Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №1 (17) March, 2007

Theory of architecture

Иванова Ольга Александровна

аспирант кафедры дизайна 
Научный руководитель: кандидат архитектуры, профессор В.Г. Тихов.
НГАХА

,

СЕМИОТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЫ СТОЛИЧНОГО ГОРОДА

Abstract

В статье рассматриваются особенности и закономерности формирования архитектурного образа столичных городов с позиций семиотики как метода исследования знаковых функций архитектуры, определяется значение статуса как основы образа архитектурной среды столиц. Раскрывается механизм функционирования модели семиотического каркаса столичного города – основы семиотического образа архитектурной среды столицы, а также определяются особенности функционирования знаковых систем на различных уровнях семиотического каркаса, выявляются типы семиотических каркасов столичных городов.

Keywords: архитектурный образ, семиотический каркас столичного города

Глобальные изменения политического характера за последнее столетие стали главной причиной образования значительного числа новых государств. Обретение независимости колониальными государствами Африки, Азии и Америки, распад СССР, изменение политической карты Восточной Европы обеспечили необходимость формирования геополитичских образований, способных стать центрами новых общественных, политических и экономических связей государства. Характер политических и территориальных преобразований предопределяет особенности функционирования и роста столиц, которые развиваются в особых условиях: столичный статус определяет наличие особых административно-управленческих функций города, связанных с сосредоточением высших органов государственной власти – законодательной, исполнительной и судебной. Столица, как главный город страны, концентрирует все виды общественно-политической, социально-культурной и экономической деятельности, что отражается на формировании архитектурного образа города. К образу столицы предъявляются специфические требования, связанные с главной столичной функцией – представление, презентация государства; город должен стать «визитной карточкой» страны, ее символом.

Процесс формирования образа архитектурной среды столичного города происходит под влиянием ряда факторов, обусловленных регионально-географическими, природно-климатическими и социально-политическими параметрами и характеристиками. При этом определяющим фактором является генезис, как момент зарождения и последующего развития столичного города: город изначально мог выполнять централизаторскую функцию или получить столичный статус вследствие определенных преобразований. В мировой истории города, получившие столичный статус, представлены следующими типами генезиса:

1) строительство города изначально столичного статуса на новом месте:

- при необходимости географической централизации столицы для улучшения управленческих функций (Бразилиа, Канберра);

- в результате территориального раздела государства (Чандигарх);

- для формирования столицы на нейтральной территории (Вашингтон);

2) перенос столицы в функционирующий город развивающийся естественным образом под воздействием ряда причин: -политическое переустройство государства (Берлин);

- изменение в общественном строе государства (Анкара), регулирование административно-управленческих функций (Астана);

- изменение статуса в результате политических и территориальных преобразований – обретение государствами независимости, территориальный раздел или объединение (столицы бывших союзных республик);

- переменный статус города – город два или более раз менял статус: Москва, Санкт-Петербург, Берлин, Киев, Пекин, Братислава;

- разделение функций административной и официальной столицы между двумя городами: в Республике Кот-д Ивуар функцию административной столицы выполняет город Ямусукро, официальная столица – Абиджан, также города Малайзии (Куала-Лумпур, Путраджая), Нидерландов (Амстердам, Гаага) и Филиппин (Манила, Кессон-Сити) делят столичные функции. Таким образом, генезис, как фактор, определяет особенности и этапы развития архитектурной среды столичного города, а также осуществляет непосредственно влияние на формирование выразительного образа архитектурной среды.

Применение семиотических подходов к исследованию архитектурного образа столичного города обусловлено их коммуникативно-информационной сущностью. В данном исследовании семиотика выступает как метод исследования знаковых функций архитектуры, поэтому в качестве главной составляющей образа архитектурной среды столичного города введено понятие семиотического образа среды столичного города, определяемое как система зрительно воспринимаемых знаков и символов, формирующих в сознании человека смысловую модель отражения объектов архитектуры. Для раскрытия функций и содержания семиотического образа среды столицы его структура представлена в виде модели – семиотический каркас столичного города, так как ее основа представлена в виде всеобъемлющей системы знаковых элементов и семиотических (визуальных, смысловых) связей между ними. Для выявления закономерностей формирования семиотического каркаса столичного города определены его базовые структурные элементы и характер их взаимодействия. Семиотический образ столичного города формируется элементами архитектурно-пространственной городской среды, в которых присутствуют знаки столичной семантики.

