Архитектон: известия вузов. №1 (53) Март, 2016
Теория архитектуры
Девятова Юлия Александровна
Доцент кафедры архитектурного проектирования.
ФГБОУ ВО "Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет".
Россия, Санкт-Петербург, e-mail: julia956@mail.ru
КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К АРХИТЕКТУРНОМУ ПРОЕКТИРОВАНИЮ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ГОРОДСКОЙ СРЕДЕ
УДК: 721.01
Шифр научной специальности: 38.2
Аннотация
Ключевые слова: историческая городская среда, архитектурно-планировочная структура, комплексный подход, архитектурное наследие, архитектурное формообразование
История – беспрерывный процесс, в котором город – постоянно обновляющаяся система, отражающая процесс эволюции общества.
Основная форма градостроительного развития исторического города – реконструкция. Она дает возможность эффективно контролировать преобразование пространственной среды, препятствует накоплению и росту необратимых, хаотичных процессов внутри системы города. Своевременное переосмысление – залог гармоничного развития исторически сложившейся городской структуры.
Реконструкция охватывает широкий диапазон возможной трансформации от полного сохранения сложившейся структуры до ее уничтожения. Иная, противоположная ей форма развития – новое строительство – сравнительно редко осуществляется в чистом виде и почти никогда не может рассматриваться изолированно от вопросов реконструкции. Методы и приемы реставрации и нового строительства решаются различно для городов-заповедников, для активно развивающихся городов, для городов-гигантов.
Историческая среда – это территория объектов историко-культурного наследия с их окружением (групповая охранная зона). У каждого памятника есть свой радиус неприкосновенной территории – зона охраны памятников. Когда их зоны смыкаются, образуется групповая зона, т. е. историческая среда. Доминирует не уникальность каждого из памятников, а сама связность, ткань в виде единой исторической среды.
Охрана окружающей архитектурно-исторической среды, сохранение культурного наследия и передача его последующим поколениям – актуальная проблема современности.
С годами городские территории подвергаются трансформациям. Изменение и перенесение функций из одних частей города в другие, расцвет одних районов и деградация других приводят к тому, что значительные по площади и по своему положению в общегородской структуре территории лишаются черт индивидуальности. Сохраняемые памятники архитектуры без соответствующего окружения эстетически обесцениваются. Поэтому в наши дни необходимо говорить о комплексном памятнике архитектуры – исторической городской среде. Это понятие распространяется на целые районы, в которых городская среда в целом представляет неизмеримо большую художественную и историческую ценность, нежели отдельные здания.
Городская среда – совокупность условий жизнедеятельности населения. Историческая городская среда есть комплексно воспринимаемое выражение архитектурно-планировочной структуры, формирование которой происходило в течение длительного периода. Важнейшее качество исторической городской среды – органичная взаимосвязь составляющих ее элементов – зданий, площадей, улиц, их пространственное соответствие друг другу и масштабу человека.
К. Линч придает огромное значение времени как компоненту городской среды. Цель архитектора, по К. Линчу, – обеспечение читаемости образа города.
Современная городская среда – это не только здания, это люди и машины, реклама и благоустройство, инфраструктура города. Архитектурное наследие в этой среде занимает важное место. Сооружения и городские структуры, формировавшиеся столетиями, несут в себе информацию о прошлом, связывают историю города с современной жизнью. Во все времена города, их здания, благоустройство с течением времени требовали модернизации. Новая архитектура, новые городские функции, сочетаясь с историческими, формируют эстетические качества современной городской среды.
Непоследовательность в градостроительной политике, неполноценность и нарушения реконструкции приводят к «разрывам» и алогизмам в строении ткани исторического контекста, разрушают его социально-культурные связи, что приводит к снижению культурной и эстетической привлекательности образа города, деградации городской среды.
В современных условиях с развитием города увеличиваются его потребности в новых площадях и функциях, их модернизации. Так как историческое ядро зачастую является культурным, деловым и торговым центром, основная нагрузка ложится именно на него. Проектирование и строительство в сформировавшейся среде – сегодня наиболее характерная сфера деятельности архитектора.
Как правило, под новое строительство в исторически ценной застройке отдаются небольшие участки, поэтому для архитекторов очень важно использовать их с максимальной эффективностью.
Главная задача любого архитектора, проектирующего в исторической среде, складывается из двух важных аспектов:
• сохранение окружающей архитектурно-исторической среды, целостности исторической застройки, что содержит в себе много важных составляющих;
• преобразование окружающей архитектурно-исторической среды в соответствии с нуждами и потребностями современного человека, создание в своем проекте гармоничного взаимодействия старого и нового.
Для того чтобы вписать новое здание в уже сложившуюся историческую застройку, не нарушив и не изменив при этом ее неповторимой целостности, необходим комплексный подход к проектированию. Изучаются факторы, которые могут повлиять на выбор архитектурного решения, стилистику, а также возможное его воздействие на среду с положительной и отрицательной стороны. В результате этого анализа делаются выводы, каким образом современными средствами можно подчеркнуть ценность исторического наследия, или же наоборот – свести на нет всю его значимость.
Факторы, воздействующие на выбор архитектурного приема нового объекта в исторической среде можно определить следующим образом.
1. Неизменные, статичные составляющие среды:
• Градостроительные. Необходимо понять роль района в структуре города: центральный административный, культурный, деловой, коммерческий, спальный, смешанный, с преобладанием учебной функции и пр.
