Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №2 (10) June, 2005

Theory of architecture

Ушкин Денис Иванович

магистрант
Научный руководитель: кандидат архитектуры, доцент Е.В. Конева.
УралГАХА

,

ПРИНЦИПЫ РЕКОНСТРУКЦИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ ЗАСТРОЙКИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА В СЛОЖИВШЕЙСЯ ГОРОДСКОЙ СРЕДЕ Г. ЕКАТЕРИНБУРГА

Промышленность была, есть и будет всегда… Промышленная застройка в разные времена была и центром, основой городов, была и «серым», «пустым», неприятным пространством. Подход, который рассматривал промышленность как неотъемлемую часть города, был сформулирован как «город для производства». C ростом города построенные на окраине производственные предприятия оказывались среди жилой застройки. Следовательно, начинали с ней взаимодействовать на визуальном уровне.

На сегодняшний день провозглашение перехода от существующего подхода к концепции «город для человека» приводит к тому, что всё большее количество промышленных предприятий переносится за черту города, а приоритет в строительстве отдаётся общественным и торговым объектам. Этот факт пытаются объяснить желанием улучшить жизнь горожан и более экономичным использованием земельных ресурсов. Однако при этом часто упускают из виду, что именно на производстве немалая часть жителей города проводит практически треть своей жизни, а место размещения работы накладывает отпечаток на образ жизни и распорядок дня. Вынос предприятия разом нарушит привычный ход событий, что, в свою очередь, может привести к новым стрессовым ситуациям, поэтому весьма сомнительной в этом случае выглядит забота о комфорте человека.

Кроме того, хотелось бы отметить, что с выносом промышленности город лишается одного из интереснейших по архитектуре типов зданий. Специфические, резко выделяющиеся по масштабу объёмы производственных предприятий ощутимо обогащают городскую застройку, не скрывая при этом своего назначения. Разнообразие, вносимое ими, благоприятно и для города и для жителей. Особенно учитывая тот факт, что к настоящему времени внутри городов осталось наиболее безвредное производство, не требующее выноса с экологической точки зрения. Таким образом, если рассматривать вопрос о комфортности человека станет очевидным, что проблемой является не сама промышленная застройка в городе как таковая, а то, каковы её художественно-эстетические качества. А значит, возникает главный вопрос: «Как улучшить психологическое воздействие производственных зданий на человека или исправить, если оно негативно?».

Вообще, тема реконструкции старых промышленных зданий и сооружений в последнее время стала достаточно «модной» и распространённой. Начиная с реконверсии газгольдеров в Вене и заканчивая множеством проектов ревитализации, реновации, модернизации производственных территорий в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и других развитых промышленных городах России и Европы. При сравнении примеров был отмечен ряд следующих особенностей проектов реконструкции:

- во-первых, чаще всего они коснулись только исторически ценных зданий с достаточно высоким уровнем архитектурно-художественных качеств либо заброшенных заводов;

- во-вторых, рассматриваются, как правило, крупные промышленные зоны, за счёт которых город может обрести новые территории, пространственно не расширяясь;

- в-третьих, закладывается полная, реже частичная, смена функции и назначения здания или комплекса.

 Таким образом, из практического рассмотрения полностью выпадают относительно небольшие и современные промышленные предприятия, не занимающие активного градообразующего положения в масштабе всего города в целом, но играющие важную роль в жизни отдельных районов. Чаще всего это экологически безопасные производства, компактные по размерам и расположенные среди или вблизи жилой застройки. Однако благодаря отличающимся от окружения пропорциям, масштабу и наличию специального инженерного оборудования эти объекты всегда выделяются и привлекают внимание.

 Размещение на крупных магистралях превращают промышленные предприятия в важные акценты и узлы в структуре города. Но «серые» невыразительные фасады принижают их значение и с точки зрения визуального комфорта оказывают негативное влияние как на жителей, так и на окружающую застройку. Характерно, что большинство описываемых предприятий относительно недавно построены и их вынос за черту города нецелесообразен и экономически не выгоден. Соответственно на практике не рассматривается ни уровень архитектурно-художественных качеств этих объектов, ни их влияние на людей и город, ни возможность их реконструкции.

