI: 10.47055/19904126_2024_4(88)_11

Abstract

The article provides a comparative historical architectural analysis of several versions of the design from the 1950s - early 1960s for an architectural and landscape ensemble consisting of the Palace of Pioneers, the Salut Sports Complex, and the surrounding area.

Keywords: public buildings for children, cultural heritage sites, Soviet neoclassicism, Moscow's Giprogor, architects A.I. Zaitsev, G.I. Korneeva, V.A. Gagarin, Kamensk-Uralsky, UAZ OKS, architect V.A. Gagarin

На «Плане соцгорода и индивидуального поселка Уральского ордена Ленина алюминиевого завода» (Авторы: главный инженер Ежов, сост. Куней. ОКС УАЗа. МЦМ-Главалюминий-СССР. 1948) в западной части соцгорода УАЗа была зарезервирована большая территория в границах современных улиц Гагарина, Октябрьской, Железнодорожной1, которая впоследствии стала культурно-спортивно-парковой зоной.

В начале 1950-х гг. в южной части этого земельного участка, примыкающего к ул. Октябрьской, планировалось возвести стадион «Энергетик» для сотрудников Красногорской ТЭЦ; ул. Строителей с западной стороны должно было завершить здание клуба на 500 мест (предположительно клуб строителей для «Уралалюминстроя») со сквером, а с северной стороны территории по оси ул. Каменской предполагалось создать архитектурно-ландшафтный ансамбль – «Молодежный комплекс УАЗа». Предложение по благоустройству территории вокруг этих сооружений отразилось в «Проекте детальной планировки Красногорского района». (Авторы: А.Э. Визель, Р. Рысс. Гипроалюминий. Ленинград. 1956) (рис. 1.2). Из названных зданий не был возведен клуб на 500 мест.

Молодежный комплекс, предназначенный способствовать гармоничному развитию личности каждого ребенка, включал: Дворец пионеров с зеленой зоной, спортивный комплекс «Салют» с открытыми спортивными площадками, а также постройки складского и хозяйственного назначения (рис. 1.2).

Широкая ул. Каменская, застройка которой осуществлялась в 1930–1950-е гг. торговыми, жилыми, лечебными и учебными сооружениями, соединяла территорию Молодежного комплекса с центральной площадью соцгорода УАЗа (с 1971 г. – площадью им. Горького) (рис. 1.1).

Рис.1.1. Панорама. Вид с северо-запада на «Молодёжный комплекс».
Фото н. 1970-х гг. Частный архив В.А. Сидорова.
Рис.1.2. Проект детальной планировки Красногорского района (фрагмент).
Авторы: А.Э. Визель, Р. Рысс. Гипроалюминий. Ленинград. 1956 г. Частный архив С.И. Гавриловой.

Дворец пионеров и спортивный комплекс «Салют» расположены напротив друг друга и раскрыты главными фасадами на небольшую площадь между ними. Сооружения были возведены из кирпича и шлакоблоков.

Дворец пионеров

Здание для творческого развития детей в разных документах называли то Дворцом пионеров, то Домом пионеров, то Дворцом пионеров и школьников, но в сознании горожан в советские времена за ним закрепилось название Дворец пионеров.

Его проект был выполнен московской организацией «Гипрогор» в 1950–1952 гг. архитекторами А.И.Зайцевым и Г.И.Корнеевой (рис. 2.1–2.5), но впоследствии проектное предложение было переработано отделом капитального строительства Уральского алюминиевого завода под руководством архитектора В.А. Гагарина.

По проекту А.И. Зайцева и Г.И. Корнеевой здание имело П-образную в плане основу, состояло из широтно расположенного основного объема (с главным северным фасадом), двух примыкающих к нему меридионально расположенных крыльев; в центральной части дворового южного фасада основного объема предполагался полуцилиндрический остекленный эркер с парадной лестницей внутри, а с юго-восточной стороны западного крыла планировалось возвести высокую восьмигранную башню (рис. 2.2–2.5).

Рис. 2.1.  Генплан. Дом пионеров УАЗа.
Авторы: А.И. Зайцев, Г.И. Корнеева. Гипрогор. Москва. 1952 г. Архив ОАО УАЗ-СУАЛ.
Рис. 2.2.  План. 1 этажа. Дом пионеров УАЗа.
Авторы: А.И. Зайцев, Г.И. Корнеева. Гипрогор. Москва. 1952 г. Архив ОАО УАЗ-СУАЛ.
Рис. 2.3.  План. 2 этажа. Дом пионеров УАЗа.
Авторы: А.И. Зайцев, Г.И. Корнеева. Гипрогор. Москва. 1952 г. Архив ОАО УАЗ-СУАЛ.
Рис. 2.4.  Главный фасад. Дом пионеров УАЗа.
Авторы: А.И. Зайцев, Г.И. Корнеева. Гипрогор. Москва. 1952 г. Архив ОАО УАЗ-СУАЛ.
Рис. 2.5.  Парковый фасад. Дом пионеров УАЗа.
Авторы: А.И. Зайцев, Г.И. Корнеева. Гипрогор. Москва. 1952 г. Архив ОАО УАЗ-СУАЛ

В центральной части северного фасада располагалась входная группа, имитирующая портик, она представляла собой аркаду, увенчанную фронтоном с треугольным завершением и скульптурой (музы?) над ним (рис. 2.3). Арки, дополненные архивольтами (центральная – растительным орнаментом), опирались на четырехгранные колонны, отделанные бриллиантовым рустом. Вход в здание осуществлялся через средний арочный проем и портал главного входа, завершенный фрамугой полуциркульной формы и украшенный растительным орнаментом. Поверхности стен вокруг оконных проемов и ниш, расположенных слева и справа от портала, были насыщены декоративными элементами в виде канделябров с лавровыми ветками и венками (рис. 2.3).

