Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №2 (7) September, 2004

Theory of architecture

Свечникова Анастасия Александровна

магистрант.
Научный руководитель: кандидат архитектуры, профессор О.А. Шипицына.
УралГАХА

,

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ДОРЕВОЛЮЦИОННЫХ ПЕРИОДИЧЕСКИХ ИЗДАНИЙ ПО АРХИТЕКТУРЕ

К сожалению, архитектурная наука не в состоянии восстановить действительную и полную картину архитектурного процесса по целому ряду объективных причин, но приоткрыть завесу многих тайн могли бы исторические источники, содержащие в себе сведения о фактах прошедшей действительности. Их достоверность не вызывает сомнений, так как они сами являются частью прошлого. Они подразделяются на несколько типологических групп: архитектурные объекты, изобразительные источники, письменные источники [1, 5]. Первые две группы очень важны для изучения, однако, как показывает предшествующий опыт, концепции и идеи, представления и понятия, выраженные в постройках и изображениях, могут быть интерпретированы неверно или неадекватно действительным замыслам. Поэтому более подробно остановимся на изучении письменных источников, так как мысль в них передается на одинаковом языковом уровне.

Из многообразия справочных и информационных текстов, архивных материалов, специальных текстов, публикаций по истории и теории архитектуры, архитектурной критики и библиографий наиболее интересным, на наш взгляд, являются архитектурные журналы - неотъемлемая часть архитектурной жизни. Изучение периодических изданий помогает погрузиться в объективную реальность профессиональной деятельности, по другому оценить закономерности развития архитектурного процесса, переосмыслить или скорректировать факты, выводы и результаты исследований. Причиной для последних служит богатство языка со всей его синонимией, омонимией и образностью. Намеренное или непреднамеренное сужение значений слов, их однозначность обедняют возможности языка науки при исследовании новых явлений. Это ведет к неполной и/или неточной трактовке сущности событий в первичных изысканиях.

Исследование не ограничено лишь текстами периодических изданий. В большинстве случаев статьи направлены на изучение вопросов, проблем существующей практики и предпочтения тем или иным воззрениям извлечь из текстов весьма сложно. Зачастую лишь подробный лингвистический анализ и законы логического построения способны выявить взгляды на теоретические положения, возможное прогнозирование. Поэтому как вспомогательный элемент к исследованию текстов периодических изданий привлечены и книги современных изучаемому периоду авторов. Умозаключения, позиции, воззрения в них определены и зафиксированы более очевидно. В таком комбинированном использовании источники, дополняя друг друга, представляют наиболее полную картину практической и теоретической деятельности и позволяют выявить уровень мышления с предельной долей вероятности.

Для того, чтобы истолковать текстовые источники, обнаружить внутренние содержания, значения, заключенные в них, раскрыть тему, необходимо определить методику проведения исследования. В настоящее время существует множество способов практического осуществления изысканий. Большинство из них раскрывает материал только в форме описания, обобщения и ограничивается определением тематического направления, функций, выявлением профессиональных и общественных мероприятий. В своих работах исследователи изучают историю развития периодики, классифицируют издания, в какой-то мере интерпретируют тексты. Например, Н. Смолина в статье «Архитектурная книга у рубежа тысячелетий» [3] методику исследования предлагает поделить на следующие этапы: обобщающе-описательный, аналитический.

На первом этапе фиксируется место письменной культуры в современном мире, в архитектуре, прослеживается историческое развитие архитектурной книги. На этапе аналитических действий выделяются традиции, образцы, цели архитектурной книги, вырабатываются взгляды на дальнейшее развитие и жизнеспособность «изъясняющей» стороны архитектуры.

В статье «Польские архитектурные издания 1920 – 1930-х годов в историографии белорусского градостроительства» Ю. Чантурия [4] ставит своей целью попытку научного и проектно-творческого осознания пространственной структуры городского района как памятника культуры. В исследовании по сути использована та же методика. Автор изучает теоретическую литературу, переводит материалы исследования и на их основе (по описаниям, встретившимся в текстах), анализирует планировочный каркас, классифицирует городские площади, пытается реконструировать способы функционирование места, градостроительную ситуацию, картину исторического развития некоторых городов, творческий путь архитектора.На этих примерах показана наиболее характерная и часто встречающаяся методика исследования.

В одну из задач данного изыскания входит определение методики изучения градостроительной проблематики, отраженной в текстах профессиональных периодических изданий конца XIX – начала XX вв. Цели данной работы не позволяют воспользоваться ни одной из существующих методик. Поэтому предложен комплексный метод изучения текстовых источников, который состоит из трех основных этапов: обобщающе-описательный, статистический, аналитический.

На первом этапе проводятся подготовительные работы, включающие поиск и чтение статей по градостроительной проблематике, представленной в письменных исторических источниках рассматриваемого периода.

Второй этап заключается в создании каталога, включающего таблицы, гистограммы, круговые диаграммы, графики; его описании и выведении, обобщении статистических данных на основе каталога.

В настоящее время в области архитектуры, положение с хранением и изданием исторических источников неудовлетворительно. Для архитектуроведения важно и необходимо составление максимально полных списков статей по архитектуре, строительству, градостроительной деятельности и др. В качестве наиболее удобной формы подачи материала в исследовании используется таблица. В ней собраны сведения об авторах, указываются разделы, названия статей, а также (для удобства поиска) даны сведения о названиях, номерах журналов, страницах, на которых размещены материалы. В таблицах, содержащих статьи по градостроительной деятельности, добавлены столбцы, фиксирующие описание краткого предметного содержания, используемые или вводимые термины, заимствования идей. На этой первичной информационной основе выстраиваются дальнейшие статистические данные.

Одной из форм выражения количественных исследований выступают гистограммы, круговые диаграммы, графики. По ним потенциально можно определить процентное соотношение тематики статей, наиболее интересующие темы, возрастание и затухание к ним интереса в современной практике и теории, установить долю той или иной темы к общему числу работ.

На последнем, третьем, этапе анализируется уровень мышления в архитектурной науке конца XIX – начала XX вв. Для этого необходимо:

  • выделить уровни мышления, наличествующие в современной науке;

  • установить критерии, по которым осуществляется оценка;

  • проанализировать статьи архитектурных периодических изданий по сформулированным ранее критериям;

  • рассмотреть тексты теоретических исследований конца XIX – начала XX вв;

  • определить уровень мышления архитектурной мысли по градостроительству конца XIX – начала XX вв.

По нашему мнению, существует всего четыре основные стадии и система вспомогательных критериев с результатами решения, способными определить взгляды, позиции, уровень мышления, обобщения теоретических знаний в градостроительстве конца XIX – начала XX вв.

  •  Систематизация на уровне объектов.
  •  Систематизация на уровне подходов.
  •  Пути решения задач, поставленных в работах.
  •  Заимствование теоретических исследований.

На первой стадии необходимо определить, что являлось объектом исследования, какие градостроительные системы рассматриваются преимущественно (социально-демографическая, производственная, система обслуживания населения (медицинского; коммунального обслуживания; торговли; зрелищных зданий; система, обслуживающая отдых населения и т.д.), система управления, жилищного устройства, транспортная, система инженерного оборудования (водоснабжения, теплоснабжения).

Вторая стадия призвана ответить на вопрос о том, как исследовался объект. Для этого были определены методы градостроительной науки, используемые в текстах архитектурных периодических изданий.

В современных теоретических исследованиях выделены такие методы градостроительной науки:

  • исторический анализ формирования градостроительных объектов, связей систем, а также профессиональные представления, отраженные в профессиональной деятельности;

  • сочетание методов истории и футурологии для философского прогнозирования;

  • методы реконструкции исторически сложившейся среды (анализ существующей
    застройки), можно говорить о методах локальной и общей реконструкции;

  • методы социально-экологического анализа разработаны в экономике и экономической географии;

  • методы комплексной оценки производства;

  • балансовые методы, при функциональном зонировании города и региона;

  • географические и демографические модели;

  • метод обобщенного описания объекта или структурно-функциональный анализ градостроительной системы;

  • использование искусствоведческого подхода;

  • анализ художественного творчества в градостроительном процессе (элементы декора);

  • математические методы (методы социологии);

  • использование информационных технологий;

  • экологический анализ территории и среды.

Выяснение способов описания, графической подачи материала, жанров текстов также входит в рамки этого этапа.

На третьей стадии необходимо определить, каковы пути, способы разрешения проблемной ситуации. Здесь должны быть рассмотрены процессы мышления; выявлены, какими методическими подходами (констатирующим, анализирующим), способами построения умозаключений (доказательными, проблематизирующими, убеждающими, украшающими) пользовались исследователи в конце XIX – начале XX вв.

Современная стадия развития науки выделяет два метода в процесс мышления:

  • дедуктивный;
  • индуктивный.

В дедуктивном умозаключении идет процесс развития системы, когда к системе присоединяется еще один элемент путем взаимодействия элементов друг с другом или внутреннего взаимодействия [2]..

В процессе индукции система понятий или суждений заменяется более общим понятием – происходит образование более сложных понятий из простых [2]..

 Заключающая стадия представляет собой выявление использования опыта теоретических исследований зарубежных стран в отечественных изысканиях.

Вся последовательность логической схемы в обобщающем виде будет выглядеть следующим образом: уровень мышления архитектурной науки конца XIX – начала XX вв. рассматривается сквозь созданную систему критериев оценки. Анализ и выведение новых знаний ведется на базе текстов профессиональных периодических изданий и теоретических концепций, зафиксированных в книгах современников. Умозаключение фиксирует влияние присоединения элемента (критериев оценки уровня мышления) на систему.

Схема проведения исследования построена в движении от общего к частному, (где каждый следующий этап углубляет основную проблему, уточняя и детализируя её), а затем, на этапе оценочных интерпретаций полученных знаний, от частей к целому (индуктивный метод), но уже на качественно ином уровне.

Созданная методика не только способна объяснить причинно-следственные связи, но и расширить предметный и понятийный горизонт архитектурной темы, заострить внимание на еще нерешенных проблемах, каталогизировать информацию об объекте исследования, как в печатном, так и в электронном виде.

References

1. Астафьева-Длукач М. И. О специфике изобразительных источников // Методические проблемы современного архитектуроведения. – М.: ВНИИТАГ, 1989, С. 160-166.

2. Паньков А.Ф. Теория развития систем и системная теория логики Кн.1. – Пермь: Книга. 1993. – 196с.

3. Смолина Н. Архитектурная книга у рубежа тысячелетий // Архитектура мира. Вып. 6, 1997, С. 17-25.

4. Чантурия Ю. Польские архитектурные издания 1920-1930 гг. в историографии белорусского градостроительства // Архитектура мира. Вып. 6, 1997, С. 131-139.

5. Шипицына О.А. Архитектуроведение и архитектурная критика: конспект лекций. – Екатеринбург: Архитектон, 2001. – 173с.

Citation link

Свечникова А.А. МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ДОРЕВОЛЮЦИОННЫХ ПЕРИОДИЧЕСКИХ ИЗДАНИЙ ПО АРХИТЕКТУРЕ [Электронный ресурс] /А.А. Свечникова //Архитектон: известия вузов. – 2004. – №2(7). – URL: http://archvuz.ru/en/2004_2/28 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 29.09.2004
Views: 61