Architecton: Proceedings of Higher Education №1 (13) March, 2006
Higher professional education
Семизорова Любовь Борисовна
аспирант.
Научный руководитель: кандидат архитектуры, профессор Н. П. Чуваргина.
УралГАХА
,
ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЕКАТЕРИНБУРГ В КОНЦЕ 20 ВЕКА
Abstract
По мнению заведующей отделом современного искусства Екатеринбургского музея изобразительных искусств З.Таюровой и старшего научного сотрудника отдела современного искусства ЕМИИ М.Сергеевой, в Екатеринбурге, скорее к счастью, чем к сожалению, не сложилось определенной школы, доминирующего направления в искусстве [№1 стр. 4]. Автор статьи с этой точкой зрения согласен. Многие художники согласно своему жизненному и творческому опыту. Большинство из них не являются коренными жителями Екатеринбурга.
Культурная традиция народного искусства многонациональная и складывалась из традиций разных народов. Влияние современного европейского искусства перемешано с архаикой народного творчества, с мифологией и бытовым опытом разных народов. К тому же Екатеринбург является крупнейшим культурным центром, в том числе в области изобразительного искусства. Здесь третий по численности после Москвы и Санкт-Петербурга Союз художников, такие крупные образовательные центры как Уральская Государственная Архитектурно-художественная Академия и художественное училище имени И.Д. Шадра, а также один из лучших в России художественных музеев – Екатеринбургский музей изобразительных искусств с коллекцией чугунного литья и русского авангарда.
Выставка включает в себя множество самостоятельных разделов, представляет практически все виды современного изобразительного искусства, знакомит нас с творчеством разных поколений екатеринбургских художников, профессиональных и народных мастеров. Все это позволяет наглядно увидеть картину развития художественной жизни города. Выставка интересна, пожалуй, прежде всего своей информативностью, дает возможность увидеть реальный контекст культурной жизни города. На ней были представлены такие художественные техники: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, архитектура, театр и кино, фотография.
Подробней хотелось бы остановиться на разделе декоративно-прикладного искусства. Как правило, этот вид художественной деятельности пользуется наибольшей зрительской симпатией. Здесь прослеживаются взаимоотношение традиций и новаторства. Отличительной чертой уральских ювелиров является склонность к ассоциативному мышлению, к повышенной эмоциональной образности.
В среде художников-прикладников бытует поговорка: в декоративном искусстве нет оборотной стороны. Ни в каком другом виде искусства любая часть произведения, вышедшая из рук художника, не обладает столь одинаковой тщательностью и техничностью обработки. Это качество ярко проявляется в работах текстильщиков. Прихотливость самого материала здесь требует особой тонкости мастерства и чувства меры. Интересный ракурс развития гобелена нашла представленная на выставке О. Орешко, создавая филигранной отточености мини-гобелены – маленькие текстильные картины, показывающие простые события в жизни художника и предметы, эту жизнь наполняющие. Напротив, роспись по шелку В. Грековой и Б. Клочкова обладает, несмотря на всю эфемерность материала и изощренность технологии, монументальностью интересной живописи и эффективностью станковой картины.
Говоря о образовательном Екатеринбурге, можно выделить несколько творческих объединений: Уральская Государственная Архитектурно-художественная академия, муниципальный центр народного творчества и художественных ремесел «Центр Гамаюн», академия искусств и художественных ремесел им.Демидовых, детская художественная школа № 1 и др.
Начало уральской школы подготовки архитекторов было заложено в 1947 г., когда по инициативе профессора К.Бабыкина в Уральском политехническом институте на строительном факультете открылась новая специальность «Архитектура». Первый выпуск архитекторов состоялся в 1953 году. В 1967 году доктор архитектуры профессор Н.Алферов организовал на базе кафедры самостоятельный институт, который в настоящее время получил статус Академии. УралГАХА готовит выпускников по специальностям архитектура, дизайн, монументально-декоративное искусство, декоративно-прикладное искусство.