Актуален этот вопрос и для города Екатеринбурга. Только в центральной его части размещается более десятка различных производственных предприятий, не считая производств при НИИ, автотранспортных хозяйств и другого рода объектов промышленной инфраструктуры. Разные по характеру своей деятельности, по размещению, по времени строительства, они сравнимы между собой по занимаемым территориям, значимости для города и своим архитектурно-художественным качествам. Что касается последнего, то именно в этом, как было отмечено ранее, заключается одна из важнейших проблем. При сравнительном анализе можно выделить три группы производственных объектов.

Наиболее благоприятной является группа №1. К ней относятся исторически ценные здания заводов с высоким уровнем архитектурно-художественных качеств. В большинстве случаев это здания с тщательной проработанными фасадами, точно выверенные по стилистике и пропорциям, с уже сложившимся взаимосвязанным и качественным окружением, сомасштабным человеку. Такие объекты всегда оказывают положительное визуальное влияние и украшают город.

Группа №2 обладает приемлемым уровнем архитектурно-эстетических качеств. Здания этой группы не всегда обладают исторической значимостью, но часто относятся к какому-то определённому архитектурному стилю или направлению, обладая его неоспоримыми признаками. Они довольно удачно связаны с окружающей застройкой, всегда визуально чётко определяются как промышленные здания и не оказывают негативного влияния на человека.

Наиболее проблемной является группа №3 – с низким уровнем архитектурно-художественных качеств, образованная довольно «молодыми» зданиями, в относительно современных районах 50-70-х годов XX века. Будучи построенными в ведущем стиле того времени – функционализме, они представляют собой довольно унылую архитектуру. В угоду экономичности и функциональности, большинство зданий этого стиля являются образцом монотонности, серости и безликости, создавая тягостное неприятное ощущение. Очевидно, что для исправления создавшегося положения необходимо:

- во-первых, провести качественное изменение фасадов, при этом сохранение функции здания является необходимым условием;

- во-вторых, для создания целостной комфортной среды необходима реконструкция не только завода, но и ближайшего окружения.

Из всех известных методов реконструкции для рассматриваемого случая наиболее интересны три метода.

Первый - редизайн (5) – наиболее радикальный. Сложность заключается в том, что его применение может повлечь за собой очень сильное изменение внешнего облика, вплоть до потери типологических признаков. Однако, как уже упоминалось, особенности промышленной архитектуры и её узнаваемость являются неоспоримым плюсом, разнообразят и оживляют архитектуру города. С другой стороны, богатое использование элементов игры, характерное для этого метода, оказывается неотъемлемой частью создания современной архитектуры. Использование игровых моментов в определённых случаях может быть обоснованным и необходимым. Это во многом зависит от окружающей ситуации, так, например, при непосредственной близости детсада некоторая игрушечность в архитектуре промышленного предприятия будет оправдана. Также редизайн возможен при реконструкции, например, предзаводской площади, что позволит избавиться от излишней сухости и суровости, а также свяжет воедино всё окружение.

 Очевидно, что относительная «молодость» промышленной и жилой застройки определяет необходимость проводить реконструкцию в ключе современных архитектурных стилей, в связи с этим как нельзя более подходит метод аппликации (2,с.179). Создание, например, фальшфасада позволит не только улучшить архитектурно-художественные качества здания, но и поможет ему стать носителем корпоративного стиля, а с экономической точки зрения позволить уменьшить теплопотери. Этот же метод позволяет создавать своего рода композиции из отдельных вставок или накладок, изменяя плоскостную пластику фасадов. Такие накладные элементы могут быть самыми разнообразными по материалам, цвету, фактуре. Они же, в этом случае, должны появиться и на окружающих зданиях, связывая их с заводом и повышая уровень архитектурно-художественных качеств.