Левая и правая части северного фасада имели на 1-м этаже по 4 больших оконных проема прямоугольной формы, акцентированных широкими декоративными рамами, а на втором этаже – по 8 оконных проемов с арочными завершениями, расположенных симметрично от осей проемов 1-го этажа. Углы фасада были закреплены бриллиантовым рустом и угловыми декоративными элементами в виде свитков бумаги или папируса (не удалось установить их название) (рис. 2.3).

Главный вход вел посетителей в вестибюль с широкой парадной лестницей криволинейной формы (рис. 2.2, 2.4, 7.4–7.6). В вестибюле по обе стороны от входного тамбура размещались гардеробные. Два коридора соединяли вестибюль с левым и правым крыльями здания (рис. 8.4). В южном крыле на 1-м этаже располагались помещения для театральной и концертной деятельности (зрительный зал со сценой, фойе перед ним, гримерные, раздевалки, декорационные и др.) (рис. 2.2, 8.1-8.3, 9.1), на 2-м этаже в восточной части предусматривались кружковые комнаты и библиотека, в западной части – кинобудка, радиоузел, технические помещения. 1-й этаж северного крыла был предназначен под административные, кружковые, игровые помещения, различные мастерские (рис. 2.2), а 2-й этаж – под спортзал с раздевалками, фотолаборатории, кружковые комнаты (рис. 2.3).

Парадная лестница вела на 2-й этаж – в гостиную с функцией выставочного зала и буфетом (рис. 9.3), вправо и влево от которой расходились коридоры, ведущие в другие помещения верхнего этажа. (Следует пояснить, что фотографии интерьеров приложены к данному разделу статьи для того, чтобы читатели могли наглядно представить объемно-планировочное решение здания, задуманное московскими архитекторами А.И. Зайцевым и Г.И. Корнеевой в 1953 г., но декоративное оформление интерьеров было выполнено каменским архитектором В.А. Гагариным в 1958–1962 гг.)

Композиционное решение южного фасада отражало внутреннюю планировку здания (рис. 2.2, 2.3, 2.5). В центральной части фасада основного объема размещался полуцилиндрический эркер с колоннами коринфского ордера, которые несли антаблемент и невысокую крышу в виде полуконуса, увенчанного декоративной лирой (рис. 2.5). Между колоннами предполагалось вертикальное остекление для освещения парадной лестницы. Забегая вперед, поясним, что в 1973 г. ученики изостудии под руководством преподавателей расписали стекла под витражи, и освещение лестницы стало цветным (рис. 7.4–7.6).

Тема аркады, взятая московскими зодчими за основу на главном северном фасаде, продолжалась и на южном фасаде: окна 1-го этажа с арочными завершениями были оформлены архивольтами, опирающимися на пилястры с бриллиантовым рустом, а окна второго этажа, тоже с арочными завершениями, были обрамлены профилированными наличниками и украшены декоративной композицией в виде объединенных между собой арочных полочек (рис. 2.2, 2.3, 2.5). За этими окнами на двух этажах находились рекреационные пространства. Поверхность стены между архивольтами на 1-м этаже была заполнена медальонами, изображение которых по не очень качественной фотографии чертежа фасада определить не удалось.

Крайние углы южного фасада (на западном и восточном крыльях здания) были закреплены пилястрами с бриллиантовым рустом и угловыми декоративными элементами в виде свитков бумаги или папируса, а сами торцевые фасады имели парадный вход (на западном крыле), оформленный порталом, и окна (на восточном крыле), освещающие фойе перед зрительным залом, выделенные декоративными элементами в виде пилястр с бриллиантовым рустом, архивольтов и др. (рис. 2.2, 2.5).

Высокая восьмигранная башня, примыкающая к юго-восточной части западного крыла здания, предназначалась под обсерваторию, она имела внутри лестницу, ведущую на смотровую площадку (рис. 2.2, 2.5). Верхний ярус башни, через который осуществлялся выход на площадку, тоже восьмигранный, но грани его меньшей длины. Ярусы завершены профилированными карнизами. Верхняя часть углов башни акцентирована плетенкой, а грани верхнего яруса украшены гирляндами. Венчала башню низкая шатровая крыша с вычурными декоративными элементами над ней и высоким шпилем с советской символикой (серп и молот).

По чертежам данного проекта создается впечатление, что фасады перенасыщены декором (рис. 2.4, 2.5). Но если учитывать крупные габариты здания и невозможность восприятия подробностей декоративных элементов каждого фасада сразу же целостно, а только по мере приближения к ним, то весь этот затейливый декор воспринимается неким призывом для зрителей – подойти поближе, рассмотреть его, зайти внутрь – ведь там тоже продолжается эта причудливая реальность. Для детского творческого учреждения такие фантазийные узоры вполне уместны.

