Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №1 (17) March, 2007

Arts and crafts

Shvetsov Artem Yu.

Research supervisor: Professor N.P. Chuvargina, PhD (Architecture)
Ural State Academy of Architecture and Arts,

Russia, Yekaterinburg

ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОРУЖИЯ

Abstract

Статья посвящена современному российскому художественному холодному оружию. На основе анализа исторических преобразований в оружии рассматривается вопрос о приоритете утилитарно-функционального назначения и художественности. Сравниваются отличительные черты исторических образцов отечественного оружия и изделий западных оружейников. Особое внимание уделяется художественности и сувенирности современного авторского холодного оружия.

Keywords: художественное холодное оружие, образцы отечественного и западного холодного оружия

Холодное оружие сопровождает человека всю историю его существования. Появилось оно еще в эпоху палеолита и раннего неолита и служило различным целям: предназначалось для охоты, войны, являлось спортивным или учебным снарядом, могло даже быть оберегом, сакральным символом. Однако почти все время существования человека на земле холодное оружие имело лишь строго утилитарное назначение, то есть являлось средством нанесения колющих, режущих, рубящих, ударно-дробящих ударов. История же художественного оружия насчитывает гораздо меньшее количество веков.

 Чтобы определить с большей или меньшей долей вероятности момент зарождения в истории художественного оружия, разберемся сначала с самим термином «художественный». Искусствоведческая литература определяет художественность как «меру совершенства произведения искусства. Художественность предполагает глубину, оригинальность замысла и максимальное соответствие желаемому формы его выражения, внутреннюю цельность и стройность, точный отбор тематических и композиционно- изобразительных деталей»[4, с. 532].

Появление первых образцов художественного холодного оружия можно отнести к эпохе Древнего Египта – периоду формирования государственности и художественной культуры как таковой. Такими образцами могут быть некоторые дошедшие до наших дней ритуальные ножи-кинжалы египетских жрецов или оружие фараонов. Однако основная особенность клинков этой эпохи как и в последующих культурах (греческой, римской, восточной, культуры раннего христианства и так далее) заключается в том, что они имели прежде всего утилитарное назначение. Действительно, как бы изящно и красиво не выглядел тот или иной образец холодного оружия, насколько мастерски с художественной точки зрения не была выполнена его отделка, он все равно в первую очередь являлся средством поражения цели.


 Рис.1. Кинжал и стилет. XVII в.

С появлением и становлением европейских государств и королевской власти в эпоху Средневековья начинает формироваться дворцовый этикет. Именно в этот момент времени (конец XII – начало XIII веков) художественное холодное оружие приобретает несвойственные ему до этого черты. А именно: оно становится, в первую очередь, символом чего-либо – например, монаршей власти или родовитости происхождения. Оно существует наряду с боевым, функционально-утилитарным оружием, однако, хоть и сохраняет все свои боевые качества, но для боя или охоты не используется. Такое оружие сопровождает своего владельца только в исключительных случаях, предполагающих помпезность – будь то коронация, триумфальное шествие или дворцовый прием. Таким образом происходит замещение приоритетов в холодном оружии. На первый план выходит его художественность – богатство и изящество отделки, подчеркивающие вкус владельца, оригинальность оформления рукояти и композиционно-художественное решение в целом. Функциональность же такого оружия хоть и не утрачивается, более того, ничуть не умаляется, но, тем не менее, постепенно отходит на второй план.

Несколько позднее (примерно к концу XV – началу XVI веков) появляется традиция награждать оружием, подносить его в дар. Например, холодным оружием могли наградить за особые заслуги перед монархом или государством, поднести как дипломатический подарок иностранному послу или правителю. Такое оружие косвенно отражало богатство и благосостояние страны, а также мастерство и художественный вкус оружейников той страны, в которой было произведено. Именно в этот момент времени можно говорить о происхождении такого особого вида как «сувенирное холодное оружие».


Рис. 2. Златоуст.
Наградная шпага. XIX в.

Понятие «сувенир» обычно обозначает художественно выполненное изделие, предназначенное для подарка. В качестве сувенира часто используют изделия народных художественных промыслов. Исходя из этого, можно сделать вывод, что сувенирное художественное холодное оружие – это оружие, обладающее художественной эстетической ценностью, часто имеющее четко выраженный национальный характер, в котором утилитарное назначение отходит на второй план и замещается чисто внешними композиционно-художественными характеристиками.

В России художественное холодное оружие появляется несколько позднее нежели в Европе, однако с возникновением крупнейших оружейных производств: в Москве – в XVII веке, в Туле – в XVIII веке и в Златоусте – в XIX веке оно достигает максимального расцвета. При этом российское художественное оружие? наряду с характерными и присущими только ему чертами, имеет одну существенную особенность. Как отмечает Е. Тихомирова, дело в том, что «… в России, в отличие от Европы, в оружейной отрасли не существовало понятия сувенирных изделий. Даже при создании интерьерного оружия или театральных копий русские мастера стремились применять достаточно качественные материалы и техники, сохраняя функциональные качества данного предмета» [3; 133]. В этом-то, на наш взгляд, и заключается специфика российского сувенирного холодного оружия – в нем утилитарно-функциональное назначение не замещалось и не вытеснялось общим художественным решением, но существовало наравне с ним, в единой гармонии. Именно такой подход к созданию оружия и позволил получить надежные, долговечные и в то же время высокохудожественные произведения.

В наши дни в России наблюдается значительный подъем отрасли художественного холодного оружия и все возрастающий интерес к нему как к отдельному виду искусства. После почти векового забытья оружие вновь начинает занимать положенное ему достойное место в искусстве. С конца восьмидесятых - начала девяностых годов XX века идет возрождение традиций российского оружейного дела, вырабатываются новые концепции и художественные приемы. Мастера-оружейники постоянно экспериментируют с различными сочетаниями стали клинков, материалами оформления рукоятей, эфесов и ножен. Однако современное художественное холодное оружие приобретает и новые черты, не характерные для оружия прошлых столетий. Пожалуй, самой важной из них становятся повышенные требования к художественности того или иного произведения.


Рис. 3. Нож на подставке "Non cantu, sed actu".
Владимир, 1999. Авт. И. Корнилов

Так что же такое современное художественное холодное оружие? Что можно считать таковым?

Доктор юридических наук Е. Шелковникова в статье «Трудный путь к признанию» так отвечает на этот вопрос: «Сегодня большинство оружиеведов и искусствоведов утверждают, что авторское художественное оружие только тогда можно признать таковым, когда в основу его дизайна положены некие художественные идеи. Каковы они – это уже целиком зависит от мастера, а в нашем случае художника-оружейника. И тогда в таком оружии все «работает» на проявление его художественной сути – и форма, и конструкция, и тонко подобранное сочетание материалов, и виртуозно исполненный декор. Но вместе с тем это именно оружие, а не некий объект декоративно-прикладного искусства» [5; 17].

Относительно художественных идей, заложенных в основу изделия и определяющих его ценность именно с художественной точки зрения, Е. Шелковникова абсолютно права. Здесь лишь следует дополнить, что такой доминантной идеей в современном художественном холодном оружии является не что иное, как наличие художественного образа. А вот каким он будет – это уже действительно зависит от художника и его творческого воображения. Проблема поиска художественного образа – одна из острейших тем в современном холодном оружии. Под образом понимается форма отражения, восприятия действительности с позиции определенного идеала, результат творческой деятельности, обращенный к воображению и чувству и служащий для обозначения связи между действительностью и искусством.


Рис. 4. Кинжал в ножнах "Соколиная охота"
Москва, 2004. Авт. В. Костенко, В. Сосков

Отличительной чертой современного российского художественного холодного оружия является и то, что мастера-оружейники не останавливают свое внимание только на какой-то одной конкретной художественной идее, а используют все их многообразие в полной мере, максимально раскрывая тот или иной образ.


 Рис.5. Клинок. Авт. Р. Итон

Можно отметить и еще одно отличие отечественных художников по оружию от творчества западных коллег. Европейские и американские мастера, изготовляя нож, кинжал или иной предмет холодного оружия, подходят к нему прежде всего с дизайнерских позиций. Максимальное внимание уделяется его эргономике – удобстве хвата рукой, извлечению клинка из ножен или рукояти, прочности конструкции. Понять – подходит ли вам такой клинок, можно только взяв его в руку, ощутив его. «Нож для тела» – так, по мнению автора можно определить такой вид оружия. Художественная составляющая в произведениях западных мастеров либо отсутствует совсем, либо имеет весьма вторичное значение.

В творчестве же российских оружейников априорной является задача именно художественности внешнего вида изделия, и дизайн в этом случае подчиняется именно ей. Но в то же время эргономика клинков нисколько не противоречит требованиям, предъявляемым к холодному оружию в целом. И художественная идея, и дизайн, равно как и функциональность, являются равными составными частями единого целого – современного российского художественного холодного оружия. И воспринимается такое оружие, его эстетичность и красота прежде всего взглядом – то есть уже визуально можно определить, нравится ли нам тот или иной предмет. «Нож для души».

Еще одной отличительной чертой современного российского художественного холодного оружия, в отличие от образцов прошлых столетий, становится наметившаяся с конца девяностых годов XX века тенденция – стремление к сувенирности. При этом термин «сувенир», к уже имеющемуся, приобретает и дополнительное значение. Теперь это не просто «изделие для подарка», но еще и часть интерьера, акцентирующая его, и настольная многофункциональная композиция, и выражение личного кредо владельца. Однако при всем при этом утилитарно-функциональное назначение клинка не теряется (оно может лишь быть «завуалированным»), а отходит на второй план, уступая место оригинальности творческого замысла художника.


Рис. 6. Нож кабинетный "Хранитель".
Тула, 2005. Авт. В. Бутовский,
К Филатов, А. Курбатов

Таким образом современное российское художественное холодное оружие представляет собой абсолютно самостоятельный вид авторского искусства и при этом, зародившись совсем недавно, оставляет огромное поле для деятельности как практиков, так и теоретиков. Будучи уникальным явлением мировой художественной культуры, оно гармонично сочетает в себе утилитарно-функциональное назначение, дизайн, моменты скульптурной мелкой пластики, зачастую создает вокруг себя целостные композиции, становящиеся ансамблем, и наконец превращается в «театр», где играют роли все ювелирные методы и приемы.


Рис.7. Настольная композиция "Графиня шереметьева"
из авторского цикла "Серебряный век".
Москва, 2004. Авт. В. Тимофеев, В. Сосков

Заключение

За всю историю своего существования холодное оружие очень часто становилось объектом внимания художников-оружейников. Первоначально, и это довольно большой исторический пласт, холодное оружие априорно имело функционально-утилитарное назначение, художественность была лишь вспомогательным средством для подачи формы. Замещение приоритетов утилитарного назначения и художественности начинает происходить в конце XII – начале XIII веков, а несколько позднее оружие приобретает и черты сувенирного. В России художественное холодное оружие тесно связано со становлением крупнейших оружейных заводов в Москве, Туле, Златоусте. Особенностью этого исторического периода является то, что приоритеты между художественностью в оружии и функциональностью не расставлялись, а сосуществовали на равных, становясь единым целым. В современной России авторское художественное холодное оружие выделилось в самостоятельный вид искусства. Однако повышаются и требования, предъявляемые к его художественности. Так, например, достаточно остро стоит проблема поиска художественного образа или идеи, ее решение становится ключевой задачей в создании современного холодного оружия. Особенностью современного российского художественного оружия является то, что оно имеет ряд принципиальных отличий, как от европейских и американских аналогов, так и от всего исторического наследия в целом.

References

1. Ефимов Ю. Г. Рыцарский зал. Государственный Эрмитаж, 2003.

2. Керцман Д. Изготовление ножей. ЗАО «Омега», издание на русском языке, 2006.

3. Тихомирова Е. Стальное искусство. Золотой блеск эпохи. ООО «Бук Хаус» – Москва, 2004.

4. Чернецова Е. М. Искусство. Словарь-справочник.– М.: Библиотека Ильи Резника, 2002.

5. Шелковникова Е. Трудный путь к признанию.// Прорез 2005/1.

Citation link

Швецов А.Ю. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОРУЖИЯ [Электронный ресурс] /А.Ю. Швецов //Архитектон: известия вузов. – 2007. – №1(17). – URL: http://archvuz.ru/en/2007_1/20 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 29.03.2007
Views: 65