Метод интеграции представляет собой врезку дополнительных элементов и структур в существующие конструкции здания. Этот метод позволяет создать на основе старого здания совершенно иную объёмно-пространственную композицию. Появление свежих или усиление нынешних доминант, пристройка современной входной группы или новых лестниц (например, эвакуационных) и др. Здесь же характерны разного рода выносные конструкции, которые могут позволить усилить композицию фасада и связать его с окружением. Этот же метод применим при реконструкции близлежащей жилой застройки – надстройка мансард, пристройка новых объёмов. А в качестве наполнения среды могут появиться, например, своего рода конструкции-скульптуры.

Исходя из этого, можно утверждать, что выбранный при проектировании метод реконструкции фасадов завода может оказать значительное влияние как на внешний облик самого здания завода, так и на его окружение. Следовательно, уже на этапе эскиза необходимо рассматривать каждый из перечисленных методов реконструкции – для большего охвата возможных вариантов решений фасадов. Подходы же к их поиску могут быть различными. Для удобства выделим два основополагающих направления:

- работа с художественно-образными аналогиями;

- работа с конструктивными решениями ограждающих конструкций фасадов.

 Художественно-образные аналогии предполагают работу над созданием нового, индивидуального, запоминающегося образа. В рамках такого рода образных структур можно выделить четыре различные группы аналогий:

- биологические аналогии – образы, в которых угадывается сходство с природными формами. Возможны три пути представления биологической аналогии. Создание образа, обыгрывающего свой природный прообраз. Использование бионических принципов формообразования с характерными плавными, «мягкими» линиями. И третий подход – использование живой растительности в оформлении фасада – крыша-сад, специальные карманы для зелени в самых разнообразных местах, на разных высотах.

- функциональные аналогии – образы, прямо или косвенно говорящие не только о функции здания, но и, возможно, о специфике предприятия. Данная аналогия может быть выражена через функционально-художественное использование инженерного оборудования, вынесенного на фасад. С помощью этих же элементов будет логичнее связь реконструируемого объекта с новыми объёмами при методе интеграции, а привлечение в общую композицию внешних более крупных сооружений, таких как, например, хранилище, позволит создать яркую и интересную объёмно-пространственную композицию.

- технические аналогии – с одной стороны это могут быть образы, возникшие на основе того или иного технического изделия, но возможно и другое направление – отображение на фасаде некоего условного технологического процесса. Это позволит наглядно и зрелищно показать направленность предприятия. При выражении движения процесса посредством как реального перемещения, так и организации освещения, возможно создать своеобразный спектакль, предваряющий, например, начало рабочего дня и создающий благоприятную атмосферу в вечернее время в городской среде. Создание новых объёмов, необязательно являющихся частью здания, но связанных при помощи общего художественного или архитектурного образа путём тех же технологических элементов и подсветки, позволит развернуть это театрализованное представление в пространстве и, завязав с окружающей средой, вовлечь в этот спектакль город и горожан.

- подобия – образы, связанные визуальным сходством с каким-либо объектом из предметного мира. Другим подходом является создание игры форм, смыслов, ощущений, отсылающих то к одному прообразу, то к другому. С их помощью можно выразить не только какой-то объект, но и процесс, явление (например, создать образ игры или движения).

Предложенные четыре группы аналогий позволят не только добиться неповторимости облика и образа реконструируемого объекта, но и подчеркнуть функциональную направленность производственного предприятия. Так, несомненно, для зданий машиностроительной промышленности подойдут иные аналогии, нежели для объектов пищевой промышленности. Выбор образа также во многом может зависеть от сложившегося окружения, на него могут повлиять как архитектура близлежащей застройки, так и особенности ландшафта, например, перепады рельефа, парк или река.

 Теперь обратимся ко второму направлению. Разработка вариантов конструктивного решения фасада позволит взглянуть на проблему с несколько иной точки зрения, нежели образ, и выявить новые возможности.