В 1953–1954 гг. фасады здания были изменены теми же архитекторами – А.И. Зайцевым и Г.И. Корнеевой. В центральной части главного фасада вместо стилизованного портика с пятиарочной аркадой появился «разорванный фронтон» и портик с колоннами коринфского ордера – четырьмя фронтально расположенными и двумя – по флангам (вместе с угловыми) (рис. 3.1).

 
Рис. 3.1.  Главный фасад. Дом пионеров УАЗа.
Авторы: А.И. Зайцев, Г.И. Корнеева. Гипрогор. Москва. 1953 г. Архив ООО «Сити-Билдинг»

Рис. 3.2.  Фрагмент №1 главного фасада. Дом пионеров УАЗа.
Авторы: А.И. Зайцев, Г.И. Корнеева. Гипрогор. Москва. 1954 г. Архив ООО «Сити-Билдинг»

Сохранились чертежи двух вариантов главного фасада, которые отличаются, в первую очередь, формой и наполнением треугольного фронтона портика: 1-й вариант с центральным проемом полукруглой формы прямо над антаблементом (рис. 3.1); 2-й – с центральной полуциркульной аркой (рис. 3.2).

В 1-м варианте фронтон украшали 3 круглых барельефа – с серпом и молотом, пятиконечной звездой и снопом пшеницы. Венчала фронтон скульптура пионера, держащего птицу в поднятой левой руке, а возле него находились 2 снопа злаков (рис. 3.1).

За портиком располагалась сложная композиция входной группы: на 1-м этаже ее составляли профилированный портал и два больших арочных окна справа и слева от него, оконные проемы которых были оформлены обрамлениями из цветочных (или фруктовых?) гирлянд, доходящих до цоколя здания. На втором этаже по оси симметрии фасада размещались 3 окна, фланкированные пилястрами с декоративными мотивами кубков, лавровых венков и др. Пилястры несли антаблемент, завершенный декоративным элементом лучковой формы, украшенный бусами, цветочными розетками, центральным круглым венком, оформленным плетёнкой (рис. 3.1).

По краям центральной части фасада предполагалось воздвигнуть пилоны со скульптурными группами; с западной стороны их составляли две фигуры: мужчины в рабочем комбинезоне на фоне шестеренки и девочки со снопом злаков и цветами (?), а с восточной стороны – фигуры пионера и женщины со снопами пшеницы и льна (?). Между портиком и пилонами планировалось установить фонтаны пирамидальной формы, с тремя чашами каждый (рис. 3.1).

На крыльях главного фасада по сравнению с первоначальным вариантом изменялась расстановка оконных проемов на 2-м этаже: не по два малых окна симметрично осям окон 1-го этажа, а по одному большому окну над окнами 1-го этажа2 (рис. 2.4, 3.1). Декор наличников окон 1-го этажа тоже изменился – появились обрамления из гирлянд, как на окнах центральной части фасада. А окна 2-го этажа лишились лепных украшений. Карнизы и фризы фасада планировалось оформить иониками, плетенкой и др. (рис. 2.4, 3.1)

Во 2-м варианте проекта Дворца пионеров от 1953–1954 гг. декоративное насыщение главного фасада усиливалось: по оси симметрии входной группы добавлялись гирлянды, растительная розетка и ракушка; над оконными проемами 1-го этажа – пьедесталы со стилизованными волютами и шишками, над оконными проемами 2-го этажа центральной части – профилированные обрамления, а над оконными проемами 2-го этажа на крыльях фасада – архивольты (рис. 3.2).

Изменения первоначального проектного решения Дворца пионеров коснулись также облика высотного объема – башни: вероятно, по требованиям безопасности архитекторы уменьшили ее высоту. И форму башни изменили, она стала четырехгранной с высокой крышей сложной формы (рис. 2.5, 4.1, 4.2).

Рис. 4.1.  Парковый фасад. Дом пионеров УАЗа.
Авторы: А.И. Зайцев, Г.И. Корнеева. Гипрогор. Москва. 1954 г. Архив ООО «Сити-Билдинг»
Рис. 4.2.  Фасад в осях Т-А. (Восточный западного крыла). Дом пионеров УАЗа.
Авторы: А.И. Зайцев, Г.И. Корнеева. Гипрогор. Москва. 1955 г. Архив ООО «Сити-Билдинг».
Рис. 4.3.  Фасад в осях С-А. (Восточный восточного крыла). Дом пионеров УАЗа.
Авторы: А.И. Зайцев, Г.И. Корнеева. Гипрогор. Москва. 1955 г. Архив ООО «Сити-Билдинг»

Хотелось бы отметить интересные элементы здания на дворовых фасадах – террасу, опирающуюся на 4 четырёхгранные колонны на восточном фасаде западного крыла и открытую веранду на западном фасаде восточного крыла. Они имеют ограждения в виде балюстрады (рис. 4.2, 5.4, 6.3).

Еще один оригинальный элемент присутствует на восточном фасаде восточного крыла – высокое парадное крыльцо криволинейной формы, ограждение которого оформлено декоративными шарами (рис. 4.3, 9.2).

В целом декоративные и скульптурные элементы здания выполняли не только эстетическую, но и идеологическую функцию. Фантазия архитекторов в выборе и сочетании выразительных средств на фасадах поражает воображение, данный вариант фасадов Дворца пионеров отсылает зрителей к фасадным композициям некоторых зданий периода эклектики конца XIX в. – обилием и разнообразием декора и других пластических средств индивидуализации облика здания. Но для середины 1950-х гг. такое изобилие элементов художественной выразительности наверняка явилось образцом «декоративных излишеств в архитектуре», борьба с которыми как раз и началась в этот период.

