Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №2 (7) September, 2004

Theory of architecture

Старченкова Наталья Сергеевна

магистрант.
Научный руководитель: кандидат архитектуры, профессор  А. В. Лемегов
УралГАХА

,

ОРГАНИЗАЦИЯ МУЗЕЙНО-ВЫСТАВОЧНОГО КОМПЛЕКСА В ИСТОРИЧЕСКОЙ ЗОНЕ ГОРОДА

Современный человек живет в мире, который во многих отношениях показался бы невероятным человеку прошлого. Подвижность, стремление к непрерывному обновлению, отказ от традиционализма стали основой жизни человека, в то время как старый город в целом остался прежним. Возникает противоречие между настоящим и прошлым. В связи с этим для всех городов актуальна проблема реконструкции сложившейся среды.

Старые городские центры зачастую не приспособлены к современной жизни: плохое состояние жилого фонда, стесненные условия размещения важных объектов общественного обслуживания, в том числе, имеющих общегородское, а для Екатеринбурга и региональное значение, нехватка озелененных пешеходных пространств, свободных от транспорта.

В последнее время количество и характер размещения объектов активного притяжения людей в городе значительно изменились. Выросло число людей, занятых в сфере науки, управления и обслуживания – то есть в тех учреждениях, которые по условиям своего размещения в городе тяготеют к центру.

Усугубляет ситуацию тот факт, что центр современного города в процессе своего развития не сместился в сторону от исторического, а остался на прежнем месте, вытесняя историческую застройку обилием офисов, общественных объектов, новой высотной застройкой.

Возникает противоречие: с одной стороны необходимо сохранить старый город, его сложившуюся планировочную структуру, расположенные на его территории памятники, традиционные визуальные связи и зрительные перспективы; с другой – обеспечить развитие современных процессов и тенденций.

Наиболее уместно в данной ситуации включать в структуру центра такие градостроительные объекты, которые позволили бы экономически выгодно использовать территорию, не разрушая при этом сложившуюся среду. Например, музейно-выставочный комплекс. Будучи центром общественного притяжения, он позволит создать внутри себя развитую торгово-развлекательную сеть.

Расположение в центральной части города имеет очевидные выгоды и для самого музея: геометрическое положение в системе города, исторические традиции, развитая транспортная инфраструктура, усиление плотности людских потоков.

 Особенно высока концентрация функциональной активности на перекрестках улиц в историческом центре города. Театры, магазины, бытовое обслуживание, выставки – на этом месте они не останутся незамеченными. Это еще один плюс в расположении музейного комплекса на перекрестке двух магистральных улиц общегородского значения, улиц 8 Марта и Куйбышева.

К тому же, с точки зрения эстетической организации города, выявление и активное использование естественных факторов местности (река, рельеф, зелень), раскрытие и фиксация наиболее ответственных точек природных ситуаций, общей планировочной концепции будет удачным завершением бульвара, который планируется создать вдоль существующей проезжей части ул. Куйбышева. Важным фактором в данной ситуации является река – природная доминанта, где целесообразно размещение объектов, имеющих особое значение для городского центра.

Создание музейного комплекса вдоль реки Исеть даст возможность сохранить «зеленую артерию» в черте города без потери весьма ценных для строительства, с экономической точки зрения, территорий центральной его части. Таким образом, экономический и природный городские каркасы могут иметь общие узлы, некий компромисс.

Подобный центр должен обладать сложной структурой, включать в себя различные зоны. Экономия времени требует компактного сочетания и гибкой пространственной взаимосвязи объектов, которые раньше никогда не совмещались. Так, музейный комплекс сможет представлять собой не только ряд отдельно стоящих зданий, имеющих внутренние функции, а являться сложной системой соподчиненных выставок, экспозиций – музеем как внутри, так и снаружи. Большое скопление людей сделает рентабельным в данном месте размещения торговли, предприятий общественного питания, информационных центров. Здесь же должны находиться стоянки для транспорта. Такой центр должен представлять собой не только стационарную пространственную структуру, эпизодически посещаемую населением, а развитый многофункциональный культурно-рекреационный центр общественного значения. В основу организации и функционирования музейного центра должно быть положено свободное общение. Нужно дать возможность посетителю проводить здесь время максимально удобно.

Большую долю центра будут составлять культурно-зрелищные сооружения. Это могут быть крупные большепролетные пространства и серии небольших, камерных помещений. Здания могут поддерживать архитектурный стиль эпохи, к которой принадлежит окружающая историческая застройка, либо наоборот – противостоять ей.

Функции, предполагающие в первую очередь организацию обслуживания, могут активно включать в себя и объекты иного характера, например, представительства фирм, художественные мастерские и т. д.

Рекреационная зона в составе комплекса может быть представлена обособленными, относительно замкнутыми и небольшими по размеру пространствами, замкнутыми, но не изолированными – мелкомодульной системой площадок отдыха, обеспечивающих «интимное» восприятие человеком окружающей его среды.

Все это позволит увеличить многообразие объектов культурного обслуживания при тех же (или меньших) затратах на строительство и повысит уровень потребления населением культурного наследия, улучшить эстетическое состояние городской среды, сохранить исторически сложившуюся городскую застройку, задать новое функциональное насыщение центра.

References

1. Гутнов А. Э. Эволюция градостроительства. – М.: Стройиздат, 1984.

2. Гутнов А. Э. Лежава В. Л. Будущее города. – М.: Молодая гвардия, 1990.

3. Зодчество мира 3-4/2002 «Институт искусств». 

4. Зодчество мира 4/2001 «Нубийский музей», «Социальный центр Олбия». 

5. Зодчество мира 4/1999 Джеймс Уайлз «Цель – слияние архитектуры и ландшафта».

Citation link

Старченкова Н.С. ОРГАНИЗАЦИЯ МУЗЕЙНО-ВЫСТАВОЧНОГО КОМПЛЕКСА В ИСТОРИЧЕСКОЙ ЗОНЕ ГОРОДА [Электронный ресурс] /Н.С. Старченкова //Архитектон: известия вузов. – 2004. – №2(7). – URL: http://archvuz.ru/en/2004_2/32 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 29.09.2004
Views: 60