Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №1 (53) March, 2016

Theory of architecture

Devyatova Yulia A.

Associate Professor, Subdepartment of Architectural Design.
Saint-Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering.

Russia, St. Petersburg, e-mail: julia956@mail.ru

A COMPREHENSIVE APPROACH TO ARCHITECTURAL DESIGN IN HISTORICAL CITY ENVIRONMENTS

УДК: 721.01
Шифр научной специальности: 38.2

Abstract

The article provides theoretical support to the methods and principles of architectural design in historical environments. The concept of historical city environment is defined. Contradictions between built-up heritage conservation and the need to modernize city environment are revealed. Criteria for identifying appropriate new design solutions and forms for a historical environment are developed.

Keywords: historical city environment, architectural and planning structure, comprehensive approach, architectural heritage, architectural form generation

История – беспрерывный процесс, в котором город – постоянно обновляющаяся система, отражающая процесс эволюции общества.

Основная форма градостроительного развития исторического города – реконструкция. Она дает возможность эффективно контролировать преобразование пространственной среды, препятствует накоплению и росту необратимых, хаотичных процессов внутри системы города. Своевременное переосмысление – залог гармоничного развития исторически сложившейся городской структуры.

Реконструкция охватывает широкий диапазон возможной трансформации от полного сохранения сложившейся структуры до ее уничтожения. Иная, противоположная ей форма развития – новое строительство – сравнительно редко осуществляется в чистом виде и почти никогда не может рассматриваться изолированно от вопросов реконструкции. Методы и приемы реставрации и нового строительства решаются различно для городов-заповедников, для активно развивающихся городов, для городов-гигантов.

Историческая среда – это территория объектов историко-культурного наследия с их окружением (групповая охранная зона). У каждого памятника есть свой радиус неприкосновенной территории – зона охраны памятников. Когда их зоны смыкаются, образуется групповая зона, т. е. историческая среда. Доминирует не уникальность каждого из памятников, а сама связность, ткань в виде единой исторической среды.

Охрана окружающей архитектурно-исторической среды, сохранение культурного наследия и передача его последующим поколениям – актуальная проблема современности.

С годами городские территории подвергаются трансформациям. Изменение и перенесение функций из одних частей города в другие, расцвет одних районов и деградация других приводят к тому, что значительные по площади и по своему положению в общегородской структуре территории лишаются черт индивидуальности. Сохраняемые памятники архитектуры без соответствующего окружения эстетически обесцениваются. Поэтому в наши дни необходимо говорить о комплексном памятнике архитектуры – исторической городской среде. Это понятие распространяется на целые районы, в которых городская среда в целом представляет неизмеримо большую художественную и историческую ценность, нежели отдельные здания.

Городская среда – совокупность условий жизнедеятельности населения. Историческая городская среда есть комплексно воспринимаемое выражение архитектурно-планировочной структуры, формирование которой происходило в течение длительного периода. Важнейшее качество исторической городской среды – органичная взаимосвязь составляющих ее элементов – зданий, площадей, улиц, их пространственное соответствие друг другу и масштабу человека.

К. Линч придает огромное значение времени как компоненту городской среды. Цель архитектора, по К. Линчу, – обеспечение читаемости образа города.

Современная городская среда – это не только здания, это люди и машины, реклама и благоустройство, инфраструктура города. Архитектурное наследие в этой среде занимает важное место. Сооружения и городские структуры, формировавшиеся столетиями, несут в себе информацию о прошлом, связывают историю города с современной жизнью. Во все времена города, их здания, благоустройство с течением времени требовали модернизации. Новая архитектура, новые городские функции, сочетаясь с историческими, формируют эстетические качества современной городской среды.

Непоследовательность в градостроительной политике, неполноценность и нарушения реконструкции приводят к «разрывам» и алогизмам в строении ткани исторического контекста, разрушают его социально-культурные связи, что приводит к снижению культурной и эстетической привлекательности образа города, деградации городской среды.

В современных условиях с развитием города увеличиваются его потребности в новых площадях и функциях, их модернизации. Так как историческое ядро зачастую является культурным, деловым и торговым центром, основная нагрузка ложится именно на него. Проектирование и строительство в сформировавшейся среде – сегодня наиболее характерная сфера деятельности архитектора.

Как правило, под новое строительство в исторически ценной застройке отдаются небольшие участки, поэтому для архитекторов очень важно использовать их с максимальной эффективностью.

Главная задача любого архитектора, проектирующего в исторической среде, складывается из двух важных аспектов:

• сохранение окружающей архитектурно-исторической среды, целостности исторической застройки, что содержит в себе много важных составляющих;

• преобразование окружающей архитектурно-исторической среды в соответствии с нуждами и потребностями современного человека, создание в своем проекте гармоничного взаимодействия старого и нового.

Для того чтобы вписать новое здание в уже сложившуюся историческую застройку, не нарушив и не изменив при этом ее неповторимой целостности, необходим комплексный подход к проектированию. Изучаются факторы, которые могут повлиять на выбор архитектурного решения, стилистику, а также возможное его воздействие на среду с положительной и отрицательной стороны. В результате этого анализа делаются выводы, каким образом современными средствами можно подчеркнуть ценность исторического наследия, или же наоборот – свести на нет всю его значимость.

Факторы, воздействующие на выбор архитектурного приема нового объекта в исторической среде можно определить следующим образом.

1. Неизменные, статичные составляющие среды:

• Градостроительные. Необходимо понять роль района в структуре города: центральный административный, культурный, деловой, коммерческий, спальный, смешанный, с преобладанием учебной функции и пр.
• Архитектурно-планировочные. Изучение местоположения объекта: расположение на основной магистрали, переулке, бульваре, внутри жилого квартала, на месте бывшего промышленного предприятия, выходящее на площадь или организующее ее и т. п. Изучение сетки улиц, масштаба домов.
• Архитектурно-пространственные. Местоположение объекта в системе визуальных коммуникаций: доминантное, фиксирующее угол, в рядовой застройке, композиционные оси, силуэт, высотные характеристики.
• Расстояние и скорость движения, с которых воспринимается объект
• Ландшафтные характеристики района. Объект может находиться на набережной, вблизи парка, выходить на сквер, сад, находиться на рельефе, с использованием малых архитектурных форм и пр.

2. Динамические характеристики касаются функционального использования городской среды. Они меняются в течение дня, месяца, на протяжении десятилетий. Их трудно предусмотреть, но необходимо учитывать. Архитекторы учитывают наиболее характерные для существующего или предполагаемого их использования:

• Социологические. Изучается профессиональный, возрастной, статусный состав населения; уровень его образования и культуры. Планируется ли объект для постоянного проживания, ежедневного посещения или, редкого, эпизодического. Рассчитывается ли он на большое количество людей или на редких прохожих.
• Экономические. Планируемый бюджет во многом определяет архитектурный облик здания, материалы, отделку, благоустройство. Качество среды может быть как повышено новой постройкой, так и загублено ею.

3. Эмоциональные и психологические факторы. «Память места» как фактор, влияющий на архитектурный облик.

• Анализ окружающих объектов по их влиянию на эмоциональный фон: культовые, детские, ритуальные сооружения;
• Наличие мемориальных объектов, хранящих память об исторических событиях, памятники истории и культуры;
• Звук – одна из характеристик, имеющих значение при формировании эмоциональной составляющей – это тишина, шелест деревьев, колокольный звон, шум машин, крики детей могут сыграть эмоциональную роль в определении психологической атмосферы.

4. Эстетические и художественно-композиционные факторы требуют особого анализа:

• Анализ доминирующей ценности исторической среды.
• Исследование структуры района, связи объектов, их единства.
• Изучение модуля, масштаба и ритма примыкающих к проектируемому объекту зданий и более широкого окружения.
• Выявление преобладания определенного стиля, типа застройки, баланс ее количества.
• Применение фасадных материалов, фактуры, цвета, деталей зданий.

При всем многообразии композиционных приемов можно выделить два основных авторских подхода к архитектурному решению встройки нового объекта в сложившуюся историческую среду города – контекстуальный, т. е. выросший и строящийся из контекста окружающей среды и внеконтекстуальный, контрастирующий с ней. Оба эти подхода правомочны. Существуют как положительные, так и отрицательные примеры обоих подходов. И в том, и в другом случае возможны различные стилевые решения проектируемого здания: стилизация под историческое окружение и современная архитектура.

Стилизация, имитация и прямое заимствование из архитектурных стилей прошлых лет, к которому часто прибегают архитекторы при строительстве в исторической среде, хотя и делает встройку органичной, часто не кажется достоверной. Историческому городу свойственно смешение исторических слоев и стилей. Имитация в архитектуре лишает город ощущения подлинности, настоящей исторической глубины.

В результате комплексного подхода к проектированию, аналитической составляющей предпроектного анализа выделяются доминирующие факторы. На их основе строятся принципы градостроительных решений, алгоритм принятия архитектурно-планировочной организации здания, его формообразование. Безусловно, аналитический подход к проектированию не заменяет, а сопровождает творческий акт архитектора. Архитектор определяет приоритетность факторов, привносит в процесс проектирования свои опыт и мастерство.

При сохранении композиционного каркаса и соблюдении регламентов творение архитектора не конфликтует с исторической средой, составляет единый ансамбль с историческим окружением, что гарантирует его органичность, жизнеспособность и устойчивость к изменчивости городской среды.

References

1. On Saint-Petersburg Cultural Heritage Conservation Strategy. Decree of the Government of Saint-Petersburg dated 01.11.2005 No. 1681. (in Russian)

2. Lynch, К.A. (1982) The Image of the City. Translated from English by V.L.Glazychev. Мoscow: Stroyizdat. (in Russian)

3. Bekker, А., Shchenkov, А. (1986) Contemporary Urban Environment and Architectural Heritage. Мoscow: Stroyizdat. (in Russian)

4. Maslov, А.V. (1990) New Architecture in Historical Environment. Мoscow: Stroyizdat. (in Russian)

5. Müller-Menkens, G. (1981) New Life for Old Buildings. On Continuity in Architecture. Мoscow: Stroyizdat. (in Russian)

6. Gulyanitsky, N.F. (1970) Historical Ensembles of Cities and Composition of Modern Buildings. In: Architectural Composition. Contemporary Issues. Мoscow. (in Russian)

7. Chistyakov, S.V. (2006) Ways to Place Contemporary Buildings in a Historical Environment. [Online]. Architecton: Proceedings of Higher Education. No. 14. Available from: http://archvuz.ru/en/2006_2/10  (in Russian)

Citation link

Devyatova Yu.A. A COMPREHENSIVE APPROACH TO ARCHITECTURAL DESIGN IN HISTORICAL CITY ENVIRONMENTS [Online] //Architecton: Proceedings of Higher Education. – 2016. – №1(53). – URL: http://archvuz.ru/en/2016_1/5 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 02.03.2016
Views: 178