Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №1 (89) March, 2024

Design

Golubeva Oxana A.

Head of Department.
Udmurt State University.
ORCID: 0009-0006-8670-1861

Russia, Izhevsk, e-mail: Oksana_l2005@mail.ru

Typology of art-tourism cultural resources based on the example of Izhevsk, Udmurt Republic

УДК: 379.8
Шифр научной специальности: 5.10.1
DOI: 10.47055/19904126_2025_1(89)_24

Abstract

The article examines the concept of art tourism as a direction of cultural travel (tourist interaction with local culture through creative self-expression) and its impact on the demand and attractiveness of urban space using the city of Izhevsk as an example. Izhevsk ‘s current resources that can be used to promote art tourism are described. A typology of cultural resources for the development of art tourism is proposed. Once organized as tourist routes in the territory of Izhevsk, these resources would allow forming a territorial map of art tourism in the city and trigger off a mechanism of emotional impact on local residents and visitors, solving the problem of high competition between cities on the domestic tourism market. The emphasis is on the art resources of the urban environment, since the greatest number of creative activities occur in the city space (architecture, fine and decorative arts, etc.).

Keywords: cultural resources, city, identity, creative resources

Введение

В последнее время наблюдается устойчивый интерес к такой форме актуализации культурного наследия, как арт-туризм, благодаря которому многие регионы задают вектор развития своей социально-экономической жизни.

Изучением арт-туризма как новой формы культурного туризма занимаются многие ученые. Так, С.А. Боголюбова под данным направлением подразумевает не просто осмотр достопримечательностей других городов и даже стран, но и возможность для опытных и начинающих художников в неутомительной форме реализовать практические умения в области живописи [1]. По мнению Е.Н. Егоровой, для арт-туристов характерно стремление участия в культурных акциях, знаменующих «событие» в искусстве: выставка современного искусства, премьера спектакля, концерт в рамках фестиваля, арт-ярмарка и аукцион [2]. В.М. Гавловская рассматривает арт-туризм как объединение культурного и «путешественнического» опыта, результатом которого становится создание собственных произведений искусства в процессе путешествия [3]. А.Р. Закирова утверждает, что реализация арт-туризма возможна через использование неординарных туристических услуг, потребление которых позволяет туристам претворить в жизнь свои потребности в творческом саморазвитии [4]. С точки зрения А.С. Полынского, через арт-туризм раскрывается художественная и культурная идентичность различных регионов [5]. Согласно подходу Е.А. Колантаевской, основная цель арт-путешествий – творческое развитие через исследование окружающего мира [6].

В теории существуют следующие виды ресурсов арт-туризма:

• Культурные ресурсы: музеи, галереи, театры, концерты, фестивали и другие мероприятия. Результат использования культурных ресурсов – получение нового опыта и знаний.

• Образовательные ресурсы: образовательные программы и мероприятия, связанные с искусством и культурой. Результат использования культурных ресурсов – знакомство с культурой и историей различных регионов.

• Творческие ресурсы: участие в творческих проектах и мероприятиях. Результат использования культурных ресурсов – туристы принимают непосредственное участие в создании произведений искусства.

• Экологические ресурсы: объекты природного наследия. Результат ис-пользования экологических ресурсов – туристы участвуют в экологических проектах, направленных на сохранение природы и культуры.

• Исторические ресурсы: объекты, связанные с историей искусства и культуры разных стран и эпох. Результат использования культурных ресурсов – туристы знакомятся с объектами истории и культуры [7].

Таким образом, для современного общества знакомство с новой территорией и ее достопримечательностями уже не является первостепенной целью, большинство людей во время путешествия хотят получить положительные эмоции и раскрыть свои творческие способности. Актуальность темы исследования заключается в том, что ресурсы арт-туризма играют важную роль в привлекательности туристической отрасли того или иного региона, предоставляют территории конкурентное преимущество; одновременно данное направление туризма выступает как форма актуализации нематериального наследия региона, а его развитие способствует повышению культурной осведомленности туристов об уникальных особенностях территории, погружению в местную культуру, ин-теграции с местным сообществом. Научная проблема заключается в том, что на сегодняшний день городские арт-ресурсы не описаны как явление и не используются регионами для развития арт-туризма.

