Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №2 (10) June, 2005

Theory of architecture

Вахитов Тимур Раилович

магистрант.
Научный руководитель: кандидат архитектуры, профессор О.А. Шипицына.
УралГАХА

,

ПРОБЛЕМА РЕАБИЛИТАЦИИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В СТРУКТУРЕ Г. ЕКАТЕРИНБУРГА

Город Екатеринбург за время своего существования сложился как крупный территориальный комплекс, имеющий большое значение в области, регионе и стране в целом. Ведущую роль в экономике города играет промышленность. Сегодня в процессе перехода от концепции «город для производства» к концепции «город для человека» приоритетным становится жилая среда и общественные пространства, их образность и выразительность. Производственные территории и промышленные предприятия в этой ситуации теряют свою ценность с градостроительной и архитектурной точек зрения.

В период промышленного бума (1920-30 годы) крупные предприятия строились преимущественно на окраинах города, постепенно обрастая жилой территорией. Сегодня многие из них оказались полностью «окружены» городом, который имеет свою архитектурную структуру и среду, в основном не связанную с промышленными зонами ни по принципу формообразования, ни по композиции. Как же предотвратить дальнейшую внутреннюю и внешнюю деградацию производственных территорий? Реабилитировать промышленные зоны возможно лишь через интеграцию их в сложную структуру города, адаптацию к новым градостроительным и экономическим процессам. Эти проблемы в наши дни становятся все более глобальными и актуальными.

В мире функциональной адаптацией и повторным использованием производственных объектов занимаются более 30 лет. В многочисленных публикациях западной архитектурной печати указывается на пристальное внимание к проблеме вторичного использования производственных зданий. Появившиеся термины – ревитализация (возрождение городского пространства, в котором существует объект), адаптация (использование объекта с изменением функционального назначения), консервация и индустриальная археология (возрождение объекта в связи с его историческим и культурологическим значением), реновация (общее понятие возрождения объекта и комплексный метод проектирования) – свидетельствуют о многостороннем характере этого явления.

Переход России к рыночной экономике вызвал необходимость рационального использования промышленных территорий, отдельных промышленных предприятий, производственных зданий и сооружений. Ряду предприятий предстоит стать многофункциональными комплексами. Это предполагает сокращение традиционной производственной функции; развитие производств, зачастую не связанных с существующей отраслевой принадлежностью; развитие деловых, торговых, научных и культурных функций, ориентированных на обслуживание населения и означающих активное включение промышленных предприятий в социальную и культурную жизнь города.

В зависимости от соответствия предприятия требованиям, которые предъявляет к нему город, от его рентабельности и роли в хозяйственно-экономической структуре, от степени его воздействия на окружающую среду, от архитектурно-эстетического качества застройки целесообразны либо частичная, либо полная замена производственной функции промышленного объекта. В первую очередь это касается предприятий в центрах городов. Здесь вступает в силу ряд факторов, объясняющих неуклонно растущую тенденцию к смене функционального назначения промышленных объектов, а именно: притягательность центра для активности людей; размещение предприятий обслуживания и досуга, торговли и бизнеса в центре; вывод предприятий за счет уплотнения и перераспределения уже существующих площадок в сложившихся производственных зонах города.

В новых экономических условиях любое предприятие в центре города может позволить себе перенос производственной базы в промзону, а освободившиеся площади адаптировать, исходя из коммерческой и социальной привлекательности участка. Это особенно актуально, если у предприятия существует санитарно защитная зона, которая при адаптации превращается в полезную городскую территорию. Средства, полученные от использования промышленных объектов в их новой функции, могут быть инвестированы в развитие производства на новой площадке. Это один из действенных способов выживания предприятий в непростых экономических условиях. К тому же, расходы на обслуживание жизнеспособности локально расположенного предприятия в центре города больше расходов предприятия , входящего в состав промышленного парка.

