Architecton: Proceedings of Higher Education №3 (15) September, 2006
Design
Кошкин Александр Леонидович
аспирант.
Научный руководитель: доктор искусствоведения, профессор Е.Э. Павловская.
УралГАХА
,
РЕКЛАМА "СДЕЛАЙ САМ", ИЛИ КОЕ-ЧТО О ПРОФАЙЛАХ ЗНАКОМСТВ В ИНТЕРНЕТЕ
Abstract
Реклама в общепринятом смысле есть некий отдельный вид деятельности, связаный с продуманным продвижением чего-либо с целью привлечения внимания и формирования мотиваций. Однако, если вдуматься, значительную часть коммуникаций, которые осуществляет человек в процессе своей жизни, можно назвать рекламой. Простой пример: поиск работы, собеседование – это ни что иное, как привлечение внимания к себе, продажа своих знаний и умений на определенных условиях и т.п. Потому каждый из нас – создатель, потребитель и объект рекламы одновременно. Область человеческих отношений не исключение: первая встреча – это выход на рынок; заинтересовать партнера – промо-акция; брак нуждается в поддерживающей рекламе. И от качества проведенных «рекламных» мероприятий очень многое зависит. Итак, добро пожаловать в мир рекламы «сделай сам».
Что такое знакомство? Цель знакомства – заинтересованность и желание вызвать ответную реакцию – общение. Общение, как процесс, сильно эволюционировало за последние полвека за счет появления удаленных средств связи – мобильной телефонии и Интернета. Сейчас людям не нужно встречаться, чтобы обмениваться любого рода информацией, все упростилось и усложнилось одновременно. Сложность заключается в том, что количество потенциальных контактов стремительно и постоянно увеличивается. Количество людей, с которыми возможно познакомиться и пообщаться в виртуальном пространстве, намного больше, чем в реальной жизни. Сегодня порядка 70% молодых европейцев знакомятся и находят друзей в Сети. Общение в Интеренет стало своего рода отдельным видом коммуникаций, со своими условностями, правилами и своеобразной внутренней жизнью.
Коммуникативный акт – это общение, обмен информацией, непременным условием которого является первоначальная презентация, знакомство. Существуют несколько видов презентаций с использованием образа человека: презентация собственно человека, презентация действия, которое выполняет человек, и презентация абстрактной идеи. Все эти виды презентаций существуют в сфере Интернет-знакомств в виде своеобразной типологии профайлов знакомств: персональные профайлы, предложения услуг, организация тематических community.
Особенность презентации (знакомства) в Интернете заключается в ее псевдоинетрактивности. С одной стороны, скорость отклика может быть мгновенной и общение как таковое находиться в режиме on-line. С другой стороны, презентация, как сообщение, оторвано от презентуемого человека, Это как бы добавляет «посредника» – виртуального представителя, основная роль которого заключается в создании определенного представления о владельце профайла. Таким образом, презентация человека в Интернете (а в предметном выражении профайл очень схож с природой рекламного сообщения и рекламой вообще) – создание мифа об объекте презентации (человеке).
Классическая схема рекламного коммуникативного акта применима и к знакомствам в Интернете: автор сообщения – сообщение (его особенности) – пользователь (получатель) сообщения. Поэтому вполне допустимо рассматривать презентацию человека в Интернете как рекламное сообщение и принять положение о возможности применения всех известных рекламных методов к ее созданию.
Дистанционная презентация человека в её масштабном и полном виде может состоять из нескольких компонент: иллюстрация (фотография), описание (анкета) и послание (тема, характер и степень эмоциональности, наличие подтекстов и приватной информации, голосовое сообщение), рекомендации (мнение третьих лиц). Рассмотрим эти компоненты подробнее.
Иллюстрация. Интернет позволяет демонстрировать сколь угодно различные по стилю и технологии изготовления изображения. Однако в подавляющем большинстве случаев при презентации человека используется фотография. Например, рисунки делают профайл интересным, но неинформативным. Подобный профайл может говорить о своем создателе как о человеке, увлеченном графикой и искусством, но он не будет давать достоверной практической информации собственно о человеке. Роль фотографии в профайле огромна. Страницы без фотографии зачастую просто не включаются в парметры поиска, поэтому фото становится ключевым моментом продвижения профайла в Сети. Часто размещение фотографий невозможно по разным причинам: нежелание «светиться», неудовольствие по поводу своей внешности, отсутствие технической возможности получить изображения в цифровом виде (этот аргумент при современной доступности цифровых технологий выглядит надуманным и часто подменяет собой другие причины неразмещения фотографий) и т.д. Если проводить аналогию с рекламой, то профайл с фотографией и без – это как имиджевая журнальная реклама и газетное объявление: оба информируют, но сила воздействия и эффективность разные.
Существует практика демонстрации чужих фотографий в профайле. Понятно, что владелец профайла расчитывает на привлечение к нему внимания за счет заимствованых внешних качеств другого человека, возможны здесь и другие, более малодушные мотивы. Эта практика – квинтэссенция рекламной сути презентации человека в Интернете. Как известно, к симпатичным людям лучше относятся, их считают более умными и обладающими положительными качествами, им чаще помогают и т.д. Понятия о симпатичности и красоте чрезвычайно подвержены моде и довольно часто меняются под воздействием социокультурных факторов. Здесь срабатывает поведенческий стереотип, сформированный по большей части средствами массмедиа и рекламы, побуждающий в смотрящем желание следовать и подражать, стараться быть похожим на образ в сообщении. Происходит неосознаное формирование желания хотеть и обладать. Однако размещение чужих фотографий в профайле существенно подрывает кредит доверия к самому владельцу в случае разоблачения, вплоть до прекращения общения и создания негативной репутации в рамках community. По сути это недобросовестная реклама. Распознавание «непричастности» владельца профайла к фотографиям довольно просто: наличие типографского растра говорит о сканировании печатного изображения, например, с журнала; идеальный свет – довольно редкое явление в любительской и полупрофессиональной съемке; неактуальность антуража и атрибутики заявленому периоду времени съемки; излишняя театральность композиции (конечно, если фотографии согласуются с анкетой или контекстом) и другие. Размещение фотографий, не связанных с владельцем профайла, например, пейзажи, абстрактные рисунки, изображения, содержащие юмористический или эротико-порнографический подтекст, также не способствует привлечению внимания (только если это не самоцель), но раздражает и не создает к профайлу доверительного отношения. Как если бы вам нужено было выбрать автомобиль, а в рекламе вам настойчиво показывали овощи.
Применительно к иллюстрации следует рассмотреть еще несколько аспектов: технологические требования, сюжет, стилистику и их влияние на общую картину восприятия профайла.
Технологические требования. Обычно используются форматы файлов JPG и BMP, как имеющие наиболее оптимальное сжатие. При этом размер файла, как правило, ограничивается 100 кб. При размещении фотографии скрипт, прописанный в архитектуре сайта, уменьшит и скадрирует фото для отображении его в Preview. Некоторые сайты предлагают самому пользователю кадрировать фотографии. Также часто запрещается закачивать анимированные изображения (это не касается userpic в блогах и чатах).
Сюжет. Сюжет фотографии многое говорит о человеке ее разместившем. При должной проницательности можно узнать о хобби, социальном статусе, финансовом положении, сексуальной ориентации, работе, уровне образования и т.п. Иногда фотография может противоречить анкете и служить разоблачением истинных намерений человека. Каждый размещает фотографии не столько те, на которых он похож на себя, а скорее те, на которых он получился тем, кем он бы хотел быть. Таким образом, сюжет фотографии напрямую зависит от позиционирования себя человеком и целей, которые он хочет достичь.
Например, для повышения статуса люди фотографируются на фоне дорогих машин, эксклюзивных интерьеров и экстерьеров (причем, степень уникальности и сам выбор места съемки многое говорит о человеке и его ценностях), достопримечательностей в заграничных поездках (как подтверждение социального статуса, финансового положения – «чем экзотичнее, тем дороже», да и просто люди на отдыхе лучше выглядят!). В данном контексте автор профайла выступает как объект рекламного сообщения, миф о котором формируется за счет использования совершенно определенных по стилистике имиджей и атрибутов. Работает принцип: «кесарю – кесарево».
Что именно делает персонаж на фотографии, так же важно. «Живое», непосредственное поведение, естественные позы и жесты, движение (динамика), открытая улыбка – все это выдает человека позитивного, открытого жизни, раскрепощенного, во всяком случае способного быть таковым. В свою очередь, статичная поза, отсутствие жестов, улыбки, прямого взгляда «в объектив» выдают человека «зажатого» и вполне возможно не только в движениях, но и в общении. Хотя, конечно, есть исключения, подтверждающие правило, или нейтральные варианты – например, фотоснимок караула у Мавзолея. Часто персонажи на фото скрывают лицо или глаза под козырьком кепки, очками, эффектами Photoshop или фотографируясь под определенным ракурсом, но почти всегда это малоэффективно и скорее служит только для спокойствия владельца профайла.
