Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №2 (7) September, 2004

Theory of architecture

Гордеев Павел Валерьевич

аспирант.
Научный руководитель: профессор С.А. Дектерёв.
УралГАХА

,

СТРУКТУРА ФИНАНСИРОВАНИЯ СООРУЖЕНИЙ ДЛЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ НАСЕЛЕНИЯ. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

Целью данного исследования является анализ зарубежной практики формирования источников финансирования для оздоровительных и спортивно-массовых занятий населения, что позволяет корректировать и реально оценивать отечественный уровень финансирования физической культуры, а также даёт возможность значительно расширить перечень предоставляемых услуг населению.


Рис.1. Перспектива

По предварительным подсчетам, каждая из 12-ти наиболее развитых стран Совета Европы в среднем имеет государственный спортивный бюджет около 2-х миллиардов долларов США, колеблясь от 1 до 2 процентов от валового национального продукта (ВНП).

Следует иметь ввиду, что финансирование спорта происходит из различных источников: государственных (федеральных), местных, а также общественных, частных, добровольных отчислений, личных взносов граждан и т.д.

Спорткомплекс в Париже.
Архитектор: Philippe Gazeau

Генеральный план План 2-го этажа

Так, доля государственного спортивного бюджета Германии, Великобритании, Финляндии, Швеции, Дании составляет менее 20 процентов суммы местных спортивных бюджетов. Во Франции, Италии разница составляет 30 процентов, в Испании, Португалии - 40 процентов. В бывших соцстранах государственный спортивный бюджет, как правило, превышает суммы, выделяемые по линии местных бюджетов. Так, в Венгрии эта доля составляет 60 и 40 процентов соответственно (табл. 1).

Таблица 1.
Источники финансирования в процентном соотношении.

Только население этих стран тратит на спортивные товары и услуги около 70 млрд. долларов, местные органы власти вкладывают в спорт 17 млрд. долларов. К этому следует добавить еще 45 млрд. долларов, предоставляемых спортивным рынком.

Как видно из вышесказанного, доля государственного сектора имеет важное, но не первостепенное значение в финансировании спорта и спортивной индустрии.

В качестве примера предлагаю некоторые данные о развитии и финансировании спорта во Франции, Германии и Финляндии.

Спортивное движение Франции построено как по вертикальному, так и по горизонтальному подчинению. В стране 22 региона, 90 департаментов и 36 тысяч коммун. В крупных городах действуют муниципальные спортивные ассоциации. В середине 90-х годов их насчитывалось около 700. При большинстве из них имеются Дома спорта или муниципальные спортивно-оздоровительные центры. Деятельность этих ассоциаций координируют муниципальные отделы спорта.

Известный французский экономист В. Андрефф подчеркивает, что роль местных органов власти и их действия в области физического воспитания и спорта сводятся к трем направлениям:


1) строительство и модернизация спортивных сооружений с учетом потребностей населения;
2) организация различных видов физической активности и спорта для всех групп населения;
3) финансирование.

Общий бюджет спортивных ассоциаций Франции в 1995 году составил 28 миллиардов франков, что почти на 12 процентов больше, чем в 1994 году, когда бюджет всех ассоциаций Франции составил 23,5 млрд. франков.

Учитывая только основные, наиболее крупные ассоциации, которые не имеют оплачиваемых штатных сотрудников, средний годовой бюджет спортивной ассоциации составляет 83 тысячи франков, в то же время годовой бюджет ассоциации здравоохранения и социального обеспечения составляет 65 тысяч франков, культуры - 53 тысячи франков и т.д.

В спортивной ассоциации 39 процентов дохода составляет ее собственная деятельность, 23,7 - членские взносы. Поступления в бюджет из местных фондов составляют 21,5, из частных фондов - 13,3, от частных лиц- 1,1, а государственные субсидии составляют всего 1 процент.

Бюджет министерства по делам молодежи и спорта Франции в 1995 году составил около 3-х млрд. франков или 19 процентов всего государственного бюджета страны. К этой сумме можно приплюсовать 800 млн. франков, выделяемых спортивными органами на местах. Следует отметить, что бюджет министерства по делам молодежи и спорта возрос по сравнению с 1994 годом на 6,86 процента. В то же время рост государственного бюджета страны за этот же период составил всего лишь 2,2 процента.

Из названной суммы бюджет, расходуемый на спорт, составил в 1995 году 1,566 млрд. Из этой суммы в течение  года было истрачено:
- собственно на спорт и физическую активность 1,171 млрд. франков;
- на содержание и заработную плату сотрудников учреждений, входящих в министерство по делам молодежи и спорта, 322 млн. франков (их количество в стране составляет 3000 человек, включая федеральные спортивные органы);
- на спортивное оборудование и научно-образовательную деятельность 72,2 млн. франков.

На содержание 2167 спортсменов высшего класса в 48 спортивных дисциплинах в 1995 году было затрачено 44,1 млн. франков, в среднем по 20,1 тысячи франков на спортсмена.

В 1992 году во Франции было проведено исследование относительно того, сколько средств тратят спортивные ведомства страны из расчета на одного жителя, и было установлено, что средняя сумма составляет 43 франка в городах и 14 франков в сельской местности. В целом цифра колеблется от 3 до 226 франков в зависимости от населенного пункта и столичного центра.

В соответствии с Конституцией и федеративной структурой Германии, содействие спорту в стране является прерогативой Земель. В настоящее время (после объединения с ГДР) их 16, в том числе 5 новых Земель в бывшей ГДР. Отметим, что в четырех Землях (Бранденбург, Северная Рейн-Вестфалия, Саксония и Тюрингия) занятия спортом гарантируются конституциями Земель, а в пяти – приняты законы “О поддержке спорта”.

В стране существует 11 различных программ поддержки спорта, которые отличаются историческими, финансовыми и территориальными особенностями. Эти программы решают в федеральных Землях четыре основные задачи:
1) содействие строительству спортивных сооружений;
2) развитие спорта в школах и вузах;
3) содействие спортивным организациям и, прежде всего, спортклубам и командам; 4) помощь особым группам населения (инвалидам, заключенным, иностранцам и т.д.).

Наряду с государственной спортивной организацией в Германии действует неправительственная спортивная организация - Немецкий спортивный союз (ДСБ), объединяющий вокруг себя спортивные ассоциации, клубы, в том числе в Землях и коммунах (территориях).

Членами различных спортивных ассоциаций, а их свыше 80 тысяч, являются 25 млн. человек, что составляет треть населения страны. В это число входят также около 5 млн. человек, которые являются членами примерно 5 тысяч частных клубов.

Скажем, футбольные союзы, федерации, клубы и др. имеют 5,5 млн. членов, гимнастические - 4,5 млн., теннисные - 2,5 млн. человек, легкоатлетические - около 850 тысяч. В добровольном секторе занято 2,4 млн. человек, которые входят в состав руководящих органов и по сути дела направляют работу в такого рода федерациях и клубах. Наряду с этим в стране существует 5 тысяч частных клубов. В основном это так называемые "центры и студии здоровья". Членский взнос и стоимость занятий в этих клубах примерно в 5-7 раз дороже, чем в общественных, тем не менее они имеют своих приверженцев и составляют конкуренцию последним.

Большое значение в Германии придается развитию спорта в Землях, в частности, строительству различного рода спортивных сооружений. Следует отметить, что около 80 процентов спортивных сооружений находятся в ведении местных спортивных организаций. 3 процента спортивных сооружений принадлежат клубам, 3 - частным фирмам, компаниям, концернам, 4 - землям или муниципалитетам и 10 - совместным предприятиям.

Спорткомплекс Берлин, 2000
Архитекторы:
Dominique Perrault,OveArup, APP-Berlin

Фото с макета План

Генеральный план

Спортивная деятельность в Финляндии финансируется из различных источников. Из общего бюджета на развитие физической культуры и спорта выделяется 10 млрд. финских марок, в том числе:
- по линии государства - 1,4 млрд. марок
- по линии муниципалитетов - 3,0 млрд. марок
- частные компании и лица - 4,0 млрд. марок 
- спортклубы - 1,0 млрд. марок  
- спортивные организации - 0,4 млрд. марок 

Расчет потребности населения в физкультурно-спортивных сооружениях трех финских муниципалитетов по удельным показателям площадей сооружений РФ в соответствии со структурой населения муниципалитетов выявил, что уже сейчас население Финляндии обеспечено физкультурно-спортивными сооружениями на 11 - 32% больше, чем этого требуют социальные нормы РФ, достижение которых в России планируется не раньше, чем через 20 лет (табл. 2).

Таблица 2.
Показатели обеспеченности населения Финляндии физкультурно-спортивными сооружениями

Из пятимиллионного населения страны тем или иным видом спорта занимаются 3 млн. человек. Из них 1,4 млн. постоянно поддерживают свою физическую активность, включая участие в соревнованиях, турпоходах, отдых на природе и т.д.

В соревновательной деятельности участвуют порядка 600 тысяч человек. В том числе, в спорте высших достижений участвуют от 2 до 4-х тысяч спортсменов, от 200 до 400 спортсменов - профессионалы.

В стране насчитывается 28 тысяч спортивных сооружений, из которых 79 процентов находятся в ведении муниципалитетов и ими финансируются.

В среднем по стране в сфере физической культуры, спорта и отдыха на одного жителя в год расходуется 600 марок.

В сфере физической культуры, спорта и спортивной индустрии занято 20 тысяч человек. В том числе, в сфере спорта - 10 тысяч, в производстве и сбыте спортивной продукции - 10 тысяч человек. В сфере управления на федеральном и муниципальном уровне задействовано 7 тысяч человек.

2 тысячи преподавателей физвоспитания трудятся в школах и вузах, 1 тысяча инструкторов работают в клубах, 500 человек – в государственных спортивных организациях и 500 человек – в научно-исследовательских и спортивно-оздоровительных учреждениях.

В стране насчитывается 6 тысяч спортклубов с числом членов в 1,1 млн. человек. В мероприятиях клубов и разного рода спортивной деятельности участвуют 730 тысяч человек, в том числе 450 тысяч взрослых и 280 тысяч детей. 190 тысяч членов клубов сами выступают в роли тренеров, преподавателей, инструкторов, разного рода руководителей и др. Из них 13,5 тысяч работают не менее 5-6 часов в неделю. Клубы обеспечивают свою деятельность на 86 процентов и лишь 14 процентов финансируются по линии государства.

Значительная доля поступлений в бюджет спортивных организаций идет от государственных лотерей, объединенных в единую сеть. Крупнейшей из них является система "лотто" и "тотто" Вейккаус. Это - спортивные лотереи, пульки, тотализаторы, ставки и т.д. Согласно статистике, 40 процентов населения еженедельно участвуют в том или ином виде лотерей, 58 процентов играют ежемесячно и лишь 17 процентов не играют совсем.

References

1. http://www.infosport.ru/Press/TPFK/1997N3/p51-54.htm 

2. Спортивные сооружения в Италии: знать настоящее, чтобы построить будущее. Национальное совещание, май 30-31, 1991 г.

3. l`Arca PLUS #09, March 1996

4. http://www.infosport.ru/Press/TPFK/1999N4/p45-49.htm 

Citation link

Гордеев П.В. СТРУКТУРА ФИНАНСИРОВАНИЯ СООРУЖЕНИЙ ДЛЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ НАСЕЛЕНИЯ. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ [Электронный ресурс] /П.В. Гордеев //Архитектон: известия вузов. – 2004. – №2(7). – URL: http://archvuz.ru/en/2004_2/16 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 29.09.2004
Views: 62