В Каменске-Уральском переработкой столичного проекта Дворца пионеров занимался отдел капитального строительства УАЗа под руководством архитектора В.А. Гагарина.

Владимир Алексеевич предложил изменить угол ската «разорванного фронтона», чтобы увеличить высоту центральной части главного фасада. Здание стало выглядеть монументальнее, а колонны портика – стройнее и элегантнее (рис. 5.3). Но примитивные капители, которые в конечном итоге были установлены вместо задуманных архитекторами капителей коринфского ордера, совершенно не соответствуют ни колоннам портика, ни общему облику здания (рис. 5.1-5.3). Коринфские капители на эркере тоже не были воплощены, их заменили стилизованными дорическими (рис. 5.4, 6.2). По воспоминаниям современников, В.А. Гагарин был расстроен тем, что не удалось реализовать замысел Дворца пионеров с коринфскими капителями колонн.

В целом декор на фасадах возведенного сооружения весьма поубавился по сравнению с проектными предложениями начала 1950-х гг. (рис. 2.2, 3.1, 3.2, 5.2–5.4), это связано с историей строительства здания: оно стало долгостроем3, и было завершено только в 1962 г. За этот период изменились архитектурные тенденции в стране. Однако ионики, сухарики, стилизованный меандр (его советский вариант) на карнизах и фризах здания присутствуют на уличных фасадах, а также ионики на обрамлениях оконных проемов 1-го этажа на главном фасаде и на восточном фасаде восточного крыла (рис. 5.1, 5.3, 9.2); остальные окна 1-го этажа здания оформлены архивольтами (рис. 5.4, 6.2).

Рис. 5.1. Вид с северо-запада на Дворец пионеров. Фото 1960-х гг.
Частный архив В.А. Сидорова.
Рис. 5.2. Вид с северо-востока на портик. Фото Т.А. Коротовских. 2012 г.
Частный архив Т.А. Коротовских.
Рис. 5.3. Вид с северо-запада на Дворец пионеров. Фото 1970-х гг.
Частный архив В.А. Сидорова.
Рис. 5.4. Вид с юго-востока на дворовые (парковые) фасады. Фото 1970-х гг.
Архив КУКМ. Фонд фотографий советского периода

Возможно, наше пожелание покажется спорным через 62 года после возведения здания: хотелось бы, чтобы при реставрационных работах специалисты воплотили, наконец, идеи авторов проектов – установили коринфские капители на колонны (рис. 3.1, 3.2). Чтобы эти изысканные капители не выглядели чужеродными на главном фасаде, украшенном скромным декором, следует дополнить их изящными цветочными розетками на стенах над окнами 2-го этажа справа и слева от портика. Рисунок такой розетки сохранился на чертеже 2-го варианта северного фасада – цветочный узор венчает входную группу (рис. 3.2). Такие дополнения не стали бы нарушением правил реставрации объекта культурного наследия – ведь они изначально присутствовали на проектах здания, и, вероятнее всего были согласованы в 1954 г., но из-за долгого строительства здания уже в других архитектурных реалиях были утеряны.

Рис. 6.1. Южный (парковый) фасад. Фото 1970-х гг.
Архив КУКМ. Фонд фотографий советского периода.
Рис. 6.2. Фрагмент южного (паркового) фасада. Фото 1970-х гг.
Архив КУКМ. Фонд фотографий советского периода.
Рис. 6.3. Вид с юго-запада на восточное крыло здания. Фото 1970-х гг.
Архив КУКМ. Фонд фотографий советского периода

Как упоминалось выше, в интерьерах здания парадная трехмаршевая лестница в вестибюле является главным элементом композиции (рис. 2.1, 2.2, 7.4-7.6). Она располагается в полуцилиндрическом эркере и повторяет его очертания. Перила у лестницы металлические с геометрическими элементами в виде решеток и окружностей, поручни деревянные с накладной резьбой (рис. 7.6). Неожиданными атрибутами вестибюля можно назвать 2 стилизованные лотосовидные колонны, предложенные в 1958 г. в проекте интерьеров здания архитекторами А.И. Зайцевым, Г.И. Корнеевой. Капители этих колонн должны были украсить геометрический, растительный и анималистический орнаменты (рис. 7.1, 7.2), а фризы стен вестибюля – орнаменты из чередующихся цветочных розеток и изображений цветов в горшочках.

Но архитектор В.А. Гагарин – приверженец классического направления в советском неоклассицизме – не оценил полет фантазии своих предшественников проектирования данного объекта и отказался от перечисленных декоративных элементов. Но стилизованные лотосовидные колонны в вестибюле он оставил, оформив их капители поясами из ионик (рис. 7.3).

