Architecton: Proceedings of Higher Education №2 (90) June, 2025
Theory of architecture
Al Tameme Sakher Mohammed Mahmoud
Doctoral student, Department of History of Art and Museum Studies.
Research supervisor: Professor M.V.Pankina.
Ural Federal University
Russia, Yekaterinburg, e-mail: sakher.tameme@yahoo.com
Pankina Marina V.
Doctor of Cultural Studies,
Professor, Department of Cultural Studies and Design,
Ural Federal University
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6971-7497
Russia, Yekaterinburg, e-mail: m.v.pankina@urfu.ru
Analysis of the characteristics of minarets of modern mosques in Jordan
УДК: 72.036
Шифр научной специальности: 5.10.3
DOI: 10.47055/19904126_2025_2(90)_7
Abstract
Keywords: Islamic architecture, architectural trends, Jordan architecture, modern mosque, minaret
Введение
Архитектура исламской мечети на протяжении веков развивалась и изменялась под влиянием региональных традиций, процессов глобализации и современных тенденций в архитектуре (возможностей новых технологий, конструкций и материалов). При этом минарет оставался одной из самых узнаваемых и важных частей здания мечети. Он выполнял не только функцию высокой башни с площадкой для муэдзина, призывающего верующих к молитве [16], но и был главным композиционным визуальным элементом, который возвышается над землей, отражая исламскую идентичность и указывая на наличие места поклонения [11]. С момента изобретения громкоговорителей и других аудиосредств минарет утратил свою утилитарную функцию, необходимости подниматься наверх у муэдзина теперь нет. Призыв к молитве передают через динамики или в записи. Несмотря на это, минарет до сих пор возводят в мечетях из-за его символического значения, он по-прежнему представляет собой выразительный архитектурный элемент. Изменилось его первоначальное назначение, но сохранилась роль визуальной и смысловой доминанты, ориентира. Минарет как символ вознесения молитвы к небу, к Аллаху сохранил свои пространственные, визуальные, духовные, культурные и социальные характеристики.
В архитектуре современных мечетей наиболее распространенным подходом является воспроизведение, стилизация традиционных форм мечетей с использованием новых технологий и материалов [12,13]. Однако во всем мире, в том числе и в арабских странах, появляется много необычных мечетей в современных стилях, таких как минимализм, хай-тек, деконструктивизм, бионический, параметрический. Арабские и европейские архитекторы предлагают и воплощают проекты мечетей без купола, минаретов, иногда даже без михраба. Это связано со стремлением показать авторское уникальное решение, вписать мечеть в стилистику современного города (особенно европейского или американского). Возможность для такого переосмысления культового сооружения имеется в связи с тем, что в исламских религиозных текстах не описаны каноны места молитвы [2].
Актуальность исследования. В Иордании глобальные тенденции в архитектуре повлияли и на облик мечетей. Многие местные архитекторы получают образование в Европе, заказчики и девелоперы приглашают зарубежных специалистов, проводят международные конкурсы. В целом возможность обмена информацией, взаимодействия и сотрудничества, освоения строительных технологий служат источником вдохновения для творчества и экспериментов. Исторические и неоклассические типы мечетей воспринимаются как эклектичные и несовременные [7, 8]. С начала XX в. в Иордании возведено много мечетей инновационных с точки зрения стиля, формы и декора. В их структуре появляются дополнительные функциональные помещения (например, общественный или образовательный центр, конференц-зал, кафе, магазин, музей, парковка и др.), позволяющие проводить различные мероприятия светского характера, в том числе для немусульман.
Объект исследования: архитектура мечетей Иордании, предмет – отражение в форме, конструкции, функции и декоре минаретов мечетей Иордании, построенных в 2000-х гг., современных тенденций архитектуры.
Проблема исследования заключается в том, что образ мечети визуализирует ценности, традиции ислама, которые должны сохраняться и передаваться из поколения в поколение. Наряду с очень интересными современными архитектурными решениями мечетей появляются и неудачные, которые критикуют и не принимают верующие. Важнейшая часть визуального образа мечети, места коллективной молитвы – минарет, форма которого в современных мечетях претерпевает значительные изменения. Эксперименты в архитектуре могут нарушить эту связь, так как теряется узнаваемость и культурная идентичность современных мечетей.
Цель исследования – выявить особенности и тенденции проектирования минаретов в современных мечетях Иордании.
Задачи – провести сравнительный анализ мечетей Иордании, построенных в 2003–2020-х гг.; проанализировать решения минаретов в этих мечетях с точки зрения формы, конструкции, функции и декора, а также с точки зрения соответствия традиционному формообразованию минаретов; обобщить результаты исследования в выводах об особенностях формы, о роли минарета в современных мечетях Иордании.
Границы исследования: эмпирические исследования охватывают архитектуру мечетей Иордании 2003–2020-х гг., кроме того, были рассмотрены черты традиционных мечетей в Иерусалиме, Ираке, Тунисе, Турции, что обусловлено необходимостью создания целостной картины их развития, выявления преемственности в формировании их образа.
Результаты исследования могут стать полезными для искусствоведов, архитекторов, дизайнеров, девелоперов и посетителей мечетей для понимания критериев проектирования минаретов, используемых в современной архитектуре мечетей.
Методика
Среди наиболее известных авторов, которые писали о минаретах: Джонатан М. Блум (J. Bloom), Ричард Готтейл (R. Gottheil), Рашид Бензин (R. Benzine), Хассан Касим (H. Kasim) [10–12, 14, 19]. Однако эти исследования носят исторический, описательный характер, не охватывают и не выявляют особенности объектов, возведенных в XX веке. При этом практически каждый новый проект предлагает иную интерпретацию мечети, что иногда делает ее неузнаваемой, вызывая неприятие и даже возмущение горожан и туристов.
Проведено сравнение исторических форм минарета с современными решениями, выявлены ключевые приемы организации формы минарета и его декора. Исследование показывает значимые архитектурные приемы и новые концепции в архитектуре мечетей, на которую повлияли современные архитектурные движения и стили. Первая часть исследования посвящена описанию исторических, традиционных форм минарета как важнейшего элемента мечети. Во второй части проведен анализ минаретов восьми мечетей, построенных в современной стилистике после 2000 г. по проектам иорданских архитекторов. Выбор мечетей обусловлен целью исследования – выявить тенденции проектирования минаретов в современных мечетях Иордании, проанализировать их особенности по сравнению с традиционными минаретами. Методы исследования: историко-культурный анализ, сравнительный анализ композиционных, конструктивных и декоративных решений традиционных и современных минаретов, композиционный и образно-стилевой анализ, обобщение.
Минарет в древних мечетях
Мечеть – это место поклонения или здание, предназначенное для богослужения и ежедневного совершения пяти молитв [1, с. 210, 221]. Место, где верующий может поклониться Аллаху во время молитвы, не предполагает ничего, кроме ритуального пространства [3, с. 131–140]. Прототипом мусульманской мечети был дом пророка Мухаммеда в Медине (Саудовская Аравия) [15, с. 69–86]. Молитвы совершались и с крыш жилых домов или непосредственно в общественных местах Медины [17]. Мечети использовали также для проведения заседаний общины, образования, решения судебных вопросов, для обмена новостями, в качестве гостевого дома. Изначально в архитектуре мечети минарета не было (рис. 1).
Рис. 1. Мечеть пророка Мухаммеда в Медине [9, с. 31]
Концепция мечети сформировалась в первом году хиджры, в 622 г. н. э. после переселения мусульманской общины под руководством пророка Мухаммеда из Мекки в Медину [5]. При его жизни в Медине была построена мечеть (Масджид Ан-Набави), которая считается прототипом всех мечетей по всему миру [18]. Она была небольшого размера (30 на 35 метров), прямоугольной формы с плоской крышей.
Минарет (араб. منارة, манара – место огня, маяк) – это часть мечети, которая имеет форму высокой башни, соединенной или примыкающей к ней или ограждению двора мечети [6]. Как сигнальная световая башня минарет воспринимался, когда муэдзин зажигал ночью наверху огонь, чтобы дать разрешение молиться, совершить ночной намаз или дать сигнал тревоги [14, 15]. Основное его предназначение – произнесение муэдзином призыва к всеобщей молитве.
Традиционно башню делали в плане круглой (на Ближнем и Среднем Востоке), квадратной (в Сирии и Северной Африке), комбинированной (четырехугольное основание и цилиндрическая верхняя часть) или многогранной. Ранние минареты имели винтовую лестницу или пандус снаружи (спиралевидные минареты), в поздних лестница располагалась внутри. В разных регионах сложились особые формы минарета: цельная цилиндрическая или конусообразная; призма с квадратным или многоугольным основанием; многоярусная, спиралевидная; с ребристой или гладкой поверхностью; с балконом или окнами; наверху мог быть купольный фонарь, шпиль, шатер, главка-кулла или плоская кровля (рис. 2).
Рис. 2. Разновидности форм минаретов в исторических мечетях. Источник: www.islamicarchitecture.org
В период Омейядов (661–750) архитектура мечетей активно развивалась, в их формах появились такие элементы, как минареты, купола и ниши. Самый ранний минарет в мире обнаружен в мечети аль-Умари (665–720) в Босре (Сирия). Перестроенная Омейядами мечеть Амра ибн аль-Аса в Фустате (Каир, Египет) в 673 г. имела 4 угловых минарета. Мечеть пророка в Медине несколько раз перестраивали, увеличивался ее размер, в 707–709 гг. построили 4 угловых минарета. Такой же древний минарет был построен в Кайруане (Тунис) в 724–727 гг. Впоследствии минареты были широко распространены во времена правления династии Аббасидов в 750–945 гг. и 1194–1258 гт. [14, 20]. В конце XV в. появился купол, а в середине XVI в. – минареты с несколькими ярусами балконов в мечети Сулеймание (Стамбул). До XXI в. сохранилось немного древних минаретов (см. табл. 1).
Таблица 1
Традиционные минареты в древних мечетях
В традиционной мечети минарет имеет следующие основные части: основание; ствол (с внутренним пространством и лестницей или с наружным пандусом или лестницей); один или несколько балконов на ярусах ствола; шейка; завершение в виде шпиля, шатра, купола или главки-куллы (рис. 3).
Рис. 3. Основные компоненты традиционного минарета. Сост. С.М.М. Аль-Тамими
Минарет использовался не только в функциональных целях как высокий ориентир места для молитвы, площадка для призыва к молитве пять раз в день, как сторожевая башня, но стал служить весьма заметным символом присутствия ислама в эпоху расширения его границ [10, 11]. Украшали минареты узорами кирпичной кладки, резьбой по камню, глазурованной керамикой, ажурными балконами для муэдзинов. Малые мечети могли строить без минарета или с одним, средние – с двумя, большие султанские мечети в Стамбуле имеют от четырех до шести минаретов. Самое большое количество – десять минаретов – сейчас имеет мечеть пророка в Медине (Саудовская Аравия).
Особенности современных мечетей Иордании
В научных публикациях исследователи описывают различные стилевые подходы к созданию образа мечети в настоящее время [20–22], среди них:
1) вернакулярный подход: использование традиционного и регионального (местного) архитектурного языка; эти мечети построены местным сообществом;
2) традиционный подход: проект создается в соответствии с историческими прототипами, но с применением современных материалов и технологий;
3) современная стилизация традиционных форм мечети;
4) подход модернизма: интернациональный характер; стремление к простым, прямоугольным формам; функционализм, рациональное решение внутренних пространств; использование современных строительных материалов и технологий; стеклянные стены, стальные рамы, бетонные скелетные конструкции, солнечные батареи в некоторых объектах намеренно демонстрируются. Для архитектуры модернизма характерно отсутствие декора, но на фасадах мечетей Иордании декор в виде арабских орнаментов (гирих, куфистический шрифт) используют на панелях перед окнами или вокруг них, под куполом и наверху минарета;
5) подход постмодернизма: трансформация и эксперименты с формой плана и фасада; образность и оригинальность; активное декорирование фасада, использование компьютерных технологий проектирования параметрических форм. На фасадах мечетей Иордании появляется новая геометрия орнаментов, которые могут располагаться под углом, изменяться по размеру и «растворяться».
В небольших поселениях мечети строят в соответствии с народным подходом. Пример традиционного подхода к созданию образа – мечеть короля Абдаллы I (Амман, 1982), это первое современное сооружение, которое анализируется во многих исследованиях [7, 20]. С 2000-х гг. подавляющее большинство мечетей в городах Иордании стали строить не в соответствии с традиционными формами. Архитекторы используют современную стилизацию исторических прототипов, либо следуют подходам модернизма или постмодернизма (табл. 2). Причины этого: глобализация в целом; обмен опытом и получение арабскими архитекторами образования в Европе и США; возможности новых материалов и технологий; желание авторов показать собственное видение образа, новые идеи, поскольку мечети являются значимыми общественными центрами города [2, с. 118–121]. В качестве примеров рассмотрим мечети в городах Амман и Эр-Рамта, построенные с 2003 г. до настоящего времени. Отобраны небольшие мечети, так как в таких объектах архитекторы чаще экспериментируют, ищут новые выразительные приемы. Эти мечети упоминаются в путеводителях и в архитектурных новостях как успешные современные проекты. Мы рассмотрели наиболее значимые для формирования образа и обеспечения узнаваемости культового сооружения характеристики: подход к проектированию, форма плана и наличие двора; строительные материалы и конструкции; наличие купола; количество и расположение минаретов; декор (табл. 2).
Таблица 2
Основные характеристики мечетей Иордании, отобранных для анализа
Анализ современных решений минаретов
Рассмотрим подробнее минареты представленных мечетей. Сохранились ли в них черты традиционных мечетей: деление на пропорциональные части, балкон, купол, полумесяц? В двух первых примерах (мечеть короля Хусейна бин Талал и мечеть Абу Газале) минареты имеют традиционный исторический вид, что задает общую стилистику мечетей. В остальных примерах мы видим очень современные минималистичные решения с простой геометрией объемов, но минареты достаточно высокие, имеют большое значение в композиции здания. В отличие от исторических мечетей, где часто встречаются цилиндрические и многогранные минареты, все представленные минареты имеют квадратное или прямоугольное сечение ствола (табл. 3, 4).
Таблица 3
Сравнительный анализ минаретов в представленных мечетях (часть 1)
Таблица 4
Сравнительный анализ минаретов в представленных мечетях (часть 2)
Особенности минаретов мечетей, расположенных в крупнейших городах Иордании, отражают тенденции архитектуры мечетей Иордании в целом:
- в общей композиции мечетей минареты остаются важным вертикальным акцентом, но их стилистическое решение отличается от традиционного;
- большинство мечетей имеют один минарет;
- минарет чаще всего стоит отдельно от здания мечети, фактически является самостоятельным выразительным объемом;
- наблюдается общая тенденция к геометризации и простоте форм; все минареты имеют простую прямоугольную форму, зачастую без разделения на ярусы;
- традиционные детали минарета упрощаются: балкон отсутствует или его заменяет горизонтальная плита, так как он не нужен функционально, муэдзин на него не поднимается, призыв к молитве передают с помощью громкоговорителей; полумесяц может отсутствовать или его вырезают в металлической прямоугольной плоскости;
- декор в виде орнаментов (гирих и куфистический шрифт) может отсутствовать, или его располагают на ажурных металлических решетках и рельефных плоскостях; изменяют строгую геометрию орнаментов: звезды и линии гириха могут быть расположены под углом, изменяться по размеру, «растворяться»;
- активно используется ночная подсветка полумесяца и орнаментов на решетках фасадов (в том числе изнутри здания).
Вывод
Современные тенденции в стилистике архитектуры мечетей возможны, поскольку в религиозных текстах ислама отсутствуют жесткие каноны, определяющие планировку и внешний вид места молитвы. Для архитектуры большинства мечетей, построенных в 2000-х гг. в Иордании, характерно использование подходов модернизма и постмодернизма. Новые выразительные формы позволяют подчеркнуть современность здания, и, следовательно, актуальность ислама, вписать мечеть в стилистику городской застройки. Небольшие мечети лаконичны, имеют всего один минарет, но при этом выглядят очень гармоничными и новаторскими за счет пропорций, интересного сочетания объемов и минимума декоративных элементов. Отметим, что в странах Европы, США и даже в ОАЭ, Катаре, Иране новые мечети часто строят без минарета [2, 4, 7], а в Иордании хотя бы один минарет имеется во всех мечетях. Характерно отделение объема минарета от основного здания: либо его пристраивают к главному фасаду, либо это отдельно стоящий объем, что в традиционных мечетях встречается очень редко. Экологический подход в проектировании и строительстве мечетей выражается в экономичности, рациональности, простоте, использовании местных материалов (камня или белой штукатурки).
В основном минареты делают в виде единого призматического объема с прямоугольным сечением, без членения на ярусы, без балкона, и даже полумесяц нанесен или вырезан на тонкой прямоугольной металлической плоскости. Декором является стилизованный упрощенный гирих или геометризированный куфистический шрифт с символичными надписями. Активно используют ажурные элементы из металла с подсветкой изнутри, что делает фасад очень выразительным в темное время суток.
В современной архитектуре Иордании минарет создает узнаваемый силуэт мечети, что в совокупности с декором позволяет обеспечить преемственность развития архитектуры мечетей. Минарет остается важнейшей частью мечети, символом вознесения к небу, визуальной и смысловой доминантой, ориентиром, вертикальным акцентом.
References
1. Ali-zade, A.A. (2007) Islamic Encyclopedic Dictionary. Moscow: Ansar.
2. Al Tameme, S.M.M., Pankina, M.V. (2024) Modern Trends in Mosque Architecture: The Problem of Preserving Cultural Identity. Articult, No.4(56), pp. 112-133.
3. Grabar, O. (2016) The Formation of Islamic Art. Translated from English by T.Kh.Starodub. Moscow: Sadra. (in Russian)
4. Kononenko, E.I. (2018) The Architecture of Modern Mosque: an experience in systematization (a review of the monograph by S.M. Chervonnaya «Modern Mosque. Domestic and International Experience of the New Times » (Torun, 2016)). Islamic Studies, Vol. 9, No. 1, 2018. – С. 91-98.
5. Newby, G. (2007) A Concise Encyclopedia of Islam. Translated from English. Moscow: Fair Press. (in Russian)
6. Starodub, T.Kh. The Minaret. Bug Russian Encyclopedia. Online version. Available at: https://old.bigenc.ru/fine_art/text/2214724 .
7. Chervonnaya, S.M. (2016) Modern Mosque: Domestic and International Experiences of the New Times. Warsaw: Polish Institute of World Art Studies.
8. Shukurov, Sh.M. (2014) The Architecture of the Modern Mosque. Origins. Moscow: Progress-Traditsiya. (in Russian)
9. Shukurov, Sh.M. (2002) The Image of the Temple. Imago Templi. Moscow: Progress-Traditsiya. (in Russian)
10. Al-Zubaidi (1984). Taj al-Arus min Jawaher Al-Qamus. Dar Sader.
11. Benzine, R. (2011). The Minaret in The History of Islam. The Swiss Minaret Ban: Islam in question. Edited by Patrick Haenni and Stéphane Lathion, pp. 19-22.
12. Bloom, J. (2002). The Minaret Symbol of Faith and Power. Saudi Aramco World, 53 (2), pp. 26-35.
13. Bloom, J. (2013). The Minaret. South Bridge, Scotland: Edinburgh, Edinburgh University Press. 416 p.
14. Farazmand, P. & Sarbangholi, H. (2014). Investigating the Patterns of Islamic Architecture in Architecture Design of Third Millennium Mosques. European Online Journal of Natural and Social Sciences, Vol. 3, No. 4, pp. 502-514.
15. Gottheil, R. (1910). The Origin and History of the Minaret. Journal of the American Oriental Society, Vol. 30, № 2, pp. 132-154.
16. Grabar O. (2005). The Iconography of Islamic Architecture. In: Grabar, O. Early Islamic Art, 650–1100. Vol. I. Constructing the Study of Islamic Art. Hampshire: Ashgate Publishing Limited, pp. 69–86.
17. Hillenbrand, R. (2000). Islamic Architecture: Form, Function and Meaning. s.l.: The American University in Cairo Press. XXVI, 645 p.
18. Imdat, A. (2002). Emergent Design: Rethinking Contemporary Mosque Architecture in Light of Digital Technology. Massachusetts Institute of Technology, Department of Architecture, pp. 75-80.
19. Johns, J. (1999). The House of the Prophet and the Concept of the Mosque. Oxford Studies in Islamic Art, V. 9, P. 2. USA: Oxford University Press, pp. 59-112.
20. Kasim, H. (2012). Minarets of Baghdad: Monuments of Architectural Identity. Iraqi Journal of Architecture and Planning, 9 (26), pp. 58-75.
21. Sqour&Trad (2016). The Design of Minarets` between History and Contemporary, Case Studies from Jordan. al-Manarah for Research and Studies, 4 (22), pp. 311-334.
22. Taher Mustafa & Dundar Murat (2017). A Comparative Analytical Study of the Conversion Form of Minaret in Contemporary Mosque Architecture. Journal of Intercultural Studies, vol. 7, pp. 23-30.
23. Ürey, Ö. (2013). Transformation of Minarets in Contemporary Mosque. International Journal of Science Culture and Sport, 1(4), pp. 95-117.
Citation link
Al Tameme S.M.M, Pankina M.V. Analysis of the characteristics of minarets of modern mosques in Jordan //Architecton: Proceedings of Higher Education. – 2025. – №2(90). – URL: http://archvuz.ru/en/2025_2/7/ – DOI: https://doi.org/10.47055/19904126_2025_2(90)_7
Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная