Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №1 (9) March, 2005

Architectural criticism

Токарев Евгений Александрович

магистрант
Научный руководитель: кандидат архитектуры, доцент Е.В. Конева.
УралГАХА

,

ТЕЗКИ. СОВРЕМЕННЫЙ ТОРГОВЫЙ ЦЕНТР В ТИПОВОЙ ЗАСТРОЙКЕ

В нашем городе есть места, которые не относятся к исторической застройке, но и назвать их современными нельзя, одним из них является район, ограниченный улицами Ясная, Волгоградская, Серафимы Дерябиной и Посадская. Застройка таких районов, как правило, прошла уже несколько этапов развития, и в ней соседствуют здания разных периодов строительства.

Район застроен типовыми домами этажностью от пяти до четырнадцати этажей, выполненными из традиционных для типовой застройки материалов с использованием преобладающей серой цветовой палитры. Его территория довольно сильно насыщена торговыми точками разного рода, небольшими магазинчиками, пристроенными к жилым домам или встроенными в них, и торговыми комплексами, специализирующимися на отдельных видах продукции.

Такое разделение торговых точек невыгодно предпринимателям, для них целесообразней размещать свои предприятия в едином сооружении, поэтому в последнее время создается много универсальных торговых комплексов («Екатерининский» на ул. Амундсена, бывший «Юго-Западный»; «Дирижабль»; «Екатерининский» на ул. Щербакова). Одним из последствий сосуществования торговых организаций является повышение уровня сервиса.

Такой торговый комплекс для жителей района - недавно построенный «Буревестник», который находится на перекрестке улиц Шаумяна и Белореченской. Для строительства торгового центра было выбрано очень удачное с экономической точки зрения место. Это сложившийся общественный центр района, находящийся в его геометрическом центре, там же расположено здание кинотеатра «Буревестник», и именно с ним торговый центр с момента своего возведения вступил в противоречие. Как видно из идентичности названий двух прилегающих друг к другу сооружений, они являются не просто разместившимися по соседству зданиями, а претендуют на комплексность. Но кроме названия, у них нет общего, художественного замысла, образа, функциональных связей. Фактически торговый центр просто “задавил” кинотеатр своим современным оформлением и размером. Подобные вещи происходят в наше время очень часто. Попытаемся описать причины этого явления, они напрямую связаны с переходным периодом в котором находится наше общество.

После распада СССР все силы в стране были направлены на восстановление экономики, при этом культура финансировалась по остаточному принципу. Это привело к тому, что после относительной стабилизации экономики культура осталась без государственной поддержки.

Изменения в общественном устройстве, безусловно, сказалось и на подходе архитекторов к решению проблем города. Во многих сооружениях постсоветского периода проявилась тенденция к недостаточно выраженному взаимодействию с окружением. Можно предположить, что причиной этого чаще всего является стремление к максимальному удовлетворению нужд заказчика, для которого подобные проблемы стоят на последнем месте.

Для понимания противоречий между сооружениями необходимо рассмотреть их текущее состояние и архитектурно-художественные, образные, функциональные характеристики. Кинотеатр «Буревестник» долгое время был единственным культурно-досуговым центром района, но в настоящем времени он не используется по назначению. Состояние здания можно оценить как близкое к критическому, ему явно требуется реставрация. Кинотеатр создан по типовому проекту, по которому были построены сооружения в других городах (например, кинотеатр «Родина» в городе Полевском), жители района разных поколений привыкли к нему не только как к кинотеатру, но и как к месту проведения различных развлекательных мероприятий. Все это ушло в прошлое, он утратил свое центральное положение.

Объемное решение кинотеатра представляет собой два поставленных друг на друга параллелепипеда, нижний поделен по горизонтали крупными членениями, придающими монументальность сооружению. Художественный образ имеет близкие черты с ярусными постройками. Типологически здание легко узнаваемо, его очень трудно сопоставить с библиотекой или почтой, находящейся поблизости. Для его оформления используется характерная для типовой архитектуры невыразительная цветовая гамма. Можно сказать, что здание кинотеатра – это продукт типовой архитектуры, т.е. при его создании основной целью была максимальная функциональность и дешевизна сооружения в ущерб художественным характеристикам.

В отличие от кинотеатра, пришедшего в упадок, форма торгового центра имеет большое количество элементов, связанных в довольно сложную структуру, центральное место в которой занимает объект, выделяющий входную группу. Части структуры торгового комплекса связаны между собой масштабными и пропорциональными отношениями, далекими от пропорций кинотеатра, хотя имеют схожие формы и некоторые взаимосвязи с ним. Торговый комплекс, как и большинство подобных сооружений, выполнен из современных материалов: стекла, металлических конструкций, фасадных панелей, ставших уже традиционными для торговых зданий, при этом используется холодная цветовая гамма с преобладанием голубых и синих оттенков. В торговом комплексе расположилось множество магазинчиков, торгующих самыми разными видами продукции: это продукты питания, одежда, промтовары, косметика, сотовые телефоны, цифровая техника. Так как содержание заведений, расположенных в торговом центре, весьма разнообразно, внешний вид говорит об универсальности этого здания.

Здание торгового центра не имеет какого-либо характерного образа, по сути - «лица» сооружения, а ведь приоритетная задача любого архитектора - создание образа, впитывающего культурные традиции эпохи. «Как область искусства, архитектурное творчество по природе своей символично, поэтому мы должны принимать во внимание возможность построения пространственной метафоры, привычного, традиционного для культуры мироощущения.»[1;с88]

Из этого следует, что при создании торгового центра недостаточно была учтена существующая ситуация. В проекте не удалось достаточно выявить связи между элементами комплекса (кинотеатра и торгового центра) и окружающей застройки, в результате комплекс распадается на две составные части. Можно было учесть формы, пропорции, материалы и цветовое решение кинотеатра.

По построенным в недавнем времени сооружениям видно, что подобные проблемы возникают при строительстве большинства новых зданий в нашем городе. Возможно, причиной этого является то, что при проектировании слишком много внимания уделяется проблемам, связанным с экономическими и техническими аспектами сооружения, а созданию образа и связей с окружающими постройками уделяется намного меньше внимания.

В результате кинотеатр и торговый центр предстают перед нами как две противоположности. На фоне «бедного» кинотеатра торговый центр выглядит «богаче», чем есть, а кинотеатр от соседства с торговым центром только теряет свою привлекательность. Это ведет к негативному восприятию сложившегося центра района.

 Проблемы взаимодействия старого и нового на разных уровнях возникают в современной архитектурной практике довольно часто, но винить в этом архитекторов – большая ошибка. Это всего лишь отражение российского общества, многих культурных и социальных факторов.

Для решения этой проблемы можно предложить реабилитировать кинотеатр, т.е. создать кинозал, оснащенный оборудованием, соответствующим современным технологическим требованиям к звуку и видео, отреставрировать интерьер и фасад здания, для того чтобы кинотеатр был востребован жителями города и мог приносить доход своим владельцам. А интерьер мог бы иметь необычное образное решение, придающее кинозалу индивидуальность. Совсем не обязательно, чтобы интерьер имел общие черты с торговым центром. Фасад можно оформить, используя модульную сетку и цветовое решение торгового центра, но выбрать для этого более традиционные материалы. Это поможет создать внутренние связи комплекса «Буревестник» и сохранить индивидуальность сооружения, которое является хорошим примером современного универсального екатеринбургского торгового сооружения. Подобные сооружения незаменимы по своей функции, они облегчают жизнь людям.

Хотелось бы надеяться, что в дальнейшем при появлении подобных центров будут учитываться художественно-образные и градостроительные характеристики соседних объектов и решаться проблемы взаимосвязи с окружающей застройкой на более высоком уровне. Возможно, в скором времени состояние нашей страны приблизится к европейскому уровню, и это положительно скажется на культуре в целом и архитектуре в частности.

References

Смолина Н.И. Традиции симметрии в архитектуре – М.: Стройиздат, 1990.  – 344 c.

Citation link

Токарев Е.А. ТЕЗКИ. СОВРЕМЕННЫЙ ТОРГОВЫЙ ЦЕНТР В ТИПОВОЙ ЗАСТРОЙКЕ [Электронный ресурс] /Е.А. Токарев //Архитектон: известия вузов. – 2005. – №1(9). – URL: http://archvuz.ru/en/2005_1/20 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 29.03.2005
Views: 51