Выделены следующие группы элементов архитектурной среды столичного города, определяемых собственной функцией и геометрическим принципом построения: «линия», «плоскость», «объем», «акцент». Элемент «линия» представляет компоненты городской архитектурной среды с преобладанием параметра протяженности – оси, визуальные связи, границы, направления, дороги, тротуары. Элемент «плоскость» в архитектурной среде занимает вертикальное (ограждение, стена) или горизонтальное положение (планшет, площадка, подиум). «Объем» определяется элементом архитектурной среды, отвечающим характеристикам массы и емкости – здания, пространства площадей, скверов, улиц. «Акцент» – элемент среды с выраженной вертикальной составляющей (ориентиры, знаки, башни, вышки, арки). Каждый элемент, носитель знаковой функции, имеет свою зону семантического влияния, определяемую территорией, на которой знак (знаковая система) способен оказывать воздействие на зрителя, а также территорией, несущей смысловую нагрузку данного знака, совокупности знаков или символов.

Теоретической основой для построения модели семиотического каркаса столичного города является анализ функционирования элементов семантики столичной среды на каждом из таксономических пространственных уровней:

1. «Городской» уровень. Построение семиотического каркаса на данном уровне начинается с анализа общей формы плана города и его местоположения в общей системе городов и населенных пунктов, которое определяет особенности формирования основных композиционных осей и направлений развития и роста города, а, следовательно, и его семиотического каркаса. Композиционные оси плана формируются линейными элементами семантики столичной среды города: основными направлениями, транспортными магистралями, главными улицами, проспектами, развитыми линейными центрами, элементами ландшафта. При пересечении между собой они образуют узлы, на которых располагаются «ориентиры», формирующие своеобразную сеть из акцентов и визуальных связей. Наибольшая концентрация элементов семантики столичной среды наблюдается на территории правительственного центра общегосударственного значения, который является наиболее важной и содержательной частью семиотического каркаса.

 Структура самого центра определяется государственным строем и идеологией, но при этом сохраняются общие семиотические закономерности; разделение системы власти на законодательную, исполнительную и судебную подразумевает формирование соответствующих семантических зон.

Особенности формирования семиотического каркаса столичного города на уровне плана характерным образом проявились при осуществлении проекта новой столицы – Бразилиа. В период интенсивного развития промышленности и роста городов план столицы крупнейшего южноамериканского государства Бразилии должен был иметь в основе динамичную выразительную композицию. Лусио Косте удалось создать легко воспринимаемую и запоминающуюся композицию-эмблему, в основе которой две оси, пересекающиеся под прямым углом, образуют знак креста. Самой характерной чертой архитектурно-планировочной структуры Бразилиа является пересечение двух главных магистралей, одна из которых формирует главную ось столичного центра, вдоль которой расположены учреждения общегосударственного и городского значения, вторая связывает жилые районы. Динамичная форма плана напоминает птицу в полете или самолет, символизируя тем самым стремление к свободе (рис.1).

 

Рис. 1. Бразилиа. План

Рис. 2. Чандигарх. Схема планировки центра

 

2. «Локальный» уровень. Основа семиотического каркаса на уровне локальных городских пространственных образований характеризуется общностью функционального назначения и композиционной цельностью пространств и системой внутренних связей. В городской среде столицы, объектами данного уровня, выражающими статус города, является площадь или система площадей, главная улица или ее участки, районы и их внутреннее наполнение. Если на «городском» уровне для формирования семиотического каркаса особое значение имело расположение семантических зон столицы в системе города и выявление связей между ними, то для «локального» уровня характерно построение внутренних связей между пространственными образованиями. Так же как и в других, вновь создаваемых городах середины XX века, система общегородских центров в Чандигархе представлена в виде сквозной оси, вдоль которой группируются общественно-обслуживающие здания различного назначения. Композиционная ось города – главная магистраль разрезает город на две почти равные части и ведет к Капитолию (рис.2).

Зоны общегородских центров Дели, Вашингтона и Канберры представляют собой центральное геометрическое ядро с преобладанием линейной оси и перпендикулярных второстепенных осей. Композиция центральной части включает главный треугольник, образованный радиальными осями, на котором сосредоточено максимальное количество элементов столичной семантики (рис. 3, а, б, в). Несмотря на то, что план Бразилиа не имеет отношения к классическим планам упомянутых столиц, в составе его центра также присутствует треугольник центральной площади Трех властей, хотя в данном случае это признак композиций экспрессионизма в сочетании с семантикой столицы нового времени (рис.3. г).

а – Вашингтона б – Дели в – Канберры г – Бразилиа

Рис. 3. Схемы планировки центров столичных городов
 

3. «Объектный» уровень. Последняя ступень уровней семиотического каркаса представляет отдельные здания и сооружения, а также предметное оборудование и благоустройство, как составляющую семиотического образа столичного города. Главная определяющая функция городского пространства является основой для формирования семиотического образа объектов, заполняющих его. Временное состояние и воздействие знаковой среды позволяет отнести к элементам семиотического каркаса «объектного» уровня и детали городского праздничного или повседневного убранства, а также элементы озеленения и освещения. Объект представляет собой систему деталей-знаков, характеризующуюся общностью смысловой нагрузки, раскрывающей функцию и качественные характеристики сооружения. Особая функция символа города-столицы определяет использование образа архитектурного объекта в качестве графических, смысловых и вербальных знаков, также представляющих собой элементы семантики столичной среды «объектного» уровня как, например, башня монумента «Астана-Байтерек» в Астане – новой столице Казахстана.

Новый Административный центр Астаны образован тремя зонами, расположенными вдоль главной оси – главной, круглой и правительственной площадями (рис.4). Пересечение основных осей фиксируется главными символическими столичными объектами: символ города – башня «Астана-Байтерек», здание Резиденции Президента, арка здания Министерства энергетики. Для «объектного» уровня семиотического каркаса Астаны характерной особенностью является применение в качестве знаковых систем, наряду с современными формами западной архитектуры, элементов традиционно казахской национальной и восточной культур. Данные знаковые системы представлены в виде графических компонентов, в виде формы объекта или монументально-декоративных форм, а также могут выражаться в принципах организации пространственной среды. Именно эти знаки в совокупности с образными носителями информации о городе и государстве создают неповторимый семиотический каркас Астаны, отличный от каркаса любой другой столицы.
 

 Рис. 4. Схема планировки нового административного центра  Астаны
 

Анализ семиотических каркасов мировых столиц позволяет выявить несколько основных его типов. Данная типология основана на определении способа формирования семиотического каркаса столичного города по принципу концентрации и распределения элементов семантики столичной среды в архитектурной среде города:

1. «Непрерывный» – данный тип семиотического каркаса столичного города характеризуется последовательным или концентрированным распределением пространств столичной семантики в структуре плана. По способу расположения и взаимосвязи между пространствами столичной семантики «непрерывный» тип семиотического каркаса столичного города делится на линейно-осевой (Бразилиа, Скопье, Исламабад, Нджамена) и сгруппированный (Абуджа, Додома) типы.

2. «Рассредоточенный» тип семиотического каркаса столичного города подразумевает точечно-островное распределение пространств столичной семантики в архитектурной среде города и, в свою очередь, подразделяется на соподчиненный (Вашингтон) и многоцентровой (Дели) типы семиотического каркаса.

3. «Комбинированный» тип семиотического каркаса столичного города представляет собой синтез «непрерывного» и «рассредоточенного» типов (Астана, Ташкент).
 

Принципы построения модели семиотического каркаса столичного города, а также представленная типология определяют новый подход к изучению архитектурной среды столичных городов с позиций семиотического образа города. Материалы исследования могут быть использованы как в учебно-образовательном процессе, так и в проектной практике при формировании архитектурной среды столичных городов.

References

1. Иконников А.В. Функция, форма, образ в архитектуре. – М.: Стройиздат, 1986. – 288 с.

2. Косицкий Я.В. Архитектурно-планировочное развитие городов. – М.: Архитектура – С, 2005. – 648 с.

3. Кучмар А. Основы архитектурного формообразования (перевод с немецкого Д.Г. Копелянского). – М.: Стройиздат, 1984. – 223 с.

4. Лавров В.А. Город и его общественный центр. – М.: Стройиздат, 1964. – 192 с.

5. Линч К. Образ города (перевод с английского В.Л. Глазычева, под редакцией А.В. Иконникова). – М.: Стройиздат, 1982. – 328 с.

6. Шимко В.Т. Архитектурное формирование городской среды. – М.: Высшая школа, 1990. – 223 с.

7. Яргина З.Н. Градостроительный анализ. – М.: Стройиздат, 1984. – 224 с.

Citation link

Иванова О.А. СЕМИОТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЫ СТОЛИЧНОГО ГОРОДА [Электронный ресурс] / О.А. Иванова //Архитектон: известия вузов. – 2007. – №1(17). – URL: http://archvuz.ru/en/2007_1/2 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 29.03.2007
Views: 67