Architecton: Proceedings of Higher Education №1 (13) March, 2006
Architectural practice
Юдин Вячеслав Юрьевич
аспирант кафедры реставрации.
Научный руководитель: кандидат архитектуры, профессор А.В. Долгов.
УралГАХА
,
КАК СТРОИТЬ И ВОССТАНАВЛИВАТЬ ДЕРЕВЯННЫЕ ИКОНОСТАСЫ В НОВЫХ И РЕСТАВРИРУЕМЫХ ХРАМАХ
Abstract
Рис.1. Храм Покрова Богородицы (1894)
Село Нижняя Синячиха Алапаевского района Свердловской области
Во многих новых воссозданных и отреставрированных храмах России недостаточно того, что составляет главную церковную красоту, а именно, настоящего традиционного деревянного иконостаса. Православное искусство традиционно считается строго каноническим. Однако в реальной истории канон всегда сосуществовал с неопределенностью, царивший в умах провинциальных мастеров относительно столичного образца, который они воспроизводили едва ли не по рассказам. Результатом этого противоречия была продуктивная в художественном отношении гибкость архитектурных решений в рамках некоего общего свода правил. Сегодняшние строители храмов не отличаются от предшественников – возрождая образ архитектуры, они предлагают очень разные, иногда спорные решения, однако ровно лежащие в русле национальной традиции [7].
При архитектурно-художественном проектировании деревянного иконостаса православного храма необходимо учитывать следующие канонические требования:
-
Иконостас должен быть установлен в виде стены или в виде объемного сооружения, отделяющего алтарь от остальной части храма и закрывающего его от взгляда;
-
Иконостас должен содержать несколько ярусов икон, обращенных лицевой стороной к средней части храма. Количество ярусов может быть от одного до пяти, иногда до семи. Сверху иконостас увенчивается крестом.
-
В центральной части иконостаса устраиваются особо украшенные двустворчатые двери – Царские врата, имеющие сквозной орнамент или пространство между ними и аркой сени. В верхней части Царских врат расположены икона Благовещения, ниже – Евангелисты или творцы Литургии. Над Царскими вратами располагается икона Тайная вечеря. Иконы местного ряда справа от Царских врат – икона Спасителя или Храмовая икона; слева – икона Богоматери. Слева от Царских врат обязательно устраиваются северные одностворчатые двери, а справа – южные одностворчатые двери с изображением Архангелов или Святых Диаконов. Нижний ряд (местный) составляется из особо почитаемых больших икон различной ширины. Второй ряд – праздники – низкие и широкие; третий ряд – деисусный, Апостолы во весь рост, узкие и высокие; четвертый ряд- пророческие, поясные изображения пророков.
-
Иконостас должен быть соразмерен внутреннему пространству храма за счет сомаштабности членения элементов иконостаса.
-
Иконостас – наиболее художественно и декоративно насыщенный элемент в интерьере храма. Он должен иметь как крупные детали декора, воспринимаемые издалека, так и мелкие, воспринимаемые с близкого расстояния.
-
В декоративном убранстве иконостаса используются фантастические и реальные растительные орнаменты (кедр, пальма, виноградная лоза и др.) и птицы (голубь, пеликан и другие).
Рис.2. Эскизный проект воссоздания деревянного иконостаса для храма Покрова Богородицы нижнего этажа Спасо-Преображенского храма села Нижняя Синячиха
Важной особенностью являются нормы для проектирования деревянных иконостасов [6]:
- расстояние от царских врат от престола –1,78 м;
- престол – 1,07*1,07 м, высота 0,8 м, (1 ½*1 ½ высота 1 2/16 аршина);
- ширина царских врат –1,42 м (2 аршина);
- высота царских врат – 2,49 м (3 ½ аршина);
- ширина северных и южных врат – 0,89 м (1 ¼ аршина);
- высота северных и южных врат – 2,13 м (3 аршина);
- расстояние от престола до запрестольного образа –1,07 м (1 ½ аршина);
- высота запрестольного образа от пола –1,07 м (1 ½ аршина);
- жертвенник – 0,9*0,9 м высота – 0,8 м (1 ¼*1 ¼ ширина, высота 1 2/16 аршина).
Сами перегородки или каркас иконостаса должны быть не шире 18 см. Если вынуть из него иконы, получим самый заурядный трафарет, но когда вставишь священные изображения, невозможно оторвать взгляд от этого чудного целого[1].
Подобный иконостас – это лествица Иакова, по которой восходят и не сходят не только святые ангелы, но и вся торжествующая церковь[2].
На основе вышеизложенного, нами был разработан эскизный проект воссоздания иконостаса Храма Покрова Богородицы нижнего этажа Спасо-Преображенского Храма (1823 г.) села Нижняя Синячиха Алапаевского района Свердловской области при консультации профессора А.В. Долгова и И.Д.Самойлова, директора Нижнесинячихенского музея. В связи с тем, что чертежи и сведения рассматриваемого иконостаса не сохранились, за основу воссоздания его был взят частично сохранившийся иконостас Христорождественского храма из села Липовка Свердловской области.
Проем, где должен быть расположен иконостас, имеет ширину 8,8 м, высоту 6,1 м. Параметры внутреннего пространства храма предопределили размеры будущего иконостаса. Иконостас был наложен на плоскость алтарной арки, так чтобы силуэт иконостаса согласовывался с алтарной аркой, в которой он установлен. Даже при близком совпадении очертаний арки и иконостаса, между ними остается свободное пространство. Контрастное противопоставление формы – иконостас и пространство помогает зрительно выделить иконостас в интерьере, отделить его от стен и убранства храма, подчеркнуть богатство пластики и силуэта.
Расположение иконостаса в виде прямой стены позволяет полно и канонично разместить необходимый состав икон имеет простое конструктивное решение. Форма стены наиболее полно соответствует символической функции отделением иконостаса алтаря от остальной части храма. Таким образом, иконостас представляет собой фронтальную архитектурную композицию [3]. Она предполагает статическое положения зрителя, что соответствует необходимому настрою молящихся. Фронтальность деревянных иконостасов на уровне общей композиции выражается ньюансном соотношении между длиной и высотой. Пропорции близкие к квадрату подчеркивают статичность формы.
Композиция иконостаса строится на основе зеркальной симметрии относительно центральной оси. Симметрия обусловлена расположением иконостаса в симметричном пространстве храма. В символическом плане симметрия иконостаса указывает на совершенство обозначаемого им неземного мира. Структура иконостаса, обусловленная требованиями канона представляет собой расположенные ярусами ряды икон.
Зрительная ясность, рациональность композиции иконостаса четко читается благодаря компоновке его элементов на основе прямоугольной сетки композиционных осей. В результате образуются ярусы по вертикали и ряды секции (прясла) по горизонтали.
Рис.3. Иконостас Христорождественского храма. Село Липовка Свердловской области.
Послужил основой для воссоздания иконостаса храма Покрова Богородицы
Сюжетным составом икон определяется высота яруса. Полнофигурные изображения требуют вертикально-вытянутый формат икон. Сюжетные композиции – горизонтальный или близкий к квадрату, поясные или портретные изображения – допускают формат близкий к квадрату или кругу.
Разная высота ярусов икон формирует ритмичность горизонтальных композиционных осей деревянного иконостаса. Ширина секций (прясел) одинакова в каждом ярусе. Горизонтальные композиционные оси фиксируют границы ярусов иконостасов – тябла. Вертикальные – границы секций композиционный центр, акценты. Равнозначность направлений вертикальной и горизонтальной систем осей поддерживает статичность и уравновешенность композиции русского деревянного иконостаса. Каждый следующий ярус уменьшается по краям на одну секцию, так сформирована пирамидальность силуэта иконостаса, которое имеет глубокое символическое значение.
Русский храм и иконостас, как часть храма, своим внешним видом выражают стремление к небу, суживаясь в постепенном восхождении [10]. Другой символический смысл пирамидального силуэта иконостаса заключается в том, что, благодаря этому, иконостас стал зримо напоминать облик горы Голгофы, связанный с идеей искупления грехопадения [4]. Крест в центре такого иконостаса символизирует распятие Иисуса Христа.
Пирамидальный силуэт иконостаса придает ему зримую устойчивость и свидетельствует о незыблемости потустороннего мира [8]. Размещение формы завершающихся киотов в композиции деревянного иконостаса подчинено выявлению его пирамидальности. Киоты сглаживают его ступени, уменьшающихся по длине ярусов многоярусного иконостаса. В пределах верхнего яруса киоты над каждой секцией увеличиваются по высоте в направлении к центру. Центральную часть венчает самый высокий киот.
Единство и целостность композиции иконостаса достигается на основе иерархической соподчиненностью ее элементов. Четко выраженное центральное ядро иконостаса, расположенное на оси симметрии, представлено Царскими вратами и центральной частью над ними. По сторонам от него располагаются ярусы секций с иконами. Членение иконостаса на фрагменты осуществляется колоннадой. Тябла решаются в виде фризов и карнизов, в промежутке между иконами в виде колонн высотой на один ярус. Колоннада, по мнению ряда исследователей – признак первоначальной формы иконостаса. Ее элементы обосабляли и акцентировали для молящихся каждую икону. Иконостас представлялся гигантской рамой для икон. М.В. Красовский назвал такие иконостасы рамочными.
Центральные иконы многоярусного иконостаса шире и выше остальных икон. Размерами и отделением декоративным полем выявляется главенство центральной иконы в ярусе. Под карнизом сени Царских врат расположена икона Тайной вечери. Между верхом Царских врат и аркой сени остается свободное пространство, закрываемое катапетасмой. Приемом контрастного противопоставления ажурного завершения Царских врат и пространства подчеркивается сложное архитектурно-художественное решение врат. Кроме того, пространство над вратами имеет функциональное значение и позволяет слышать в храме богослужение, совершаемое в алтаре при закрытых вратах.
Основную часть композиции деревянного иконостаса составляют отделения (секции), каждая из которых включает одну икону. Первый ярус иконостаса, сформированный секциями, имеет трехчастную структуру по вертикали – цокольная часть, колоннада со вставленными в нее иконами с обрамленьями, антаблемент. Этому делению соответствуют элементы колонн: пьедестал, колонн с базой, стволом и капителью, антаблемент колонн. Антаблемент включает фриз, декорированный плоско-выемчатой резьбой и профилированный карниз. Антаблемент, перекрывающий колоннаду, расположен не над колоннами, а задвинут вглубь. Над колоннами же установлены небольшие тумбы, профилированные и декорированные аналогично фризу и карнизу.
Обрамление иконы вписывается в пространство между колоннами, фризами и карнизами. Оно имеет вид рамы, завершенной зигзагообразной аркой. Прямоугольность форм и завершение икон придают впечатление статичности и конструктивности. Четко виден контраст первого яруса с динамичным завершением верхних частей иконостаса, в которых преобладает изогнутые пятилопастные арочные рамы.
Колонны в иконостасе располагаются строго друг над другом и, таким образом, все секции иконостаса имеют равную ширину. Их высота зависит от положения и сюжетного состава яруса. Колонны имеют прямоугольный в плане пьедестал, цилиндрические базу и ствол. Капитель колонны можно сравнивать с ионической капителью. Первый ярус, включающий цоколь и местный ряд, значительно выше остальных. Это придает сооружению видимую устойчивость и тектоничность. Большие размеры должны указывать на главенство икон местного яруса, в котором помещаются особо чтимые иконы Спасителя, Богоматери, Храмовая икона.
Иконы праздничного ряда выделяются декоративным оформлением. Антаблемент перекрывает колоннаду и расположен над колоннами. Икону «Тайная вечеря» обрамляет сверху лучковая арка. Местный и праздничный ряд справа и слева завершают декоративные киоты, выполненные в виде полной арки.
Завершение киотов праздничного ряда – символы Ветхого и Нового Завета. Они размещаются симметрично относительно центральной оси иконостаса. Слева – символы Ветхого Завета: крест, обвитый змеей и скрижали Моисея. Справа – символы Нового Завета: крест, потир, Евангелие [9]. Киоты местного, праздничного, деисусного ряда завершают композицию иконостаса не только по вертикали, но и в горизонтальном направлении.
Рис.4. Спасо-Преображенский храм, нижний этаж храма Покрова Богородицы.
Вид на алтарь. Село Нижняя Синячиха Алапаевского района Свердловской области
Иконы деисусного ряда завершены пятилопастной аркой, а центральная икона этого ряда – трехлопастной аркой. Это выполнено исходя из того, что арка – один из основных конструктивных и композиционных элементов православного храма. Конструкции сводов, перекрытий большинства храмов строятся на арках. Арочные очертания имеют окна, двери, закомары, поэтому арка связывает в композиционные единства иконостас и архитектуру храма. В символическом плане арка – символ триумфа.
В символике православного храма иконостаса – торжество православной веры, незыблемость православной церкви. Применение нескольких видов арок позволяет избежать однообразие и усиливает выразительность общего решения иконостаса. [5]
Общей выразительностью киотов является акцентное завершение. Его основание включает ажурную декоративную резьбу – корону. Завершения киотов увенчано крестами.
Насыщенность иконостаса декором подразумевает символический смысл. Элементы декора наглядно демонстрируют и расшифровывают заложенные в иконостасе символико-религиозные идеи. Применение растительных мотивов связано с образом райского сада, они подчеркивают неземную принадлежность иконостаса. Некоторые декоративные элементы должны напоминать виноградную лозу – образ Иисуса Христа.
С Иисусом Христом также связан мотив прорастающего дерева, прослеживаемый на нащельнике Царских врат. Его рельеф – имитация ствола дерева. Нащельник увенчан шаром с крестом, и наглядно выражает идею «царственности» врат.
Наибольшая декоративная насыщенность Царских врат объясняется не только центральным положением в архитектурной композиции иконостаса, но и осмыслением их входа в рай. Поэтому не случайно размещение над Царскими вратами фигуры голубя, символизирующего нисходящий Святой Дух в лучах божественного сияния [11].
Цилиндрические колонны иконостаса со срезанной задней частью наложены на плоскость каркаса иконостаса. База колонн близка к базам классического ордера. Подобные пояски делят столы колонн на отдельные фрагменты. Нижние элементы покрыты сплошной вязью стеблей, листьев и цветов. Вышележащие – декоративной веревкой. Средняя часть ствола колонн праздничного ряда покрыта художественно переработанными каннелюрами. Верхние детали и капители колонн содержат сочетание растительного декора в виде валют.
В целом контраст динамического декора иконостасов и однородного, спокойного фона икон, статичность фигур подчеркивают монументальность и торжественность икон, выделяя их смысловое и содержательное главенство в иконостасах по отношению к обрамлению.
Наибольшим символизмом для православной религии, по определению Е.Трубецкого, обладают краски небесного спектра приглушенных и разбеленных тонов, характерные для северного неба России. Не случайно применение золотого цвета – символа Божественного Света.
Большинство деревянных иконостасов полностью покрываются позолотой или совмещают одноцветный фон с золоченным декором. Доминирующий белый цвет традиционно связан с символикой Иисуса Христа. Светлый бело-золотой иконостас выглядит особенно празднично и цельно на фоне не очень ярко освещенных интерьеров. Золотой фон икон сочетается с золотом на иконостасе, объединяя их в композиционные единства. Голубой и розовый цвета связаны с символикой Богоматери.
25 марта 2005 года эскизный проект воссоздания иконостаса Храма Покрова Богородицы нижнего этажа Спасо-Преображенского Храма (1894) был представлен в Российскую Академию Архитектуры и строительных наук, где был рассмотрен и одобрен вице-президентом РААСН, доктором архитектуры, профессором В.Н. Белоусовым. Ознакомившись с ним, он сделал заключение: проект «… выполнен на высоком профессиональном уровне, с учетом архитектурно-художественных особенностей православного храмостроения».
References
1. Альбом иконостасов. СПБ.,1904.
2. Антоний, архиепископ Волынский. Какие сооружать иконостасы в новых храмах? // Светильник. –1913.– № 4-5. – С.33-38
3. Араухо И. Архитектурная композиция – М.,1982. – 208 с.
4. Бусева–Давидова И.Л. Русский иконостас XVII века: генезис типа и итоги эволюции// Иконостас, ред. А.М. Лидов – М., 2000.– С.621-646.
5. Винницкий М.В. Керамические иконостасы товарищества М.С. Кузнецова в архитектуре православных храмов конца XIX – начала XX веков: Диссертация. Том 1. С.70-80.
6. Иллюстрированное поурочное положение. Петроградъ. Изданiе К.Л. Пиккера.1918 составилъ инженеръ - Архитекторъ Графъ Николай Ивановичъ де-Рошефоръ. Седьмое исправленное изданиiе
7. Проект Россия.– 2001. – №4. – С.17
8. Свод правил по проектированию и строительству. СП 31-103-99 Здания, сооружения и комплексы православных храмов. – М.: Госстрой России, 2000.– С.33
9. Троицкий Н.И. Иконостас и его символика // Православное обозрение – 1891.– №4
10. Трубецкой Е. Умозрение в красках // Три очерка о русской иконе. – Новосибирск, 1991.– С.111
11. Червяновский Е.О. Историческое происхождение и значение иконостаса в православной церкви. – Вильна, 1899.– С.40-70.
Citation link
Юдин В.Ю. КАК СТРОИТЬ И ВОССТАНАВЛИВАТЬ ДЕРЕВЯННЫЕ ИКОНОСТАСЫ В НОВЫХ И РЕСТАВРИРУЕМЫХ ХРАМАХ [Электронный ресурс] /В.Ю. Юдин //Архитектон: известия вузов. – 2006. – №1(13). – URL: http://archvuz.ru/en/2006_1/9
Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная