Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №3 (8) December, 2004

Architectural practice

Kolyasnikov Victor A.

Chief Researcher, Research Center for Urban Planning Law,
Federal State Budgetary Institution "TsNIIP of the Ministry of Construction of Russia";
Doctor of Architecture, Professor, Department of Urban Planning and Landscape Architecture.
Ural State University of Architecture and Art,

Russia, Yekaterinburg, e-mail: grado@usaaa.ru

ДИАЛОГ КУЛЬТУР

В соответствии со Стратегическим планом Екатеринбурга в Уральской государственной архитектурно-художественной академии при активном участии Управления культуры города разработана градостроительная концепция Евразийского музейного комплекса «Екатеринбург». Девиз концепции: диалог культур. Это диалог Европы и Азии, прошлого, настоящего и будущего.
 

Цель проекта – создание Евразийского музейного комплекса как нового центра культуры Екатеринбурга на базе зданий и сооружений, представляющих собой единую экспозиционную систему архитектурных и архитектурно-ландшафтных ансамблей.

Генеральный план
 

 Основные задачи проекта:
- формирование идеологии музейного комплекса (содержание, способы функционирования, экономика и менеджмент);
- определение границ и состава комплекса, выделение земельных участков под строительство его новых объектов;
- разработка и широкое общественное обслуживание генерального плана и художественной концепции комплекса, архитектурных проектов зданий и сооружений;
- создание Ассоциации Евразийского музейного комплекса «Екатеринбург» как организационной структуры, обеспечивающей реализацию проекта;
- проведение мероприятий (конференций, выставок и др.) для привлечения инвестиций в создание комплекса;
- составление рабочих чертежей, строительство и функционирование.

 Главная архитектурно-планировочная идея создания Евразийского музейного комплекса заключается в формировании экспозиционно-градостроительной системы ансамблей пешеходной трассы от Вознесенской горы и киноконцертного театра «Космос» до «Башни – Символа Города» и Ново-Тихвинского монастыря. Границы комплекса определяются кварталами, примыкающими к данной трассе и активно влияющими на функциональное, эстетическое и инженерно-техническое решение комплекса. Основной элемент пешеходной трассы – набережная Максима Горького.

Территория, предлагаемая для создания комплекса, имеет целый ряд достоинств. Здесь уже функционируют такие крупные историко-культурные комплексы как Литературный квартал «Писатели Урала» и «Исторический сквер». Имеются музеи и более 50 памятников истории и культуры, в том числе памятное место основания Екатеринбурга.

До революции жители города называли данную территорию «Церковная сторона». В настоящее время здесь восстановлен Свято-Троицкий собор; созданы уникальный Храм на Крови, часовня Св. Екатерины и студенческая церковь Св. Татьяны. Поэтому пешеходная трасса может стать не только туристическим и рекреационным маршрутом, но и своеобразным Поклонным Путём – дорогой поломников, церковных ходов.

По проекту зон охраны памятников истории и культуры города (УралГАХА, 2003) указанная территория входит в комплексную зону охраны памятников и регулирования нового строительства «Исторический Екатеринбург». В районе набережной Максима Горького, ул. Розы Люксембург и Чапаева регламентировано сохранение крупных фрагментов исторической застройки. В этот район предложено перенести несколько памятников, оказавшихся в узлах интенсивного строительства новых зданий и сооружений, а также развития транспортных коммуникаций, жизненно необходимых городу.

 



Идея создания пешеходной трассы Евразийского музейного комплекса согласуется с решениями другого Стратегического проекта – «Центральная торговая зона». Этим проектом предусмотрено создание протяжённого пешеходного пространства на базе ул. Вайнера от площади перед Драматическим театром до Ново-Тихвинского монастыря. Строительство подземных переходов, мостов в направлении пл. Театральная – Динамо и в районе «Башни – Символа Города» позволит создать единое пешеходное кольцо центра Екатеринбурга.

Градостроительная концепция Евразийского музейного комплекса развивает сильные стороны рассматриваемой территории. В Историческом сквере предложено создать монументально-декоративную композицию «История Урала», реконструировать церковь Св. Татьяны, увеличить экспозиционные площади Музея архитектуры и промышленной техники.

На набережной Максима Горького проектируются Детский музей и Музей театра, музыки и кино, парк Скульптур и ландшафтный парк Диалог культур Европы и Азии, Екатеринбурга и городов-побратимов. В районе «Башни – Символа Города» предусмотрено строительство Музея и парка Современного искусства, а на ул.Чапаева – центра Народных промыслов и ремёсел, Галереи старинной живописи, Центрального выставочного зала и Политехнического музея. В этой части комплекса целесообразно реставрировать по архивным документам приусадебные сады старого Екатеринбурга, Ново-Тихвинский монастырь.

Современное состояние территории, предлагаемой для формирования музейного комплекса, характеризуется и рядом недостатков. «Штучное» строительство новых зданий не имеет единого композиционного замысла, разрушает целостность исторической среды и не создаёт выразительного современного ансамбля набережной Максима Горького. А это важнейшая экспозиционная часть центра Екатеринбурга, участвующая в формировании его архитектурно-художественного образа как столицы Урала. Она воспринимается со многих видовых точек, «работает» в панораме центра.

Территория не имеет подземных переходов, достойного благоустройства и озеленения. Памятники истории и культуры находятся в ветхом состоянии. Башня телецентра превратилась в монумент и символ незавершённого строительства.

 Градостроительной концепцией предполагается устранить «слабые стороны» территории. Так, «стеклянный стиль» новых построек Екатеринбурга можно смело распространить на «фоновую» архитектуру музейного комплекса. Он позволит добиться создания не только ансамблевого единства новых зданий, но и удачного решения художественно-экспозиционной задачи диалога во взаимодействии «старого» и «нового»: памятники и природный ландшафт будут отражаться в «зеркале» новой застройки. В целях достижения эффекта «разновременного ансамбля» некоторые новые здания могут иметь колористическое решение, подчинённое «ударным экспонатам». Это прежде всего относится к окружению Храма на Крови. Система подземных переходов, покрытия трассы и видовых площадок, малых архитектурных форм, монументов, зелёных «ширм», разработанная на основе единого художественного сценария восприятия экспозиции музейного комплекса, может соединить рассредоточенные комплексы и ансамбли в единое целое. Кульминацией может стать «Башня – Символ Города». Это тема самостоятельного Стратегического проекта.

Основные технико-экономические показатели градостроительной концепции:
- общая площадь используемой территории – 361,4 га, в том числе осваиваемая территория – 167,5 га;
- общая протяжённость экспозиционного маршрута – 4,5 км; общий объём проектируемых зданий – 280308 кв.м.;
- общая стоимость строительства – 729926 тыс. руб.;
- стоимость строительства 1 га территории - 4 356 тыс. руб.


 

 Ансамбль "Вознесенская горка"

20. Музей театра, музыки и кино.

1. Вознесенская церковь.

21. Парк скульптур.

2. Храм на Крови.

22. Магазин в китайском стиле.

3. Патриаршье подворье.

Ансамбль усадьбы Рязанова.

4. Ансамбль усадьбы Расторгуева-Харитонова.

Комплекс площади перед Свято-Троицким собором.

Литературный квартал.

23. Церковь Святой Троицы.

5. Камерный театр.

24. Атриум Палас Отель.

6. Памятник А.С.Пушкину.

Заповедник "Екатеринбург 19 века".

7. Музей писателей Урала.

25. Усадьба Железнова.

Ансамбль Площади Труда.

26. ОАО "Тонус" - завод безалкогольных напитков.

8. Памятник А.С.Попову.

27.Здание бывшей земской управы.

9. Памятник В.И.Татищеву и В. де Геннину

28. ГУ "Уральская гос. медицинская академия".

10. Резиденция Губернатора Свердловской области.

Общественно-культурный центр "Усадьбы Старого Екатеринбурга".

11. Часовня Св. Екатерины.

29. Библиотечный культурно-просветительский центр "Пушкинский Дом".

Архитектурно-ландшафтный ансамбль "Исторический сквер".

30. Центр народных промыслов и ремесел.

12. Водонапорная башня.

31. Мемориальный дом-музей П.П.Бажова.

13. Музей "Метальная лавка".

32. Галерея старой живописи.

14. Музей истории архитектуры и промышленной техники Урала.

33. Центральный выставочный зал.

15. Церковь Св. Татьяны.

34. Политехнический музей.

16. Музей изобразительного искусства.

Архитектурно-ландшафтный комплекс "Сады Екатеринбурга 19 века".

Граница "города-завода"

Архитектурно-ландшафтный ансамбль "Музей современного искусства".

17. Здание бывшей гостиницы "Эрмитаж".

Комплекс Зеленой Рощи - "Ново-Тихвинский женский монастырь".

18. Здание фотоателье.

35. Успенская церковь.

Архитектурно-ландшафтный комплекс "Диалог культур".

36. Собор Александра Невского.

19. Детский музей.

Спортивный комплекс

 

 

37. Музей кукол и детской книги "Страна чудес".

62. Комплекс медопивоваренного завода Гребенькова и Холкина. Арх. М.Л. Реутов, С.С. Козлов, А.С. Чирковский.
1870-1890 гг. (№ 75 от 18.02.91 г.)

38. Дом жилой в стиле "модерн". 19 в ("№16).

63. Дом В.М. Онуфриева. Арх. И.К. Янковский.1912 г. Здание первого городского родильного дома.
1850-1870 гг. (№ 75).

39. Литературно-мемориальный дом-музей
Ф.М. Решетникова.1841г. (№16).

64. Усадьба Белинькова и Расторгуева Пер. пол. 19 в.
(№ 75)

40. Усадьба Ф.А.Злоказова 1880-1890 гг. (№16).

65. Дом и Троицкая церковь Общества старообрядцев.
Сер 19 в. (№ 859-ПП от 28.12.01 г.)

41. Уральская золотосплавная химическая лаборатория. 1870 г. (№16).

66-67. Усадьба Казанцевых. Нач. 20 в.
(№ 454 от 4.12.86 г.)

42. Усадьба П.И.Тарасова.1830 г., по проекту арх. М.П.Малахова (№ 75 № 859-ПП).

68. Усадьба Е.И. Первушина. Вторая пол.19 в. (№ 75).

43. Главпочтамт. 1934 г. (№ 75).

69. Дом Афониных. Вторая пол. 19. в.
(№ 75 от 18.02.91 г.).

44. Суд окружной. 1866 г. (№ 624).

70. Усадьба Е.М.Ошуркова. Вторая пол. 19 в.
(№ 75от 18.02.91 г.).

45. Музей камнерезного искусства.

71. Усадьба М.А. Нурова. Первая пол. 19 в.
(№ 75 от 18.02 91 г.).

46. Корпус малых кузниц и котельной. 1856 г.

72.  Усадьба П.М. Ошуркова. 1870 г.
(№ 1327 от 30.08. 60 г.)

47. Магазин для хранения леса.1857-1860 гг.

73. Усадьба Давыдовых. Вторая пол. 19 в
(№ 1327 от 30.08 60 г.).

48. Магазин цеховой, чертежная и бюро механика. 1833 г. (№ 624).

74. Усадьба И.Д. Баландина. 19 в. (№ 75).

49. Дом Г.Н. Скрябиной. Арх. М.Л. Рейтов, Е.М.Косяков. 1883 г. (№ 75 от 18.02.91 г.).

75. Усадьба М.М. Ошуркова. 1888-1889 гг. (№ 454).

50. Дом жилой. 1888 г. (№ 75 от 18.02.91 г.).

76. Духовное ведомство Екатеринбургской епархии.
Пер пол. 19 в. (№ 75 от 18.02.91 г.).

51. Дом И.А.Погудина. По проекту инж. В.В.Коновалова. 1894 г. ( № 75 от 18.02.91 г. ).

77. Странноприимный дом Ново-Тихвинского женского монастыря Пер.Пол. 19 в.

52. Дом купца Ф.И.Крутикова. По проекту инж. В.В.Коновалова. 1900 г. (№ 75 от 18.02.91 г.).

78. Здание, где работал ученый лесовод К.С. Семенов. 1925-1936 гг. (№ 454).

53. Здание городской электростанции "Луч". 1894 г. Арх. А.С.Чирковский. (№ 75 от 18.02.91 г.).

79. Епархиальное училище. (№ 75 от 18.02.91 г.).

54. Дом П.Я.Сапожникова. 1840-1850 гг.
(№ 75 от 18.02.91 г.).

80. (Зеленая роща) Горно-уральский Ново-Тихвинский женский монастырь.

55. Доходный дом В.И. Чувильдина. Арх.
А.С. Чирковский. 1900 г. (№ 75 от 18.02.91 г.).

81. Цирк Государственый им. В.В.Филатова.

56. Усадьба Е.А.Деласье.
Пер. пол.19 века (№ 75 от 18.02.91 г.)

82. "Уралвнешторгбанк".

57. Дом купца Я. Т. Рязанова. 1830-1840 гг. По проекту М.П. Малахова. (№ 1327 от 30.08 60 г.)

83. Современный жилой дом.

58. Усадьба  Рязановых. Арх М.П. Малахов,
К.Г. Турский. 1815-1850 гг. (№ 1327 от 30.08.60 г.)

84. Ген.консульство США и Великобритании.

59. Усадьба А.Г. Рязановой-Самарцевых.
Пер. пол. 19 века. (№ 454 от 4.12.86 г.)

85. Киноконцертный театр "Космос".

60-61. Усадьба Я. И. Панфилова. Бывшая палата мер и весов. 1830-1840 гг.
(№ 75 от 18.02 91 г.) 

86. Театр Юного Зрителя.

В октябре 2004 г. в Управлении культуры города состоялось обсуждение основных положений Стратегического проекта создания Евразийского музейного комплекса «Екатеринбург». Градостроительная концепция получила поддержку всех участников разработки проекта. Вместе с тем была отмечена необходимость сосредоточения усилий на решение вопросов инновационного содержания комплекса, привлекающего людей. Требуется решение задач функционирования, экономики и менеджмента комплекса. Только при таком подходе можно говорить о реальных перспективах формирования комплекса как элемента мирового города.

Citation link

Колясников В.А. ДИАЛОГ КУЛЬТУР [Электронный ресурс] /В.А. Колясников //Архитектон: известия вузов. – 2004. – №3(8). – URL: http://archvuz.ru/en/2004_3/10 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 29.12.2004
Views: 56