 Анализ территорий Екатеринбурга обнаруживает очевидную неоднородность сети промышленных зон и предприятий в структуре города. Основная их часть (заводы-гиганты) располагается в виде непрерывной цепи в северной и северо-западной части уральской столицы. Отдельные комплексы находятся на периферии города, частично вклиниваясь в его жилую структуру. Некоторые локальные промышленные образования рассосредоточены непосредственно внутри городской застройки. Все эти комплексы отличаются по времени постройки, по типу производства, а, следовательно, и по виду сооружений. Некоторые предприятия практически не функционируют. Существующие комплексы, занимая огромные участки города, имеют весьма разряженную застройку – плотность ее лишь местами увеличивается. В результате многие территории пустуют, заброшены и неосвоены. Напрашивается естественные вывод, что совмещение нескольких производств в единый комплекс с высокой плотностью застройки сократит затраты на содержание и эксплуатацию земель, создаст базу для эффективных планировочных решений, спровоцирует внедрение новых технологий и методов, улучшит архитектурно-художественный облик промпарков.

Для реабилитации производственных образований и их включения в систему города не обойтись без кооперирования предприятий по отраслевой принадлежности и их взаимодействия с учетом новых технологий. Планировочное упорядочение, повышение плотности застройки промышленных площадок, переход к многоэтажным модулям, ввод современных принципов эффективного развития производства, перепрофилирование предприятий, создание комплексов инновационных и наукоемких предприятий позволяют проще и в то же время оригинальнее интегрировать промышленные комплексы в структуру города и целесообразнее использовать городские территории. Данная структуризация промышленности в городе приведет к упорядочению промышленных зон, планировочная структура приобретет более четкие черты, ее хаотичность сойдет на нет, транспортные схемы станут более рациональными и т.д.

 Один из вариантов повышения экономической и градостроительной ценности таких территорий, с учетом сложившейся инфраструктуры – создание на них промышленно-коммунальных районов нового типа : промышленных парков.

Промышленный парк представляет собой групповое размещение предприятий, объединенных не только территорией, но и единым объемно-пространственным композиционным решением. Планировочная структура промпарка существует в увязке с планировкой и застройкой прилегающих селитебных и других функциональных зон города. А также имеет общую систему общественных центров, в состав которых входят, наряду с административными, управленческими и научно-техническими объектами, объекты культурно-бытового обслуживания трудящихся на предприятиях и жителей прилегающих районов; предоставляет услуги офисной, производственной, технологической, информационной, торговой инфраструктуры.

Главной особенностью парка является универсальность планировочной структуры, что предполагает возможность создания многопрофильного предприятия и замены одного на другой, главным образом, за счет мобильности и универсальности возводимых производственных и административно бытовых зданий, а также эффективного использования всего многообразия современных технологий.

Одним из таких предприятий, на базе которого возможно формирование промышленного парка, является Уральский завод тяжелого машиностроения.

Одной из задач при реабилитации архитектуры промышленного предприятия является создание единого архитектурного ансамбля в увязке с архитектурой прилегающих районов города. При этом нужно учитывать этажность, объемно-планировочные параметры, характер архитектуры промышленно-производственной застройки, ориентированность на основные городские магистрали. Промышленный парк, наряду с производственными и научно-техническими предприятиями, может включать в свою структуру общественные центры, а также логистические центры городского значения, и должен иметь единую систему культурно-бытового обслуживания работающих на предприятиях и объектах.

Создание промышленного парка дает возможность поэтапной реконструкции предприятия и ввода его в эксплуатацию очередями. В случае нерентабельности предприятия появляется возможность мобильно перепрофилировать его за счет мобильности применяемых универсальных зданий, повышения этажности и блокировки. Внедрение комплексных объемно-планировочных решений, будет способствовать повышению архитектурно-художественных и эксплуатационных качеств производственных зданий и сооружений.