Рис. 7.1. Капитель колонны в фойе. Фасад. Проект.
Авторы: А.И. Зайцев, Г.И. Корнеева. Гипрогор.   Москва. 1958 г. Архив ООО «Сити-Билдинг».
Рис. 7.2. Капитель колонны в фойе. План. Проект.
Авторы: А.И. Зайцев, Г.И. Корнеева. Гипрогор.   Москва. 1958 г. Архив ООО «Сити-Билдинг».
Рис. 7.3. Вид с запада на фрагмент интерьера вестибюля. Фото Т.А. Коротовских. 2013.г. 
Частный архив Т.А. Коротовских.
Рис. 7.4. Вид с северо-запада на фрагмент парадной лестницы в интерьере вестибюля.
Фото С.И. Гавриловой. 2012 г. Частный архив С.И. Гавриловой

Рис. 7.5.  Вид с северо-востока на фрагмент парадной лестницы в интерьере вестибюля.
Фото С.И. Гавриловой. 2010 г. Частный архив С.И. Гавриловой.
Рис. 7.6.  Вид с северо-запада на фрагмент лестничного марша парадной лестницы в интерьере здания.
Фото Т.А. Коротовских. 2015 г. Частный архив Т.А. Коротовских

По замыслу В.А. Гагарина, стены и потолки наиболее значимых помещений здания украсили профилированные тяги, бусы, ионики, акантовый лист, плетенки, кронштейны, стилизованные пальметты, листья лотоса, цветочные розетки, декоративные вентиляционные решетки и др. (рис. 8.1–8.4, 9.1, 9.3). Перила балкона фойе перед зрительным залом имеют деревянные точеные балясины (рис. 8.2).

В интерьерах Дворца пионеров сохранились первоначальные светильники – люстры и бра (рис. 7.5, 9.3), а на стенах фойе – настенные росписи на тему детского творчества, спорта и отдыха.

Здание используется по назначению – МБУК «Детский культурный центр», находится в муниципальной собственности. В настоящее время осуществляется реставрационные работы на этом объекте культурного наследия регионального значения (Постановление Правительства Свердловской Области № 859-ПП от 28 декабря 2001 года).

Рис. 8.1.  Вид с северо-запада на фрагмент интерьера фойе перед зрительным залом.
Фото Т.А. Коротовских. 2013 г. Частный архив Т.А. Коротовских.
Рис. 8.2.  Фрагмент балкона в интерьере фойе.
Фото С.И. Гавриловой. 2010 г. Частный архив С.И. Гавриловой.
Рис. 8.3.   Вид с юга на фрагмент интерьера фойе.
Фото С.И. Гавриловой. 2010 г. Частный архив С.И. Гавриловой.
Рис. 8.4.  Фрагмент интерьера коридора на 1-м этаже здания.
Фото Т.А. Коротовских. 2015 г. Частный архив Т.А. Коротовских

Благоустройство территории Дворца пионеров

По проекту архитекторов А.И. Зайцева и Г.И. Корнеевой («Гипрогор», г. Москва. 1950–1952) вокруг Дворца пионеров предполагалось разместить зеленую зону, которая включала бы цветники перед главным фасадом здания, а в северо-западной и в центральной частях территории участка – парк с летней читальней, в юго-западной части – «спортивное ядро» с тиром, стадионом и лыжехранилищем, в северо-восточной части – плодовый сад, огород, хозяйственный двор, сарай. В центре этой планировочной схемы было задумано некое композиционное ядро, от которого веерообразно расходились бы аллеи, объединяющие все запланированные зоны для спорта, отдыха и садоводства (рис. 2.1).

В более развернутом варианте проекта, названном «Дендрологический план. Проектное задание озеленения участка Дворца пионеров» (Автор К.М. Гаморова. Гипрогор. Москва. 1954), дано разъяснение, что ядром композиции зеленой зоны служила мачта для флага. В парковой зоне к предложенным ранее элементам добавлялись: летние павильоны, беседки, вазоны, скульптура, в спортивной зоне – корт, игровые площадки, а в садово-огородной зоне – мичуринский участок и ягодный участок. Указан также ассортимент зеленых насаждений территории: «Деревья: липа; ясень пушистый или пенсильванский, береза, груша или яблоня лесная, вяз обыкновенный или ильм, вяз мелколистный, клен остролистный, тополь Канадский, черемуха Виргинская, черемуха Мааки, рябина, вишня, ель серебристая; кустарники: акация желтая, кизильник блестящий, смородина золотистая, чубушник обыкновенный, дерен белый, жимолость татарская, ирга, калина обыкновенная, клен татарский, сирень обыкновенная сирень венгерская, спирея калинолистная, спирея Ван Гутта, боярышник разных видов, бузина, виноград дикий; привитые формы: сирень сортовая, боярышник штамбовый, розы сортовые; плодовые: груши и яблони сортовые, черная смородина, крыжовник, малина, вишня». К сожалению, воплотить задуманное в полном объеме не удалось.

Скульптурная группа, изображающая педагога и ученицу, сидящих на скамье и обсуждающих какое-то творение, располагалась в юго-восточной части территории (не сохранилась) (рис. 6.3).

Рис. 9.1.  Фрагмент интерьера зрительного зала.
Фото Т.А. Коротовских. 2005 г. Частный архив Т.А. Коротовских.
Рис. 9.2. Вид с северо-востока на крыльцо зрительного зала Дворца пионеров.
Фото Т.А. Коротовских. 2007 г. Частный архив Т.А. Коротовских.
Рис. 9.3. Фрагмент интерьера гостиной-выставочного зала на 2-м этаже.
Фото С.И. Гавриловой. 2010 г. Частный архив С.И. Гавриловой

Спортивный комплекс «Салют»

Из «Экспертного заключения» кандидата искусствоведения профессора Е.И. Звагельской от 1998 г.: «Тип спортивных сооружений получил распространение в послевоенный период. Характерно, что на него перенесены многие приемы композиции, утвердившиеся в архитектуре зрелищных и культурно-просветительских общественных зданий. Спортивные постройки получают также монументальные формы с широким применением ордера. Комплекс в г. Каменске-Уральском – один из немногочисленных в уральском регионе, представляющих этот тип сооружений в парадном варианте форм поздней советской неоклассики» [2, с. 65].

