Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №2 (7) September, 2004

Theory of architecture

Глухова Татьяна Сергеевна

магистрант кафедры ТАиПК.
Научные руководители: кандидат архитектуры, доцент Е.В. Конева, преподаватель И.В. Тарасова.
УралГАХА

,

КЛАССИЦИЗМ НА УРАЛЕ

Изучение классицизма на Урале, кажется, уже исчерпано, но реально существуют несколько монографий, посвященных этой проблематике. В каждой из них классицизм рассмотрен фрагментарно.

В одном случае, в большинстве исследований, рассматривается архитектура промышленных зданий и сооружений на Урале [1], в частности, творчество архитекторов-строителей уральских заводов первой половины XIX века, демонстрируется их вклад в развитие промышленного строительства, где слитно решались задачи технологии, конструкции, архитектуры. В другом [2] – анализируются преимущественно гражданские и культовые постройки, рассматривается роль ведущих мастеров петербургской и московской школ на горном Урале, определяются географические и хронологические рамки каждой из местных школ, их особенности. Также существует монография [3], где автор исследует города-заводы, как крупное и уникальное явление в русском градостроительстве.

В настоящее время на основе изученного материала требуется обобщить информацию о творчестве ведущих архитекторов Урала первой половины XIX в. В данной работе систематизированы и сведены в таблицы данные об архитекторах, информация о промышленной, гражданской и культовой архитектуре. Исследования проводятся в два этапа: I. Обобщение материала; II. Статистика.

На первом этапе, на основании исследования, происходит обобщение материала. Этот этап необходим для систематизации информации, имеющейся в книжных источниках.

Во-первых, приводятся хронологические рамки классицизма в России и Западной Европе (рис.1.). Здесь же рассмотрена специфика классицизма на Урале.

Рис.1. Хронологические рамки классицизма в России и Западной Европе

Хронологические рамки стиля классицизм на Урале приведены в сравнении с Россией и с Западной Европой на примерах Франции и Англии, т.к. они оказали большое влияние на распространение классицизма в других городах Западной Европы и России.

Во Франции, России и на Урале становление классицизма происходило в три этапа. Классицизм в архитектуре Англии получил относительно однородное развитие, и поэтому здесь невозможно выделить четко ограниченные периоды. Выделенные участки на хронологических прямых являются расцветом классицизма в данных странах.

Во Франции третий этап считался вершиной французской классической архитектуры. Расцвет русского классицизма относится к последней трети 18 – 1-й трети 19 вв. и приходится на два этапа: строгий и высокий. Этапы развития архитектуры классицизма на Урале приведены в соответствии с периодизацией Раскина А.М. [2]. Расцвет творчества ведущих мастеров – 1810-е – 1840-е гг.

 Классицизм на Урал пришел позже, чем в центральные города России, а во Франции и Англии в это время уже была вторая волна классицизма. В России работали как русские, так и западные архитекторы. Работа английских зодчих в России была связана по преимуществу с русской усадьбой эпохи классицизма, становление и развитие живописного сада. Популярность ампира в России – все это свидетельствует в пользу французской ориентации русского классицизма. Но архитектура русского классицизма не слепо копировала общеевропейские стилевые принципы. Классицизм был принят как система международной художественной культуры, в рамках которой развивался национальный вариант стиля.

 Художественный язык классицизма был универсален. Его можно было использовать и при сооружении дворцовых построек, для культовых, для гражданских сооружений, для заводов и отдельных промышленных зданий.

Архитектура классицизма на Урале, представленна в основном промышленными постройками, и это не удивительно, т.к. к началу 19 века Урал являл собой высоко индустриальный район, и производственные здания играли главную роль в планировке и застройке городов-заводов.

Своеобразие классицизма на Урале заключается «в неожиданном и, вместе с тем, органичном сочетании элементов петербургской архитектурной школы с выраженными чертами московской, а точнее – казаковской» [2, 23].

Если в XVIII в. каменное строительство было связано преимущественно с сооружением церквей, а к концу века и с возведением доменных корпусов чугунолитейных заводов (каменные заводские конторы, жилые дома — редчайшие примеры), то с начала XIX в., особенно со второго его десятилетия, в камне стали выполнять все виды строений. [2, 13]

Во-вторых, была систематизирована информация об архитекторах из книжных источников и составлена таблица, в которой представлены постройки ведущих уральских архитекторов первой половины XIX века в хронологическом порядке. Многие из них окончили Петербургскую Академию художеств, получив образование под руководством знаменитых зодчих И.Е. Старова, А.Д. Захарова, А.Н. Воронихина, В.П. Стасова. Они вносили в застройку городов-заводов достижения своих учителей. «Единые принципы творчества архитекторов Урала сложились, прежде всего, вследствие единого для подавляющего большинства архитекторов источника знаний» [2]. Поэтому иногда сложно определить, кто являлся архитектором здания, если авторство достоверно не известно.

Также в конце таблицы представлен список сооружений, архитекторы которых либо неизвестны, либо не указаны в источниках.

В-третьих, приведена систематизация построек классицизма по типам зданий, где выделено 3 типа: архитектура промышленных зданий и сооружений, архитектура жилых и общественных зданий и культовая архитектура. Данные по постройкам сведены здесь в хронологическом порядке. На Урале больше было промышленного строительства, т.к. со временем оно окупалось, производимая продукция покрывала расходы на строительство завода. Промышленные ансамбли были самыми крупными и монументальными в поселениях – это своеобразные дворцы, с внутренним пространством. Объемы зданий с фронтонами, арками, башенками, куполами выделялись особым ритмом из окружающей их застройки. Также на восприятие завода влиял рельеф – перепады высот. «При заглубленном расположении заводов в долинах рек их ансамбли воспринимались не только фронтально, но и сверху целиком или частями, а центральное местоположение в поселениях при обходе создавало возможность кругового обзора, обогащаемого разнообразными ракурсами, возникающими по мере повышения и понижения рельефа. Панорамы заводов были протяженными и живописными, с неожиданными акцентами и контрастами застройки. В зависимости от глубины панорам в видовые кадры активно включались, наряду с внешними, и внутренние (интерьерные) фасады зданий.» [3, 48]

На втором этапе на основе систематизации предыдущего этапа проводятся статистические исследования по каждому типу здания, представленные в виде графических изображений: «Продолжительность строительства», где показано время строительства архитектурных сооружений от начала проектирования до окончания строительства; и «Количество построек в год», в котором отчет ведется по началу строительства и показывает, какое количество сооружений было спроектировано и построено в один год. Сюда же входят неосуществленные проекты. В результате такого исследования «Количество построек в год» определились пики строительства для каждого типа сооружений. Большее количество построек культовой архитектуры приходится на 1820 и 1827 годы, в архитектуре жилых и общественных зданий 1830 год является наиболее плодотворным. В этом же 1830 году было запроектировано и построено большее количество промышленных зданий и сооружений.

Далее происходит суммирование полученных результатов. Данные предыдущих графических изображений сведены по «Продолжительности строительства общего количества построек» (рис. 2 а) и «Суммарному количеству построек в год» (рис. 2 б).

 

Рис.2. а) Продолжительность строительства общего количества построек; б) Суммарное количество построек в год

На основании полученных данных по «Продолжительности строительства» можно увидеть динамику строительства зданий. Статистические исследования показали, что стабильность строительства была присуща промышленной архитектуре.

В гистограмме «Суммарное количество построек в год» показано общее количество зданий трех типов – промышленных, гражданских и культовых сооружений. Пики строительства приходятся на 1820, 1830 и 1840 гг. Наибольшего размаха реконструкция и строительство заводов, строительство гражданских и культовых сооружений достигает в 1820 – 1840 гг.

Результатом проведенных исследований явилось процентное соотношение всей архитектуры (рис. 3.). За 100% принято все количество построек. В итоге получается: 47 % занимает промышленная архитектура, 29 % – гражданская, 23 % – культовая архитектура.

 

Рис.3, Процентное соотношение построек разных типов на период 17901850 гг.

Обобщение материала и статистические исследования еще раз подтверждают на количественном уровне стабильность промышленной архитектуры.

Тот фактор, что культового строительства было не так много, можно объяснить тем, что в малых поселениях обычно строили одну церковь, а в больших – несколько. А Урал на тот момент состоял из небольших поселений.

Хотя уже с начала XIX века приступили к строительству из камня, каменные жилые дома были редкостью, в большинстве своем жилые и общественные здания строили из дерева. Поэтому гражданской архитектуре соответствует небольшая доля в процентном соотношении.

References

1. Алферов Н. С. Зодчие старого Урала. Первая половина XIX века. – Свердловск: Свердл. Кн. изд-во, 1960.

2. Раскин А. М. Архитектура классицизма на Урале. – Свердловск: Изд-во УрГУ, 1989.

3. Лотарева Р. М. Города-заводы России XVIII – первая половина XIX века. – Екатеринбург: Изд-во УрГУ; Урал. архит.-худож. ин-т, 1993.

Citation link

Глухова Т.С. КЛАССИЦИЗМ НА УРАЛЕ [Электронный ресурс] /Т.С. Глухова //Архитектон: известия вузов. – 2004. – №2(7). – URL: http://archvuz.ru/en/2004_2/14 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 29.09.2004
Views: 80