Предприятие, на базе которого возможно создание промышленного парка, расположено в жилом районе «Орджоникидзевский» и ограниченно улицами Артинская, Пехотинцев, Автомагистральная, Машиностроителей и пр. Космонавтов. Пр. Космонавтов и ул. Машиностроителей являются магистралями городского значения, по которым проходят как транспортные, так и пешеходные потоки. Эти улицы требуют высокого уровня архитектурно-художественного решения как жилой застройки, так и предприятий граничащих с ними.

В настоящее время наиболее гармонично решена архитектура тех корпусов, которые расположены на границе с ул. Машиностроителей. Отчетливо видно, как планировочная структура завода органично переплетается с планировкой жилой застройки. Жилой сектор имеет ярко выраженную лучевую сетку улиц, ориентированных на предзаводскую площадь. Предзаводская площадь является «лицом» предприятия, она решена очень празднично, как настоящая площадь города.

Чего нельзя сказать о второй, не менее значимой магистрали – пр. Космонавтов. Если совершить прогулку от вокзала до кинотеатра «Заря» (длина пути 3 км), то в памяти вряд ли останутся яркие впечатления, полученные от архитектуры расположенных вдоль этого пути промышленных предприятий. Скорее запомнятся бесконечные заборы, ограничивающие промышленную зону, стихийно растущие деревья и кустарники, огромное количество автомобилей и практически неблагоустроенные тротуары, отсутствие магазинов, рассчитанных на проходящих мимо пешеходов и т.д. Фронт этой улицы безлик и довольно скучен.

Но это никоим образом не ошибка архитекторов, проектировавших в 30-е года предприятие. В 30-х годах завод был запроектирован и расположен в 3,5 километрах от станции «Свердловск» и являлся градообразующим предприятием для так называемого «соц. города», ныне район «Уралмаш». А улица Космонавтов тогда называлась «трамвайным шоссе» и не имела такого значения как сегодня. Поэтому перед архитекторами стояла задача сориентировать завод на соц.городок, в частности, на улицу Машиностроителей, с чем, на мой взгляд, они прекрасно справились.

А город рос, увеличивались и промышленные территории, вскоре соц. город стал районом города, а промышленная территория УЗТМ (более 58,5 тысяч кв.метров) оказалась внутри жилой застройки. «Трамвайное шоссе» приобрело статус магистрали городского значения и стало требовать более ответственного подхода к формированию архитектурно-художественной среды и трассы восприятия пешеходов и участников транспортного движения. Появилась потребность решения композиционно ответственных узлов разной значимости (остановки общественного транспорта, станции метрополитена, пересечение улиц и магистралей), главным образом, за счет создания акцентов в виде зданий и сооружений с высокими архитектурно-художественными характеристиками, формирующих благоприятную визуальную среду, а также за счет малых архитектурных форм и элементов благоустройства территории.

Таким образом, существует проблема реабилитации не только планировочной структуры промышленных зон, но и воссоздания архитектурно-художественного облика и увеличения композиционной значимости. Реабилитация должна обеспечивать преимущества не только экономического, но и социального плана.

При создании единого пространственного решения всегда непросто пространственно объединить довольно большие территории и очень трудно сделать это с промышленными объектами, где технологические требования практически всегда первостепенны, а объемы зданий и сооружений столь специфичны. Причем, единое композиционное решение прослеживалось на всех уровнях, вплоть до озеленения и благоустройства площадки. Но только в этом случае возможно формирование среды гуманной, эстетически и экологически благоприятной и, по возможности, высокохудожественной.

Citation link

Вахитов Т.Р. ПРОБЛЕМА РЕАБИЛИТАЦИИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В СТРУКТУРЕ Г. ЕКАТЕРИНБУРГА [Электронный ресурс] /Т.Р. Вахитов //Архитектон: известия вузов. – 2005. – №2(10). – URL: http://archvuz.ru/en/2005_2/17 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 29.06.2005
Views: 63