Проект здания спортивного комплекса «Салют» был выполнен московской организацией «Гипрогор» в 1950 г., автор проекта – архитектор Ю.Н. Рабей (рис. 10.2). При проектировании сооружения зодчий использовал планировочную схему советских общественных зданий, распространенную в 1930-е гг. и применявшуюся в 1940-х – 1950-х гг.: за главным торцевым фасадом, акцентированном колоннами/пилястрами, последовательно (или на разных уровнях по отношению друг к другу) размещались: вестибюль, фойе (иногда малый зал), основной зал с выходами на продольных фасадах, оформленными открытыми галереями или портиками с колоннами (оис. 12.1 –12.4).

К сожалению, первоначальной проектной документацией спорткомплекса «Салют» автор данной статьи не располагает, имеются только проект главного фасада и абрис будущего здания на чертеже планировки Молодежного комплекса (рис. 2.1, 10.2).

Рис.10.1. Каменск-Уральский, ул. Новая. Проектное задание ограды участка Спортзала.
Автор проекта: Ю.Н. Рабей. Гипрогор. Москва. 1950 г. Архив ОАО УАЗ-СУАЛ.
Рис.10.2. Главный фасад Спортзала. Каменск-Уральский, ул. Новая.
Автор проекта: Ю.Н. Рабей. Гипрогор. Москва. 1950 г. Архив ОАО УАЗ-СУАЛ.
Рис.10.3. Главный южный фасад спорткомплекса «Салют».
Фото Т.А. Коротовских. 2009 г. Частный архив Т.А. Коротовских

На генплане, приложенном к проекту Дома пионеров от 1952 г. (рис. 2.1), здание спорткомплекса «Салют» состоит из двух объемов: южного, широтно расположенного, и примыкающего к нему северного – с меридиональной ориентацией. Фасады продольного (северного) объема почти по всему периметру окружены колоннами.

Главный южный фасад здания симметричен, завершен разорванным треугольным фронтоном, увенчанным акротерием (рис. 10.2). Боковые части фасада образуют ризалиты; центральная часть имеет 3 равноценных входных портала, каждый из которых состоит из филенчатой двухстворчатой двери и оконного проема с полуциркульным завершением, обрамленных общим декором с растительным орнаментом. По горизонтали порталы украшены подоконными полочками на кронштейнах и широкими поясами растительного орнамента между 1-м и 2-м этажами. Верхняя часть тимпана фронтона выделена крупными кронштейнами. На ризалитах каждая пара окон 1-го и 2-го этажей объединена между собой по вертикали общей нишей. Под окнами 1-го этажа планировались балюстрады, а над окнами 2-го этажа, имеющими лучковые завершения, расположены полочки. Фриз ризалитов украшен тремя рядами стилизованного бриллиантового руста. Элементы этого руста присутствуют и на нижней части тимпана фронтона.

Пластическое решение главного фасада вызывает вопросы: непонятна причина появления лучковых окон; фриз, образованный из однотипных объемных деталей в 3 ряда, выглядит тяжеловесным, а акротерий кажется слишком крупным. Но поскольку это сооружение должно было гармонировать с соседним (1-м вариантом Дворца пионеров от 1950–1952 гг.) и перекликаться с его декоративными деталями: бриллиантовым рустом на колоннах аркады, скульптурой, венчающей фронтон, арочными завершениями окон и проёмов, облик спортивного комплекса «Салют» получился именно таким (рис. 2.4, 2,5, 10.2).

Возможно, что для здания «Салюта» московский архитектор Ю.Н. Рабей разрабатывал другие варианты фасадов в связи с изменениями фасадов Дворца пионеров в 1953–1954 гг. (рис 3.1, 3.2), но они не известны автору статьи.

Доработкой столичного проекта занимался отдел капитального строительства УАЗа под руководством В.А. Гагарина, и авторский почерк этого архитектора отразился в облике строения: у южного объема здания изменились пропорции, и главный фасад стал выглядеть более органично (рис. 10.3). Углы южного объема украсили парные пилястры стилизованного коринфского ордера, а одинарные пилястры разместились между оконными проемами южного, западного и восточного фасадов этого объема здания (рис. 11.1–11.3, 13.1). Центральная входная группа на южном фасаде получила главенствующее значение, она акцентирована порталом, несущим антаблемент, окном с арочным завершением и профилированным обрамлением на 2-м этаже, полукруглой нишей в тимпане фронтона (рис. 10.3). Левый и правый входы в здание отделаны профилированной обналичкой, а окна над ними оформлены профилированными подоконными полочками с иониками. Профилировка фризов и карнизов дополнена иониками, сухариками, бусами (рис. 13.1).

Рис.11.1. Вид с юго-запада на спорткомплекс «Салют».
Фото 1960-х гг. Частный архив В.А. Сидорова.
Рис.11.2. Вид с юго-востока на спорткомплекс «Салют».
Фото Т.А. Коротовских. 2013 г. Частный архив Т.А. Коротовских.
Рис.11.3. Вид с юго-запада на южный фасад спорткомплекса «Салют», ограду и скульптуру футболиста.
Фото 1960-х гг. Архив КУКМ. Фонд фотографий советского периода.
Рис.11.4. План 1 этажа. Частный архив С.И. Гавриловой.
Рис.11.5. План 2 этажа. Частный архив С.И. Гавриловой

Изначально на 1-м этаже северного объема здания располагались выходы на открытую галерею, образованную ритмическим рядом четырехгранных колонн, несущих антаблемент, на которые опирался протяженный балкон с ограждением в виде балюстрады (рис. 1.1, 11.1). Выходы на балкон осуществлялись через дверные проемы, размещенные с северной стороны южного объема сооружения (рис. 11.5). В 1971 г. интерколумнии были заложены кирпичными стенами, а на северном фасаде балкон и колонны были демонтированы. Таким образом, на западном и восточном фасадах северного объема здания на 1-м этаже вместо галерей появились пилястры, чередующиеся с участками плоских стен; на стенах 2-го этажа размещены большие квадратные окна спортивного зала (рис. 11.2).

Главный вход на южном фасаде ведет в вестибюль с гардеробом (рис. 10.3, 11.4, 13.2, 13.3). Слева и справа от вестибюля расположены кабинеты, лестничные клетки, санузлы и выходы в помещения северного объема здания, центром композиции которого является двусветный спортзал, а к его продольным сторонам на 1-м этаже примыкают коридоры, тренерские комнаты, раздевалки, душевые, на 2-м этаже – антресольный этаж (рис. 11.4, 11.5).

Вестибюль оформлен кессонным потолком, балки которого поддерживают четырехгранные колонны (рис. 13.3, 14.2). Стены и потолки вестибюля, лестничных клеток, антресольного этажа украшены декоративными элементами: розетками, иониками, акантовым листом, плетенками, бусами и другими (рис. 14.1–14.4). Антресольный этаж отделен от спортзала ограждением, представляющим собой аркаду лучковой формы с перилами-балюстрадой (рис. 13.4, 14.6). В спортзале сохранились первоначальные лампы освещения и декоративные вентиляционные решетки (рис. 14.5, 14.6).

Здание спортивного комплекса «Салют» тоже оказалось долгостроем, и было возведено только в 1961 г., но в отличие от здания Дворца пионеров оно не потеряло в период строительства важные декоративные элементы на фасадах. Сооружение используется по назначению, в нем размещается Спортивная школа олимпийского резерва города Каменска-Уральского. На основании Постановления Правительства Свердловской Области № 859-ПП от 28 декабря 2001 года Здание спортивного комплекса «Салют» является объектом культурного наследия регионального значения.

Рис.12.1. Кинотеатр в парке им. Маяковского в Свердловске, 1936 г.
Автор: П.И. Лантратов. Вид с юго-востока. Фото Гавриловой С.И. 2011 г. Частный архив С.И. Гавриловой.
Рис.12.2. Дворец культуры СинТЗ в г. Каменске-Уральском, 1945 г.
Автор: К.В. Глушков. Фото Гавриловой С.И. 2011 г. Частный архив С.И. Гавриловой.
Рис.12.3. Дворец культуры УАЗа в г. Каменске-Уральском, 1947 г.
Авторы: П.В. Абросимов, В.В. Емельянов. Фото В.А. Коловерова. 1967 г. Частный архив С.И. Гавриловой.
Рис.12.4. Рязановский дом культуры, 1952 г. Московская обл., г. Егорьевск, р.п. Рязановский. Фото 2019

Благоустройство территории спортивного комплекса «Салют»

Территорию спортивного комплекса предполагалось зафиксировать оградой с воротами и калитками (рис. 10.1). Ограда должна была состоять из кирпичного основания – столбиков и стенок, дополненных декоративными металлическими решетками; столбики планировалось завершить вазонами. К сожалению, ограда была воплощена по упрощенному варианту (рис. 11.3). Со стороны главного фасада на фоне парадной входной группы были симметрично установлены скульптуры спортсменов (рис. 11.3). В настоящее время отрада и скульптуры отсутствуют. Изначально с западной стороны от здания были задуманы спортивные площадки, с восточной и северной сторон – сквер, сочетающий регулярную и свободную системы планировок (рис. 1.2). В 1976 г. в северной части территории возвели отдельно стоящее строение – бассейн «Салют».

Таким образом, здания Дворца пионеров и спортивного комплекса «Салют» были выполнены в стиле советского неоклассицизма. Они гармонирую друг с другом своими объемно-пространственными решениями и архитектурно-художественными деталями (рис. 1.1).

Рис.13.1. Декоративные элементы на фасадах здания спорткомплекса «Салют».
Фото Т.А. Коротовских. 2015 г. Частный архив Т.А. Коротовских.
Рис.13.2. Вид с запада на интерьер вестибюля спорткомплекса «Салют».
Фото С.И. Гавриловой. 2012 г. Частный архив С.И. Гавриловой.
Рис.13.3. Фрагмент интерьера вестибюля спорткомплекса «Салют».
Фото Т.А. Коротовских. 2015 г. Частный архив Т.А. Коротовских.
Рис.13.4. Вид с антресольного этажа на спортзал.
Фото Т.А. Коротовских. 2000-х г. Частный архив Т.А. Коротовских

Проектирование и строительство объектов Молодёжного комплекса осуществлялось на протяжении почти 10 лет, за этот период стиль советский неоклассицизм прошел несколько этапов: расцвет, избыточная декоративность, «устранении излишеств в проектировании и строительстве», которые наглядно отразились, в частности, в облике Дворца пионеров – ни один из четырех вариантов проектов фасадов здания не был реализован по авторским замыслам. В результате здание выглядит незаконченным. Кроме того, в советском неоклассицизме, эклектичном по своей сути, вобравшем в себя элементы из разных стилей разных эпох, и дополненном атрибутами советской идеологической символики, каждый архитектор находил свою палитру выразительных средств. Так, московские архитекторы А.И. Зайцев и Г.И. Корнеева стремились скульптурными и декоративными средствами максимально выразить суть советского Дворца пионеров – учреждения для детского творчества. Кроме традиционных классицистических деталей и советской символики, они пытались на фасадах и в интерьерах здания адаптировать элементы декора для детского восприятия – вводили изображения животных, птиц, комнатных растений, призовых кубков и др. (рис. 3.1, 3.2, 7.1, 7.2).

Каменский архитектор В.А. Гагарин, поклонник классических пропорций, форм и деталей, использовал при проектировании свои излюбленные выразительные приемы, признанные человечеством универсальными на протяжении тысячелетий (рис. 5.3, 5.4, 8.1, 8.3, 9.1, 9.3, 13.1, 14.1–14.-14). Он поддержал идею московских архитекторов с разорванным фронтоном и коринфскими капителями на фасадах здания Дворца пионеров (рис. 3.2, 5.3), а на фасады спорткомплекса «Салют» добавил свои фирменные элементы: угловые парные пилястры со стилизованными коринфскими капителями, центральную арочную нишу, классический декор на фризы и карнизы (ионики, бусы, сухарики) (рис. 10.3, 12.2, 13.1).

Рис.14.1.  Декоративные элементы на стенах и потолке западной лестничной клетки.
Фото Т.А. Коротовских. 2005 г. Частный архив Т.А. Коротовских.
Рис.14.2.  Декоративные элементы на стенах и потолке вестибюля.
Фото Т.А. Коротовских. 2006 г. Частный архив Т.А. Коротовских.
Рис.14.3. Декоративные элементы на стенах и потолке антресольного этажа.
Фото Т.А. Коротовских. 2005 г. Частный архив Т.А. Коротовских.
Рис.14.4. Фрагмент антресольного этажа.
Фото Т.А. Коротовских. 2000-х г. Частный архив Т.А. Коротовских.
Рис.14.5. Осветительный прибор и декоративная вентиляционная решетка на потолке спортзала.
Фото Т.А. Коротовских. 2005 г. Частный архив Т.А. Коротовских.
Рис.14.6. Вид с антресольного этажа на спортзал.
Фото С.И. Гавриловой. 2009 г. Частный архив С.И. Гавриловой

На наш взгляд, все варианты проектов рассмотренных зданий представляют интерес для специалистов как образцы насыщенной и разнообразной палитры советского неоклассицизма.

Молодежный комплекс был создан для детей и подростков, в его кружках и секциях несколько поколений воспитанников обучались и продолжают обучаться творческому и спортивному мастерству, по-доброму вспоминая теплую атмосферу занятий в стенах уникальных зданий в кругу своих сверстников и наставников.

Примечания

1Расположенной вдоль участка железнодорожной линии, соединяющей г. Каменск-Уральский с г. Челябинском.

2Интересно, что при расстановке окон 2-го этажа (кроме центральных) на главном фасаде В.А. Гагарин руководствовался 1-м вариантом проекта здания, выполненного «Гипрогором» в 1953–1954 гг.: окна с арочными завершениями установлены парами симметрично осям больших окон 1-го этажа. Видимо, для лучшего освещения кружковых комнат.

3Будущий Дворец пионеров стоял недостроенным несколько лет, затем, по воспоминаниям главного бухгалтера УАЗа С.Г. Красулина, «фотография этого здания была направлена в редакцию журнала «Крокодил», и после этого Госпланом РСФСР и Средне-Уральским Совнархозом в 1958 г. было принято решения достроить здание».

References

1. Gavrilova, S.I. (2008). Kamensk-Uralsky, Kamenskaya St. 33, 34. Youth Complex: Palace of Pioneers, Sports Hall "Salut". In: V.E. Zvagelskaya (ed.). Collection of Architectural and Cultural Monuments of the Sverdlovsk Region. Volume 2. Sverdlovsk Region. Yekaterinburg: SOCRATES, pp. 352-355. (in Russian)

2. Gavrilova, S.I., Zenkova, L.V., Kuznetsova, A.V., Lesunova, A.Yu. (2008). Architectural Monuments of Kamensk-Uralsky. Yekaterinburg: Bank of Cultural Information. (in Russian)

3. Gavrilova, S.I. (2010). The 1940–1950s Architecture of the UAZ ‘Socialist City’ in Kamensk-Uralsky. Architecton: Proceedings of Higher Education, No. 1 (29). Available at: http://archvuz.ru/en/2010_1/2  (in Russian)

Citation link

Gavrilova, S.I. Historical architectural analysis of the youth complex of the Ural Aluminum Plant in Kamensk-Uralsky //Architecton: Proceedings of Higher Education. – 2024. – №4(88). – URL: http://archvuz.ru/en/2024_4/11/  – doi: https://doi.org/10.47055/19904126_2024_4(88)_11 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 31.10.2024
Views: 101