Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №2 (90) June, 2025

Theory of architecture

Akhmadishina Elina R.

Master degree student.
Research supervisor: Associate Professor S.G.Korotkova, PhD (Architecture).
Kazan State University of Architecture and Engineering.

Russia, Kazan, e-mail: elina4200622@gmail.com

Korotkova Svetlana G.

PhD (Architecture), Associate Professor, Department of Architecture Theory and Practice.
Kazan State University of Architecture and Engineering

Russia, Kazan, e-mail: svetlkor@yandex.ru

Architectural approaches to the design of teenager rehabilitation and reintegration centers

УДК: 72.01
Шифр научной специальности: 2.1.12
DOI: 10.47055/19904126_2025_2(90)_5

Abstract

This article discusses the problem of designing centers for the restoration of mental and physical health of adolescents. Currently there is a need for specialized centers that would help teenagers to socialize in society and acquire the necessary skills for life. The purpose of this work is to identify design factors and develop basic techniques and approaches to the design of adolescent reintegration and rehabilitation centers. Current research in the organization of space for the integration of children into society, their treatment and upbringing is overviewed. The theoretical framework derived from existing centers served as a basis for identifying architectural design techniques and approaches to the design of centers for the reintegration and rehabilitation of children and adolescents, including adaptability, permeability of spaces, organization of private areas, and navigation elements.

Keywords: reintegration center, reintegration, adaptability, adaptive architecture, architectural principles, architectural approaches

Введение

В последние годы вопросы проектирования пространств для психологического восстановления подростков становится все более актуальным. Психическое состояние человека оказывает влияние на его жизнь и окружение. Согласно статистике, доля преступлений, совершенных подростками с психическими отклонениями, достигает 50%. Особенность существующих в России архитектурных объектов, направленных на психическую, физическую и социальную реабилитацию подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, заключается в том, что часто такие объекты имеют узкую специализацию и не отвечают условиям для полноценной реабилитации и реинтеграции подростка в социальную среду. Эстетическая составляющая окружающего пространства и архитектуры оказывает влияние на психологическое состояние человека [1]: привлекательная среда ассоциируется с безопасностью, а непривлекательная – с тревогой и страхом. Поэтому эстетика в отношении объектов для реабилитации подростков играет существенную роль. Специализированные учреждения в России часто размещаются в зданиях, изначально для этого не предназначенных, но близких по назначению (помещения общеобразовательных школ, психиатрических клиник, оказывающих медикаментозное лечение, расформированных общественных учреждений), а также бывших домах культуры и жилых домах [2]. В некоторых случаях объектами, способствующими социальной реинтеграции подростка, выступают клубы по интересам и спортивные секции. Необходимо проектировать среду, изначально направленную на интеграцию подростка в общество и затрагивающую все сферы жизни человека для полноценного воспитания и образования.

Цель работы – выявить факторы, влияющие на архитектурно-планировочную структуру проектирования центров реинтеграции, и, как следствие, определить подходы, применимые для проектирования таких центров.

В задачи входит:
1. Выявление понятийно-терминологического аппарата исследования.
2. Определение факторов, влияющих на формирование центров социальной реинтеграции.
3. Определение приемов архитектурного проектирования в контексте влияющих факторов
4. Определение архитектурных подходов проектирования центра реинтеграции подростков в социуме.

Для решения проблемы по организации среды для подростков необходимо понимать значение социальной реинтеграции. Социальная реинтеграция – возвращение подростка к нормальной жизни в обществе, формирование условий для социализации и адаптации в социуме с помощью различных методов [2]. Как один из методов работы с трудными подростками применимо воздействие средового фактора на их поведение. Согласно исследованиям [3–6], окружающая искусственная среда способна развивать или ограничивать некоторые поведенческие черты человека.

Адаптивная архитектура – направление в архитектурном проектировании, учитывающее окружающие меняющиеся факторы с целью создания пространств и технологий, способных к трансформации для соответствия требованиям эксплуатации [7]. Центры реинтеграции должны быть адаптивны к меняющимся факторам окружающей жизни.

