Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №2 (7) September, 2004

Theory of architecture

Margushin Alexander L.

PhD. (Architecture)
Lead Artist, Targem Games

Russia, Yekaterinburg, e-mail: alex_inn@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ АРХИТЕКТУРНОГО АНСАМБЛЯ В ГОРОДСКОЙ СРЕДЕ ЕКАТЕРИНБУРГА

Город как предмет архитектурной деятельности представляет собой множество самостоятельных, часто уже законченных единиц. Проектируя здания в городской среде, архитектор сталкивается с проблемой, когда случайное соседство различных эпох, стилей требует конкретного архитектурного разрешения. Чтобы удержать образ места застройки города, необходимо учитывать ансамблевость, старый образ, обновляя его, но не нарушая.

Можно выделить следующие основные критерии архитектурного ансамбля:

  1. Комплекс, состоящий из ограниченного числа сооружений, связанных общим пространством.

  2. Обозначение места, обладающего особыми морфологическими чертами, выделяющими его из семиотически родственного окружения.

Необходимо также добавить критерии ансамбля, формирующегося консонансно:

  1. Ансамбль, отличающийся гармоничностью, соразмерностью, композиционным и стилистическим соответствием (колористика, масштабность, наличие доминант – реперных точек, протяженность и высота зданий, дробность силуэтов, характер ритмического и пропорционального строя фасадов, их деталировка, материал и др.)

  2. Ансамбль, имеющий образное, смысловое единство.

В г. Екатеринбурге можно проследить формирование градостроительных комплексов-ансамблей. Исторически сложившаяся компактная планировочная структура города стала той ценностью, которую он хранил и приумножал на протяжении всех лет своего существования. Произведения различных архитектурных эпох в Екатеринбурге существуют в достаточно тесном соседстве, и вмешательство в такую среду требует ярких, характерных решений. Но вынужденное сочетание старого с новым превращается в трудноразрешимую, часто в очень болезненную градостроительную проблему. Современные потребности города вынуждают строить все новые и новые здания, в том числе и в центре города. В связи со строительством большого числа зданий, необходимо пристальное внимание уделять изучению уникальных свойств исторически сложившейся городской среды – ее органической целостности, только так можно сохранить разнообразие, богатую информационную насыщенность, гуманный человеческий масштаб пространств.

 Изучая историю архитектурного формирования Екатеринбурга, его исторического центра, приходится делать неутешительные выводы. Часто принимались попытки организовать и реконструировать центр города, но ни одна не была доведена до конца. Менялся и идеологический подход к этой проблеме, порой, планы перестройки попросту противоречили друг другу. Неоправданные сносы и строительство рядовых, совсем непримечательных зданий привели к утрате отдельных участков, даже целых фрагментов исторически сложившейся городской среды. А это создает ничем невосполнимые разрывы не только в самой ткани застройки, но и в том органическом сплаве старого и нового, которое составляет один из главных секретов удивительной жизнеспособности любого города. В результате можно говорить о создании единой городской среды, но трудно назвать действительно яркие архитектурные ансамбли Екатеринбурга.

Среда формируется как естественный, закономерный результат процесса городского строительства, где архитектор всего лишь один из его участников, точка зрения которого далеко не во всем является определяющей. Сложение же архитектурного ансамбля абсолютно невозможно без организующей творческой воли зодчего. Гармония ансамбля, построенная на тонком равновесии сходства и контраста, легко уязвима для случайного или непродуманного архитектурного вмешательства, тем более в угоду идеологическим или политическим принципам.

Важно отметить и психологический аспект проблемы. Ансамбль, будучи категорией архитектурной формы, прежде всего, должен соответствовать главному принципу архитектуры — органически соединять утилитарные и информационные ценности.

 Наиболее общий признак произведения архитектуры любого масштаба, в том числе и архитектурного ансамбля — организованное пространство, которое «вмещает человека и зрительно воспринимается им». [3] Соответственно закономерности организации городского открытого пространства, формируемого зданиями, элементами благоустройства, малыми архитектурными формами, определяют основу ансамблевых композиций.

Проблемы архитектуры — это прежде всего проблемы формирования среды человеческого бытия, по сути дела, проблемы человеческие. Организуя окружение, человек формирует материальный каркас определенной системы отношений между людьми и схемы деятельности в этой системе. Таким образом, создавая свой вещественный мир, человек вместе с тем планирует свою будущую жизнь. И если пространственная структура ансамбля определяется намечаемой структурой деятельности, то его художественный образ отражает черты некой модели человеческой личности, выработанной в данной культуре. [3]

На сегодня можно выделить четыре группы формирования городских архитектурных ансамблей:

  1. Сформированные консонансно. Примером является ансамбль на площади Советской Армии.

  2. Сформированные диссонансно. К ним можно отнести ансамбль Вознесенской горки.

  3. Объединение ранее построенных зданий в консонансный ансамбль при возведении новых сооружений. Таким можно считать сформированный недавно комплекс Динамо-ДИВС.

  4. Комплексы, имеющие возможность стать консонансными ансамблями. Примеров этому в городе много. Одно из мест, где возможно формирование консонансного ансамбля – площадь Бизнес-центра на пересечении ул. Куйбышева и Р. Люксембург.

Попытка в 1970-х годах создать ансамбль на площади, объединить церковь Троицы, Бани, построив Бизнес-центр, потерпела неудачу: новое здание по архитектуре не вписывалось в окружающую застройку. Реконструкция церкви, завершившаяся сравнительно недавно, лишь усилила этот эффект. В результате рядом оказались два здания–антагониста, не связанные ни морфологически, ни стилистически, ни композиционно, но то и другое сооружение имеют сильное образное начало. Церковь Троицы - характерный образец архитектуры русского классицизма первой половины 19 века, несущий образ духовности. Здание Бизнес-центра (1979 г. арх. Заславский), выполненное в стиле нео-конструктивизма, является символом торговли. Два других здания: усадьба Рязановой (1880-е гг.), построенная в стиле классицизма и здание Бань (1927г.), имеющее признаки зарождающегося конструктивизма – воспринимаются обособленно.

Чтобы создать здесь консонансный ансамбль, есть два пути развития: разъединить здания окончательно, создав две площади, два ансамбля, или объединить, сделав акцент на здании Бизнес-центра, замкнув площадь строительством новых сооружений, композиционно и морфологически связанных с ним. Задача не из легких, но вполне разрешимая. Также стоит открыть площадку перед церковью, одновременно отделив ее невысокими зелеными насаждениями. Желательно реконструировать площадь перед зданием Бизнес-центра, организовать новые въезды в подземную стоянку со сносом ничем неоправданных цилиндров. Церкви же придется расстаться со своей чудовищной ярко-желтой окраской, какую бы символическую нагрузку не нес этот цвет. Подтянув композиционно сооружения усадьбы и Бани к церкви, тоже можно добиться некоторого ослабления ее значимости и одновременно включить эти невысокие здания в ансамбль.

Учитывая реальную возможность диссонансного формирования городской среды, сегодня остро встает вопрос «о восстановлении статуса архитектурного ансамбля, градостроительной системы ансамблей и развитии у архитекторов понимания необходимости мышления категориями ансамбля при решительном отходе от практики «штучного» проектирования. Именно создание ансамблей и градостроительной системы ансамблей при бережном отношении к культурному и историческому наследию позволит сохранить индивидуальность города и создать его образную целостность.

References

1. Архитектурный ансамбль как форма реализации синтеза: сб. науч. тр. / Под ред. И.А. Азизян, Л.И. Кирилловой. – М.: ВНИИТАГ, 1990.

2. Гутнов А.Э. Мир архитектуры: язык архитектуры.– М., 1985.

3. Иконников А.В. Архитектурный ансамбль.– М.: Знание, 1979.

4. Каплун А.И. Стиль и архитектура. – М.: Стройиздат, 1985.

Citation link

Маргушин А.Л. ФОРМИРОВАНИЕ АРХИТЕКТУРНОГО АНСАМБЛЯ В ГОРОДСКОЙ СРЕДЕ ЕКАТЕРИНБУРГА [Электронный ресурс] /А.Л. Маргушин //Архитектон: известия вузов. – 2004. – №2(7). – URL: http://archvuz.ru/en/2004_2/25 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 29.09.2004
Views: 68