Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №1 (17) March, 2007

Theory of architecture

Хо Хай Нам

аспирант.
Научный руководитель: доктор архитектуры, профессор С.П. Заварихин.
СПБГАСУ

,

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ ФРАНЦУЗСКОЙ КОЛОНИАЛЬНОЙ АРХИТЕКТУРЫ ВО ВЬЕТНАМЕ

Abstract

В статье рассматривается типология стилистических предпочтений в архитектуре Вьетнама периода французской колонизации. Выделяется ведущая стилистическая группа европейской ориентации (разнообразные неостили, стилистика ар-нуво и архитектуры французских провинций) и меньшая по значимости группа, включавшая в себя кроме местных также раннеколониальный и индокитайский «стили».

Keywords: архитектура Вьетнама, стилистика архитектуры французских колоний и провинций

В своей многотысячелетней истории наиболее активное внешнее воздействие вьетнамское зодчество испытало в семидесятилетний период французской колонизации, завершившийся в 1945 г. Этот период ознаменовал начало современного этапа архитектуры и градостроительства Вьетнама.

Ко времени своего «прихода» во Вьетнам французская архитектура находилась в стадии эклектизма и стилизаторства. Кроме того, французские зодчие уже имели опыт создания «колониальных стилей» в других странах и поэтому были готовы к формированию вьетнамского варианта европейской архитектуры. В этом процессе – эклектическом в своей основе – участвовали и новые местные «стили», возникшие в результате поиска архитектурного эквивалента изменившихся условий жизни и деятельности коренного населения.

Как и в европейской архитектурной практике, здания государственных учреждений во Вьетнаме выполнялись обычно в формах неоренессансной, необарочной или неоклассицистической стилистики, культовые сооружения – в «средневековых» формах, а торговые здания и учреждения культуры – преимущественно в формах неоклассицизма или ар-нуво. В совокупности все они образуют стилистическую группу европейской ориентации. Вторую – меньшую по значимости – группу образуют раннеколониальный, индокитайский и другие местные «стили».
 

Неоренессансная стилистика

В колониальных государствах второй половины XIX века неоренессансная стилистика имела статус официальной, обязательной для зданий управления и власти. Высокое качество проектирования и осуществления выдвинули эти здания в разряд лучших архитектурных произведений Вьетнама колониального периода.


 Рис.1. Гранд-театра в Ханое. Арх. Lagisce,1902

Здание Гранд-театра в Ханое было построено в 1902 г. по проекту архитектора Lagisce. В соответствии с выбранной стилистикой здание строго симметрично относительно продольной оси, главный фасад выделен ордерным портиком, боковыми ризалитами, развитым профилированным карнизом, надкарнизной балюстрадой и широкой торжественной лестницей. Рустованное подножие позволяет создать впечатление облегчения стены снизу вверх, а тяжелый карниз зрительно останавливает эту динамику, создавая образ напряженной статики фасада. Внушительность и значимость здания усиливается применением «большого» (на всю высоту фасада) ордера с ионическими колоннами на высоких постаментах. О стилистике неоренессанса говорят также картуши над угловыми окнами и лантерна на коньке крыши. Кроме этого неоренессансная стилистика Гранд-театра была усложнена, дополнена чертами модерна (форма металлических боковых козырьков, покрытых цветным стеклом) и барокко (люкарны на угловых куполах, сложная лепнина, украшающая порталы, метопы и триглифы, изогнутые лестницы и барочные росписи в интерьере).
 

Стилистика необарокко

В европейской архитектурной практике отдельные формы барокко широко использовались на фасадах городских жилищ и общественных зданий, выполненных в различных стилях, включая неоренессанс и французский классицизм. Однако в колониальной архитектуре стилистика барокко проявляла себя очень ограниченно. Во Вьетнаме среди небольшого числа таких объектов выделяется здание муниципалитета Сай-Гона, построенное в 1908 г. по проекту архитектора Cardes.