• Архитектурно-планировочные. Изучение местоположения объекта: расположение на основной магистрали, переулке, бульваре, внутри жилого квартала, на месте бывшего промышленного предприятия, выходящее на площадь или организующее ее и т. п. Изучение сетки улиц, масштаба домов.
• Архитектурно-пространственные. Местоположение объекта в системе визуальных коммуникаций: доминантное, фиксирующее угол, в рядовой застройке, композиционные оси, силуэт, высотные характеристики.
• Расстояние и скорость движения, с которых воспринимается объект
• Ландшафтные характеристики района. Объект может находиться на набережной, вблизи парка, выходить на сквер, сад, находиться на рельефе, с использованием малых архитектурных форм и пр.
2. Динамические характеристики касаются функционального использования городской среды. Они меняются в течение дня, месяца, на протяжении десятилетий. Их трудно предусмотреть, но необходимо учитывать. Архитекторы учитывают наиболее характерные для существующего или предполагаемого их использования:
• Социологические. Изучается профессиональный, возрастной, статусный состав населения; уровень его образования и культуры. Планируется ли объект для постоянного проживания, ежедневного посещения или, редкого, эпизодического. Рассчитывается ли он на большое количество людей или на редких прохожих.
• Экономические. Планируемый бюджет во многом определяет архитектурный облик здания, материалы, отделку, благоустройство. Качество среды может быть как повышено новой постройкой, так и загублено ею.
3. Эмоциональные и психологические факторы. «Память места» как фактор, влияющий на архитектурный облик.
• Анализ окружающих объектов по их влиянию на эмоциональный фон: культовые, детские, ритуальные сооружения;
• Наличие мемориальных объектов, хранящих память об исторических событиях, памятники истории и культуры;
• Звук – одна из характеристик, имеющих значение при формировании эмоциональной составляющей – это тишина, шелест деревьев, колокольный звон, шум машин, крики детей могут сыграть эмоциональную роль в определении психологической атмосферы.
4. Эстетические и художественно-композиционные факторы требуют особого анализа:
• Анализ доминирующей ценности исторической среды.
• Исследование структуры района, связи объектов, их единства.
• Изучение модуля, масштаба и ритма примыкающих к проектируемому объекту зданий и более широкого окружения.
• Выявление преобладания определенного стиля, типа застройки, баланс ее количества.
• Применение фасадных материалов, фактуры, цвета, деталей зданий.
При всем многообразии композиционных приемов можно выделить два основных авторских подхода к архитектурному решению встройки нового объекта в сложившуюся историческую среду города – контекстуальный, т. е. выросший и строящийся из контекста окружающей среды и внеконтекстуальный, контрастирующий с ней. Оба эти подхода правомочны. Существуют как положительные, так и отрицательные примеры обоих подходов. И в том, и в другом случае возможны различные стилевые решения проектируемого здания: стилизация под историческое окружение и современная архитектура.
Стилизация, имитация и прямое заимствование из архитектурных стилей прошлых лет, к которому часто прибегают архитекторы при строительстве в исторической среде, хотя и делает встройку органичной, часто не кажется достоверной. Историческому городу свойственно смешение исторических слоев и стилей. Имитация в архитектуре лишает город ощущения подлинности, настоящей исторической глубины.
В результате комплексного подхода к проектированию, аналитической составляющей предпроектного анализа выделяются доминирующие факторы. На их основе строятся принципы градостроительных решений, алгоритм принятия архитектурно-планировочной организации здания, его формообразование. Безусловно, аналитический подход к проектированию не заменяет, а сопровождает творческий акт архитектора. Архитектор определяет приоритетность факторов, привносит в процесс проектирования свои опыт и мастерство.
При сохранении композиционного каркаса и соблюдении регламентов творение архитектора не конфликтует с исторической средой, составляет единый ансамбль с историческим окружением, что гарантирует его органичность, жизнеспособность и устойчивость к изменчивости городской среды.
Библиография
1. О Петербургской стратегии сохранения культурного наследия: Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 01.11.2005 N 1681.
2. Линч, К. Образ города / К. Линч; пер. с англ. В. Л. Глазычева; сост. А.В. Иконников; под ред. А.В. Иконникова. – М.: Стройиздат, 1982. – 328 с.: ил.
3. Беккер, А., Щенков, А. Современная городская среда и архитектурное наследие / А. Беккер, А. Щенков. – М.: Стройиздат. 1986.
4. Маслов, А. В. Новая архитектура в исторической среде / А.В. Маслов. – М.: Стройиздат 1990. – 191 с.
5. Мюллер-Менкенс, Г. Новая жизнь старых зданий. Непрерывность развития архитектуры / Г. Мюллер-Менкенс. – М.: Стройиздат. 1981.
6. Гуляницкий, Н.Ф. Исторические ансамбли городов и композиция современных зданий // Архитектурная композиция. Современные проблемы / Н.Ф. Гуляницкий. – М., 1970.
7. Чистяков, С.В. Способы размещения современных построек в исторической среде [Электронный ресурс] / С.В. Чистяков // Архитектон: известия вузов. – 2006. – № 14. – URL: http://archvuz.ru/2006_2/10
Ссылка для цитирования статьи
Девятова Ю.А. КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К АРХИТЕКТУРНОМУ ПРОЕКТИРОВАНИЮ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ГОРОДСКОЙ СРЕДЕ [Электронный ресурс] /Ю.А. Девятова //Архитектон: известия вузов. – 2016. – №1(53). – URL: http://archvuz.ru/2016_1/5
Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная