Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №2 (7) September, 2004

Higher professional education

Akchurina Natalia S.

PhD. (Architecture), Professor, Architectural Design,
Ural State University of Architecture and Art

Russia, Yekaterinburg, e-mail: akchurinans@mail.ru

ХРАМОВОЕ ЗДАНИЕ КАК ТИП В ПРОГРАММЕ ПОДГОТОВКИ АРХИТЕКТОРА

В типологическом ряду проектов, включенных в состав программы по архитектурному проектированию, как правило, не часто вcтречается такой тип здания как храмовое. Хотя не секрет, что содержание архитектурной профессии изменяется с развитием общества, отражая его объективные потребности, прогресс культуры, науки, техники и преемственность традиций.


 Рис.1. Храм Николая Чудотворца

Если говорить о храмовом строительстве, то вполне очевидно, что преемственность архитектурных традиций здесь была утеряна. Обрыв, произошедший в 1917 году, обернулся 70 годами безвременья в этом обширнейшем разделе архитектурного творчества. Недаром не удалось исключить его из архитектурного образования совсем – он остался в курсе истории архитектуры.

В настоящий момент социальная значимость изучения студентами храмового здания как типа возрастает – этого требует возвращение общественной жизни к православным традициям (мы говорим здесь о православии как основной традиционной религии России, хотя можно сказать и шире, учитывая многоконфессиональность нашей страны, – о возвращении к религиозным традициям).


Рис.2. Надвратный Храм

Многосторонняя роль архитектуры в жизни общества была бы не полностью охарактеризована, если не подчеркнуть ее большое идейное, воспитательное значение как искусства. И все эти аспекты синтетически объединены в храмовых зданиях. Происходит возврат общества к церкви как институту общества, занимающемуся воспитанием. Тем более необходимым становится появление церковных общин в отдельных жилых образованиях – следовательно, речь идет о строительстве множества средних и небольших храмов для социально значимых общин, способных осуществлять воспитание (известно, что большие социальные группы хуже справляются с этой функцией).

Опыт показывает, что даже дипломированные архитекторы, пытаясь решить задачу проектирования храма без изучения православных традиций и специфики функциональной организации храмового здания, не вполне успешно справляются с ее решением. А если попытаться охватить все аспекты, которые нужно изучить архитектору, прежде чем приступать к проектированию храма, то становится вполне очевидным, что назрела необходимость не только включения в программу по архитектурному проектированию храмового здания как типа, но, возможно, и организации отдельной специальности – «храмовое строительство». Такие специалисты будут вполне востребованы – в настоящее время проектированием храмов занимаются люди, не всегда объединяющие в себе профессиональную подготовку в требуемой области знаний и хорошее знание религиозных традиций, а то и вовсе атеисты.


 Рис.3. Храм Серафима Саровского

Архитектурное образование может успешно решать поставленные задачи, если процесс обучения и воспитания приобретает характер системы всестороннего формирования архитектора, гармонически развитого специалиста и личности, что неизбежно включает в себя и знания в области религии и религиозных традиций. Не будем забывать и о том, что храмовое здание – это достаточно сложный организм для осуществления определенного комплекса функций, требующий особого подхода к художественной составляющей архитектурного проекта. Здесь важно все – начиная с создания образа храма, посвященного определенному святому или той или иной иконе Богоматери, и заканчивая различными тонкостями внутреннего убранства храма.

Необходимо также помнить и о том, что восстановление прерванной традиции не означает только копирование исторических образцов. Новое время, новые градостроительные условия и технические возможности рождают новые формы, развитие храмового здания как типа.

Так, например, строительство в тесных городских условиях на ограниченных по площади участках требует создания довольно развитых в функциональном отношении храмовых комплексов, размещаемых в очень компактном объеме. Появляется храм на высоком стилобате, в котором размещены все необходимые службы. Тем самым решается несколько задач – даже небольшой храм становится более значительным по высоте объема и занимает минимальный по площади участок.


Рис.4. Храм Сергия Радонежского

Кроме того, специальная и более тщательная подготовка специалистов по храмовому строительству, возможно, решит наконец старый спор о традиционных и новых формах храмов, о православных канонах и желании архитекторов пойти дальше в развитии архитектуры храма. Ведь на самом деле даже самое скрупулезное соблюдение православных канонов отнюдь не является моментом, строго ограничивающим свободу творчества архитектора. В рамках канонов архитектор вполне свободен применять новейшие технические решения. А более глубокое изучение традиций позволит создавать архитектурные решения, не вызывающие непрятия даже у самых ортодоксально настроенных религиозных деятелей – что в конце концов необходимо, если говорить о развитии храмового здания, как типологического элемента архитектурной среды.

Таким образом, организация подобной специализации в архитектурном образовании призвана заполнить вакуум или устранить недостаточную компетентность архитекторов в этой области архитектурного проектирования.

(Иллюстрации – постройки архитектора Акчуриной Н.С. в мужском монастыре Во Имя Святых Царственных Страстотерпцев на Ганиной Яме).

Citation link

Акчурина Н.С. ХРАМОВОЕ ЗДАНИЕ КАК ТИП В ПРОГРАММЕ ПОДГОТОВКИ АРХИТЕКТОРА [Электронный ресурс] /Н.С. Акчурина //Архитектон: известия вузов. – 2004. – №2(7). – URL: http://archvuz.ru/en/2004_2/1 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 29.09.2004
Views: 79