Рис. 2. Здание муниципалитета Сай-Гона. Арх. Cardes,1908

Симметричное в плане здание муниципалитета имеет акцентированную центральную часть главного фасада. Кроме двухъярусной арочно-ордерной лоджии, фланкированной ризалитами, этот акцент создается активным трехчастным завершением входной композиции (часовая ярусная башня над лучковым разорванным фронтоном, высокие «хоромные» крыши с угловыми «пинаклями»), а также надконьковым металлическим декором, надоконными картушами ризалитов, лепными замковыми надарочными композициями.
 

Стилистика французского классицизма

В рассматриваемый период эстетика французского классицизма была свойственна большинству объектов общественного, особенно государственного значения, чему способствовала монументальная строгость стиля, его эмоциональная предсказуемость и сдержанность. Тем не менее, его «колониальная версия» допускала использование элементов других стилей. Характерный пример такого рода – здание Верховного суда.

 Здание Верховного суда – одно из самых значительных вьетнамских сооружений в стиле французского классицизма. Оно было построено в Ханое в 1898 г. по проекту архитектора Auguste Henri Vildieu. В соответствии со стилистикой, наиболее характерной чертой архитектурного облика здания является крытая черепицей высокая мансардная крыша со множеством люкарн. Но эта архаичная форма была осуществлена по-новому – на металлическом каркасе. Строгость французского классицизма в этом здании проявляется не только в некоторой сухости и жесткости форм, но и в использовании «большого» дорического ордера.
 

Стилистика неоклассицизма

Европейский неоклассицизм рубежа веков соединял в себе элементы и тектонику зодчества эпох Возрождения и классицизма. В то же время он допускал «осовременивание» традиционных форм и использование новых строительных материалов – железобетона и металла. Во Вьетнаме колониального периода одним из наиболее характерных примеров неоклассицизма является здание Индокитайского банка.

 Здание Индокитайского банка было построено в 1925 – 1930 гг. в Ханое по проекту французского архитектора Trouver. Функция здания предопределила его план, где центральное место занимал большой операционный зал с антресолями. Представительность экстерьеру и интерьеру здания придает высокий двусветный вестибюль, покрытый ярусным куполом. Боковые симметричные крылья главного фасада выполнены в виде колонных портиков, что значительно укрупняет архитектурный масштаб этого невысокого здания. Классический ритм оказался более значимым для образа банка, чем классические детали, которые выполнены в упрощенной манере. Так, карниз решен в простых, непрофилированных формах. Конструктивный каркас здания выполнен из железобетона. Роль декора вообще сведена к минимуму. Все это соответствует вкусам и архитектурной направленности «авангардных» двадцатых годов.
 

 Неороманская стилистика


Рис. 3. Нотр-Дам в Сай-Гоне. Арх. Bourad,1877–1880

«Романские» формы в архитектуре Вьетнама находили применение только в католических храмах и монастырях, которые строились в городах и деревнях по всей стране.

Нотр-Дам в Сай-Гоне был построен в 1877 – 1880 гг. архитектором Bourad, победившем на конкурсе проектов. Сравнительно небольшая по величине и традиционная по композиции, эта пятинефная базиликальная церковь из марсельского терракотового кирпича входит в число самых красивых храмов во французских колониях. Ее архитектурная значимость усиливается расположением на самом высоком месте города. Позднероманские формы сооружения отличаются определенным изяществом и окрашены некоторым влиянием готической и ренессансной архитектуры.
 

Неоготическая стилистика

Готические архитектурные формы, так же как и романские, проявляли себя во Вьетнаме колониального периода лишь в католических храмах. Наиболее характерной постройкой здесь является церковь St. Joseph, сооруженная в 1884 – 1886 гг. в Ханое. Ее отличают внушительные размеры (высота более 30 м, габариты плана 60х20 м). Архитектурные формы сооружения можно характеризовать как стиль «примитивной готики»: непропорционально массивные многоярусные башни без шпилей фланкируют зажатый между ними входной портал под треугольным фронтоном. Своеобразными опознавательными знаками готической стилистики являются стрельчатая арка входа и окно-роза. На главном фасаде размещена только одна фигура святого. Остальные ниши заняты узкими стрельчатыми окнами. Контрфорсы без аркбутанов примыкают непосредственно к боковым стенам собора.


