Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №1 (17) March, 2007

Arts and crafts

Beregovaya Olga V.

Associate Professor, Department of Applied Decorative Arts,
Ural State University of Architecture and Art,

Russia, Yekaterinburg, e-mail: obregua610@gmail.com

РОЖДЕНИЕ КОСТЮМНЫХ УКРАШЕНИЙ XX ВЕКА: КОКО ШАНЕЛЬ, МИРИАМ ХАСКЕЛЛ

Abstract

В первой половине двадцатого века произошло рождение новой ветви в истории украшений для костюма (бижутерии). Французские и американские Дома мод стали заменять настоящие ювелирные украшения бижутерией (костюмными украшениями). Так украшение становится демократичным и доступным любой женщине. Но французские костюмные украшения и американские имеют много отличий по стилю. Одними из законодателей стиля в украшениях являются француженка К. Шанель и американка Мириам Хаскелл.

Keywords: костюмные украшения, бижутерия, К. Шанель, М. Хаскелл

В период 20 – 30-х годов XX века происходят значительные изменения в женской моде. Одежда становится более универсальной. Основным силуэтом становится прямое платье с поясом на бедрах, юбки до середины колена, жакеты. Цветовая гамма выдержана в одних тонах – сером, бежевом. В эти года встал вопрос об украшениях, так как появилась потребность в ношении украшении в течение дня и до вечера. Французские и американские дома мод стали заменять настоящие ювелирные украшения бижутерией (костюмными украшениями). Так украшение становится демократичным и доступным любой женщине. До этого времени элегантные женщины носили только настоящие драгоценности, которые демонстрировались при каждом удобном случае как символ богатства и успеха.

В 1920-е годы К. Шанель предложила идею ношения бижутерии, которую, в отличие от драгоценностей, можно было носить и с повседневной одеждой. При помощи аксессуаров и дополнений платье легко превращалось из повседневного (с белым воротничком) в нарядное (с украшениями и искусственным цветком), освобождая женщину от необходимости переодеваться несколько раз в день. Это было смелым нарушением традиций — множество драгоценностей с дневными платьями в начале XX века носили только дамы полусвета. Сама К. Шанель носила ожерелья из поддельного жемчуга вместе с настоящими украшениями, доказывая, что подделки гораздо эффектнее и красивее настоящих украшений. Как она сама говорила, ее «византийский» вкус более всего проявился в украшениях — в одежде она была «минималисткой» (именно К. Шанель стала автором концепции минимализма в моделировании одежды), но когда речь шла о бижутерии, она становилась «максималисткой» [1, с. 150].

В 1924 г. К. Шанель открыла мастерскую по производству бижутерии, сыграв роль пионера. Устав от украшений «высокого ювелирного искусства», она решила производить клипсы (застежки), броши и гарнитуры, созданные в ее вкусе: ювелирные украшения должны были быть декоративными (орнаментальными) и забавными. Это были длинные ожерелья, сделанные из поддельного жемчуга – с золотыми цепочками, подвесками (кулонами), декорированными геометрическими узорами в технике «pate de verre», с имитациями рубинов, сапфиров и изумрудов, и броши в форме цветочных бутонов и листьев из стекла, которые размещались на лацкане или декольте. Эти украшения могли добавить ноту элегантности любому костюму, придавая ему больше персональной выразительности. В то же время они были выражением новой самоуверенности современной женщины. К. Шанель сумела «приспособить» свой стиль к новым требованиям — в летней коллекции 1931 г. она впервые предложила белые вечерние платья из хлопковой ткани (пике, муслина, органзы, кружева) английской фирмы Ferguson Brother Ltd., снизив цены на модели на 30 %.


Рис. 1. Колье «Комета»

После работы в Голливуде в 1932 г. К. Шанель устроила благотворительную выставку драгоценностей, созданных по ее идеям графом Ф. ди Вердура. В ноябре 1932 К. Шанель и Поль Ириб организовали выставку ювелирных украшений с бриллиантами, представленных на старых восковых манекенах: тиары, браслеты, ожерелья. Например, украшения из коллекции «Звезда» и «Комета» (рис. 1) отображают наиболее четкое впечатление от стиля ар-деко: формы металла с глянцевой, полированной поверхностью лаконично перекликаются с блеском бриллиантов. Диадема и брошь имеют плоскостное композиционное решение, четкую симметричную форму [3, р.253]. Колье «Комета» имеет простую геометрическую форму, напоминает каскад падающих звездочек, встречающихся в центре, которым является крупный ограненный бриллиант. Украшения выполнены из белого металла, с разными бриллиантами, как по цвету, так и по размерам.


Рис. 2. Браслет и брошь

К. Шанель открыла новую эпоху в истории ювелирных украшений, сделала их частью повседневности. Предложила ношение бижутерии, считая её достойной конкуренцией дорогим украшениям, говоря о том, что костюмные украшения достаточно демократичны и привлекательны (рис. 2). Следуя ее примеру, все модные дома извлекли пользу из «вульгаризации» ювелирных украшений, стали широко использовать их в своих коллекциях одежды, на показах мод [1,с. 153].

Мириам Хаскелл отреагировала на это желание элегантности и утонченности, вдохновленное французской модой, созданием нового типа ювелирных украшений, которые ценились за мастерство, с которым были изготовлены, даже тогда, когда используемые материалы были недорогими.


Рис.3. Гарнитур: брошь, серьги

Первое время в истории американских украшений костюма проекты, выпускавшиеся на рынок Мириам Хаскелл, не были вдохновлены традиционными настоящими ювелирными изделиями. Наоборот, они были интерпретацией простых человеческих ценностей, обычно хорошо выраженных в народном ювелирном искусстве. Это любовь к красоте, природе, родине, являющиеся синонимами мира и процветания.

Например, в некоторых проектах Мириам Хаскелл использует мелкий жемчуг, очень напоминающий народные изделия, производившиеся в южной Италии в XIX веке, с использованием низкопробного золота и мелкого (как семечко) жемчуга (рис.3); или ее украшения с коралловыми бусами связаны с ювелирными изделиями из Trapani в Сицилии [4, p. 29].

Интересуясь всеми новинками, которые приходили из Парижа, Мириам Хаскелл наблюдала за возрастающим успехом костюмных украшений от Шанель, она быстро решила вывести на рынок свои собственные ювелирные изделия наряду с творениями К. Шанель, которые были уже очень хорошими.


Рис. 4. Ожерелье «Настурция» 

Во время Великой Депрессии клиентура Мириам Хаскелл не уменьшилась, а напротив – возросла: к немногим оставшимся богатым людям и голливудским звездам в этот момент присоединились женщины среднего класса, которые хотели оживить костюм прошлого сезона при помощи симпатичных ювелирных изделий, и те, кто прежде, будучи богатыми, не привыкли обходиться совсем без ювелирных изделий.

С 1933 по 1937 годы она имела бутик, где продавались ювелирные изделия от Мириам Хаскелл. Все ювелирные коллекции начинаются от основного мотива, который повторяется и увеличивается или упрощается и уменьшается, в зависимости от важности проектируемого объекта. Каждая коллекция состояла из моделей в трех стилях: вечерние драгоценности – самые дорогие, со сложными элементами; обеденные подобны вечерним украшениям, но значительно упрощены и поэтому менее дорогие и, наконец, дневные украшения, в которых основной мотив уменьшен до минимума и которые поэтому стоят значительно дешевле.


Рис. 5. Гарнитур: браслет и брошь

С функциональной точки зрения украшения от Мириам Хаскелл были весьма инновационные в то время, что фактически подтверждается некоторыми фотографиями в этом каталоге: «Настурция» (рис.4) – пятирядное ожерелье имеет крупные броши –крепления на каждом конце, составленные из двух накладывающихся друг на друга листьев, подражающих цветкам из слоновой кости и трех красно-коричневых непрозрачных стеклянных бусин [4, р.30]. Эти две броши могли быть размещены самыми разными способами: на декольте, на плечах, сзади. Брошами можно было варьировать длину ожерелья – от полной до укороченной, пересекая и перекручивая их вокруг рядов жемчуга. Личность женщины отражалась не только в ее выборе такого инновационного ожерелья, но также и в том, как она носила его.

В вещах из весенних коллекций использовалось множество стеклянных элементов в мягких, легких, цветочных (природных) цветах (рис.5). В осенних коллекциях использовали металлические элементы и темные камни. Цветовая гамма – от коричневого до черного (топазы, гранаты, аметисты). Рождественские коллекции искрились стразами, кристаллами и roses montees, стразы крепились дорожкой, которая скрывала проволочное крепление (булавку) расположенное с другой стороны.


Рис. 6. Брошь

Модели, представляющие ювелирные изделия из новых коллекций, в выставочном зале Мириам Хаскелл носили черные платья с круглым вырезом, так, чтобы изделия противопоставлялись темному фону, что подчеркивало их дизайн.

Итак, в период 20–30-х годов двадцатого века произошло рождение новой ветви в истории украшений для костюма (бижутерии). Но французские костюмные украшения и американские имеют много отличий по стилю. Французский реформатор в мире моды К. Шанель, которая была модельером и одновременно автором костюмных украшений, предлагала лаконичное сочетание белого металла и цветных камней, как дополнение к маленькому черному платью. В отличие от нее, американская представительница Мириам Хаскелл – исключительно дизайнер костюмных украшений, играла на контрасте: украшения крупные, яркие, с использованием природных материалов (жемчуга, бисера, маленьких элементов из стекла и дерева, семян, ягод и т.д.) (рис.6), украшение становилось ведущим в костюмном ансамбле.

References

1. Ермилова Д. Ю. История домов моды. Уч. пособие для вузов. – М.: Академия, 2004. 288 с.

2. Galante P. Les annes Chanel. Paris, 1972. pp. 32 – 41. 

3. Raulet S. Art Deko Jewelery. Londqn: «Thames & Hudson», 2002. pp. 251 – 256. 

4. Cera D.F. The jewels of Miriam Haskell. Milan: Antique Collectors Club, 1997. p. 13.

Citation link

Береговая О.В. РОЖДЕНИЕ КОСТЮМНЫХ УКРАШЕНИЙ XX ВЕКА: КОКО ШАНЕЛЬ, МИРИАМ ХАСКЕЛЛ [Электронный ресурс] /О.В. Береговая //Архитектон: известия вузов. – 2007. – №1(17). – URL: http://archvuz.ru/en/2007_1/19 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 29.03.2007
Views: 69