Принцип адаптивности в центре позволяет при необходимости менять планировочную структуру здания в связи с изменением количества пребывающих здесь подростков. Адаптивность архитектуры упрощает ремонт здания или замену его отдельных частей.

Методика

Для наиболее полного и структурированного исследования был проведен анализ теоретической и практической базы, научные публикации, посвященные подростковой психологии и архитектурному проектированию центров для реабилитации и реинтеграции трудных подростков, а также графические и проектные материалы. Методика исследования основана на выявлении, анализе и обобщении теоретической информации, а также на исследовании практических примеров проектирования для выявления наиболее распространенные факторов, влияющих на проектирование. Это позволило создать общее представление о проектировании центров реинтеграции. Далее формулируются приемы для проектирования центров реинтеграции подростков, на основе которых сформирована объемно-типологическая модель центра реинтеграции.


Проблемой проектирования среды для реабилитации подростков занимались разные исследователи. Т.Н. Колесникова с соавторами рассматривали влияние факторов среды на проектирование реабилитационных центров. Выяснилось, что большинство современных медицинских центров не имеют четкой планировочной структуры, решения о градостроительном размещении объектов также вызывают вопросы, а сами реабилитационные процессы осуществляются в зданиях и помещениях, изначально не предназначенных для этих целей [3].

В исследовании Т.Е. Трофимовой представлен системный анализ существующих объектов для лечения и реабилитации детей, выявлены основные факторы, влияющие на формирование архитектуры объекта, представлен типологический ряд функциональных схем для объектов такого типа. Результатом стал экспериментальный проект реабилитационного центра, учитывающий климатические особенности территории, потребность здания в наличии корпусов различной функциональной направленности, соединенных переходами. Интерьерные решения также отвечают запросам пациентов – мягкие приятные цвета благоприятно влияют на психику пациентов [4].

К.А. Прошунина и Е.А. Лухманова рассматривают вопрос о необходимости создания реабилитационных центров для подростков с девиантным поведением. Ими проанализированы отечественные и зарубежные примеры реабилитационных центров и выявлены оптимальные планировочные структуры и взаимосвязи групп помещений. Сформирована оптимальная планировочная структура – блокированная с возможностью изоляции корпусов друг от друга в течение суток. Функциональное пространство центра должно быть спроектировано таким образом, чтобы задать подросткам распорядок дня и избежать возникновения конфликтных ситуаций между ними [5].

Теоретическую модель реабилитационного центра для подростков с ментальными нарушениями предложила Л.Р. Фиданян, она описывает основные критерии, по которым необходимо проектировать объекты такого типа: отсутствие необходимости постоянного пребывания пациента в учреждении, интеграция в природную среду, комплексная застройка, предусматривающая несколько отдельно стоящих блоков, объединенных общими пространствами, непрерывность лечения, достигаемая за счет перемещений по коридорам центра без необходимости перемещаться по городу [6].

Ю.С. Янковская выделяет криминогенные факторы проектирования. Она проводит анализ существующих концепций безопасной архитектуры, выделяет основные критерии проектирования архитектуры объектов ограниченного доступа, структурирует их и выявляет основные принципы проектирования. Первый принцип базируется на том, что необходимо проектировать большие открытые просматриваемые пространства для возможности взаимного контроля людей друг за другом. Также автор считает важным необходимость перетекания пространства из экстерьера в интерьер посредством светопрозрачных ограждающих конструкций и дифференциацию пространств, достигаемую различными уровнями доступа для разных лиц [8].

В результате изученных исследований можно сделать вывод о том, что к факторам, влияющим непосредственно на проектирование архитектурно-планировочной структуры центра реинтеграции можно отнести следующие:

● Социально-демографические – численность детей и подростков, нуждающихся в лечении. Согласно статистике, подростки наиболее склонны к проявлению преступного поведения, так-как подвержены негативному влиянию со стороны близких, проявляющих криминальные черты. Также в подростковом возрасте обостряются психические заболевания [9]. Так как число таких подростков растет с каждым годом, современные государственные центры, предназначенные для работы с ними, не могут обеспечить им должную поддержку ввиду недостатка профильных учреждений.

● Ландшафтно-климатические территориальные факторы проектирования – рельеф, растительность, наличие водных ресурсов; градостроительные факторы проектирования – площадь участка, размещение относительно центра города, инфраструктура, прилегающие территории. климатические особенности – инсоляция, роза ветров, влажность воздуха, осадки. Современные центры, предназначенные для работы с трудными подростками, должны учитывать климатические факторы, а также работать с градостроительным контекстом для формирования гармоничного архитектурного облика.

● Функционально-типологические факторы проектирования – условия, заданные типологией здания, функциональными блоками и связями между ними. Расположение помещений и пространств должно иметь логическую взаимосвязь, Функциональные блоки должны иметь возможность закрываться для изоляции от других блоков, иметь собственные входы и выходы. Среда должна иметь такое планировочное решение, которое бы позволяло людям иметь возможность наблюдать за различными зонами, а также сформировать у присутствующих ощущение безопасности и защищенности, но не изоляции [10].

● Технологический фактор проектирования – использование иммерсивных технологий. VR-технологии используют частичное или полное погружение в виртуальную реальность, позволяют моделировать трехмерную виртуальную среду и проецировать ее на существующую архитектурную среду без необходимости использования средств погружения в компьютерную среду (очков, шлемов и т.д.) [11].

● Криминогенные факторы проектирования – свойства проектируемых пространств с использованием светопроницаемых прозрачных поверхностей, многоуровневых объемов с делением на функциональную доступность [10].

Современные центры адаптируются под запросы потребителей, однако имеют и свою специфику, отражающуюся на типологии и функциональном наполнении объекта. Комфортное и безопасное пребывание в здании обеспечивается функциональностью архитектурной среды. Она формируется за счет продуманного проектирования, основанного на исследовании поведения человека и потоков людей в различных обстоятельствах [12]. Психиатрическая клиника в Финляндии при университете Тампере, построенная по проекту C.F. Møller Architects, отвечает всем современным требованиям, предъявляемым к медицинским учреждениям: учитывает международный опыт в области проектирования, имеет гибкую планировочную структуру, а внутренняя среда клиники оказывает благоприятное воздействие не только на пациентов клиники, но и на персонал. Комфорт для всех присутствующих в здании обеспечивается за счет уединенного расположения здания. Оно спроектировано таким образом, что, будучи расширением для университетской клиники, географически расположено близко к природно-рекреационной зоне города. Планировочная структура в основе своей имеет блокированный тип, в ядре которого сосредоточены административные помещения и пространства для отдыха и коммуникации пациентов, в то время как окна лечебных кабинетов ориентированы на природно-рекреационную окружающую среду (рис. 1 а, б).

Рис. 1. Психиатрическая клиника в Финляндии  при университете Тампере, интерьер  и экстерьер.
Источник https://www.cfmoller.com/p/_Tampere-Psychiatric-Clinic-i3509.html 

Цвет и свет в архитектуре оказывают влияние на психику и поведение человека в пространстве. Современными исследователями предлагается применять мультисенсорный подход к проектированию зданий, позволяющий влиять на человека не только посредством классических приемов – обилия естественного освещения в совокупности с применением натуральных материалов отделки, но и использовать нестандартные методы. Архитектор Р.К. Мухитов рассматривает, как архитектура может влиять на психику человека через все органы чувств: зрение, слух, осязание, вкус, обоняние и так называемое “шестое чувство” [13].

В решении интерьеров проекта реабилитационного центра SAX от BW Arch используются серые цвета в отделке интерьеров в сочетании со стеклянными вертикальными светопрозрачными перегородками для создания своеобразной атмосферы в пространстве центра. Географически центр расположен в отдаленной части города рядом с полями и фермами, поэтому посетители клиники могут наслаждаться прекрасными видами из окон. Внутреннее пространство минималистично, но цветные перегородки создают своеобразную игру света в помещениях (рис. 2).

Рис. 2. Интерьеры реабилитационного центра SAX.
Источник: https://www.archdaily.com/966267/sax-rehabilitation-center-bw-arch?ad_medium=gallery 

Проект резиденции и дневного центра для людей с умственными недостатками от Aldayjover Arquitectura показывает, как работать в стесненных условиях городской застройки. Несмотря на ограничения высотности здания и расположение между двумя высокими жилыми домами, архитекторам удалось создать оазис в городской среде. Объемно-планировочная структура центра дифференцирована по этажам и имеет разный уровень приватности и доступности для посетителей. Так, первый этаж открыт для посещения всеми желающими, в то время как второй и третий этажи предусмотрены для проживания, администрации и инженерных коммуникаций, расположенных на верхнем этаже. Окна жилых помещений и медсестер выходят на зеленый сад (рис. 3).


а.                                                    б.                                        в.

Рис. 3: а –  вид на внутренний двор резиденции и дневного центра для людей с умственными недостатками;
б, в – внутренний двор резиденции и дневного центра.
Источник: https://www.archdaily.com/342719/residence-and-day-center-for-the-mentally-handicapped-aldayjover-arquitectura-y-paisaje?ad_medium=gallery 

Исследователи отмечают важность наличия рекреационно-оздоровительный пространств как в составе оздоровительных комплексов, так и в качестве комплекса самостоятельных оздоровительных мероприятий под открытым небом. Особенность таких пространств – их способность оказывать оздоровительный эффект на человека благодаря пространственному и ландшафтному решению [14]. В центре комбинированного здоровья от SarahLakeArchitects авторы проекта делают акцент на физическом исцелении человека посредством формирования объемно-планировочной структуры вокруг двух больших фитнес-залов. К залам примыкают открытые дворы, закрывающие залы от посторонних глаз с улицы и обеспечивающие приватность (рис. 4). Также в центре имеются комбинированные кабинеты для консультаций по различным направлениям.

Рис. 4. Зал здоровья и открытые дворы, примыкающие к ним, Sarah Lake Architects
Источник:  https://www.archdaily.com/1021708/the-centre-for-combined-health-sarah-lake-architects?ad_medium=gallery 

Проект детского центра активности и обучения от 24H показывает, как работать со сложным рельефом для проектирования экологичных детских объектов, максимально приближенных к природе. В данном случае имеется простая объемно-планировочная структура, включающая пространства для обучения (библиотека, кабинеты для лекций, художественные кабинеты) и для отдыха и реабилитации – кинотеатр для фильмов и спектаклей (рис. 5). Само сооружение расположено на скалах, благодаря чему предлагает посетителям великолепные виды на море. Конструкция павильонного типа выполнена из местных материалов – бамбука и древесины. Центр предлагает детям, помимо отдыха и образования, возможность обеспечить свои бытовые нужды: рядом расположена пещера со спальными комнатами и огород, где дети могут собрать овощи и приготовить себе еду.

Рис. 5. Интерьеры детского центра активности и обучения от 24H.
Источник: https://www.archdaily.com/34946/ecological-children-activity-and-education-center-24h-architecture?ad_medium=gallery 

Исследователи также отмечают важность трудового обучения в воспитании подрастающего поколения. Для трудных подростков разрабатываются различные обучающие программы, предполагающие использование физического труда в обучении. Подростки должны получать не только общее образование и психологическую поддержку, но и учиться навыкам, необходимым в повседневной и будущей профессиональной жизни. Для этого предлагается сформировать отдельную типологию зданий, основанную на сочетании общеобразовательного учреждения и трудового лагеря, которая в свою очередь подразделяется на учреждения закрытого, открытого и полуоткрытого типов в зависимости от специфики самого учреждения [14,15]. Центр обучения и спорта Масоро, спроектированный и построенный совместными усилиями местных жителей, – пример строительства здания людьми, не имевшими ранее опыта в области архитектуры и строительства. Его использование и дальнейшую работу определяет все местное сообщество. Центр предоставляет возможности для обучения, физического развития и реализации творческого потенциала населения (рис. 6).

Рис. 6. Интерьер и экстерьер Центра обучения и спорта Масоро.
Источник:  https://www.archdaily.com/991292/masoro-learning-and-sports-center-general-architecture-collaborative?ad_medium=gallery 

Анализ мирового опыта позволил выявить следующие приемы в проектировании центров реинтеграции:

1. Адаптивность архитектурных пространств. В пространствах должны быть приемы трансформации для возможности менять их под меняющиеся условия жизни (изменение численности воспитанников, их возрастного разнообразия и половой принадлежности, психологического состояния.

2. Проницаемость проектируемых пространств. Данный прием позволяет создавать безопасные пространства как для персонала учреждения, так и для посетителей благодаря светопрозрачным конструкциям, расположенным как на фасаде здания, так и в интерьере.

3. Создание приватных пространств, вызывающих у человека ощущение покоя и защищенности: внутренние дворы и атриумы, наполненные естественным светом. Наполнение и функциональность атриумов может быть самой разнообразной, вплоть до моделирования природной среды с водоемами и неровностями рельефа.

4. Выделение функциональных зон разными цветами и фактурами организует навигацию и формирует у присутствующих определенный психологический настрой. Применение светопрозрачных перегородок, обеспечивающих звукоизоляцию, дает ощущение защищенности и приватности от окружения без подавления и изоляции человека.

Данные приемы позволяют создавать среду, способствующую не только реабилитации и реинтеграции подростка, но также стимулирующую его образовательную деятельность и физическую активность.

В результате проведенного исследования выявлены следующие подходы в архитектурном проектировании:

1. Открытость планировочных решений и их взаимосвязь с окружающей застройкой/природным ландшафтом.

2. Доступность внутренних пространств для любых пользователей, а также возможность изоляции пространства от внешнего шума в объеме объекта.

3. Разнообразность внутренней среды с точки зрения фактурности, цвета и света материалов, используемых в интерьере.

4. Приватность и защищенность пространства от посторонних без необходимости полной изоляции помещений.

5. Возможность влиять на архитектурную среду окружающего пространства посредством приложения труда, садоводством, огородничеством, контактом с животным и природным миром.

Выводы

1. В исследовании выведен понятийно-терминологический аппарат исследования, обозначены понятия социальной реинтеграции и адаптивной архитектуры. Социальная реинтеграции необходима для адаптации ребенка или подростка с отклоняющимся поведением в обществе, достигаемая за счет полноценного воспитания, образования и общения со сверстниками в условиях специального центра без необходимости полной изоляции от общества. Адаптивность заключается в возможности изменения внутренних и внешних пространств здания под влиянием внешних факторов: социально-демографической ситуации, появления и применения новых технологий.

2. Выявлены факторы, влияющие на формирование архитектурного облика и объемно планировочной структуры здания: социально-демографический фактор, заключающийся в половом и возрастном составе воспитанников центра, их психическом и физическом состоянии, ландшафтно-климатический и градостроительный фактор, влияющий на архитектурный облик центра и его объемно-планировочные решения, функционально-типологический фактор, обосновывающий взаимосвязь функциональных блоков друг с другом, технологический фактор, обоснованный применением современных технологий дополненной реальности, криминогенный фактор, выраженный в дифференциации пространства и территории центра по уровням доступа, открытости общественных пространств, их просматриваемости.

3. В контексте факторов, влияющих на объемно-планировочное и архитектурное решение здания определены приемы проектирования: адаптивность, проницаемость, приватность, применение цвета, света и фактуры.

4. Результатом исследования стали архитектурные подходы в проектировании центров реабилитации и реинтеграции: открытость пространств и взаимосвязь с окружающим ландшафтом или застройкой, разнообразность внутренней среды с точки зрения используемых материалов и фактур, а также возможность влиять на материальный мир человека вокруг себя путем совершенствования среды.

References

1. Steinbach, H.E., Yelensky, V.I. (2004). Psychology of Living Space. SPb: Rech, pp.239

2. Lisovskaya, I.V (2021). Re-educate or punish? How are scenarios for the reintegration and resocialization of “difficult” teenagers constructed. Monitoring public opinion: economic and social changes, No. 2, pp.383-402.

3. Kolesnikova, T.N., Bagdanova, K.I., Ilvitskaya, S.V., Etenko, V.P. (2019) Architectural environment of rehabilitation centers for children and adolescents. Bulletin of BSTU, No.4. pp. 110-121

4. Trofimova, T.E. (2018). Factors influencing the design of a comprehensive treatment and rehabilitation center. Innovations and Investments, No. 11, pp. 127-129

5. Proshunina, K.A., Lukhmanova, E.A. (2017). Features of the planning organization of rehabilitation centers for difficult adolescents with deviant behavior. Civil Engineering Bulletin of the Caspian Region: Journal of Astrakhan State University of Architecture and Civil Engineering, No. 2 (20), pp. 74–79.

6. Fidanyan, L.R. (2016). Ergonomic foundations of designing medical and pedagogical rehabilitation centers for children with special psychophysical development needs. Scientific Research, No. 6 (7), pp. 56-60.

7. Kovalev, N.S., Gorgorova, Yu.V. (2018). Evolution of adaptive architecture. Engineering Bulletin of the Don, Issue No. 4. Available at: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2018/5472  

8. Yankovskaya, Yu.S., Polyantseva, E.R. (2016). Limited Access Spaces: Some Aspects of Architectural Typology. Ural State University of Architecture and Arts, Ekaterinburg, Russia. AMIT, 4(37), pp.123-124

9. Barylnik, Yu.B., Bachilo, E.V., Filippova, N.V., Deeva, M.A., Kormilitsyna, A.S. (2016). On the issue of factors of criminal behavior among minors with mental disorders. Social and Clinical Psychiatry, vol. 26, No. 2, pp. 5-9.

10. Razogreeva, A.M. (2017). Crime Prevention with the Help of Environmental Design: Protective Space and Protected Space. All-Russian Criminological Journal, Vol. 11, No. 4, pp. 706–716. — DOI: 10.17150/2500-4255.2017.11(4).706-716.

11. Ivanikhina, A.A., Zolotareva, M.V. (2023). Use of immersive technologies in the city. Systems Technologies, 3 (No. 48), pp. 194-195

12. Korotkova, S.G. (2015). Ergonomic approach in architectural design. News of KSUACE, No. 4 (34), pp. 113-119.

13. Mukhitov, R.K., Gordeeva, A.E. (2022). Neuroarchitecture: architecture that influences people's feelings. Bulletin of KSUACE, No. 2 (60), pp. 59-71.

14. Kotkova, A.V., Aidarova, G.N., Suleimanov, A.M. (2023). Architectural formation of a recreational and health-improving environment in the Republic of Tatarstan. Bulletin of KSUACE, No. 3 (65), pp. 185-199. DOI: 10.52409/20731523_2023_3_185, EDN: PBKDAQ

15. Andreev, S.A., Aidarova, G.N. (2021). Historical background and classification features of the architectural and spatial organization of labor training of youth. News of KSUACE, No. 3 (57), pp.73-84.

Citation link

Akhmadishina E.R., Korotkova S.G. Architectural approaches to the design of teenager rehabilitation and reintegration centers //Architecton: Proceedings of Higher Education. – 2025. – №2(90). – URL: http://archvuz.ru/en/2025_2/5/  – DOI: https://doi.org/10.47055/19904126_2025_2(90)_5 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 03.04.2025
Views: 66