Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №2 (7) September, 2004

Theory of architecture

Щербенок Антон Викторович

магистрант
Научные руководители: кандидат архитектуры, профессор О.А Шипицина;
доктор архитектуры, профессор  Л.П. Холодова.
УралГАХА

,

КОНСТРУКТИВИЗМ КАК ШКОЛА АРХИТЕКТУРНОЙ ПРАКТИКИ

Сегодня мы наблюдаем возрождение стиля конструктивизм в современном строительстве. Чем это вызвано?

В 1972 были взорваны постройки района Прютт-Айгоу в городе Сент-Луисе. Этот район был построен согласно принципам СIАМ в 1951-55 гг. и состоял из 11-этажных пластин домов. Монотонность и однообразие среды, неудобства расположения мест для общения и коллективной работы, привели к недовольству жителей, которые стали покидать этот район, где к тому же резко выросла преступность. Муниципалитет, потерявший контроль над почти обезлюдившим районом, распорядился взорвать его постройки. Данное событие было провозглашено Чарльзом Дженксом "концом "новой архитектуры". Будущее признавалось за направлением постмодернизма. Но по прошествии 20 лет можно видеть полную несостоятельность этого утверждения. Большинство современных построек, особенно общественных зданий, отражают те течения, которые продолжают традиции "новой архитектуры" 20-30-х годов, преодолевая недостатки, которые привели к ее кризису. Сегодня можно говорить о трех таких направлениях, которые, несмотря на отличающие их особенности, тесно взаимодействуют друг с другом. Это неоконструктивизм, деконструктивизм и хай-тек. [4] (Рис.1,2,3) Нас интересует течение неоконструктивизм, причины его возникновения. Сам термин говорит об истоках этого направления, а именно о конструктивизме.


Рис.1. Folie, Parc la Villette, Париж. Б.Чуми

Термин "конструктивизм" появился в России в начале 20-х годов (1920-1921) и был связан с образованием рабочей группы конструктивистов ИНХУКа, которые ставили своей задачей "борьбу с художественной культурой прошлого и агитацию нового мировоззрения". В советском искусстве в этот период термину придавали следующие значения: связи с технической конструкцией, со структурной организацией художественного произведения и с методом работы инженера – процессом конструирования, связь с задачей организации предметной среды человека. В советской архитектуре под ним прежде всего понимали новый метод проектирования, а не просто оголенные технические конструкции.

В проектах конструктивистов получил распространение так называемый павильонный метод композиции, когда здание или комплекс делились на отдельные по назначению корпуса и объемы, которые затем соединялись друг с другом (коридорами, переходами) в соответствии с требованиями общего функционального процесса. (Рис.3) Надо заметить, что в России много подобных построек. Однако, несмотря на такие масштабы строительства, их нельзя назвать полноценными представителями стиля конструктивизм, то есть хотя образная тематика и соответствовала канонам, но исполнение явно выпадало из правил. Постараюсь пояснить почему: конструктивизм подразумевает открытые конструкции, т.е. не облицованные, будь то металл или бетон. А что видим мы? Оштукатуренные фасады. Так как конструктивизм отвергает карнизы, он тем самым обрекает оштукатуренное здание на вечное обновление и ремонтные работы. Однако даже не это привело к исчезновению стиля как направления в проектировании.


Рис. 3. Музей в Атланте. Р. Майер

Ослабление влияния конструктивизма и уменьшение числа его сторонников в начале 30-х годов было прежде всего связано с изменением социально-политического климата в стране. В полемических спорах произошла подмена профессионально-творческих проблем идеологическими и политическими оценками и ярлыками.

Творческая перестройка, начавшаяся в советской архитектуре в эти годы, была связана с влиянием и вкусами представителей административно-командной системы, которые в вопросах формы ориентировали на классику и прежде всего на ренессанс. Волевые вмешательства в развитие архитектуры чаще всего преследовали цель ликвидировать разнообразие в художественном творчестве. Процесс усреднения искусства нарастал до середины 30-х годов, когда волевые акции по установлению единомыслия в художественном творчестве ознаменовались опубликованием в одной из газет серии статей репрессивного толка по разным видам искусства. Это был последний аккорд официально санкционированного окончательного разгрома авангарда. [3]

Таким образом, главной причиной исчезновения конструктивизма в 30-е годы стала изменившаяся политическая ситуация, то есть причина внешняя, не связанная с внутренними профессиональными проблемами. Развитие конструктивизма было остановлено искусственно.

