Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №2 (7) September, 2004

Theory of architecture

Шутемова Елена Анатольевна

аспирант.
Научный руководитель: доктор философских наук, профессор Т.Ю. Быстрова
УралГАХА

,

ПРОЦЕСС ВОСПРИЯТИЯ КАК ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОЩУЩЕНИЯ В ОБРАЗ

Предметно-пространственная среда, как особый тип реальности, выступает материальным объектом в физическом пространстве и времени и формой художественного образа в перцептивном, осознаваемом пространстве.

Продуктами творческой деятельности дизайнера и архитектора являются объекты зрительного восприятия – формы предметно-пространственной среды, организованные визуально и функционально содержательно. Они воздействуют на человека физической формой (пространство, линии, объемы); художественной формой (пропорции, ритм, масштаб); художественным образом (выражение определенного чувства, смысла). При определенных условиях организации физическая форма является материалом художественной формы, которая выражает определенный художественный образ. В процессе структурной организации различных смысловых и визуальных элементов формы должен формироваться целостный зрительный образ. Поэтому для дизайнеров и архитекторов проблемы композиции всегда являются актуальными. А в художественном проектировании обращается особое внимание на вопросы композиции, как на основу творческого процесса.

Восприятие формы предметно-пространственной среды – это результат двустороннего, как объективного, так и субъективного, процесса между зрителем и окружением, обусловленного и объектом восприятия (архитектурой, дизайном), и субъектом восприятия (человеком). Биологические, психофизиологические возможности человека являются постоянными факторами субъекта восприятия. К переменным факторам субъекта, влияющим на восприятие, относятся индивидуальные качества человека, его опыт и знания.

Форма в дизайне и архитектуре выступает посредником между проектировщиком и зрителем, действуя на ум и чувства зрителя двойственно. Во-первых, форма несет в себе функционально-содержательную информацию, то есть «содержит материализованный ответ на прагматическую задачу – рычаг передает усилие, кровля защищает от непогоды и т.д. При этом она обусловлена конструктивно – свойствами материала, схемой распределения напряжений и пр.»[8] Дизайнер должен учитывать функциональное содержание формы, которое нельзя существенно изменить, так как оно самостоятельно.

Во-вторых, форма имеет художественно-образное содержание и «существует сама по себе, вне связи с конкретикой ее назначения или места в мироздании»[8]. Художественное содержание формы раскрывает на абстрактном уровне свойства природы (тяжесть, подвижность, яркость), которые отзываются в сознании человека эмоциональными установками. «Зрительными параметрами дизайнер может распоряжаться практически как угодно – деформируя, меняя оттенки цвета, сочетания фактур и т.д. Тем более что воздействие на зрителя эти параметры оказывают не поодиночке, а в комплексе, при сопоставлении друг с другом»[8].

В.Т. Шимко выделяет четыре уровня процесса визуализации, которые связаны между собой.
I. «Элементарные» визуальные сигналы (пятно, линия, цвет, размер, объем, пространство, форма).
II. Композиция совокупности визуальных элементов как их формальная эстетическая организация. Композиция как взаимосвязь, взаимозависимость или примирение элементов.
III. Интегральные впечатления (эстетические категории): масштабность, тектоническая организация, эмоциональная ориентация, гармоничность, оригинальность.
IV. Образ формы.

В ходе проектирования на каждом уровне процесса визуализации организуется соответствующая специфическая информация: о визуальных свойствах элементов, об определенных состояниях формы (композиционные характеристики), о художественных качествах формы и об эмоционально-художественном смысле формы. Таким образом, термин «образ» обозначает эмоциональное содержание общего смысла композиции.

Cубъективная реальность, внутренний мир человека многообразен и сложен. В него входят познавательные процессы, с помощью которых человек получает и осмысливает информацию, отображает объективный мир. В ходе познавательных процессов объективный мир преобразуется в субъективный образ.

Сознание человека есть отражение реального физического мира. В свою очередь, реальный физический мир отражается в сознании в форме понятий, законов, категорий. Сознание – это психическое отражение действительности. В структуру сознания входит как осознание вещей, так и переживание, то есть определенное отношение к содержанию того, что отражается. Сознание включает в себя: ощущения; восприятия; представления; понятия; мышление. Процессы ощущения, переживания, восприятия – это механизмы психической деятельности.