Довольно странно смотрятся групповые снимки. Мало того, что не всегда ясно, кто именно владелец профайла, но это также не вполне этично по отношению к другим персонажам, изображенным на фотографии. Подобные случаи почти всегда обусловлены неумением человека пользоваться графическими редакторами и потому, думается, групповые снимки – это скорее вынужденная мера, что не оправдывает их появление. Возможны также случаи, когда профайл принадлежит не одному, а нескольким людям – семье, например, или принципиально важным для человека видится взаимодействие с другими людьми (эротико-порнографический сюжет как презентация действия) и многофигурная композиция снимка –единственно возможный вариант показать это. С композиционной и стилистической точки зрения групповые фотоснимки сложнее, чем однофигурные, прямо пропорционально увеличению числа персонажей.
Следует помнить о том, что типаж, атрибуты и т.д. каждого из персонажей формируют общее впечатление о фотографии. Например, великолепно выглядящий человек в умопомрачительной одежде в компании маргинальных личностей будет смотреться как минимум неоднозначно. Возможными вариантами восприятия здесь могут быть: человек-оригинал, выйдя из своего «Mersedes», из любви к людям общается с парнями из рабочих кварталов; парень сам из рабочих кварталов, но по случаю свадьбы или выпускного бала приоделся «в долг»; парня похитили маргиналы и этот снимок прислан родственникам как доказательство их намерений о требовании выкупа. В конечном итоге всегда действует правило рекламы – «если допущена вероятность, что вас поймут неправильно, вас обязательно кто-то поймет неправильно».
Стилистика. Как правило, почти все снимки, используемые в анкетах знакомств в Интернете, любительские или полупрофессиональные. Это обусловлено их «самодельностью» и наделенностью личностным, приватным характером. Постановочная съемка, как правило, говорит о том, что человек возлагает большие надежды на этот профайл и серьезно готовился к опубликованию фотографий в Сети. Исключениями могут быть фотографии сделанные из профессиональной необходимости (например, фотомодели) или с помощью профессионального фотографа, что редкость и удача.
Можно выделить несколько типов стилистик фотоизображений на сайтах Интернет-знакомств: любительская репортажная, парадная, сюжетная (постановочная, профессиональная репортажная). Для каждого типа стилистик существуют свои особенности.
Любительская репортажная – наиболее распространенная стилистика фотоизображений. Особенностью ее является непрофессионализм фотографа и низкое аппаратное качество снимка. Однако в настоящее время, со стремительным развитием цифровой фототехники, художественная низкопробность становится основным критерием любительского репортажного стиля. Тем не менее, ценность подобных снимков заключается в их «жизненности», правдивости и способности показать то, что есть на самом деле, без прикрас.
К парадным снимкам можно отнести портреты (часто в фас) – документальные снимки (например, с паспорта) и портреты, сделанные в фотоателье. Смысл их размещения в профайле не совсем очевиден, поскольку подобный жанр фотосъемки, как известно, очень сильно меняет внешность человека (говорят, что «ничто так не старит, как черно-белая документальная фотография»), а также из-за особенности поведения людей в ситуации нахождения прямо перед объективом (напряженность, неестественность, зажатость).
Сюжетная постановочная фотография – довольно редкое явление в силу сложности подготовительных процессов, часто под ней можно понимать репортажную съемку каких либо событий, где люди намеренно «что-то из себя изображают» и играют роли. Сюжетная профессиональная репортажная стилистика снимков подразумевает под собой профессионализм фотографа и высококачественную аппаратуру, что обуславливает как техническое, так и художетсвенное совершенство репортажных снимков. Подобные снимки, пожалуй, лучшее, чему можно доверить презентацию человека в Сети.
Обычно используются цветные фотографии из-за их стандартности на сегодняшний день. Поэтому при появлении черно-белой фотографии или сепия можно с уверенностью говорить о неком артистизме владельца профайла и его увлечении искусством и эстетикой. Довольно странно выглядят измененные в графических редакторах фотографии, например, измененный цвет, применение Blur, текстуры, коллажи. Отчасти это говорит опять же об эстетстве человека, его тяге к творчеству, но часто это просто увлечение Photoshop в ущерб узнаваемости и общему впечатлению от фотографии. Кадрирование снимка существенно влияет на его общее восприятие: например, снятый в крупном масштабе глаз мало что скажет о человеке в целом. В этом аспекте есть отличие персональных профайлов знакомств и рекламных сообщений – в рекламе сфотографированные отдельно части тела человека (крупномасштабно кадрированная кожа, глаза, губы) широко используются, поскольку презентуют не персону, как таковую, а продукт, имидж, престиж, услугу, идею – нечто абстрагированное от человека как объекта.