Конструктивисты считали, что в объемно-пространственной структуре человек должен видеть не некий символ или абстрактную художественную композицию, а прочитать в архитектурном образе прежде всего функциональное назначение здания, его социальное содержание. Все это привело к такому направлению как технологический функционализм, который получил широкое применение в проектировании. Особенно в таких городах как Свердловск – Екатеринбург, который усиленно развивался в 30-е годы XX века. Большое количество промышленных предприятий, рассредоточенных по городу, и строительство различных объектов в виде целых комплексов – все это спровоцировало возникновение в городе конструктивистских построек, от промышленных предприятий до жилых комплексов.

Это доказывает, что конструктивизм может присутствовать и в градостроительном проектировании. Только надо подходить к этой задаче ответственно, так как ошибки в масштабе градостроительства просто губительны для города и исправить их гораздо сложнее, чем предотвратить. В варианте отдельно стоящего здания этот стиль более приемлем, так как его некоторая массивность монолитность выглядят не так тяжело, как в масштабе целого комплекса.

Подводя итог рассмотрению конструктивизма, для лучшего понимания его основных характеристик и принципов к выше изложенному могут быть добавлены пять отправных точек этого стиля, сформулированных Ле Корбюзье:

  1. Дом на столбах. Конструктивной основой здания является каркас.

  2. Плоская крыша. Крыша выполняет теперь не только ограждающую функцию, но используется как терраса.

  3. Свободный план. До сих пор стены здания были его несущими элементами, планировка дома полностью зависела от стен. Этажи больше не будут отделяться один от другого словно отсеки. Отсюда – большая экономия жилого объема, рациональное использование каждого кубического сантиметра, большая экономия материальных средств.

  4. Горизонтальные окна. Окна могут быть протянуты вдоль всего фасада, от одного его конца до другого.

  5. Свободный фасад. Отныне фасады - это легкие пластины изолирующих стен и окон. Фасад освобожден от нагрузки. [2] (Рис.2 )


Рис. 2. Атениум. Р. Майер

Все эти принципы хоть и относятся к конструктивизму, тем не менее, могут полноценно являться помощником при проектировании архитектурных объектов в стиле неоконструктивизм. Несмотря на то, что он продвинулся вперед в технологическом и композиционном планах, все равно является продолжением своего предшественника. А значит мы имеем относительно полную информацию об этом направлении и можем с уверенностью использовать его в проектировании в дальнейшем развитии города.

В заключение хотелось бы привести высказывание известного французского архитектора Кристиана де Портзампарка, которое отражает взгляды неоконструктивистов на прошлое и настоящее архитектуры: "Мы воспитаны на наследии русского авангарда, оно обладает громадной силой и важностью. Они – авангардисты – сознательно порвали с прошлым и строили новый мир. Даже в среде искусства принялась эта идея, что ничто уже не возвратится на прежние рельсы. Если бы сегодня кто-нибудь утверждал, что мы на пути к новому миру, он нашел бы скромный отклик. Но если мы обращаемся к конструктивистам, к ВХУТЕМАСу, говорим о тогдашней архитектуре, обо всех тех эскизах и проектах, это потому, что сейчас мы в процессе своеобразного обучения, потому, что мы сами осваиваем изменившийся мир, мир, претерпевший значительные преобразования".[4]

Новый метод коренным образом перевооружает зодчего. Он дает здоровое направление его мыслям, неизбежно устремляя их от главного к второстепенному, заставляя его отбрасывать ненужное и искать художественную выразительность в самом важном и необходимом.

References

1. Застывшее время перемен. Газета “Культура” № 20 2002. Kultura-portal.ru

2. Ле Корбюзье. Взгляды, достижения, проекты французского архитектора Ле Корбюзье. http://culture.surrefeat.ru

3. Новый московский стиль. Итоги.ru № 1, 2004

4. Неоконструктивизм, деконструктивизм, хай-тек. Ussr.to//all//tibetian/ Korpus2// neocon2.html

 

Citation link

Щербенок А.В. КОНСТРУКТИВИЗМ КАК ШКОЛА АРХИТЕКТУРНОЙ ПРАКТИКИ [Электронный ресурс] /А.В. Щербенок //Архитектон: известия вузов. – 2004. – №2(7). – URL: http://archvuz.ru/en/2004_2/39 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 29.09.2004
Views: 64