Орган сознания – мозг, представляющий собой наивысшую форму организованной материи. Отражательная деятельность мозга предполагает его активное состояние. Роль нервных мозговых механизмов заключается в анализе и синтезе раздражений. Условный раздражитель, попадая в кору головного мозга, включается в сложную систему связей, образовавшихся в результате прошлого опыта. Деятельность мозга является преобразующей. Изображение, возникшее на сетчатке глаза, существенно преобразовывается человеческим мозгом. Видит не глаз, а мозг. Глаз питает мозг зрительной информацией, а мозг ее интерпретирует. К такому выводу в своих работах по изучению механизмов зрительного восприятия пришли такие известные психологи как Р. Грегори, Дж. Гибсон, А.Н. Леонтьев. Они рассматривают восприятие как активный процесс получения информации из окружающего мира. Психическая деятельность характеризуется не только ее физиологическим механизмом, но и ее содержанием, то есть тем, что именно отражается мозгом в реальной действительности. Неверно смотреть на образ восприятия как на «картинку», потому что ни в мозгу, ни на сетчатке нет никаких картинок, с которых начинается перцептивный процесс. Отражение вещей, их свойств и отношений в мозгу не означает их перемещения в мозг или образования их физических отпечатков в нем. Переживаемый человеком образ внешней формы есть нечто субъективное. Он не сводим ни к самому объекту, находящемуся вне, ни к тем физиологическим процессам, которые происходят в мозгу и порождают этот образ.

Структура приема информации мозгом включает в себя следующие этапы. Раздражитель воздействует на органы чувств, возникают нервные импульсы. Они поступают в головной мозг и там обрабатываются. Формируются отдельные ощущения. Целостный образ восприятия предмета складывается из опознания предмета и осмысления информации о нем посредствам сопоставляется с эталонами памяти, текущей информации и прежнего опыта. В психологии процесс формирования образов в сознании после приема и переработки информации, поступившей через органы чувств, называется восприятием, или перцепцией. В.П. Зинченко определяет восприятие как «прижизненно формирующуюся систему предметных перцептивных действий, с помощью которых индивид строит образ окружающей действительности и ориентируется в ней».[2] Объектами зрительного восприятия являются предметы окружающего мира, которые можно описать в перцептивных категориях формы, фактуры, цвета, яркости, пространства. Сведения о характеристиках предметов, не ощущаемых непосредственно, возникают из сенсорных данных. «Мы не только верим тому, что видим, но до некоторой степени и видим то, во что верим», – отмечает Р. Грегори.[1] Перед человеком встает проблема активизации видения; преодоления «привычного автоматизма восприятия». Человек смотрит на мир через своеобразную призму, состоящую из перцептивных эталонов, моделей. В этом случае восприятие находится в состоянии «автоматизма», т.е. «человек может воспринимать лишь то, что он ожидает и не увидеть ничего другого. Это и есть слепота к миру» [2].

Глагол «видеть» имеет двойное значение – это и видеть физическую реальность (например, видеть картину), и видеть объект восприятия (например, видеть то, что на картине изображено). Отличительным признаком распознавания образов считается видение одного из многих или одного из двух. Восприятие отождествимо с распознаванием образов, так как распознавание образа означает отнесение объекта к определенной категории или классу. Восприятие, как активный физиологический процесс, упрощает образ путем выявления в нем существенных признаков для данного класса явлений.

Рассмотрим принципы распознавания образов на примере обучения детей узнаванию водоплавающих птиц. Дети распределяют водоплавающих птиц на определенные группы по признакам длины и кривизны их шеи: у уток шея короткая и изогнутая, у гусей - более длинная и относительно прямая, у лебедей – еще длиннее, но, однако, менее прямая. Такое символическое представление позволяет решать задачу распознавания объектов (образов), если приводит к выделению групп (классов), внутри которых различия меньше, чем различия между представителями разных групп.

Образ имеет свойства активности и открытости, поэтому он может развиваться и совершенствоваться. В то же время в образе содержатся и противоположные свойства – инвариантность, стабильность. Соотношение динамических и статических свойств образа различные. Если последнее свойство образа выражено сильнее, то формируется перцептивный эталон, имеющий двойственный смысл. С одной стороны, эталоны формируют системы обобщенных образов, с другой стороны, отсутствует формирование нового образа и включается «аппарат узнавания и отнесения к классу когда-то виденного, слышанного, знаемого».

Попытаемся представить процесс зрительного восприятия с помощью модели, предложенной Б.В. Раушенбахом. На рис.1 показана схема зрительного восприятия.

Человек смотрит на внешнее пространство, которое на схеме изображено в виде ели и обозначено буквой А. «Оптическая система глаза дает плоское изображение этой ели (и др. объектов) на сетчатке глаза С. Опираясь на это изображение мозг человека М строит новое пространство, пространство зрительного восприятия В, которое мы «видим». Объективно существующее пространство А и возникший образ этого пространства в сознании человека В (субъективное или перцептивное пространство) имеют разный геометрический облик»[5]. Например, в объективном пространстве рельсы параллельны, а в субъективном – они сходятся в точку на горизонте. Мозг, образуя субъективное пространство и опираясь при этом на сетчаточный образ, производит трансформации возникшего образа: что-то увеличивает, что-то уменьшает, распределяет предметы по признаку «близко – далеко» и т.п. Поэтому облик предметов в субъективном пространстве может заметно отличаться от сетчаточного образа С (размер ладони, расположенной на разном расстоянии от глаз). Мозг человека способен существенно преобразовывать сетчаточный образ. Таким образом, изображение предметов через глаз попадает в мозг, преобразуясь там в зрительный образ, называемый Б.В. Раушенбахом «мозговой картинкой». «Мозговая картина» открывает новые пути для искусствознания. Чтобы понять какими средствами достигается нужный художественный эффект, необходимо знать, как трансформируется в творчестве естественное зрительное восприятие натуры.

 «Восприятие обладает большим диапазоном глубины изучения формы: от сжатых и мгновенных характеристик по признакам, предельно экономным в передаче, до подробного развертывания образа во времени».[7] Признаки, по которым характеризуется сущность объекта, должны быть существенно информативными и универсальными для всех зрительных образов. Такими информационными признаками являются соразмерность, пропорция, контурная линия, цвет. И.Ш. Шевелев представляет зрительный образ в виде модели размерно-пространственной структуры (РПС) внешнего мира. Информация о размерно-пространственной структуре объектов, получаемая через декодирование зрительных образов, содержится в относительных размерных характеристиках. Структуры мозга, интегрирующие образы внешнего мира, познают мир только в относительных, а не абсолютных величинах. Образ определяется соотношением глубины, ширины, высоты целого и каждой его части между собой и целым и тем, как построена относительная размерно-пространственная структура (ОРПС) каждой из его автономных частей. Сознание по признаку ОРПС осуществляет обобщения схожего и выявляет тонкие различия в характеристиках форм. «Образы формируются не в рецептивных полях, а в ассоциативных зонах коры. Они складываются при сопоставлении разных признаков. В зрительной зоне установлены гностические поля, где раздельно дешифруются цвет, линейный контур и пространственные соотношения. Возникновение образов обусловлено анатомически тем, что различные зоны коры связаны между собою в ансамбли клеток, соответствующие отдельным восприятиям. Возбуждение такой цепи или одного, или нескольких нейронов возбуждает всю цепь, которая и представляет в сознании образ»[7]. Центральная нервная система способна оперировать не только конкретными образами, но и более абстрактными характеристиками - символами. Для восприятия существенна способность к геометрическому абстрагированию.

Образ - это способ кодировать сообщаемую информацию в художественной форме. В этом случае образ, как эстетическое переживание, играет двоякую роль: он не только доносит до зрителя опознавательный символ - эмблему, но еще привлекает и удерживает внимание людей, вызывает определенные эмоции и чувства. На этом коммуникативном уровне проявляются знаковые и пусковые стимулы, включенные в культурно-содержательный код. При стилизации происходит схематизация: отдельные особенности предметов выпячиваются, а менее важные детали исчезают. Так путем постепенного абстрагирования предмет может превратиться в знак. В процессе филогенетической и культурной эволюции знаки возникают примерно одинаково, так как в обоих случаях отбор осуществляет тот, кто воспринимает сигнал. Сигналы должны быть хорошо заметны, должны легко восприниматься и безошибочно распознаваться. Процесс стилизации подчиняется законам, которые управляют абстрагирующим (типологическим) зрительным восприятием. Путем постепенной, художественной схематизации человеческие фигурки и лица превращаются в знаки, изображаемые в виде скульптур, на посуде, одежде и т.д. Между легко узнаваемыми фигурками и абстрактными знаками существуют всевозможные переходы. Примером стилизации реалистических изображений являются орнаменты.

Возможно, существуют какие-то внутренние эталоны, с которыми сопоставляется все воспринимаемое. Проведенные эксперименты показывают, как из многочисленных мимолетных впечатлений, накопляемых и объединяемых в памяти, рождаются схемы и стереотипы. Они свидетельствуют о том, что наше восприятие в своей основе категориально (типологично).

Тенденциозность нашему восприятию придают специфические эволюционные адаптации. Некоторые особенности окружающей обстановки вызывают адаптивную реакцию. Например, планировка населенных мест связана с ориентацией со сторонами света, потому что человек определяет свое место в пространстве по движению солнца. «Пересечение двух перпендикулярных направлений север – юг, запад - восток задавало главные оси древних городов во многих культурах древности»[3]. Своим поведением человек реагирует на определенные знаковые стимулы. Человек обладает уникальной способностью к усвоению культуры и к обучению, но во многих отношениях он как бы заранее запрограммирован, то есть рождается не «чистой доской». Его сенсорные устройства, воспринимающие соответствующие стимулы, и системы переработки информации настроены в процессе эволюции на восприятие вполне определенного круга стимулов и их сочетаний и на то, чтобы отвечать на них определенными действиями. Системы переработки информации человека подготовлены к восприятию тех внешних событий, которые небезразличны для благополучия индивидуума.

Как у отправителя, так и у получателя информации создаются сигнальные приспособления и пусковые механизмы. Соответствующие стимулы называют пусковыми врожденными стимулами. Они имеют такие особенности, как специфически провоцировать ту или иную поведенческую реакцию; реагировать на преувеличенные стимулы. Поэтому человек искусственно создает объекты, действующие сильнее аналогичных, естественных стимулов. Например, художники-мультипликаторы, рисуя зверушек как бы маленькими детьми, прибегают к приему, называемому «младенческий тип строения тела». У маленьких детей размер головы очень велик по сравнению с туловищем, высокий выпуклый лоб, пухлые щеки, маленький рот, короткие конечности с округленными очертаниями. Преувеличивая эти особенности, изготавливают привлекательных кукол.

Тенденциозность нашего восприятия в стремлении отыскать в окружающем мире порядок, правильность, определенные структуры. В воспринимаемом мы ищем упорядоченности. Этот принцип вытекает отчасти из ограниченной способности нашего мозга к переработке информации. В сложных структурированных стимулах (паттернах) мы пытаемся обнаружить упорядоченность, которая позволила бы нам выделить в них более крупные элементы и таким образом иметь дело с меньшим количеством информации. Наше чувственное восприятие предрасположено к порядку и создает кажущийся порядок даже там, где его нет. Для облегчения обработки информации человеку надо уметь выявлять закономерности в формах внешнего мира. «Человек ищет упорядоченность в окружающем его мире, так как она помогает ему лучше воспринимать окружающее и запоминать воспринятое. Поэтому открытие таких закономерностей доставляет удовлетворение» [4]. Упорядоченность, в отличие от хаоса, воспринимается как нечто красивое. Г. Лейбниц: «Две опасности грозят миру – порядок и беспорядок». Стремление человека выявлять упорядоченность и классифицировать то, что он воспринимает, делает процессы познания мира более экономными и намного повышает наши приспособительные возможности. Целостность и выразительность – это два взаимосвязанных диалектических понятия, выражающих законы художественной композиции. Целостность предполагает отсутствие членений, а выразительность их наличие. «Целостность – это порядок, система, закономерность, а выразительность – это нарушение порядка, своеобразие, индивидуальность, неповторимость. В полноценном художественном произведении отношением целостности и выразительности управляет мера» [9].

Если упорядоченность слишком очевидна, объект не кажется наблюдателю красивым, так же как и в том случае, когда в его структуре вообще не удается обнаружить никакой регулярности. Для восприятия необходим принцип рассогласования между ожидаемым (прогнозируемым) и полученным в данный момент. Человек должен сам обнаружить, открыть закономерность, скрытую в кажущемся хаосе. Таким образом, для эстетической привлекательности нужно, чтобы объект обладал некоторой промежуточной упорядоченностью – не слишком простой, но все же доступной для восприятия.

В художественных произведениях основные особенности механизмов восприятия используются для того, чтобы привлечь и удержать внимание зрителя. Это позволяет передать ему те или иные сообщения, закодированные с помощью символов.

В процессе восприятия образа предметно-пространственной среды имеет большое значение индивидуальный фактор. Образ воспринимается каждым человеком по-своему в силу индивидуальных особенностей, то есть субъективно. Поэтому от одной и той же реальной действительности у разных зрителей могут возникать различные образы.

References

1. Грегори Р.Л. Разумный глаз. – М.: Мир, 1972.

2. Зинченко В.П. Развитие зрения в контексте перспектив общего духовного развития человека // Вопросы психологии. – 1988. – № 6.

3. Иконников А.В. Художественный язык архитектуры.– М.: Искусство, 1985.

4. Красота и мозг: Биологические аспекты эстетики. – М. Мир, 1995.

5. Раушенбах Б.В. Геометрия картины и зрительное восприятие. – СПб.: Азбука – классика, 2002.

6. Ростопшин П. Психология и педагогика. – М.: Издательство ПРИОР, 2001.

7. Шевелев И.Ш. Принцип пропорции. – М.: Стройиздат. 1986.

8. Шимко В.Т. Архитектурно-дизайнерское проектирование.  – М., 2003.

9. Этюды грядущего века: Материалы региональной научно-методической конференции преподавателей изобразительного искусства и выставки творческих работ учащихся школ. – Екатеринбург: Архитектон, 1998.

Citation link

Шутемова Е.А. ПРОЦЕСС ВОСПРИЯТИЯ КАК ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОЩУЩЕНИЯ В ОБРАЗ [Электронный ресурс] /Е.А. Шутемова //Архитектон: известия вузов. – 2004. – №2(7). – URL: http://archvuz.ru/en/2004_2/38 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 29.09.2004
Views: 58