Ретушированные фотографии – сугубо рекламный прием создания «пластиковых», идеальных персонажей. Эта практика сродни использованию чужих фотографий в Сети, поскольку ретушь может достаточно сильно изменить лицо человека. Вполне допустимы коррекция дефектов кожи или технологических, электронных шумов снимка, которые не приводят к измененю внешности. Если в рекламе иногда чрезмерно ретушированные имиджи уместны из-за осознанного выбора стилистики и поставленных целей, то в профайлах знакомств – они, как минимум, рискованы. Здесь очевидно желание человека выглядеть лучше, но излишнее увлечение ретушью сильно вредит кредиту доверия к фотографии и профайлу вообще.
Обозначив фотоизображение как чрезвычайно важный компонент профайла знакомств в Интернете, сделаем некоторые выводы:
а) необходимо помнить, что сюжет фотоснимка должн быть однозначен и четко отражать заложенный смысл (конечно, если многозначительность не является самоцелью);
б) соответствие смысла сюжетов, стилистики снимков общей идее профайла усиливает его эффективность;
в) качество снимков прямо пропорционально воздействию их на зрителя – выкачав мутные снимки, сожалеешь о потраченном трафике.
Описание и послание.
Описание. Под описанием понимается анкета владельца профайла, состоящая, как правило, из нескольких блоков: о себе, об искомом человеке, контактная информация. Каждый из этих крупных блоков делится на несколько мелких, призванных детально представить информацию, причем максимально организованно. Практически всегда присутствуют такие графы как пол, антропометрия, семейное положение, объект поиска с его параметрами: пола, антропометрии и пристрастий. Довольно часто на сайтах знакомств присутствует сервис «Автопортрет». Это дополнение к унифицированной анкете, где опросник сформирован свободно и позволяет получить более полную картину восприятия владельца профайла.
Темы, которые раскрывает автор профайла в описании себя, как и фотографии, чрезвычайно красноречивы. Диапазон их широк: от краткого «познакомлюсь» до обширных рассказов или пространных описаний своих взглядов на жизнь. Описательные тексты говорят о том, что человек конструктивно подходит к созданию профайла – человек создает презентацию и макимально насыщает ее полезной информацией. Отвлеченные упражнения в прозе или стихах скорее самовыражение, заменяющее презентацию, что так же многое говорит о человеке, например, как о творческом персонаже, скорее всего интеллектуале. «Сухое» заполнение строк анкеты выдаст человека не слишком заинтересованного в профайле, наблюдателя, предпочитающего самому делать выбор. Степень заполненности анкеты влияет не только на создание образа человека, описанного в ней, но и на эффективность поиска в пределах сайта, так как сервис «Поиск» работает, исходя из данных анкет. Субъективно, заполненная анкета вызывает больше доверия, выглядит изначально более вежливо и дружелюбно. Что касается незаполненных анкет или заполненных частично – то, скорее всего, владелец данного профайла не расчитывает долго находиться на сайте и пользоваться всеми его сервисами, а просто зашел ознакомиться. Естественно, что к такого рода пользователям формируется соответствующее отношение.
Отдельная тема разговора – грамматика заполнения анкеты. Орфографические ошибки недопустимы в текстах образованных людей (исключением можно считать намеренное использование Интернет-сленга). Они, ошибки, так же как фотографии, способны разоблачать истиное положение вещей. Стиль заполнения анкет также о многом говорит. Например, корректно сформулированные фразы, точная пунктуация и правильная орфография, отсутствие сленга и жаргонизмов достаточно определенно указывают на образованного человека. Наличие академического высшего образования неизбежно проступает в текстах. Интернет-сленг, насыщенный всевозможными буквенно-числовыми сокращениями и аббривиатурами, является явным признаком принадлежности владельца профайла к определенному community.
Многослойность, наличие подтекстов, приватной информации в профайле может быть заложено в архитектуре сайта как в виде скрытых фотографий, паролей для друзей и т.п., так и существовать в текстах в виде намеков, скрытых смыслов, аллегорий. Структурная (архитектурная) многослойность значительно обогащает профайл, придает ему большую гибкость использования, что удобно для его владельца. Наличие скрытых, но обозначенных слоев придает профайлу загадочность и, как следствие, привлекательность, позволяет дифференцировать общение с разными людьми, «дозируя» поступающую к ним информацию из профайла. Метафорическое (текстовое, смысловое) усложнение профайла чрезвычайно зависит от литературного мастерства автора текста, часто это просто запутывает посетителя, что определенно затрудняет формирование положительного восприятия. Здесь так же применимо правило рекламы – «если допущена вероятность, что вас поймут не правильно, вас обязательно кто-то поймет неправильно».
