News
17.10.2024
Последняя тенденция на арт-рынке – увеличение продаж современного искусства (ContemporaryArt). ContemporaryArt прежде всего сертификаты подлинности, а не сами произведения. Часто на современные выставки никто не отправляет оригиналов, вместо этого организаторы получают от автора или владельца временные сертификаты подлинности. Понятие временные здесь означает время проведения выставки.
Итак, на арт-рынке продаются сертификаты подлинности вместо произведений. Можно вспомнить яркий пример подобной продажи – широко известный банан Маурицио Каттелана, приклеенный скотчем к стене («Comedian», 2019). Продан был в галерею Гуггенхайма, конечно, не банан, а сертификат подлинности на третий экземпляр – документ, удостоверяющий произведение Каттелана. А один из первых двух выставленных бананов скульптор Дэвид Датуна съел прямо на выставке на глазах у зрителей во время своего выступления, назвав действие перфомансом.
Леонид Луговых, екатеринбургский художник, изобретатель хромосомного портрета, вдохновленный современным искусством, тоже решил продать сертификат подлинности на “Поддельную пустоту Ива Кляйна”. Она демонстрировалась в пространстве местного Музея молодежи в виде подсвеченной пустой стеклянной витрины. Этикетка в правом нижнем углу гласила «Пустота Ива Кляйна».
Событие на фоне изрядно утраченного на рубеже тысячелетий интереса к искусству социалистического реализма развивалось следующим образом. В 2001 г. Леонид Луговых и художница Марина Ражева договорились о совместной выставке. В это время в Екатеринбург активно привозились музеями, частными галереями, кураторами известные зарубежные или наши столичные мастера. Леонид и Марина тоже решили удивить Каменный пояс кем-нибудь из знаменитостей. Карманы были пусты, поэтому в Екатеринбург «была привезена» «Пустота» Ива Кляйна, которая вызвала ажиотаж у местной публики, в том числе и профессиональной. Кстати, впервые «Пустота» («Le Vide» /«Вакуум»/) великого француза была показана в Париже в 1958 г. в Iris Clert Gallery, где три тысячи человек, выстроившись в очередь, ожидая, когда откроются двери в пустое помещение, снесли полицейские кордоны… Затем «Пустота» выставлялась по всему миру и, наконец, докатилась до Екатеринбурга…
Ив Кляйн – художник-новатор, одна из наиболее значительных фигур послевоенного европейского искусства. Не имея художественного образования, он, тем не менее, продавал сертификаты подлинности за золотые слитки.
Леонид Луговых продал «Пустоту» за российские рубли. Первая продажа была приватной и мало кто поверил этому факту. И вот – в первой четверти XXI в. Луговых решился вновь сделать это, но уже публично: сертификат подлинности на поддельную пустоту Ива Кляйна был продан 26 сентября 2024 г. на екатеринбургском аукционе «Осенний-24». На документе «Le Videle Certificated’authenticite» стояли подписи – поддельная Ива Кляйна и подлинная Леонида Луговых!
Сертификат был подлинным, пустота была поддельной. А так как многие произведения сontemporaryаrt являются подделками, то «поддельная пустота» Ива Кляйна, благодаря неординарной, остроумной, творческой акции Луговых, удостоверившего подлинность поддельной пустоты Ива Кляйна, оказывается подлинным явлением современного искусства! Остается поздравить владельца сертификата…
В современной культуре продажа пустоты едва ли ни самый распространенный феномен…