Рис. 4. Церковь St. Joseph в Ханое, 1884–1886

Стилистика ар-нуво

Архитектурные формы ар-нуво стали применяться во Вьетнаме лишь с конца 1920-х гг. Это направление принесло с собой новое отношение к плану и его связи с фасадами (здесь уже сказывалось опосредованное влияние функционализма) и новое (отрицательное) отношение к историческим формам зодчества. Стали распространяться каркасные конструкции. Популярными становились металлические входные козырьки с цветным стеклом, рожденные творчеством известного французского архитектора Гектора Гимара еще в конце XIX в.

Наиболее интересным примером вьетнамской версии ар-нуво является здание Ханойского отдела коммерции (Hotel de la Chamdre de commerce de Hanoi). Здание (ныне Международный почтамт) было построено в 1930-х гг архитектором Gerutti в исторической зоне, близ берега озера Хоан-Кием (Hoan Kiem), в углу двух улиц. Своеобразие архитектурного облика постройки – в сочетании стилистики ар-нуво (форма скругленных окон) с формами неоклассицизма (четыре колонны «большого ордера»). Фоном для колонн служит остекленная стена с прямоугольной сеткой переплетов. Этот контраст приемов характерен для парадоксальной стилистики ар-нуво и нарождавшегося тогда ар-деко.
 

Стилистика архитектуры французских провинций

Эта архитектурная направленность в колониальном Вьетнаме была характерна для многих учебных заведений и частных вилл. Отвечая «ностальгическому» социальному заказу новых хозяев страны, французские архитекторы и вьетнамские зодчие строили так, как это было принято в различных провинциях Франции – Нормандии, Провансе или Савойи.

Виллы, построенные в северофранцузском духе, отличаются активной сложностью крыш с высокими трубами, ясной дифференциацией главных и второстепенных объемов. Фасады ритмически развиваются в высоту. Архитектурные детали тоже повторяются, придавая фасадам необходимую декоративно-пластическую целостность.


Рис. 5. Вилла в Далате, 1920

Архитектура рубежа веков в центральной Франции отличалась свободной асимметрией планов и объемов, средним выносом крыш, ритмическим изменением элементов фасада по вертикали. «Плотность» фасадного декора меньше, чем в северофранцузских зданиях, но сам декор более изыскан и концентрировался в основном вокруг оконных проемов и балконов.

Жаркий и сухой климат юга Франции обусловил небольшой свес крыш, но при этом предопределил большие размеры такого обязательного элемента как веранда. Стены обычно ничем не облицовывали, тем более, что весьма значительную часть фасадов занимали оконные проемы. Композиция зданий, как правило, ритмически развивалась по горизонтали.

Здания в «стиле» французских колоний строились на всей территории Вьетнама, но больше всего в курортных городах, таких как Сапа (Sapa), Да-Лат (Dalat), где климат отличается европейской умеренностью.
 

«Раннеколониальный стиль»

Эта своеобразная стилистика была характерна для многих французских построек (казарм, домов для офицеров, госпиталей, других общественных зданий) в начальный период колонизации Вьетнама, когда экономические и социально-политические условия ограничивали свободу архитектурного творчества. Сооружения 1870 – 1880-х гг. отличались простотой прямоугольного (как правило) плана, обязательностью устройства периметральных галерей шириной 2,5 – 3,5 м и шагом поддерживающих колонн 4 – 5 м. Проемы, как правило, имели арочную форму. Кровельный материал – черепица, шифер (ardoise) или листовое железо.

Фасадный декор в раннеколониальный период отличался сдержанностью, даже аскетизмом и, как правило, «выбирался» из арсенала классицизма (ордерные пилястры и колонны, профилированные карнизы, рустованные стены, треугольные фронтоны над главным входом).

Большинство зданий раннеколониального периода в дальнейшем были снесены или реконструированы. Из сохранившихся построек характерны построенное в 1885 г. здание командования французскими артиллерийскими войсками (ныне военный музей) и госпиталь Дон-Туй (Don Thuy) (1875 г., архитектор Varaigner) в Ханое, казарма французских войск на территории концесии в Хюэ.
 

«Индокитайский стиль»

Второй этап французской колониальной политики во Вьетнаме, начавшийся в 1920 гг., привел к преодолению монополизма классических форм в архитектуре. Стали преобладать поиски новых специфических форм, в которых бы сочетались местные архитектурные, культурные традиции с реалиями и возможностями современности, в том числе новой техники. В подобной «индокитайской» стилистике с 1920 по 1945 гг. было построено большое число объектов. У истоков этого «стиля» стоял французский зодчий Ernest Hebrard, хотя отдельные попытки синтезирования европейских и азиатских архитектурных форм встречались и ранее. Примерами здесь могут служить здание штаб-квартиры кораблестроительной фирмы Messageries Maritimes (1862 г.) в Сай-Гоне и вокзал Да-Лат (1920 г.) в Да-Лате.

Творческие идеи и установки Hebrard оказали большое влияние на французских архитекторов, работавших в Индокитае в период с 1930 по 1945 гг. Среди них Leo Craste (Сай-Гон), Arthur Kruse и Louis Georger (Ханой).

Особенностями «индокитайского стиля» являются разнообразие форм крыш, покрытых черепицей, активное применение солнцезащитных устройств и декор, заимствованный из практики зодчества Вьетнама, Индии, Камбоджи, Лаоса и Китая. При этом внутреннее пространство строго функционально, а современные железобетонные и металлические конструкции позволяли возводить даже многоэтажные здания.


Рис.6. Музей Louis Finot в Ханое. Арх. Ernest Hebrard,1928–1932

«Индокитайский стиль» повлиял на дальнейшее развитие вьетнамского зодчества, помог сохранить традиционные ценности в период бурного внедрения современных архитектурных форм и концепций. Сооружения этого «стиля» вошли в состав ценного архитектурного наследия Вьетнама. Среди них здание финансового управления в Ханое (1925 г.), музей в Сай-Гоне (1926 – 1929 гг., архитектор De Laval), музей в Ханое (1932 г., архитектор Ernest Hebrard).

Таким образом в колониальный период в вьетнамской архитектуре произошло многозначное по своим последствиям столкновение и последующее взаимодействие восточных и европейских культурных традиций. Внедрение европейского зодчества проявилось в большом количестве локальных «стилей», эклектичных в своей основе. Большая часть из них имела сугубо европейские архитектурные корни (неоренессанс, необарокко, «ранний французский классицизм», неоклассицизм, «неороманский стиль», «неоготика», стилистика ар-нуво, стилистика архитектуры французских провинций, раннеколониальная архитектура). Традиции юго-восточного зодчества активно себя проявляли в «индокитайском стиле». Каждое стилистическое направление в архитектуре колониального периода оставило значительные примеры своего осуществления, составляющие теперь ареал ценного архитектурного наследия страны. Его культурообразующее и формотворческое влияние на современность весьма значительно и плодотворно.

References

1. Нгуен Динь Тоан. Вьетнамская архитектура через династии. Строительное издательство. Ханой, 2002.

2. Тон Тхат Дай. Архитектурные направления во Вьетнаме с конца ХIХ в. до конца ХХ в. Канд. диссертация. Ханойский строительный институт. Ханой, 1988.

3. Ле Тхань Щон. Культурная интерференция в вьетнамской архитектуре с середины ХIХ в. до середины ХХ в. // Архитектурный журнал. Ханой, 1999.

Citation link

Хо Х.Н. СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ ФРАНЦУЗСКОЙ КОЛОНИАЛЬНОЙ АРХИТЕКТУРЫ ВО ВЬЕТНАМЕ [Электронный ресурс] /Х.Н. Хо //Архитектон: известия вузов. – 2007. – №1(17). – URL: http://archvuz.ru/en/2007_1/6 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 29.03.2007
Views: 67