Здесь также возможно выделить четыре ведущих принципа, каждый из которых следует рассмотреть в свете выбранных методов реконструкции:

- принцип первый относительно прост и наиболее распространён – по сути, это работа с уже существующей ограждающей конструкцией. В отдельных случаях предполагается замена отдельных участков существующих конструкций на иные конструктивные системы. В других – облицовка новейшими материалами. Основной целью является создание композиции из объёмов и плоскостей, различных по цвету, текстуре, фактуре и материалам. Этот принцип наиболее точно отражает суть метода «аппликации». При использовании данных подходов в рамках метода интеграции, с появлением новых объёмов, плоскостная композиция может превратиться в объёмно-пространственную.

- второй принцип заключается в создании новой ограждающей конструкции, отвечающей современным требованиям. В этом случае возможна как полная замена прежней ограждающей конструкции на новую, не связанную напрямую с конструктивной системой здания, так и создание системы из двух взаимосвязанных ограждающих конструкций. Этот принцип целесообразен при необходимости создания, например, стеклянного фасада.

- третий принцип также предполагает замену прежней ограждающей конструкции, на смену ей предлагается, по сути, новая объёмная конструктивная система. Глубина создаваемого ею пространства в связи с проблемой освещённости будет невелика, но подходящая для зон отдыха. Этот принцип может быть использован при проектировании образа здания в контексте технической аналогии.

- четвёртый принцип представляет собой в некотором роде смешение второго и третьего. Прежняя ограждающая конструкция заменяется новой (например, стеклянным фасадом), затем поверх возводится декоративная конструктивная система. Помимо улучшения архитектурно-художественных качеств здания и окружающей среды, эта система будет защищать стекло фасада от осадков и пыли, а в летний период – от перегрева помещений. Следует отметить, что в городах с более тёплым климатом эта система может выступать в роли несущей для ограждающей конструкции, сохраняя при этом декоративную функцию. Выделение четырёх различных принципов конструктивного решения позволит с большим разнообразием применять методы реконструкции и на качественно более высоком уровне закладывать художественно-образные аналогии. Также на выбор одного из перечисленных принципов будут влиять глубина и качество реконструкции.

Таким образом, при разработке проекта реконструкции промышленной застройки видится возможным опираться на вышеизложенные принципы и методы. Их использование может позволить не только улучшить архитектурно-художественные качества серых, безликих фасадов заводов, но и за счёт работы с окружением поможет нам приблизиться к созданию действительно комфортной для человека среды обитания. Среды, где будет место и для работы и для отдыха, где не будет однообразия только жилых, торговых или промышленных застроек, но где всё это будет гармонично сосуществовать.

References

1. Дятков С.В. Архитектура промышленных зданий: учеб. пособие для строит. вузов / С. В. Дятков. – 2-е изд., перераб. – М.: Высш. Шк., 1984. – 415 с.: ил. 

2. Белоусов В.Н. Реконструкция центров исторических городов: Сов.-фр. науч.-техн. сотрудничество / В.Н. Белоусов, Н.Н. Бочаров, В.А. Васильченко и др.; Центр. н.-и. и проект. ин-т по градостр-ву, М-во градостр-ва, жилища и транспорта Франции, Техн. упр. по градостр-ву. – М.: Стройиздат, 1987. – 224 с.: ил. 

3. Пруцын О.И. Ахитектурно-историческая среда /  О.И. Пруцын, Б Рымашевский, В. Борусевич.. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Стройиздат, 1990. – 345 с.: ил. 

4. Хасиева С.А. Архитектура городской среды: Учеб. для вузов / Сима Аскеровна Хасиева. – М.: Стройиздат,2001. – 200 с.: ил.  

5. Шустрова Н. Деконструктивизм отечественный. – www.forma.spb.ru – 2004.

Citation link

Ушкин Д.И. ПРИНЦИПЫ РЕКОНСТРУКЦИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ ЗАСТРОЙКИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА В СЛОЖИВШЕЙСЯ ГОРОДСКОЙ СРЕДЕ Г. ЕКАТЕРИНБУРГА [Электронный ресурс] /Д.И. Ушкин //Архитектон: известия вузов. – 2005. – №2(10). – URL: http://archvuz.ru/en/2005_2/11 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 29.06.2005
Views: 76