Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №1 (17) March, 2007

Arts and crafts

Shvetsov Artem Yu.

Research supervisor: Professor N.P. Chuvargina, PhD (Architecture)
Ural State Academy of Architecture and Arts,

Russia, Yekaterinburg

ПРОБЛЕМА ПОИСКА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА В СОВРЕМЕННОМ СУВЕНИРНОМ ХОЛОДНОМ ОРУЖИИ

Abstract

Статья направлена на изучение проблемы поиска художественного образа и авторской идеи в современном холодном оружии России. В статье проводятся исторические параллели с оружейным искусством прошлых столетий. Рассматриваются наиболее часто используемые виды композиционного решения и тенденции дальнейшего развития авторского холодного оружия. Предлагаются возможные варианты воплощения идеи через пластическое решение тех художественных образов, виды которых редко встречаются в холодном оружии.

Keywords: авторское современное художественное холодное оружие России

Современное холодное оружие, выделяясь в самостоятельный вид искусства и становясь предметом особого внимания искусствоведов, сталкивается с трудностями уже на начальном своем этапе – проектировании. Как отмечает большинство искусствоведов и оружиеведов, художественным в современных условиях можно признать только такое оружие, в основу дизайна которого положены некая авторская художественная идея или образ. Каким этот образ будет, уже целиком зависит от самого художника-оружейника. Исходя из этого, можно утверждать, что поиск художественного образа в холодном оружии становится наиважнейшей, основной задачей, как теоретиков, так и практиков этого вида искусства.


Рис.1. Настольная композиция "Мастер и Маргарита".
Москва,2003. Авт. Г. Соколов.

Берясь за создание своего изделия, начиная проектирование и решая, какой художественный образ в него заложить, какую идею выразить, автор сталкивается с определенными трудностями. Во-первых, художник вынужден в большей или меньшей степени исходить из исторического типа, разрабатываемого им клинка, который заранее определяет как общую форму, так и соотношение частей, элементов и декора данного оружия. Историцизмом определяются возможные длина, ширина, толщина полотна клинка, размер и объем рукояти, пропорциональное отношение рукояти к полотну, наличие и форма гарды, а зачастую, и поверхности, покрываемые декором. Во-вторых, художник весьма ограничен и характером образов, сюжетных тем, которые можно использовать в холодном оружии, да и все они уже были использованы в большей или меньшей степени еще до него.


Рис.2. Нож интерьерный "Маленький капрал".
Москва, 2004. Авт. Ю. Власов, Г. Копылов

Зажатый в такие тесные рамки, художник (к сожалению, достаточно часто) идет по пути наименьшего сопротивления – берется лишь за авторское оформление, украшение оружия, работая только внутри формы. Саму же форму исторического типа клинка автор не подвергает никаким изменениям, не пытаясь ее анализировать и увидеть образ уже в ней. Такое холодное оружие оружиеведы называют «одетым в рубашку» – то есть оформленным. Не будем критиковать такой подход к художественному решению, однако нам он представляется менее интересным, чем другие возможные варианты.

Каким же образом художник может выразить свою творческую идею, концепцию, чтобы она из рамок исторической традиционности перешла в разряд новаторства, стала уникальной, характерной чертой, присущей только данному автору?

Обратимся к истории. Попытки образного пластического решения внешнего вида холодного оружия можно проследить еще с древнейших времен. Особый интерес для искусствоведов представляет оружие древних скифов. В дошедших до наших дней образцах с VI века до н.э. по III век н.э., в первую очередь, сугубо утилитарного назначения, можно отметить высокое мастерство проработки и изящество форм в воплощении художественных образов. Традиционным для скифского оружия, как и скифского искусства в целом, является использование анималистического (зооморфного) образа, вплетенного и поддержанного канвой растительного орнамента. Реже используются антропоморфный и фантазийный образы, что можно объяснить, по всей видимости, основным родом деятельности скифских племен – охотой. Часто использование художественной пластики в декоре оружия перерастает в целые сюжетные композиции. Так, например, характерны сцены терзания.

При доскональном изучении и «интерпретации образов учитываются размещение на категории вооружения, расположение на конструктивном элементе вещи, поза животного, характер композиции с его участием, степень распространенности в декоре каждой категории»[1;146]. Скифские художники в работе с объектом использовали и элемент стилизации, придавая ему пластическую выразительность и сохраняя анатомические особенности.


Рис. 3. Настольная композиция
"Черная пантера". Москва, 2004.
Авт. В Костенко, Е. Асеев

Особый интерес с научной точки зрения представляет то, что художественный образ в скифском оружии всегда был лишь частью, но не произведением в целом и не оказывал влияния на его общее формообразование. Но, тем не менее, теперь, спустя тысячелетия, взглянув на образ, воплощенный мастерами этой культуры, а не на все художественное произведение, мы с уверенность можем определить его скифское происхождение. Образ в этом случае становится знаком, определенным символом всей скифской культуры, выразительным средством, связующим прошлое и настоящее, а не только частью произведения.


Рис.4. Кинжал (историческая фантазия)
"Сумрак Арагона". Москва,2005. Авт. Г. Соколов

В своей статье «Символ, оберег и защитник» Валентин Тимофеев, принимая во внимание аспект художественного образа, пишет, что «Россия – родина авторского оружия и пока единственная страна, в которой оно создается»[3;11]. Да, действительно, на сегодняшний день только российские мастера-оружейники, создавая произведение, используют сложное пластическое решение того или иного художественного образа, но с тем, что Россия является родиной авторского художественного оружия, согласиться трудно.

 Если скифов с определенной долей натяжки и можно отнести к предкам славян, то уж европейская культура XVII века – это вполне самостоятельное искусство. Образцы холодного оружия, поднимающиеся до воплощения художественного образа, где бы образ был основой всего формообразования, хоть не часто, но встречаются. Примером тому может служить итальянский стилет конца XVII века, рукоятью которого служит антропоморфный образ, а киллоны гарды выполнены в виде змей – то есть несут в себе черты зооморфной пластики. При этом змеи, которыми формообразована гарда, причудливо сплетаются с телом человека – рукояти клинка, создавая единую пластическую зоо-антропоморфную композицию. Это уникальное произведение явно принадлежит только одному автору, неся в себе его творческое восприятие образа.


 Рис. 5. Нож кабинетный "Таис".
Москва, 2003. Авт. А Корешков

В российском же оружии XVII – XX вв., как и в большинстве западных и восточных образцов, художественная пластика, как формообразующая компонента, при его создании почти не использовалась. Исключением можно считать лишь использование животного или антропоморфного образа в общей орнаментальной композиции на плоскости клинков сабель, шпаг, охотничьих тесаков и другого оружия. Но основным в этот период времени был растительный декор на рукоятях, навершиях и гардах, геометрический и растительный декор на полотне клинков. Таких произведений, где бы художественный образ был его доминантой, не встречается. Обусловлено такое явление расстановкой приоритетов – утилитарное назначение оружия существовало наравне с общим художественным решением, и поэтому образ не мог и не должен был заменить функциональность клинка.

В современной России в связи с новыми требованиями, предъявляемыми к художественности холодного оружия, возрожденного после почти векового забытья, появилась необходимость изыскивать новые средства для выражения авторской идеи. Примерно с конца девяностых годов XX века художники, изучив исторические основы формообразования образцов оружия и традиции мастеров прошлого, вплотную подошли к вопросу поиска художественного образа, как к основному элементу в проектировании своих изделий. Желание добиться неподражаемой индивидуальности, присущее каждому художнику, дало целый ряд уникальных работ, в которых по-разному раскрылось авторское видение композиционного решения. Причем особого внимания заслуживает тот момент, когда, стремясь выразить авторскую идею, мастера-оружейники достигают новаторских решений в пластической подаче образов, закладывая в них как смысловое, так и эмоциональное значение. В некоторых произведениях весьма удачно удается подать образ как символ, знак той или иной эпохи, периода, народа.


 Рис.6. Нож на подставке "Чертополох".
Москва, 1998.
Авт. Г. Копылов 

В проектировании художественного оружия, как и в любом другом виде искусства, воплощение образа в материале и восприятие его окружающими тесно связаны с авторской идеей. Под идеей принято понимать авторскую концепцию мира и человека в нем, отношение к изображаемой действительности с позиции эстетического идеала. «Идея – это основная мысль произведения, определяющая его содержание и образный строй» [4;166]. Образ – это форма отражения, восприятия этой действительности, результат творческой деятельности, обращенный к воображению и чувству. Иными словами, произведение художника-оружейника – это средство его общения с окружающим миром, своеобразный язык, с помощью которого он выражает свои мысли и чувства. Важным моментом здесь является доступность общему пониманию этого языка, его красота, богатство, разнообразность – а это зависит только от самого автора и его творческих способностей.

Выражая свою творческую мысль, современные художники наиболее часто обращаются к пластическому решению зооморфного и антропоморфного образов, при этом используя такие способы его передачи как:

1) точное отображение внутренних и внешних анатомических особенностей, подчеркивающих внутренний характер изображаемого объекта;

2) условное изображение лишь самых характерных черт объекта;

3) подача образа через пластику изделия в целом и поддержка его какой-либо характерной деталью.


 Рис.7. Эфес шпаги "Парус".
Златоуст "ЛиК", 2003 .
Авт. А. Лохтачев, Н. Лохтачева, Д. Лохтачев

Часто такие изделия перерастают в целые интерьерные композиции – настенные, напольные или настольные. Одним из новаторских решений в искусстве современного художественного холодного оружия становится переход биоморфного (растительного) образа из плоскостной орнаментики в формообразующую объемную пластику. Посредством этого решения становится возможным передавать то или иное явление природы, выражая через него авторское восприятие, отношение к нему, эмоции с ним связанные. Эта возможность в современном оружейном искусстве лишь начинает раскрываться и имеет интересные перспективы развития в будущем.

Вообще же в поиске художественного образа на сегодняшний день еще не раскрылась вся его многозначность. Концентрируя свое внимание на вышеперечисленных трех видах образа и пытаясь найти их новые выразительные решения, современные художники по оружию зачастую оставляют без внимания такие виды как образ-овеществление, очеловечивание, образ-ассоциация, аллегория. Очень редко используются образ-метафора и олицетворение. Применение такой многозначности образов на практике может дать в дальнейшем ряд оригинальных и интересных образцов сувенирного художественного холодного оружия, а также пополнить теоретический материал искусствоведов и оружиеведов.
 

References

1. Кокорина Ю. Г. Декор скифского оружия VII – IV вв. до н. э.: изобразительные традиции, организация декора и семантика образов: Дис. ... канд. ист. наук: 07.00.06. / Ю. Г. Кокорина – М., 2003 – 322. с. ил.

2. Семенищева О. А. Экзамен по искусствоведению. Учебное пособие для вузов. / О. А. Семенищева. – М. : ООО Приор-издат, 2005 – 112 с.

3. Тимофеев В. Символ, оберег и защитник. / В. Тимофеев. // Оружие. Авторское холодное художественное. – 2005. – № 12. – С. 8 – 25.

4. Чернецова Е. М. Мировое искусство. Энциклопедический словарь. / Е. М. Чернецова.– М. : Вече ОЛИСС, 2005. – 576 с. ил.

Citation link

Швецов А.Ю. ПРОБЛЕМА ПОИСКА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА В СОВРЕМЕННОМ СУВЕНИРНОМ ХОЛОДНОМ ОРУЖИИ [Электронный ресурс] /А.Ю. Швецов //Архитектон: известия вузов. – 2007. – №1(17). – URL: http://archvuz.ru/en/2007_1/21 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 29.03.2007
Views: 68