В настоящее время существует большое количество разновидностей арт-ресурсов, поэтому необходима их типология для практики культурного туризма. В рамках существующих исследований не были определены конкретные категории арт-ресурсов с учетом последних тенденций (креативные формы).

Данное направление туризма выступает как форма актуализации немате-риального наследия региона, через использование арт-ресурсов произойдет эффект повышения культурной осведомленности туристов об уникальных туристических особенностях территории, погружение в местную культуру, интеграция с местным сообществом.

Методика

В границах структурно-функционального метода были выявлены элементы арт-туризма, формирующие целостность культурного смысла территории; описательный метод позволил провести сбор и первичный анализ городских арт-ресурсов Ижевска.

Теоретическую базу исследования составили работы, посвященные изучению современного состояния развития арт-туризма [8]; исследования, в которых раскрываются виды и преимущества арт-туризма [9, 10]; материалы по изучению культурного туризма как ресурса социокультурного развития регионов [11–14]. Все эти источники в дальнейшем определили траекторию исследования.

В нынешних реалиях арт-туризм связан с идеей экономических впечатлений (создание позитивного опыта у покупателя, а не удовлетворение его потребностей). За то, чтобы «вжиться» в местную культуру, потребитель готов платить; поэтому регионы РФ, в том числе и Удмуртия, в борьбе за повышение своей конкурентоспособности используют свои культурные объекты для формирования эстетического вкуса, развития творческих способностей и повышения культурного уровня как местного населения, так и гостей республики.

Так, на территории Ижевска расположена большая часть региональных туристических ресурсов для развития арт-туризма, основная задача которых в данном случае привлечь интерес потребителя, типология сформирована в соответствии с типами ресурсов, которые определяют творческие локации города (табл. 1).

Таблица 1
Типология культурных ресурсов арт-туризма в пространстве города на примере Ижевска

Тип ресурса Характеристика арт-составляющих 

Арт-пространства

- Арт-пространство «Светлый город»: различные выставки, фестивали, концерты и другие мероприятия (является местом для творчества молодых художников и дизайнеров);

- Арт-пространство «Оранжерея искусств»: арт-коворкинг (проходят мастер-классы, популярные лекции по истории искусства, кинопоказы и творческие встречи с художниками), салон (можно приобрести произведения как именитых удмуртских художников, так и молодых авторов живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства; интерьерные объекты, книги об искусстве, уникальные сувениры), выставки (экспозиции сопровождаются экскурсиями и интерактивными занятиями);

- Арт-студия «Life»: мастер-классы (в целом это пространство для досуга, творчества, образования)

Музеи и галереи

- Выставочный центр «Галерея»: организация художественных проектов, призванных знакомить ижевчан и гостей города с разными видами и направлениями изобразительного искусства, участвует в городских и республиканских культурных проектах;

- Галерея «Открытый дом»: выставки, лекции, мастер-классы и другие мероприятия;

- Удмуртский республиканский музей изобразительных искусств: хранится культурное наследие, отражающее процесс развития изобразительного искусства;

- Выставочный зал «Галерея»: место проведения выставок, мастер-классов, лекций и других культурных мероприятий;

- Музей Ижевского и мирового стрит-арта: экскурсии, мастер-классы, выставки;

- Национальный центр декоративно-прикладного искусства и ремёсел: экскурсии, мастер-классы

Объединения
и центры

- Арт-резиденция: площадка для реализации творческого потенциала ижевской молодёжи в области визуального искусства, театра, кино, анимации, графического дизайна, фото, музыки, моды и других областей современной культуры и искусства;

- Центр современного искусства «Арсенал»: музей и одновременно площадка для проведения выставок, фестивалей, концертов, театральных постановок и кинопоказов

Уличные
арт-объекты и граффити

- Граффити «Я люблю Ижевск»: популярное место для фотографирования;

- Граффити на здании музея Калашникова: на стене здания музея имени Калашникова нарисованы различные изображения, связанные с оружием и историей Ижевска

Арт-отели и арт-гостиницы

- Этнокомплекс «Бобровая долина» в Ижевске: интерьер этнокомплекса выполнен в духе удмуртской старины и наполнен различными предметами, привезёнными из глубинки Удмуртии;

- Бутик-отель «Эрмитаж Холл»: семь номеров с выполненных в уникальном стиле - «Шале», «Прованс», «Бохо», «Африка», «Мексика»

Арт-кафе и арт-рестораны

- Арт-кафе «Brauplatz»; Арт-кафе «Детская цирковая студия «АртАрена»; Арт-кафе «Смешные цены»; Арт-ресторан «Старый город» и другие, всех объединяет современный дизайн

Арт-мастер-классы

- мастер-класс по китайской каллиграфии в Национальной библиотеке Удмуртской Республики;

- мастер-класс «Школа рисования. Сова» в Республиканской библиотеке для детей и юношества;

- арт-практика с народным художником В. П. Елькиным в Доме культуры «Ижсталь»;

- мастер-класс «Гобелен, ткачество салфетки» в Детской школе искусств № 12;

- мастер-класс по лепке тарелочки из глины в Гончарной школе «Колокол»;

- мастер-класс по созданию комикса с художницей Александрой Дормидонтовой в модельной библиотеке-филиале имени Ф. И. Васильева

Арт-экскурсии

В настоящее время в г. Ижевске основную часть арт-экскурсий проводит Музей Ижевского и мирового стрит-арта

Перечисленные объекты – музеи и галереи – пользуются популярностью у туристов в формате туров и экскурсий выходного дня. Таким образом, Ижевск обладает значительным потенциалом для развития арт-туризма, благодаря наличию разнообразных культурных объектов и активностей, связанных с искусством и творчеством.

На основе анализа культурных городских ресурсов арт-туризма в Ижевске определены современные креативные ресурсы города, которые могут быть заложены в организованные туристические маршруты (табл. 2).

Таблица 2 
Современные креативные ресурсы арт-туризма города

Виды ресурсов Формы реализации ресурсов

Дизайн

- граффити;

- уличная живопись (муралы)

Архитектура

- ландшафтная архитектура;

- архитектура малых форм;

- музейная архитектура

Скульптура

- бюсты;

- статуи;

- абстрактные композиции

Мероприятия

- образовательные арт-проекты;

- выставки;

- пленэры;

- фестивали;

- мастер-классы

Креативная индустрия

- уличные художники;

- танцевальные коллективы;

- самодеятельные поэты

Арт-туризм – новая форма туристической среды, позволяющая гостям реализовать творческие потребности. Реализация данного направления решает сразу две проблемы: во-первых, туристы раскрывают культурные слои города через эстетическое удовольствие; во-вторых, за счет культурного обмена регионы повышают свою идентичность и экономическое благосостояние. Арт-туризм играет большую роль в поддержании и восстановлении культурного наследия, развитии креативных индустрий.

Основные положения результатов исследования были обсуждены на фестивале «Креативная Удмуртия» (на базе ФГБОУ ВО «УдГУ»), который проходил в период с 28-30 октября 2024 года, а также в рамках реализации Программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030» (подпроект «Удмуртия в глобальном культурном пространстве»).

Выводы

Арт-туризм открыл возможность перехода к новой модели оказания туристических услуг, когда оригинальные фестивали, выставки или мастер-классы компенсируют территории недостаток объектов материального наследия (особенно это важно для малых городов). Таким образом, можно говорить о том, что у территории появляется возможность стать более конкурентоспособной и завоевать лояльность потребителей.

Для Удмуртской Республики арт-туризм будет одним из новых подходов к сохранению своего культурного потенциала, при этом максимальное количество креативных компонентов сфокусировано в городской среде. Так, Ижевск обладает достаточным количеством архитектурных достопримечательностей (музеи, галереи), на его территории регулярно организуются и проводятся различные выставки и культурные события, все это притягивает арт-туристов.

В результате исследования сформирована типология культурных город-ских ресурсов арт-туризма Ижевска и определены современные креативные ресурсы арт-туризма, использование которых регионами будет способствовать укреплению их экономического роста, сохранению культурного наследия, эстетическому просвещению населения; кроме того, представленные ресурсы регионы могут использовать для формирования карты туристической среды своих городов.

Перспективы дальнейшего исследования заключаются в углублении и расширении представлений о тенденциях в области арт-туризма и изучении регионами арт-потенциала своей местности, что позволит сформировать арт-бренды, привлекающие туристов.

Кроме того, результаты исследования могут быть использованы малыми городами для развития своего культурного пространства, а также моногородами для насыщения жизни местного населения культурными событиями. Дальнейший анализ данной тематики направлен на проектирование и реализацию туристических маршрутов и проектов на территории Удмуртской Республики.

References

1. Bogolyubova, S.A. (2024). Types and trends of tourism development. 2nd ed. Moscow: Yurait. (in Russian)

2. Egorova, E.N. (2017). Resource base of cultural tourism: traditions, current state. In: Society: Philosophy, History, Culture, pp.1-4. (in Russian)

3. Gavlovskaya, V.M. (2020). Types of cultural tourism. In: Sectoral Cultural Tourism, pp. 68-114. (in Russian)

4. Zakirova, A.R. (2022). Art residence does influence people's destinies. Art-Nakhabino, No. 8, pp. 3-13. (in Russian)

5. Polynsky, A.S. (2020). Cultural tourism in the modern world. Omsk: Omsk State Technical University. (in Russian)

6. Kolantaevskaya, E.A. (2023). Art tour as a form of cultural and leisure event aimed at developing the tourism potential of the territory. Current Research, No. 4, pp. 115- 134. (in Russian)

7. Litovskaya, D.V. (2023). What is art tourism. In: Tourism, pp. 26-78. (in Russian)

8. Smirnov, A.S. (2023). What are art tours and why is it worth participating in them. In: Pleinair-Moscow. Art tours, sketches, painting classes in Moscow. Exhibitions, models of contemporary art, pp.  2 - 26. (in Russian)

9. Shelina, A.A. (2021). Art tourism: a journey into the new world of NFT art. Recreation in Russia, No. 3, pp. 1 - 45. (in Russian)

10. Manylov, P.V. (2019). Traveling as art. St. Petersburg: Eksmo (in Russian)

11. Babaeva, S.R. (2023). The concept of "cultural tourism", its main characteristics. Current Issues in Humanities and Natural Sciences, No. 9, pp. 69-71. (in Russian)

12. Gritskevich, N.V. (2023). What is cultural tourism and why is it popular. In: Tourist, pp. 90-122. (in Russian)

13. Konyushenko, D.S. (2022). Resources of cultural and educational tourism. Current Research, No. 33, pp. 112 -128. (in Russian)

14. Sushchinskaya, M.D. (2024). Cultural tourism. 2nd ed. Moscow: Yurait. (in Russian)

Citation link

Golubeva, O.A. Typology of art-tourism cultural resources based on the example of Izhevsk, Udmurt Republic //Architecton: Proceedings of Higher Education. – 2025. – №1(89). – URL: http://archvuz.ru/en/2025_1/24/  – DOI: https://doi.org/10.47055/19904126_2025_1(89)_24 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 05.01.2025
Views: 11