Послание. Заглавная тема анкеты, то, что отображается в предвариательном поиске. Собственно говоря, по важности его можно сравнить с заголовком статьи или названием книги. В идеале этот текст должен быть ярким, кратким, запоминающимся, обладать приятным ритмом и стилем. Случется наблюдать втиснутые в этот раздел сочинения или поэтические упражнения. Порой они такие объемные, что до собственно анкеты добраться весьма проблематично. Принципы верстки интернет-страниц профайлов знакомств не подразумевают размещение больших объемов текста. Поэтому удобочитаемость текста в таком формате весьма относительна и почти всегда их не читают.
Так же под посланием можно понимать все чаще встречающийся сервис – «Голосовое сообщение». Данный вид коммуникации, также как и все общение в Сети, псевдоинтерактивен: с одной стороны, ты слышишь «реальный голос» человека, с которым планируешь пообщаться, а с другой – телефонные сети и записывающие устройства чрезвычайно сильно меняют голос и, по сути, не могут дать правдивой картины. Голосовое сообщение, тем не менее, так же весьма красноречиво: определенная лексика, используемая говорящим, паузы, междомения, дефекты речи, жаргонизмы, собственно сам текст сообщения – по всему этому можно достаточно определенно судить о человеке. Сервис «Голосовое сообщение», как правило, платный, что влияет на его доступность.
Рекомендации третьих лиц. Community представляет собой «междусобойчик» самых разных масштабов – сайт, форум, чат могут объединять от 2 до тысяч людей. Постоянно налаживаемые контакты внутри группы, деления на отдельные компании множатся за счет вовлечения людей через личные мнения и рекомендации. Это практически «личностный» способ рекомендования. Существует так же автоматизированный сервис «TOP». Голосуя за какого либо персонажа на сайте, люди высказывают свое мнение и по принципу социального доказательства – «большинство не может быть неправым», профайл «чемпиона» становится в «TOP», как бы «отрекомендованным» многими людьми. Критерии для голосования самые различные, но наиболе часто встречающиеся – это фотографии разных категорий и содержание анкеты. Ценность их становится прямо пропорциоанльна качеству.
Можно по-разному относиться к знакомствам в Интеренет. Есть мнения, что это «помойка» и там только неудачники с кучей комплексов. Наверняка там есть и такие, но, по-видимому, стоит воспринимать знакомства в Интернет скорее как вынужденную меру в ситуации всеускоряющегося мира и постоянно увеличивающейся потребности в коммуникациях. В таком контексте профайл становится нашим представителем, рекламой в этом виртуальном мире, лишенном всяких границ, и обретает поистинне ключевую роль. При четком понимании необходимости существования профайла знакомств очень важно тщательно подходить к его созданию, продумывая каждый из его компонентов. Как и в рекламе, в профайле нет незначительных частей, каждый элемент вносит в свой вклад в общую картину восприятия профайла, а, следовательно, и вас. И если это реклама – так пусть она работает!
References
1. Бове К., Аренс У. Современная реклама. – Тольятти: Довгань, 1995
2. Джуле А., Дрюниани Б. Креативные стратегии в рекламе. – СПб: Питер, 2003
3. Ньюарк К. Что такое графический дизайн. – М.: АСТ Астрель, 2005
4. Павловская Е.Э. Дизайн рекламы: поколение NEXT. – СПб: Питер, 2003
5. Сивулка Д. Мыло, секс и сигареты. История американской рекламы. – СПб: Питер, 2002
6. Журнал GRAPHICS, 1997–2005 гг.
7. Журнал «Какъ», 1998–2005 гг.
8. Сальникова Е. Эстетика рекламы. – М., 2003
9. www.adme.ru
Citation link
Кошкин А.Л. РЕКЛАМА "СДЕЛАЙ САМ", ИЛИ КОЕ-ЧТО О ПРОФАЙЛАХ ЗНАКОМСТВ В ИНТЕРНЕТЕ [Электронный ресурс] /А.Л. Кошкин //Архитектон: известия вузов. – 2006. – №3(15). – URL: http://archvuz.ru/en/2006_3/34
Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная