Уральский государственный архитектурно-художественный университет

ISSN 1990-4126

Архитектон: известия вузов. №1 (85) Март, 2024

Высшее профессиональное образование

Першина Дария Васильевна

старший преподаватель.
Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина

Россия, Сыктывкар, e-mail: dari.pershina@yandex.ru

Лянцевич Анелия Владимировна

кандидат искусствоведения,
доцент кафедры изобразительного искусства и дизайна.
Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина

Россия, Сыктывкар, e-mail: lanelic@yandex.ru

Ившин Константин Сергеевич

доктор технических наук,
профессор кафедры изобразительного искусства и дизайна.
Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина

Россия, Сыктывкар, e-mail: ivshic@mail.ru

Дизайн малых архитектурных форм в развитии городских пространств на основе коми культуры

УДК: 658.512
Шифр научной специальности: 2.1.11
DOI: https://doi.org/10.47055/19904126_2024_1(85)_26

Аннотация

В статье рассматривается современное направление формирования общественных пространств с включением культурного кода региона и культурной идентичности в современном проектировании городской среды. Актуальность темы заключается в формировании в учебном процессе проектов городских пространств и работа с городскими сообществами. Показан опыт реализации дизайн-паттерна на основе культуры коми для малых архитектурных форм общественного городского пространства «Площадка под часами» в Сыктывкаре.

Ключевые слова: идентичность, культурный код региона, общественные пространства, дизайн-код

Введение

Современным подходом в проектировании общественных пространств и реорганизация уже существующих является процесс формирования идентичности и узнаваемости территории с помощью региональных культурных особенностей. Городское пространство с включением визуального регионального кода в средовые объекты инфраструктуры становится не только комфортным и привлекательным, но и аутентичным. Таким образом, формируется основа для развития локального стиля и идентичности, что отвечает дизайн-трендам при проектировании общественных пространств, «интерес к брендингу, который с помощью маркирования уникальных аспектов территории и формирования устойчивого образа способствует созданию узнаваемости и росту привлекательности территории для различных целевых групп» [1].

На основе современных подходов и методов можно создать выразительные средовые объекты с включением информационных маркеров, которые будут указывать на региональную принадлежность. На территории Российской Федерации все чаще можно увидеть городские общественные пространства, включающие визуальные коды того или иного региона, что побуждает и городского, и сельского жителя к новому осмыслению объектов традиционной культуры. Выразительность пространственного и композиционного решений городской среды является одним из существенных факторов, воздействующих на жителя. «Художественное проектирование исходит из создания у зрителя определенного положительного настроения и ощущения повышенного чувства новизны и современности» [7].

Таким образом, в процесс обучения по направлениям 54.03.01«Дизайн» (бакалавриат) и 54.04.01 «Дизайн» (магистратура) с профилями подготовки «Дизайн среды» или «Архитектурное проектирование» необходимо включать задания, связанные с поиском и внедрением в среду локальной идентичности и регионального компонента.

Проектная работа над городскими объектами формирует у студентов навыки нестандартного подхода к решению проблемы, поиск ее изобразительного эквивалента, разрушение стереотипного мышления, исследование психологии зрителя, четкий отбор графических средств, поиск смыслового и пластического единства. Такой метод работы, построенный на принципах творческого соревнования, анализа промежуточных результатов, максимально раскрывает индивидуальные возможности каждого студента.

Методика

Алгоритм проектирования средовых объектов с включением культурного кода выглядит следующим образом:

1. Определение объекта проектирования. На данном этапе выявляется проблема дизайн-проектирования в регионе, а именно отсутствие идентичности в уличных пространствах города, населенных пунктов. Формируется актуальность объекта проектирования. Ориентирами при определении объекта проектирования служат такие характеристики, как, концептуальность, контекстуальность и коммуникативность.

2. Предпроектное социокультурное исследование. Современный подход к проектированию – поиск новых сценариев развития общественных уличных пространств. При создании уникального дизайн-продукта для региона необходимо погрузиться в изучение культурных особенностей и проживание разных сценариев исследования места, чтобы раскрытьтему с разных сторон.

3. Конструирование концепта и художественного образа. Для усиления методологического исследования учащимся рекомендуется создать карты с метафорами, референсами, характеристиками объекта моделирования, а также «составление легенды, как проектируемый объект будет использоваться потенциальным потребителем, что может также натолкнуть на формообразование объекта» [9]. Таким образом, можно найти те базовые коды, которые можно использовать при проектировании дизайн-объектов.

4. Формирование концепции. Необходимо проанализировать уникальные музейные экспонаты региона и выявить наиболее характерные аутентичные визуальные коды. Г.Н. Лола в исследовании о дизайн-моделировании пишет: «Код должен считаться быстро, поскольку он виден, как видна капелька воздуха в кристалле, но он должен считываться долго, поскольку сам процесс разглядывания этой капельки – удовольствие, ведь в процессе такого разглядывания она меняет цвет, очертания, дробится в гранях, пропадает и появляется… Это и есть эстетическое удовольствие от узнавания известного, привносящее в это известное новое качество» [5].

5. Художественное решение. Важно сформировать не только грамотно точное этнографическое решение, но и создать запоминающуюся композицию, гармоничное слияние в ней пространственных, конструктивных, цветовых и графических решений. Такой подход проявляет себя многофункционально, приняв не только смысловую, но и декоративную нагрузку.

6. Проектирование средовых объектов. Выбор конструкций для декоративно-художественного оформления определяется многими факторами: соответствием оборудования смысловой тематической идеи, основам урбанистки, экономическими и производственными соображениями. Общее решение должно характеризоваться активным преобразованием общественной среды.

7. Презентация проектного предложения. Важным моментом при презентации проекта служит визуализация концепции с пояснением всего дизайн-кода. Презентация проходит перед аудиторией городских и учебных сообществ.

8. Реализация проекта. Реализация проекта происходит под руководством всех авторов дизайн-проекта. В процессе реализации каждый автор включается в обсуждение проекта, который при необходимости дорабатывается.

Результаты

В качестве примера общественного места с применением культурного кода рассмотрим малые архитектурные формы, а именно качели в городском пространстве на пересечении ул. Коммунистической и Первомайской в Сыктывкаре (Республика Коми).

Объектом проектирования является уличное пространство и в основу концепции вошло радикальное преобразование территории, создание точки притяжения для молодого поколения и отображение в малых архитектурных формах визуального кода культуры Коми региона, что позволит выразить локальную идентичность всего региона в самом центральном общественном пространстве города.

Рис. 1. «Площадка под часами» до преобразования. Сыктывкар, Республика Коми, 2017

Предпроектное социокультурное исследование. Были проанализированы экспонаты в краеведческих и этнограческих музеях сел и городов Республики Коми (рис. 2), где собраны предметы декоративно-прикладного искусства. В Национальном музее Республики Коми в Сыктывкаре особое внимание авторов проекта вызвала доска с вырезанными пасами начала ХХ в., найденная в с. Помоздине. Знаки были зафиксированы В.Т. Чисталевым. Этнограф Л.С. Грибова утверждает, что пасы служили основой для формирования коми орнамента, а также зырянские знаки собственности легли в основу древнепермской азбуки – анбур, составленной Стефаном Пермским в 1372 г.


Рис. 2. Фотографии экспонатов в краеведческих и этнографических музеях Республики Коми.
Фото Д.В. Першиной. 2017

Конструирование концепта и художественного образа

Рис. 3. Адаптация элементов в дизайн-концепции создания паттерна культурного кода культуры коми.
Авторы А.В. Лянцевич, Д.В. Першина.
Институт культуры и искусства СГУ им. Питирима Сорокина.Сыктывкар, Республика Коми, 2017

Формирование концепции. В концепцию паттерна легла адаптация элементов (рис. 3), часто встречающихся в быту народного искусства Коми региона: насечки на бытовой утвари, узоры на берестяных туесах, орнаменты на вязаных изделиях. Резной орнамент и контурная резьба на плоскости – «самый распространенный декоративный элемент в искусстве коми» [13]. Узоры в виде параллельно идущих полосок, зубцов и елочек образуют в разнообразных комбинациях геометрические фигуры: квадрат, косой крест, круг, звезду. Насечки, которые имели характер утилитарности и наносились, чтобы уберечь дерево от растрескивания при высыхании, превратились в «орнаментальную порезку, оживляющую ровную гладь изделия» [2].

Художественное решение. Паттерн можно использовать самостоятельно или в сочетании с однотонной поверхностью цветовой гаммы фирменных цветов.

Рис. 4. Модуль паттерна культурного кода коми. Авторы А.В. Лянцевич, Д.В. Першина
Институт культуры и искусства СГУ им. Питирима Сорокина. Сыктывкар, Республика Коми, 2017

В уличном пространстве цветовой код выбран не случайно, так как в проекте запланирована высадка рябины красной обыкновенной SORBUS AUCUPARIA, и в дальнейшем, когда на дереве будут ягоды оранжевым оттенка, графические элементы усилят энергичность и жизнерадостность данного пространства.

Рис. 5. Цветовое кодирование паттерна

Проектирование средовых объектов. В качестве средовых объектов был выбран вид качелей серии CLOUDS производства AIRA. Компания AIRA – урбанистический центр по развитию и реализации масштабных проектов в сфере комфортной городской среды. Качели изготавливаются из стали, прочных стеклофибробетонных панелей, подвесов из нержавеющей стали, и сидений из дерева хвойных пород, устойчивых к климатическим изменениям и сильным морозам. Дерево обрабатывается лазурью с высокой стойкостью к истиранию. Все металлические части изделия окрашиваются полимерной порошковой краской по каталогу RAL Classic. Габариты 7 х 1,5 х 3,5 м. Качели выдерживают от 4 до 6 человек.

Рис. 6. Общий вид качелей Серия CLOUDS компании AIRA

Выбор лаконичной архитектурной формы основывается на художественном впечатлении от национальных качелей, расположенных в северных регионах республики. Таким образом происходит культурная анимация объекта национальной культуры в современный объект городской среды с этнокультурным компонентом. 

Презентация проекта. Презентация проекта проходила перед городскими и учебными сообществами. С целью знакомства с художественным решением широкой общественности проект был опубликован на сайтах Администрации МО ГО «Сыктывкар», Информационного государственного агентства Республики Коми «Комиинформ» и в социальных сетях.

Рис. 7. Паттерн культурного кода культуры коми и мокап на качелях.
Авторы В.Я. Рунг, А.В. Лянцевич, Д.В. Першина. Сыктывкар, Республика Коми, 2021

Маркером успешной реализации проекта стало то, что дизайн-концепция паттерна была создана заранее до запуска обновления площади, как бы предваряя тенденцию.

Выбранная территория – одна из центральных общественных площадей столицы республики (рис. 8), рядом находятся Центральный бассейн, Республиканский стадион и другие городские объекты; авторам было важно рассказать в данной локации о визуальных особенностях региона, чтобы турист или житель города смог почувствовать причастность к национальной культуре.

Рис. 8. Городское пространство «Площадка под часами». Сыктывкар, Республика Коми, 2021

Проект реализован в рамках федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» и национального проекта «Жильё и городская среда». Открытие приурочено к 100-летию Республики Коми.

Рис. 9. Пример включения коми культурного кода в средовые объекты городского пространства «Площадка под часами».
Авторы проекта В.Я. Рунг, А.В. Лянцевич, Д.В. Першина. Сыктывкар, Республика Коми, 2021

Выводы

Включение будущих студентов-дизайнеров в региональные городские разработки не только повышает уровень подготовки студентов во время обучения, формируя портфолио будущего дипломированного специалиста, но и улучшает качество проектирования городской среды. Данный метод дизайн-образования формирует ответственность к культуре региона и воспитывает уважение к месту, где живет и учится студент. У обучающегося укрепляется ценностная привязанность к пространству малой Родины, что входит в целевые ориентиры актуальных федеральных государственных стандартов высшего образования.

Библиография

1. Архипова, А.Э. Маркеры территориальной идентичности как символическая основа брендинга места / А. Э. Архипова, Н. Г. Федотова // Ученые записки Новгород. гос. ун-та. – 2016. – № 2(6).

2. Белицер, В.Н. Очерки по этнографии народов коми. XIX – начало XX в. / В.Н. Белицер. – М.: Изд-во АН СССР, 1958. – 391 с.

3. Глазычев, В.Л. Городская среда. Технология развития: настольная книга / В.Л. Глазычев, М.М. Егоров, Т.В. Ильина. – М.: Ладья, 1995. – 240 с.: ил.

4. Грибова, Л.С. Декоративно-прикладное искусство народов коми / Л.С. Грибова. – М.; 1932.

5. Лола Г.Н. Дизайн-код: культура креатива / Г.Н. Лола. – СПб.: ЭЛМОР, 2011. – 140 с.

6. Лола, Г.Н. Дизайн-код: методология семиотического дискурсивного моделирования / Г.Н. Лола. СПб., 2016. – 264 с.

7. Лянцевич, А.В. Разработка дизайна интерактивного экспозиционного пространства для объектов традиционной культуры (на примере Республики Коми) / А.В.Лянцевич, К.С.Ившин. – Ижевск: Удмурт. гос. ун-т, 2021. – 143 с.

8. Миколайт, А., Пюркхауэр, М. Код города / А. Миколайт, М. Пюркхауэр. – М.: StrelkaPress. – 152 с.

9. Погорелов, Д.Б. Концептуализация образа дизайн-продукта на основании идентичности / Д.Б. Погорелов // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА. – 2017. – № 4. – Ч. 2 – 292 с

10. Рунге, В.Ф., Манусевич, Ю.П. Эргономика в дизайне среды / В.Ф. Рунге, Ю.П. Манусевич. – М.: Архитектура-С, 2016.

11. Ревзин, Г. Как устроен город. 36 эссе по философии урбанистики / Г. Ревзин. – М.: StrelkaPress, 2019. – 270 с.

12. Санофф, Г. Соучаствующее проектирование. Практики общественного участия в формировании среды больших и малых городов / Г. Санофф; пер. с англ. – Вологда: Проектная группа 8, 2015. – 170 с.: ил.

13. Шургин, И.Н. От лесной избушки до церкви дивной. Деревянная архитектура коми / И.Н. Шургин. – М.: : Совпадение, 2009. – 110 с., [77] л. ил.

Ссылка для цитирования статьи

Першина, Д.В. Дизайн малых архитектурных форм в развитии городских пространств на основе коми культуры  / Д.В. Першина, А.В. Лянцевич, К.С. Ившин//Архитектон: известия вузов. – 2024. – №1(85). – URL: http://archvuz.ru/2024_1/26/  – doi: 10.47055/19904126_2024_1(85)_26


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Дата поступления: 13.02.2024
Просмотров: 100