Как пишет профессор УралГАХА Л.Холодова, учебный процесс академии базируется на проводимых кафедрами научных исследованиях. В 80-е годы уральская архитектурная школа внедряет целевую программу под символичным названием «Каменный Пояс». Цель программы – организовать в единое целое предметную среду Уральского региона. Принципы единства учебной, научной и воспитательной работы, заложенные в программе, позволяют активно развивать научно-творческий потенциал личности, прививать ученикам школы заинтересованность в учебе и личную причастность каждого к формированию гармоничной среды через участие в реальном проектировании
[1, стр. 58].
В настоящее время уральская архитектурная школа относится к ведущим школам России, а школа дизайнеров находится в стадии активного творческого развития.
В 1990 году была создана Ассоциация мастеров народного творчества и художественных ремесел «Гамаюн», которая объединила народных мастеров, работающих в различных видах изобразительного и декоративно-прикладного искусств.
Своей целью Ассоциация ставила возрождение традиций народного искусства, поддержку мастеров, сохраняющих и развивающих художественные ремесла. Были созданы секции изобразительного искусства, резьба по дереву, керамики, ювелирного искусства, художественного текстиля.
В марте 1994 года на базе Ассоциации был создан «Центр Гамаюн», которым осуществляется четыре обширных приоритетных программы:
-
Восстановление памятников истории и культуры конца 19 века.
-
Организация комплекса учебно-производственных мастерских по художественным ремеслам. Программа предусматривает обучение ремеслам, в том числе детей и инвалидов, мастер-классов, выпуск высококачественных изделий народных мастеров.
-
Создание музейно-выставочного комплекса «Центр Гамаюн». В проекте – открытие музея, выставочного зала, библиотеки.
-
Организация хозрасчетного подразделения «Центр Гамаюн» в Невьянске «Невьянские мастерни».
Академия искусств и художественных ремесел – молодое высшее учебное заведение, в котором получают образование будущие кинорежиссеры, актеры, поэты, писатели, дизайнеры, художники. Академия основана в 1991 году и в настоящее время активно занимается профессиональной подготовкой творческой молодежи.
Одна из старейших школ в России – детская художественная школа № 1 в Екатеринбурге. Она была открыта в 1946 году. Уже около полувека в этой школе делают первые шаги в профессию будущие художники. Многие члены Екатеринбургского союза художников России – её выпускники разных лет. Педагоги школы отличаются высоким профессионализмом и большим творческим потенциалом.
Благодаря выставке «Культурное достояние Урала и Сибири» и активной работе с молодыми художниками растет социальный статус Урала.
Сегодня слава художников нашего города – предмет гордости екатеринбуржцев. Поэтому проведение этой выставки именно в Екатеринбурге, вполне закономерно. Город радушно распахнул двери своих музеев и выставочных залов для художников разных стран, поколений и жанров декоративного искусства. Искусство является частью происходящего жизненного процесса и, как следствие, его отражением. Выставки организуют вкус зрителя, помогают созданию уникальной культурной среды в Екатеринбурге.
Орешко О. "Зимний" ручное ткачество, 1992 | Орешко О. "Желтая прогулка" ручное ткачество, 1992 |
References
1. Культурное достояние Урала и Сибири: выставка, посвященная всемирной конференции клубов ЮНЕСКО: каталог.– Екатеринбург: Руссика ЛТД, 1995.– с. 90
2. Первая Уральская выставка декоративного искусства: эмаль, текстиль, керамика, ювелирное искусство, стекло, металл, дерево: каталог / ред.- сост. В. А. Малинов; вступ. Ст. М. Г. Сергеева.– Екатеринбург: Белая галерея, 2000.– с. 112
Citation link
Семизорова Л.Б. ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЕКАТЕРИНБУРГ В КОНЦЕ 20 ВЕКА [Электронный ресурс] /Л.Б. Семизорова //Архитектон: известия вузов. – 2006. – №1(13). – URL: http://archvuz.ru/en/2006_1/8
Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная